Общество и природа
классный час (4 класс)
Здесь заложена информация для понимания важности природы для человека.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
obshchesto_i_priroda.docx | 21.84 КБ |
Предварительный просмотр:
Лекция по обществознанию на тему «Общество и природа» (по учебнику Важенина А.Г. Обществознание для СПО)Общество и природа — явления, которые не могут существовать изолированно друг от друга. Под природой понимается все многообразие окружающего мира как на Земле, так и во Вселенной. Природа представляет собой совокупность естественных условий существования всего живого. Она возникла задолго до появления человека. Историю природы можно считать начавшейся с образования Земли и зарождения первых форм жизни на ней. «Живая» оболочка Земли, весь животный и растительный мир получили название биосфера.Человек также составляет часть биосферы. Он выделился из мира животных около двух миллионов лет назад, и только около 40 тысяч лет назад появился человек современного типа — homo sapiens. Тогда же зародилось человеческое общество. На протяжении всего времени существования человечества общество и природа тесно взаимодействовали между собой. Человек был частью природы и вынужден был считаться с ее законами. Однако в отличие от других живых существ человек приспособился к тяжелым условиям борьбы за выживание и начал использовать природу в своих целях. Он брал у природы пропитание, использовал естественные укрытия, например пещеры, в качестве жилищ, а затем научился добывать огонь. Огонь позволял древним людям обогреться в холодное время, отогнать хищников, изменить за счет термического приготовления качество пиши. С началом использования огня и появлением орудий труда человек все больше оказывал воздействие на природу. Причиной масштабных пожаров в древности были, видимо, не только природные явления (молнии, извержения вулканов и т.д.), но и неосторожное использование огня человеком. С увеличением численности людей все больше истреблялось животных, составлявших рацион человека.В течение столетий жизнь первобытных людей практически не менялась. Основной целью было выживание. В сложных климатических условиях одному человеку выжить было не под силу. При существовании примитивных орудий труда обеспечить себя пропитанием, защитить от хищников и т.д. мог только коллектив людей. Поэтому основой организации и источником власти в первобытном обществе стал род (родовая община), все члены которого состояли в родстве между собой.
Первоначально семья была полигамной. Родство устанавливалось по материнской линии, так как мать ребенка была известна, а отец — нет. Женщина в этих условиях занимала главное положение (матриархат). Со временем, в связи с улучшением орудий труда и усложнением способов производства, все большую роль играла мужская физическая сила. А с упорядочением отношений между полами и появлением парной семьи родство стало передаваться по отцу. На смену матриархату пришел патриархат.
Экономика первобытного общества носила присваивающий характер, основывалась на общественной собственности и уравнительном распределении продукции. Производительность труда была низкой, поэтому все, что производилось, потреблялось.
Исчезновение крупных животных, вызванное климатическими изменениями (потепление климата, отступление ледника) и массовым истреблением их людьми, заставило человека искать новые источники пиши. Он начал приручать диких животных и выращивать съедобные растения. Так произошел переход от присваивающей экономики к производящей. В итоге наложение человека в сфере получения продуктов питания стало более стабильным. Он стал меньше зависеть от капризов природы.
Увеличение количества населения привело к расширению посевных площадей и возрастанию поголовья домашнего скота. Человек стал бороться с теми явлениями природы, которые мешали его жизнедеятельности. Он вырубал леса, уничтожал сорняковые растения, истреблял хищных животных, опасных для скота.
Убийство некоторых видов животных иногда вызывалось не объективной необходимостью, а желанием людей, в первую очередь вождей, королей и т.д., показать свою силу и ловкость в схватке один на одни со страшным зверем. Так были уничтожены туры — огромные быки, жившие на территории современных Литвы, Белоруссии, Польши. Их участь чуть было не разделили зубры. В период расцвета Древнего Рима нередки были гладиаторские бои с участием диких хищных животных.
С появлением капиталистических отношений и промышленного производства воздействие человека на природу стало усиливаться. 200—300 лет назад никто не заботился об экологии. Обычным явлением было бесконтрольное использование природных ресурсов — лесов, вод, недр земли. Отходы промышленного производства сливались в реки и озера, сваливались за воротами промышленных предприятий, что превращало цветущие поля в безжизненную пустыню, а водоемы — в зловонные ямы. Массовым стало истребление слонов, носорогов, моржей ради пользующихся спросом клыков. В погоне за прибылью многочисленные предприниматели уничтожали целые лежбища морских котиков ради их ценного меха. Исчезновение многих видов животных и растений было вызвано изменением условий их существования. Они просто не смогли за короткое время приспособиться к измененной человеком среде обитания.
В то же время в искусственно созданных человеком условиях жизни появились и прекрасно себя чувствуют паразитические виды животных — тараканы, клопы, крысы и т.д. Борьба с ними, даже при использовании новейших химических препаратов, не приводит к истреблению паразитов. Напротив, они привыкают к ядам и продолжают размножаться.
С развитием научно-технического прогресса воздействие общества на природу все более усиливается. Особенно показателен в этом плане XX век. Именно в это время появилось массовое производство, человек научился использовать атомную энергию и начал покорение космоса. И именно в это время появились новые, более мощные источники загрязнения природы, причем каждый из нас, сам того не зная, участвует в этом процессе. Сейчас практически у каждой семьи есть автомобиль. Мы хорошо усвоили известную мысль о том, что автомобиль не роскошь, а средство передвижения. Но миллионы автомобилей на планете выделяют такое количество вредных выхлопных газов, что воздух, особенно в крупных городах, становится сильно загрязненным. Это, в свою очередь, является причиной многих болезней.
В процессе своей жизнедеятельности человек «производит» огромное количество бытового мусора, который в большинстве случаев скапливается на свалках и часто там сжигается, выделяя в атмосферу вредные вещества. Особую опасность для всего живого представляют ядерные отходы, период полураспада которых составляет тысячи лет.
Природа не смиряется с такими действиями человека. Она отвечает ему засухами, наводнениями, землетрясениями, с которыми человечество пока справиться не в силах. В прошлые века частые эпидемии приводили к массовой гибели людей. Сейчас практически неизлечимыми считаются рак, СПИД, атипичная пневмония.
XX в. стал не только временем апогея воздействия человека на природу. Человечество стали задумываться о том, как предотвратить пагубные последствия научно-технического развития. Особенно важным стали строительство и совершенствование очистных сооружений при заводах и фабриках, создание безотходных и энергосберегающих технологий, строительство предприятий по переработке бытовых отходов.
Конструкторами разных стран уже созданы опытные модели экологически чистых автомобилей, работающих на электричестве и солнечной энергии. Но массовое производство их пока не началось из-за предполагаемой большой цены на них.
Во многих странах созданы заповедники и национальные парки, на территории которых запрещена активная деятельность человека, а животные и растения существуют в естественных условиях. Исчезающие виды занесены в Красную книгу. Проводятся мероприятия по разведению исчезающих видов животных в неволе. Государства принимают законы, устанавливающие ответственность за нанесение вреда природе.
Но силами одного государства невозможно решить все экологические проблемы, так как они носят глобальный, т.е. общепланетарный характер. Сотрудничество государств в экологической сфере проявляется в заключении договоров по вопросам охраны природы. Часть из них касается вопросов разоружения. В 1963 г. в Москве между СССР, США и Англией был подписан договор о запрещении испытаний ядерного оружия в атмосфере, в космосе и под водой. В последующие годы к этому договору присоединилось более ста государств. Вопросам охраны природы посвящены такие международные правовые документы, как Договор об Ан-тарктиде 1959 г., объявляющий Антарктиду нейтральной территорией, предназначенной только для научных исследований, и Конвенция о трансграничном загрязнении воздуха 1979 г.
Большую работу по охране природы проводят и международные экологические организации. В 1948 г. был создан Международный союз охраны природы, в 1963 г. —
Всемирный Фонд дикой природы, а в 1971 г. — «Гринпис» («Зеленый мир»). Активисты «Гринписа» борются против истребления животных, в том числе китов. Они преграждают путь китобойным судам, не давая им приблизиться к этим морским обитателям. «Гринпис» организует пикеты у ядерных электростанций и военных баз, где находятся склады с ядерным оружием, устраивает другие ненасильственные акции протеста с целью обратить внимание общественности и правительств на необходимость решения экологических проблем.
В нашей стране существует обширное экологическое законодательство. Конституция Российской Федерации объявляет землю и природные ресурсы основой жизни и деятельности народов России (ст.9) и провозглашает право каждого на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного здоровью экологическим правонарушением (ст.42). Важнейшим источником экологического права служит закон «Об охране окружающей природной среды» 1991 г., формулирующий общие положения охраны природы. Его дополняют такие документы российского природоохранного законодательства, как закон о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, закон об охране животного мира, закон об охране атмосферного воздуха, закон о недрах, земельный кодекс, водный кодекс и др. Нормы экологического права содержатся в уголовном кодексе и кодексе об административных правонарушениях. Они устанавливают меры ответственности за причинение вреда природе. Такие деяния, как уничтожение лесов, браконьерство, загрязнение водоемов и воздуха, порча памятников природы, влекут за собой уголовную ответственность с лишением свободы на разные сроки.
Но сколько бы ни устанавливалось запретов, меры по защите природы не будут эффективны без осознания экологических проблем каждым из нас. Отдыхая за городом, мы не должны оставлять мусор в лесу, разводить костры, особенно летом, когда велика опасность возникновения пожара, собирать растения, занесенные в Красную книгу. Необходимо прививать подрастающему поколению основы экологической культуры посредством экологического образования и воспитания. Основная роль в этом должна принадлежать родителям учебным заведениям, средствам массовой информации.
Таким образом, защита природы — дело всего человечества в целом и каждого человека в отдельности. Уничтожив природу, человечество погибнет. Природа существовала миллионы лет. Она может жить без человека, а человек без природы — нет. В фантастических романах и фильмах уже рисуют последствия экологических катастроф: природные ресурсы исчерпаны, вода и воздух загрязнены, человечество вымирает от неизлечимых болезней, оставшиеся в живых спускаются под землю и ведут жалкое существование. Через столетия природа восстановит экологический баланс, но человеку места на Земле уже не останется. На смену ему придут другие формы жизни. Человечество повторит участь динозавров.
Но люди, в отличие от динозавров, разумные существа. Мы видим и осознаем последствия своего воздействия на природу, знаем способы решения экологических проблем. Все это позволяет надеяться на восстановление гармонии общества и природы.
Угроза экологической катастрофы. Сущность глобальной экологической проблемы на современном этапе заключается в деградации окружающей среды вследствие разрушительного воздействия людей на природу. По-видимому, не напрасно современные западные учёные вводят термин «террацид» (от лат. Terra — «земля» и caedere— «убивать»), означающий процесс постепенного уничтожения планеты Земля человеком.Основными проявлениями экологического кризиса выступают: загрязнение воздушного и водного бассейнов Земли; глобальные изменения климата, угрожающие в будущем климатической катастрофой (общее потепление, неустойчивость погоды, засухи, таяние ледников, повышение уровня Мирового океана, затопление огромных территорий и плодородных земель); обеднение животного и растительного мира; уничтожение лесов, сокращение пахотных угодий (примерно на 8,5 млн гектаров в год) и других природных ресурсов. Так, например, по оценкам зарубежных экспертов, на Земле ежегодно производится такой же объём отходов, сколько зерновых и стали, вместе взятых.Один из путей решения экологических проблем— переход к новым, экологически чистым технологиям, которые предполагают: рациональные подходы к использованию природных ресурсов; заботу о воспроизводстве возобновляемых ресурсов (лугов, лесов, почв, рыбы идр.); внедрение безотходных (или малоотходных) ресурсо- и природосберегающих технологий и экозащитных систем; сбор мусора и его переработку вместо ядовитого сжигания или хранения на свалках.В настоящее время разрабатываются и осуществляются согласованные международные программы по охране окружающей среды, принимаются национальные природоохранные законодательные акты. Так, вводятся в действие международные экологические стандарты, применяемые в том числе в России. В нашей стране действует Федеральный закон «Об охране окружающей среды».
Вопросы и задания:
1. Что понимают под словом «природа»?
2. В чем состоит взаимосвязь человека и природы?
3. Как развивались отношения между обществом и природой на всем протяжении существования человечества?
4. Дайте характеристику первобытного общества. Какой была основная цель объединения людей?
5. Почему со становлением индустриального общества воздействие человека на природу усилилось?
6. Как изменилось отношение человека к природе в XX в.? Почему это произошло?
7. Как в современном мире решаются экологические проблемы?
8. Что такое экологическое законодательство? Какими документами оно представлено в России?
9. Зашита природы — дело не только государства, но и каждого человека. Как каждый из нас может способствовать охране природы?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по окружающему миру (человек, природа, общество) для базового уровня 4 класса
разработана на основе Примерной программы начального общего образования, авторской программы А.А. Плешакова «Окружающий мир», утверждённой МО РФ (Москва, 2004 г.), в соответствии с требованиями федера...
«Освоение учащимися доступных способов изучения природы и общества».
Выступление на МО начальных классов...
Рабочая программа по окружающему мирю (человек, природа, общество) 1 класс
Рабочая программа по окружающему мирю (человек, природа, общество) для обучающихся 1 класса разработана на основе программы «Окружающий мир» А.А.Плешакова, М.: Просвещение....
природа-общества
Человек, без сомнения, является частью природы. Он развивается и рождается в соответствии с ее законами, обладая всеми свойствам, присущими живым существам нашей планеты. Так устроена его физиология, ...
Рабочая программа по учебному предмету "Окружающий мир (Человек, природа, общество)"
Рабочая программа по учебному предмету "Окружающий мир (Человек, природа, общество)" для 1-4 классов по УМК "Школа России", автор учебника А.А.Плешаков....
Электронное учебное пособие «Природа, человек, общество»
Электронное учебное пособие «Природа, человек, общество»...
Методические рекомендации по использованию электронного учебного пособия «Природа, человек, общество» в реализации рабочей программы по окружающему миру
Методические рекомендации содержат подробную информацию по использованию ЭУП "Природа , человек, общество" при изучении окружающего мира во 2-4 классах....