Методическая разработка родительского собрания "Мама, папа, я - читающая семья"
методическая разработка (1 класс)
Разработка посвящается проблеме осознания родителями значимости чтения для личного развития ребёнка. Адресована учителям начальных классов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskaya_razrabotka_roditelskogo_sobraniya.docx | 31.94 КБ |
Предварительный просмотр:
Методическая разработка родительского собрания
«Мама, папа, я – читающая семья»
Пояснительная записка
Методическая разработка родительского собрания с использованием активных методов работы с родителями «Мама, папа, я – читающая семья»
посвящается проблеме осознания родителями значимости чтения для личного развития ребёнка; способствует формированию потребности детей в систематическом чтении, достижению необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности, общего речевого развития, т.е. овладению техникой чтения вслух и про себя. Методическая разработка родительского собрания «Мама, папа, я – читающая семья» адресована учителям начальных классов. Родительское собрание целесообразно проводить в 1 полугодии 1 класса. Умение читать – одно из самых важных навыков, способствующих успешному усвоению знаний. На первой ступени обучения технике чтения уделяется довольно много внимания. Это не удивительно, ведь именно в этот период и формируется темп чтения. Особенно тщательно техника чтения отслеживается в 1 классе. В этот период чтение выступает объектом усвоения. У первоклассников проверяется:
- сформировался ли способ чтения по слогам;
- насколько происходит осознание общего смысла прочитанного текста;
- понимает ли ребенок, что означают отдельные слова и предложения;
- соблюдаются ли паузы, отделяющие предложения.
В 1 полугодии технику чтения можно не проверять. На конец 2 полугодия у ребенка должно быть сформировано осознанное, правильное чтение. Простые слова прочитываются целым словом. Допускается слоговое чтение многосложных слов. В 1 классе оценки не ставятся, ученик либо «справился», либо «не справился» с заданием. Согласно ориентировочным показателям ФГОС, скорость чтения в 1 классе должна составлять:
в 1 полугодии – 25-30 слов в минуту;
во 2 полугодии – 30-40 слов в минуту.
Навыки и основы чтения закладываются в 1 классе. Поэтому в этот период крайне важно обращать особое внимание на успехи малышей в школе, с целью оказания им своевременной помощи в случае отставания.
Цель и задачи методической разработки
Цель:
в процессе взаимодействия родителей с детьми способствовать повышению уровня читательской компетентности обучающихся.
Задачи:
1.Показать родителям приёмы и методы приобщения ребёнка к чтению.
2.Содействовать воспитанию любви к чтению у младших школьников и их родителей, приобщение к семейному чтению.
Содержание
Сейчас мы с вами будем здороваться, но делать это мы будем необычным способом!
Я предлагаю поздороваться всем тем,
- кто родился зимой, летом, весной, осенью,
-кто пришел с хорошим настроением.
Скажем «Здравствуйте» руками!
Скажем «Здравствуйте» глазами!
Скажем «Здравствуйте» мы ртом –
Станет радостно кругом!
Радостно от того, что мы с хорошим настроением собрались сегодня на необычное родительское собрание вместе с детьми для серьезного разговора.
Здравствуйте! Спасибо вам, уважаемые родители, за то, что вы нашли время и пришли на эту встречу. Класс разделён на 4 сектора (группы), родители и дети распределяются по желанию.
Прочитайте, пожалуйста, текст.
По рзелульаттам илссеовадний одонго анлигйсокго унвиертисета, не иеемт занчнеия, в кокам пряокде рсапожолены бкувы в солве. Галвоне, чотбы преавя и пслоендяя бквуы блыи на мсете. Осатьлыне бкувы мгоут селдовтаь в плоонм бсепордяке, все рвано ткест чтаитсея без побрелм. Пичрионй эгото ялвятеся то, что мы не чиатем кдаужю бкуву по отдльнотси, а все солво цликеом.
Кто не смог прочитать этот текст? Почему?
По результатам исследований одного английского университета, не имеет значения, в каком порядке расположены буквы в слове. Главное, чтобы первая и последняя буквы были на месте. Остальные буквы могут следовать в полном беспорядке, все равно текст читается без проблем. Причиной этого является то, что мы не читаем каждую букву по отдельности, а всё слово целиком.
Сегодня мы поведём разговор о книге, её ценности для каждого человека, узнаем приёмы и методы приобщения ребёнка к чтению.
Тема собрания: «Мама, папа, я – читающая семья»
Дорогие родители! Пусть не удивляет вас идея посвятить классное родительское собрание детскому чтению. Эта тема тесно связана с вашей главной заботой об образовании ваших детей, об их успешной учебе, адаптации в быстро меняющемся мире, их конкурентоспособности на рынке труда в будущем. Всем вам, родителям, хочется, чтобы ребенку сопутствовала удача, чтобы он не был отстающим в среде сверстников, чтобы его уважали и ценили другие. Хочу начать наше собрание со слов Ричарда Баха: «Всё, чего я достиг в жизни, стало возможным благодаря книге». Но как этого добиться? Мировой опыт подсказывает: надо как можно раньше приобщать ребёнка к книге и чтению. Сегодня на собрании я вам предлагаю подумать над проблемой детского чтения и в конце сделать вывод.
Обратите внимание на доску, рисунки детей. Ребята тоже готовились к собранию и поделились с нами своими знаниями о героях различных сказок и рассказов. По рисункам можно уже отметить, что читает нынешнее молодое поколение.
Как вы думаете, уважаемые родители, что такое чтение?
Чтение – это важнейший способ освоения базовой социально-значимой информации – профессионального и обыденного знания, культурных ценностей прошлого и настоящего, сведений об исторических и текущих событиях. Чтение является самым мощным механизмом поддержания и приумножение богатства родного языка.
Ваши дети научились читать! Однако, напрасно вы думаете, что теперь они возьмут книгу, сядут в уголок и начнут с интересом читать. Ничего подобного! Ваши дети пока не могут получить удовольствие от собственного чтения. Хотите, чтобы они читали быстро, правильно, выразительно? Грамотный читатель должен обладать хорошей техникой чтения.
Быстрому чтению препятствуют следующие факторы:
неправильное дыхание при чтении;
плохая артикуляция, слабый уровень владения речевым аппаратом;
возвратное движение глаз (регрессия);
малое поле зрения;
неразвитая антиципа́ция ( смысловая догадка);
плохая память;
неустойчивое внимание.
Каждая из перечисленных причин может оказывать влияние на технику чтения.
Тренинговые упражнения.
Проведём тренинговые упражнения для детей и их родителей по совершенствованию техники чтения:
1 ФАКТОР
Неправильное дыхание при чтении.
Работа над правильностью дыхания.
Дыхательные упражнения «Задуй свечу».
Воздух набираем дружно –
Потушить нам свечку нужно!
Молодцы! Задули 1 свечу!
Воздух снова набираем,
И толчками выпускаем!
Молодцы! Задули 2 свечи!
Снова вдох нам сделать нужно.
Три свечи потушим дружно!
Молодцы! Задули 3 свечи!
2 ФАКТОР
Плохая артикуляция, слабый уровень владения речевым аппаратом.
Упражнения для работы над артикуляцией: чтение гласных, согласных, чистоговорок, скороговорок.
Артикуляция гласных, согласных.
Делаем глубокий вдох и на выдохе читаем гласные или согласные одного ряда:
АОУЫИЭ, АЫОУЭИ,
ОУАЭИЫ, ОЫИАУЭ
БТМПВЧФКНШЛЖЗЦС
КВМСПЛБШГРДБЛСТ
ПРЛГНТВСЧЦФБХНМ
ВМРГКТБДЗЩЗБЧВН
Чтение чистоговорок.
Ра – ра – ра – начинается игра.
Жа - жа - жа — есть иголки у ежа.
Ло - ло - ло — на улице тепло.
My - му - му — молоко кому?
Ры - ры - ры — летают комары.
Чтение скороговорок.
Хохлатые хохотушки хохотали ха-ха-ха.
Список скороговорок для дыхательных упражнений содержится в книге известного педагога Валентины Ивановны Ковалько «Здоровьесберегающие технологии в начальной школе». [Ковалько В.И. Здоровьесберегающие технологии в начальной школе. 1-4 классы. М.: ВАКО. 2004, 296с.]
3 ФАКТОР
Возвратное движение глаз (регрессия).
Причины регрессий:
сила привычки;
отсутствие внимания.
Устранение регрессии происходит через сужение поля зрения.
Упражнение «Чтение с окошечком».
4 ФАКТОР
Малое поле зрения.
Упражнения, помогающие расширить поле зрения.
Работа с таблицами Шульте.
1)Как можно быстрее назови все числа (буквы) по порядку, указывая их карандашом.
2) Старайся запомнить расположение сразу двух-трех следующих друг за другом чисел (букв).
3) Помни: глаза смотрят в центр таблицы, видя всю ее целиком.
Упражнение «Пирамида».
Слова читаем, начиная с верхней строчки, расширяя поле зрения.
5 ФАКТОР
Неразвитая антиципа́ция ( смысловая догадка).
Чтение с пропущенными окончаниями.
Придумай. Доскажи.
Чтение текста с прикрытой верхней частью строчки.
Подумай. Прочитай.
Упражнение «Пол-арбуза».
Догадайся. Прочитай.
6 ФАКТОР
Упражнения для развития памяти.
Зрительные диктанты по системе профессора И.Т. Федоренко.
7 ФАКТОР
Упражнения для развития внимания.
Найди среди букв слова и подчеркни их.
Прочитай предложение, в котором все слова написаны слитно.
Раздели предложение на слова.
Сформированность техники чтения влияет на:
повышение качества успеваемости;
общее развитие речи – учащиеся в своей речи используют чаще распространённые предложения, эпитеты, сравнения;
сохранение качественной успеваемости при переходе на вторую ступень.
Давайте порассуждаем на тему, какие приёмы можно использовать для того, чтобы привлечь ребёнка к чтению?
Экспресс опрос родителей.
Уважаемые родители, кто из вас любит читать?
Какие произведения вы читали в этом месяце?
Какие книги вы любили читать в детстве?
Как вы приобщаете ребёнка к чтению?
Родители делятся опытом друг с другом на тему: «Приобщение ребёнка к чтению».
Приёмы чтения дома:
1.Чтение абзац – мама, абзац – ребёнок.
2.Чтение вслух с похвалой.
3.Игра «Почитаем вечером папе?»
4.Игра «Поиграем в школу?» Ты будешь учителем и научишь меня читать.
5. После прочтения спросить у ребёнка, что он думает о каком-либо поступке героя, как относится к разным героям.
6.Ребёнок прочитает небольшую часть текста и после этого получает кратковременный отдых.
Семейное домашнее задание
Читательский дневник, который способствует развитию читательских умений: учит понимать текст, пересказывать его и сочувствовать герою.
Семейное домашнее задание: завести тетрадь, где сделать табличку (автор книги, название книги, и небольшой отзыв или рисунок обучающегося об этой книге).
Раздать памятки родителям на тему: «Алгоритм семейного чтения».
Трудно представить себе общество, в котором люди не готовы, хотя бы изредка, делать добрые дела – помогать другим людям. Доброе дело – это дело, которое никто делать не обязан, но которое, согласно общественной морали, делать должно, правильно.
Памятка «Алгоритм семейного чтения»
Цель: прививать интерес к чтению, воспитывая грамотного читателя.
1. Перед чтением уберите со стола отвлекающие предметы, проветрите комнату.
2. При знакомстве с новой книгой рассмотрите сначала обложку, прочитайте фамилию и имя автора, название книги.
3. Читайте вслух с ребенком не менее 10-15 минут в день (возможно в паре)
4. После прочтения спросите у ребенка, понравилось ли ему произведение, чем?
5. Попросите рассказать о чём произведение, его главном герое и главных событиях в произведении.
Учитывая важную роль родителей в воспитании у детей любви к книге и в развитии у них устойчивого интереса к чтению, следует направить усилия на решение следующей задачи: ежедневно читать с ребёнком детские книги, обсуждать с ним прочитанное, помогать ему составлять по иллюстрациям рассказы.
Трудно детей своих воспитать,
Многое нужно для этого знать.
Родителям я хочу пожелать:
Детям всегда во всём помогать,
В школу с утра ребёнка собрать,
Напутствия вовремя добрые дать,
Умную книжку успеть прочитать,
А в выходной не забыть погулять,
Чтобы болезней всех избежать,
Надо ещё детей закалять,
Собрания также все посещать,
Школе по мере сил помогать.
А главное – без сомнения –
Желаю я вам терпения!
Уважаемые родители! Настала и ваша очередь дать клятву родителей.
Клятва родителей
Будь я мать или будь я отец
Ребёнку всегда говорить: «Молодец!»
Клянусь!
За двойки клянусь я его не ругать
И делать уроки ему помогать!
Клянусь!
Тогда идеальным родителем буду
И клятвы моей никогда не забуду!
Клянусь!
Пусть день сегодня радостью наполнится,
Жизнь станет ярче, на душе – светлей!
Надолго это собрание пусть запомнится
Теплом сердечных встреч в кругу друзей!
Конкурсная программа
Тише, тише, тишина,
Сказка в гости к нам пришла.
Сказка входит в кабинет.
На стене висит портрет.
Следы исчезнут поколений,
Но жив поэт, бессмертен гений.
- Чей это портрет? (Портрет А.С.Пушкина)
«Есть имена – как солнце, как музыка, как яблони в цвету…». Так о А.С.Пушкине сказал поэт Игорь Северянин. Он прав. Творчество величайшего русского пота не тускнеет с годами, не остывает тепло его нежной лирики, и именно поэтому спустя многие десятилетия Пушкин нам близок, дорог, понятен. Пушкин сопровождает нас всю жизнь. Он входит в наше сознание с самого раннего детства, пленяя душу ребёнка чудесной сказкой с синим лукоморьем, морскими богатырями, таинственной золотой рыбкой. Строчки стихов поэта, словно тропинки, ведут нас в страну поэзии. Кого только не встретишь на этих неведомых дорожках! Мы будем идти по тропинкам стихов поэта и, как сказочные богатыри, расти день ото дня. А.С.Пушкин с нами всегда, всю жизнь.
Сегодня мы откроем маленькую дверь в большой мир литературных сказок, проверим, как дети и родители знают сказки А.С.Пушкина.
1.Конкурс чтецов.
Выразительное чтение отрывков из сказок А.С.Пушкина.
2.Кроссворд «Сказки А.С.Пушкина».
Перед вами кроссворд «Сказки А.С.Пушкина». Вписав в вертикальные клетки ответы на вопросы, вы должны получить в выделенных клетках словосочетание «Сказки Пушкина».
Вопросы
- Как старуха обзывала своего мужа, отпустившего золотую рыбку? (Простофиля)
- Какой был лоб у попа? (толоконный)
- Кем по роду занятий была баба Бабариха? (Сватья)
- Чего лишился поп после второго щелчка Балды? (Язык)
- Как звали пса в «Сказке о мёртвой царевне и семи богатырях»? (Соколко)
- Что хотела приготовить на весь мир одна из девиц в «Сказке о царе Салтане…»? (Пир)
- Кто звал Балду тятей? (Попёнок)
- Как назывался остров, мимо которого проплываи корабли в царство Салтана? (Буян)
- В кого превратился Чародей, чтобы погубить царевну Лебедь? (Коршун)
- Одежда, в которой стояла старуха на крыльце терема, поджидая старика. (Душегрейка)
- Чем заедала старуха из «Сказки о рыбаке и рыбке» заморские вина? (Пряник)
- Ветхое жильё старика и старухи. (Землянка)
- Материал, из которого была сшита кичка (головной убор) старухи – столбовой дворянки. (Парча)
10 | |||||||||||||
12 | |||||||||||||
2 | 11 | ||||||||||||
1 | 9 | ||||||||||||
3 | 5 | 7 | |||||||||||
4 | 6 | 8 | 13 | ||||||||||
С | К | А | З | К | И | П | У | Ш | К | И | Н | А | |
|
Молодцы, ребята! Спасибо, уважаемые родители! Вы верно ответили на все вопросы кроссворда – хорошо знаете сказки Пушкина. Система обучения литературному чтению ориентирована на сотрудничество и совместную деятельность.
3.Творческая мастерская.
Вот мы взяли краски в руки -
И не стало в классе скуки.
Чтобы было веселей,
Яркой краски не жалей.
Это правда,
Ну чего же тут скрывать,
Дети любят,
Очень любят рисовать.
И в шесть, и в десять лет, и в пять
Все дети любят рисовать.
И каждый смело нарисует
Всё, что его интересует:
Конкурс рисунков «Сказки А.С.Пушкина».
4.Подведение итога.
Благодарим вас, уважаемые родители и ребята! Мы убедились, что вы любите читать сказки А.С.Пушкина.
Я помню, было мне пять лет,
И с мамой мы стихи читали.
Уже тогда мне рассказали,
Что гениален наш поэт.
Потом учительница в школе
В мир сказок Пушкина вела:
Старик, старуха, сине море,
Златая рыбка там была.
Позволь же, гений, пред тобою
Мне низко голову склонить:
Ведь ты оставил за собою
Времён нервущуюся нить.
Люди должны радоваться и быть счастливыми просто тогда, когда не имеют несчастий. Каждый из вас может смело сказать: «Мама, папа, я – читающая семья!»
Заключение
От скорости чтения во многом зависит процесс развития ребенка. Многие ученики обречены на неуспеваемость только потому, что не научились самому элементарному — читать правильно, бегло, выразительно и осознанно. Поэтому переоценить значение чтения в жизни школьника трудно. Навык чтения во многом определяет эффективность обучения по другим предметам. Именно поэтому очень важно отслеживать развитие навыка чтения у каждого ученика, проводить необходимую работу по совершенствованию техники чтения. На момент завершения начального образования, у детей должно быть сформировано осознанное, правильное, выразительное чтение, с соблюдением всех необходимых норм, с использованием средств выразительности устной речи. Посредством пауз, интонаций, ученик выражает не только понимание смысла читаемого текста, но и свое отношение к его содержанию. Несомненно, важно одно: чтобы все дети к концу 4 класса владели необходимой скоростью чтения. Ведь именно этот фактор является залогом дальнейшего успешного обучения в средней и старшей школе.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Родительское собрание "Мама, папа, я - читающая семья"
Презентация....
Родительское собрание "Мама, папа, я - читающая семья!"
Значение книги в жизни человека огромно. В век компьюторов и высоких технологий человек не может обойтись без чтения. Однако педагоги и психологи констатируют. что замедленность процесса чтения, отсут...
Родительское собрание"Мама, папа, я - читающая семья!"
родительское собрание для родителей первоклассников о пользе чтения...
Родительское собрание-игра "Мама, папа, я - читающая семья"
Нравственное воспитание младших школьников должно стать одним из обязательных компонентов образовательного процесса. Школа для ребенка – та адаптивная среда, нравственная атмосфера которой обусловит е...
Презентация к родительскому собранию на тему "Мама, папа,я - читающая семья"
Данная презентация была подготовлена к родительскому собранию по теме "Мама, пап, я - читающая семья"....
Методическая разработка внеклассного мероприятия "Папа, мама, я - читающая семья"
Материалы данной методической разработки познакомят с историей создания и условиями формирования домашней библиотеки, напомнят, какие произведения классиков русской и советской детской лит...
Методическая разработка родительского собрания "Папа, мама, я - читающая семья"
Методическая разработка родительского собрания "Папа, мама, я - читающая семья" ( в рамках Недели детской книги).Это мероприятие можно провести совместно с родителями и детьми 1-2 клас...