Организация внеклассных мероприятий как средство формирования эстетически-нравственной культуры младших школьников
методическая разработка (4 класс)

Реймхе Мария Владимировна

Организация внеклассных мероприятий в начальной школе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya._reymhe_m.v.docx22.45 КБ

Предварительный просмотр:

ОРГАНИЗАЦИЯ ВНЕКЛАССНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ЭСТЕТИЧЕСКО-НРАВСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

М.В.Реймхе

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя  школа №8», город Новый Уренгой

В настоящее время существует острая социальная потребность в творчестве и творческих личностях. В современных условиях такая личность становится востребованной обществом на всех ступенях его развития. Количество изменений в жизни, происходящих за небольшой промежуток времени, настоятельно требует от человека качеств, позволяющих продуктивно подходить к любым из этих изменений. Человек должен активизировать свой творческий потенциал, т. к. именно творчество порождает новое отношение к жизни.

Важную роль в развитии эстетически-нравственной культуры играет начальная школа. Детям младшего школьного возраста изначальна, присуща талантливость. Именно в этом возрасте развиваются воображение и фантазия, воспитывается любознательность, формируется умение наблюдать и анализировать явления, проводить сравнения, обобщать факты. Целенаправленная работа учителя дает возможность обеспечить высокий уровень развития заложенных творческих способностей детей.

Однако оптимальное общее развитие личности только в ходе учебно-урочной деятельности не будет полным, если не учитывать внеурочную деятельность, оказывающую колоссальное влияние на формирование ума, воли, чувства и здоровья личности.

Учитель, желая развивать тягу к творчеству, должен сам быть изобретателем не только на уроках, но и во внеурочное время. В этом направлении для меня - дать возможность детям попробовать себя в различных сферах деятельности. В планировании, подготовке, проведении и подведении итогов любого мероприятия участвуют дети, учитель и родители. Различные конкурсы, праздники, соревнования- все придумываем вместе.

Традиционными становятся в нашем классе проведение внеклассных мероприятий, таких как «Прощание с осенью», «Прощание с Азбукой», «День именинника» (проходит в два этапа: осенью мы поздравляем тех ребят, которые родились летом и осенью, а весной - день рождения отмечают те, кто родился зимой и весной. Таким образом, каждому имениннику мы можем посвятить стихотворение, песню, танец, никто не остается без внимания), «Рыцарский турнир», «Мисс Весна».

Использование песен повышает интерес к предмету, содействует эстетическому воспитанию, развитию музыкального слуха, памяти, снижает утомляемость. Ребята с удовольствием разучивают песни: «Вместе весело шагать», «Осень-невидимка», «День рождения», «Чудная пора», «Хорошее настроение», «Песенка друзей», «Прекрасное далеко», «Наступает праздник наших мам», «Папа может», «Песенка мамонтенка», «Топ-топ», «Тихая пора», «Хорошая песенка», «Кораблик детства» и т.д. А с каким задором девочки и мальчики исполняют частушки!

  Музыка и пение помогают без особого труда более прочному усвоению и расширению лексического запаса, так как песенные тексты включают новые слова и выражения. В песнях уже знакомая лексика встречается в новом контекстуальном окружении, что способствует её активизации. На песенной основе значительно легче усваивается грамматический материал. Песня является стимулом для развития речевых навыков и умений.

Одним из эффективных средств развития речи является использование стихотворений. Они помогают воспитывать у ребят нравственные качества, культуру поведения, уважительное отношение друг к другу и другим людям. Заучивание небольших по объёму стихов не требует от учащихся больших усилий и служит эффективным средством усвоения языкового материала. Мамы и папы с трогательной улыбкой слушают стихотворения: «Днем весенним за окном», «С праздником бабушки, мамы, сестренки», «Наступает мамин праздник», «Папа мой во всем пример», «Ты защитник наш отважный», «Папины профессии» и т.д.

Младшие школьники любят сказки. Они без труда и с удовольствием усваивают новый лексический материал, если им на помощь придут любимые сказочные герои. На праздниках дети разыгрывают маленькие сценки из сказок, школьной жизни. Каждый персонаж они стараются сделать интересным и неповторимым. Дети так входят в роль, что невольно сам становишься участником представления. А помогают представить образ, конечно, родители.

В нашем классе очень популярны праздники «Мисс Весна» и «Рыцарский турнир». Мы проводим их следующим образом. Сначала дети представляют праздничную программу, в которой поздравляют пап и мам, а затем соревнуются в различных конкурсах, чтобы определить победителя. А помогает нам в этом жюри! Наши замечательные папы и мамы. Девочки и мальчики делают салаты, готовят чудо-бутерброды, пришивают пуговицы, пеленают кукол, завязывают бантики, участвуют в спортивном и интеллектуальном конкурсе. Но, безоговорочно, именно последний конкурс- «Домашнее задание», помогает раскрыться таланту ребенка. Это творческий конкурс. Ребята поют, читают стихи, танцуют, играют на музыкальных инструментах, показывают магические фокусы. Каждый побеждает в какой-либо номинации: «Мисс Очарование», «Мисс Рукодельница», «Мисс Хозяюшка», «Мисс Артистизм», «Мистер Творчество», «Мистер Сила», «Мистер Интеллект» и т.д.

А в перерывах между конкурсами проходят веселые викторины, порой с неожиданными ответами, вызывающими смех.

  • Когда человек бывает в комнате без головы? (Когда высовывает её из окна)
  • Чем оканчиваются день и ночь? (Мягким знаком)
  • Какой город выпечен из теста? (Город Калач)
  • Из какой посуды не едят? (Из пустой)
  • Под каким деревом сидит заяц в лесу во время дождя? (Под мокрым)
  • Что можно увидеть с закрытыми глазами? (Сон)
  • Какой малыш рождается с усами? (Котёнок)
  • Как написать «мышеловка» пятью буквами? (Кошка)
  • Какой город летает? (Орёл)
  • Сколько яиц можно съесть натощак? (Одно)
  • Когда можно о воду порезать руку? (Когда вода – лёд)
  • Какой ключ не бьёт и не отмыкает? (Скрипичный, басовый)

Игры и эстафеты с нетерпением ожидают и дети, и родители.

Перепрыгни через лужи.
Перед каждой командой, на расстоянии 50 см раскладываются «лужи» (вырезанные из картона). Дети по сигналу бегут вперед, добегая до лужи перепрыгивают её и бегут дальше и т.д. Обратно точно также

Аукцион. Нужно написать на листочках как можно больше названий блюд из картошки. Победит тот участник, список которой будет длиннее. За каждое блюдо – 1 балл. (Нужны листочки, ручки).

Конкурс лошадей
Выбирают несколько "наездников" и "лошадей". "Наездники" рассаживаются на "лошадей" и начинают скачки от старта до финиша. Выигрывает пара, которая быстрее "доскачет" до финиша.

Обруч
2 обруча кладут в трех шагах один от другого. Двое соревнующихся стремятся в течение минуты большее число раз пролезть сквозь обруч, надевая его сверху вниз. 2 самых быстрых игрока в финале состязаются между собой.

Пингвин

Шарик нужно зажать между щиколотками снизу, 10 см от пола. Прыгать не надо, идем маленькими шажками к цели (расстояние сокращаем до 3 метров), стараясь не потерять шарик.

Восход-закат

Для первого этапа эстафеты нужно по одному желтому шарику для каждой команды. Это у нас будет солнце. Члены команды становятся в очередь друг за другом, передавая шарик назад над головой (восход), а от последнего игрока к первому — между ногами (закат). Побеждает та команда, у которой это получится быстрее.

Во время проведения праздников всегда складывается благоприятная атмосфера: учащиеся проявляют интерес к заданиям, выглядят довольными и чувствуют себя свободно. Мероприятия проходят на высоком эмоциональном подъеме, с высоким темпом. Успех достигается благодаря высокому уровню познавательного интереса учащихся, их активности, сплоченности детей и родителей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация учебного диалога как средство формирования конструктивного общения детей младшего школьного возраста

В данной статье выделяются приемы диалогизации взаимоотношений учителя и учащихся, правила ведения диалога, что является актуальным в условиях реализации ФГОС НОО....

ФОРМИРОВАНИЕ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ МУЗЫКИ НА УРОКАХ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ.

ФОРМИРОВАНИЕ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ  МУЗЫКИ НА УРОКАХ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ....

Формирование основ экологической культуры младших школьников через систему заданий на уроках и внеклассной деятельности.

В материале описан опыт работы по формированию основ экологической культуры у учащихся начальной школы....

Применение современных образовательных методов и технологий на уроках «Основы исламской культуры» как условие формирования духовно-нравственной культуры младшего школьника»

Сегодня одним из актуальных и приоритетных задач государства является воспитание нравственного гражданина России. Поэтому особое значение уделяется привитию таких качеств, как толерантность, уважение ...

Сборник внеклассных мероприятий "Растим лидера" как средство формирования лидерских качеств у младших школьников

Сборник внеклассных мероприятий «Расти лидера» как средство формирования лидерских качеств у младших школьников состоит из пяти разделов: в первом разделе представлены рекомендации по орга...

Внеурочная деятельность как средство формирования духовно-нравственной культуры младших школьников

Роль школы в современных условиях-стать центром духовного развития личности каждого обучающегося.Федеральные государственные образовательные стандарты второго поколения определяют основы духовно-нравс...