Конспект занятия «Символика из глубины веков»
план-конспект
Патриотические чувства формируются с рождения ребёнка, в процессе всей его жизни. Это чувства любви к семье, родному городу, родной природе, осознание себя как гражданина своей страны, уважительно относящегося к символике – флагу, гимну, гербу. Задача педагога состоит в том, чтобы помочь детям в полной мере понять, осмыслить символы, их происхождение, значение, образы, функции.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
simvolika_iz_glubiny_vekov.docx | 634.76 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования детей
«Центр развития творчества детей и юношества»
Детский клуб «Чайка»
«Символика из глубины веков»
Номинация «Методическая разработка» Конспект занятия
Автор:
Коняева Ольга Владимировна
педагог дополнительного образования
высшей квалификационной категории
г. Оренбург
г. Оренбург, 2022
Пояснительная записка
В настоящее время всё больше говорится о необходимости воспитания у детей патриотических чувств, гордости за свою Родину, уважения к Отчизне, воспитания чувств собственного достоинства, своей причастности к судьбе Родины. Приобщение детей к Государственной символике Российской Федерации – одна из приоритетных задач воспитания подрастающего поколения.
Патриотические чувства формируются с рождения ребёнка, в процессе всей его жизни. Это чувства любви к семье, родному городу, родной природе, осознание себя как гражданина своей страны, уважительно относящегося к символике – флагу, гимну, гербу. Задача педагога состоит в том, чтобы помочь детям в полной мере понять, осмыслить символы, их происхождение, значение, образы, функции.
Данная методическая разработка предназначена для педагогов образовательных организаций для работы с обучающимися младшего школьного возраста.
Цель занятия: воспитание чувства патриотизма через изучение символики России и малой родины.
Задачи:
образовательная: формировать способность обучающихся воспринимать и запоминать новую информацию;
развивающая: понимать значение слов - «символ», « герб», «флаг», «гимн», умение объяснять эти понятия;
воспитательная: воспитывать любовь к Родине, уважение к ее символам.
Формирование УУД
Личностные действия: ценить и принимать базовые ценности «родина», «семья».
Регулятивные действия: определять цель учебной деятельности, план выполнения заданий, правильность своего рассуждения, мнения, оценку своего ответа.
Познавательные действия: уметь извлекать информацию, представленную в виде текста, иллюстраций, презентаций, добывать информацию из дополнительных источников.
Коммуникативные действия: уметь работать в группе, участвовать в диалоге, в коллективном обсуждении, слушать и понимать других, аргументировать свое мнение.
Методы и приёмы
- показ обучающимся государственных символов России, малой родины в сочетании с рассказом и объяснением главной идеи, заложенной в них;
- рассматривание иллюстраций с изображением геральдики;
-прослушивание гимна города Оренбурга.
Предварительная работа:
-рассматривание иллюстраций по заданной теме;
-чтение художественной литературы о родной стране;
-беседы с детьми, обмен впечатлениями;
-рассматривание карты мира;
-чтение стихотворений, пословиц и поговорок о Родине.
Ход занятия
1. Мотивационный этап
Ребята, как велика и могуча наша планета Земля. Много на нашем земном шаре разных стран. Какие страны вы знаете? (ответы детей)
Но есть на нём лишь одна страна, которую зовём своей Родиной. Как эта страна называется? (ответы детей)
Правильно – это Россия. Давайте мы ее найдем на глобусе. Ни одна страна в мире не имеет такой огромной территории, как наша родина.
А теперь подойдём к карте Российской Федерации и обратим внимание, насколько она велика и могущественна с городами, морями, реками и лесами. (рассматривание карты)
Скажите, что такое Родина? (ответы детей)
Каждый из вас правильно ответил на мой вопрос.
А сейчас послушайте стихотворение.
«Что мы Родиной зовем?
Дом, где мы с тобой живем,
И березки, вдоль которых
Рядом с мамой мы идем.
Что мы Родиной зовем?
Поле с тонким колоском,
Наши праздники и песни,
Теплый вечер за окном!»
2. Этап актуализации знаний
У каждой страны, у каждого государства есть свои символы. Есть они и у нашей родины. Кто знает, какие они и зачем они нужны? (ответы детей)
Государственный флаг – важный символ страны, его официальный отличительный знак, эмблема.
Гимн - торжественная хвалебная песня, принятая как символ государственного или социального единства.
Герб - эмблема, отличительный знак, сочетание фигур и предметов, которым придаётся символическое значение, выражающее исторические традиции страны.
А сейчас вы узнаете историю возникновения этих символов.
3. Этап новой информации
В давние времена жизнь наших предков была неспокойной. Не раз приходилось жителям городов и деревень объединяться, чтобы защитится от врагов. В случае опасности воин брал длинную палку, на ее конец привязывал пучок сухой травы или конский хвост и высоко поднимал палку вверх. Далеко был виден этот знак. Со всех сторон к воину стягивался народ. А палку с пучком травы так и называли – стяг. Собиралось под стягом войско и отправлялось защищать свою землю. Но вот кто-то придумал вместо травы или конского хвоста прикрепить к палке кусок ткани. Ткань развевалась, трепетала на ветру, и такой знак был виден издалека. Так и появились первые флаги. Каждый город, каждое войско свой флаг раскрашивал по-своему.
История герба, также как и флага, начиналась в те времена, когда наши предки были очень воинственны и большую часть времени проводили в боях. Воины были хорошо вооружены. Флаг помогал воинам определить, где свои войска, где вражеские. Но флаг был только один, у знаменосца. А во время боя воины, закованные в доспехи, очень похожи и было трудно отличить свой это или чужой. Чтобы не ошибиться рыцари придумали различные знаки отличия. Но главный опознавательный знак наносили на щит. Щит с таким рисунком носил не только рыцарь, но все его воины. Изображение на щите стали называться гербом. Чаще всего рыцари изображали на щите – герб с животными, с которыми себя сравнивали, на которых хотели бы быть похожими. Например, изображение льва говорило, что рыцарь считает себя сильным и храбрым как лев. Рыцари очень дорожили своим гербом, передавали их своим детям, внукам. Гербом гордились и старались его не опозорить. Простые люди издавна селились в близи замков и постепенно вырастал город, и герб рыцаря-хозяина становился не только его личным, но и гербом всего города. Над воротами города вывешивался щит-герб. Любой гость, путешественник, увидев герб над воротами, знал, что у города есть надежная защита.
Если говорить о государственном гимне, то слова его, как правило, патриотичны, прославляют державу или правителя. Музыка торжественна и вдохновенна, но вместе с тем достаточно легко воспроизводима и запоминаема.
А теперь давайте немного отдохнем, встанем в круг и проведем физминутку.
Физминутка:
Здравствуй, мир! (руки наверх)
Это – я! (на грудь)
А вокруг страна моя! (раскинуть)
Солнце в небесах горит (наверх)
И земля у ног – лежит! (наклон)
Там – леса! (замок вправо)
А там – поля! (замок влево)
Здесь – друзья (поворот головы)
И здесь друзья. (вправо и влево)
Здравствуй, дом – ты самый лучший (раскинуть с наклоном вниз)
Здравствуй, край родной могучий! (раскинуть с наклоном вверх)
Здравствуй же, страна моя! (раскинуть)
Здравствуй, мир! Встречай меня!
В России много городов, а в каком городе мы живем? (ответы детей)
Наш Оренбург большой, красивый, современный и гостеприимный. У нашего города тоже есть своя символика - герб, флаг и гимн. Давайте поговорим об этом.
В основе современного герба города Оренбурга - щит прямоугольной формы, заостренный книзу. На золотом фоне изображен двуглавый орел, увенчанный большой императорской короной. Он словно выходит из синих волн, под которыми находится голубой Андреевский крест.
А синяя лента на гербе - это местная река Урал. Орел, символизирующий государственную власть - черного цвета, с золотистыми клювами и красными языками. Всего на гербе Оренбурга можно насчитать три императорские короны - две на головах орла и одну - в верхней части щита.
Что же символизируют цвета символа Оренбурга?
Золотистый фон гербового щита - это, прежде всего, знак достатка, стабильности и богатства края. Голубой цвет олицетворяет высокую духовность, чистые помыслы и благородство жителей Оренбурга.
Посмотрите, официальный флаг города мало чем отличается от его герба.
Обновленный флаг Оренбурга впервые подняли на флагшток в августе 2012 года. При его разработке за основу был взят именно исторический герб.
Желтый цвет (золото) – символ богатства, стабильности, уважения, интеллекта.
Голубой цвет – символ чести, благородства, духовности.
Красный цвет – символ мужества, силы, труда, красоты.
Черный цвет – символ скромности, мудрости.
Гимн, прославляющий наш город, написал поэт Юрий Энтин, а композитор Давид Тухманов сочинил для него музыку.
Сейчас я прочитаю вам отрывок из гимна нашего города. (на фоне музыки)
Над Оренбургскими степями
Парят державные орлы.
Колокола звенят во храме,
Чисты их звуки и светлы.
Мы славим город - дом желанный
Для тех, кто в этот дом влюблен,
Кто помнит, что царицей Анной
Он Оренбургом наречен
Наши предки здесь давным-давно
Прорубили смело в Азию окно.
Оренбург - степная столица,
Нам с тобою есть чем гордиться!
Живи, Оренбург!
Живи, Оренбург!
Вечно живи, Оренбург!
Ребята, в гимне есть слова: «Нам с тобою есть чем гордиться!». Как вы думаете, о чем идет речь? (ответы детей)
Да, действительно, стоит нам гордиться Оренбуржьем и Оренбургом. Мы богаты историческим и культурным наследием, природными ресурсами, а самое главное многонациональным, дружным, трудолюбивым народом.
Оренбургский пуховый платок неизменный символ Оренбуржья и наша гордость.
-Ребята, что вы можете рассказать об этих платках? (ответы детей)
А еще один природный символ - это оренбургская степь с уникальной флорой и фауной.
4. Итоговая часть
Ребята, вам понравилось сегодняшнее занятие? Что нового вы узнали? (ответы детей)
Какую оценку поставим нашему занятию? Если отлично – поднимите зелёный круг, хорошо – синий, а если не понравилось – красный.
А сейчас я вам даю домашнее задание - собрать информацию о государственной символике Российской Федерации, Оренбуржья, города Оренбурга из других источников и поделиться со всеми нами подготовленным интересным материалом в виде реферата, презентации или в любой другой форме.
Всем спасибо за активную работу!
Список используемой литературы
1. Алярд К. Книга о флагах – Спб: Сенатская типография, 1911.- 56с.
2. Герб, флаг и гимн России – методические рекомендации (сост. Антошин М.К.) Айрис-пресс, 2003. – 80с.
3. «Государственные символы России» В.Л. Клоков, В.В. Кружалов. Учебное пособие для основной школы. Издательство «Новый учебник», 2002.- 48с.
4.«Российская государственная символика», И.А. Соболева. Издательство «Владос», 2002.- 75с.
5.Ривина Е.К. «Герб и флаг России» - Москва, 2005. – 39с.
6.Символика класса. Е.А. Перелыгина, И.С.Фишман. Издательство «Учебная литература», 2008. – 45с.
7.Федеральный конституционный закон «О государственном флаге Российской Федерации» от 25 декабря 2000 г. N 1-ФКЗ.
https://nsportal.ru/sites/default/files/filefield_paths/simvolika_iz_glubiny_vekov.docx
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мудрость из глубины веков (пословицы)
В задании даны пословицы, с помощью которых нужно восстановить вословицу с названием птицы....
"Из глубины веков"
Презентация "Из глубины веков" знакомит с историей Горшеченского района. История Горшеченского района уходит своими корнями в далёкое прошлое. В районе были развиты гончарные промыслы. Назван...
Конспект занятия клуба «Семья 21 века» Тема: Вводное занятие «Семья 21 века: какая это семья?»
Цель: знакомство с целями и задачами клуба; разработка модели «идеальная семья»;Знать: цели и задачи клуба;Уметь: создавать инфографику «Модель идеальная семья»; называть стили...
Конспект занятия клуба «Семья 21 века» Тема: Что такое стиль взаимодействия в семье? «Родитель – господин»
Цель: формирование понятия «стиль взаимодействия в семье»; создание психологического портрета стиля взаимодействия «Родитель-господин»;Знать: что такое «стиль взаимодейст...
Конспект занятия клуба «Семья 21 века» Тема: Искусство наставлять «Родитель менеджер»
Цель: ознакомление с характерными чертами данного стиля; составление «покетмода»;Планируемые результаты:Знать: характерные черты стиля «Родитель – менеджер»Уметь: анализи...
Конспект занятия клуба «Семья 21 века» Тема: Радость сотворчества «Родитель- творец»
Цель: ознакомление с характерными чертами стиля взаимодействия «родитель-творец»; создание новой модели «идеальная семья»; проведение контрольной диагностики;Знать: характерные...
Методический кейс "Символика из глубины веков"
quot;Символика из глубины веков". Опыт работы....
- Мне нравится (3)