ВНЕУРОЧНОЕ ЗАНЯТИЕ для обучающихся 1-4 классов по теме: «Я и моя семья»
классный час (1, 2, 3, 4 класс)
ВНЕУРОЧНОЕ ЗАНЯТИЕ для обучающихся 1-4 классов по теме: «Я и моя семья»
Цель: способствовать формированию потребности изучать и сохранять традиции своей семьи. Формировать уважительное отношение к людям старшего поколения; воспитывать нравственные качества личности (доброту, милосердие, сострадание, благородство, готовность прийти на помощь), способствовать развитию преемственности поколений в семье.
Задачи:
1. Раскрыть значение понятия «семейные традиции».
2. Развивать навыки ответственного поведения в семье.
3. Показать необходимость уважительного отношения к родным и близким.
4.Воспитание чувств, любви и гордости за свою семью, уважения к родителям, развитие интереса к истории своей семьи.
Формирующиеся ценности: традиционные семейные ценности, историческая память и преемственность поколений на уровне семьи, дружба.
Рекомендуемая форма занятия: беседа-обсуждение. Занятие предполагает использование видеоролика, интерактивных заданий, включает в себя анализ информации, групповую работу с текстом.
ХОД ЗАНЯТИЯ
Вступительное слово учителя.
« Семья – это та первичная среда, где человек
должен учиться творить добро»
В.А.Сухомлинский
Учитель: В период золотой осени есть особый день в календаре. Это 1 октября - Международный день пожилых людей. Поэтому сегодня мы поговорим с вами о наших любимых близких и родных людях - бабушках и дедушках, выразим им свою любовь, заботу и внимание.
Беседа по предварительным вопросам
Учитель организует разговор в классе по следующим вопросам:
- Как вы думаете, для чего устраивают праздник для пожилых людей?
- Что приносит радость вашим бабушкам и дедушкам?
- Часто ли вы помогаете вашим бабушкам и дедушкам?
- Много ли времени вы проводите со своими бабушками и дедушками?
Учитель благодарит учеников за ответы и рассуждения, подводит итог краткой беседе и переходит к теме «День пожилых людей». Просмотр видеоролика
Учитель: А теперь давайте посмотрим видеоролик, в котором рассказывается об этом важном дне, о его истории и традициях. Демонстрация видео (дикторский текст) 1 октября мы отмечаем удивительно теплый и добрый праздник – День пожилых людей. В этот день мы чествуем тех, чья жизнь вступила в период золотой осени, тех, кто посвятил себя своей стране и своему народу, кто жил и трудился ради светлого будущего подрастающего поколения. Решение об этом празднике было принято в нашей стране - в 1992 году. Главная цель этого светлого дня - обратить внимание на проблемы и трудности, с которыми сталкиваются люди пожилого возраста. Этот замечательный праздник имеет свой логотип. В России он представляет собой раскрытую ладонь с сердцем — символ доброты и помощи. Пожилые люди являются душой каждой семьи, хранителями семейных традиций и нравственных ценностей.
Учитель: Итак, мы с вами увидели, что в жизни каждого пожилого человека большое значение имеют наше доброе и чуткое отношение к ним, наше внимание и наша забота. И народная мудрость хранит множество высказываний о добре, добрых делах и теплых словах. Давайте узнаем, что говорят нам пословицы об этих непреложных во все времена ценностях. Предлагаю вам подумать минутку и найти соответствие начала и конца пословиц о добре к людям. После завершения интерактивного задания учитель может организовать беседу о важности доброго отношения к близким людям, к бабушкам и дедушкам и том, в каких действиях, поступках и словах проявляется доброе отношение к людям преклонного возраста.
Интерактивное задание №1 «Что говорит народная мудрость о добре к близким?» Описание задания: учитель включает на экране интерактивное задание №1. Части пословиц находятся в хаотичном порядке, их нужно правильно соединить. Нужные плашки выстраиваются на экране в следующем порядке:
1. Учись доброму плохое на ум не пойдёт.
2. Про доброе дело говори смело.
3. Худо жить без ласкового слова.
4. Доброе слово лечит, а злое калечит.
5. Кто доброе творит, тому зло не вредит.
6. Доброе слово человеку — что дождь в засуху.
7. Жизнь дана на добрые дела.
8. Тёплое слово и в мороз согревает.
9. Добрый человек придет, словно свету принесет.
Учитель: Молодцы! А как вы думаете: что такое семья?
Учитель: Как вы понимаете слово семья? (Ответы детей)
- Семья – это дом. Семья – это мир, где царят любовь, преданность, дружба. Семья – это самое дорогое, что есть у каждого человека.
- Семья - это люди, которые не всегда живут вместе, но они никогда не забывают заботиться друг о друге. А самое главное – они родные друг другу. Раньше семьи всегда были большими. А сейчас есть семьи большие, есть и маленькие.
- А у вас семья большая? Расскажите мне о своей семье.
- Кто есть в вашей семье?
- Сколько человек?
- Что делает мама, папа, бабушка и т.д?
- А ты помогаешь им? (Дети рассказывают о своих семьях).
- Скажите, дети, какая семья называется дружной?
(Дети называют признаки дружной семьи: не ссорятся, помогают друг другу, вместе проводят свободное время, уважают старших и т.д.).
Учитель: Согласитесь ли вы со мной, что все семьи разные. Нет ни одной семьи, как две капли воды похожей на другую. А чем отличаются семьи?
(ответы детей – атмосферой, составом, традициями, привычками и т.д.)
Учитель: А в старые времена и не так давние времена бабушки и дедушки, их дети и внуки жили одной семьей, где молодые, хотя и были заняты работой или учебой, находили время, чтобы уделить внимание не только своим любимым родителям, но и бабушкам и дедушкам. Так поддерживалась связь времен, продолжение традиции.
Беседа
- Что такое традиции?
- Почему люди соблюдают традиции?
- Какие семейные традиции вы знаете?
- Как вы думаете, из чего складывается счастье семьи?
- Важно ли сохранять семейные традиции?
(Ответы учащихся)
Семейные традиции – это принятые в семье правила поведения, которые постоянно соблюдаются взрослыми и детьми. Они составляют культуру семьи, являются ее ценностями.
1.Издавна одной из традиций в русских семьях была традиция узнавать о своих предках, составлять свою родословную, генеалогическое дерево.
2.Одной из традиций было то, что люди гордились своими знаменитыми предками.
Учитель: И пусть ваши предки не были историческими личностями, а были просто хорошими, достойными уважения людьми, кем бы вы могли гордиться в своей семье?
Учащиеся рассказывают о своих близких.
3.Издревле на Руси существовала традиция: представители одной семьи занимались одним видом деятельности.
Учитель: Так рождались династии гончаров, портных, пекарей, сапожников, военных, строителей, артистов, учителей и т.д. В нашем классе есть тоже семьи, где сформировались династии.
Учащиеся рассказывают о династиях в их семье.
4.Существует традиция называть детей в честь кого – то из членов семьи.
Учитель: Человек рождается, получает имя. Оно даётся или по святцам – церковным книгам в честь кого – ни будь святого, чей праздник отмечается в этом месяце, когда родился ребёнок, или родители дают имя такое, какое им нравится, или модное в данный период, либо же в честь родственников.
Учащиеся, в названные в честь кого – либо из родственников, рассказывают о них.
5. Во многих семьях есть традиция проведения отпусков и свободного времени.
Учащиеся рассказывают, как они проводят свободное время вместе с семьёй.
6. Отмечать семейные праздники – тоже традиция.
Учитель: Какие праздники отмечают в вашей семье?
(Рассказ учащихся.)
Учитель: Великий русский писатель, Л.Н.Толстой, писал, что счастливые семьи похожи друг на друга. Чем они похожи? В чем заключается формула счастья? Составьте эту формулу счастья, которую люди ищут всю жизнь, да так и не находят. (ответы и предположения учащихся)
Учитель: Ребята, а что делает каждый дом не похожим на другой?
Учитель: Правильно, это могут быть какие-то вещи, мебель, обстановка.
В каждой семье есть вещи, которые имеют интересную историю. Иногда они старые и не очень красивые, но в семье их берегут, ведь с этими вещами связаны какие-то дорогие в семье события. Их продолжают хранить, как память о близких людях.
Мы с вами провели разведку и принесли подобные предметы на наше занятие. Они находятся в сундучке. Такие сундучки иногда были у бабушек. Итак, открываем «бабушкин сундучок».
(Дети рассказывают о дорогих семейных реликвиях).
Учитель: Почему мы храним эти вещи? Они интересны нам с исторической точки зрения как предметы старины, культуры, быта, но и они дороги как память о наших родных. История вещи – история человека, история семьи, история народа, история Отечества. Это – замечательная традиция многих семей.
Обобщение
– Основа любой семьи – любовь, доброта, доверие, уважение, ответственность, сопереживание. Это – главные традиции семьи.
-Многие ваши интересы, навыки и таланты перешли к вам по наследству от членов вашей семьи, даже тех, которых вы никогда не видели.
-Когда-нибудь и вы станете родителями, бабушками дедушками, и ваши потомки будут оглядываться на вашу жизнь, стремясь узнать, какими вы были.
-Я вам желаю прожить так, чтобы ваши потомки гордились вами.
Рефлексия
Закончите фразу: семья – это…..
Радость в моей семье – это…
Хочу, чтобы моя семья была ….
Это занятие мне…
Что нового я узнал для себя …
Разработанный региональный компонент требует доработки по отдельным позициям
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
prakticheskaya_rabota_k_razdelu_2.4_semya_traditsii.docx | 22.61 КБ |
Предварительный просмотр:
Практическая работа к разделу 2.4 «Семья: традиции»
ВНЕУРОЧНОЕ ЗАНЯТИЕ для обучающихся 1-4 классов по теме: «Я и моя семья»
Цель: способствовать формированию потребности изучать и сохранять традиции своей семьи. Формировать уважительное отношение к людям старшего поколения; воспитывать нравственные качества личности (доброту, милосердие, сострадание, благородство, готовность прийти на помощь), способствовать развитию преемственности поколений в семье.
Задачи:
1. Раскрыть значение понятия «семейные традиции».
2. Развивать навыки ответственного поведения в семье.
3. Показать необходимость уважительного отношения к родным и близким.
4.Воспитание чувств, любви и гордости за свою семью, уважения к родителям, развитие интереса к истории своей семьи.
Формирующиеся ценности: традиционные семейные ценности, историческая память и преемственность поколений на уровне семьи, дружба.
Рекомендуемая форма занятия: беседа-обсуждение. Занятие предполагает использование видеоролика, интерактивных заданий, включает в себя анализ информации, групповую работу с текстом.
ХОД ЗАНЯТИЯ
Вступительное слово учителя.
« Семья – это та первичная среда, где человек
должен учиться творить добро»
В.А.Сухомлинский
Учитель: В период золотой осени есть особый день в календаре. Это 1 октября - Международный день пожилых людей. Поэтому сегодня мы поговорим с вами о наших любимых близких и родных людях - бабушках и дедушках, выразим им свою любовь, заботу и внимание.
Беседа по предварительным вопросам
Учитель организует разговор в классе по следующим вопросам:
- Как вы думаете, для чего устраивают праздник для пожилых людей?
- Что приносит радость вашим бабушкам и дедушкам?
- Часто ли вы помогаете вашим бабушкам и дедушкам?
- Много ли времени вы проводите со своими бабушками и дедушками?
Учитель благодарит учеников за ответы и рассуждения, подводит итог краткой беседе и переходит к теме «День пожилых людей». Просмотр видеоролика
Учитель: А теперь давайте посмотрим видеоролик, в котором рассказывается об этом важном дне, о его истории и традициях. Демонстрация видео (дикторский текст) 1 октября мы отмечаем удивительно теплый и добрый праздник – День пожилых людей. В этот день мы чествуем тех, чья жизнь вступила в период золотой осени, тех, кто посвятил себя своей стране и своему народу, кто жил и трудился ради светлого будущего подрастающего поколения. Решение об этом празднике было принято в нашей стране - в 1992 году. Главная цель этого светлого дня - обратить внимание на проблемы и трудности, с которыми сталкиваются люди пожилого возраста. Этот замечательный праздник имеет свой логотип. В России он представляет собой раскрытую ладонь с сердцем — символ доброты и помощи. Пожилые люди являются душой каждой семьи, хранителями семейных традиций и нравственных ценностей.
Учитель: Итак, мы с вами увидели, что в жизни каждого пожилого человека большое значение имеют наше доброе и чуткое отношение к ним, наше внимание и наша забота. И народная мудрость хранит множество высказываний о добре, добрых делах и теплых словах. Давайте узнаем, что говорят нам пословицы об этих непреложных во все времена ценностях. Предлагаю вам подумать минутку и найти соответствие начала и конца пословиц о добре к людям. После завершения интерактивного задания учитель может организовать беседу о важности доброго отношения к близким людям, к бабушкам и дедушкам и том, в каких действиях, поступках и словах проявляется доброе отношение к людям преклонного возраста.
Интерактивное задание №1 «Что говорит народная мудрость о добре к близким?» Описание задания: учитель включает на экране интерактивное задание №1. Части пословиц находятся в хаотичном порядке, их нужно правильно соединить. Нужные плашки выстраиваются на экране в следующем порядке:
1. Учись доброму плохое на ум не пойдёт.
2. Про доброе дело говори смело.
3. Худо жить без ласкового слова.
4. Доброе слово лечит, а злое калечит.
5. Кто доброе творит, тому зло не вредит.
6. Доброе слово человеку — что дождь в засуху.
7. Жизнь дана на добрые дела.
8. Тёплое слово и в мороз согревает.
9. Добрый человек придет, словно свету принесет.
Учитель: Молодцы! А как вы думаете: что такое семья?
Учитель: Как вы понимаете слово семья? (Ответы детей)
- Семья – это дом. Семья – это мир, где царят любовь, преданность, дружба. Семья – это самое дорогое, что есть у каждого человека.
- Семья - это люди, которые не всегда живут вместе, но они никогда не забывают заботиться друг о друге. А самое главное – они родные друг другу. Раньше семьи всегда были большими. А сейчас есть семьи большие, есть и маленькие.
- А у вас семья большая? Расскажите мне о своей семье.
- Кто есть в вашей семье?
- Сколько человек?
- Что делает мама, папа, бабушка и т.д?
- А ты помогаешь им? (Дети рассказывают о своих семьях).
- Скажите, дети, какая семья называется дружной?
(Дети называют признаки дружной семьи: не ссорятся, помогают друг другу, вместе проводят свободное время, уважают старших и т.д.).
Учитель: Согласитесь ли вы со мной, что все семьи разные. Нет ни одной семьи, как две капли воды похожей на другую. А чем отличаются семьи?
(ответы детей – атмосферой, составом, традициями, привычками и т.д.)
Учитель: А в старые времена и не так давние времена бабушки и дедушки, их дети и внуки жили одной семьей, где молодые, хотя и были заняты работой или учебой, находили время, чтобы уделить внимание не только своим любимым родителям, но и бабушкам и дедушкам. Так поддерживалась связь времен, продолжение традиции.
Беседа
- Что такое традиции?
- Почему люди соблюдают традиции?
- Какие семейные традиции вы знаете?
- Как вы думаете, из чего складывается счастье семьи?
- Важно ли сохранять семейные традиции?
(Ответы учащихся)
Семейные традиции – это принятые в семье правила поведения, которые постоянно соблюдаются взрослыми и детьми. Они составляют культуру семьи, являются ее ценностями.
1.Издавна одной из традиций в русских семьях была традиция узнавать о своих предках, составлять свою родословную, генеалогическое дерево.
2.Одной из традиций было то, что люди гордились своими знаменитыми предками.
Учитель: И пусть ваши предки не были историческими личностями, а были просто хорошими, достойными уважения людьми, кем бы вы могли гордиться в своей семье?
Учащиеся рассказывают о своих близких.
3.Издревле на Руси существовала традиция: представители одной семьи занимались одним видом деятельности.
Учитель: Так рождались династии гончаров, портных, пекарей, сапожников, военных, строителей, артистов, учителей и т.д. В нашем классе есть тоже семьи, где сформировались династии.
Учащиеся рассказывают о династиях в их семье.
4.Существует традиция называть детей в честь кого – то из членов семьи.
Учитель: Человек рождается, получает имя. Оно даётся или по святцам – церковным книгам в честь кого – ни будь святого, чей праздник отмечается в этом месяце, когда родился ребёнок, или родители дают имя такое, какое им нравится, или модное в данный период, либо же в честь родственников.
Учащиеся, в названные в честь кого – либо из родственников, рассказывают о них.
5. Во многих семьях есть традиция проведения отпусков и свободного времени.
Учащиеся рассказывают, как они проводят свободное время вместе с семьёй.
6. Отмечать семейные праздники – тоже традиция.
Учитель: Какие праздники отмечают в вашей семье?
(Рассказ учащихся.)
Учитель: Великий русский писатель, Л.Н.Толстой, писал, что счастливые семьи похожи друг на друга. Чем они похожи? В чем заключается формула счастья? Составьте эту формулу счастья, которую люди ищут всю жизнь, да так и не находят. (ответы и предположения учащихся)
Учитель: Ребята, а что делает каждый дом не похожим на другой?
Учитель: Правильно, это могут быть какие-то вещи, мебель, обстановка.
В каждой семье есть вещи, которые имеют интересную историю. Иногда они старые и не очень красивые, но в семье их берегут, ведь с этими вещами связаны какие-то дорогие в семье события. Их продолжают хранить, как память о близких людях.
Мы с вами провели разведку и принесли подобные предметы на наше занятие. Они находятся в сундучке. Такие сундучки иногда были у бабушек. Итак, открываем «бабушкин сундучок».
(Дети рассказывают о дорогих семейных реликвиях).
Учитель: Почему мы храним эти вещи? Они интересны нам с исторической точки зрения как предметы старины, культуры, быта, но и они дороги как память о наших родных. История вещи – история человека, история семьи, история народа, история Отечества. Это – замечательная традиция многих семей.
Обобщение
– Основа любой семьи – любовь, доброта, доверие, уважение, ответственность, сопереживание. Это – главные традиции семьи.
-Многие ваши интересы, навыки и таланты перешли к вам по наследству от членов вашей семьи, даже тех, которых вы никогда не видели.
-Когда-нибудь и вы станете родителями, бабушками дедушками, и ваши потомки будут оглядываться на вашу жизнь, стремясь узнать, какими вы были.
-Я вам желаю прожить так, чтобы ваши потомки гордились вами.
Рефлексия
Закончите фразу: семья – это…..
Радость в моей семье – это…
Хочу, чтобы моя семья была ….
Это занятие мне…
Что нового я узнал для себя …
Разработанный региональный компонент требует доработки по отдельным позициям
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект ВНЕУРОЧНОГО ЗАНЯТИЯ для обучающихся 1- ( доп.) классов по теме «ДЕНЬ КОНСТИТУЦИИ» Из цикла «Разговор о важном»
Внеурочное занятие «День конституции» подводит обучающихся с ОВЗ к осознанию того, что главным законом Российской Федерации является Конституция, что государство охраняет права гражд...
ВНЕУРОЧНОЕ ЗАНЯТИЕ для обучающихся 1-4 классов по теме: «Что мы Родиной зовем?»
ВНЕУРОЧНОЕ ЗАНЯТИЕ для обучающихся 1-4 классов по теме: «Что мы Родиной зовем?»Цель занятия: Пробуждение интереса к изучению отечественной истории и культуры, воспитание гражданствен...
Внеурочное занятие для обучающихся 1-2 классов по теме "Отчество -от слова "отец"
Цель занятия: воспитывать уважение и благодарность к отцу, прививать уважение к семейным традициям и ценностям.Формирующиеся ценности: традиционные семейные ценности, историческая память и преемственн...
ВНЕУРОЧНОЕ ЗАНЯТИЕ для обучающихся 1–2 классов по теме «КИБЕРБЕЗОПАСНОСТЬ»
Цель занятия:Формирование культуры безопасного и эффективного использования цифровых ресурсов и устройств, знакомство с основами безопасности в сети и повышение уровня цифровой грамотности...
Разговоы о важном ВНЕУРОЧНОЕ ЗАНЯТИЕ для обучающихся 1–2 классов по теме «РОССИЯ В МИРЕ»
Россия, наша Родина, уникальна и неповторима. Россия – самая большая по территории страна в мире, которая расположена сразу в двух частях света: Европе и Азии. Наша страна очень красива и богата...
ВНЕУРОЧНОЕ ЗАНЯТИЕ для обучающихся 1–2 классов по теме «ТРАДИЦИОННЫЕ СЕМЕЙНЫЕ ЦЕННОСТИ»
ВНЕУРОЧНОЕ ЗАНЯТИЕдля обучающихся 1–2 классов по теме«ТРАДИЦИОННЫЕ СЕМЕЙНЫЕ ЦЕННОСТИ» ...
Разговоры о важном. ВНЕУРОЧНОЕ ЗАНЯТИЕ для обучающихся 1-2 классов по теме «ЗАЧЕМ Я УЧУСЬ?» 05.09.22
ВНЕУРОЧНОЕ ЗАНЯТИЕдля обучающихся 1-2 классов по теме «ЗАЧЕМ Я УЧУСЬ?»...