Конспект классного часа "Масленица"
классный час (4 класс)

Дубровина Марина Борисовна

Данный материал можно использовать для проведения классного часа по народным праздникам

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zanyatiya.docx239.21 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока   «Масленица»

Программное содержание:

Образовательные задачи:  Дать детям знания о русском народном празднике Масленица. Знакомить детей с историей возникновения и традициями празднования Масленицы - как отмечали этот праздник на Руси, какое значение в этом празднике имело чучело масленицы и блины. Учить понимать народные потешки, заклички.

Развивающие задачи:  Развивать познавательный интерес к традициям своего народа. Развивать внимание, память, связную речь, обогащать словарный запас речи.

Воспитательные задачи: Воспитывать чувство патриотизма, развивать интерес и уважительное  отношение к русским народным праздникам, традициям и обычаям.

Используемый материал:  иллюстрации к празднику Масленица,  иллюстрации с изображением народных гуляний; репродукции картин художников – И.Суриков «Взятие снежного городка», Н.Кустодиев «Масленица»,

Б.Кустодиев «Масляничное гуляние», К.Юон «Зима. Ростов Великий», «Весенний солнечный день» С.Михеев «Госпожа чесная масленица». Аудиозапись «Звон колоколов».

Словарная работа: балаган, потеха, скоморох, чучело, тесовый дом, закличка.

Ведущий. Добрый день, гости дорогие, жданные, званные и желанные. Здравствуйте мальчишки, здравствуйте девчонки! Милости просим к нам на праздничные гулянья. Удобно ли вам гости дорогие? Всем ли видно, всем ли слышно, всем ли места хватило?

Наш сегодняшний урок посвящён Масленице и называется «Широкая Масленица».

Пришла пора передать власть от зимы к весне-красне?  Она уже не за горами.

А поможет нам зиму проводить да весну встретить Масленица. Кто из вас готов позвать Масленицу?

- Ребята, а что вы знаете о Масленице?

(Ответы детей)

- А теперь, ребята, послушайте, что я вам расскажу о Масленице

(Презентация «Широкая Масленица».  Музыкальное сопровождение «Русский  наигрыш» )

История праздника .                                                                                                                 Слайды  №1, №2

Масленица – это народный праздник, самый весёлый и шумный. Празднуют её на последней неделе перед Великим постом, когда, по православному обычаю, уже нельзя есть мясо.

А вот молочные продукты и блины – сколько угодно. Масленицу ещё называют Сырной неделей.

                                                                                                                                                     Слайды  №3, №4

В стародавние времена наши предки праздновали начало нового года весной. Они надеялись на новый урожай. Существовал обычай проводов зимы: нужно было разбудить природу и помочь ей прогнать зиму. Вот Масленица и стала у православных людей традиционным праздником встречи весны и проводов зимы.                                                                                                      

Слайд №5

Главное событие праздника – сжигание соломенного чучела, наряженного в русский народный сарафан.                                                                                                                                                   Слайд №6

 Так изображали зиму. В первый день масленичной недели её торжественно встречали, а в последний, «прощёный день», сжигали под весёлые шутки, смех, песни и прибаутки.

Всю Масленицу продолжаются народные гулянья, забавы, угощения блинами – с мёдом, вареньем, сметаной...                                                                                                                           Слайд №7

Блины на Масленицу – обязательное угощение, ведь круглый горячий блин символизирует солнце.                                                                                                                                                   Слайд №8 (анимационная картинка солнца)

(Вносят макет  Солнца)

Ведущий.

Ребята, посчитайте, сколько оранжевых лучиков мы прикрепили? (Семь). В Масленичной неделе тоже семь дней, и каждый день имеет своё название.

Первый день – понедельник – встреча Масленицы №1, №2

                                                                                                                                           «Широкая Масленица»

Утро. Понедельник. Наступает “встреча”

Яркие салазки с горочек скользят.

Целый день веселье. Наступает вечер.

Накатавшись вволю, все блины едят.

На первый день русский народ справлял встречу Масленицы. Наряжали чучело из соломы в девичий наряд и возили по улицам, обращались к нему ласково, оповещали о том, что наступил праздник масленицы.

К этому дню сооружались горки, качели, ледяные фигурки.

Ученик.

Уж ты, моя Масленица,

Красная краса, русая коса,

Тридцати братьев сестра,

Трех матушек дочка,

Приезжай –ка к нам на школьный двор

Умом повеселиться,

Речью насладиться.

Игра со зрителями “Рифма”

Он пушистый, серебристый, но рукой его не тронь:

Станет капелькою чистой, как поймаешь на … (ладонь).

Что это? … (Снег).

Наступили холода, обернулась в лед … (вода).

Длинноухий зайка серый обернулся зайкой … (белым).

Кто скажет, кто знает, когда это бывает? … (Зимой).

Зазвенели ручьи, прилетели к нам …(грачи).

В дом свой улей пчела первый мед … (принесла).

На деревьях – плотные комочки, в них дремлют клейкие …(листочки).

Кто скажет, кто знает, когда это бывает? …(Весной).

Второй день Масленицы – вторник – заигрыши.                              Слайд №3  

Слайд №4  

Заигрыш беспечный – вторника отрада                                              

Все гулять, резвиться вышли, как один!  

Игры и потехи, а за них награда                                                                  

Сдобный и румяный масленичный блин

В этот день начинаются веселые игры, а за потеху и веселье угощают блинами. Также в этот день сооружают снежные городки и происходит взятие таких городков.

А еще смотрели кукольные представления. Развлечения сопровождались озорными частушками и дразнилками.

Дети поют частушки:

Эй, девчонки-хохотушки,

Запевайте-ка, частушки,

Запевайте поскорей,

Чтоб порадовать гостей.

Вот к нам Масленка пришла

Кто нас покатает?

У Петрушки во дворе

Сивка пропадает!

Купи, тятя, мне коня

Вороные ножки

Буду девочек катать

По большой дорожке.

Я на Масленке катался,

Трое санок изломал,

Ворона коня замучил,

Всех девчонок покатал!

Я плясала в три ноги,

Потеряла сапоги.

Оглянулася назад

Сапоги мои лежат.

Балалаечка-гудок

Свое дело знает,

Она в Ваниных руках

Хорошо играет!

Третий день – лакомка.                                                                         Слайд  №5                                                                                                                                                          

Тут среда подходит – лакомкой зовется                                              

Каждая хозяюшка колдует у печи.                                                                                             Кулебяки, сырники – все им удается,                                                                                    

Пироги и блинчики – все на стол мечи!

В этот день лакомились блинами с мёдом, со сметаной и с вареньем. Приглашали в гости друг друга. И я вас приглашаю в гости в сказку.

Инсценирование сказки «Курочка Ряба»

Баба: Эй, старик, проснись скорей!

Дед:

Волки, что ли, у дверей?

Ты чего шумишь, старуха?

Баба:

Да смотри, что я нашла:

Наша курочка-пеструха

Под кустом яйцо снесла.

Дед:

Ну снесла, какое дело!

Что ты, баба, обалдела?

Баба:

Да яйцо-то непростое,

А гляди-ка, золотое.

Дед:

Золотое, в самом деле?

Значит, мы разбогатели.

Баба: Погляди, горит, как жар.

Дед: Не случился бы пожар!

Баба: Ох, горит, слепит глаза!

Баба: Чудеса!

Дед:

Чудеса!

Ты в сундук запри его.

(Раздается стук в дверь.)

Баба:

Нету дома никого!

Ишь, соседей, как назло,

Ненароком принесло.

Дед:    

Ты пойди, запри засов,

Да спустить бы надо псов.

(Баба запирает дверь и возвращается.)

Баба:

В среду в город я поеду,

Там базар бывает в среду.

Богатеев много там!

Им яичко и продам.

Как дадут мне денег груду,

Накидают мне рублей,

На шубёнку я добуду                    

Сто сибирских соболей.

Вот обновок накуплю я,

Разных юбок сорок штук.

Шаль в цветочках голубую,

До краев набью сундук.

Дед:

Что ты мелешь небылицы!

Ишь, сыскалась молодица –

Наряжаться в разный хлам.

Нет уж, если мы богаты,

Я построю вместо хаты

Трехэтажные палаты

И беседки по углам.

Баба:

Наказанье с глупым мужем!

Что ты, старый, не блажи!

Мы живем других не хуже,

Ни к чему нам этажи!

А за эти за беседки

Засмеют тебя соседки.

Дед: Пусть смеются, мне не жалко!

Баба:

Да уймись ты, не кричи,

Вон упала на пол скалка,

Чугуны гремят в печи.

Ох, не мил мне белый свет!

Дед: Я хозяин или – нет?!

Баба:

Ох, яичко покатилось,

Покатилось и разбилось.

И скорлупки не осталось,

Все куда-то подевалось!

Дед:

Ну, чего мы затужили?

От чудес одна беда.

Будем жить, как прежде жили,

И работать, как всегда.

И шубенку справить можно,

И подправить можно дом.

Только то, видать надежно,

Что дается нам трудом.

Открывай, старуха, дверь,

Что нам прятаться теперь!

Эй, соседка!

Баба:

Эй, сосед!

Забывать друзей не след.

Заходите на часок –

У меня хорош квасок,

И варенья, и соленья.

Вместе: Заходите без стесненья!

День четвёртый – широкий четверг, разгуляй.    

                                                                                                                             

А в четверг раздольный разгуляй приходит  

Ледяные крепости, снежные бои…                                                                

Тройки с бубенцами на поля выходят

Парни ищут девушек – суженых своих.

День пятый – гостевой день.                                                   Слайд №9                                                                                                                                                        В этот день приглашали на блины родственников.

Как на масленой неделе

Со стола блины летели

И сыр, и творог

Всё летело под порог.

Игра “Собери блин” 

(На кусочках блина написано начало пословицы, на плакате окончание пословицы. Дети соединяют начало пословицы и ее окончание и в итоге получают блин, похожий на солнце)

Масленицу провожаем, света солнца ожидаем.

Не житьё, а Масленица.

Не всё коту Масленица, будет и Великий пост.

Масленица объедуха, деньгам приберуха.

Блин не клин, живота не расколет.

Без блина не Масленица.

На горах покататься, в блинах поваляться.

Хоть с себя что заложить, а Масленицу проводить.

- Почему на Масленицу пекли именно блины? (Символ солнца)

День шестой  масленичные посиделки.                    

                                                                                                               

Слайд №9    

В масленицу не только блины пекли, но и собирались все вместе, пели песни, плясали.

Я вам предлагаю встать в хоровод и спеть  русскую народную песню «Ой, блины, мои блины» 

Как на Масляной неделе

Мы блиночков захотели.

Ой, блины, блины, блины,

Вы блиночки мои.

Наша старшая сестрица

Печь блины-то мастерица.

Ой, блины, блины, блины,

Вы блиночки мои.

На поднос она кладет,

И сама на стол несет.

Ой, блины, блины, блины,

Вы блиночки мои.

Гости, будьте же здоровы,

Вот блины мои готовы.

Ой, блины, блины, блины,

Вы блиночки мои.

День седьмой – прощёный день.                                                     Слайд №11                                                                                                                        

Воскресенье светлое быстро наступает

Облегчают душу все в прощеный день.

Чучело соломенное – Зимушку – сжигают,

Нарядив в тулупчик, валенки, ремень…

В  этот день,  перед Великим Постом, желая очиститься от всего греховного, все от мала до велика просили друг у друга  прощения. Прощаясь, они говорили друг другу: «Прости меня, пожалуйста, если в чем виноват пред тобою».  А ещё в воскресенье до самого вечера катались на санках с гор, а вечером сжигали чучело масленицы, тем самым прощались с зимой, а пеплом посыпали землю к новому урожаю.

И я предлагаю повернуться друг к другу, улыбнуться, взяться за руки и пожелатьдруг другу всего самого-самого светлого, доброго. В этот день прощаются все обиды. Не забудьте и вы попросить у своих родных и знакомых прощения.

Ведущий:

- С традициями какого праздника мы познакомились?

- Сколько дней длился праздник?

- Что мастерили люди к началу праздника?

- Основное масленичное блюдо. Почему!

- С помощью мимики и жестов покажите свое настроение.

Урок мы завершаем! От чистого сердца всем вам пожелаю – девчонкам, мальчишкам и каждому лично: Будьте здоровы! Учитесь отлично! Мы скажем на прощанье своим друзьям: «Счастливых дней весенних желаем вам»!

Ведущий. Дорогие ребята! Желаю вам всегда хранить в сердце красоту народных русских традиций, радость души, которая всегда была свойственна нам. Ну, а теперь по русскому обычаю,  мои помощники  угостят  вас блинами!

(Дети угощают гостей блинами)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект классного часа "Тайна имени" для учащихся 2 класса

Представлена разработка занятия по данной теме, дополнена детскими работами. Конспект можно использовать для проведения классного часа во 2 классе, а также на уроках развития речи....

Конспект классного часа по формированию эмпатийного поведения на тему «Делать добро спешите! »

Цель: Формирование доброжелательного (эмпатийного) поведения Задачи:Учить детей понимать чувства, переживания другого человека; продолжать знакомить с полярными понятиями «»Добро  и «З...

Конспект классного часа на тему: "Дружба" 2 класс (конспект+приложение)

Конспект классного часа на тему: "Дружба" 2 класс...

Конспект классного часа " Что такое классный коллектив"

классный час о том, как создавать учебный коллектив. Каким должно быть отношение одноклассников друг к другу....

Конспект классного часа "Классный час Огонь - друг или враг" (2 класс)

Цели:                   1. Закрепление у учащихся знания правил пожарной безопасности; углубление знания учащи...

Конспект классного часа "Мы разные? Мы классные?" (3 класс)

Цели: формирование представления учащихся о празднике, развитие чувства патриотизма, любви к Родине, чувства гордости за свою страну на примере героических поступков людей в военное время....