программа юный пешеход
рабочая программа (1 класс)
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Программа «Юный пешеход» для учащихся 1 классов предназначена для организации внеурочных занятий по правилам дорожного движения, предусмотренных новыми Федеральными государственными образовательными стандартами (ФГОС) (Приказ Министерства образования и наук от 06.10. 2009. г. №373);
Программа составлена на основе авторской программы «Юный пешеход»: программа обучения младших школьников правилам дорожного движения / И.Ю. Бондарева. – Кемерово: ИНТ, 2013.
Программа соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, основной образовательной программе начального общего образования МБОУ «Образовательный центр №1» и учебному плану МБОУ «Образовательный центр №1» на 2021-2022ученический год.
На освоение курса в 1 классах отводится 33 часа, 1 час в неделю.
Пропаганда безопасного дорожного движения и профилактика детского дорожно-транспортного травматизма (ДДТП) остаётся наиболее актуальной и значимой в настоящее время. Статистика дорожно-транспортных происшествий с участием детей угрожающая. Ежегодно на дорогах травмируется сотни детей, получая увечья.
Профилактика ДДТТ предполагает активизацию деятельности образовательных учреждений по обучению детей правилам безопасного поведения на дорогах через приоритетные направления, а именно: профилактику правонарушений на дорогах и общественных местах, предупреждение детского дорожно-транспортного травматизма, детской безнадзорности и беспризорности, а также социальную ориентацию школьников. Решать это возможно через исполнение здоровье сберегающих инновационных форм обучения детей в системе основного и дополнительного образования.
Основная цель профилактической работы образовательного учреждения по предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма – создание условий для эффективной работы системы обучения школьников основам безопасности дорожного движения.
Цель – предупреждение детского дорожно-транспортного травматизма посредством подготовки детей младшего школьного возраста к безопасному участию в дорожном движении, в условиях улично-дорожной сети.
Задачи:
- обучать детей младшего школьного возраста основам безопасного дорожного движения;
- воспитывать законопослушных участников дорожного движения, знающих, уважающих и соблюдающих законы Российской Федерации в области обеспечения безопасности дорожного движения;
- вырабатывать у школьников способность предвидеть (прогнозировать, оценивать) посредством практико-ориентированного восприятия окружающей действительности опасную дорожную ситуацию, принимать адекватные решения в непрерывно меняющихся условиях дорожного движения;
- подготовить школьника к жизни в условиях интенсивного дорожного движения.
Планируемые результаты освоения обучающимися программы внеурочной деятельности
Личностными результатами изучения курса является формирование следующих умений:
· оценивать жизненные ситуации (поступки, явления, события) с точки зрения, соблюдения правил дорожного движения;
· объяснять своё отношение к поступкам с позиции общечеловеческих нравственных ценностях;
· в предложенных ситуациях, опираясь на знания правил дорожного движения, делать выбор, как поступить;
· осознавать ответственное отношение к собственному здоровью, к личной безопасности и безопасности окружающих.
Метапредметными результатами изучения курса является формирование следующих универсальных учебных действий:
Регулятивные УУД
· определять цель деятельности;
· учиться обнаруживать и формулировать проблемы;
· устанавливать причинно-следственные связи;
· вырабатывать навыки контроля и самооценки процесса и результата деятельности;
· навыки осознанного и произвольного построения сообщения в устной форме, в том числе творческого характера;
Познавательные УУД
· добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя разные источники информации, свой жизненный опыт;
· перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной деятельности;
Коммуникативные УУД
· оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации;
· высказывать и обосновывать свою точку зрения;
· слушать и слышать других, пытаясь принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;
· договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
· задавать вопросы
Первый год обучения
Универсальные учебные действия:
1. Ориентирование и поведение в окружающей среде:
— определять форму предметов окружающего мира (треугольник, круг, квадрат);
— сравнивать цвет предметов, группировать их по цветовым оттенкам;
— определять пространственные положения и взаимоотношения объектов окружающего мира (близко-далеко; рядом, около; за; перед; ближе-дальше и др.); сравнивать предметы, находящиеся в разных пространственных положениях;
— объяснять свой путь от дома до школы;
— определять свое положение на местности по отношению к важным объектам (близко-далеко от дома, школы, рядом со школой, домом, недалеко от...).
2. Умения, определяющие безопасное поведение в условиях дорожного движения:
— выделять из многообразия объектов транспортное средство;
— выделять среди объектов окружающей среды знаки дорожного движения (изученные), узнавать их, знать назначение (отвечать на вопрос «что обозначает этот знак?»);
— различать цвет и форму запрещающих знаков;
— различать и объяснять сигналы светофора, действовать в соответствии с ними;
— находить места переходов по дорожным знакам (подземный, наземный переходы);
— различать сигналы светофора и объяснять их значение;
— группировать транспортные средства по видам: наземный, подземный, водный, воздушный.
Содержание программы
1-й год обучения (33 часа)
Введение (1час.)
Знакомство с учащимися. Формирование коллектива.
Содержание, цель, задачи образовательной программы «ЮИД».
Вводная диагностика, проверка уровня знаний по правилам дорожного движения.
Раздел 1. Улица (5 часов)
Тема 1.1 Разработка схемы маршрута «Мой безопасный путь» (1 ч.)
Тема 1.2 Улица полна неожиданностей (2 ч.)
История родного города. Карта города: улицы, проспекты, бульвары, площади, парки, скверы, пешеходные зоны.
Тема 1.3 Праздник-викторина «Посвящение в пешеходы» (2 ч.)
Практические занятия:
Экскурсии, беседы, рисование, лепка, познавательные игры.
Раздел 2. Дорога (15 часов)
Тема 2.1 Дорога и её составные части (2 ч.)
Экскурс в историю – история дорог. Строение дорог. Дороги без покрытия и с покрытием: бетон, асфальт, булыжник, щебёнка, гравий. Основные элементы дорог в городе: проезжая часть, полоса движения, разделительная полоса, трамвайные пути, тротуары, линии тротуаров, газоны.
Тема 2.2 Светофор и его сигналы (2 ч.)
Происхождение слова «светофор» - несущий свет. Где и в каком году появились светофоры. Виды светофоров: транспортные, пешеходные. Светофоры для велосипедистов. Пешеходные светофоры. Со звуковым сигналом, вызывной кнопкой, с электронным табло. Место установки. Назначение светофоров. Значение жёлтого мигающего сигнала светофора.
Тема 2.3 Сигналы регулировщика (1 ч.)
Сигналы регулировщика.
Тема 2.4 Дорожные знаки (4 ч.)
Группы знаков: предупреждающие, приоритета, запрещающие, предписывающие, знаки особых предписаний. Информационные знаки, знаки сервиса, знаки дополнительной информации (таблички). Назначение дорожных знаков. Временные и постоянные дорожные знаки. Знаки, запрещающие движение пешеходов. Знаки для пешеходов. Расположение дорожных знаков на проезжей части.
Тема 2.5 Перекрёстки (4 ч.)
Виды перекрёстков: 4-х сторонние, Х-образные, Т-образные, У-образные, многосторонние. Перекрёсток равнозначных дорог. Регулируемые, нерегулируемые перекрёстки. Регулируемые и нерегулируемые пешеходные переходы. Подземные, надземные пешеходные переходы. Движение пешеходов через регулируемые и нерегулируемые перекрёстки. Граница перекрёстка.
Тема 2.6 Где можно и где нельзя играть ( 2 ч.)
Правостороннее движение. Движение пешеходов по тротуарам, пешеходным дорожкам, по обочинам. Элементы пассивной безопасности: фликеры, светоотражающие значки на одежде, рефлекторы.
Практические занятия:
Экскурсии, игры на ПК, викторины, познавательные игры. Беседы, рисование, моделирование из бумаги, тесты.
Раздел 3. Транспорт (9 часов)
Тема 3.1 Транспорт (2 ч.)
История отечественного автомобилестроения. Энциклопедия транспорта. Виды транспорта: автомобильный, водный, железнодорожный. Воздушный, гужевой; наземный, подземный, подводный.
Тема 3.2 Мы пассажиры (2 ч.)
Пассажирский транспорт: легковые автомобили (личные), мотоцикл, такси; общественный транспорт: автобус, трамвай, троллейбус, метро, маршрутное такси, поезд, электричка. Грузовой транспорт. Специализированные и специальные транспортные средства, строительные, дорожные машины, транспорт оперативных служб и др.
Тема 3.3 Правила дорожного движения для велосипедистов, роллеров, скейтбордистов (5 ч.)
История роликовых коньков, велосипедов, скейтбордов и их виды. Современные стили в катании: фитнес, фристайл, скоростное катание, хоккей на роликовых коньках, агрессивное катание. Места для катания. Экипировка. Правила дорожного движения.
Практические занятия:
Рисунки, тест-игра, экскурсии, дидактические и ролевые игры, езда на велосипеде.
Итоговое занятие по ПДД (1 час)
Закрепление тем 1-го года обучения. Итоговая диагностика: решение экзаменационных задач, тестовых заданий.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
внеурочной деятельности «Юный пешеход» 1 год обучения.
Количество часов по учебному плану: всего за учебный год 33 часа; в неделю 1 час.
№ уроков | Наименование разделов и тем | Плановые сроки прохождения | Скорректи-рованные сроки про хождения |
1. | Улица полна неожиданностей. | ||
2. | Наш город и его транспорт | ||
3-4 | Где и как переходить дорогу | ||
5. | Дорога в школу | ||
6. | Наша улица, наш район. | ||
7. | Как рождаются опасные ситуации на дорогах | ||
8. | Викторина | ||
9. | Наши верные друзья на улицах и дорогах. | ||
10. | Сигналы регулирования дорожного движения | ||
11. | Игра «Регулировщик» | ||
12. | Дорожные знаки. | ||
13. | Запрещающие знаки | ||
14. | Предупреждающие знаки | ||
15. | Знаки особого предписания и знаки сервиса | ||
16-17 | Опасные ситуации на дорогах | ||
18. | Знай правила дорожного движения как таблицу умножения | ||
19. | Где можно и где нельзя играть. Мостовая не для игры. | ||
20 | Особенности движения по мокрой и скользкой дороге. | ||
21-22 | Мы- пассажиры | ||
23 | КВН «Транспорт и правила поведения в нём» | ||
24. | Будь внимательным и осторожным | ||
25. | Клуб внимательных пешеходов. | ||
26. | Про разметку на дороге. | ||
27. | Перекрёсток. | ||
28. | Маленькие секреты транспорта. | ||
29-30 | Дорожный этикет. | ||
31 | Инспектор ГИБДД в гостях у ребят. | ||
32. | Тест по ПДД | ||
33 | Праздник «Мы знаем правила дорожного движения» |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
программа по ПДД (1-4 класс) Азбука юного пешехода. Добрая дорога
Уже с раннего возраста у детей необходимо воспитывать сознательное отношение к Правилам дорожного движения (ПДД), которые должны стать нормой поведения каждого культурного человека. Правила доро...
Рабочая программа объединения "Юный пешеход"
Рабочая программа объединения "Юный пешеход". Срок реализации - 1 год. Возраст детей - 9-10 лет....
Рабочая программа "Азбука юного пешехода. Добрая дорога"
Цель программы:Ø охрана жизни и здоровья детей,Ø формирование у обучающихся устойчивых знаний и навыков безопасного поведения на дорогах и улицах с помощью изучения Правил дорожного движения,Ø практич...
Программа "Азбука юного пешехода"
программа 1-4 классы...
Программа. Азбука юного пешехода. Добрая дорога.
Программа. Азбука юного пешехода. Добрая дорога....
Рабочая программа внеурочной деятельности «Юный пешеход» направление спортивно-оздоровительное 3 класс
Результаты освоения курса внеурочной деятельности.В процессе изучения программы у учеников будут сформированы:личностные УУ...
Дополнительная общеобразовательная программа "Юный пешеход"
Дополнительная общеобразовательная программа "Юный пешеход" 1-4 кл....