Великая Отечественная война в письмах
методическая разработка

Патриотическое воспитание 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ВОВ в письмах439 КБ

Предварительный просмотр:

II Всероссийский дистанционный конкурс

среди классных руководителей

на лучшие методические разработки воспитательных  мероприятий

(региональный этап)

Патриотическое воспитание и формирование российской идентичности

Тема методической разработки:

« Великая Отечественная война в письмах»

                                                                                                 Автор:

Мазурова Елена  Николаевна

                                                                                учитель начальных классов МБОУ «Средняя общеобразовательная школа

 имени Героя Советского Союза Новикова К.И.»

Курского района Курской области.

2021 год

     Пояснительная записка

В системе воспитания младших школьников огромную роль играют внеклассные мероприятия (классные часы, внеурочные занятия, игровые программы, познавательные беседы).

Именно внеклассные мероприятия выполняют воспитательную, образовательную и развивающие функции.

Кроме того, все внеклассные мероприятия несут в себе и познавательную функцию, способствуют расширению кругозора у детей.

Безусловно, подготовка и проведение внеклассных мероприятий требуют от педагогов дополнительных педагогических усилий, определённого педагогического мастерства.

Практическая значимость заключается в стремлении придать воспитательной работе с младшими школьниками игровой характер с целью:

■ соблюсти целостность, системность и внутреннюю логику самого содержания воспитательной деятельности;

■ усилить в воспитательной деятельности эмоциональную привлекательность, внешнюю притягательность, создать особое поле активности детей, их творчества и психологической заряженности.

Фронтовые письма – это частичка нашей истории. В них сама жизнь. В письмах с фронта переданы чувства, понятные и близкие каждому, в них звучат темы мужества, патриотизма, верности. Связь с домом, уверенность, что ты защищаешь свою семью, что тебя ждут, давала силы воевать и верить в победу.

Представленная методическая разработка внеклассного мероприятия поможет учителям начальной школы, организаторам и педагогам дополнительного образования в организации внеклассной работы для младших школьников. 

                  Тема: Великая Отечественная война в письмах.

Цель: Создание условий обеспечивающих воспитание  патриотических и нравственных чувств у детей младшего школьного возраста.  

Задачи:

  • Углубить исторические знания Великой Отечественной войне.
  • Сформировать чувство сопричастности к Российской истории.
  • Актуализировать интерес к сохранению живой памяти поколений.
  • Приобщить к духовным, гражданским, нравственным ценностям.
  • Воспитывать гордость за причисление себя к гражданам страны.

Интеграция областей:

Физическое развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно — эстетическое развитие, социально-коммуникативное развитие.

Форма проведения: классный час с элементами физкультурно-оздоровительной деятельности и декоративно-прикладного творчества.

Материалы: походный рюкзак, военная медаль, письмо-треугольник, простой карандаш, пилотка с красной звёздочкой, расшитый кисет,  котелок, железная кружка, ложка, фляжка, письма-треугольники ( не оригиналы), фотографии, цветные карандаши, прямоугольные листы бумаги на каждого ребёнка, канат, кольцеброс, листы формата А-4 на каждого ребёнка по 2шт, стена-памяти, звукозаписи: песня на слова В.Лебедева — Кумача, музыка А.В.Александрова. «Священная война»; песня композитора Яна Френкеля на стихи Расула Гамзатова, в исполнении Марка Бернеса «Журавли».

                                               Ход мероприятия:

        Учитель вносит в класс походный рюкзак, раскрывает его и начинает, с интересом рассматривать предметы, которые в нём лежат. Обучающиеся подходят к педагогу и присоединяются к разглядыванию вещей.

        Учитель, показывая детям медаль, письмо-треугольник, простой карандаш, пилотку с красной звёздочкой, солдатский ремень, расшитый кисет,  котелок, железную кружку, ложку, фляжку,  выясняет вместе с обучающимися, как эти предметы  называются и для чего они нужны человеку.

Учитель: Ребята, подумайте и скажите, кому эти вещи принадлежат?

Дети: Солдату.

Учитель: Да, ребята, такие предметы были у бойцов Красной Армии, которые защищали нашу, необъятную Родину, от фашистов.

 Учитель: Утром, 22 июня 1941 года, накануне, в субботу в большинстве школ состоялись выпускные вечера. Счастливые выпускники под утро расходились по домам. По дороге пели, смеялись строили планы на будущее. Они не знали, что их мечтам  не суждено будет сбыться — война уже началась!

        Перед рассветом пограничники, несущие свою боевую вахту, заметили на западе возникшую вдруг будто из-под земли огромную чёрную тучу. Послышался гул сотен и сотен тяжёлых самолётов. И вот они рядом, распластав свои крылья с чёрными крестами, понеслись бомбить мирно спавшие города России. Так, без объявления войны, германские войска напали на нашу страну, атаковали наши границы во многих местах и подвергли бомбёжке нашу Родину. Это было невиданное вероломство в истории цивилизованных народов.

Звучит песня на слова В.Лебедева — Кумача, музыка А.В.Александрова. «Священная война».

 Учитель: Стеной встал русский народ на защиту Родины, на защиту своей свободы от иноземных поработителей, как один человек — с одной волей, с одним сердцем, с одним умом...

Прощайте товарищи,

Вас провожая,

Мы не будем плакать и рыдать.

Идите родные,

Любимые братья,

Страну от врага защищать.

Далее педагог приглашает детей за круглый стол, на котором лежат письма — треугольники с фронта (не оригиналы).

 Учитель: Вдали от дома грустили солдаты по родному очагу, крепко скучали по жене и детям. Счастливой была минута, когда выпадало счастье, получить письмо. Бесконечно дороги были фронтовикам такие письма.

Педагог читает детям некоторые фрагменты из них:

         « Привет Коля! Горжусь тобой смелый лётчик! Я также привёл свою боевую машину в полный порядок.

        Я полон ненависти к врагу. Чувство долга перед Родиной влечёт меня в поле боя. Когда я получу боевой приказ, мы с тобой не подкачаем, мой братыш. Мы победим!».

        А вот это письмо — завещание написано на листке, вырванном из блокнота, его нашли в солдатском медальоне:

        «Товарищи, бойцы, командиры! Идя в атаку, я обязуюсь до последнего вздоха биться за честь и независимость своей матери — Родины. Смерть и презрение фашистам!».

        Это, письмо - завещание сыну:

         «Мой дорогой сын Гарик!

        Когда ты будешь читать это письмо, пройдёт много лет, отгремит война и на освобождённой земле зацветёт снова счастливая и радостная жизнь, какая была до войны. Ты долго ждал меня и не дождался, я как и сотни других отцов, погиб в борьбе с заклятым врагом — фашистами, которые напали на нашу страну, нарушили мирную жизнь, принесли много горя нам.

        Но я умираю, и глубоко верю, что ты, мой любимый сыночек, будешь жить в свободной, цветущей стране. И ты, мой сыночек, не покраснеешь за меня, за своего отца, а сможешь гордо сказать: «Мой отец погиб в борьбе за будущее счастье, верный присяге и Отечеству».

        Ты шагай вперёд, борись за лучшую жизнь, а если твоему любимому Отечеству станет угрожать враг, будь достоин меня, своего отца. Не пожалей жизни за свою Родину.

        Целую тебя мой сыночек, на всю жизнь крепко, крепко.

        Твой отец».

Учитель: Ребята, какие чувства вы испытываете, слушая эти письма?

Дети: Чувство грусти, печали, злости к врагу, уважения к солдатам, гордости за их смелость и отвагу.

Учитель: Эти письма разные и очень похожие. Почему?

Дети: Письма адресованы разным людям, но все они призывают любить и защищать свою Родину, сражаться за честь, свободу и достоинство.

Учитель: Бойцы с нетерпение ждали весточку из дома, единственной связующей ниточкой стала почтовая связь. Письма на фронт приходили быстрее, чем с фронта. Отлично работали почтовые вагоны, почтовые самолёты, автомобили и мотоциклы. Даже трудились почтовые голуби, для уничтожения которых, фашисты вывели породу ястребов, которые перехватывали наших голубей, но наши учёные запустили в жизнь, породу ночных голубей и полевая почта доходила до своего адресата быстрее, чем с фронта на малую родину бойца. (Показ фотографий об условиях доставки почты).

Учитель: Ребята, а вы любите Родину?  Если на нашу Родину обрушится беда, мы её спасём?

Дети: Да! Любим!  Спасём Отечество! Защитим Родину!

Учитель: А какой он, защитник Родины?

Дети: Сильный, ловкий, меткий, смелый, спортивный!

Учитель: Я предлагаю  вам устроить троеборье под названием

« Я защитник Отечества!»

Задание №1. «Конкурс силачей»: две команды перетягивают канат, каждая на свою сторону, побеждает та команда, которая перетянет канат, на свою сторону.

Задание №2. «Меткий стрелок»: две команды бросают кольца на кольцеброс, у которой команды больше колец на кольцебросе, та и побеждает.

Задание №3. «Топкое болото»: Каждому игроку команды дают по две картонки величиной А-4. По сигналу ведущего, игрок наклоняется, кладёт картонку перед собой и становится на неё, затем кладёт другую впереди себя, перебирается на неё, берёт оставшуюся и кладёт впереди себя и т. д. Важно добраться до цели как можно быстрее, не провалившись в болото.

Учитель: Ребята в каждой семье есть своя история о герое Великой Отечественной войны. Ваши прадеды, деды защищали нашу землю от чёрной орды. В честь памяти о героях  Великой Отечественной войны, я предлагаю вспомнить о них Минутой молчания.

Учитель: 

А письма

В треугольничках солдатских!
Они для нас,
До сей поры полны
И мужества, и доброты, и ласки,
И грозного дыхания войны.

Учитель: Ребята, а сейчас пришло время нарисовать и  сделать открытки от потомков, посвящённых нашим дедам и прадедам,  прославляющие Победу, мир, весну и свернём их в письмо-треугольник. Этими рисунками и открытками мы оформим стену — памяти в нашем классе, почтив  память о героях Великой Отечественной войны.

Под звуки песни композитора Яна Френкеля на стихи Расула Гамзатова, в исполнении Марка Бернеса «Журавли», дети выполняют работу, после чего вывешивают рисунки и поделки на стену памяти в классе.

Список литературы:

  1. Великая Отечественная война в письмах [ Текст]: / В.Г.Гришин. -Политиздат, 1980г.
  2. Как устроить детям праздник [Текст] : / И.В. Мирошниченко. -ООО ТД «Издательство», 2005г.
  3. Летопись Великой Отечественной 1941-1945 краткая иллюстративная история для юношества[Текст] : / Н.М. Афанасьев. - Издательство «Молодая гвардия», 2000г.  

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Письма солдату Великой Отечественной войны

письма-благодарности от учеников третьего класса к солдатам, которые  в  годы Великой Отечественной войны приближали Великую Победу и победили....

План проведения дистанционного занятия Письмо ветерану Великой Отечественной войны Рыжковой Н.Н. ГБОУ СОШ №414

В материале можно познакомиться с планом проведения дистанционного занятия в сообществе "Оригами, дизайн и другое творчество" в период дистанционного обучения объединения "Юные дизайнер...

Конспект урока окружающего мира. Тема "Великая война и великая Победа. Начало Великой Отечественной войны" (УМК "Школа России", 4 класс)

КОНСПЕКТ УРОКА ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ Тема: «Великая война и великая Победа. Начало Великой Отечественной войны». Цели деятельности учителя: формировать представление о Великой Отечестве...

Тезисы к докладу на тему «Великая Победа: наследие и наследники», Социальный школьный проект, посвящённый 75-летию Победы в Великой Отечественной войне. «Письма в прошлое»

Система воспитательной работы в начальной школе  строится на тесных взаимоотношениях с семьями учащихся. И формируя первоначальные представления об истории страны мы опираемся на историю семьи. И...

«Письмо прапрадедушке Бирюкову Ивану Петровичу, участнику Великой Отечественной войны»

Здравствуй, дорогой мой прапрадедушкя Ваня![[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"28273146","attributes":{"alt":"","class":"media-image"}}]]Пишет тебе твоя праправнучка Ксения из 202...