Консультация для педагога на тему: «Школьная мотивация».
консультация
Сегодня актуальной является тема школьной мотивации, так как не все дети с желанием посещают школу.
Что такое школьная мотивация? Основу ее составляет потребность ребенка в чем-либо. Ребенок приходит в мир с врожденной потребностью во внешних впечатлениях и потребностью в активной деятельности. Иначе такую активность можно назвать – любознательность. Развитие данной потребности дает возможность расти ребенку, получать жизненный опыт.
Поэтому мотивация – это процесс побуждения человека к деятельности для достижения той или иной цели. Далее происходит формирование внутренней мотивации познавательных интересов: стремление преодолевать трудности, проявление интеллектуальной активности. Формирование внутренней мотивации является для ребенка ценным новообразованием в развитии сознательной деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
2._konsultatsiya_dlya_pedagoga_na_temu_shkolnaya_motivatsiya.docx | 18.55 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для педагога на тему: «Школьная мотивация».
Сегодня актуальной является тема школьной мотивации, так как не все дети с желанием посещают школу.
Что такое школьная мотивация? Основу ее составляет потребность ребенка в чем-либо. Ребенок приходит в мир с врожденной потребностью во внешних впечатлениях и потребностью в активной деятельности. Иначе такую активность можно назвать – любознательность. Развитие данной потребности дает возможность расти ребенку, получать жизненный опыт.
Поэтому мотивация – это процесс побуждения человека к деятельности для достижения той или иной цели. Далее происходит формирование внутренней мотивации познавательных интересов: стремление преодолевать трудности, проявление интеллектуальной активности. Формирование внутренней мотивации является для ребенка ценным новообразованием в развитии сознательной деятельности.
Следующий этап –формирование интереса к процессу учения. Ребенку нравится думать, рассуждать, придумывать новые задачи. Он испытывает удовольствие, удовлетворение от самого поиска, анализа скрытого смысла вещей.
Школьную мотивацию можно разделить на 3 уровня:
-высокий уровень, когда ребенок с желанием ходит в школу. Ему нравится узнавать что-то новое, нравится общаться с одноклассниками, с учителем, нравится новый социальный статус (ученика) и желание соответствовать этому статусу.
-средний уровень, когда ребенка привлекает не сам учебный процесс, а желание пообщаться с детьми, с учителем. Привлекают внешние атрибуты школьной жизни – портфель, школьные принадлежности.
-низкий уровень, когда ребенок не испытывает желания ходить в школу. Ему не интересен учебный процесс, а хочется поиграть. Не привлекает общение с одноклассниками, с учителем.
Учебная мотивация — это процесс, который запускает, направляет и поддерживает усилия, направленные на выполнение учебной деятельности. Это сложная, комплексная система, образуемая мотивами, целями, реакциями на неудачу, настойчивостью и установками ученика.
Мотивы учения.
Познавательная мотивация – это выраженный интерес к новому знанию, новой информации, получение удовольствие от самого процесса открытия нового. Такая мотивация носит бескорыстный характер. Познавательные мотивы отражают стремление школьников к самообразованию, направленность на самостоятельное совершенствование способов добывания знаний.
Престижная мотивация присуща детям с завышенной самооценкой и∙ лидерскими наклонностями. Она побуждает ребенка учиться лучше одноклассников, быть первым. Престижная мотивация является мощным двигателем для развития ребенка с высокими способностями, единственный существующий риск для него – искажение нравственной направленности личности, пренебрежительное отношение к остальным детям.
Социальный мотив – это стремление хорошо учиться для собственного∙ успешного будущего, стремление быть полезным обществу. Также к социальным мотивам относятся так называемые позиционные мотивы, выражающиеся в стремлении занять определенную позицию в отношениях с окружающими, получить их одобрение, в желании занять место лидера, доминировать в коллективе и т.д.
Мотив общения – здесь ребенок проявляет интерес к тем видам деятельности, в которых присутствует возможность общения со сверстниками.
Компенсаторная мотивация возникает у плохо успевающих детей. Это∙ побочные по отношению к учебной деятельности мотивы, позволяющие утвердиться в другой области — в занятиях спортом, музыкой, рисованием и т.д. В этом случае потребность ребенка в самоутверждении удовлетворяется в иной, неучебной деятельности, и плохая школьная успеваемость не становится источником тяжелых переживаний ребенка.
Мотивация достижения успеха. Это желание правильно выполнить∙ задание, получить нужный результат, осознавать себя как способного, умного, грамотного и т.п., желание доказать себе, что способен на многое. Ученики, мотивированные на достижение успеха, обычно ставят перед собой позитивную цель, и обучение вызывает у них положительные эмоции, мобилизацию внутренних ресурсов и сосредоточение внимания.
Мотив социального одобрения. Ученик в этом случае работает прежде∙ всего ради похвалы, поощрения со стороны родителей, педагогов, других детей.
Мотивация избегания неудачи – дети стараются избежать «двойки» и∙ последствий, которые влечет за собой низкая отметка, — недовольства учителя, наказания родителей. Их цель заключается не в том, чтобы добиться успеха, а в том, чтобы избежать неудачи. Тревожность, страх получения плохой оценки придает учебной деятельности отрицательную эмоциональную окраску.
Внеучебная школьная мотивация. При такой мотивации ребенок часто∙ охотно посещает школу, но заинтересован он во всевозможных внеучебных занятиях, проходящих в школе – концертах, соревнованиях, праздниках, выставках и пр.
Рекомендации учителю для повышения школьной мотивации детей младшего школьного возраста.
Рекомендации составлены с учѐтом личностных особенностей учащихся младших классов и ориентированы на основные этапы проведения урока, а также — на внеурочную деятельность.
Подготовительный этап урока включает в себя:
1. Создание эмоционально – психологической атмосферы урока через организацию атмосферы доверия между учителем и учеником, а также благоприятных межличностных отношений в классе.
2. Не навязывание учебных целей «сверху». Важно последовательно отрабатывать с учащимися постановку разных целей – близких, перспективных, простых, сложных. Важно, чтобы цели были реально достижимы.
3. Выбор учителем демократического стиля воздействия на учащихся.
4. Психологическое поглаживание учеников: приветствие, проявление внимания взглядом, улыбкой, кивком головы.
5. Применение доступных детям видов массажа: поглаживающего, постукивающего, точечного (самомассаж ушных раковин снимает тревожность, агрессивность и усталость; массирование антистрессовой точки на тыльной стороне обеих кистей рук снимает возбуждение нервной системы и действует успокаивающе).
Основной этап урока предусматривает:
1. Постановку учителем вопросов, подчѐркивающих противоречия, новизну, важность, красоту и другие отличительные качества объекта познания.
2. Создание проблемных ситуаций, активной познавательной деятельности учащихся, состоящей в поиске и решении сложных вопросов, требующих актуализации знаний, анализа, умения видеть за отдельными фактами и явлениями их сущность и управляющие ими закономерности.
3. Использование дидактических и развивающих игр и упражнений, а также средств ТСО и мультимедийные технологии.
4. Использование постоянных и целенаправленных упражнений и заданий по развитию качеств, лежащих в основе познавательных способностей: быстроты реакции, всех видов памяти, мышления, внимания и воображения.
5. Соблюдение соответствия учебных заданий возрастным ограничениям и наличию в них уровня оптимальной сложности.
6. Связь нового материала с усвоенными ранее знаниями для повышения заинтересованности в нѐм.
7. Включение в середину урока физкультминутки и использование элементов психогимнастики: выражение эмоций через движение.
На этапе закрепления и проверки знаний необходимо:
1. Выявление даже маленьких успехов учащихся.
2. Оценивание не только недостатков, но и успехов учеников.
3. Полезно показать, что знал и умел учащийся вчера, что – сегодня. Это даѐт возможность ребѐнку увидеть своѐ продвижение, динамику в развитии.
4. Применение групповых форм работы для проверки знаний: работа в парах, взаимопроверка, использование «сигнальных кружков», рассказ задания друг другу.
5. Акцентирование внимания при неудаче не на ошибке, а на недостатке приложенных усилий, при этом, давая ребѐнку понять, что общий уровень развития его способностей достаточно высок, для того, чтобы справиться с этим заданием.
6. Исключение ситуации соревнования. Лучше приучать школьников к анализу и сравнению своих собственных результатов и достижений.
7. Выявление с учениками причин ошибок и путей их исправления.
8. Важно не сравнивать результаты учебной деятельности или отдельного ответа на поставленный вопрос конкретного ребѐнка с результатами других учащихся, особенно успевающих детей.
9. Оценивание конкретного ответа без перехода на личность учащегося.
10. Концентрация внимания учащихся на продвижении вперѐд, на переживании успеха в деятельности.
Негативное отношение к школе может быть связано с нарушениями в межличностных отношениях с одноклассниками, а это значит, что необходимо развивать у детей навыки общения и разрешения конфликтных ситуаций.
Негативное отношение к школе и обучению часто формируется по причине неадекватных педагогических и/или родительских ожиданий и связанных с ними негативных оценок личности ребенка, следовательно, взрослым рекомендуется проанализировать свои педагогические установки.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для педагогов на тему:«Обогащение словарного запаса детей на материале народного фольклора».
В своей работе с детьми я уделяю большое внимание обогащению словарного запаса детей на материале народного фольклора. Русский народный фольклор , художественная литература служат так же могуч...
Консультация для педагогов и родителей. Тема: «Основы формирования здорового образа жизни у детей дошкольного и младшего школьного возраста в системе воспитательно-образовательной деятельности»
Задача раннего формирования культуры здоровья актуальна, своевременна и достаточна сложна. Как укрепить и сохранить здоровье наших детей? Каким образом способствовать формированию физической культуры ...
Консультация для педагогов на тему « Возрастные особенности младшего школьника и младшего подростка»
Младший школьный возраст называют вершиной детства. Ребёнок сохраняет много детстких качеств -легкомыслие, наивность, взгляд на взрослого снизу вверх. Но он уже начинает утрачивать детстку...
Консультация для педагогов по теме: «Предупреждение дислексии у учащихся начальных классов»
Чтение – представляет собой сложный психофизиологический процесс, в котором участвуют различные анализаторы: зрительный, речедвигательный, речеслуховой.Процесс чтения начинается со зрительного восприя...
Консультация для педагогов по теме: «Развитие орфографической зоркости учащихся начальных классов с тяжёлыми нарушениями речи».
Орфография - это один из противоречивых разделов науки о языке. С одной стороны, орфография «обращена» к широким кругам пишущих и читающих. Этим определяется ее социальный аспект. С другой стороны, пр...
Консультация для педагогов на тему: "Организация непосредственной образовательной деятельности с использованием социо-игровой технологии"
Игра идет на пользу общему развитию ребенка: стимулирует его познавательные интересы, активизирует интеллектуально-творческие способности, дает возможность ребятам самоутвердиться и реализовать себя, ...
Конспект консультации Образцовой Г.В. для педагогов детей младшего школьного возраста "Коррекционная работа с тревожными детьми в младшем школьном возрасте с задержкой психического развития по повышению самооценки ребенка
Конспект консультации Образцовой Г.В. для педагогов детей младшего школьного возраста "Коррекционная работа с тревожными детьми в младшем школьном возрасте с задержкой психического ра...