Рабочий материал по воспитательной работе
занимательные факты
Рабочий материал по воспитательной работе в школе интернат для обучаещихся с ограниченными возможностями здоровья
Скачать:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Российская Федерация
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Новопетровская школа-интернат
для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»
143570 Московская область, Тел., факс 8 (498) 316-24-39
Истринский район, с. Новопетровское, Тел. 8 (498) 316-23-44
ул. Советская, дом 42. Е- mail: istr_mbou_novopetr@mosreg.ru
СОГЛАСОВАНО
заместитель директора по УВР
___________ Подзорова В. М.
«____»_________________2022г.
«Сценарий общешкольного праздничного концерта:
«Война.Победа.Память.»
Воспитатель: Лунегова Надежда Ивановна
с. Новопетровское 2022г. |
Сценарий праздничного концерта посвященного ко Дню Великой Отечественной войне.
(Звучат песни военных лет)
Звучат позывные праздника.
Диктор: Вам, герои нашей страны, живые и павшие, известные и безымянные, посвящается этот праздник.
Звучит фонограмма песни тр.№1 «Те, кто брал Берлин».(1 куплет)
Ведущий Ваня:
Помните, люди, кровавые годы,
Налёты фашистов, словно зверей,
Ведущая Насты.
Помните смертные битвы, походы,
И слёзы невинных детей, матерей.
Ведущий Ваня.
Помните, люди, солдат поимённо…
Мы жизнью своей обязаны им.
Ведущая Насты.
Они ведь в стране, войной опалённой,
Вселили нам мир под небом святым.
Ведущий Ваня.
Помните, люди, мир кровью достался,
Герои пусть вечно будут в цветах.
Ведущая Настя.
И чтоб смерч войны в пути не встречался,
Пусть память о прошлом не меркнет в веках!
тр. №2 Тихо звучит фон музыки ведущие читают
Ведущий Ваня:
Вот уже 76 лет прошло. Война постепенно уходит в прошлое, становится, страницей в учебниках истории. Почему же мы вновь и вновь вспоминаем о ней.
Ведущая Настя:
Есть память, которой не будет конца, вот поэтому мы в светлый праздник Победы проникновенно кланяемся великим тем годам.
Ведущий Ваня:
Бои шли и в нашем селе Новопетровское, по которой проходит известное Волоколамское шоссе, для вас ________________________ прочитает стихотворение Марка Лисянского «Волоколамское шоссе»
Стихотворение «Волоколамское шоссе»
Ведущий Ваня:
В исполнении Анастасии Молостовой звучит песня «На солнечной поляночке» тр.№3
Ведущий Ваня: День Победы, День Победы,
Этот праздник твой и мой!
Пусть же чистым будет небо
У ребят над головой!
Ведущая Настя: Пусть гремят сегодня пушки
На парадах и в кино.
Мы за мир! Войны не нужно,
Это точно решено!
Ведущий Ваня: Мы за то, чтоб в мире дети
Не играли бы в войну.
Чтобы утром на рассвете
Слышать мира тишину!
Ведущая Настя: Мы за то, чтоб вся планета
Зеленела словно сад,
Чтобы нёс спокойно службу
Мирной Родины солдат!
Ведущий Ваня:
Танцуют юноши, танцуют девушки,
Как раньше бабушки, как раньше дедушки.
И даже на войне нам музыка нужна.
Мы будем танцевать хоть до утра.
А сейчас ученики старших классов покажут вам танцевальный номер
«Вальс» тр. №4
Ведущая Настя:
Прошла война, прошла страда,
Но боль взывает к людям:
Давайте, люди, никогда
Об этом не забудем.
Ведущий Ваня:
Пусть память верную о ней
Хранят, об этой муке,
И дети нынешних детей,
И наших внуков внуки.
Ведущая Настя:
Пускай во всем, чем жизнь полна,
Во всем, что сердцу мило,
Нам будет памятка дана
О том, что в мире было.
Ведущий Ваня:
Затем, чтоб этого забыть
Не смели поколенья.
Затем, чтоб нам счастливей быть,
А счастье — не в забвенье!
Ведущий Ваня: На сцену приглашается группа 5-х классов.
1-й.
Мир — это утро, полное света и надежд.
2-й.
Мир — это цветущие сады и колосящиеся нивы.
3-й.
Мир — это гул тракторов и комбайнов.
4-й.
Мир — это школьный звонок, это школа, в окнах которой солнце.
Все вместе
Мир — это жизнь.
(Поют песню «Прадедушка») тр.№5
Ведущий Ваня:
Клонился к вечеру закат
И белой ночи разливалось море,
И раздавался звонкий смех ребят,
Не знающих, не ведающих горя.
Ведущая Настя:
Вы шли в атаку, твердо шли туда,
Где непрерывно выстрелы звучали,
Чтоб на земле фашисты никогда
С игрушками детей не разлучали.
Танцевальная композиция: «А закаты алые» тр. № 6
(исполняет группа 6,7 классов)
Ведущий Ваня: И всё-таки долгожданный день пришёл. 9 мая 1945 года - день Победы, день всенародного ликования, радости, но радости со слезами на глазах. 27 миллионов жизней стоила нам эта победа.
Ведущий Настя: Остановись, время! Замри и оглянись в прошлое. Оглянись на тех, кто в камне с высоты своих памятников смотрит на нас.
Оглянись на тех, чьи имена высечены у подножия обелисков. На тех, кто отдал за нас с тобой самое дорогое, что имел – весну и первый поцелуй, счастье и жизнь, которая только-только начиналась.
Ведущий Ваня:
Пылает днём и ночью пламя,
И озаряет шар земной,
Не утихает наша память
О тех, кто был убит войной.
Ведущий Настя:
Десятки лет легли меж нами,
Ушла в историю война.
Мы в сердце вечными словами
Погибших пишем имена.
Ведущий Ваня:
Неугасима память поколений
И память тех, кого так свято чтим,
Давайте, люди, встанем на мгновенье
И в скорби постоим и помолчим.
Минута молчания Метроном. Тр. № 7
Ведущая Настя:
В этом огромном, безумном мире есть крошечная точка –« мы»- вместе.
Ведущий Ваня:
Мы – поколение, которое называет себя будущим!
Ведущая Настя
Мы – поколение, ставшее свидетелем рождения ХХI века!
Ведущий Ваня
Мы – поколение, во имя которого отдали свои жизни миллионы наших дедов и прадедов!
Вместе:
Мы – будущие защитники Отечества, помним о цене Великой Победы!
Звучит песня «День Победы» Тр. № 8
( Все участники выходят на сцену.)
Предварительный просмотр:
Российская Федерация
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Новопетровская школа-интернат
для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»
143570 Московская область, Тел., факс 8 (498) 316-24-39
Истринский район, с. Новопетровское, Тел. 8 (498) 316-23-44
ул. Советская, дом 42. Е- mail: istr_mbou_novopetr@mosreg.ru
СОГЛАСОВАНО
заместитель директора по УВР
___________ Подзорова В. М.
«____»_________________2022г.
Сценарий общешкольного мероприятия:
«Широкая масленица»
Воспитатель: Лунегова Надежда Ивановна
с. Новопетровское 2022г. |
Действующие лица:
1 скоморох, -Мецкан Миша 9 кл.
2 скоморох-Лекодимов Сергей 9 кл.
Зима-Чашечкина Нина 6 кл.
Весна-Косякова Лена 6 кл.
Баба-Яга-Лещенков Артем 7 кл.
Звучит веселая музыка (На начало праздника)тр.№3
- Скоморох:
Спешите, спешите скорей!
Нет праздника нашего веселей!
Гостей давно мы ждем-поджидаем,
Масленицу без вас не начинаем.
- Скоморох:
Поторапливайтесь, поторапливайтесь
Мы зовём к себе всех,
Кто любит веселье и смех,
Игры, аттракционы, чудеса из чудес,
Спешите времени осталось в обрез
- Скоморох:
Добрый день, ребятишки, девчонки и мальчишки!
Масленицу широкую открываем, веселье начинаем!
- Скоморох:
Мы сегодня масленицу встречаем, зиму провожаем, весну заклинаем!
Эге-гей, Эге-гей
Весна, весна красная, приди весна с радостью!
С радостью! С великою милостью!
Под музыку тр. №4 появляется Зима. (Выход Зимы)
Зима:
Подождите! Подождите!
Как весна, а как же я?
Я вновь вернулась к вам, друзья!
Но уже в конце зимы,
попрощаться мы должны.
Как могла, я вам служила !
Праздник Елки подарила!
Время быстро пролетело,
я заметить не успела,
что закончен мой черед!
Вслед за мной Весна идет!
До свидания, друзья!
1.Скоморох:
- Погоди, Зима прощаться, да с народом расставаться!
Мы с тобой хотим сплясать, песню спеть и поиграть!
- Выходите, ребята плясать, Зиму на прощанье порадовать.
- (Масленичный флешмоб) (исполняют 8 кл.)
тр. №5 (не весь)
Зима: Ребята какие вы оказывается танцоры, молодцы, а ну-ка, ребята, кто зиму любит, выходите ко мне! На прощание поиграем.
Я вижу вы готовы играть и веселиться?
А сейчас отгадайте-ка мои загадки?
- Мы в морозный день с друзьями
Снег из шланга поливали.
Как появится ледок,
Значит, все — готов... (каток)
- Два стальных блестящих братца
По катку кругами мчатся.
Лишь мелькают огоньки.
Что за братики? (Коньки) - Всякая здесь может птица
В зимний холод угоститься.
На сучке висит избушка,
Называется… (кормушка)
- Под ногами у меня
Деревянных два коня.
Я на них лечу стрелой,
Но не летом, а зимой.
(Лыжи) - Мы его слепили ловко.
Глазки есть и нос-морковка.
Чуть тепло — заплачет вмиг
И растает… (снеговик)
- Полюби зимой
Веселый снежный бой!
Прицелившись внимательно,
Бей по неприятелю.
Размахнись рукой – бросок!
Прямо в цель летит …
(Снежок) .
- Он круглый и румяный,
Его любят со сметаной,
И с вареньем и с медком,
Вкус его нам всем знаком. (Блин)
8. Провожаем зиму мы,
И печем, едим блины,
Весну дружно мы встречаем,
Что мы отмечаем? (Масленицу)
Зима: Все загадки отгадали! Свою смекалку показали! А теперь проведем забаву для всех.
- Игра «кричалки» (музыка фоном) тр. №6
Текст кричалки
Хороша была зима, её мы провожаем,
И тепло весеннее радостно встречаем.
Печем с припеком мы (знак левой рукой)…Блины!
И вкусные (знак правой рукой) …Лепешки!
И весело и дружно хлопаем в ладошки (все хлопают)
Наступила долгожданная масляна неделя,
И никто не сосчитает, сколько же мы съели.
Ели-ели мы (знак левой рукой)…Блины!
И еще (знак правой рукой) …Лепешки!
А теперь вокруг себя покрутимся немножко (все крутятся)
Вокруг песни, танцы, смех, шумное гулянье,
В каждом доме оценили хлопоты - старанье,
На столе стоят (знак левой рукой)…Блины!
А рядышком (знак правой рукой) …Лепешки!
Чтобы больше в нас вошло - прыгаем на ножке (все прыгают),
Еще кружок вокруг себя (все кружатся)
И хлопаем в ладошки (все хлопают)
Зима: Молодцы! А теперь дружно танцуем все вместе!!
4.МАССОВЫЙ хоровод - Капуста « тр. №7 »
Зима: Ну, повеселили меня, вспомнили зимние забавы, какие все молодцы , а мне пора собираться в дальний путь.
Ребята давайте все вместе позовем Весну.
Весна Ау, ау, аукаем, Весну приаукаем!
Оба скомороха:: Весна- Красна, торопись, на праздник к нам явись!
Звучит музыка. (Выход Весны) тр. №8 (чуть, до слов)
Весна: А вот и я!
Привет весенний вам, друзья!
Зима: Поклон тебе Весна - Красна,
Давно ты людям всем нужна.
А мне уже пора.
До свидания, друзья.
Все вместе с детьми: До свидание зима.( Зима уходит.)
- Скоморох:
Здравствуй, Веснушка – Весна!
С чем, Весна, ты к нам пришла?
Что с собою принесла?
Весна:
Я Весна – красна,
Бужу землю ото сна,
Наполняю соком почки,
На полях ращу цветочки.
Прогоняю с речек лед,
Светлым делаю восход.
Всюду – в поле и в лесу –
Людям радость я несу.
Весна: Ребята! Время Масленицу встречать!
Масленицу – Тетушку Авдотьюшку! Давайте скажем все вместе «Тетушка Авдотьюшка!» приходи в гости.
Дети зовут, слышится голос «Иду! Иду!»
Тр. №9 1 куплет и 1 припев (звучит музыка выход бабы Яги, переодетая Масленицей).
Баба-Яга:
А вот и я! Здорово, люди добрые! Привет вам от Лешего! Тьфу ты, от лета! Встречалась с ним на болоте! Тьфу ты! В полёте! Когда к вам спешила! Ну ладно, пора мне обязанности свои справлять.
Весна: Постой-ка, тут что-то не так. Эй, Масленица, а есть ли у тебя паспорт?
Баба-Яга: Это у меня-то? Да! Во, глядите!
Весна— А ну-ка, давай сюда, посмотрим!
«Данная особа назначается долгожданной и всеми любимой Масленицей на 2021 год».
- Скоморох:-
Вот это да! Да тут и печать, смотрите, и подпись заковыристая какая. Что-то я не разберу, кто же это Бабу-Ягу нам Масленицей назначил.
- Скоморох:
Так это подпись Кащея Бессмертного. Ах, вот в чем дело! Нет уж, милая! Уходи-ка прочь! Мы ждем настоящую Масленицу! А не Бабушку-Ягу!
Баба-Яга: - Да Как же так? Я всю зиму готовилась, недоедала, недосыпала. Такое меню вам к празднику приготовила, пальчики оближешь, ух!
(Читает) На первое суп -"Каде" на холодной воде.
Крупинка за крупинкой гоняется с дубинкой.
На второе пирог-начинка из лягушачьих ног.
С луком, с перцем, с собачьим сердцем.
На третье, значит, сладкое, да сказать по правде, такое гадкое. Одним словом — вкус –ня – ти – на!
Весна: - Не подходит нам твое угощение, Баба Яга! Нам Масленица – Тетушка Авдотьюшка блинов да пирогов припасла! Уходи-ка подобру по здорову в свою сказку!
Баба-Яга: - Ой, простите! Не буду больше!
Весна: Ну ладно, раз сегодня праздник у нас, мы тебе прощаем, ребята простим Бабу-Ягу, ?
Ребята: Даааа
Баба -Яга: Я теперь совсем другая и совсем - совсем не злая. И даже разрешаю вам покататься на моей метле. Хотите?
Тогда вставайте в две команды! Ребятушки, покажите свою удаль. Нужно верхом на метелке "пролететь до отметки и обратно, не уронив метлу.
ТР. № 10 Эстафета "Всадники". Бег на метлах
- Скоморох:
Что за чудо
Скок, да скок.
Гляньте, тронулся мешок,
Эй, хватай, его лови,
Поскорей мешок держи.
Тр. №14 (Бег в мешках)
- Скоморох:
– Продолжаем мы забавы для гостей, друзей, для всех!
– Начинаем панораму удивительных потех!
Эй, ребятки, ну-ка в круг!
Пусть летят здесь перья, пух!
Тр. №11 Конкурс Бой с подушками в определенном кругу (Обруч)
- Скоморох:
Внимание! Внимание!
Начинаем командное состязание!
Тот, кто силушкой богат,
Перетянет наш канат.
До чего сильны ребята!
Не порвали бы канаты!
Проводится конкурс «Перетягивание каната». Тр. №13
Дети делятся на младшие классы и старшие классы.
Весна:
Масленица, прощай!
На тот год опять приезжай
С горки кататься,
Блинами объедаться.
Мы тебя будем ждать,
Во дворе встречать.
Славить будем песнями,
Стихами интересными.
- Скоморох: Уж как солнца карусель раскрутилась,
Уходи от нас Зима, загостилась! - Скоморох:: Уж как солнца карусель раскрутилась,
Приходи скорей, Весна, сделай милость! - Баба Яга: И ваши желания обязательно сбудутся!
Весна: Всем желаем здоровья, благополучия, много радости и успехов во всем!
Вместе все: До новых встреч!!!
Звучит песня «Прощай Масленица», гости расходятся.
Сценарий разработал воспитатель _____________Лунегова Н.И.
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Российская Федерация
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Новопетровская школа-интернат
для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»
143570 Московская область, Тел., факс 8 (498) 316-24-39
Истринский район, с. Новопетровское, Тел. 8 (498) 316-23-44
ул. Советская, дом 42. Е- mail: istr_mbou_novopetr@mosreg.ru
СОГЛАСОВАНО
заместитель директора по УВР
___________ Подзорова В. М.
«____»_________________2022г.
Конспект открытого занятия на тему:
«Праздники и традиции русского народа»
Воспитатель: Лунегова Надежда Ивановна
с. Новопетровское 2022г. |
Праздники и традиции русского народа.
Цели:
- Расширить знания детей о родной стране, познакомить с народными традициями, обычаями, обрядами, развивать эстетическое и нравственное восприятие мира.
Задачи:
- Воспитывать интерес к истории и народному творчеству.
- Дать представление о единстве многонационального российского народа;
- Закрепить знания детей о названии страны, в которой они живут, о её природе, некоторых исторических событиях;
- Продолжать знакомить с культурным наследием (устным народным творчеством).
Коррекционные задачи:
- Воспитывать чувство гордости за принадлежность к великой стране.
- Развивать сообразительность, смекалку, логическое мышление, память, внимание;
- Стимулировать речевую активность детей.
- Воспитывать уважение и положительное отношение к традициям своего народа, познакомить детей с их разнообразием;
- Мотивировать детей на сохранение и продолжение этих традиций;
Возраст: учащиеся 7 класса
Продолжительность – 35 – 45 минут
Оборудование: платки, фартуки, сарафаны, блины, яйца, конфеты.
Заранее раздаются некоторым учащимся слова. Музыка для конкурса и хоровода. Проектор для просмотра видеоролика, компьютер, экран, загадки, пословицы,
Действующие лица: ведущая-воспитатель ( в наряде бабушки), учащиеся
класса переодетые в костюмы.
Ход мероприятия:
Для проведения урока ученикам предлагается межгрупповая деятельность. Такая работа требует временного разделения класса на группы для совместного решения определённых задач. Ученикам предлагается обсудить задачу, наметить пути её решения, реализовать их на практике и, наконец, представить найденный совместно результат. Каждая группа заранее получает задание, найти материал о традиционных праздниках и обычаях русского народа.
Воспитатель: Почему русский народ бережно хранит свои традиции?
– Как вы думаете, влияют ли традиции на воспитание подрастающего поколения?
– Для подтверждения или опровержения этой гипотезы нам с вами необходимо на уроке подобрать доказательства.
– К концу урока мы должны ответить на вопрос, какие черты характера в человеке воспитывают традиции и праздники русского народа? На праздник крестьяне надевали не простые наряды, а традиционные праздничные костюмы. Каждый праздник имел свои обряды, которые имели символическое значение и передавались как живая традиция от поколения к поколению. Многие традиции и обряды народных праздников живы и сегодня.
- Ребята, а вы любите праздники?
- А почему?
-Какие праздники вы знаете?
-Кто такие наши предки?
Национальная культура – это национальная память народа, то, что выделяет данный народ в ряду других, хранит человека от обезличивания, позволяет ему ощутить связь времен и поколений, получить духовную поддержку и жизненную опору.
Русский народ в первую очередь отличается от других народов особым гостеприимством, широтой традиций и другими особенностями.
И сегодня мы с вами будем говорить о праздниках и традициях нашей страны, нашего народа.
(слайд 1)
С каждым праздником на Руси связаны и его традиции.
(слайд 2)
«Традиция», «обычай», «обряд» - важнейшие элементы культуры каждого народа, эти слова всем знакомы, вызывают в памяти определённые ассоциации и обычно бывают связаны с воспоминаниями о той, «ушедшей Руси».
Воспитатель: Ребята кто расскажет нам ,что такое традиции? Обычаи? Обряд? Обрядовая культура?
Традиция – это передача от предшествующих поколений обычаев и обрядов, направлены на духовный мир личности и выполняет роль средств воспроизведения, повторения и закрепления общепринятых общественных отношений не непосредственно, а через формирование морального и духовного облика человека, складывающегося в соответствии с этими отношениями. (Например: русское гостеприимство)
Обычай предписывает человеку более детальные поведение и поступки в определённых ситуациях. (Например: рукопожатия при встрече близких друзей или родственников, утренняя и вечерняя молитва Богу, вредными обычай- угощать спиртным при встрече родственников, друзей и знакомых).
Обряд конкретизирует форму выражения общепринятого в той или иной местности поведения в особо яркие моменты жизни человека (Например: обряды свадебный, крещения, погребения). Обряды считались столь же необходимым компонентом жизни, как и праздники.
Обрядовая культура - это и есть порядок во всех проявлениях общественной жизни к данному случаю, обрядовых действий народа, этический кодекс, регулирующий коллективные настроения и эмоции. И начать, наверное, нужно с народного календаря.
Христианство подарило русским такие замечательные праздники, как Новый год, Рождество и обряд Крещения, а язычество – Масленицу, Пасха и Ивана Купалу. Мы сегодня остановимся на праздники Рождество Христово и Масленица.
Новый год и рождество
Новый год у нас стали отмечать по указу Петра Великого с 1 января 1700 года. В царском указе говорилось: «По знатным и проезжим улицам у ворот и домов учинить некоторые украшения из древ и ветвей сосновых, еловых и можжевеловых, чинить стрельбу из небольших пушек и ружей, пускать ракеты и зажигать огни. А людям скудным каждому хотя бы по древу или ветке на вороты поставить».
Но настоящая рождественская ель вошла в русские дома лишь спустя столетие, при императрице Александре Федоровне. За сто лет елка в России стала неизменным спутником зимних праздников.
(слайд 4 и 5)
7 января православные христиане отмечают Рождество Христово. В этот день в городе Вифлееме у Святой Девы Марии родился Сын Иисус Христос.
Супруги остановились на ночлег в пещере, куда в непогоду пастухи загоняют скот. Здесь и родился Иисус Христос. Дева - мать спеленала Младенца и положила в ясли. А в небесах над пещерой зажглась яркая рождественская звезда - ее называют Вифлеемской звездой.
По звезде, засиявшей на небесах в рождественскую ночь, путь к пещере, где родился младенец Христос, нашли волхвы - мудрецы Востока. Они принесли Иисусу Христу дары: золото, ладан и смирну.
Пастухам, пасшим стада на склоне холма, явился Ангел и указал дорогу к пещере, где в яслях лежал Иисус Христос - будущий Спаситель мира. Пастухи пошли поклониться рожденному Богородицей Младенцу.
(слайд 7)
Рождественские традиции: Святки (слайд8)
Двенадцать дней после праздника Рождества Христова до Крещения называют Святками, то есть святыми днями, так как эти двенадцать дней освящены великими событиями Рождества Христова. В Святки принято ходить в гости, навещать больных, стариков, дарить подарки. На Святки отменяются все посты, угощения обильны и разнообразны.
Зимние святки начинались с колядования. Молодежь рядилась и обходила все дома в деревне со святочными песнями.
Зимние святки были шумным и веселым праздником: жгли костры, собирались на игрища, устраивали посиделки, девушки гадали.
(Слайд 9)
По преданию, в течение восьми дней после рождения Иисуса Христа бродит по земле нечистая сила, рыскает по улицам, пугает прохожих. Ряженые, представляли нечистую силу, надевали рогатые и бородатые маски, пугали и веселили людей.
По традиции колядования проходят в ночь перед Рождеством Христовым с 6 на 7 января. Вечером 6 января взрослые наряжаются в красочные костюмы и идут колядовать, дети же поздравляют знакомых и соседей утром 7 января. Во время колядования дети зачитывают короткие стишки — колядки, а взрослые в ответ угощают их разными вкусняшками.
Задание: Дети одеваются в нечистую силу переодеваются в костюмы и колядуют.(исполнение колядок)
Выходят дети и поют подготовленные колядки.
Короткие колядки на Рождество для детей
К вам стучится коляда,
Накануне Рождества,
Открывайте ворота,
Не принесем мы вам вреда.
***
Колокольчик наш звенит,
Добрым людям говорит,
Мы пришли колядовать,
С Рождеством вас поздравлять.
***
Ну-ка добра хозяйка,
Нам конфет скорей давай-ка!
Счастья, радость в дом несем,
Пирожки еще мы ждем!
Будет день и пища будет,
Коляда вас не забудет!
(слайд 8)
Крещение (православный праздник) (слайд 10)
Крещение - один из главных христианских праздников. Праздником Крещения заканчиваются Рождественские святки, продолжающиеся с 7 по 19 января. Праздник начинается вечером 18 января когда все православные отмечают Крещенский Сочельник.
Праздник Крещение отмечается каждый год 19 января у православных верующих. Праздник этот связан с крещением Иисуса Христа в реке Иордан. Во времена его земной жизни, крестили только взрослых людей, которые полностью прочувствовали веру в единого Бога и осознали в себе эту, по тем временам новую, религию, ведь тогда христиане преследовались, единобожие отвергалось. Поэтому и не удивительно, что Иисус Христос принял крещение в возрасте 30 лет.
Пасха (православный праздник) (слайд 12-13)
На праздник крестьяне надевали не простые наряды, а традиционные праздничные костюмы. Каждый праздник имел свои обряды, которые имели символическое значение и передавались как живая традиция от поколения к поколению. Многие традиции и обряды народных праздников живы и сегодня.
- Ребята, а вы любите праздники?
- А почему?
-Какие праздники вы знаете?
-Кто такие наши предки?
Пасха – это светлый праздник воскресения Христа. По христианским обычаям, это символизирует воскрешение Иисуса Христа. В этот день принято готовить стандартные для этого праздника угощения. Куличи и пасхи традиционно пекут русские женщины, хозяйки дома, а яйца раскрашивают молодые члены семьи (молодежь, дети). Пасхальные яйца символизируют капли крови Христа. В настоящее время они не только раскрашиваются во всевозможные цвета, но и украшаются тематическими наклейками и узорами.
Накануне Пасхи во всех храмах проходят службы и крестный ход вокруг церкви. К этому времени уже во всех домах испекли традиционную праздничную выпечку – куличи, которые символизируют собой тело Христа, и выкрасили яйца. И прямо с утра, верующие отправляются по домам с угощением, даря другу крашеные яйца, приговаривая при этом: «Христос воскрес!» - «Воистину воскрес!». Этот обычай приветствия-поздравления, сопровождаемый обниманиями и поцелуями, получил название «христосование». Праздник христианской Пасхи продолжается семь дней и называется Святой неделей или Седьмицей. (слайд 14)
Яйцо, которое традиционно красилось в красные цвета и его оттенки, стало обязательным атрибутом и символом христианской Пасхи. А кулич всегда выпекали из дрожжевого теста, высоким и круглым. Сверху кулич украшают изображением креста. Считается, что если пасхальный хлеб удался, то в семье все будет благополучно. При еде кулич разрезают не вдоль, а поперек, сохраняя верхушку целой, чтобы покрывать ее оставшуюся часть кулича.
Игра с крашеными яйцами.
Любимая с детства всенародная забава «навбитки» веселит и взрослых и детей. Прежде чем очистить разукрашенное яичко, двое соревнуются – чье же окажется крепче. У каждого в руках по яйцу, потом писанки ударяют друг об друга. Тот, чье яйцо оказалось крепче – победитель и, при желании, по-честному может забрать себе побежденное разбитое яйцо.
Масленица (языческий праздник)
(слайд 14-15)
Пожалуй, самым веселым праздником на Руси можно назвать Масленицу. В древние времена масленица считалась днем поминовения умерших людей. Поэтому процесс сжигания чучела рассматривался в качестве похорон, а поедание блинов являлось поминками.
Со временем русский народ постепенно преобразил восприятие данного праздника. Масленица стала днем проводов зимы и предвкушения наступления весны. В этот день происходили шумные народные гуляния, проводились развлечения для людей –
Самыми популярными забавами, которые раньше устраивали в селах, были:
- кулачные бои;
- поедание на время блинов;
- катания на санях;
- лазанье на столб за призом;
- игры с медведем;
- сжигание чучела;
- купание в прорубях
И неизменной осталась главная традиция – печь блины в больших количествах и приглашать гостей на посиделки с блинами. Традиционные блины дополняются всевозможными добавками – сметана, мед, красная икра, сгущенное молоко, джемы и т.д.
Масленицу справляют целую неделю с понедельника до воскресенья ходили по гостям, пели, плясали, водили хороводы перед Великим постом.
Ребята, мы знаем, что русский народ сочинял красивые песни, любили водить хороводы. Давайте сейчас мы с вами встанем в круг и поводим хоровод, как это делали наши прабабушки и прадедушки. (Воспитатель включает запись русского народного хоровода) Музыка встаем в ХОРОВОД
Физкультминутка - хоровод:
Солнышко, солнышко, в небе посвети!
(потянуться руками вверх, подняться на носки)
Яркие лучики к нам протяни.
(вытянуть руки вперед, ладонями вверх)
Ручки мы вложим в ладошки твои,
(разбиться на пары, взяться за руки)
Нас покружи, оторвав от земли.
(покружиться парами)
Вместе с тобой мы пойдем на лужок
(перестроиться в цепочку)
Там все мы встанем дружно в кружок.
(встать в круг)
С песнями водим мы хоровод, солнышко с нами по кругу идет
(идти по кругу)
Хлопают радостно наши ладошки
(хлопать в ладоши)
Быстро шагают резвые ножки
(идти быстрым шагом)
солнышко скрылось, ушло на покой
(присесть, голову закрыть руками)
Мы же на место сядем с тобой.
(тихо сесть на свои места)
А вот воскресенье получило название «Прощенное». В этот день близкие люди просили друг у друга прощения за все причиненные им обиды и неприятности; по вечерам принято было посещать кладбища и «прощаться» с умершими. В последний день Масленичной недели происходит самое интересное действо - проводы Масленицы - с торжественным сжиганием чучела Зимы. В большой костер люди бросали также блины и остатки угощения. Детям же говорили, что вся сытная пища в костре сгорела, тем самым объясняя им, почему в Великий пост едят только постную пищу.
Прощание с Масленицей
Прощание с Масленицей завершалось в первый день Великого поста — Чистый понедельник, который считали днем очищения от греха и скоромной пищи. В Чистый понедельник обязательно мылись в бане, а женщины мыли посуду, очищая ее от жира и остатков скоромного.
Троица (православный праздник) (слайд18)
На Троицу было принято украшать церкви, избы, дворы и даже улицы свежими травами, цветами и ветками. Особое место уделялось молодым берёзовым ветвям.
Кроме того, у русских сохранился древний обычай, имеющий дохристианские корни. Он заключался в том, чтобы прийти в церковь на Троицу с пучком травы, которая должна быть оплакана. (слайд 21)
Иван Купала (языческий праздник) (слайд 20)
(слайд 21-22)
Праздник Купалы образовался в те времена, когда в честь бога плодородия люди по вечерам распевали песни, прыгали через костер. Подготовка начинается 6 июля, в день Аграфены Купальницы. В это день люди опоясывались перевязями из цветов, на голову надевали венки из трав. Водили хороводы, пели песни, разводили костры, в середину которых ставили шест с укрепленным на нем горящим колесом — символом солнца.
В настоящий момент праздник Ивана Купалы отмечается 24 июня.
В народе верили, что все чудодейственные и целебные травы распускаются как раз в ночь на Ивана Купалу. Поэтому знающие и опытные люди, а особенно деревенские лекари и знахари, ни под каким видом не пропускали Ивановой ночи и собирали целебные коренья и травы на весь год.
Ходили слухи, что в полночь на Купалу расцветает папоротник. Чудесный огненный цветок .Около полуночи на широких листьях папоротника появляется почка, которая поднимается все выше, выше, потом шатается, переворачивается и начинает «прыгать». Ровно в полночь созревшая почка с треском раскрывается и из нее появляется огненно-красный цветок. Человек сорвать его не может, но если увидит, все его пожелания исполнятся. С днем Ивана Купалы люди связывали представления о чудесах. Вот так и проходил праздник Ивана Купалы — в разгульных обрядах, гаданиях и прочих веселых и милых шалостях…
(песня про праздник Иван Купала)
Вот и подошёл к концу наше занятие.
- Как вы думаете:
Почему русский народ бережно хранит свои традиции?
С какими народными традициями и обрядами вы познакомились?
– Какие исторические события влияют на культуру человеческого бытия?
– Что воспитывают в людях народные традиции?
Заключение: Сегодня мы с вами познакомились с традициями и обычаями некоторых христианских и языческих праздников, которые издавна и широко празднуются в нашей стране.
Воспитатель: Я думаю, что вы узнали много нового и интересного о праздниках и традициях русского народа. Спасибо за сообщения, которые вы подготовили к нашему занятию. Русские народные праздники необыкновенно богаты и разнообразны. Хочется верить, что неподдельный интерес к русской культуре позволит сохранить русские традиции и обычаи и передать их нашим потомкам.
Спасибо за внимание!
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по воспитательной работе в гпд
Рабочая программа с пояснительной запиской поможет в работе воспитателям гпд...
Рабочая программа по воспитательной работе
Рабочая программа по воспитательной работе состасвлена в соответствии с ФГОС на 4 года начального обучения в школе...
Учебно - методический материал "План воспитательной работы"
Учебно - методический материал позволит начинающему классному руководителю легко и быстро составить план самостоятельно....
Рабочая программа по Воспитательной работе 1 класс школа 2100
План воспитательной работы в 1 классе...
Рабочая программа по воспитательной работе с учащимися 1-4 классов
Программа напрвлена на духовно-нравственное развитие учащихся...
Рабочая программа по воспитательной работе для обучающихся 2А класса.
Рабочая программа по воспитательной работе для обучающихся 2А класса...
Рабочая программа по воспитательной работе.
Программа по воспитательной работе составлена на основе программы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся, на 4 учебных года....