Сценарий квест-игры «Семь печатей Словаря».
методическая разработка (4 класс)
Внеклассное мероприятие: Сценарий квест-игры «Семь печатей Словаря».
Актуальность темы состоит в том, чтобы приобщить школьников к чтению, стремлению к самореализации, формированию активности среди обучающихся. Современные дети почти не читают, предпочитая большую часть времени проводить в гаджетах. Данная квест-игра помогает популяризовать изучение русского языка и чтению книг, а в особенности научиться пользоваться словарём и понимать смысл написанного.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok-kvest.docx | 36.2 КБ |
Предварительный просмотр:
Всероссийский конкурс «Словарный урок»
«Лучший словарный квест»
«Семь печатей Словаря»
Ткаченко Карина Фаритовна
МОУ гимназия №16 «Интерес» г. Люберцы
Учитель начальных классов
Г. Люберцы, 2022 год
Пояснительная записка
Внеклассное мероприятие: Сценарий квест-игры «Семь печатей Словаря».
Актуальность темы состоит в том, чтобы приобщить школьников к чтению, стремлению к самореализации, формированию активности среди обучающихся. Современные дети почти не читают, предпочитая большую часть времени проводить в гаджетах. Данная квест-игра помогает популяризовать изучение русского языка и чтению книг, а в особенности научиться пользоваться словарём и понимать смысл написанного.
Целевая аудитория внеурочного мероприятия:
4 класс, 10 лет
Цель:
Образовательная — вовлечение каждого учащегося в активный познавательный процесс. Организация индивидуальной и групповой деятельности школьников, выявление умений и способностей работать самостоятельно по какой-либо теме.
Задачи:
- Образовательные: Усваивают новые знания, учатся работать с литературой;
- Развивающие: Повышает образовательные успехи учащихся, развитие самостоятельности, творческих способностей и качеств, установление исследовательских навыков, самореализация школьника, как личности;
- Воспитательные: Формируются навыки взаимодействия со сверстниками, взаимопомощь, взаимоуважение.
Планируемые результаты:
Личностные
-воспитывать культуру общения;
- воспитывать любовь и уважение к окружающим;
- сблизить и сплотить детский коллектив;
- развивать самооценку у школьников;
- научить планированию действий;
- развивать устную речь учащихся;
- развивать творческие способности школьников.
Познавательные
- Научиться самостоятельно выбирать нужную информацию.
Коммуникативные
- Сформировать умение оформлять свои мысли в устной речи,
- высказывать свою точку зрения и пытаться ее обосновывать, приводя аргумент.
Метапредметные
- Анализировать и понимать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;
- самостоятельно оценивать правильность выполнения действий.
Форма проведения: квест-игра
Используемые педагогические технологии:
- развивающее обучение, системно-деятельный подход, здоровьесберегающие технологии.
Ресурсы, используемые при подготовке и проведении урока / внеурочного мероприятия:
- Учителя начальных классов, учителя-предметники, социальный педагог, родители учеников;
- ИКТ – технологии;
- Методические разработки, маршрутный лист, раздаточный материал для работы в группах.
Продолжительность мероприятия: 45 минут
Ход занятия
- Мотивационный блок. Эмоциональный фон.
- Добрый день, дорогие ребята! Я очень рада видеть вас сегодня! Я желаю вам хорошего дня и продуктивной работы! Прошу вас разделиться на 5 команд, выбрать капитана и название вашей команды!
Дети делятся на 5 команд (5-6 человек) Придумывают названия команд и сообщают учителю.
- Отлично! Ребята, теперь, когда вы выбрали капитана команды я хочу вас с кое-кем познакомить…
- Ознакомление с правилами игры
Стук в дверь. Заходит другой педагог (педагог-предметник, социальный педагог) в шали и в очках (образ бабушки-библиотекаря). Имитирует речь пожилого человека, можно использовать реквизит.
- Здравствуйте, дорогие мои молодчики! Меня зовут Марья Никитична. Я – хранитель семи тайн словаря… Много было молодчиков, все хотели узнать каждую из 7 тайн, но ни у кого этого до сих пор не получилось. Но сегодня, я дам вам исключительную возможность! Вам нужно выполнить семь заданий и открыть семья тайн!
Учитель на интерактивной доске включает заранее подготовленный слайд с изображением таинственного замка.
- Итак, первое задание! Чтобы получить карту вы должны исполнить ритуальный танец. Когда остановится музыка, вы должны стоять в кругу и держаться за руки.
Звучит весёлая музыка, под которую дети танцуют в произвольной форме. Необходимо построиться в круг.
- Вы молодцы! Получайте свою карту (отдаем капитанам) и с таким же отличным настроением отправляйтесь в путь!
- Прохождение станций
- Станция «Угадай-ка»
Учитель включает на интерактивной доске первое задание.
- Дорогие мои, сейчас вы должны будете пройти первую станцию. На экране будут загадки, которые вы должны отгадать. Та команда, кто первым назовёт ответ – получает балл. Начнём!
На фоне играет веселая музыка. Дети сосредоточились на интерактивной доске.
Голова железная, а сам деревянный. (Молоток.)
С неба солнце золотое золотые льёт лучи.
В поле дружною стеною золотые усачи...
Шевелят они усами и тихонько шелестят...
Дни сменяются ночами, а они стоят, стоят.
А когда уходят с поля золотые усачи,
в нашей печке золотятся золотые калачи. (Пшеница.)
Само с кулачок, красный бочок.
Тронешь — гладко, откусишь — сладко. (Яблоко.)
Бывает он в холод,
Бывает он в зной,
Бывает он добрый,
Бывает он злой.
То по лесу кружит,
То в поле свистит.
Но мы не видали,
Каков он на вид. (Ветер)
Лист бумаги по утрам
На квартиру носят нам.
На одном таком листе
Много разных новостей. (Газета.)
Побеждает команда, получившая больше всех баллов за правильные ответы.
- Станция «Найди ключик»
- Молодцы команда «…», вы получили наибольшее количество баллов и получаете подсказку к следующему заданию за прекрасное знание словарных слов. И вы открыли первую тайну Словаря – словарные слова.
Учитель даёт записку, где находится подсказка к следующему заданию. Играет весёлая музыка и заходит учитель физкультуры в образе почтальона.
- Здравия желаю, юные искатели приключений! Я Иван Иванович! Самый лучший почтальон в нашем городе! Но случилась незадача – пропала очень важная посылка. И пришёл я к вам, для того, чтобы вы помогли мне её найти. У меня есть к вам послание, послушайте внимательно и начинайте поиски!
Почтальон читает записку с указанием места нахождения посылки.
Дверцы стеклянные,
Бока деревянные.
Книги за стеклом,
Там их дом.
Где они живут,
Как его зовут? (шкаф)
Ученики догадались, что посылка находится в шкафу. Приносят коробку почтальону. Почтальон читает адресат на посылке: «Ученикам 4 Г класса…». Дети удивляются, один из учеников, выигравшей команды в 1 задании читает подсказку:
По улице не ходит,
В окно не глядит,
Никого не спрашивает,
Но все знает.
Кто его открывает,
Тот все понимает. (словарь)
Команда, первая отгадавшая загадку, получает баллы (наклейки на маршрутный лист) и толковый словарик.
- Ну что же, я доставил вам посылку! На этом моя миссия закончена. Дальше вы уже сами. Всего доброго!
- Станция «Соедини несоединимое»
- Ребята, вот мы дошли с вами к следующему испытанию. Сейчас, вам нужно будет решить ребус и объяснить значение слова! Внимательно смотрите на интерактивную доску! На каждый ребус у вас есть 60 минут! Удачи!
Учитель включает слайды со словами. Команда, имеющая словарь имеет преимущество, тк имеет в руках замечательный инструмент. Но ученики могут давать другим командам словарь – так они учатся взаимопомощи.
- Итак, победила команда «…»! Они получают бонус для следующего задания!
- Станция «Увлекательная физминутка»
Заходят родители учеников в образе хулиганов и разыгрывают сценку, что они случайно попали в школу. Дети заинтересованы.
- Как же мы здесь оказались! Никогда не любил школу! Особенно русский язык, зато всегда любил физкультуру!
- А мы где оказались, неужели на уроке русского языка???
Дети отвечают «Нет», рассказывают родителям, что они пришли на квест-игру.
- Ааааа… Раз это игра! Так давайте повеселимся!!! Сейчас мы будем веселиться и танцевать!
Выходит, выигравшая команда и начинает проводить физминутку с родителями вместе со всем классом. Учитель готовит видео для наглядности заранее и включает для детей.
- Молодцы ребята! Нам так понравилось с вами, что мы решили начать читать книжки! Каждая команда получает от нас по звездочке (балл), а мы пошли в библиотеку!
- Станция «Молодые старички»
Заходит социальный педагог в образе бабушки-хранительницы.
- О нас, о старичках говорят, что мы становимся рассеянными и забывчивыми. А в жизни, оказывается, «дырявая» память бывает и у молодых людей. А какая память у вас?
Зачитывается 30 словарных слов – коллекция, искусный, профессия, желать, железо, велосипед, инженер, аппетит, аппарат, аккуратный, здесь, автомобиль, свобода, экскаватор, эскалатор, галерея, огонь, костёр, сегодня, гражданин, богатство, корабль, салют, правительство, президент, солдат, воин, портрет, натюрморт.
Каждая команда должна записать все слова, которые удалось запомнить. Слова записывать можно в любом порядке. За каждое слово начисляется одна звездочка.
- Станция «Весёлые слова»
Учитель включает на интерактивной доске задание.
- Дорогие ребята, вам нужно прочитать фразеологизмы на экране и назвать их, одним словом. За каждый ответ, максимально приближенный - вашей команде даётся одна звёздочка!
Белые мухи. Падающий снег.
В двух шагах. Очень близко, рядом.
В ус не дуть. Не обращать никакого внимания.
Висеть на телефоне. Часто и долго говорить по телефону.
Гонять лодыря. Бездельничать, понапрасну тратить время.
Ждать у моря погоды. Ожидать чего-либо, бездействовать.
За словом в карман не полезет. Знает, что сказать, как ответить.
Каша в голове. Неясность, путаница в мыслях.
Мастер на все руки. Всё умеет делать, мастерить.
Медведь на ухо наступил. У кого-либо нет музыкального слуха.
Надувать губы. Обижаться, сердиться.
От горшка два вершка. Мал ростом; молод, неопытен.
По горячим следам. Сразу же после чего-либо случившегося.
Садиться не в свои сани. Браться не за своё дело.
Сломя голову. Очень быстро.
Смешинка в рот попала. Кто-либо никак не может удержаться от смеха.
Ушки на макушке. Кто-либо очень внимательно, напряжённо вслушивается.
Хватать звёзды с неба. Отличаться необыкновенными способностями.
- Станция «Последняя печать»
- Ребята, мы подошли к последнему заданию. Нам нужно будет разгадать, что означают предложенные нам слова. Это старославянские слова, которые в своей речи использовали наши предки. Сегодня, мы уже не употребляем их в речи, но встречаем в некоторых произведениях. И давайте с вами узнаем, что же они означают!
Показываются слова:
БЕСЕДА – скамья, лавка
ЛАНИТЫ – щёки
ОЧИ – глаза
Уста – губы
МОКРОСТУПЫ – галоши
ПЕРСТ – палец
ТРАПЕЗА – обед
ЧАДО – детя
- Заключительная часть
Выходит, хранитель библиотеки и хулиганы (родители).
- Какие же Вы все молодцы! Последнее задание с успехом пройдено. Поздравляю! Давайте сосчитаем ваши звёзды?
Хранительница библиотеки считает звезды. И даёт недостающие звёзды остальным командам.
- Дети, мы провели сегодня с вами замечательное занятие и решили, что больше хулиганить не будем! И поэтому дарим командам звезды, в знак добрых дел! И дарим вашему дружному и замечательному классу «Толковый словарь» Владимира Ивановича Даля. Пользуйтесь с удовольствием!
Подсчеты закончились, социальный педагог объявляет результаты.
- Как здорово, что победила дружба! Смотрите, а вот и ваша награда! Для каждой команды мы подготовили грамоты и сюрприз!
(в качестве сюрприза можно взять шоколадные медали или яблоки)
Заключение
Дети в ходе игры достигли цели и задач внеклассного мероприятия. Научились работать в паре, расширили словарный запас, узнали о альтернативных методах поиска информации (словарь).
Квест-игра развила у учащихся интерес к изучению русского языка, к чтению книг. Ребята с удовольствием делились своими впечатлениями. Так же, помощь и участие родителей создает благоприятные отношения в коллективе и в общении с детьми.
Список источников
- Методические рекомендации Квест, как педагогическая технология.
- Словарь афоризмов
https://fraze.ru/index.php/aforizm?ysclid=l8rj168qe423347109
- Словарь загадок
https://www.kidsclever.ru/content/zagadki-pro-slovar?ysclid=l8rj29rg7s345563357
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сценарий квест-игры «Дневник Алисы»
Сюжетная квест-игра по мотивам произведений "Алиса в Зазеркалье" и "Алиса в стране Чудес".В материале содержатся описания станций и задания.На станции при выполнении задания команды получают листы из ...
Сценарий квест-игры "Патриот"
Цель игры: создание условий для формирования у учащихся чуства патриотизма к Родине и гордости за подвигисоветских солдат, армии РФ...
Сценарий квест-игры "В поисках золотого ключика" с использованием Q-кода
Данная игра проводится в каникулярное время Отделением дополнительного образования детей.Цель: формирование положительной мотивации для развития динамической активности детей; создание условий, с...
Сценарий квест-игры "В поисках сокровищ"
Сценарий квест-игры "В поисках сокровищ"...
Сценарий квест-игры "Найди книгу"
сценарий квест-игры для 3-4 классов....
Сценарий квест-игры «Форд-боярд»
Разработанный сценарий квест-игры для старшего возраста...
Игра «Семь печатей Словаря».
Внеклассное мероприятие: Сценарий игры «Семь печатей Словаря»....