Специфика учебно-познавательной деятельности в группе продленного дня
статья
Группа продленного дня общеобразовательного учреждения создается в целях оказания всесторонней помощи семье в обучении навыкам самостоятельности в обучении, воспитании и развитии творческих способностей обучающихся
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
spetsifika_gpd.docx | 20.52 КБ |
Предварительный просмотр:
Специфика учебно-познавательной деятельности в группе продленного дня
Группа продленного дня - форма исторически самая ранняя, но до сих пор она довольно широко распространена. Она бывает двух видов:
1) Одновозрастная группа охватывает школьников двух и более классов из одно параллели. В такой группе, как правило, быстро устанавливаются контакты между детьми. Они ровесники, у них много общих интересов в играх, развивающих занятиях. Но в силу того, что дети учатся из такой группы у разных учителей, домашние задания по отдельным предметам у них могут не совпадать, обнаруживаются расхождения и в уровне усвоения учебного материала, и в требованиях учителей.
2) Разновозрастная группа продленного дня объединяет учащихся двух или нескольких классов разных параллелей. Это дает определенные воспитательные преимущества в сравнении с одновозрастной группой и ровно столько же сложностей. Главное преимущество разновозрастной группы продленного дня состоит в том, что здесь опыт более старших детей очень органично передается младшим. Разновозрастное общение живее, интереснее, и младшие дети ощущают себя более защищенными. В такой группе результативнее идет парная работа, хорошо работают консультанты из детей постарше на самоподготовке. Они не только помогают воспитателю, но и имеют возможность утвердиться в собственной значимости. Однако есть и минус - нередки случаи, когда слабоуспевающий ученик 3-го или 4-го классов боится показать недостаток своих знаний в глазах первоклассника и отказывается помогать ему. Надо помнить, что в природе разновозрастной группы потенциально дремлет "бацилла дедовщины" - унижения, запугивания и угнетения более слабых. Поэтому именно в такой группе воспитатель должен выстраивать свою педагогическую позицию в рамках роли старшего члена этого разновозрастного коллектива. Какой бы ни была группа продленного дня, одновозрастной или разновозрастной, с детьми здесь работают два педагога. Классный учитель проводит все уроки по расписанию. Воспитатель в группе продленного дня организует питание детей, выполнение ими домашних заданий, прогулки, игры.
Самоподготовка.
Особая организационная форма работы младших школьников в режиме продленного дня - самоподготовка. В обычном школьном режиме урок как основная форма обучения дополняется домашней учебной работой, где и организуется собственно самостоятельная познавательная деятельность учащихся. Но все дело в том, что в условиях домашней работы эта самая познавательная самостоятельность формируется у младших школьников весьма стихийно. Маленький ученик оказывается один на один с домашним заданием, должен сам планировать его по времени, сам себя побуждать к деятельности, контролировать. Осознание ответственности за домашнюю работу - сложное психологическое и нравственное состояние для младшего школьника.
В режиме продленного дня определяется специальное время для самостоятельной учебной деятельности детей, которая организуется под руководством педагога.
Самоподготовка органически связана с уроками по соответствующим предметам: основными образовательными, развивающими и воспитательными целями, с содержанием, элементами методики умственного труда. Но, к сожалению, и внешне, организационно, самоподготовка бавает похожа на ситуацию урока.
Как и всякая форма образовательного процесса, самоподготовка призвана выполнять несколько функций:
Образовательную (систематизация и закрепление знаний учащихся);
Развивающую (развитие познавательных сил учащихся: их внимания, памяти, мышления, речи);
Воспитательную (воспитание устойчивых мотивов учебной деятельности, навыков культуры умственного труда, самоорганизации и самоконтроля, целого ряда значимых качеств личности: честности, трудолюбия, ответственности, самостоятельности и др.)
Начало самоподготовки определяет организационный момент. Это прежде всего подготовка детьми рабочего места к занятию: размещение необходимых книг, тетрадей, письменных принадлежностей в порядке на рабочем столе, выдача словарей, пособий, проветривание помещений.
На самоподготовке можно с успехом реализовать самые главные условия приучения детей к порядку:
Как всякое приучение, оно должно быть систематическим, а самоподготовка, как известно, происходит каждый день;
Действия детей по наведению порядка на столе или в классном помещении должны быть добровольными;
Порядок должен самостоятельно контролироваться детьми.
Следующий структурный элемент самоподготовки - постановка цели и мотивация деятельности детей. Воспитатель четко объявляет содержание задания, объясняет более рациональную последовательность его выполнения. Главный путь приобщения младших школьников к внутренним теоретическим действиям - использование системы алгоритмов познавательной деятельности. Алгоритмическое предписание должно быть сначала введено учителем на уроке, проанализировано, опробовано. На занятиях самоподготовкой идет обработка последовательности внутренних теоретических действий. Младшие школьники многократно повторяют эти действия, и только в результате этого алгоритм познавательной деятельности будет внутренне принят.
Формируя у младших школьников одно из важнейших умений учебного труда - умение видеть учебную задачу, планировать и определять рациональные способы ее решения, воспитатель должен организовать образец таких действий, показать детям приемы постановки цели и планирования учебной деятельности.
Отметим некоторые варианты мотивирующих высказываний воспитателя:
"Как люди становятся умными? Прочитал 100 или 1000 умных книг и стал умным? Не. Человек становится умным тогда, когда думает, ищет на каждый вопрос свой ответ. Сначала на маленькие вопросы, не очень трудные, а постепенно на сложные и большие. Вот и мы с вами будем развивать свой ум прямо сейчас, выполняя задание по природоведению…"
"Сейчас нам предстоит решать трудную задачу. Тот, кто постарается, не просто получит завтра хорошую отметку. Он укрепит свою волю. Сильная воля очень нужна в жизни каждому человеку: волевой человек может преодолеть многие трудности, страх. И подвиги совершают только волевые люди. А воспитывается сила воли каждый день, по капельке: нужно доводить начатое дело до конца, тратить на него как можно больше своих сил и терпения…"
Прогулки
Кончил дело - гуляй смело! Постоянное мельтешение младших школьников на переменах, их стремление потолкаться, на чем-нибудь повисеть и спрыгнуть, беспричинные подскоки при ходьбе - все указывает нам, взрослым: им хочется двигаться.
Специальные исследования, проведенные в НИИ физиологии детей и подросток РАО, показали, что увеличение двигательной активности младших школьников в режиме продленного дня возможно только при организации системы физкультурно-оздоровительной работы. Такая система должна включать в себя ежедневно:
Гимнастику до занятий (10 минут);
Физкультминутки на каждом уроке и на занятия самоподготовкой, на занятиях кружков и клубных часах (1,5-2 минуты);
Спортивные часы (45-59 минут);
Игры на переменах (5-10 минут);
Подвижные игры во время прогулок (30-40 минут).
Прогулка — это педагогически организованная форма активного отдыха детей. Она решает, прежде всего, задачи восстановления умственной работоспособности, а также расширения кругозора детей, развития их познавательных интересов, воспитания навыков нравственных взаимоотношений. Рассмотрим виды прогулок:
Спортивная прогулка - дети играют в спортивные игры: хоккей, футбол, волейбол, катаются на лыжах и коньках;
Прогулка-наблюдение - целенаправленное наблюдение младших школьников за сезонными изменениями в природе, особенностями растительного и животного мира (в школьном саду, ближайшем сквере, парке);
Прогулка-практикум - для отработки, закрепления жизненно необходимых навыков (культуры поведения, правил дорожного движения);
Прогулка-задание - содержание этой прогулки определяется задачами общественной жизни школы или планами клубной работы продленного дня;
Прогулка-экскурсия - ознакомить младших школьников с историей своего города, района, достижениями в науке, искусстве;
Прогулка-поход - за час-полтора настоящий поход не провести, но можно создать ситуации, где было бы много перемещений на местности, неожиданных открытий, испытаний навыков ориентирования, взаимодействия, дисциплины (игра-поиск);
Прогулка-творчество - ее задача - вызвать у детей эмоциональный подъем и организовать их творческую деятельность (в общении с природой);
Прогулка-развлечение - на этих прогулках можно повеселиться, позабавиться, попеть, пошутить (катание с ледяной горки, забавные состязания, разгадывание занимательных задач, шарад, показ фокусов).
Прогулки дают ребенку определенный социальный опыт проживания его детской жизни, который просто не может возникнуть на уроке или перед экраном телевизора. Ребенок на прогулке как бы выходит в реальный мир и сам выбирает, с чем соприкоснуться, что созерцать, мимо чего пройти, что преобразовать по-своему. Он сам выстраивает событие сегодняшнего дня. Именно прогулка, а никакое иное занятие в режиме продленного дня, дает ребенку возможность почувствовать себя участником жизни.
Клуб по интересам
В режиме продленного дня час-полтора ежедневно предусмотрено для занятий по интересам. Это время, как правило, отводят для работы кружков, занятий хора, изостудии, студии бального танца, кукольного театра и др.
Кружок - самая распространенная форма внеклассной работы с младшими школьниками. Он позволяет расширять и углублять знания, полученные на уроках, применять их на практике, в детском творчестве. В группах продленного дня начальных классов чаще всего организуются кружки: "Умелые руки", мягкой игрушки, занимательной математики или грамматики, юных натуралистов, юных художников, шахматные и т.д.
Самый главный, определяющий принцип работы клуба - добровольность. Поле общих познавательных интересов детей в клубе значительно расширяется, и это естественно ведет к обогащению их взаимоотношений. В клубе со временем стираются страницы между отличниками, хорошистами и троечниками. Сильные ученики убеждаются, что ребята, которых считают слабыми на уроках, оказываются большими специалистами, например, по части собак, марок, хорошо мастерят, знают морские узлы, да и вообще веселые люди. А слабоуспевающие в учебной деятельности дети начинают избавляться от тревожности, угрюмого отчуждения.
Клуб предполагает и более разнообразные методы организации занятий: беседы-споры, обсуждения книг и статей, игры-драматизации, заочные путешествия, конкурсы, турниры. Клуб побуждает воспитателя не замыкаться в своей школе, а устанавливать связи с учреждениями дополнительного образования, музеями, библиотекой, привлекать специалистов из числа родителей, бывших выпускников школы, увлеченных и интересных людей.
Список литературы:
1. Анкудинова Т.Д. Воспитание самостоятельности при подготовке домашних заданий. - "Начальная школа", 1972, №4.
2. Арсенов В. Успехи и задачи групп продленного дня. - "Народное образование", 1970, №10.
3. Анцибор М.М., Голованова Н.Ф. Особенности организации педагогического процесса в начальных классах с продленным днем. - М., 1990.
4. Богданова О.С., Петрова В.И. Методика воспитательной работы в начальных классах. - М., 1980
5. Богданова Г.П. Игры и развлечения в группах продленного дня. - М., 1985.
6. Воспитание младшего школьника/Сост. Л.В. Ковинько. - М, 2000
7. Голованова Н.Ф. Воспитательное пространство продленного дня. - СПБ.: "ДЕТСТВО-ПРЕСС", 2002. - 160 с.
8. Минскин Е.М. Игры и развлечения в группе продленного дня. - М., 1985
9. Мудрик А.В. Социальное воспитание в учреждениях дополнительного образования детей. - М., 2004
10. Продленный день в школе: режим и организация досуга. /Под. ред. О.А. Лосевой. - М., 1991.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Специфика учебно-познавательной деятельности в группе продленного дня
В статье рассматриваются особенности режима младших школьников в группе продленного дня....
Портфолио профессиональной деятельности воспитателя группы продленного дня. Внеклассная деятельность в группе продленного дня.
Внеклассная деятельность в группе продленного дня....
Специфика учебно-познавательной деятельности в группе продленного дня.
О специфике работы в группе продлённого дня....
Основные направления деятельности воспитателя группы продленного дня в условиях реализации ФГОС. Психолого-педагогическая характеристика группы.
Основные задачи в работе воспитателя ГПД, примерная психолого-педагогическая характеристика группы....
Специфика учебно-познавательной деятельности в группе продленного дня
Работа школы продленного дня, как социального учреждения, в настоящее время требует соответствующих подходов к организации режима учебно-воспитательного процесса на протяжении дня, недели и года....
Специфика учебно-познавательной деятельности в группе продленного дня
Группа продленного дня общеобразовательного учреждения создается в целях оказания всесторонней помощи семье в обучении навыкам самостоятельности в обучении, воспитании и развитии творческих способност...
Продленный день в школе. Значение деятельности воспитателя группы продленного дня
В последние годы, несмотря на сокращение общего количества учащихся начальных классов, растет число групп продленного дня. В этом нет ничего удивительного, ведь большинство родителей, да и современных...