Классный час в 3 классе "Как появились сказочные существа"
классный час (3 класс)

Мохова Анастасия Алексеевна

Материал для внеурочной деятельности, на интересующую детей тему: кто такая Баба-Яга, кощей Бессмертный и другие герои сказок

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл klassnyy_chas_v_3_klasse.docx28.23 КБ

Предварительный просмотр:

Классный час в 3 классе «Как появились сказочные существа»

Разработала учитель начальных классов Мохова А.А.

Планируемые результаты:

Цель занятия:

  • вспомнить в каких сказках встречаются леший, кикимора, баба Яга, Кощей Бессмертный, водяной, Домовой;
  • привлечь учащихся к изучению славянской мифологии;
  • повысить интерес к истории и культуре России
  • воспитывать уважительное отношение к культурному наследию прошлого

УУД

Личностные:

  • проявляет интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;
  • осознает себя представителем народа,
  • формирует чувство прекрасного на основе знакомства с отечественной культурой.

Регулятивные:

  • самостоятельно оценивает правильность выполнения действия и вносит необходимые коррективы в исполнение по ходу его реализации.

Познавательные:

  • выполняет учебно-познавательные действия
  • осознанно и произвольно строит сообщения в устной форме;
  • осуществляет выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий.

Коммуникативные:

  • слушает и отвечает на вопросы, формулирует собственные мысли, высказывает свою точку зрения.

Оборудование:

  • компьютер, интерактивная доска, фотоаппарат или видеокамера;
  • цветные карандаши; по возможности, ступа с пестиком, ухват, метла, прялка с пряжей (куделью), лук с тетивой.

Методы: 

  • частично-поисковый
  • проблемный
  •  репродуктивный-  работа с дополнительным материалом.

Формы работы: 

  • групповая работа.
  • индивидуальная работа

Предварительная работа: прочитать сказки «Диво-дивное, чудо-чудное», «Старуха-говоруха», «Иван вдовий сын», "Марья Моревна", "Гуси-лебеди", "Баба Яга", "Иван-царевич и Серый Волк", "Елена Прекрасная", "Царевна лягушка", «Кикимора», "Василиса Премудрая и Иван дурак", "Варвара краса - длинная коса", "Как рыбак водяного обманул", «Иванушка и домовой»

ПЛАН УРОКА

  1. Организация
  2. Актуализация знаний
  3. Коллективная работа
  4. Рассказ учителя
  5. Работа в группах
  6. Индивидуальная работа
  7. Рефлексия. Подведение итогов

Класс можно разделить на группы по количеству героев. У каждой группы будут конверты с заданиями про одного героя. Либо задания раздать каждому отдельному ученику.

ХОД УРОКА

  1. Организация.

Выставка книг со сказками

- Ребята, как вы думаете о чем, или о ком пойдет речь на сегодняшнем занятии?

2.Актуализация знаний

-Может быть догадаетесь отгадав загадки?(один ученик из каждой команды читает загадку, остальные отгадывают. После каждой загадки учитель на доску вешает изображение героя)Загадку вы можете найти в конверте №1

Бабусю знает целый свет,

Ей от роду 300 лет.

Там на неведомых дорожках,

Дом её на курьих ножках. (Баба Яга)

Я - богатый, всемогущий,

Очень стройный, страшно злющий,

Но я смерти не боюсь,

Угадайте, как зовусь? (Кощей Бессмертный)

В лохмотьях, заросший,седой,
          С вечно всклокоченной бородой.
          В лесу он обитает,
          Грибников заманивает и пугает.(Леший)

Болото-дом её родной.

К ней в гости ходит Водяной.(Кикимора)

Внутри него водица,
С ним не хотят водиться,
А все его подружки —
Пиявки да лягушки! (Водяной)

В нашем доме,
Возле печки,
Старичок один живет.
Носит он фуфайку, лапти
И хозяйство все ведет.
Может в доме прибираться,
Спрятав что-нибудь твое.
Может кошкой обернуться
И мяукать под окном.
Ну, а если разозлится
То начнет он всех пугать
И тогда уж непременно
Его нужно угощать.
Любит кушать он конфеты,
Пить парное молоко
Успокоившись немножко,
Смотрит старичок в окно.
Догадались кто такой?
Это добрый (Домовой).

- Молодцы, все загадки отгадали. Так о ком же пойдет речь? (-О сказочных существах)

3. Коллективная работа

а)  –В каких сказках встречаются эти герои?(Обсуждают в группе)

Дети называют сказки. Можно показывать книги.

б) - Давайте поможем героям разобраться, кому что принадлежит. (на смарт-доске по очереди выводятся изображения: ступа, метла (помело), яйцо, игла, водоросли, кувшинки, сушеные грибы, тапочки.)

4. Рассказ учителя

-Ребята, как вы думаете, как появились все эти герои сказок? (выслушать ответы)

- Героями сказок они стали совсем недавно. Очень давно на территории нашей Родины жило много славянских племен (на смарт-доске карта.)Славяне-предки русского народа. Большая часть русской земли была покрыта лесами и болотами. Племена селились около рек.

Жизнь славян зависела от природы. Посевы мог побить град, или выжечь солнце, от удара молнии мог сгореть дом. Тогда люди не знали причину погодных явлений, они верили в богов, которые правят стихиями. Так же был дух дома, леса, болота. Такая вера называется язычеством.Славяне верили в злых и добрых  духов.

Кем были в далеком прошлом наши сегодняшние герои? (-Духами, богами)

5.Работа в группах.

-В конверте №2 есть текст про вашего героя и задание. Прочитайте внимательно и заполните паспорт героя,ответив на вопросы. Выберите, кто будет записывать ответы. (Лучше, чтобы текст был у каждого ученика, так каждый познакомится с информацией.)(Тексты в приложении)

 

Затем каждая команда зачитывает информацию про своего героя.

6. Индивидуальная работа

- Молодцы! Вы сегодня очень хорошо работали. У вас есть заключительное задание. теперь вы знаете, как представляли славяне наших сегодняшних героев. Нарисуйте героя, который вам наиболее приглянулся.

7. Рефлексия. Подведение итогов.

- Что нового узнали на уроке?

-Какое задание было для вас самым интересным?

-Раскрасьте смайлик, который отразит ваше отношение к сегодняшнему уроку.

Приложение

1. Леший

Хозяином леса славяне считали лешего. Они побаивались лесного духа и ожидали от него нехороших проделок. Правда, он, не обижал людей, а наказывал, если человек вел себя в лесу плохо, неуважительно к природе  духам. Лешего представляли в виде лохматого старика, иногда обросшего корой, как у дерева. У него могут быть рога и ноги как у козла. Какого роста Леший неизвестно. Одному он может предстать великаном ростом с дерево, другому карликом, так что в траве еле заметно. леший может превращаться в зверей и птиц, в растения. Стережет лес от охотников. Если лешему удается сделать так, что человек начинает плутать в лесу, он очень радуется, смеется и хлопает в ладоши. Чтобы человек мог выбраться из леса, лешего надо задобрить. Тогда он укажет дорогу.

  1. Водяной

Древние славяне верили, что Водяной живет в «черной воде». Водяной похож на лешего, такой же лохматый, только покрыт тиной и водорослями. У него большой живот, длинная борода и зеленые волосы. Древние славяне верили, что когда человек утонул, он продолжал жить в воде. Водяной враждебен к людям, это злой дух. Позже его стали представлять в виде черта. Чтобы задобрить его, люди приносили в жертву животных и плоды. Рыбаки должны были сначала спросить разрешения у водяного, вступить в договор, чтобы ловить рыбу. Первую пойманную рыбу рыбаки обязательно отдавали духу. Если духа разозлить, он мог поднять бурю на воде, распугать рыбу, утащить человека к себе.

  1. Домовой

Славяне верили, что в каждом доме живет невидимый дух – домовой. Он защищает дом, помогает вести хозяйство, хозявам дома не делает зла. Зимой любит тепло, поэтому живет у печки, а летом может переселиться в конюшню, потому что любит лошадей. Лошадям любит заплетать косички на хвосте и гриве. Но если вдруг невзлюбит скотину, то может извести, замучить. Хозяева старались держать лошадей, которых любил домовой. Если домовой рассердится на хозяев, то может ущипнуть, напугать, или спрятать что-нибудь в доме. В наше время, когда мы что-то дома теряем, часто приговариваем «Домовой, домовой, поиграл и отдай».Домовому и сейчас принято оставлять угощение.

  1. Кикимора

Кикимора- это злой дух дома. Худенькая, маленькая, голова с наперсточек.Она веселая  и игривая. Днем сидит за печкой, а ночью выходит поиграть. Если в семье живут лентяи, да бездельники может запутать кудель и пряжу, переложить вещи с места на место. Особенно ей нравятся всякие женские безделушки:бусы, украшения.

Если в семье все ладно, то садится кикимора возле печки и начинает прясть, может выткать материал, сшить что-нибудь. Такое возможно только в семье, где чтут законы и традиции.

  1.  Баба Яга

          Баба-Яга или Ягибиха, Ягишна - древнейший персонаж славянской мифологии. Существует несколько мнений, кто же такая Баба-Яга.

С одной точки зрения Баба-Яга богиня царства мертвых. С другой стороны – ведьма.  Слово «ведьма» произошло от слова «ведать» - знать. Другими словами Баба-Яга знающая, ведающая женщина. И, действительно, она совсем не злая, многим помогала советом. Пыталась съесть много людей, да никого так и не съела, потому как только припугнуть хотела. Баба-Яга маленькая сгорбленная старушка, одета в лохмотья. Имеет свой транспорт- летающую ступу. Живет в лесу в избушке на курьих ножках.

  1. Кощей

Кощей- языческий бог царства мертвых. Кто к нему попадет, никогда уже не выйдет из его царства. Им пугали маленьких деток, славяне даже старались не выходить ночью на улицу, верили, что Кощей их утащит в свое царство. В сказках Кощей злой и страшный, похищал красавиц и вредил молодцам. На самом деле Кощей - царь лишь в своем царстве и насильно туда никого не забирает. Кощей представляется костлявым стариком, без бороды. Смерть его спрятана далеко-далеко, потому и бессмертный. Царство Кощея находится под землей.

   

ПАСПОРТ ГЕРОЯ

  1. Имя _______________________________________________________
  2. Должность_________________________________________________
  3. Рост______________________________________________________
  4. Где живет__________________________________________________
  5. Как выглядит_______________________________________________

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Как проказничает___________________________________________

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Отношение людей к духу(как обезопасить себя)___________________

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Схемы "Животное- живое существо.Животные по типу питания"

Приложение к уроку окружающего мира по теме "Питание животных"(схемы)...

Тема : Сказочный мир цветов - классный час.

Цели: дать учащимся представление о разнообразии и красоте мира цветов, учить видеть красоту флоры, беречь родную природу....

Разработка классного часа для начальных классов на тему: «Урок доброты на сказочной Цветочной поляне.»

Цели урока Доброты. Воспитывать гармонично развитую личность в каждом ребенке.Воспитывать позитивное мышление.Учить размышлять о разных сторонах жизни и свойствах человеческого характера, способствова...

Презентация классного часа ко Дню кошек "Живут на Земле существа неземной красоты"

Классный час для начальных классов ко Дню Кошек ( 1 марта)...

Классный час "Путешествие в сказочный лес"

Цель классного часа: Воспитать у детей положительное отношение к природе; дать некоторые знания об обитателях леса; сформировать у учащихся представление о хвойных и лиственных деревьях;  подвест...