ФОРМИРОВАНИЕ ЛИЧНОСТНЫХ КАЧЕСТВ ШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ ХУДОЖЕТСВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
статья (2 класс)
В данной статье рассматривается проблема формирования личностных качеств школьников средствами художественной литературы. Автор исходил из гипотезы о том, что гармоничное развитие ребёнка – это основа формирования его личности. В статье был рассмотрен вопрос заинтересованности современных детей в художественной литературе, а также рассмотрен высокий потенциал сказок в качестве средства формирования личностных качеств школьников средствами художественной литературы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
obmolova_a._v._statya.docx | 26.08 КБ |
Предварительный просмотр:
ФОРМИРОВАНИЕ ЛИЧНОСТНЫХ КАЧЕСТВ ШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ ХУДОЖЕТСВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ОБМОЛОВА АНАСТАСИЯ ВЯЧЕСЛАВОВНА
студентка 5 курса факультета педагогического и художественного
образования профиля Дошкольное образование. Начальное образование
ФГБОУ ВО «Мордовский государственный педагогический университет
имени М. Е. Евсевьева», г. Саранск, Россия, obmolova.nst@mail.ru
Аннотация: В данной статье рассматривается проблема формирования личностных качеств школьников средствами художественной литературы. Автор исходил из гипотезы о том, что гармоничное развитие ребёнка – это основа формирования его личности. В статье был рассмотрен вопрос заинтересованности современных детей в художественной литературе, а также рассмотрен высокий потенциал сказок в качестве средства формирования личностных качеств дошкольников средствами художественной литературы..
Ключевые слова: личностные качества школьников, художественная литература, школьное образовательное учреждение, школьный возраст, средства художественной литературы.
FORMATION OF PERSONAL QUALITIES OF PRESCHOOLERS BY MEANS OF ART LITERATURE
OBMOLOVA ANASTASIA VYACHESLAVOVNA
5th year student of the Faculty of Pedagogy and Art
education profile Preschool education. Elementary education
Mordovian State Pedagogical Institute, Saransk, Russia
Annotation: This article deals with the problem of the formation of personal qualities of preschoolers by means of fiction. The author proceeded from the hypothesis that the harmonious development of the child is the basis for the formation of his personality. The article considered the issue of the interest of modern children in fiction, and also considered the high potential of fairy tales as a means of shaping the personal qualities of preschoolers by means of fiction.
Keywords: personal qualities of preschoolers, fiction, preschool educational institution, preschool age, means of fiction
Гармоничное развитие ребенка – основа формирования его личности. Оно зависит от успешного решения многих воспитательных задач, среди которых особое место занимают вопросы нравственного и эстетического воспитания. Действительно, нельзя научить ребенка защищать правду, добро, не сформировав у него эмоциональный протест против зла и лжи, умение ценить прекрасное и доброе в природе и людях. В процессе формирования личности ребенка важное место принадлежит художественной литературе. Хорошая книга расширяет кругозор ребенка, вводит его в богатый мир образов, отражающих жизнь, прививает любовь к искусству, развивает эмоционально – познавательную деятельность, активное отношение к жизни, вкус. Книга способствует появлению у ребенка собственных суждений о прочитанном, потребности высказаться, развивает речь.
Художественная литература – одна из форм освоения мира; она отражает богатство и многообразие духовной жизни человека. Писатели обращаются к универсальным категориям и ценностям бытия: добро и зло, истина и красота, справедливость и совесть, дружба и любовь, дом и семья, свобода и ответственность, что влияет на формирование у детей дошкольного возраста нравственно – эстетических чувств и соответственно качеств.
Литература как источник духовности заставляет читателя задуматься над смыслом бытия, учит жить по правде и поступать по совести, понимать боль и радость других людей, сочувствовать им, сопереживать. Соприкасаясь с литературой, ребенок духовно растет и развивается.
Во все времена людям свойственно испытывать одни и те же чувства: радость, горе, любовь, грусть и пр. Накоплен огромный эмоциональный опыт.
В художественной литературе эстетические переживания всегда связаны с этическими проявлениями. Единство этического и эстетического – важнейшая отличительная черта формирования личности. Убеждать надо не только путем непосредственного воздействия прекрасного в искусстве, обществе, быту, природе. Надо активно влиять словом на сознание ребенка, привлекая его к практическим действиям.
Как был убежден В. А. Сухомлинский, воспитание – прежде всего, книга и живые человеческие отношения. Умная, вдохновенная книга, как он полагал, нередко решает судьбу человека. Чтение – это окошко, через которое дети познают мир и самих себя. «Жизнь в мире книг – это приобщение к красоте мысли, наслаждение культурными богатствами, возвышение самого себя»*. Проанализировав, можно выделить следующие личностные качества, которые необходимо формировать у ребенка дошкольного возраста средствами художественной литературы:
Вежливость – умение здороваться и прощаться, употреблять в речи вежливые слова: «спасибо», «пожалуйста», «извините». (Э. Мошковская, «Волшебное слово»);
Уважительность – умение уступать место, пропускать вперед, открывать и придерживать двери, не вмешиваться в чужой разговор и не перебивать. (Е. Михаленко, «В дороге»);
Честность – умение говорить правду про себя в любой ситуации.
(Л. Н. Толстой, «Косточка», Е. Михаленко «Признание»);
Совестливость – способность испытывать чувство стыда за свои поступки. (Л. Н. Толстой «Два товарища», В. Осеева «До первого дождя», Л. Пантелеев «Трус»);
Сострадательность – умение видеть беды и проблемы других людей; стремление прийти им на помощь бескорыстно. (В. Катаев, «Цветик – семицветик»;
Скромность – умение видеть заслуги других; не считать себя самым лучшим, главным, единственным, замечательным. (Г.-Х. Андерсен, «Дюймовочка»);
Дружелюбие – позитивное отношение к собеседнику, знакомому или незнакомому человеку. (Сказки «Теремок», «Рукавичка»).
Эти качества способны заложить основу дальнейшего формирования высоконравственной личности, гражданина страны.
Так, В. Г. Белинский, анализируя книги для детского чтения, выявил некоторые закономерности восприятия литературного текста детьми разного возраста, сформулировал педагогические требования к детской книге. Ребенок познает окружающее также, как и взрослый, но у него длительное время познание образное преобладает над логическим, фантазия является одной из преобладающих форм психической деятельности.
Белинский утверждал: «Для детских выводов, доказательств, логической последовательности: ему нужны образы, краски и звуки. Дитя не любит идей: ему нужны историйки, повести, сказки, рассказы»*.
Он неоднократно подчеркивал: «Книги, которые пишутся собственно для детей, должны входить в план воспитания как одна из важнейших его сторон…
Целью детских книжек должно быть не столько занятие детей каким-нибудь делом, не столько предохранение их от дурных привычек и дурного направления, сколько развитие данных им от природы элементов человеческого духа – развитие чувства любви и чувства бесконечного. Прямое и непосредственное действие таких книжек должно быть обращено на чувство детей, а не на их рассудок. Чувство предшествует знанию; кто не почувствовал истины, тот и не понял, и не узнал ее».
Книга как одно из самых доступных средств массовой коммуникации служит источником разнообразной интеллектуальной и эстетической информации и каналом передачи ее ребенку, помогает выработать определенное оценочное, эмоциональное, практически – действенное отношение ребенка к окружающему миру.
Книги играют важную роль в повседневной жизни. С помощью правильно выбранной книги читатели совершенствуют свои знания, повышают уважение к себе (самоуважение), невольно переживают с героями конфликты, проясняют их значение и лучше понимают других людей. Отождествляя себя с героями книг, читатели осознают, что является частью человечества и не одиноки в своей борьбе с реальностью. Чтение повышает уровень знаний человека и заставляет оценить себя объективно.
Дети, испытывающие трудности, читая о других детях с такими же проблемами, смогут найти альтернативу для самих себя. В книгах можно найти возможное решение проблемы, они помогают избежать сложных ситуаций, чреватых возникновением новых проблем. Сталкиваясь с крушением иллюзий и переживаниями, надеждами и разочарованиями, успехами и неудачами в вымышленных ситуациях, ребенок приобретает опыт и может применить его в реальных жизненных ситуациях.
Читая книги, дети понимают, что не только они испытывают страхи и переживания. Находя сходство между собой и вымышленными или реальными персонажами, ребенок отождествляет себя с ним и, решая их проблемы, делает это и для себя.
Идентификация читателя с литературным персонажем не имеет границ. Ребенок, видя маму, папу или какого-то важного для него персонажа в рассказе, сможет лучше понять и оценить реального человека.
Восприятие произведений художественной литературы зависит от возраста детей, их опыта, индивидуальности. Малыш готов, прежде всего, эмоционально откликаться на все окружающее: он видит новое; открывает мир, людей, природу; верит, выдумывает; сам пробует свои силы в разных областях. У дошкольников велика потребность в познании. Активно участвуя в процессе познания, он получает убедительные, яркие, наглядные ответы на свои вопросы, обогащая собственный опыт. «Литература дает нам колоссальный, обширный и глубочайший опыт жизни, - писал выдающийся российский литературовед Д. С. Лихачев, – она делает человека интеллигентным, развивает в нем не только чувство красоты, но и понимание жизни, всех ее сложностей, служит проводником в другие эпохи и к другим народам».
Литература по своей природе лишена той непосредственной зрительной наглядности в изображении событий или облика человека, которая присуща живописи, зато она обладает огромной силой идейного воздействия, способностями воспроизведения существенных сторон общественной жизни, показа жизненных конфликтов в их развитии, анализа глубочайших переживаний.
Ребенок с раннего детства открывает и исследует окружающий мир в разнообразных красках и звуках: он тянется к красивому, яркому; испытывает радость общения с природой, с ее поэтическим образом в сказках, потешках, стихотворениях.
Изображение природы в детской литературе оказывает большое влияние на чувства детей. Возникающая при этом взаимосвязь между восприятием природы и приобщением к художественному образу усиливает и углубляет эти чувства.
Восприятие природных явлений помогает лучшему пониманию произведений художественной литературы о природе, а те, в свою очередь, обогащают знаниями, развивают эмоциональные переживания, эстетический вкус, способствуют восприятию добрых чувств, бережного отношения ко всему живому.
Чувства ребенка побуждаются и обостряются сильными эмоциональными переживаниями. В связи с этим очень важно отбирать для чтения и исполнительской деятельности высокохудожественные произведения, образы которых показывают наблюдаемые в действительности явления природы с новых сторон, открывают новое содержание, эмоционально закрепляют увиденное. Отбирая художественные произведения, надо помнить, что разные литературные жанры в зависимости от своей художественной специфики по-разному воздействуют на детей.
Русская народная сказка с изумительным богатством ее красок, описаний, с яркой характеристикой персонажей, лирическими вставками, повторами раскрывает ребенку взаимосвязь природы и человека. Природа по ходу сюжета всегда помогает положительным персонажам. Сказочные образы развивают эмоции, речь, мышление, воображение, фантазию, дают представление о морали, справедливости, необходимости борьбы со злом.
Воспитанию нравственных чувств, любви к окружающему способствуют рассказы о природе. Тайны природы, ее законы раскрываются перед детьми в рассказах В. Бианки («Лесные домишки», «Чей нос лучше?», «Чьи это ноги?»), М. Пришвина («Золотой луг», «Разговор деревьев»), Е. Чарушина («Волчишко», «Медвежонок») и др.
В этих произведениях с забавными интересными сюжетами мир природы вызывает добрые чувства, ласковую улыбку, смех.
Рассказы М. Пришвина открывают детям природу как мир тончайшей и светлой поэзии, наполненной настроением, раздумьями человека. Это бесконечная радость постоянных открытий. Большой мастер короткого рассказа, страстно влюбленный в природу, Пришвин передает свои знания и любовь читателю. Рассказы о природе пробуждают участие, внимание ко всему живому, вызывают эмоциональный отклик.
Большое значение в воспитании детей имеет ознакомление с поэтическими произведениями. На смену первым потешкам, которые придавали эмоциональный характер обстоятельствам и повседневным делам, сопровождали и подсказывали различные формы игры с ребенком, приходят песенки об окружающем мире, природе, труде, об уходе за животными. Эмоциональная окраска помогает малышу полюбить все это. Слушая фольклорные произведения, заучивая их наизусть, дети постигают окружающий мир, учатся быть добрыми и ласковыми, погружаются в стихию исконно народной русской речи, отражающей традиции и мировоззрение ее носителей.
Немаловажно с помощью произведений вызвать у ребенка не только сопереживание героям, но и активное сочувствие, побуждающее к внутреннему содействию.
Однако недостаточно развивать у детей чувство сопереживания чужой беде. Гораздо труднее научить их радоваться успехам и достижениям других, особенно сверстников. Для этого также можно обратиться к художественной литературе. Сначала следует обратить внимание ребят на то, как умеют радоваться взрослые и дети (особенно последние) радостям других. Например, Золушка радуется красоте своих сестер, которые будут блистать на балу в королевском замке, в то время как она должна будет переделать много тяжелой работы и т.д.
Немаловажно отношение детей к родителям, а также бабушкам и дедушкам. В художественной литературе имеются сюжеты о детях без родителей; описываются испытания и невзгоды, которые в связи с этим выпадают на их долю, эмоционально представлены стремления таких персонажей вновь обрести дом и родителей. Можно особо выделить тот факт, что каждый ребенок горячо и нежно любим дома, что его возвращения вечером из садика с нетерпением ждут все домашние, что эту безграничную любовь и нежность надо ценить и помнить о том, как плохо и одиноко детям, лишенным этой любви (нанайская сказка «Кукушка»).
Необходимо очень аккуратно относиться к художественному слову, ведь слово воздействует очень сильно и оставляет иногда неизгладимый след в психике ребенка. Художественное слово ни в коем случае не должно быть назидательным: «Это произошло потому, что… Если вы будете так поступать, с вами произойдет то же самое». Художественное слово должно быть созидательным, абстрактным: «Где – то, с кем – то, произошло то – то…». Нужно суметь вызвать эмоциональный отклик в душе детей, не навязывая им «правильную» модель поведения, а вызывая у них желание, поступать тем или иным образом.
Список использованных источников
- Абрамова, Г. С. Возрастная психология / Г. С. Абрамова. – Москва : Юрайт, 2012. – 811 с. – Текст : непосредственный.
- Божович, Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте / Л.И. Божович. – СПб.: Питер, 2011. – 400 с.
- Зинкевич-Евстигнеева, Т. Д. Формы и методы работы со сказками : методическое пособие / Т. Д. Зинкевич-Евстигнеева. – Санкт-Петербург : Речь, 2010. – 140 с. – Текст : непосредственный.
- Козлова, С.А. Дошкольная педагогика / С.А. Козлова, Т.А. Куликова. - М.: Академия, 2012. - 432 с.
- Фесюкова, Л. Б. Воспитание сказкой / Л. Б. Фесюкова. – Ярославль : ГЦРО, 2011. – 108 с. – Текст : непосредственный.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Возможности уроков русского языка и литературного чтения в формировании личностных качеств младшего школьника
В статье представлены кратко моменты, связанные с воспитанием личности посредством уроков филологического цикла...
Формирование личностных качеств у младших школьников в процессе развития коммуникативных навыков на уроках и во внеурочное время
В работе содержится практический курс обучения детей младшего школьного возраста основам коммуникации "Азбуки общения". В приложении даются этюды на выражения различных чувств и эмоций, что поможет уч...
Обобщение педагогического опыта на тему "Формирование личностных качеств у современного младшего школьника"
Формирование личностных УУД является целенаправленным, системным процессом, который реализуется на всех этапах образовательно-воспитательного процесса: на различных уроках, во внеурочной и внекл...
Формирование личностных качеств школьников на основе духовных ценностей через преподавание курса «Молодой гражданин России»
В окружающем нас мире происходит резкое падение духовного развития общества: имеет место пересмотр норм морали и нравственности, утрачиваются национальные традиции и различия наций и культур. происход...
Формирование личностных качеств школьников на основе духовных ценностей через преподавание курса «Молодой гражданин России»
В окружающем нас мире происходит резкое падение духовного развития общества: имеет место пересмотр норм морали и нравственности, утрачиваются национальные традиции и различия наций и культур. происход...
Формирование личностных качеств младших школьников
презентация...
Формирование личностных качеств младших школьников в учебной и внеурочной деятельности
Презентация для семинара...