Влияние гаджетов на развитие современного ребенка
статья

Волкова Галина Николаевна

                                    Влияние гаджета на развитие современного ребенка

 

    Современная индустрия компьютерных технологий развивается так быстро , что угнаться за всеми новинками  невозможно.  Без удобного приложения сегодня никак не обойтись.  Поэтому у многих родителей возникает масса вопросов, можно ли доверять своему ребенку новомодное устройство.

       Существует большое количество информации о  вредном и положительном влиянии гаджетов на развитие ребенка как психическое, так и физическое. От исследований, доказывающих снижение качества и количества сна у детей, и до повышения уровня развития памяти и мышления у детей

                                                        Упущенное не вернешь

    Дело в том, что за первые два года своей жизни ребенок умудряется преодолеть пропасть, разделяющую только что родившийся, в высшей степени зависимый организм, и физиологически уже вполне автономного и деятельного человека.

В это волшебное время нейроны головного мозга проделывают такое, чего больше уже никогда за всю жизнь не повторят: они перемещаются (в прямом смысле!), формируют между собой связи, приобретают специализацию, невостребованные гибнут, словом, мозг ребенка в этом возрасте можно сравнить разве что с кипящим котлом.

Весь он, ребенок, в это время «настроен» на познание, он жадно поглощает всю доступную о мире информацию, потому что именно сейчас происходит главная в его жизни настройка: настройка жить в этом конкретном мире, в этой материальной реальности. Именно поэтому детям этого возрастного диапазона так важно, чтобы игрушки, книги и все, что с ним соприкасается, было настоящим, доступным непосредственному опытному восприятию через все имеющиеся у него органы чувств. Например, лучшие игрушки те, что можно и потрогать и засунуть в рот и долго рассматривать. А еще очень важно, чтобы эти игрушки и изображения в книгах были реалистичными.

В самом деле, малыш еще только знакомится с окружающим миром и для того, чтобы понять, что кружок с двумя точками и кривой – это стилизованное (абстрактное!) изображение человеческого лица, ему сначала нужно тщательно и подробно изучить настоящее лицо. То же относится и к изображениям/игрушкам, представляющим животных, машины, здания и прочее. От изучения самих объектов окружающего мира ребенок постепенно переходит к изучению их физических свойств и способов взаимодействовать с ними: что во что можно положить, что из чего вытащить, как оно падает и куда девается, упав?

Чем тщательнее и подробнее малыш изучит эту первую в его жизни физику, тем меньше времени ему придется тратить в будущем на решение задач (хорошее владение понятиями о пространстве и  -родительские отношения Многие родители специально дают своим детям гаджеты. Цели могут быть разными: для развития ребенка, пресечения его капризов и истерик, во время долгого ожидания в очередях или чтобы выкроить для себя немного свободного времени. При этом знакомить ребенка с гаджетами они начинают уже с первого года жизни. И напрасно! Поскольку в раннем дошкольном возрасте у ребенка возникают особые эмоциональные отношения с близкими людьми. Это время, когда роль любящего родителя незаменима и любые «электронные няни» могут необратимо навредить ребенку, сформировав аутичные черты в его поведении. В период дошкольного детства ребенок осваивает важнейший навык – ролевую игру, в процессе которой он воспроизводит поведение взрослых. В игре ребенок сначала эмоционально, а затем интеллектуально осваивает всю систему человеческих отношений, а из отношения к другому человеку формируется смысл поступков и действий. Так, эволюция действия по Д.Б. Эльконину проходит следующий путь: ребенок ест ложкой, затем манипулирует ложкой («кормит куклу»), как мама, далее его действия все более схематизируются, кормление превращается в уход, в отношение к другому человеку. Компьютерная же игра в исполнении дошкольника имеет другую психосоциальную структуру. Для компьютерной игры характерны: · преобладание механического следования игровому протоколу с погружением в полисенсорный мир звуков и ярких цветовых эф организации своих движений - залог успеха в математике, геометрии, физике).

                           Положительное влияние гаджетов на развитие ребенка

     Многие современные дошкольные образовательные организации оснащены планшетами и компьютерами. Заходя в кабинет специалиста (педагога-психолога, учителя-логопеда), они, несмотря на разнообразие игрушек, в первую очередь замечают именно компьютер, просят включить его, нажимают на клавиши. Игра на компьютере служит хорошим стимулом для развития у ребенка познавательных процессов и других полезных навыков. Ведь когда ребенок сидит за компьютером, у него горят глаза от неподдельного увлечения и интереса. Он становится более собранным и внимательным, вследствие чего повышается объем запоминаемой информации, включается рассудочная деятельность, развивается мелкая моторика рук и глаз. Существует огромное количество развивающих и обучающих компьютерных программ для дошкольников. Это не «ходилки» и «стрелялки», а игры, которые помогают специалистам (учителям-логопедам, тифлопедагогам, учителямдефектологам и педагогам-психологам) развивать способности ребенка и проводить коррекцию нарушенных функций. Кроме таких игр существуют образовательные программы по обучению детей дошкольного возраста иностранным языкам, по развитию творческих способностей детей. Например, очень популярны программы обучения компьютерной графике, в которых ребенок становится мультипликатором и создает собственный мультфильм. Во многих детских садах широко используются компьютерные программы, предназначенные для выработки навыков управления психоэмоциональным состоянием по методу биологической обратной связи (БОС). Такое «общение» с компьютером очень полезно детям с синдромом дефицита внимания, с гиперактивностью, с эмоционально-волевыми нарушениями (агрессия, страхи, тревожность), с повышенной эмоциональной утомляемостью и многим другим.

                                  Как избежать привыкания?

Если в вашей жизни возникла проблема привыкания ребенка к миру компьютерных технологий и это сказывается на его поведении, общении, учебе, срочно стоит предпринять меры безопасности. Такая зависимость распознается по двум признакам:

  • реальная жизнь и общение с родителями (родственниками, друзьями) отодвигаются на второй план;
  • возникает бурный протест, истерика, угрозы, когда родители пытаются ввести ограничения.

Заметив подобные симптомы чрезмерной увлеченности электронными игрушками, следует отучить ребенка следующими приемами:

  • контроль за длительностью общения отпрыска с «технологиями будущего». Чтобы потом не сталкиваться с подобной проблемой, детей от года и до 5 лет старайтесь совсем не подпускать к гаджетам;
  • изучение рекомендаций к приложениям, чтобы описания соответствовали его возрастной группе;
  • не прибегайте к помощи девайсов без надобности. Не старайтесь отделаться от ребенка, тыкнув ему в руки планшет или айфон, лучше увлеките своим занятием, попросите помочь. И не манипулируйте детьми, обещая игру в качестве вознаграждения за выполненную просьбу.

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vliyanie_gadzhetov_na_razvitie_sovremennogo_rebenka.docx17.83 КБ

Предварительный просмотр:

                                    Влияние гаджета на развитие современного ребенка

    Современная индустрия компьютерных технологий развивается так быстро , что угнаться за всеми новинками  невозможно.  Без удобного приложения сегодня никак не обойтись.  Поэтому у многих родителей возникает масса вопросов, можно ли доверять своему ребенку новомодное устройство.

       Существует большое количество информации о  вредном и положительном влиянии гаджетов на развитие ребенка как психическое, так и физическое. От исследований, доказывающих снижение качества и количества сна у детей, и до повышения уровня развития памяти и мышления у детей

                                                        Упущенное не вернешь

    Дело в том, что за первые два года своей жизни ребенок умудряется преодолеть пропасть, разделяющую только что родившийся, в высшей степени зависимый организм, и физиологически уже вполне автономного и деятельного человека.

В это волшебное время нейроны головного мозга проделывают такое, чего больше уже никогда за всю жизнь не повторят: они перемещаются (в прямом смысле!), формируют между собой связи, приобретают специализацию, невостребованные гибнут, словом, мозг ребенка в этом возрасте можно сравнить разве что с кипящим котлом.

Весь он, ребенок, в это время «настроен» на познание, он жадно поглощает всю доступную о мире информацию, потому что именно сейчас происходит главная в его жизни настройка: настройка жить в этом конкретном мире, в этой материальной реальности. Именно поэтому детям этого возрастного диапазона так важно, чтобы игрушки, книги и все, что с ним соприкасается, было настоящим, доступным непосредственному опытному восприятию через все имеющиеся у него органы чувств. Например, лучшие игрушки те, что можно и потрогать и засунуть в рот и долго рассматривать. А еще очень важно, чтобы эти игрушки и изображения в книгах были реалистичными.

В самом деле, малыш еще только знакомится с окружающим миром и для того, чтобы понять, что кружок с двумя точками и кривой – это стилизованное (абстрактное!) изображение человеческого лица, ему сначала нужно тщательно и подробно изучить настоящее лицо. То же относится и к изображениям/игрушкам, представляющим животных, машины, здания и прочее. От изучения самих объектов окружающего мира ребенок постепенно переходит к изучению их физических свойств и способов взаимодействовать с ними: что во что можно положить, что из чего вытащить, как оно падает и куда девается, упав?

Чем тщательнее и подробнее малыш изучит эту первую в его жизни физику, тем меньше времени ему придется тратить в будущем на решение задач (хорошее владение понятиями о пространстве и  -родительские отношения Многие родители специально дают своим детям гаджеты. Цели могут быть разными: для развития ребенка, пресечения его капризов и истерик, во время долгого ожидания в очередях или чтобы выкроить для себя немного свободного времени. При этом знакомить ребенка с гаджетами они начинают уже с первого года жизни. И напрасно! Поскольку в раннем дошкольном возрасте у ребенка возникают особые эмоциональные отношения с близкими людьми. Это время, когда роль любящего родителя незаменима и любые «электронные няни» могут необратимо навредить ребенку, сформировав аутичные черты в его поведении. В период дошкольного детства ребенок осваивает важнейший навык – ролевую игру, в процессе которой он воспроизводит поведение взрослых. В игре ребенок сначала эмоционально, а затем интеллектуально осваивает всю систему человеческих отношений, а из отношения к другому человеку формируется смысл поступков и действий. Так, эволюция действия по Д.Б. Эльконину проходит следующий путь: ребенок ест ложкой, затем манипулирует ложкой («кормит куклу»), как мама, далее его действия все более схематизируются, кормление превращается в уход, в отношение к другому человеку. Компьютерная же игра в исполнении дошкольника имеет другую психосоциальную структуру. Для компьютерной игры характерны: ∙ преобладание механического следования игровому протоколу с погружением в полисенсорный мир звуков и ярких цветовых эф организации своих движений - залог успеха в математике, геометрии, физике).

                           Положительное влияние гаджетов на развитие ребенка

     Многие современные дошкольные образовательные организации оснащены планшетами и компьютерами. Заходя в кабинет специалиста (педагога-психолога, учителя-логопеда), они, несмотря на разнообразие игрушек, в первую очередь замечают именно компьютер, просят включить его, нажимают на клавиши. Игра на компьютере служит хорошим стимулом для развития у ребенка познавательных процессов и других полезных навыков. Ведь когда ребенок сидит за компьютером, у него горят глаза от неподдельного увлечения и интереса. Он становится более собранным и внимательным, вследствие чего повышается объем запоминаемой информации, включается рассудочная деятельность, развивается мелкая моторика рук и глаз. Существует огромное количество развивающих и обучающих компьютерных программ для дошкольников. Это не «ходилки» и «стрелялки», а игры, которые помогают специалистам (учителям-логопедам, тифлопедагогам, учителямдефектологам и педагогам-психологам) развивать способности ребенка и проводить коррекцию нарушенных функций. Кроме таких игр существуют образовательные программы по обучению детей дошкольного возраста иностранным языкам, по развитию творческих способностей детей. Например, очень популярны программы обучения компьютерной графике, в которых ребенок становится мультипликатором и создает собственный мультфильм. Во многих детских садах широко используются компьютерные программы, предназначенные для выработки навыков управления психоэмоциональным состоянием по методу биологической обратной связи (БОС). Такое «общение» с компьютером очень полезно детям с синдромом дефицита внимания, с гиперактивностью, с эмоционально-волевыми нарушениями (агрессия, страхи, тревожность), с повышенной эмоциональной утомляемостью и многим другим.

                                  Как избежать привыкания?

Если в вашей жизни возникла проблема привыкания ребенка к миру компьютерных технологий и это сказывается на его поведении, общении, учебе, срочно стоит предпринять меры безопасности. Такая зависимость распознается по двум признакам:

  • реальная жизнь и общение с родителями (родственниками, друзьями) отодвигаются на второй план;
  • возникает бурный протест, истерика, угрозы, когда родители пытаются ввести ограничения.

Заметив подобные симптомы чрезмерной увлеченности электронными игрушками, следует отучить ребенка следующими приемами:

  • контроль за длительностью общения отпрыска с «технологиями будущего». Чтобы потом не сталкиваться с подобной проблемой, детей от года и до 5 лет старайтесь совсем не подпускать к гаджетам;
  • изучение рекомендаций к приложениям, чтобы описания соответствовали его возрастной группе;
  • не прибегайте к помощи девайсов без надобности. Не старайтесь отделаться от ребенка, тыкнув ему в руки планшет или айфон, лучше увлеките своим занятием, попросите помочь. И не манипулируйте детьми, обещая игру в качестве вознаграждения за выполненную просьбу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья (из опыта работы). Влияние игры на развитие личности ребенка.

«Нельзя лишать ученика радости духовной жизни. Духовная жизнь ребенка полноценна лишь тогда, когда он живет в мире игры, сказки, музыки, фантазии, творчества. Без этого он - засушенный цветок» (...

Влияние гаджетов на развитие речи

Влияние гаджетов на развитие речи...

Влияние гаджетов на развитие речи ребёнка 21 века

Данный доклад может быть представлен педагогом на методических объединениях и родительских собраниях. Он позволит слушателям получить информацию или освежить имеющиеся знания о влиянии гаджетов на раз...

Влияние гаджетов на развитие речи ребёнка

В современном мире гаджеты окружают нас повсюду: дома, на работе, на улице, в общественном транспорте. С каждым днём их становится всё больше и больше. Мы уже не представляем своей жизни без телефона,...

Конспект родительского собрания по теме "Влияние гаджетов на развитие и здоровье детей"

Тема: "Влияние гаджетов на развитие и здоровье детей."Цель: Повысить осведомленность родителей о влиянии гаджетов на развитие и здоровье детей, совместно разработать стратегии отве...

Конспект родительского собрания по теме "Влияние гаджетов на развитие и здоровье детей"

Цель: Повысить осведомленность родителей о влиянии гаджетов на развитие и здоровье детей, совместноразработать стратегии ответственного использования электронных устройств.Оборудование: презентация....

Конспект родительского собрания на тему: "Влияние гаджетов на развитие и здоровье детей"

Форма проведения: родительское собраниеТема: «Влияние гаджетов на развитие и здоровье детей»Цель: Повысить осведомленность родителей о влиянии гаджетов на развитие и здоровье детей, совмес...