Статья "Реализации современных принципов развивающего и личностно-ориентированного обучения назанятиях ГПД"
статья (3, 4 класс)

Джураева Шаходат Шадмановна

Особенность Федеральных Государственных Образовательных Стандартов общего образования - их деятельностный характер, который ставит главной задачей развитие личности ученика. По мнению ученых, на развитие личности влияют четыре фактора: наследственность, микро- и макросреда, обучение и воспитание, активность самого человека.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx22.09 КБ

Предварительный просмотр:

Реализации современных принципов развивающего и личностно-ориентированного обученияназанятиях ГПД

Джураева Шаходат Шадмановна,

воспитатель ГПД ГБОУ школы № 561

Калининский районг. Санкт-Петербург

     Особенность Федеральных Государственных Образовательных Стандартов общего образования - их деятельностный характер, который ставит главной задачей развитие личности ученика. По мнению ученых, на развитие личности влияют четыре фактора: наследственность, микро- и макросреда, обучение и воспитание, активность самого человека.

     Каждый воспитатель, стремящийся к продуктивной деятельности и активному участию. в жизни общества должен обладать"Навыками XX1 века" С незначительными вариациями в эту группу относят базовую грамотность, инновационное, критическое мышление, умение работать в команде, умение дружить, целеустремленность, умение общаться, толерантность, любовь к ближнему, инициативность, настойчивость, любознательность и т.д. Залогом достаточно высокого уровня формирования личности и активности ребенка с ограниченными возможностями здоровья(с задержкой психического развития)является правильно организованный воспитательный процесс развивающей и коррекционной работы. Такой подход относится к типу инклюзивных, рассчитанных на индивидуальную работу с каждым ребёнком с учетом его особенностей, возможностей и потребностей.Как известно, ICOM-России1 провозгласила инклюзию одной из своих важнейших задач в деле воспитания подрастающего поколения, что делает данную статью актуальным.

     В условиях современности задача воспитателя состоит подготовка детей с ограниченными возможностями здоровья(с задержкой психического развития)для продолжения развития как личность, образования дальнейшей профессиональной деятельности и создании новых технологий. Целью воспитания является личностный результат каждого ребёнка. Основой достижения развивающих целей воспитания является активность детей с ЗПР(с задержкой психического развития).

     В процессе воспитательной деятельности знания не передаются в готовом виде воспитателем, а добываются воспитанниками самостоятельно. Для того, чтобы эта деятельность были возможны, необходимы мотивация, увлеченность самого ребёнка. В процессе воспитания надо создавать такие игровые ситуации, когда "обнаружение" нового знания и понимание детьми "научной новизны" ощущалось бы им как радость открытия.

Цели: 

1. Научить внимательно слушать и понимать новую информацию, задавать необходимые уточняющие вопросы для лучшего усвоения услышанного. сформировать приёмы правильного слушания;

2. Закрепить применение приёмов правильного слушания с помощью практических упражнений.

Материалы для занятия: дидактические карточки с заданиями «Посмотри, анализируй, выбирай».

Ход занятия:

     Воспитатель: здравствуйте, ребята! Сегодня на нашем занятии мы будем говорить об умении слушать и услышать. Чтобы создать положительный настрой для нашей работы я всем Вам желаю удачи и больших успехов! Итак, начали. Обучающиеся на «5», как правило, добиваются прекрасных результатов в работе над собой: проходят «прокачку» по всем параметрам, которые можно прокачать, и достаточно быстро. Скажите, пожалуйста, как же это им – «отличникам» удается? Как, по Вашему, что такое «заряжаться на успех»?

Дети рассказывают своё мнение, воспитатель, вместе с детьми внимательно, анализирует.Важный момент: личное мнениеи пожелание каждого участника фиксируется. Выводы…………………………………………………………………………….

     А знаете, ребята, всё дело в принципе. В принципе правильного выбора навыков для отработки.

Любой навык можно оценить по двум критериям:

  1. Простой или составной
  2. Зависит только от тебя или не только от тебя.

Важно: для тренировки выбирай только простые навыки, которые зависят только от тебя.

Простой навык понятно, а как сделать?  например, улыбаться. Составной навык состоит из множества простых, и не всегда сразу понятно каких – например, умение правильно ответить на уроке на вопросы учителя. Приведу примеры:

  • Следить и слушать внимательно – навык простой, зависящий только от тебя.
  • Быть уверенным в себе – составной навык, зависящий только от тебя.
  • Умение правильно ответить на заданный вопрос – навык составной, зависящий только от тебя.

Главный тезис: эффективно развивать ты можешь только простые навыки, которые зависят только от тебя. Не стоит ставить себе цели развития в составных навыках или в навыках, не зависящих от тебя.

Как применять навык на практике

Воспитатель: ты хочешь стать более общительным. Этот навык, зависит от тебя.

1. Сразу разбивай его на простые и тренируйте именно их.

2. Потренируй умение быстро влезать в любой разговор

3. Потренируй умение поддержать любую тему.

Упражнение

Инструкция:

Надо поделать лицевую гимнастику (например, «Внимательно слушаю», «Я – слушаю, но ничего не понимаю», «Я-умный», «Я-стеснительный», «Я-отличник» и …)– можно найти много простых навыков. Итак, ребята, по Вашему выбору класс делится на две группы: желающие выполнять любые роли и наблюдатели, оценщики. Дети выполняют упражнение. Класс по желанию делится на две группы и одни выполняют роли («актёры- исполнители»), а другие наблюдают («эксперты - наблюдатели») и по очереди рассказывают о своих наблюдениях. Потом идет обмен информацией, мнение и пожелания фиксируются. Выводы.

Воспитатель: молодцы ребята! Хотите развиваться?

Для развития выбирай навыки, зависящие только от тебя

Если ты сохраняешь этот принцип, твоё развитие будет идти заметно быстрее и результаты тебя будут радовать.

И ещё добавлю: если ты посмотришь на упражнения мастерской, то увидишь, что они построены именно по этим принципам.

  • Учёт времени – простой навык, зависит только от тебя

Инструкция:

  • Здоровый сон – простой навык, подсчитай, сколько часов ты спал прошлой ночью
  • Напиши свои цели – непростая задача, но попробуй написать

Дети выполняют упражнение.

     Воспитатель: Замечательно! Кто хочет – может проверить все остальные упражнения, убедись, что всё верно. Именно поэтому работа в мастерской идёт максимально быстро и эффективно! Но даже если ты решил отрабатывать какие-то навыки самостоятельно– соблюдай этотпринцип и ты будешь очень доволен результатом.

Игра «Как я слушаю новую тему урока»

Инструкция: Ребята, выбирайте, как Вы слушаете новую тему урока и в графе: «что я получаю» выбирайте один из вариантов ответа и ставьте знак «+»

                      как я слушаю

+

что я получаю

+

Вообще не слушаю воспитателя (активное "неслушание")

Взгляд мимо, ответы невпопад, занят своими делами. Все слова учителя пропускаю мимо ушей.

Всё отлично понимаю

Понимаю

Не очень понимаю

Совсем ничего не понимаю

Демонстрирую, что слушаю воспитателя (псевдослушание)

Делаю вид, что слушаю, как бы поощряю учителя говорить, но на самом деле пропускаю все мимо ушей. Тупо на автомате повторяю «ясно», «понятно», "да-да, говорите

Всё отлично понимаю

Понимаю

Не очень понимаю

Совсем ничего не понимаю

Слышу то, что хочу услышать (избирательное слушание)

Слышу не все, а только часть сказанного. Не внимаю воспитателю, а скорее выискиваю в его словах то, что нужно мне. Выхватываю отдельные фразы или слова из контекста сказанного, криво интерпретирую или понимаю суть сказанного.

Всё отлично понимаю

Понимаю

Не очень понимаю

Совсем ничего не понимаю

Слушаю и слышу воспитателя  (Активное слушание) Поддерживаю с учителем  зрительный контакт. Выразительно реагирую  мимикой и телом на сказанное (откликаюсь эмоционально). Киваю, одобряю, «угу-каю» и «ага-каю», давая воспитателю понять, что есть интерес к новой теме, к уроку. Задаю уточняющие вопросы. Дословно повторяю или перефразирую слова воспитателя. Выражаю понимание. Подытоживаю основные мысли воспитателя в процессе урока.

Всё отлично понимаю

Понимаю

Не очень понимаю

Совсем ничего не понимаю

Дети выполняют упражнение.

Воспитатель: Замечательно! Благодарю за работу! Теперь я жду, от Вас ребята, Ваших собственных выводов, предложений и пожеланий.

Ваши выводы…………………………………………………………………………………

Предложения………………………………………………………………………………….

Пожелания…………………………………………………………………………………….


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Воспитание социально активной личности в условиях личностно- ориентированной системы обучения.

Концепция и программа воспитательной работы классного руководителя начальных классов....

Психолого-педагогические условия самоактуализации личности в процессе личностно-ориентированного процесса обучения и воспитания

В последнее время личностно ориентированное обучение и воспитание стремительно завоевывает образовательное пространство России. Большинство педагогических коллективов настойчиво осваивают теоретически...

Личностно-ориентированный характер обучения в условиях ФГОС. Организация современного урока.

В современной школе идёт поиск новых подходов к содержанию, организационным формам, методам и средствам  учебной работы. Важнейшей идеей современного образования становится его деятельностное сод...

Технологии личностного ориентирования в обучении младших школьников

Транслирование собственного педагогического опыта...

Технологии личностного ориентирования в обучении младших школьников

Транслирование собственного педагогического опыта...

Личностно – ориентированные технологии обучения. Организация обучения в малых группах по технологии сотрудничества.

В условиях реформирования экономики и образования в нашем обществе меняется вся система общественных отношений, многие дидактические положения подвергаются глубокому анализу со стороны социологических...

Современные модели содержания образования: личностно ориентированное, предметное и метапредметное. Федеральные программы развития образования

Педагогическая статья. Современные модели содержания образования: личностно ориентированное, предметное и метапредметное. Федеральные программы развития образования...