Статья на тему "Адаптационный период первоклассников".
статья (1 класс)
В статье рассмотрена проблема периода адаптации первоклассника к школе. Проанализированы важные моменты процесса адаптации, главные изменения в жизни ребёнка с момента поступления в школу. Даётся определение адаптации и психолого-педагогического сопровождения ребёнка в адаптационный период. В статье затрагивается тема осуществления эффективного процесса адаптации первоклассника. Выявлена и обоснована необходимость в сопровождающей работе учителя начальных классов на создание благоприятных социально-психологических условий успешного обучения ребенка.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_adaptatsionnyy_period_pervoklassnikov.docx | 17.31 КБ |
Предварительный просмотр:
АДАПТАЦИОННЫЙ ПЕРИОД ПЕРВОКЛАССНИКОВ
Важным моментом в жизни первоклассников является поступление ребёнка в школу. Он перестраивает весь образ жизни и деятельность малышей. Наиболее важное изменение в их жизни составляет изменение самой важной формы деятельности. Игра меняется на новый главный и важный для малышей вид деятельности – обучение. В школе первоклассников ждет новая по значению социальная организаторская среда. Новый, сложный и ответственный режим дня, новые взрослые (педагоги). Это главное, но не все изменения в жизни маленьких школьников, вызывающие потребность активизации адаптационных ресурсов обучающихся начальной школы, перестройки всего ежедневного жизненного ритма.
Самая важная проблема переходного периода от дошкольника к школьнику. В связи с этим актуализация адаптационной проблемы первоклассников к школе, это и есть проблема освоения нового социального пространства и развития новой гражданственной позиции первоклассника.
Адаптация - процесс и результат согласования человека с окружающим миром, приспособления к изменившейся среде, к новым условиям жизнедеятельности, структуре отношений в определенных социально-психологических общностях, установления соответствия поведения принятым в них нормам и правилам. (М.Р. Битянова, Н.Ю. Синягина, М.В Максимова) [2]. Проблема адаптации у детей первого класса к обучению, является очень важной не только для педагогики образования, но и для психологии. Ведь от того, как пройдет социально-педагогическое приспособление первоклассника к учебному процессу, насколько успешно пройдет первый год обучения, и будет зависеть успешность взаимоотношения, как с педагогами, так и со сверстниками. Но главное способность личностного и социального развития [1].
Образовательное учреждение и малыши, поступившие в первый класс, взаимно адаптируются друг с другом. Первый год обучения решает порой всю дальнейшую школьную жизнь ребенка, в этот период школьник под руководством взрослых совершает чрезвычайно важные шаги в своем развитии. Поэтому важно знать индивидуальные особенности малыша. Систематически увеличивается количество первоклассников с низкой адаптированностью. Переступая порог школы, ребёнок попадает в новую социальную среду, где дети волнуются и переживают. Родители, учитель начальных классов серьёзным образом заинтересованы в том, чтобы младшие школьники скорее и благополучнее влились в школьную жизнь.
От успешности периода адаптации при поступлении ребёнка в образовательную организацию в огромной степени зависит дальнейшая успешность социальной деятельности ребенка. Дезадаптированность школьника приведёт к снижению во-первых, учебную мотивацию, во-вторых, деформацию межличностных отношений, в-третьих, развитие невротических состояний, в-четвёртых, формирование девиантного поведения. Школьная дезадаптация — это появление неадекватных приспособлений ребёнка к школе в проявлении нежелание учиться и нарушений поведения, конфликтных позиций, завышенного уровня тревожности, изменение в развитии личности. Под «школьной дезадаптацией» в самом широком смысле можно понимать «несоответствие социопсихологического и психофизиологического статуса ребёнка требованиям ситуации школьного обучения, овладение которой по ряду причин становится затруднительным или, в крайних случаях невозможным» [4].
По мнению М.М. Семаго, опасность дезадаптации есть всегда, когда первоклассник работает на гране своих психических и физиологических возможностей. Можно наблюдать различные формы проявления школьной дезадаптации: поведенческая (поступок ребёнка отличается от нормативных требований образовательного учреждения) и учебная (испытывает сложности в усвоении учебного материала). Различными авторами установлены некоторые причины, которые в большинстве случаев приводят к школьной дезадаптации: - социально-психологическая запущенность; не на должном уровне развито произвольные компоненты; - не достаточно развита речь; - нестабильность психических процессов; эмоциональноличностные проблемы, в том числе коммуникативные [3].
По мнению Р.В. Овчаровой, основная причина школьной дезадаптации связана с характером семейного воспитания. Другая причина в том, что трудности в поведении и учёбе осознаются детьми в основном через отношение к ним учителя, а причины возникновения дезадаптации часто связаны с отношением к ребёнку и его учёбе в семье [4]. Успешность адаптации первоклассника к школе есть достижение определенного уровня развития не только в физиологическом, интеллектуальном, эмоциональном, но и в социальном отношении. Чтобы осуществление гармоничного и эффективного процесса адаптации первоклассника к школе не был травмирующим, важно организовывать психологопедагогическое сопровождение младшего школьника в адаптационный периодПсихологическое сопровождение это и есть профессиональная деятельность взрослых, взаимодействующих с ребенком в школьной среде.
Субъектами психологического и педагогического сопровождения индивидуальной образовательной деятельности обучающихся являются не только психологи, учителя начальных классов, воспитатели, родители и родственники ученика, но и сами первоклассники. Они обладают своим незначительный опытом обучения, взаимодействия со взрослыми, другими одноклассниками. У каждого свой индивидуальный характер личностного развития. Особенности конкретного индивидуума влияют на содержание и формы работы [1].
Сопровождающая работа учителя начальных классов должна быть направлена на создание благоприятных социально-психологических условий успешного обучения ребенка, его психологического и социального развития. В частности, психолог, который сопровождает ребенка, в процессе всего школьного обучения обязан, с одной стороны, помочь ему максимально использовать предоставленные внутренние резервы для образования или развития, а с другой стороны, приспособить индивидуальные особенности к заданным извне условиям школьной жизнедеятельности [5].
Создание специальных условий для оказания помощи детям, которые имеют проблемы в психологическом развитии и обучении это главная задача окружающих младшего школьника. Данное направление ориентировано на тех детей, у которых обнаружены определенные сложности с усвоением учебного материала, традиционных форм поведения, в общении со взрослыми и ровесниками. Для оказания помощи таким детям должна быть продумана целая система способов, конкретных мероприятий, которые позволяют преодолеть или уравновесить возникшие проблемы [2].
Таким образом, существует проблема недостаточной разработанности программ психолого-педагогического сопровождения процесса адаптации младших школьников, которые реализуют требования ФГОС НОО (федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования) и основные его идеи. Психолого-педагогическое сопровождение ребёнка в адаптационный период это целостная системно-организаторская деятельность, в процессе которой создаются как социально-педагогические, так и педагогические условия для психологического развития, успешного обучения первоклассников и каждого обучающегося в социальной среде [6]. Это «метод, обеспечивающий создание условий для принятия школьником оптимальных решений в различных ситуациях жизненного выбора, особенно при определении профиля обучения» (С. Новикова).
Список литературы / References
- Айзман Р.И., Жарова Г.Н., Савенков А.И. Подготовка ребёнка к школе.
- Издательство «Пеленг». Томск, 2011.
- Битянова М.Р. Работа психолога в начальной школе. М. Владос, 2012.
- Кумарина Г. Школьная дезадаптация: признаки и способы предупреждения.:
- Народное образование, 2013. № 1. С. 111.
- Овчарова Р.В. Практическая психология в начальной школе. М.: ТЦ «Сфера»,
1996. С. 240.
- Сакович Н.А. Технология игры в песок. Игры на мосту. СПб.: Речь, 2008.
- Субботина Л.Г. Психолого-педагогическое сопровождение учащихся в условиях личностно-ориентированного обучения. Дисс. канд. пед. наук. Кемерово, 2002. С. 43.
- Матвеева О.А., Львова Е.А. Помощь в адаптации к средней школе. //
- Психологическая наука и образование, 2013. № 3. С. 57-79.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Практико - ориентированный проект по теме: " Организация адаптационного периода первоклассников в контексте психологической готовности к школе".
Данный проект поможет учителям заранее спланировать свою деятельность по работе с будущими первоклассниками и их родителями. Расписаны все этапы проекта. Имеются приложения....
Организация адаптационного периода первоклассников
Материалы содержат перспективную программу организации адаптационного периода первоклассников, включая план - сетку, планирование работы педагогической поддержки первоклассников, методику проведения и...
Сценарий занятия для адаптационного периода первоклассников.
Полный пакет к занятию....
Программа адаптационного периода первоклассников
Программа составлена для проведения адаптационного периода первоклассников. В ней имеются все материала для проведения адаптации.Цель настоящей программы: создать психолого-педагогические условия, обе...
Адаптационный период первоклассников. Советы родителям первоклассника в период адаптации к школе.
Адаптационный период первоклассников.Советы родителям первоклассника в период адаптации к школе. Материал будет интересен учителям начальных классов (для проведения родительского собрания) и род...
Статья на тему "Адаптация первоклассников к школе. Советы и рекомендации родителям будущих первоклассников"
Начало обучения в школе один из ответственных и сложных моментов в жизни детей, как в психологическом, так и в физическом плане. Переступив порог школы, ребенок становится школьником не сразу. Чтобы п...
Адаптационный период первоклассников.Советы родителям первоклассника в период адаптации к школе.
Адаптация ребёнка к школе происходит не сразу и у всех по разному. Это довольно длительный процесс, связанный со значительным напряжением всех систем организма. Поэтому в период адаптации должно...