Интерактивная игра "Мир профессий" для учащихся 4 классов.
план-конспект занятия (4 класс)

Сургачева Ирина Витальевна

Для проведения интерактивной игры "Мир профессий" представлен материал: конспект занятия.  Групповое занятие расчитано на 40 минут. Для учащихся 4 классов. Занятие может проводить педагог, педагог-психолог.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Занятие для учащихся 4-х классов «Мир профессий»

Составитель: Сургачева Ирина Витальевна, педагог-психолог МБОУ

«Губернаторский лицей № 100» г. Ульяновска

Цель: обобщить и актуализировать знания  о мире профессий у младших школьников.

 Задачи:

  • формировать интерес к миру профессий;
  • создать условия для формирования представлений о ценности и важности выбора профессий в современном мире;
  • прививать любовь к труду, стремление вырасти полезными своему        государству;
  • развивать абстрактное мышление, речь, коммуникативную компетентность учащихся.

Целевые группы: учащиеся 1-4 классов.

Продолжительность занятия: 40 минут.

Оборудование: класс или любое другое просторное помещение; доска, стулья; мультимедийное оборудование; для каждой команды – ручка, бумага для записей.

Материалы: карточки с упражнениями; презентация к занятию.

Предложенное занятие могут проводить как психологи, так и педагоги.

Ход  занятия:

I. Вступление в тему занятия.

Учитель: «Ребята,  у нас сегодня очень интересное и занимательное занятие. Прочитайте пословицы, о чем сегодня пойдет у нас разговор?»

  • Беда, коль пироги начнет печи сапожник.
  • Без топора – не плотник, без иголки – не портной.
  • К чему душа лежит, к тому и руки приложатся.

Учитель: Догадались, ребята, о чём мы будем с вами сегодня говорить?

Ответы детей: Да, разговор у нас будет о разных профессиях.

II. Основная часть.

Учитель: «Молодцы, ребята. Правильно мы будем говорить о мире профессий. Скажите, может ли печь пироги сапожник? И почему это будет беда?»

Ответы детей: «Каждый должен заниматься тем, что ему интересно и что у него лучше получается».

Учитель ещё раз проговаривает с детьми тему урока, задачи урока и формулирует понятие «профессия».

Учитель: «Сегодня урок мы проведём в форме игры. Для этого мы разбились на три команды. Выберите капитана и название команды, запишите в бланк. Итак, мы начинаем».

1 тур: «Отгадай профессию!».  

Ставят ловких две руки
Каблуки на башмаки,
И набойки на каблук —
Тоже дело этих рук.
 (Сапожник)

В фильмах трюки выполняет,

С высоты на дно ныряет

Подготовленный актер.

Быстрый, смелый... (каскадер)

Тонкой палочкой взмахнет —

Хор на сцене запоет.

Не волшебник, не жонглер.

Кто же это? (Дирижер)

Стук летит из-под колес,

Мчится вдаль электровоз.

Поезд водит не таксист,

Не пилот, а... (машинист)

Задания предлагаются последовательно друг за другом. После выполнения каждого задания на доске записываются баллы, заработанные командами.

2 тур: «Ты думаешь это просто буквы?».

В начале в качестве примера  детям предлагается найти «спрятанное слово» в первой строчке (слово «перемена» можно прочитать справа налево). Далее – работа в командах).

 

Ключ: перемена, задача, тетрадь, ученица, друг, звонок, часы, урок.

Учитель: Сейчас главным для вас, ребята, является учеба, ваше разностороннее развитие. Учёба – это твой основной труд, твоя профессия. Чтобы овладеть профессией, надо проявить старание, развивать в себе настойчивость и силу воли. Твоя школьная отметка – это результат твоего труда.

3 тур: «Собери пословицы»

  1. Конкурс капитанов.

Учитель: «На каждом столе лежат рассыпавшиеся пословицы.

Ваша задача: собрать пословицы, затем подумать и объяснить значение каждой. Понятно? Приступаем к работе. Кто будет готов – поднимите руку я увижу».

  1. Кто любит труд, того люди чтут.
  2. Языком не торопись, а делом не ленись.
  1. Параллельно работает команда над пословицами.

Учитель: «В левой части дано начало пословицы. Найдите в правой части таблицы их окончание. Кто быстрее?»

Уменье и труд

а в одном отличись.

Готовь сани летом

созреет - само упадет.

За много дел не берись,

а говори, что сделал.

Не говори, что делал,

а телегу - зимой.

Поспешишь -

пока горячо.

Без труда

всё перетрут.

Не тряси яблоко пока зелено:

а начавши - делай.

Не начавши - думай,

людей насмешишь.

Кто рано встает, все грибы соберет,

не вынешь и рыбки из пруда.

Куй железо,

а сонливый пойдет за крапивой.

Ответы: 

Уменье и труд все перетрут.
За много дел не берись, а в одном отличись.
Готовь сани летом, а телегу - зимой.
Не говори, что делал, а говори, что сделал.
Поспешишь - людей насмешишь.
Не тряси яблоко пока зелено: созреет - само упадет.
Кто рано встает, тот грибы соберет, а сонливый пойдет за крапивой.
Куй железо, пока горячо.
Не начавши - думай, а начавши - делай.

Учитель: Все справились с заданием, а теперь давайте посмотрим, что у вас получилось, и объясним значение пословиц. Ответы детей: «В любом деле, а особенно в профессии важно трудиться, чтобы достичь успеха». Выставляются баллы за работу капитанам и командам.

Учитель: «Но уже сейчас каждый из вас, наверняка, мечтает кем-то стать, получить в будущем профессию по душе. “Все профессии нужны, все профессии важны”. Сегодня мы знакомимся с некоторыми из них. Посмотрим презентацию:

  • в современном мире насчитывается 40 тыс. профессий;
  • важно суметь разобраться в этом многообразии;
  • узнать, чем занимаются люди данной профессии;
  • познакомиться с тем, какие качества необходимо вырабатывать для своей будущей профессии;
  • учитывать собственные интересы и способности».

4 тур:»Найди общее! Типы профессий».

На слайдах представлены В зависимости от полноты ответов можно поставить баллы от 2 до 0.

1 задание в туре:

  • Учитель
  • Юрист
  • Врач
  • Продавец

Общее – работа связана с общением между людьми. Это профессии типа «Человек  - человек».

2 задание в туре:

  • Летчик
  • Строитель
  • Водитель
  • Слесарь

Общее – работа связана с приборами, механизмами, техникой. Это профессии типа «Человек  - техника».

3 задание в туре:

  • Актёр
  • Певец
  • Писатель
  • Танцор

Общее - профессии, связанные с художественным отображением действительности, творчеством. Это профессии типа «Человек  -художественный образ».

4 задание в туре:

  • Ветеринар
  • Агроном
  • Эколог
  • Селекционер

Общее – работа с живой и неживой природой. Это профессии типа «Человек  - природа».

5 задание в туре:

  • Бухгалтер
  • Химик
  • Программист
  • Переводчик

Общее – работа с знаками, формулами, цифрами. Это профессии типа «Человек  - знаковая система».

Учитель: «Таким образом, все профессии ученые разделили на 5 типов.

  • Человек - техника
  • Человек - природа
  • Человек - человек
  • Человек - знаковая система
  • Человек - художественный образ

Подумайте, какие качества необходимо вырабатывать человеку для каждой профессии».

Профессии типа «Человек  - человек» требуют таких качеств, как:

  • любовь  и уважение к людям
  • внимательность
  • чуткость
  • выдержку
  • терпение и т.д.

Профессии типа «Человек  - техника» требуют таких качеств, как:

  • интерес к технике
  • ответственность
  • аккуратность
  • хорошее здоровье
  • собранность и т.д.

Профессии типа «Человек  - знаковая система» требуют таких качеств, как:

  • интерес к цифрам, формулам
  • внимательность
  • точность
  • усидчивость
  • терпение и т.д.

Профессии типа «Человек  - природа» требуют таких качеств, как :

  • любовь к природе (живой и неживой)
  • физическую выносливость
  • внимательность
  • наблюдательность
  • трудолюбие и т.д.

Профессии типа «Человек  -художественный образ» требуют таких качеств, как :

  • творческие способности и т.д.

Процедура подсчёта баллов, приветствие участников игры.

III. Итог занятия:

Учитель: Ребята! Наше знакомство с миром профессий подходит к завершению. Вопрос выбора профессии за один день не решить. К нему нужно вновь и вновь возвращаться после прочитанных книг, просмотра фильмов, бесед с учителями и родителями о труде и профессиях. Важно в процессе выбора профессии посещать кружки и секции, чтобы знать, что вам интересно и что у вас получается. Желаю вам успехов в учебе и познании всего многообразия мира профессий.

Рефлексия

Поделитесь своими впечатлениями.

— Что было интересным на сегодняшнем занятии?

— Было ли что-то трудным для вас?

— Какие выводы из занятия вы сделали?

Литература:

  1. Жижова О. Перспектива успеха//Школьный психолог. Методический журнал для педагогов-психологов. Издательский дом «Первое сентября». -  2006. - № 17.– с. 6 -9
  2. Лопатина А., Скребцова М. «Секреты мастерства. 62 урока о профессиях и мастерах».- 2002.- Издательство «Книжный Дом Локус».- с.11-13
  3. Резапкина  Г./ /Школьный психолог. Методический журнал для педагогов-психологов. Издательский дом «Первое сентября». -  2006. - № 14

Приложение

 2 тур: Ты думаешь это просто буквы?

Приложение

3 тур: Задание «Собери пословицы» Конкурс капитанов.

Кто

любит

труд,

того

люди

чтут.

Кто

любит

труд,

того

люди

чтут.

Кто

любит

труд,

того

люди

чтут.

Языком

не

торопись,

а

делом

не

ленись.

Языком

не

торопись,

а

делом

не

ленись.

Языком

не

торопись,

а

делом

не

ленись.

Приложение

3 тур: Задание «Собери пословицы» Конкурс команд.

А. Уменье и труд

1. а в одном отличись.

Б. Готовь сани летом

2. созреет - само упадет.

В. За много дел не берись,

3. а говори, что сделал.

Г. Не говори, что делал,

4. а телегу - зимой.

Д. Поспешишь -

5. пока горячо.

Е. Без труда

6. всё перетрут.

Ж. Не тряси яблоко пока зелено:

7. а начавши - делай.

З. Не начавши - думай,

8. людей насмешишь.

И. Кто рано встает, все грибы соберет,

9. не вынешь и рыбки из пруда.

К. Куй железо,

10. а сонливый пойдет за крапивой.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Времена года" урок с использованием интерактивной доски в 3 классе

Разработка урока  по теме "Времена года" содержит презентации, выполненные в программе Power Point и Notebook. Материалы для урока : дидактический материал, методические рекомендации....

Счет от 1 до 10. Нумерация. Интерактивный плакат (математика, 1 класс).

Предназначение: для организации коллективной работы.Оборудование: мультимедиа проектор, экран, ПК.Форма использования: проецирование на экран при фронтальной работе с классом.Авторский медиапродукт: и...

Задания для интерактивной олимпиады для учащихся 2-7 классов

В данной работе составлены задания для интерактивной олимпиады для учащихся 2-7 классов: с одиночным выбором ответа, с множественным выбором, с указанием порядка следования, с сопоставлением вариантов...

"Дисграфия и как с ней бороться" родительское собрание во втором классе с применением интерактивных форм взаимодействия (мастер - класс)

Родительское собраниево 2 классе МКОУ «СОШ № 1 г. Пудожа» РКна тему «Что такое дисграфия и как с ней бороться»с применением интерактивных форм взаимодействия (мастер-класс).Цель: познакомить родителей...

Интерактивная игра для учащихся 2-3 классов

Интерактивная игра для учащихся 2-3 классов...