Открытое занятие для учеников 4 классов на тему : "Экологические проблемы человечества"
методическая разработка (4 класс)

Анастасия Владимировна Жбанова

Занятие разработанно для:

понятие учениками термина "Экология",Биосфера, Экологические проблемы.

Формирование здоровых привычек поведение в окружающей среде человека.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytoe_zanyatie_dlya_4_klassa_na_temu.docx458.71 КБ

Предварительный просмотр:

Открытое занятие для 4 класса на тему:

 «Экологические проблемы человечества».

Цель урока: углубить и расширить знания по состоянию окружающей среды и экологическим проблемам общества.

Задачи урока:

  • дидактическая – закрепить, обобщить, углубить знания по загрязнению окружающей среды и экологическим проблемам наций;
  • воспитательная – продолжить формирование нравственной и гражданской позиции учащихся по вопросам решения экологических проблем и загрязнения окружающей среды, также формировать навыки бережного отношения к объектам природы, совершенствовать информационно-коммуникативные способности;
  • развивающая – продолжить развитие способностей аналитически мыслить, сравнивать, обобщать, поддерживать интерес к изучению объектов и явлений природы, развитие навыков самостоятельной исследовательской деятельности, экологической культуры учащихся, умение применять полученные знания в конкретных жизненных ситуациях.

              https://urok.1sept.ru/articles/647606/Image8731.gifРис. №1

Оборудование: компьютер, экран, рисунок №1 и №2, №3, ОДК (организационно-деятельностная карта или оценочный лист), глобус.

Интернет-ресурсы: видеоролики с www.youtube.ru “Экологические проблемы Земли”,

Ход урока

Организационный момент:

Класс разбит на микро группы по 4-5 человек. В группе имеется капитан, который ведет оценочный лист на каждого члена микро группы. В конце урока отдает его учителю.

Учитель: Предлагаю вашему вниманию просмотр видеоролика, сюжет которого и определит тему нашего урока.

Просмотр видеоролика “Экологические проблемы” (3 минуты).

Учитель: Как вы считаете, о чем будет наш с вами сегодняшний разговор?

Правильно, сегодня мы будем с вами изучать природу.

Любовь и интерес к окружающему миру — это один из пунктов, без которых невозможно развитие экологического мышления. 

Изучать природу можно по-разному: читать книги, смотреть фильмы, проводить эксперименты. Но лучший способ, по мнению наблюдать самому. Да и не только наблюдать, а ощущать всеми органами чувств:

Например: Создание кормушек для птиц, свободная игра на природе и прогулки в «зеленых» районах, развивают исследовательский интерес и сопричастность природным процессам. Чем больше вы будете познавать окружающий мир, тем роднее и ближе он Вам становится». 

В этот раз мы поговорим о проблемах природы, т.е. Экологии. Постараемся обозначить экологические проблемы в наше время, выявить причины их возникновения, предложить пути решения этих проблем.

Мозговой штурм

Учитель: Ребята, передавая глобус, продолжите фразу: “Для меня Земля – это…”

Начну я. Для меня Земля – это дом для всех.

Глобус передается учениками по кругу, ребята по очереди высказывают свое мнение.

Учитель: Каждый дал правильный ответ, он показывает, что вы трепетно относитесь к нашей планете. Один из главных показателей здоровья нашей земли это ее экосистема. Я прошу Вас изобразить, что означает данное понятие-Экосистема!  

Работа выполняется в микро группах. После выполненной работы каждая микро группа защищает свою работу.

Учитель:   Самой крупной экосистемой является биосфера.

 (Показывает слайд )

 рис. №2

Человек – элемент биосферы. Все жизненные ресурсы – воздух, воду, пищу, значительную часть энергетических и строительных ресурсов человек берет из биосферы. В биосферу же сбрасывает отходы – промышленные и бытовые. Долгое время такой тип деятельности человека не нарушал экологического равновесия в биосфере. Но в последнее столетие, расширяя промышленную деятельность, человечество все активнее вторгалось в живой мир Земли. В настоящее время на Земле не осталось ни одного участка суши или моря, где не обнаружены следы деятельности человека. Деятельность человека оказывает такое заметное действие на биосферу, что это приводит к серьезным экологическим проблемам.

Как вы считаете, какие проблемы человечество испытывает на себе сегодня?

Учащиеся: Оглашают свои выводы и наблюдения о проблемах экологии

Учитель: Человечество ожидает серьезное потрясение. Во избежание катастрофы, что вы предлагаете сделать?

Учащиеся:

  • Сортировка мусора. Если заниматься полноценной сортировкой вам пока сложно, можно выбрать что-то одно: например, сдавать только бумагу, стекло или конкретный вид пластика.
  • Экономия воды. Закрыть кран во время чистки зубов совсем несложно. А ведь это поможет сэкономить до семи литров воды за один раз!
  • Отказ от пластиковых пакетов. Можно вместе с ребенком сшить тряпичные мешочки -«фруктовки» и брать их с собой в магазин.
  • Участие в субботниках. Это и прогулка на свежем воздухе, и общение с людьми, и уход за местом, в котором вы живете. 

Учитель:  В наше время об экологии знают все. И при этом почти каждый человек понимает это слово по-своему. В подавляющем большинстве случаев под экологическими проблемами подразумевают негативные последствия, которые вносит человек в окружающую среду. В решении экологических проблем велика роль подготовки экологических кадров, экологического образования и воспитания населения.

Настало время разработать новую категорию прав – права животных, птиц, деревьев и цветов. Общими усилиями мы должны реанимировать природу. Посмотрим, насколько вы хорошо разбираетесь в них. Я буду перечислять разные проблемы. Когда вы услышите те, которые относятся к глобальным – хлопните. (показываю рис. №3)

  Рис. №3

Учащиеся:

— изменение климата; (хлопок)

— загрязнение атмосферы; (хлопок)

— истощение запасов пресной воды; (хлопок)

— отсутствие грибов в лесу

— сокращение популяций и исчезновение видов флоры и фауны; (хлопок)

— разрушение озонового слоя; (хлопок)

— разрытые в городе дороги — загрязнение Мирового океана; (хлопок)

— разрушение и загрязнение почвы; (хлопок)

— сход селевых потоков на юге нашей страны

— разрушение скал

— истощение полезных ископаемых; (хлопок)

— выпадение кислотных дождей. (хлопок)

Вот как много мы с вами обозначили глобальных проблем. Но это далеко не весь их перечень. Скажем так, экологические проблемы, которые можно приравнять к катастрофе, — это загрязнение биосферы и глобальное потепление.

Если не решать эти проблемы, то они могут привести к глобальному экологическому кризису или экологической катастрофе. Возникает закономерные вопросы "Что же необходимо сделать уже сейчас? Есть ли пути выхода из сложившейся ситуации?" Как вы думаете? Ваши предложения?

Борьба за сохранение планеты кажется чем-то героическим, посильным только мировым лидерам. Но начинается все с малого. Вот несколько идей от проекта Botanikids, которые не займут много сил, но положат начало формированию экологического мышления у Вас. Это можно сделать уже сейчас!

  • Правильная утилизация батареек. Важно рассказать, что срок разложения батарейки до 100 лет, при этом, попав в экосистему, она будет выделять в среду ядовитые вещества. Вы может сами или с помощью родителей доставать из своих игрушек севшие батарейки и сдавать их в специальный ящик, например, в магазине. А лучше купить многоразовые аккумуляторы. 
  • Использование многоразовой посуды. Вместо покупки воды в пластиковой бутылке купите многоразовую бутылку из стекла или прочной пластмассы с пометкой «bpa free».
  • Развитие осознанного потребления. Вам нелегко отказываться от одноразовых мелочей вроде недолговечных машинок, «киндер-сюрпризов». Но важно привить Вам осознанное потребление и учить задавать себе вопрос: нужна ли мне эта вещь? Также можно подумать, куда деть ненужные вещи в хорошем состоянии. Вариантов много: можно поменяться с друзьями, отдать на благотворительность или переделать во что-то более актуальное.
  • Предпочтение натуральным материалам. Сегодня можно купить классные игрушки из природных материалов: дерева, ткани, натурального каучука. Играть с такими игрушками приятнее и полезнее, и к тому же они не наносят вред планете.

Учитель: Все наши предложения выполнимы сегодня? Как вы думаете? (Да)

Учитель: А что же должны сделать “здесь и сейчас” вы – школьники? Каждый из нас? Для нашего края, для нашей жемчужины, для своей малой Родины?

Учащиеся:

  • Участие в природоохранных акциях.
  • Разъяснительная работа среди отдыхающих, туристов и гостей Города по охране окружающей природы.
  • Участие в Эко фестивалях, акциях.
  • Участие в конкурсах научных и социальных проектов.
  • Составление баннеров, рекламных плакатов, буклетов.
  • Разработка памяток по поведению в лесу, горах, на водоеме.
  • Участие в разнообразных интернет-конкурсах на тему «ЭКОЛОГИЯ».

Заключительное слово учителя: Теперь, ребята, вы знаете, что сегодня необходимо не только экологическое образование, но и экологическое сознание. Экологическое сознание означает чувство ответственности за природу перед обществом и перед самой природой. Оно не приходит сразу, его надо воспитывать в себе и окружающих.

3. Подведение итогов.

Домашнее задание: Просмотр видеоролика  ЭкоКласс — собрание видео-уроков об экологичном образе жизни.

Рефлексия

  • Выполнены ли нами те задачи, которые были поставлены в начале урока?
  • Вспомните и расскажите, как вы выполняли эти задачи? Что вам удалось сделать без особых усилий? Что было трудно сделать?
  • Кто и как вам помог преодолеть трудности? Чья помощь вам особенно запомнилась? Как вы думаете почему?
  • Что бы вы хотели теперь сделать по-другому? Что и как вы теперь хотите изменить в своем поведении?

На эти вопросы ответы могут быть высказаны в микро группах, в классе в целом. В первом случае, после заслушивания всех своих членов, микро группа готовит одного человека для выступления перед всей группой с обобщающим сообщением.

Учитель: Уважаемые ребята, спасибо Вам за посильную помощь в решении экологических проблем.

Забота о природе — это не единоразовая акция, а образ жизни. И чем больше людей (и детей в том числе) будет включено в заботу об экологии сегодня, тем больше шансов оставить этот мир чистым для будущих поколений. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по окружающему миру в 4 классе по теме «Экологические проблемы России. Международное сотрудничество по охране природы»

Конспект урока по окружающему миру в 4 классе по теме «Экологические проблемы России. Международное сотрудничество по охране природы» Цель урока: обобщить знания учащихся об экологических проблем...

Презентация к внеклассному занятию по окружающему миру на тему: "Экологические проблемы мира".

Презентация к внеклассному занятию по окружающему миру на тему: "Экологические проблемы мира"....

Эссе на тему "Экологические проблемы человечества"

Недавно задумался, а в каком мире будем жить мы и наши дети? Хотелось бы верить, что он будет лучше, ведь все технологии подстраиваются под нужды людей.Но есть одна проблема, решения которой пока не н...

Конспект открытого занятия в 1 классе по теме: «Эти «любимые» вредные привычки»

Крошка сын к отцу пришёл,И спросила кроха:- Что такое хорошоИ что такое плохо?...

Урок по окружающему миру в 4 классе по теме «Экологические проблемы и пути их устранения».

Урок по окружающему миру в 4 классе. Тип урока: формирование и совершенствование знаний....

Открытое занятие для 4 классов на тему: «Путешествие по сказкам!»

Цели:Закрепить и расширить знания детей о русских народных  сказках; формировать запас литературных художественных впечатлений, личностную позицию, как при восприятии сказок, так и в процессе тво...

Открытое занятие во 2 классе "Путешествие по экологической тропе"

Открытое занятие включает в себя различные задания, различные формы работы....