Психологические занятия с детьми Вариант 2, 4 класс
материал (4 класс)
Психологические занятия с детьми Вариант 2, 4 класс
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
психологические занятия для детей с ОВЗ | 40.78 КБ |
Предварительный просмотр:
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
коррекционно-развивающих занятий для учащегося 4 класса (2вариант)
2022-2023 учебный год
Рабочая программа разработана на основе нормативно – правовой базы:
∙ Федерального государственного образовательного стандарта 2 вариант
- Закон РФ «Об образовании»
- Типовое положение о специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии. Постановление правительства РФ, 10.03. 2000г. №212, 23.12.2002г., №919
- Методическое письмо МО РФ «О специфике деятельности специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII видов» 26.12.2000г.
- Концепция специальных федеральных государственных образовательных стандартов для детей с ограниченными возможностями здоровья, 2009г.
- Программы обучения глубоко умственно отсталых детей. Составитель – НИИ дефектологии АПН СССР. – М.,1983
1.1. Пояснительная записка
Актуальность: На сегодняшний день вопросы обучения и социализации умственно отсталых детей вызывают особый интерес у дефектологов и специальных психологов. Учёные считают, что социальное развитие ребёнка проявляется в способах его познания окружающего мира и использование своих знаний в различных жизненных ситуациях. Каждый умственно отсталый ребёнок постепенно учиться понимать самого себя и окружающих. Приобретаемые навыки межличностных взаимоотношений помогают ему овладевать культурой поведения. С возрастом ребёнок расширяет для себя предметный, природный и социальный мир. По мере расширения представлений об окружающем повышается интеллектуальное и нравственное развитие ребёнка, формируются простейшие формы логического мышления, развивается самосознание и самооценка, социальные чувства.
В изменяющихся социально-экономических условиях для решения проблем социальной адаптации и интеграции детей с нарушениями интеллекта необходимо обновление содержания, форм и методов обучения. Дети с ограниченными возможностями здоровья – это дети, состояние здоровья которых препятствует освоению образовательных программ вне специальных условий обучения и воспитания.
Успешность умственного, физического, эстетического воспитания в значительной степени зависит от качества сенсорного опыта детей, т.е. от того, насколько полно ребенок воспринимает окружающий мир. Вследствие интеллектуальных нарушений процессы восприятия, памяти, мышления, речи, двигательных и других функций нарушены или искажены, поэтому формирование любых предметных действий происходит со значительной задержкой. Поэтому детям необходима специальная обучающая помощь, направленная на формирование разнообразных видов предметно-практической деятельности. Обучение начинается с формирования элементарных специфических манипуляций, которые со временем преобразуются в произвольные целенаправленные действия с различными предметами и материалами.
Цель программы: обучение, обогащение чувственного опыта через целенаправленное систематическое воздействие на различные анализаторы.
Адресат программы: учащийся 4 класса с умеренной и тяжёлой степенью умственной отсталости.
1.2 Основные задачи программы:
∙ формирование представлений о себе, собственном теле;
∙ распознание своих ощущений и обогащение сенсорного опыта;
∙ соотнесение себя со своим именем, своим изображением на фотографии, отражением в зеркале;
∙ формирование способности осознавать и выражать свои интересы;
∙ формирование умений определять своё самочувствие(как хорошее, или плохое);
∙ формирование умения обслуживать себя;
∙ формирование положительного отношения ребенка к занятиям;
∙ развитие собственной активности ребенка;
∙ формирование устойчивой мотивации к выполнению заданий;
∙ формирование и развитие элементарных целенаправленных действий;
∙ развитие зрительного восприятия;
∙ развитие зрительного и слухового внимания;
∙ развитие вербальных и невербальных коммуникативных навыков;
∙ развитие пространственных и временных представлений;
∙ развитие мелкой моторики, зрительно-моторной координации;
∙ воспитывать трудолюбие, настойчивость и инициативность в преодолении трудностей;
∙ воспитывать патриотические чувства: любовь к Родине, к своим близким и семье;
∙ воспитывать бережное отношение к природе.
Программа рассчитана на 68 часов в год – 2 часа в неделю.
Учебно-тематический план
№ п/п | Разделы программы | Количество занятий | |
1. | Входная диагностика | 01.09.21-14.09.21 | |
2.
| ∙ Развитие аналитико-синтетической сферы ∙ Развитие внимания ∙ Развитие воображения ∙ Развитие памяти ∙ Развитие личностно-мотивационной сферы | 62 | |
3. | Итоговая диагностика | 15.05.21-31.05.22 | |
Всего | 62 | ||
1.4 Основные требования к знаниям, умениям, навыкам учащихся к концу коррекционного обучения:
Учащиеся должны уметь:
∙ входить и выходить из учебного помещения со звонком;
∙ ориентироваться в пространстве класса (зала, учебного помещения), пользоваться учебной мебелью;
∙ адекватно использовать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты и т. д.);
∙ выкладывать с помощью палочек простые изображении;
∙ собирать и разбирать пирамидку;
∙ строить из кубиков башню;
∙ обводить по контуру, правильно удерживать ручку, выполнять штриховку.
Учащиеся должны знать:
∙ различные по размеру и форме предметы;
∙ звуки животный и различных инструментов;
∙ что определенные его действия несут опасность для него;
∙ правила поведения в школе;
∙ свои внешние данные, состояние своего самочувствия;
∙ адрес проживания родных или близких.
1.6. Календарно – тематическое планирование
№ п/п | Дата | Корректировка | Тема | Содержание работы | Кол-во часов |
I четверть (13 часов) | |||||
1. | 16.09.21 |
| «Продолжи закономерность». Осень | Формирование знаний о сезонных изменениях в природе, формирование знаний названий осенних месяцев, их последовательности. | 2 |
2. | 20.09.21 |
| |||
3. | 23.09.21 |
| «Право, лево, верх-низ. Зарисовки на листе» | Формирование навыков пространственной ориентировки, развитие мелкой моторики. | 2 |
4. | 27.09.21 |
| |||
5. | 30.09.21 |
| «Труд людей осенью»
| Формирование знаний о том, чем занимаются люди осенью. Развитие речи, пополнение словарного запаса. | 2 |
6. | 04.10.21 |
| |||
7. | 07.10.21 |
| «Впереди, сзади, между» | Формирование навыков пространственной ориентировки. Развитие пространственной ориентировки, развитие общей моторики. | 2 |
8. | 11.10.21 |
| |||
9. | 14.10.21 |
| «Зашифрованный рисунок». Впереди, сзади, между. | Формирование навыков пространственной ориентировки. Развитие пространственной ориентировки, развитие общей моторики. | 2 |
10. | 18.10.21 |
| |||
11. | 21.10.21 |
| «Исключи лишнее».Цифры от 1 до 10 | Формирование математических навыков, стойких знаний цифр от 1 до 10. Развитие мыслительных операций, развитие математических представлений. | 1 |
12. | 25.10.21 |
| «Школа». Чтение по слогам. | Формирование знаний о школе. Развитие речи, пополнение словарного запаса, социально-бытовая ориентировка. | 1 |
13. | 28.10.21 |
| «Найди отличия» Десяток | Формирование навыков счёта десятками. Развитие вычислительных навыков, развитие мыслительных операций. | 1 |
II четверть (14 часов) | |||||
14. | 08.11.21 |
| «Сходство и различие». Нумерация. | Формирование знаний порядкового счёта. Развитие математических представлений, развитие мыслительных операций. | 1 |
15. | 11.11.21 |
| «Сгруппируй предметы». Словарь.Одежда, обувь | Формирование знаний о видах одежды и обуви, их называние, назначение, уход за ними. Расширение кругозора, пополнение запаса знаний, социально-бытовая ориентировка | 1 |
16. | 15.11.21 |
| «Дом» зарисовки. Отработка техники чтения. | Формирование знаний о городе, улицах, доме, в котором живёшь, домашнем адресе. Расширение кругозора, пополнение запаса знаний, социально-бытовая ориентировка. | 1 |
17. | 18.11.21 |
| «Найди отличия» Десяток | Формирование знаний порядкового счёта. Развитие математических представлений, развитие мыслительных операций. | 1 |
18. | 22.11.21 |
| «Графический диктант». Многоугольники | Формирование знаний о многоугольниках. Расширение математических представлений, пополнение словарного запаса. | 1 |
19. | 25.11.21 |
| «И мы…». Насекомые | Формирование знаний о насекомых, их разнообразии. Расширение запаса знаний об окружающем мире, развитие речи, развитие памяти, пополнение словарного запаса. | 1 |
20. | 29.11.21 |
| «Зрительный диктант». Нумерация чисел в пределах 20 | Формирование знаний порядкового счёта. Развитие математических представлений, развитие мыслительных операций. | 1 |
21. | 02.12.21 |
| «Продолжи закономерность». «Моя семья»
| Формирование знаний и представлений о членах семьи. Развитие речи, развитие внимания к окружающим людям. | 1 |
22. | 06.12.21 |
| «Найди отличия». .Овощи и фрукты - разные продукты | Формирование навыков классификации и дифференциации понятий овощи и фрукты. Расширение представлений об окружающее мире, пополнение словарного запаса. | 1 |
23. | 09.12.21 |
| «Сходство и различие». Нумерация | Формирование знаний порядкового счёта. Развитие математических представлений, развитие мыслительных операций. | 1 |
24. | 13.12.21 |
| «Исключи лишнее». Одежда, обувь. Правописание. | Формирование знаний о видах одежды и обуви, их называние, назначение, уход за ними. Расширение кругозора, пополнение запаса знаний, социально-бытовая ориентировка. | 1 |
25. | 16.12.21 |
| Аналитические задачи. Двузначное число | Формирование знаний двузначного числа. Развитие памяти, развитие мыслительных операций. | 1 |
26. | 20.12.21 |
| «Исключи лишнее». Птицы. Чтение целыми словами. | Формирование знаний о птицах, их разнообразии, о строении тела. Расширение запаса знаний об окружающем мире, развитие речи, пополнение словарного запаса. | 1 |
27. | 23.12.21 |
| «Дорисуй девятое». Состав двузначного числа | Формирование знаний состава двузначного числа 10-15. Развитие памяти, развитие мыслительных операций. | 1 |
III четверть (22 часа) | |||||
28. | 10.01.22 |
| «Зрительный диктант». Фрукты. | Формирование знаний о фруктах. Расширение представлений об окружающем мире, пополнение словарного запаса, развитие речи. | 1 |
29. | 13.01.22 |
| «Запутанные дорожки». Единицы измерения | Формирование знаний о различных единицах измерения. Развитие мыслительных операций, развитие памяти, развитие внимания. | 1 |
30. | 17.01.22 |
| «Составление рассказа». Деревья | Формирование знаний о деревьях, их названия, польза, уход. Социально-бытовая ориентировка, расширение кругозора, развитие словарного запаса. | 1 |
31. | 20.01.22 |
| «Продолжи закономерность». Число 14, 15, 16 | Формирование знаний чисел 14, 15, 16. Развитие памяти, развитие мыслительных операций. | 1 |
32. | 24.01.22 |
| «Снежный ком». Зима. Зимние забавы | Формирование знаний о сезонных изменениях в природе, формирование знаний зимних месяцев, их последовательность. Формирование знаний о зимних видах спорта, о детских зимних играх. | 1 |
33. | 27.01.22 |
| «Сходство и различие». Зима, весна. | Формирование знаний о сезонных изменениях в природе, формирование знаний названий весенних месяцев, их последовательности. | 1 |
34. | 31.01.22 |
| «Внимательный художник». Единицы длины. Дм | Формирование знаний об единице длины см. Развитие мыслительных операций, развитие внимания, развитие памяти. | 1 |
35. | 03.02.22 |
| «Продолжи логический ряд». ПДД зимой | Формирование знаний безопасности на дорогах в зимнее время года. Расширение кругозора, развитие реи, социально-бытовая ориентировка. | 1 |
36. | 07.02.22 |
| «Внимательный художник». Весна. Отработка навыков чтения. | Формирование знаний о сезонных изменениях в природе, формирование знаний названий весенних месяцев, их последовательности. | 1 |
37. | 10.02.22 |
| «Сходство и различие». ПДД весной. Правописание. | Формирование знаний безопасности на дорогах в весеннее время года. Расширение кругозора, развитие реи, социально-бытовая ориентировка. | 1 |
38. | 14.02.22 |
| «Точки». Состав чисел в пределах 20 | Формирование знаний состава двузначного числа в пределах 20. Развитие внимания, памяти, развитие мыслительных операций. | 1 |
39. | 17.02.22 |
| Поиск ошибок в тексте. ПДД весной. | Формирование знаний безопасности на дорогах в весеннее время года. Расширение кругозора, развитие реи, социально-бытовая ориентировка. | 1 |
40. | 21.02.22 |
| «Исключи лишнее». Число 20. Состав чисел в пределах 20 | Формирование знаний состава двузначного числа в пределах 20. Развитие памяти, развитие мыслительных операций. | 1 |
41. | 24.02.22 |
| «Зашифрованный рисунок». Охрана здоровья | Формирование знаний о способах здоровьесбережения. Расширение представлений, социально-бытовая ориентировка, пополнение словарного запаса. | 1 |
42. | 28.02.22 |
| «Лабиринты». Углы | Формирование знаний об углах, их виды. Расширение математических представлений, развитие словарного запаса. | 1 |
43. | 03.03.22 |
| «И мы». Охрана здоровья | Формирование знаний о способах здоровьесбережения. Расширение представлений, социально-бытовая ориентировка, пополнение словарного запаса. | 1 |
44. | 07.03.22 |
| «Продолжи закономерность» Углы | Формирование знаний об углах, их виды. Расширение математических представлений, развитие словарного запаса. | 1 |
45. | 10.03.22 |
| «Кукольный театр». Правописание. | Формирование умения обращаться с ручным кукольным театром. Развитие мыслительных операций, развитие памяти, развитие внимания, развитие координации движений. | 1 |
46. | 14.03.22 |
| «Найди отличия». Чтение словами. Зоопарк | Формирование знаний о животных, которые живут в зоопарке, их питание, уход за ними. Расширение представлений о жизни животных, развитие речи, пополнение словарного запаса. | 1 |
47. | 17.03.22 |
| «Пальчиковый театр». Обобщающее занятие. | Формирование умения обращаться с пальчиковым театром. Развитие мыслительных операций, развитие памяти, развитие внимания, развитие координации движений. | 1 |
48. | 21.03.22 |
| «Найди отличия» Словарные слова. Инструменты | Формирование знаний об инструментах, используемых на уроке. Развитие словарного запаса, социально-бытовая ориентировка. | 1 |
49. | 24.03.22 |
| «Внимательный художник». Части тела | Формирование знаний частей тела человека. Развитие представлений о себе, строении собственного тела, развитие навыков ориентироваться на схеме тела человека. | 1 |
IV четверть (12 часов) | |||||
50- 51 | 04.04.22 |
| «Продолжи логический ряд». Неделя | Формирование знаний названий дней недели, их последовательности. Расширение кругозора, пополнение словарного запаса, социально-бытовая ориентировка. | 1 |
52-53. | 07.04.22 |
| «Исключи лишнее» Правила гигиены | Формирование знаний гигиены. Социально-бытовая ориентировка, развитие мышления. | 1 |
54. | 11.04.22 |
| «Зашифрованный рисунок». Геометрические фигуры | Закрепление знаний о геометрических фигурах. Формирование математических навыков, развитие умения обобщать и классифицировать. | 2 |
55. | 14.04.22 |
| |||
56. | 18.04.22 |
| «Найди отличия». Птицы | Формирование знаний о птицах, их разнообразии, о строении тела. Расширение запаса знаний об окружающем мире, развитие речи, пополнение словарного запаса. | 1 |
57-58. | 21.04.22 |
| «Запутанные дорожки». Правило перестановки слагаемых | Формирование знаний о перестановке слагаемых. Развитие математических представлений, развитие мыслительных операций. | 1 |
59 | 25.04.22 |
| «Внимательный художник». Чтение словами. Дикие животные. | Формирование знаний о внешнем виде, питании, пользе, местообитании, питании. Социально-бытовая ориентировка, развитие мыслительных процессов. | 2 |
60 | 28.04.22 |
| |||
61-62 | 02.05.22 |
| «Графический диктант» Строчные и прописные буквы. | Формирование навыка дифференцировать предметы по величине. Развитие мыслительных операций, развитие памяти, формирование математических представлений. | 1 |
63-64 | 05.05.22 |
| «Графический диктант». Величина. | Формирование навыка дифференцировать предметы по величине. Развитие мыслительных операций, развитие памяти, формирование математических представлений. | 1 |
65-66 | 09.05.22 |
| «Муха». Цвет | Формирование навыка дифференцировать предметы по цвету. Развитие мыслительных операций, развитие памяти, формирование математических представлений. | 1 |
67. | 12.05.22 |
| «Угадай слово». «Моя семья». | Формирование знаний и представлений о членах семьи. Развитие речи, развитие внимания к окружающим людям. | 1 |
68. | 16.05.22 |
| Итоговое занятие. | Повторение и закрепление игр, заданий, упражнений. Коррекция всех мыслительных операций. | 1 |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
коррекционно-развивающих занятий для 4 класса (2вариант)
2022-2023 учебный год
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПРОГРАММА КОРРЕКЦИОННЫХ (ЛОГОПЕДИЧЕСКИХ) ЗАНЯТИЙ С ДЕТЬМИ 1-3 КЛАССОВ
Данная программа направлена на преодоление ОНРНВ у учащихся младшей школы. Написана на основе программы А.В.Ястребовой....
Психологические занятия с детьми
Занятия могут проводиться воспитателем, учителем или психологом один раз в неделю в течение всего года. Продолжительность занятия зависит от возраста детей. Для детей 3-4 лет это 15 мин, для младших ш...
Логопедические занятия с детьми 1-4 классов.
Логопедические занятия по преодалению дисграфии в начальной школе....
Психологическое занятие в 5-6-х классах . Дружба
Цели:- расширить знания учащихся о взаимоотношениях людей, о дружбе;- способствовать сплочению классного коллектива;- воспитывать у учащихся умение дружить по-настоящему;- развивать мышление и речь уч...
«Человек, полюби человека…» Психологическое занятие для 8-9-х классов
Цель: Повышение у учащихся уровня толерантности к фрустрации, т.е. адекватных возможностей, порога реагирования на неблагоприятное воздействие (устойчивости) со стороны всех участник...
Психологическое занятие ля учащихся 2-го класса "Поделись улыбкою своей"
Цели и задачи занятия:Развивать коммуникативные способности школьников, умение общаться в парах, коллективе;Дать учащимся представление о том, что такое улыбка, в чём её секреты (значение улыбки для з...
Психологические занятия с детьми
Занятия могут проводиться воспитателем, учителем или психологом один раз в неделю в течение всего года. Продолжительность занятия зависит от возраста детей. Для детей 3-4 лет это 15 мин, для мла...