Анализ урока
методическая разработка

Иванова Марина Алексеевна

начальная школа

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл opornaya_tablitsa_dlya_pedagogicheskogo_analiza_uroka.docx17.92 КБ

Предварительный просмотр:

Опорная таблица для педагогического анализа урока

Дидактическая задача этапа

Содержание деятельности учителя

Условия получения положительного результата

Показатели выполнения дидактической задачи

Этап организации начала урока

Подготовка учащихся к работе на уроке.

- приветствие;

- определение отсутствующих;

- проверка готовности учащихся к уроку; 
готовность наглядных пособий, доски, мела и т.п.; 

- раскрытие общей цели урока.

- требовательность, собранность, доброжелательность учителя; 

- отсутствие многословия; 

- ярко выраженная волевая направленность педагога.

- кратковременность оргмомента;

- быстрое включение всех учащихся в деловой ритм и организация внимания у всех учащихся; 

- полная готовность класса и оборудования к уроку.

Этап проверки выполнения домашнего задания

Определение  правильности и осознанности выполнения домашнего задания всеми (или большинством) учащимися.

Устранение обнаруженных проблем.

- определение уровня знаний учащихся по выполненному  домашнему заданию;

- определение типичных ошибок и причин их появления;

- ликвидация пробелов в знаниях.

- оперативность учителя, которая во многом обеспечивается целевой направленностью проверки домашнего задания;

- система приемов, позволяющая проверить выполнение задания всеми (или большинством) учащихся.

- проверка учителем за короткий промежуток времени уровня знаний у большинства учащихся;

- возможность в ходе проверки домашнего задания скорректировать опорные понятия и ликвидировать обнаруженные недостатки.

Этап подготовки к  активной учебно-познавательной деятельности учащихся  

на основном этапе урока

- подготовка учащихся к тому виду учебно-познавательной деятельности, который будет доминировать на основном этапе урока.

- актуализация опорных знаний и умений.

- формирование познавательных мотивов.

- постановка целей урока;

- организация деятельности  учащихся по постановке целей урока.

- умение учителя определять цели урока;

- владение приемами организации деятельности учащихся по определению  целей.

- формирование дидактической цели вместе с учащимися;

- активность каждого ученика по определению целей урока.;

Этап усвоения новых знаний

- формирование у учащихся конкретных представлений об сообщаемых фактах, явлениях, процессах, их сущности, связях;

- выделение  главного, связь с изученным.  

- наработка умений на основе полученных знаний.

- сообщение учителем нового материала (или самостоятельная работа учащихся);

 - восприятие учащимися этого материала;

 - осмысление, обобщение, осознание, систематизация, конкретизация его.

- опора на жизненный опыт учащихся;

 - индивидуальный подход по дозе помощи;

- организация учащихся на оперирование усваиваемым содержанием.

при использовании метода эвристической беседы, самостоятельной работы учащихся в сочетании с беседой, использовании компьютерной техники показателем эффективности усвоения учащимися новых знаний и умений является правильность их ответов и действий в процессе беседы и активное участие класса в подведении итогов самостоятельной работы, а также качество знаний учащихся на последующих этапах обучения.

Этап первичной проверки понимания учащимися нового учебного материала

- определение  осознанности усвоения содержания нового учебного материала.

- усвоение связей и отношений между фактами, явлениями, процессами.

- выявление и устранение пробелов в  знаниях.

- проверка учителем полноты и осознанного усвоения знаний с помощью тренировочных упражнений.

- использование учителем заданий, требующих мыслительной и практической активности учащихся;

- создание нестандартных ситуаций при использовании знаний и т.д.;

- учет ответов при выявлении пробелов в понимании учащимися нового материала.

- показывают ли при выполнении заданий сильные и слабые учащиеся понимание основного содержания усваиваемых знаний;

- привлекается ли класс к выполнению и оценке ответа товарищей;

- устранялись ли выявленные пробелы на последующих этапах урока.

Этап закрепления знаний

- организация деятельности учащихся по применению изученных знаний к объяснению разных процессов, а также решению задач.

- организация деятельности по воспроизведению, выделению существенных признаков конкретизации знаний.

- закрепление методики предстоящего ответа ученика при очередной проверке знаний.

- включение учащихся в деятельность не только по воспроизведению, но и по оперированию полученными знаниями;

- организация деятельности школьников по включению новых знаний в систему раннее изученного.

- использование разнообразных форм закрепления знаний.

- умение учащихся распознавать, воспроизводить новое содержание;

- применять новые знания к объяснению явлений, к решению задач;

- умение учащихся соотносить между собой факты;

- умение выделять существенные признаки, ведущих понятий, конкретизировать их;

- активность учащихся.

Этап обобщения и систематизации знаний

Усвоение системы понятий по предмету и  метапредметных понятий, интеграция знаний

Организация деятельности учащихся по переводу отдельных знаний и умений в целостные системы внутри учебного предмета и межпредметные.

- умение учителя ставить вопросы, давать задания, направленные на обобщающую деятельность учащихся по включению части в целое.

- знание учащихся не только отдельных фактов, правил, но и законов, теорий, сформированности у них целостной картины мира.

Этап контроля и самопроверки знаний

Выявление качества и уровня овладения знаниями, умениями и навыками

- проверка полноты, осознанности и прочности знаний, умений и навыков;

- проверка сформированности общих учебных умений;

- рекомендации учащимся по ликвидации пробелов путем самостоятельной работы или с помощью одноклассников.

- использование учителем заданий, позволяющих обеспечить  всестороннюю  проверку и действенность знаний;

- использование нестандартных ситуаций в применении проверяемых знаний;

- опора на помощь учащихся путем рецензирования ответов и др.

- рецензирование ответов учителем и учащимися с указанием положительного и недостатков в знаниях;

- конкретность предложений по ликвидации пробелов или стимулированию дальнейшего интереса к предмету;

- активная деятельность всего класса в ходе проверки знаний отдельных учащихся. 

Этап подведения итогов урока

Анализ успешности овладения знаниями и способами деятельности

Выявление уровня осознания содержания пройденного.

Определение типичных пробелов в знаниях, умениях и навыках.

- дать общую характеристику работы класса;

- показать успешность овладения содержанием урока;

- вскрыть недостатки, показать пути их преодоления.

- умение быстро охватывать педагогические приемы, помогающие успешному усвоению знаний, и определять типичные недостатки  процесса преподавания;

- умение учесть реальные возможности учащихся

-   рефлексия

- краткость и емкость анализа работы класса

- поиск способов саморегуляции и сотрудничества

Этап  домашнего задания

Домашнее задание на основе выявленных результатов усвоения нового материала направлено на дальнейшее развитие знаний и подготовку к дальнейшему обучению

- сообщить домашнее задание;

- разъяснить методику его выполнения
.

-умение дать методические советы по выполнению домашнего задания.

- работа по инструктированию в рамках времени урока;

- запись домашнего задания на доске;

- конкретность и  дифференцированность домашнего задания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на МО "Аспектный анализ урока как основной вид анализа современного урока"

Современный урок- это прежде всего урок, на котором учитель умело использует все возможности для развития личности ученика, ее активного умственного роста, глубокого и осмысленного усвоения знаний, дл...

пояснительная записка к уроку и анализ урока

дан подробный самоанализ урока ОМ 4 класс по программе "ПНШ"...

Педагогический анализ воспитательного мероприятия. Воспитательный анализ урока.

Одним из важнейших средств повышения эффективности каждого воспитательного мероприятия является педагогический анализ. Помогая выявить причины различных недостатков, он служит основой для дальнейшего ...

Конспект урока математики по теме "Транспортир - прибор для измерения углов", общепедагогический анализ урока.

Конспект урока математики по теме "Транспортир - прибор для измерения углов" ( 3 класс, развивающая система Л.В.Занкова) + общепедагогический анализ урока....

КОНСПЕКТ УРОКА И АСПЕКТНЫЙ АНАЛИЗ УРОКА МАТЕМАТИКИ ПО ТЕМЕ «ОДНОЗНАЧНЫЕ ЧИСЛА» 1 КЛАСС ПНШ

Тема:  ОДНОЗНАЧНЫЕ ЧИСЛАЗадачи урока: - ввести понятие «однозначные числа»; закреплять знание состава изученных чисел; -совершенствовать навыки счета и навыки выполнения сложения вида  + 1,  + ...

План - конспект открытого урока по физической культуре в 4 классе, на тему: "Подвижные игры на развитие быстроты и ловкости". Анализ урока.

МКОУ «Александровская СОШ»Аннотация к разработке  урока по физической культуры в 4 классе. Дата: 20.01.2017г.Класс: 4Предмет: физическая культураРаздел урока: Подвижные игр...

Мониторинг применения УУД на уроке по результатам анализа урока

   Применение мониторинга УУД на уроке позволяет формировать правильную организацию деятельности учащихся, используя разные методы, формы, средства обучения. На каждом этапе урока обу...