Конспект классного часа "Масленица"
классный час (4 класс)
Данный материал можно использовать для проведения классного часа по народным праздникам
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_zanyatiya.docx | 239.21 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока «Масленица»
Программное содержание:
Образовательные задачи: Дать детям знания о русском народном празднике Масленица. Знакомить детей с историей возникновения и традициями празднования Масленицы - как отмечали этот праздник на Руси, какое значение в этом празднике имело чучело масленицы и блины. Учить понимать народные потешки, заклички.
Развивающие задачи: Развивать познавательный интерес к традициям своего народа. Развивать внимание, память, связную речь, обогащать словарный запас речи.
Воспитательные задачи: Воспитывать чувство патриотизма, развивать интерес и уважительное отношение к русским народным праздникам, традициям и обычаям.
Используемый материал: иллюстрации к празднику Масленица, иллюстрации с изображением народных гуляний; репродукции картин художников – И.Суриков «Взятие снежного городка», Н.Кустодиев «Масленица»,
Б.Кустодиев «Масляничное гуляние», К.Юон «Зима. Ростов Великий», «Весенний солнечный день» С.Михеев «Госпожа чесная масленица». Аудиозапись «Звон колоколов».
Словарная работа: балаган, потеха, скоморох, чучело, тесовый дом, закличка.
Ведущий. Добрый день, гости дорогие, жданные, званные и желанные. Здравствуйте мальчишки, здравствуйте девчонки! Милости просим к нам на праздничные гулянья. Удобно ли вам гости дорогие? Всем ли видно, всем ли слышно, всем ли места хватило?
Наш сегодняшний урок посвящён Масленице и называется «Широкая Масленица».
Пришла пора передать власть от зимы к весне-красне? Она уже не за горами.
А поможет нам зиму проводить да весну встретить Масленица. Кто из вас готов позвать Масленицу?
- Ребята, а что вы знаете о Масленице?
(Ответы детей)
- А теперь, ребята, послушайте, что я вам расскажу о Масленице
(Презентация «Широкая Масленица». Музыкальное сопровождение «Русский наигрыш» )
История праздника . Слайды №1, №2
Масленица – это народный праздник, самый весёлый и шумный. Празднуют её на последней неделе перед Великим постом, когда, по православному обычаю, уже нельзя есть мясо.
А вот молочные продукты и блины – сколько угодно. Масленицу ещё называют Сырной неделей.
Слайды №3, №4
В стародавние времена наши предки праздновали начало нового года весной. Они надеялись на новый урожай. Существовал обычай проводов зимы: нужно было разбудить природу и помочь ей прогнать зиму. Вот Масленица и стала у православных людей традиционным праздником встречи весны и проводов зимы.
Слайд №5
Главное событие праздника – сжигание соломенного чучела, наряженного в русский народный сарафан. Слайд №6
Так изображали зиму. В первый день масленичной недели её торжественно встречали, а в последний, «прощёный день», сжигали под весёлые шутки, смех, песни и прибаутки.
Всю Масленицу продолжаются народные гулянья, забавы, угощения блинами – с мёдом, вареньем, сметаной... Слайд №7
Блины на Масленицу – обязательное угощение, ведь круглый горячий блин символизирует солнце. Слайд №8 (анимационная картинка солнца)
(Вносят макет Солнца)
Ведущий.
Ребята, посчитайте, сколько оранжевых лучиков мы прикрепили? (Семь). В Масленичной неделе тоже семь дней, и каждый день имеет своё название.
Первый день – понедельник – встреча Масленицы №1, №2
«Широкая Масленица»
Утро. Понедельник. Наступает “встреча”
Яркие салазки с горочек скользят.
Целый день веселье. Наступает вечер.
Накатавшись вволю, все блины едят.
На первый день русский народ справлял встречу Масленицы. Наряжали чучело из соломы в девичий наряд и возили по улицам, обращались к нему ласково, оповещали о том, что наступил праздник масленицы.
К этому дню сооружались горки, качели, ледяные фигурки.
Ученик.
Уж ты, моя Масленица,
Красная краса, русая коса,
Тридцати братьев сестра,
Трех матушек дочка,
Приезжай –ка к нам на школьный двор
Умом повеселиться,
Речью насладиться.
Игра со зрителями “Рифма”
Он пушистый, серебристый, но рукой его не тронь:
Станет капелькою чистой, как поймаешь на … (ладонь).
Что это? … (Снег).
Наступили холода, обернулась в лед … (вода).
Длинноухий зайка серый обернулся зайкой … (белым).
Кто скажет, кто знает, когда это бывает? … (Зимой).
Зазвенели ручьи, прилетели к нам …(грачи).
В дом свой улей пчела первый мед … (принесла).
На деревьях – плотные комочки, в них дремлют клейкие …(листочки).
Кто скажет, кто знает, когда это бывает? …(Весной).
Второй день Масленицы – вторник – заигрыши. Слайд №3
Слайд №4
Заигрыш беспечный – вторника отрада
Все гулять, резвиться вышли, как один!
Игры и потехи, а за них награда
Сдобный и румяный масленичный блин
В этот день начинаются веселые игры, а за потеху и веселье угощают блинами. Также в этот день сооружают снежные городки и происходит взятие таких городков.
А еще смотрели кукольные представления. Развлечения сопровождались озорными частушками и дразнилками.
Дети поют частушки:
Эй, девчонки-хохотушки,
Запевайте-ка, частушки,
Запевайте поскорей,
Чтоб порадовать гостей.
Вот к нам Масленка пришла
Кто нас покатает?
У Петрушки во дворе
Сивка пропадает!
Купи, тятя, мне коня
Вороные ножки
Буду девочек катать
По большой дорожке.
Я на Масленке катался,
Трое санок изломал,
Ворона коня замучил,
Всех девчонок покатал!
Я плясала в три ноги,
Потеряла сапоги.
Оглянулася назад
Сапоги мои лежат.
Балалаечка-гудок
Свое дело знает,
Она в Ваниных руках
Хорошо играет!
Третий день – лакомка. Слайд №5
Тут среда подходит – лакомкой зовется
Каждая хозяюшка колдует у печи. Кулебяки, сырники – все им удается,
Пироги и блинчики – все на стол мечи!
В этот день лакомились блинами с мёдом, со сметаной и с вареньем. Приглашали в гости друг друга. И я вас приглашаю в гости в сказку.
Инсценирование сказки «Курочка Ряба»
Баба: Эй, старик, проснись скорей!
Дед:
Волки, что ли, у дверей?
Ты чего шумишь, старуха?
Баба:
Да смотри, что я нашла:
Наша курочка-пеструха
Под кустом яйцо снесла.
Дед:
Ну снесла, какое дело!
Что ты, баба, обалдела?
Баба:
Да яйцо-то непростое,
А гляди-ка, золотое.
Дед:
Золотое, в самом деле?
Значит, мы разбогатели.
Баба: Погляди, горит, как жар.
Дед: Не случился бы пожар!
Баба: Ох, горит, слепит глаза!
Баба: Чудеса!
Дед:
Чудеса!
Ты в сундук запри его.
(Раздается стук в дверь.)
Баба:
Нету дома никого!
Ишь, соседей, как назло,
Ненароком принесло.
Дед:
Ты пойди, запри засов,
Да спустить бы надо псов.
(Баба запирает дверь и возвращается.)
Баба:
В среду в город я поеду,
Там базар бывает в среду.
Богатеев много там!
Им яичко и продам.
Как дадут мне денег груду,
Накидают мне рублей,
На шубёнку я добуду
Сто сибирских соболей.
Вот обновок накуплю я,
Разных юбок сорок штук.
Шаль в цветочках голубую,
До краев набью сундук.
Дед:
Что ты мелешь небылицы!
Ишь, сыскалась молодица –
Наряжаться в разный хлам.
Нет уж, если мы богаты,
Я построю вместо хаты
Трехэтажные палаты
И беседки по углам.
Баба:
Наказанье с глупым мужем!
Что ты, старый, не блажи!
Мы живем других не хуже,
Ни к чему нам этажи!
А за эти за беседки
Засмеют тебя соседки.
Дед: Пусть смеются, мне не жалко!
Баба:
Да уймись ты, не кричи,
Вон упала на пол скалка,
Чугуны гремят в печи.
Ох, не мил мне белый свет!
Дед: Я хозяин или – нет?!
Баба:
Ох, яичко покатилось,
Покатилось и разбилось.
И скорлупки не осталось,
Все куда-то подевалось!
Дед:
Ну, чего мы затужили?
От чудес одна беда.
Будем жить, как прежде жили,
И работать, как всегда.
И шубенку справить можно,
И подправить можно дом.
Только то, видать надежно,
Что дается нам трудом.
Открывай, старуха, дверь,
Что нам прятаться теперь!
Эй, соседка!
Баба:
Эй, сосед!
Забывать друзей не след.
Заходите на часок –
У меня хорош квасок,
И варенья, и соленья.
Вместе: Заходите без стесненья!
День четвёртый – широкий четверг, разгуляй.
А в четверг раздольный разгуляй приходит
Ледяные крепости, снежные бои…
Тройки с бубенцами на поля выходят
Парни ищут девушек – суженых своих.
День пятый – гостевой день. Слайд №9 В этот день приглашали на блины родственников.
Как на масленой неделе
Со стола блины летели
И сыр, и творог
Всё летело под порог.
Игра “Собери блин”
(На кусочках блина написано начало пословицы, на плакате окончание пословицы. Дети соединяют начало пословицы и ее окончание и в итоге получают блин, похожий на солнце)
Масленицу провожаем, света солнца ожидаем.
Не житьё, а Масленица.
Не всё коту Масленица, будет и Великий пост.
Масленица объедуха, деньгам приберуха.
Блин не клин, живота не расколет.
Без блина не Масленица.
На горах покататься, в блинах поваляться.
Хоть с себя что заложить, а Масленицу проводить.
- Почему на Масленицу пекли именно блины? (Символ солнца)
День шестой – масленичные посиделки.
Слайд №9
В масленицу не только блины пекли, но и собирались все вместе, пели песни, плясали.
Я вам предлагаю встать в хоровод и спеть русскую народную песню «Ой, блины, мои блины»
Как на Масляной неделе
Мы блиночков захотели.
Ой, блины, блины, блины,
Вы блиночки мои.
Наша старшая сестрица
Печь блины-то мастерица.
Ой, блины, блины, блины,
Вы блиночки мои.
На поднос она кладет,
И сама на стол несет.
Ой, блины, блины, блины,
Вы блиночки мои.
Гости, будьте же здоровы,
Вот блины мои готовы.
Ой, блины, блины, блины,
Вы блиночки мои.
День седьмой – прощёный день. Слайд №11
Воскресенье светлое быстро наступает
Облегчают душу все в прощеный день.
Чучело соломенное – Зимушку – сжигают,
Нарядив в тулупчик, валенки, ремень…
В этот день, перед Великим Постом, желая очиститься от всего греховного, все от мала до велика просили друг у друга прощения. Прощаясь, они говорили друг другу: «Прости меня, пожалуйста, если в чем виноват пред тобою». А ещё в воскресенье до самого вечера катались на санках с гор, а вечером сжигали чучело масленицы, тем самым прощались с зимой, а пеплом посыпали землю к новому урожаю.
И я предлагаю повернуться друг к другу, улыбнуться, взяться за руки и пожелатьдруг другу всего самого-самого светлого, доброго. В этот день прощаются все обиды. Не забудьте и вы попросить у своих родных и знакомых прощения.
Ведущий:
- С традициями какого праздника мы познакомились?
- Сколько дней длился праздник?
- Что мастерили люди к началу праздника?
- Основное масленичное блюдо. Почему!
- С помощью мимики и жестов покажите свое настроение.
Урок мы завершаем! От чистого сердца всем вам пожелаю – девчонкам, мальчишкам и каждому лично: Будьте здоровы! Учитесь отлично! Мы скажем на прощанье своим друзьям: «Счастливых дней весенних желаем вам»!
Ведущий. Дорогие ребята! Желаю вам всегда хранить в сердце красоту народных русских традиций, радость души, которая всегда была свойственна нам. Ну, а теперь по русскому обычаю, мои помощники угостят вас блинами!
(Дети угощают гостей блинами)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект классного часа "Тайна имени" для учащихся 2 класса
Представлена разработка занятия по данной теме, дополнена детскими работами. Конспект можно использовать для проведения классного часа во 2 классе, а также на уроках развития речи....
Конспект классного часа "100 лет со дня канонизации Иоасафа Белгородского"
Данный классный час разработан по всем нормам!...
Конспект классного часа по формированию эмпатийного поведения на тему «Делать добро спешите! »
Цель: Формирование доброжелательного (эмпатийного) поведения Задачи:Учить детей понимать чувства, переживания другого человека; продолжать знакомить с полярными понятиями «»Добро и «З...
Конспект классного часа на тему: "Дружба" 2 класс (конспект+приложение)
Конспект классного часа на тему: "Дружба" 2 класс...
Конспект классного часа " Что такое классный коллектив"
классный час о том, как создавать учебный коллектив. Каким должно быть отношение одноклассников друг к другу....
Конспект классного часа "Классный час Огонь - друг или враг" (2 класс)
Цели: 1. Закрепление у учащихся знания правил пожарной безопасности; углубление знания учащи...
Конспект классного часа "Мы разные? Мы классные?" (3 класс)
Цели: формирование представления учащихся о празднике, развитие чувства патриотизма, любви к Родине, чувства гордости за свою страну на примере героических поступков людей в военное время....