Конспект открытого внеклассного мероприятия по экологическому воспитанию младших школьников на тему: "Угроза исчезновения животных.Создание Красной книги".
учебно-методический материал (1, 2, 3, 4 класс)

Семенова Юлия Анатольевна

Знакомство учащихся с редкими животными, занесенными в Красную книгу; Учащиеся учатся правилам поведения в природе, бережному отношению к животным.Развивает наблюдательность, интерес ко всему живому.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект открытого внеклассного мероприятия по экологическому воспитанию для младших школьников на тему:

« Угроза исчезновения животных. Создание красной книги».

Цели : познакомить учащихся с редкими животными, занесенными в Красную книгу; рассмотреть экологические взаимосвязи в природе; повторить правила поведения в природе; развивать наблюдательность, познавательный интерес; воспитывать бережное отношение к животным.

Оборудование: иллюстрации, презентация, кроссворд «Береги животных».

                                                  Ход занятия:

Воспитатель: Сегодня мы отправимся в путешествие по страницам Красной книги. Тема нашего занятия-«Охрана животных»

Животные бывают растительноядные, насекомоядные, хищные, всеядные. Животные связаны между собой и с растениями в цепи питания.

    Все-все на свете,

    На свете нужны!

    И мошки не меньше

    Нужны, чем слоны.

    Нельзя обойтись

    Без чудищ нелепых

    И даже без хищников,

    Злых и свирепых!

    Нужны все на свете!

    Нужны все подряд-

    Кто делает мед

    И кто делает яд.

(Показ презентации о животных)

Воспитатель: Не правда ли, прекрасны творения природы, представленные на этих снимках! Ими б только восхищаться, поражаясь, как щедра на выдумки природа, если бы не одно тягостное обстоятельство: все они занесены в Красную книгу и всем им угрожает опасность исчезновения с лица Земли.

В 1948 году в небольшом городке Фонтенбло на международной конференции был основан Международный союз охраны природы и природных ресурсов –М С О П. Его главной задачей было выявление видов животных и растений, которые находились на грани исчезновения и требовали незамедлительной заботы человека. Тогда была создана комиссия службы спасения. Эта служба спасения составила мировой список с пояснениями, в который входили животные и растения, находящиеся на грани вымирания. Ученые решили назвать этот список Красной книгой.

Эта книга предупреждает, что то или иное животное, растение в беде. Его надо охранять. Как вы думаете, почему назвали именно Красной книгой, а не желтой, синей? (Красный цвет-это значит внимание, стоп, не убивайте животных, не губите растения).

Красная книга-это документ временного действия, потому что условия обитания животных меняются, и все новые виды могут оказаться в беде. Вместе с тем, меры, которые принимает человек, дают хорошие результаты, о чем свидетельствуют зеленые листы Красной книги, где представлены уже спасенные животные.

Угроза исчезновения животных.

Почему некоторых животных остается очень мало на Земле или они совсем исчезают?

Люди думали, что природа неисчерпаема, сколько бы ни брать у нее, все снова само собой восстановится. И просчитались. Некоторых животных совсем истребили, а некоторые находятся под угрозой исчезновения. Это означает, что их осталось мало.

Но, оказывается, самая главная не эта причина. Ученые ставят на первое место разрушение мест обитания животных.

Вот, например, через глухой лес прокладывают дорогу. Начинают лес вырубать, машины работают, грохочут, люди шумят. Звери, птицы пугаются и им нужно куда-то уходить. Они могут не успеть и детенышей вывести.

В реки могут спустить вредные отходы, и тогда вся рыба и мальки погибнут. Или обмелеет река, не пройдет рыба вверх по течению на нерест- тоже невосполнимая потеря. Ухудшает размножение рыбы строительство плотин на реках.

Воспитатель: Давайте вспомним животных, которые вымерли уже давно

(показ презентации)

Редкими стали белый медведь, орел, морж, фламинго, розовая чайка и многие другие.  

Давайте послушаем нашего библиотекаря Ольгу Анатольевну. Она расскажет об исчезающих  животных. 

Лось - ближайший родственник северного оленя. Но в то время как северный олень предпочитает широкий простор тундры, лось является настоящим лесным животным. Обычно он скрывается в самых диких, глухих и болотистых местах тайги и смешанных лесов.

Лось - крупное животное. Рост самцов достигает 2,5 а при длине туловища до 3 м и массе до 650 кг. Большие ветвистые рога лосей-самцов (самка не имеет рогов) ежегодно меняются: к весне старые рога отпадают, а к осени отрастают новые.

Несмотря на свой большой рост и массу, лось хорошо плавает и с поразительной ловкостью ходит по топким и болотистым местам. Копыта лося не только расщеплены так же глубоко, как у северного оленя, но, кроме того, соединены растяжимой перепонкой, что позволяет лосю легко перебираться по самым топким трясинам. В крайнем случае лось при передвижении через болото опускается на брюхо и осторожно ползет. Питается это крупное травоядное животное болотной и травянистой растительностью, ветками, корой кустарников и деревьев, преимущественно осины.

У лося, несмотря на силу его рогов, быстрый бег и способность делать большие, неожиданные прыжки, есть в тайге опасные враги: медведь, рысь, волк.

Тигр

В 1947 году в нашей стране была запрещена охота на полосатого красавца, а отлов тигрят для зоопарка допускается только по специальному разрешению.

В конце XIX века тигров было около 100 000 особей. Затем количество тигров резко сократилось. Иногда убивали тигров из-за суеверий. Китайские и корейские знахари дорого платили за тушу тигра, говорили, что они готовят из разных частей тела лекарства от трусости, слабости, когти тигра служили талисманами.

В семействе диких кошек тигр - самый крупный зверь. Тело его длиной до 4 метров. Тигр весит около 390 кг. Тигрица несколько меньше самца. Тигр - бродяга-одиночка. Питается в основном крупно-копытными животными. Суточный поход тигра - 20-30 км. Тигрица только во время родов и выхаживания молодняка задерживается на одном месте. Тигрица- мать не строит специального убежища. Она выбирает пещеру для гнезда. А вообще тигры постоянных убежищ не имеют.

Тигры очень чистоплотны. В течение дня много времени уделяют своему туалету, вылизывая шерсть.

Постоянных пар тигры не образуют, и тигрица выращивает детенышей одна. В среднем она вынашивает детенышей 100 суток. У нее рождается 2-4 тигренка. Малыши рождаются слепыми, они покрыты тонкой шерстью с заметными полосами. Весят тигрята от 700 до 1000 граммов, длина тигренка с хвостом 40-50 см. На седьмые сутки открываются глаза. Тигрята растут быстро. Живут тигры 25-30 лет.

Много делается по охране животных. В нашей стране принят закон об охране и использовании животного мира. Под особой охраной находятся животные в заповедниках. Помогают спасению редких животных и зоопарки. Но надо беречь не только редких животных, но и всех остальных, ведь все животные связаны между собой цепью питания. Поэтому, оберегая одних, вы часто помогаете другим.

А сейчас, вспомните  животных  и решите кроссворд и из отгаданных слов получится фраза.

.

https://ped-kopilka.ru/images/ecolog3.jpg

https://ped-kopilka.ru/images/ecolog4.jpg

Вопросы:

1. Есть на речках лесорубы в серебристо-бурых шубах.

Из деревьев, веток, глины строят прочные плотины.

2. Дикий, свирепый, громадный лесной бык, самый крупный и самый тяжелый европейский зверь.

3. Птица - символ красоты и любви.

4. Знахари готовили из частей его тела лекарства от слабости и трусости.

5. Большое морское ластоногое млекопитающее с длинными спускающимися с верхней челюсти клыками - бивнями.

6. Через море-океан плывет чудо-великан,

Пряча ус во рту, растянулся на версту.

7. В двух- трехлетием возрасте эти птицы создают пары и больше никогда не расстаются.

8. Очень ценный пушной зверек. Был на грани уничтожения.

9. Детеныши этих птиц рождаются с длинными толстыми ногами, прямым красным клювом и ходят два года в сером оперении, а затем одеваются в розовый наряд.

10. Владыка Арктики.

11. Этот зверек на суше довольно беспомощен. Зато в воде чувствует себя прекрасно - быстро плавает, хорошо ныряет. Длинным хоботком подбирает насекомых и личинок.

Ответы: 1. Бобры. 2. Зубр. 3. Лебедь. 4. Тигр. 5. Морж.

6. Кит. 7. Журавль. 8. Соболь. 9. Фламинго. 10. Белый медведь. 11. Выхухоль.

Ключевая фраза: Береги животных!

Заключение: Наше экологическое занятие закончено. Берегите природу, защищайте животных!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игра как метод экологического воспитания младших школьников воспитания младших школьников

Младший школьный возраст - это период бурного развития ребёнка, интенсивного накопления знаний об окружающей среде, мире, в котором мы живём, формирование многогранных отношений к природе и людям. Осо...

Внеклассное мероприятие по правовому воспитанию младших школьников "Я имею право"

Актуальность выбранной  темы, состоит в том, что именно на ступени начального общего образования у учащихся формируется  нравственный уклад жизни, который включает в себя социально-значимую ...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ВНЕКЛАССНОГО МЕРОПРИЯТИЯ ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОВЗ «В ГОСТИ К БЕРЕНДЕЮ».

Актуальна данная проблема и в коррекционных образовательных учреждениях. У детей с ОВЗ нарушена познавательная деятельность, они не могут обобщать и анализировать явления в природе, замедленная затруд...

Внеклассное мероприятие по патриотическому воспитанию младших школьников. "Я - патриот". С любовью к родному городу".

Патриотическое воспитание младших школьников начинается с изучения истории своей малой родины. На внеклассном мероприятии продолжается работа по воспитанию нравственных качеств: любви к Родине, семье,...

Экологическое воспитание младших школьников в процессе внеклассной деятельности

Воспитание экологической культуры личности учащегося   Самусь Анна Владимировна,учитель начальных классовМБОУ «Новогеоргиевская начальнаяобщеобразовательная школа» В на...

Экологическое воспитание младших школьников в группе продлённого дня Экологическое воспитание младших школьников в группе продлённого дня.

Экологическое воспитание младших школьников в группе продлённого дняЭкологическое воспитание младших школьниковв группе продлённого дня....