Статья "Формирование у подростков представления о самопознании и его месте в саморазвитии"
статья (4 класс)
Ученик - это саморазвивающееся и самореализующееся существо и воспитатель поодному собственному желанию не может сделать ребенка ни хуже, ни лучше.
Мы, педагоги. можем лишь создать условия, чтобы он сам захотел стать таким, каким бы хотелось педагогу.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ctatya_o_samorazvitii.docx | 18.54 КБ |
Предварительный просмотр:
Статья:
« Формирование у подростков представления о самопознании
и его месте в саморазвитии»
Н.М.Щегловой
воспитателя ГПД
МБОУ «С(К)ОШ«Злагода»
В настоящее время я работаю воспитателем 4- класса и важнейшей идеей, лежащей в основе организации воспитательной работы является идея саморазвития личности. Ведь человек – это саморазвивающееся, самореализующееся существо. И воспитатель по одному собственному произволу не может сделать ребенка ни хуже ни лучше. Мы можем лишь создать условия, чтобы ребенок сам захотел стать таким, каким бы хотелось педагогу. И поэтому передо мной, как воспитателем с самого начала работы с классом стояло два первоочередных вопроса: « Кого мы хотим воспитать ? и « Как надо осуществлять воспитание?». Я придерживаюсь такой точки зрения, что главная цель воспитания - счастливый человек, т.е. мы должны воспитать счастливого человека. Но здесь сразу же возникают проблемы и сложности. Отсутствие положительного опыта жизни и общения в коллективе. Дело в том, что у детей плохо развита саморегуляция, т. е. процесс управления своим состоянием и поступками. Отсюда – часто наблюдаем, как один ребенок замыкается в себе, другой – чересчур активен. И чтобы помочь нашим ребятам научиться управлять собой, нужно было выяснить, как же они сами относятся к своему положению в коллективе, своему поведению, т.е. выяснить их самооценку.
Для этого я воспользовалась методами педагогической диагностики, начав составлять диагностическую программу изучения воспитанности каждого ученика, где оценивалась, степень сформированности у них важнейших качеств личности, т.е. составлялась карта личности ученика. Практически оценивалось отношение учащихся к разным жизненным параметрам: к обществу, к труду, К культуре, к себе. Причем оценивал себя в первую очередь сам ученик, потом его товарищ, а затем воспитатели. Проанализи- ровав полученные данные, стало ясно, что объективную самооценку никто не дал. Самооценка была либо завышена ( в основном) либо сильно занижена. По данным самооценки был составлен « портрет» каждого ученика с его точки зрения, а затем со стороны. Затем мы провели в классе тест « Я – реальное» и «Я – идеальное», где ребята из тех положительных качеств, черт характера, которые они хотели бы иметь, выбирали те, которые, по их мнению у них есть. По результатам этих исследований я составила карту воспитанности класса. Карта состоит из двух частей. Верхняя часть карта личности каждого ученика, а внизу – карта воспитанности класса в целом. При подведении итогов учащиеся увидели, что знают они себя недостаточно хорошо. Это незнание себя особенно ярко проявилось, когда детям было предложено закончить фразы, исходя из привычного для них поведения. Выяснилось, что между требованиями, которые они предъявляют к себе и другим - большая разница. Фразы следующие:
-Когда ко мне обращаются не тем тоном, я….
-Когда от меня требуют послушания, я …
-Когда меня просят не грубить, я … и т.д.
И, чтобы приблизить ребят к более реальной самооценке, я использовала такие игры « У зеркала», « Расскажи мне обо мне», предлагала составить « фотографию дня». После подведения итогов всех этих исследований стало ясно, что детям хочется быть лучше, чем они стали сейчас. И в соответствии с идеей саморазвития этому стремлению детей стать лучше, я стараюсь уделять первостепенное внимание, стараюсь поддержать и развивать их стремление стать добрее, нравственно чище, относиться к людям с позиции уважения и доброжелательности. Таким образом, - моя цель воспитывать не поведение, а мотивы, т.е. внутренние намерения ребенка. И еще очень важно вселить в ребенка веру в себя, уверенность, что его намерение стать лучше вполне осуществимо, что он это может и он этого достоин.
И вот ,после всех проведенных исследований, тестов, анкет, я предложила учащимся выбрать для себя те качества личности, над которыми им надо работать, чтобы стать лучше. Дети составили для себя ничто иное, как программу по самовоспитанию. И, как обобщающее занятие, мы с ребятами провели моральный практикум «Правила счастливого человека».
Ведь не только мы хотим воспитать счастливого человека, но и сам ребенок, каков бы он ни был, мечтает о счастье. Результаты анкетирования, в котором дети высказывали свое мнение о счастье показали, что практически никто не считает себя счастливым, но все очень этого хотят. Исходя из стремления учащихся развивать в себе положительные нравственные качества, были выработаны правила, которые являются как бы жизненным ориентиром, к которому нужно стремиться. Очень важным для меня было то, что эти правила выработали сами ребята, а моей задачей было обобщить и помочь детям сформулировать точку зрения.
ПРАВИЛА:
- Позаботься о себе: соблюдай режим дня; выполняй правила личной гигиены.
- Веди здоровый образ жизни;
- Будь нетерпим к своим недостаткам, преодолевай себя;
- Не делай противозаконного. Не убей, не укради!
- Не делай другим того, чтобы ты не хотел себе самому.
- Живи для людей, делай их счастливыми.
- Будь трудолюбив.
- Воспитай в себе привычку и способности к учению.
- Береги и улучшай окружающую среду.
В ходе проведения практикума ребята обсуждали каждое правило, выясняли его значение для себя. И вот тут опять же наглядно было видно, над чем еще предстоит работать каждому из них. В ежедневной работе с детьми по осуществлению намеченных планов по самовоспитанию я использую такую форму, как ситуационный классный час. Эта форма работы позволяет решать проблемы текущей жизни, способствует рефлексии и формированию положительных мотивов в поведении детей. На таких классных часах, да и в повседневном общении с детьми, я использую метод «ситуации успеха», особенно для тех детей , которые не уверенны в себе, которые в чем – то слабее других. Ведь практически у каждого ребенка есть свой « запасной аэродром». Пусть ребенок плохо усваивает математику, зато он хорошо рисует, поет, или у него успехи в спорте и т.д. И свою задачу я вижу в том, чтобы помочь ребенку осознать это, поддержать его в индивидуальном развитии, т. е. в саморазвитии. И поэтому в основе индивидуальной работы, которую я провожу с тем или иным ребенком лежит педагогика поддержки, это процесс совместного с ним определения его собственных интересов и целей, возможностей и путей преодоления препятствий ( проблем), мешающих ему сохранить свое человеческое достоинство и самостоятельно достигать желаемых результатов в обучении, самовоспитании, общении образе жизни. Самое главное – это уметь помочь, суметь отыскать в ребенке источник его собственных сил и затем действовать в соответствии с ним.
Но не менее важно любить своих воспитанников и очень хотеть им помочь. И я полностью согласна со словами Р. Ролана: « На свете есть только одна правда, один только Бог: это любить друг друга». И поэтому всегда в работе с детьми я стараюсь быть уравновешенной, жизнерадостной, уверенной в себе, позитивно воспринимать себя и детей, проявлять максимальную гибкость в решении спорных вопросов, осуществлять установку на ребенка как на личность, которая может и способна позитивно реализоваться. « Познай себя и ты познаешь весь мир» -этот гуманистический принцип является основным в жизнедеятельности учеников моего класса.
Результативность:
Благодаря использованию методов педагогической диагностики и составлению карты воспитанности учащихся, стало ясно, в какой сфере и у кого из детей складывается наиболее проблемная. И, сделав более целенаправленный анализ, я получаю представление о состоянии каждого ребенка и индивидуальной ситуации в определенной сфере жизнедеятельности.
Карта фиксирует динамику или стабилизацию состояния детей. Работая с картой, я получаю более полный объем информации о причинах каждой проблемы конкретного ребенка. Становится ясно, на что обратить внимание в индивидуальной работе с каждым ребенком.
Карта помогает мне:
- аргументировано информировать о состоянии проблемы своих коллег, самого ребенка;
- корректировать эффективность процесса совместного поиска причин возникновения проблемы;
- сдерживать отрицательную динамику развития ситуации.
В результате становится возможным выход на совместное, более эффективное решение проблемы.
Кроме того, карта помогает делать четкие выводы о своей работе, ставить новые профессиональные задачи, точнее опре делить сферы дальнейшей деятельности, которая окажет большую помощь при планировании воспитательной работы с детьми.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
СтатьяФОРМИРОВАНИЕ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ
статья посвящена особенностям формирования читательской компетентности у младших школьников...
Мастер-класс " Рефлексия младших школьников как средство самопознания и саморазвития»
Матер- класс учителей начальных классов...
Мастер-класс Рефлексия младших школьников как средство самопознания и саморазвития»
повысить мотивацию коллег к овладению рефлексивной деятельностью учащихся....
«Этика и начала самопознания и саморазвития личности» 3-4 класс
Пояснительная записка Рабочая программа элективного курса «Этика и начала самопознания и саморазвития личности» составлена на основе:- программы Безруких М.М., Макеева А.Г....
Факторы, препятствующие саморазвитию и факторы, стимулирующие саморазвитие педагога. Рефлексия с установкой на саморазвитие.
Алализ анкет по теме "Факторы, препятствующие саморазвитию и факторы, стимулирующие саморазвитие педагога. Рефлексия с установкой на саморазвитие"...
Задания по предмету Математические представления. "Место числа 10 в числовом ряду. Числовой ряд в пределах 10 в прямом и обратном порядке".
Карточка с заданиями по предмету "Математические представления" для дистанционного обучения....
Правила поведения детей и подростков в общественных местах
Правила поведения детей и подростков в общественных местах...