Дело № 3. Из этого едят?
методическая разработка (3, 4 класс)
В рамках внеурочной деятельности (кружка) для начальных классов "Химия вокруг нас" были разработаны и апробированы "детективные" занятия. Данный подход позволяет повысить интерес учащихся к изучению и работе с незнакомым материалом. Занятия проводятся в игровой форме с выполнением самостоятельных и групповых практических заданий. Предлагаю материалы для третьего занятия "Из этого едят?" (конспект занятия + страницы рабочей тетради + карточки с заданиями).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tematicheskiy_plan_3_zanyatiya.docx | 27.87 КБ |
3_glava_posobiya.pdf | 892.27 КБ |
kartochki_no_3.pdf | 489.2 КБ |
Предварительный просмотр:
- Дата проведения занятия: 13.03.2019
- Тема занятия: Из этого едят?
- Цели занятия
1. Предметная: сформировать у учащихся первоначальные ЗУНы работы с химической посудой и оборудованием
2. Деятельностная: формировать у учащихся основы совместной (групповой) деятельности
- Форма занятия: социодрама
- Планируемые результаты обучения (ПРО)
1. Предметные: Химическая посуда и оборудование. Разновидность химической посуды и оборудования из стекла, фарфора, железа. Знакомство с раздаточным материалом для выполнения лабораторных и практических работ.
2. Метапредметные
а) познавательные:
- Умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логические рассуждения, умозаключения и делать выводы;
- Умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели в схемы для решения учебных и познавательных задач;
- Смысловое чтение.
б) регулятивные:
- Умение самостоятельно определять цели обучения, ставить и формулировать новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
- Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
- Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией.
в) коммуникативные:
- Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе; находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение;
- Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации: для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; для планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью.
- Химический эксперимент: ПР № 3. Правила работы с основной химической посудой и оборудованием
- Наглядность: рабочие тетради курса «Следствие ведут химики», карточки с информацией и инструкцией по работе с химической посудой и оборудованием
Этап занятия, время (мин.) | Содержание | Деятельность учителя | Деятельность учащегося | |||
осуществляемые действия | формируемые способы | |||||
познавательной деятельности | регулятивной деятельности | коммуникативной деятельности | ||||
Вводная часть (Актуализация знаний, проверка домашнего задания, смена капитанов). | Ребята, здравствуйте! Мы с химиками-сыщиками рады снова видеть Вас всех в полном составе. Сегодня нам предстоит немало интересной и важной работы, но перед этим давайте посмотрим на результаты Ваших домашних трудов. Каждая группа представляет свой материал (плакаты на тему «Правила ТБ при работе в химической лаборатории»). Итак, что именно Вы здесь изобразили? Что это означает? О чём это говорит? Довольны ли Вы своей работой? Ребята, а Вам нравится работа Ваших коллег? Сколько времени Вам понадобилось на создание плаката? Кто принимал участие? Кто чем был занят при создании плаката? Справился ли он со своими обязанностями? Очень хорошо! Посмотрите, какой славный стенд у нас получился! Химики-сыщики очень довольны! И это всё благодаря слаженной работе наших подразделений. А сегодня, как Вы помните, пришла пора сменить капитанов в Ваших подразделениях. Но перед этим давайте поговорим о них? Понравился ли Вам ваш капитан? Справился ли он со своей ролью? Какие качества отображают, что он может быть капитаном? Очень хорошо. Кто желает следующие занятия побыть в роли начальника подразделения? Коллеги согласны назначить этого человека начальником подразделения? Как Вы думаете, он будет хорошим руководителем? Какие качества могут помочь ему в этом? (Второй вариант: жеребьевка – «Волшебная колба»). | Беседует с учащимися, организует проверку домашнего задания, вместе с учащимися оформляет стенд, помогает учащимся выбрать другого капитана. | Беседуют с учителем, демонстрируют выполненные домашние задания, вместе с учителем оформляют стенд, выбирают другого капитана. | – Излагать полученную информацию, интерпретируя ее в контексте решаемой задачи. | – Обосновывать целевые ориентиры и приоритеты ссылками на ценности, указывая и обосновывая связь между ними. – Оценивать свою деятельность, аргументируя причины достижения или отсутствия планируемого результата. | – Принимать позицию собеседника, понимаю позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты. – Определять свои действия и действия партнера, которые способствовали или препятствовали продуктивной коммуникации. – Корректно и аргументированно отстаивать свою точку зрения, перефразировать свою мысль. – Отбирать и использовать речевые средства в процессе коммуникации с другими людьми. |
Этап игровой деятельности (сплочения коллектива). | А теперь, перед тем, как приступить к работе, давайте настроимся и немного поиграем. Сейчас каждый из Вас получит по половинке карточки (на карточках изображены образцы химической посуды). Ваша задача – найти вторую половинку своей картинки у одного из работников штаба. Ситуация 1: без ограничений (можно общаться, показывать карточки и т.д.). Ситуация 2: нельзя разговаривать. Ситуация 3: нельзя показывать свою карточку. Ситуация 4: на скорость. Какая картинка быстрее окажется сложенной (выигрывает пара, быстрее нашедшая друг друга и сложившая карточку). Ситуации могут проиграться несколько раз. | Проводит игру с учащимися (объясняет правила, регулирует ход игры). | Принимают участие в игре. | – | – | – Строить позитивные отношения в процессе учебной и познавательной деятельности. – Организовывать взаимодействие в группе. |
Этап определения темы и цели занятия. | Посмотрите на столы и скажите, что Вы видите (предварительно содержимое на столах скрыто от учащихся)? Как Вы думаете, для чего это нужно? Как это всё, в общем, называется? Может, у кого-нибудь есть предположения? А может кто-нибудь из Вас знает название конкретных предметов? Может, узнаете что-нибудь? Коллеги, дело в том, что для того, чтобы нам с Вами расследовать различные дела, нам нужно быть не только внимательными и аккуратными, но и иметь при себе оборудование, которое нам поможет. Каждая область деятельности имеет свои орудия, оборудование и т.д. У художников – это холсты, палитра, кисти; у строителей – кирпичи, шпатели. А у химиков это называется ХИМИЧЕСКАЯ ПОСУДА и ОБОРУДОВАНИЕ. И сегодня мы с Вами узнаем о нём много нового и интересного. Предположите, что именно мы можем узнать на сегодняшнем занятии? Как Вы думаете, что конкретно мы будем делать с представленной посудой и оборудованием? | Беседует с учащимися, подводит их к самостоятельному определению темы и цели занятия. | Беседуют с учителем, самостоятельно определяют тему и цель занятия. | – Объяснять явления, связи и явления, выявляемые в ходе познавательной деятельности. | – Ставить цель деятельности на основе определенной проблемы и существующих возможностей. – Формулировать учебные задачи как шаги достижения поставленной цели деятельности. | – Принимать позицию собеседника, понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты. – Выделять общую точку зрения в дискуссии. – Определять задачу коммуникации и в соответствии с ней отбирать речевые средства. |
Этап усвоения нового материала. | Давайте для начала с Вами запишем определение понятия «Химическая посуда и оборудование». Хочу Вас обрадовать, что наш отдел имеет достаточный перечень химической посуды и оборудования для расследований. И сегодня Вы с ним подробно познакомитесь. Сейчас мы снова с Вами обратимся к рабочим журналам. Там есть колонки, которые мы сейчас с Вами вместе заполним. Хочу отметить, что химическая посуда и оборудование в лаборатории изготавливаются из разного материала. Так, например, есть посуда из обычного стекла, из специального химически и термически стойкого стекла, из кварца и из фарфора и даже из металла. По назначению посуда тоже бывает разная. Выделяют посуду общего, специального назначения, а также отдельно выделяют мерную посуду. Сегодня Вы подробно ознакомитесь с каждым видом посуды. | Беседует с учащимися, излагает новый материал, организует работу учащихся в рабочих журналах. | Беседуют с учителем, делают необходимые записи в рабочих тетрадях. | – Подбирать слова, соподчиненные ключевому слову, определяющие его признаки и свойства. – Излагать полученную информацию, интерпретируя ее в контексте решаемой задачи. – Объяснять явления, процессы, связи и отношения, выделяемые в ходе познавательной деятельности. | – Ставить цель деятельности на основе определенной проблемы и существующих возможностей. – Определять необходимые действия в соответствии с учебной и познавательной задачей. – Сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно. – Оценивать продукт своей деятельности в соответствии с целью деятельности. | – Строить позитивные отношения в процессе учебной и познавательной деятельности. – Критически относиться к собственному мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения и корректировать его. – Определять задачу коммуникации и в соответствии с ней отбирать речевые средства. |
Этап формирования практических ЗУНов. | Хорошо, а теперь давайте приступим к работе. Как Вы можете заметить, столы сегодня расставлены не совсем обычно. Можно сказать, что собраны три специальных стола. На каждом из них представлена посуда разного вида и назначения. Сами же столы разделены на две части: на одной половине представлена посуда и информация о ней, а вторая половина предназначена для проделывания операций с данным видом посуды. Сейчас каждое из подразделений сможет ознакомиться со всеми видами посуды. У всех групп будут свои маршрутные листы. Сейчас каждое подразделение самостоятельно выберет его. В нём столы будут пронумерованы, то есть от какого стола Вам следует начинать работу и к какому двигаться. Также Вы получите лист-отчёт, который нужно будет заполнить по прохождению всех столов.
Заняв свой специальный стол, Вы сначала выполняете задание в рабочем журнале, которое для Вас приготовили химики-сыщики. После этого Вы внимательно, аккуратно, не торопясь рассматриваете посуду. Под каждой посудой находится карточка, на котором описано, для чего она предназначена и т.д. После этого на второй половине стола лежит инструкция операций, которые необходимо Вам будет провести с данной посудой. Читайте инструкцию внимательно и выполняйте всё в точности, как указано в ней. Нужно, чтобы работала вся группа. Поделите между собой обязанности или же выполняйте всё вместе. Как только Вы закончите работу, то должны подать знак другому подразделению. Если Ваш следующий стол свободен, Вы переходите к нему. Если же в это время за ним находится другая группа, Вы переходите к свободному столу, оповещая об этом меня и другое подразделение. Каждая группа должна обойти три стола и поработать со всеми образцами представленной посуды, понятно? Есть вопросы? Давайте начнем. | Беседует с учащимися, объясняет им план дальнейшей работы, регулирует деятельность групп. | Беседуют с учителем, выполняют задания, заполняют отчёт о проделанной работе. | – Ориентироваться в содержании текста, понимать целостный смысл текста, структурировать текст. | – Ставить цель деятельности на основе определенной проблемы и существующих возможностей. – Определять необходимые действия в соответствии с учебной и познавательной задачей и составлять алгоритм их выполнения. – Сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно. | – Определять возможные роли в группе. –Играть определенную роль в группе. – Принимать позицию собеседника, понимая позицию другого, различать в его речи: мнение, доказательство, факты. – Строить позитивные отношения в процессе учебной и познавательной деятельности. – Организовывать учебное взаимодействие в группе. – Определять задачу коммуникации и в соответствии с ней отбирать речевые средства. – Принимать решение в ходе диалога и согласовывать его с собеседником. |
Этап рефлексии проделанной работы. | Итак, давайте же теперь послушаем Ваши отчёты. Что Вам удалось узнать? С какой посудой Вы работали? Из чего она была сделана? Для чего она предназначена? Все ли Вам удалось выполнить операции? С какой посудой было интереснее всего работать? Испытывали ли Вы трудности при выполнении работы? Если да, какие? | Беседует с учащимися. | Беседуют с учителем, предоставляют отчёт о проделанной работе. | – Излагать полученную информацию, интерпретируя ее в контексте решаемой задачи. | – Ставить цель деятельности на основе определенной проблемы и существующих возможностей. – Определять необходимые действия в соответствии с учебной и познавательной задачей. – Оценивать свою деятельность, аргументируя причины достижения или отсутствия планируемого результата. | – Принимать позицию собеседника, понимая позицию другого, различать в его речи: мнение, доказательство, факты. –Строить позитивные отношения в процессе учебной и познавательной деятельности. – Договариваться о правилах и вопросах для обсуждения в соответствии с поставленной перед группой задачей. – Соблюдать нормы публичной речи, регламент в монологе и дискуссии в соответствии с коммуникативной задачей. – Делать оценочный вывод о достижении цели коммуникации непосредственно после завершения коммуникативного контакта и обосновывать его. |
Этап закрепления полученных знаний. | Отлично, коллеги! Вы проделали хорошую работу! А сейчас Вы продемонстрируете свои знания. Мы потренируемся с Вами ловить нарушителей! У всего есть свои особые приметы. Следователи и сыщики обращают на них весьма пристальное внимание. И Вы, как настоящие специалисты, должны все подмечать. Итак, давайте поймаем всех нарушителей! Сегодня их роль будут играть химическая посуда и оборудование. Вам будут предложены определенные признаки, а Вы должны будете составить фоторобот и написать имя подозреваемого. После этого Вам будут представлены подозреваемые, и Вы укажите, кто же является нарушителем. Готовы? Каждой группе предоставляется информация о том или ином виде химической посуды. Группа обдумывает ответ, зарисовывает его и называет. Если группа испытывает затруднения, то может ответить другая группа. Примеры: Этот злоумышленник сделан из фарфора. Он занимается прокаливанием веществ (фарфоровый тигель); Эта мошенница вся из стекла. Она помогает изготавливать и хранить растворы (коническая колба); Этот прохвост не так-то прост! Уж очень он любит все запутывать и перемешивать. Особенно, всякие жидкости (стеклянная палочка). После того как группа указывает имя подозреваемого, на доске представляются «подозреваемые» (химическая посуда и оборудование в «костюмах»). Главное, чтобы «костюмы» можно было снимать. Так, когда группа предоставляет свой ответ, костюм снимается и ответы сверяются. | Организует игру с учащимися. | Принимают участие в игре, выполняют предлагаемые задания, демонстрируют полученные знания. | – Излагать полученную информацию, интерпретируя ее в контексте решаемой задачи. | – | – Строить позитивные отношения в процессе учебной и познавательной деятельности – Играть определенную роль в совместной деятельности. – Организовывать взаимодействие в группе. |
Этап игровой деятельности (сплочения коллектива). | Итак, мы отлично сработали и поймали всех правонарушителей! Отличная работа, уважаемые коллеги! В подразделениях Вы работает очень слаженно и верно. Однако не стоит расслабляться. Давайте-ка в этом ещё немного потренируемся. Возвращаемся в нашу лабораторию. Игра «Достань, если сможешь». Все Вы помните, что детективы, сыщики для продуктивной работы должны отлично взаимодействовать со своими партнёрами. Так, например, всегда и происходит у Шерлока Холмса с доктором Ватсоном. И у химиков та же самая картина. Если лаборатория работает дружно и слаженно, то любое дело спорится. Сейчас мы с Вами поступим следующим образом: пусть каждое подразделение встанет у любого из двух столов в ряд. Встали? Отлично. Теперь возьмите друг друга за большой палец руки. Он будет выступать в роли джойстика. Первые два человека закрывают глаза. Последний стоит с открытыми глазами. Сделали? Превосходно. Теперь я ставлю на стол образец химической посуды (первый раз – изображение из картона!). Обращаюсь к людям в группах, у которых глаза открыты. Представьте, что Вы проводите химический эксперимент, и сейчас Вам необходима именно эта посуда. Вы должны при помощи вот такого диковинного устройства достать её. Вы должны, управляя движением пальца своего соседа, передать ему импульс. Ваш сосед в свою очередь должен в точности передать его первому в цепочке, не открывая глаз. Первый в цепочке, также не открывая глаз и поняв, какое движение нужно сделать, должен рукой достать посуду. Переговариваться нельзя. Понятно? Давайте попробуем. Игра проводится несколько раз. Каждый раз ученики в группе меняются местами, и образец посуды ставится в другое место стола. После нескольких раз можно поставить на пол реальную химическую посуду (Не стеклянную! Чтобы избежать возможных травм!). После того, как группы наловчатся и начнут выполнять задание более успешно, реализуется соревновательный момент. Ставится два стола вместе и группы становятся друг напротив друга. Соревнование может проходить несколькими способами: 1-й: на стол ставится один образец посуды, и каждая группа должна до него добраться. Выигрывает та команда, которая быстрее схватит посуду. 2-й: на стол ставятся два образца посуды, и каждая группа должна добраться до своей посуды. Оценивается время (побеждает команда, быстрее схватившая свой образец). 3-й: на стол ставятся два образца посуды, и каждая группа должна постараться добраться до своей и чужой посуды. Побеждает та команда, у которой окажется две посуды. | Организует игру с учащимися. | Принимают участие в игре. | – | – | – Строить позитивные отношения в процессе учебной и познавательной деятельности. – Играть определенную роль в совместной деятельности. – Организовывать взаимодействие в группе. |
Этап рефлексии | Ух, коллеги! Какие же Вы все ловкие, быстрые и шустрые! И как отлично работаете вместе! Прекрасно! Химики-сыщики очень довольны! Не зря они выбрали именно Вас. Теперь же я предлагаю нам вместе сесть в один большой дружный круг и немного пообщаться, поделиться своими впечатлениями. Каждый может говорить всё, что он хочет сказать, по очереди. Какое у Вас настроение? Понравилось ли Вам наше занятие? Что Вы сегодня узнали? Что попробовали впервые? Что в нём было особенного? Как Вы думаете, что же у нас будет происходить дальше? Какие есть предположения? | Беседует с учащимися. | Беседуют с учителем, обмениваются мнения, подводят итоги. | – Излагать полученную информацию, интерпретируя ее в контексте решаемой задачи. – Вербализовать эмоциональное впечатление, оказанное на него источником (занятием). | – Оценивать свою деятельность. – Соотносить реальные и планируемые результаты деятельности и делать выводы. | – Высказывать и обосновывать мнение (суждение) и запрашивать мнение партнера в рамках диалога. – Принимать позицию собеседника, понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты. – Отбирать и использовать речевые средства в процессе коммуникации с другими людьми. |
Этап подачи домашнего задания | Коллеги, на дом мы с химиками-сыщиками хотели бы дать Вам задание: сегодня каждое из подразделений познакомилось с основными видами химической посуды и оборудования, их назначением. Вам нужно группами составить какие-либо творческие задания для другой группы на тему «Химическая посуда и оборудование». Это могут быть загадки, ребусы, кроссворды и т.д. Всё, то придёт Вам в головы! Затем, на следующем занятии Вы сами сможете проверить, как Ваши коллеги усвоили материал. Большое спасибо за работу, уважаемые коллеги! Мы с сержантом и лейтенантом прощаемся с Вами. И помните, ни одна тайна от нас не убежит! До новых встреч! | Озвучивает домашнее задание, прощается с учащимися. | Фиксируют домашнее задание, уточняют, в случае необходимости, основные моменты, прощаются с учителем. | – | – | – |
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
мы разные- в этом наше богатство, мы вместе- в этом наша сила
классный час направлен на воспитание в подростающем поколении потребности и готовности к конструктивному взаимодействию с людьми и группами людей независимо от их национальной, социальной и религиозно...
«Почему происходит снижение и потеря мотивации к обучению у школьников. Что с этим делать. Рекомендации психологов.
Одна из основных проблем современной школы – нежелание детей учиться, отсутствие мотивации к обучению. У одних детей она исчезает, не успев появиться, у других – по разным причинам утрачивается ...
Урок толерантности "Мы разные - в этом наше богатство, мы вместе - в этом наша сила"
Актуальность проекта: Такие приграничные российские регионы, как Краснодарский край, испытавшие наибольшее миграционное давление, оказались наиболее активно вовлеченными в решение миграционных проблем...
Статья. "Я не готов" и что с этим делать
Часто учителя сталкиваются с проблемой невыполненных домашних заданий. Предлагаю свой способ решения проьлемы...
Урок толерантности в 4 классе "Мы разные и в этом наше богатство. Мы вместе - в этом наша сила"
Данный классный час формирует у ребят представление о толерантности, воспитывает толеранотное мышление, уважение к своим правам и прапвам других людей....
Консультация для родителей "Что такое "дисграфия" и что с этим делать?"
Дисграфия и частая ее спутница дислексия – это неспособность овладеть в должной мере письмом и чтением, несмотря на сохранный интеллект, физический слух и зрение. Распознают дисграфию по повторя...
Глубина и значимость открытий, которые делает младший школьник, решая задачи, определяется характером осуществляемой им деятельности и мерой ее освоения, тем, какими средствами этой деятельности он владеет. Для того чтобы ученик уже в начальных классах мо
В процессе восприятия предметов и явлений окружающего мира с помощью зрения ребенок получает информацию о форме, величине и цвете предметов. Такую информацию он получает с помощью различных функций зр...