рабочая программа "Орлята России"
рабочая программа
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Рабочая программа данного учебного курса внеурочной деятельности разработана в соответствии с требованиями:
1) Приказа Минпросвещения от 31.05.2021 № 286 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»;
2) Учебно-методического комплекса к Программе развития социальной активности обучающихся начальных классов «Орлята России». Методические материалы / авторы-составители Волкова Н.А., Китаева А.Ю., Сокольских А.А., Телешева О.Ю., Тимофеева И.П., Шатунова Т.И., Шевердина О.В., под общей редакцией Джеуса А.В., Сайфутдиновой Л.Р., Спириной Л.В. – Краснодар: Изд-во Новация, 2022г.
3) Методических рекомендаций по уточнению понятия и содержания внеурочной деятельности в рамках реализации основных общеобразовательных программ, в том числе в части проектной деятельности, направленных письмом Минобрнауки от 18.08.2017 № 09-1672;
Согласно учебного плана МОУ СОШ №8 на реализацию данной программы отводится 34 учебных недели ( 1 час в неделю, 34 часа за учебный год).
Рабочая программа скорректирована с учётом учебно-календарного графика, расписания уроков МОУ СОШ №8.
Цель курса: формирование у ребѐнка младшего школьного возраста социально- ценностных знаний, отношений и опыта позитивного преобразования социального мира на основе российских базовых национальных ценностей, накопленных предыдущими поколениями, воспитание культуры общения, воспитание любви к своему Отечеству, его истории, культуре, природе, развитие самостоятельности и ответственности.
Задачи курса:
1. Воспитывать любовь и уважение к своей семье, своему народу, малой Родине, общности граждан нашей страны, России.
2. Воспитывать уважение к духовно-нравственной культуре своей семьи, своего народа, семейным ценности с учѐтом национальной, религиозной принадлежности.
3. Формировать лидерские качества и умение работать в команде.
4. Развивать творческие способности и эстетический вкус.
5. Воспитывать ценностное отношение к здоровому образужизни, прививать интерес к физической культуре.
6. Воспитывать уважение к труду, людям труда. Формировать значимость и потребность в безвозмездной деятельности ради других людей.
7. Содействовать воспитанию экологической культуры и ответственного отношения к окружающему миру.
8. Формировать ценностное отношение к знаниям через интеллектуальную, поисковую и исследовательскую деятельность.
Раздел 1. Планируемые результаты освоения программы
Целевые ориентиры результатов участия и освоения младшими школьниками содержания учебно-методического комплекса программы «Орлята России» определены в соответствии с ФГОС, основными направлениями воспитания, зафиксированными в Примерной рабочей программе воспитания и основываются на российских базовых национальных ценностях:
Личностные результаты:
Обучающийся научится:
формировать основы российской гражданской идентичности, чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России;
- формировать гуманистические и демократические ценностные ориентации,
- овладевать начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
Обучающийся получит возможность научиться:
-- развитию самостоятельности, личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах;
- формировать навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;
- формировать безопасный, здоровый образ жизни ;
- мотивации к творческому труду, работе на результат,бережному отношению к материальным и духовным ценностям;
-формировать эстетические потребности, ценности и чувства.
Метапредметные результаты
У ученика будут сформированы коммуникативные УУД:
Обучающийся научится:
- владению методами поиска, переработки, хранения и передачи информации ;
умению слушать собеседника и вести диалог;
- умению излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
- умению договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности;
- Обучающийся получит возможность научиться:
- осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности;
- умению использовать речевые средства и средства информационных и коммуникационных технологий (далее – ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач ;
-умению определять общую цель и пути ее достижения.
У ученика будут сформированы познавательные УУД:
Обучающийся научится:
- сравнивать, анализировать, синтезировать, обобщать и классифицировать объекты, явления по родовидовым признакам;
- устанавливать аналогии и причинно- следственные связи;
- Обучающийся получит возможность научиться:
- работать с таблицами, картами, схемами;
- умению кодировать и декодировать информацию .
У ученика будут сформированы регулятивные УУД:
Обучающийся научится:
планировать свою деятельность;
- осуществлять самонаблюдение и самооценку в процессе деятельности;
- Обучающийся получит возможность научиться:
- анализировать причины своего успеха/неуспеха
Предметные результаты
Обучающийся научится:
- использовать действия с языковыми единицами для решения познавательных, практических и коммуникативных задач ;
- самостоятельно выбирать интересующую литературу;
-пользоваться справочными источниками для понимании и получения дополнительной информации;
-применять математические знания для решения учебно-познавательных и учебно- практических задач;
- выполнять элементарные правила экологической грамотности, нравственного поведения в мире природы и людей,
- Обучающийся получит возможность научиться:
- элементарным способам изучения природы и обществ(наблюдению, записи, измерению, опыту, сравнению, классификации и др., с получением информации из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве) ;
- устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире;
- практическим умениям и навыкам в различных видах художественной деятельности, а также в специфических формах художественной деятельности, базирующихся на ИКТ (цифровая фотография, видеозапись, элементы мультипликации и пр.);
- использовать приобретенные знания и умения для творческого решения несложных творческих, технологических и организационных задач.
Раздел 2. Содержание курса внеурочной деятельности
В основу курса внеурочной деятельности положен системно-деятельностный подход, позволяющий за период освоения ребѐнком образовательных треков (траекторий социально – коммуникационного развития) осуществить качественный переход от «социальной активности» к «социальной позиции» и «гражданской идентичности». Важно, что в названии программы заключѐн сущностный нравственный идеал «Орлѐнок России».
Структура построения курса предлагает богатые возможности для проявления творческой энергии каждого ребѐнка, для развития его инициативы, для формирования активной позиции юных граждан страны. В структуре заложено понимание особенностей психологического развития младшего школьника и условия для формирования самостоятельной личности будущего подростка. Учтено соотнесение построения учебных четвертей и распределение нагрузки в них. Цикличность курса, где даѐтся возможность вернуться к ранее пройденным трекам, позволяет ребѐнку, опираясь на полученный опыт, проанализировать свои действия, сделать вывод и попробовать применить этот опыт в своей жизни.
Курс внеурочной деятельности представляет комплекс из 9-и занятий по 7-ми трекам.
1. Трек «Орлѐнок – Лидер»
Ценности, значимые качества трека: дружба, команда.
В процессе реализации данного трека дети приобретают опыт совместной деятельности, что является необходимым в начале учебного года. Педагог может увидеть уровень сплочѐнности классного коллектива, сформировать детские микрогруппы для приобретения и осуществления опыта совместной деятельности и чередования творческих поручений.
2. Трек «Орлѐнок – Эрудит»
Ценности, значимые качества трека: познание.
Трек «Орлѐнок – Эрудит» занимает первый месяц второй четверти, которая отличается наличием различных олимпиад, интеллектуальных конкурсов, конференций и т.п.
– в этот период дети знакомятся с разными способами получения информации, что необходимо для их успешной деятельности, в том числе познавательной. Именно в этот период учебного года у детей отмечается высокая мотивация и интерес к учѐбе.
3. Трек «Орлѐнок – Мастер»
Ценности, значимые качества трека: познание
В рамках данного трека дети знакомятся с пониманием того, что можно быть мастерами в разных сферах деятельности, в разных профессиях. Сроки реализации трека
«Орлѐнок-Мастер» поделены на два временных промежутка: во время первой части трека дети готовят новогодний спектакль, концерт или представление, вторая часть трека определена для знакомства с лучшими мастерами своего дела.
4. Трек «Орлѐнок – Доброволец»
Ценности, значимые качества трека: милосердие, доброта, забота.
Тематика данного трека актуальна круглый год. Проведение трека в данный временной период можно рассматривать, как эмоциональный пик всей Программы. Это создаст и поддержит общее настроение добра, взаимопонимания, удовлетворѐнности не только в рамках трека, но и в обычной жизнедеятельности детей. Учитель может обращаться к имеющемуся социальному опыту детей в любое время учебного года.
5. Трек «Орлѐнок – Спортсмен»
Ценности, значимые качества трека: здоровый образ жизни.
Время для реализации этого трека обусловлено необходимостью усилить двигательную активность детей, так как к середине учебного года накапливается определѐнная физическая и эмоциональная усталость от учебной нагрузки. Дополнительные физкультурно- оздоровительные мероприятия в том числе позволят снизить заболеваемость детей, что актуально в зимний период.
6. Трек «Орлѐнок – Эколог»
Ценности, значимые качества трека: природа, Родина.
Погодные условия в момент реализации трека «Орлѐнок – Эколог» позволяют проводить мероприятия за пределами здания школы с выходом на природу. Есть возможность использования природных материалов при изготовлении поделок, проведения акций с
посадками деревьев, уборке мусора в рамках экологического субботника.
8.Трек «Орлѐнок – Хранитель исторической памяти»
Ценности, значимые качества трека: семья, Родина.
Данный трек является логическим завершением годового цикла Программы. В рамках трека происходит ценностно-ориентированная деятельность по осмыслению личностного отношения к семье, Родине, к своему окружению и к себе лично. Ребѐнок должен открыть для себя и принять значимость сохранения традиций, истории и культуры своего родного края.
Основная смысловая нагрузка трека:
Я – хранитель традиций своей семьи.
Мы (класс) – хранители своих достижений.
Я/Мы – хранители исторической памяти своей страны.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п\п | Тема раздела | Кол-во часов |
1. | Старт программы | 4 ч |
2. | Орлѐнок – Лидер | 4 ч |
3. | Орлѐнок – Эрудит | 4 ч |
4. | Орлѐнок – Мастер | 4 ч |
5. | Орлѐнок – Доброволец | 4 ч |
6. | Орлѐнок – Спортсмен | 4 ч |
7. | Орлѐнок – Эколог | 3 ч |
8. | Орлѐнок – Хранитель исторической памяти | 4 ч |
9. | Подведение итогов | 3 ч |
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п | Наименование раздела и тем | Кол-во часов | Планируемые сроки прохождения | Фактическая дата проведения |
Старт программы – 4 ч |
|
| ||
1. | Встреча с игрой | 1 |
| |
2. | Интеллектуально-познавательные игры | 1 |
| |
3. | Подвижные игры | 1 |
| |
4. | Вводный «Орлятский урок» | 1 |
| |
Орлѐнок – Лидер – 4 ч |
|
| ||
5. | Лидер – это… Я могу быть лидером. Как стать лидером? | 1 |
| |
6. | В команде рождается лидер. | 1 |
| |
7. | КЛАССный выходной | 1 |
| |
8. | Встреча с тем, кто умеет вести за собой. Итоги трека «Мы дружный класс! | 1 |
| |
Орлѐнок – Эрудит – 4 ч |
|
| ||
9. | Кто такой эрудит? Встреча с эрудитом «Хотим всѐ знать». Я – эрудит, а это значит… | 1 |
| |
10. | Развиваемся, играя! КТД «Что такое? Кто такой?» | 1 |
| |
11. | ВоображариУМ. Могу быть изобретателем! | 1 |
| |
12. | Итоги трека «На старте новых открытий» | 1 |
| |
Орлѐнок – Мастер 4 ч |
| |||
13. | Мастер – это… Мастерами славится Россия. Мастер – это звучит гордо! | 1 |
| |
14. | От идеи – к делу! КТД «Классный театр». | 1 |
| |
15. | В гости к мастерам. Город Мастеров | 1 |
| |
16. | Путь в мастерство» – подводим итоги | 1 |
| |
Орлѐнок – Доброволец – 4 ч |
| |||
17. | От слова к делу. Спешить на помощь безвозмездно! Добровольцем будь всегда! | 1 |
| |
18. | С заботой о старших. КТД «Создай хорошее настроение» | 1 |
| |
19. | КТД «Братья наши меньшие» | 1 |
| |
20. | КТД «Коробка храбрости». «Портрет добровольца» итоги трека | 1 |
| |
Орлѐнок – Спортсмен – 4 ч |
| |||
21. | Утро начинай с зарядки – будешь ты всегда в порядке! Должен быть режим у дня | 1 |
| |
22. | О спорт, ты – мир! Готовимся к спортивным состязаниям | 1 |
| |
23. | Сто затей для всех друзей. Быстрее! Выше! Сильнее! | 1 |
| |
24. | Спортивная игра «У рекордов наши имена». «Азбука здоровья» - итоги трека | 1 |
| |
Орлѐнок – Эколог – 3 ч |
| |||
25. | ЭКОЛОГиЯ. Мой след на планете. Каким должен быть настоящий эколог? Что должен знать и уметь эколог? | 1 |
| |
26. | Экология на практике. Встреча с человеком, которого можно назвать настоящим экологом | 1 |
| |
27. | «Шагая в будущее – помни о планете» - итоги трека | 1 |
| |
Старт программы – 4 ч |
| |||
28. | Орлѐнок – Хранитель исторической памяти. Кодекс «Орлѐнка – Хранителя» | 1 |
| |
29. | Хранитель семейных традиций. Я храню традиции семьи, а значит и традиции страны | 1 |
| |
30. | Расскажи мне о России. Историческое чаепитие | 1 |
| |
31. | «Я – хранитель, мы – хранители» - итоги трека | 1 |
| |
Подведение итогов – 3 ч |
| |||
32. | Подведение итогов участия в программе в текущем учебном году | 1 |
| |
33. | Интеллектуально-познавательные игры | 1 |
| |
34. | Подвижные игры | 1 |
|
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа для 1 класса.РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по учебному курсу «Русский язык» (авторы: Зеленина Л.М.,Хохлова Т.Е. ) для 1 класса на 2014-2015 уч.год УМК «Школа России»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММАпо учебному курсу «Русский язык»(авторы: Зеленина Л.М.,Хохлова Т.Е. )для 1 классана 2014-2015 уч.годУМК «Школа России».Календарно-тематическое планирование и тематическое планирование...
Рабочая программа по математике 2 класс Школа России Календарно-тематическое планирование по математике 2 класс школа России
Рабочая программа и календарно-тематическое планирование составлено для 2 класса по Умк школа России...
Рабочие программы 1-4 класс по ФГОС УМК "Школа России" с тематическим планированием 1 класс УМК "ШКОЛА РОССИИ"
Рабочие программы 1-4 класс УМК"Школа России"...
Рабочая программа По курсу ОРКСЭ (ДНКР Духовно-нравственная культура России) для 4-х классов по учебнику Кураева А.В "Основы духовно-нравственной культуры народов России"
Цель: формирование у младшего подростка мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании культурных и религиозных традиций многонационального народа России и уважении к ним, а та...
Рабочая программа по курсу «Русский язык» для 1-4 класса «Школа России»Рабочая программа по курсу «Русский язык» для 1-4 класса «Школа России»
Программа разработана в соответствии с требованиями ФГОС...
Рабочие программы 1-4 классы УМК "Школа России".Рабочие программы по внеурочной деятельности . Рабочие программы 1-4 классы (ОВЗ вариант1)
Рабочие программы 1-4 классы УМК "Школа России".Рабочие программы по внеурочной деятельности .Рабочие программы 1-4 классы (ОВЗ вариант1)...