Работа с родителями
материал (1, 2, 3, 4 класс)
Предварительный просмотр:
Работа с родителями (из опыта работы)
Воспитание человека всегда было сложной задачей. Даже, если общество развивается стабильно, возникают и в таком обществе проблемы в воспитании подрастающего поколения. Проблема сегодняшнего дня в нашей стране (безработица, преступность, разводы, доступность и использование незаконных или вредных лекарственных средств вплоть до наркотиков, сексуальная распущенность, отсутствие личных и профессиональных целей, смещение ценностей) делает процесс воспитания ещё более трудным. Если в начальной школе процесс воспитания осуществляется безразличными людьми, потери от такого воспитания невосполнимы. Учителю начальной школы, который одновременно преподает и воспитывает, необходимо обладать недюжинными воспитательными способностями. Появилась необходимость разработки программы воспитания, где главной целью станет воспитание активной развивающейся личности, способной к творческой самореализации при условии сохранения её социального, физического и психического здоровья. (программа разработана на 4 года, каждый год обучения проходит под своим девизом, 4 кл «Вместе мы - сила»)
Данная воспитательная модель предполагает совместную работу классного руководителя с разными участниками воспитательного процесса. (слайд) и основывается на принципах построения воспитательной работы (слайд)
Цель и задачи программы класса (слайд)
Сказать про направления ВР
Большую роль играет самоуправление в классе. С развитием коллектива совершенствуется и самоуправление. Поиск и разработка оптимальной модели самоуправления в классе всегда является делом трудным, особенно в начальной школе. Это связано и с возрастными психологическими особенностями младших школьников, и с отсутствием опыта у родителей по взаимодействию со школой.
Обязательным элементом моего плана классного руководителя является работа с родителями. Это – одно из самых сложных направлений в профессиональной деятельности педагога. Чтобы школа жила и развивалась в нынешних социально-экономических условиях, ей необходима поддержка и союзники, в первую очередь в лице родителей.
Школа может помочь родителям при решении ими многих
вопросов воспитания детей, но она не может конкурировать с
семьей. Именно семья является самым мощным средством в формировании личности ребенка. Жизнь доказала, что все беды детей, а потом и взрослых объясняются ошибками семейного воспитания ,главная из которых- отсутствие любви и неумение хвалить и поддерживать своих детей.
Эффективность воспитания ребенка сильно зависит от того, насколько тесно взаимодействуют школа и семья. Ведущую роль в организации сотрудничества школы и семьи играют классные руководители. Именно от нас зависит то, насколько семьи понимают политику, проводимую школой по отношению к воспитанию, обучению детей, и участвуют в ее реализации. В основе сотруднического взаимодействия семьи и классного руководителя должны лежать принципы взаимного доверия и уважения, поддержки и помощи, терпения и терпимости по отношению друг к другу. Родители и педагоги – две мощнейших силы в процессе
становления личности каждого человека, роль которых невозможно
преувеличить
В планировании совместной деятельности опираюсь на следующие принципы:
- родители должны быть посвящены в особенности образовательного процесса;
- предупреждены о возможных трудностях, возникающих у детей в разные периоды;
- необходимо овладевать некоторыми знаниями и умениями, чтобы суметь оказать помощь ребенку.(поэтому в начале обучения в 1кл. провожу анкетирование родителей)
Основной формой совместной работы являются родительские собрания. На них обсуждаются важнейшие решения по вопросам жизнедеятельности классного сообщества и воспитания детей.
Очень хорошо зарекомендовали себя тематические собрания как более эффективные. Выстраивая сотрудничество с родителями нельзя действовать вслепую, а необходимо знать особенности современной семьи и ее отношение к школе.
Наиболее интересными и эффективными формами совместной деятельности считаю:
- совместные открытые уроки
- педагогические практикумы, когда родителям предлагаются различные ситуации, необходимо найти выход, дать совет или рекомендацию, объяснить свою позицию
Интересной формой работы с родителями являются родительские вечера. Уже традиционными в нашем класс е стали вечера: "Быть матерью-завидней доли нет", посвященный Дню матери и семейный капустник "День, пахнущий мимозой", новогодние утренники.
Непринужденная праздничная атмосфера, душевность, добрый юмор и желание поделиться своим умением способствуют тому, что родители достаточно откровенно говорят о своих проблемах, спрашивают совет, предлагают помощь и поддержку тем, кто в них нуждается.
Родительские вечера помогают более тепло и сердечно пережить обиды и огорчения, посмотреть на наболевшие проблемы в воспитании ребенка спокойно и без истерик.
С помощью организации родительских вечеров можно решить еще очень большую нравственную проблему родительских коллективов. Эта проблема заключается в учебном соперничестве детей. Зачастую такое соперничество поощряется семьей, что приводит к конфликтным ситуациям между детьми и их родителями. Родительские вечера сближают семьи, позволяют увидеть взрослых и детей в ином свете, помогают преодолеть недоверие и враждебность во взаимоотношениях детей и взрослых.
Естественно важно учитывать занятость родителей, поэтому привлечение родителей должно быть посильным для семьи.
Вовлечь родителей в учебно-воспитательный процесс можно с помощью следующих форм деятельности:
- дней творчества детей и их родителей;
- открытых уроков и внеклассных мероприятий;
- помощи в организации и проведении внеклассных дел и в укреплении материально-технической базы школы и класса;
- шефской помощи.
Считаю, что залог успешной работы в начальной школе – тесный контакт с родителями будущих своих учеников задолго до начала учебного года.
Одной из форм участия родителей является деятельность школьного и классного родительского комитетов. Хочется сказать особые слова о родительском комитете нашего класса (слайд).Это дружный и сплоченный коллектив. Мы уже вместе 4 года, и они провели и проводят огромную работу. Этот коллектив не только помогает мне как классному руководителю в налаживании контакта с коллективом родителей, но и помогает вовлечь их в совместную деятельность с детьми. Родительский комитет осуществляет свою деятельность на основе Положения о родительском комитете школы, Устава учебного заведения. Выборы родительского комитета осуществляются общим голосованием родителей класса.
Родителей можно привлекать к проведению разовых классных часов.
Материальная помощь родителей в классе заключается не только в сборе средств на нужды класса, но и в ремонте вместе с учащимися классной мебели, самого классного помещения. Здесь участвуют не только мамы, но приходят на помощь папы.(слайд)
Исходя из вышеизложенного, я пришла к следующему главному выводу: объединение усилий классного руководителя и родителей является обязательным условием успешного решения образовательных задач.
Хотелось бы посоветовать коллегам то, что, конечно, большие требования предъявляются обществом к учителю Учитель в глазах родителей – человек, владеющий арсеналом педагогических средств, культурный, доброжелательный, знающий детские характеры и сложнейшие психологические «комплексы». И если он действует смело и умело, идет на прямые контакты с родителями, не сбивается с такта, терпим, даже когда сталкивается с невежеством и самодовольством, всегда находит точки соприкосновения с семьей – такой учитель непременно добьётся успеха в совместной деятельности с семьёй по воспитанию личности ребенка.
Что касается идей по поводу воспитания и сплочения классного коллектива, то имеются задумки. Сейчас век компьютеров и поэтому хотелось бы ввести в практику такие приемы воспитания, направленные на достижения главной цели воспитания
Информационно-коммуникативные (создание сайтов, банка идей, в\сюжеты и т.д.)
Арт-педагогика - воспитание, развитие личности осуществляются средствами искусства, как классического, так и народного, наряду с содержанием изучаемого предметного курса.
Техника и приемы арт-педагогики: музыкальная, театральная и изобразительная арт-педагогики, сказкотерапия, фотоколлаж другие. Все выше перечисленные техники и приемы взаимосвязаны.
Положительные результаты:
• создаются благоприятные условия для развития общения замкнутых детей;
• обеспечивается эффективное эмоциональное отреагирование у детей с агрессивными проявлениями;
• оказывается влияние на сознание ребёнком своих переживаний, на развитие произвольности и способности к саморегуляции, на формирование позитивной «Я-концепции», уверенности за счёт социального признания ценности продукта, созданного ребёнком.
КЕЙС-ТЕХНОЛОГИЯ (метод конкретных ситуаций)
– технология, основанная на использовании в учебном процессе специально смоделированной или реальной производственной ситуации в целях анализа, выявления проблем, поиска альтернативных решений, принятия оптимального решения проблемы.
Цели, достигаемые при использовании кейс-технологии:
1. Интеллектуальное развитие обучаемых.
2. Приобретение опыта поиска и выработки альтернативных решений.
3. Формирование готовности к оценке и принятию решений.
4. Развитие коммуникативных навыков
Показателями нового качества воспитательного процесса могут выступать следующие характеристики:
- повышение эффективности и качества внеучебной и внеурочной деятельности;
- повышение воспитательного воздействия всех форм внеурочной деятельности;
- осуществление индивидуализации и дифференциации в работе со школьниками;
- развитие творческого, самостоятельного мышления школьников, формирование умений и навыков самостоятельного поиска, анализа и оценки информации, овладение навыками использования информационных технологий
- развитие и формирование устойчивого познавательного интереса школьников к интеллектуально-творческой деятельности и творческой активности учащихся (интерактивные интеллектуальные игры, диспуты, ученические конференции, участие в выставках, конкурсах, проектах школьного, районного, регионального, всероссийского, международного масштаба);
- развитие внимания, памяти, воображения, восприятия, мышления, сообразительности (психологические тренинги; психолого-педагогическая помощь, коммуникативные тренинги);
Технология «Коллаж»
- Педагогическая технология «Коллаж» предполагает изучение темы или проблемы путем создания обучающимися плакатов из найденных иллюстраций, цитат и других имеющихся средств. Цель технологии «Коллаж» - развитие абстрактного мышления обучающихся. Занятие проводится по группам, каждая из которых затем защищает свой коллаж перед остальными.
- Тема коллажа : « Чему радовались и чему огорчались»
- Цель : Развивать умения детей анализировать произошедшие события жизни.
- Воспитывать у детей умение работать в группах, выслушивать мнения других детей.
Критериями эффективности воспитательной системы класса являются:
- сформированность нравственного, познавательного, коммуникативного, художественного и физического потенциалов личности младшего школьника;
- развитость креативных способностей учащихся;
- проявление индивидуальности каждого ученика и классного сообщества в целом;
сформированность классного коллектива
Т.о., содержание и организационные формы воспитательной работы соответствуют основным принципам концепции воспитательной работы школы, и эти принципы ориентируют воспитание на развитие социально активной, образованной, нравственно и физически здоровой личности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по работе с родителями "Успешное взаимодействие с родителями классного коллектива"
Программа представлена для учителей начальных классов. Срок реализации - 4 года. В приложении представлены разработки родительских собраний....
Формы и методы работы с родителями (выступление на педагогическом совете "Взаимодействие школы и родителей")
Формы и методы работы с родителями...
Консультация для родителей «История моей семьи», статья, раздел «Работа с родителями»
Консультация для родителей «История моей семьи», статья, раздел «Работа с родителями»...
презентация программы по воспитательной работе на тему: "Виды и формы работы с родителями. Создание единого коллектива: семья - педагог - родитель - ребенок"
В виде презентации представлена программа по воспитательной работе. Отражена тема работы с родителями, указаны цели, задачи, формы работы, итоговый результат работы....
Работа с родителями «Работа над речью слабослышащего ребенка в домашних условиях» (рекомендации для родителей)
познакомить родителей с правилами общения со слабослышащими детьми;дать советы, рекомендации по проведению работы над речью слабослышащего ребенка дома;донести до родителей важность и необходимость да...
Тренинговые формы работы с родителями как фактор гармонизации отношений учитель- родитель и ребенок-родитель
В данной статье проводится анализ проведения родительских собраний с применением тренинговой технологии для гармонизации детско- родительских отношений и учитель- родитель. Расскрыты особе...
Программа работы с родителями «Содружество» предназначена для работы с родителями (законными представителями) учащихся 1 – 4 классов. Срок реализации 4 года.
Деятельность родителей и педагога в интересах ребенка может быть успешной только в том случае, если они станут союзниками....