Великая Отечественная война в письмах
методическая разработка
Предварительный просмотр:
II Всероссийский дистанционный конкурс
среди классных руководителей
на лучшие методические разработки воспитательных мероприятий
(региональный этап)
Патриотическое воспитание и формирование российской идентичности
Тема методической разработки:
« Великая Отечественная война в письмах»
Автор:
Мазурова Елена Николаевна
учитель начальных классов МБОУ «Средняя общеобразовательная школа
имени Героя Советского Союза Новикова К.И.»
Курского района Курской области.
2021 год
Пояснительная записка
В системе воспитания младших школьников огромную роль играют внеклассные мероприятия (классные часы, внеурочные занятия, игровые программы, познавательные беседы).
Именно внеклассные мероприятия выполняют воспитательную, образовательную и развивающие функции.
Кроме того, все внеклассные мероприятия несут в себе и познавательную функцию, способствуют расширению кругозора у детей.
Безусловно, подготовка и проведение внеклассных мероприятий требуют от педагогов дополнительных педагогических усилий, определённого педагогического мастерства.
Практическая значимость заключается в стремлении придать воспитательной работе с младшими школьниками игровой характер с целью:
■ соблюсти целостность, системность и внутреннюю логику самого содержания воспитательной деятельности;
■ усилить в воспитательной деятельности эмоциональную привлекательность, внешнюю притягательность, создать особое поле активности детей, их творчества и психологической заряженности.
Фронтовые письма – это частичка нашей истории. В них сама жизнь. В письмах с фронта переданы чувства, понятные и близкие каждому, в них звучат темы мужества, патриотизма, верности. Связь с домом, уверенность, что ты защищаешь свою семью, что тебя ждут, давала силы воевать и верить в победу.
Представленная методическая разработка внеклассного мероприятия поможет учителям начальной школы, организаторам и педагогам дополнительного образования в организации внеклассной работы для младших школьников.
Тема: Великая Отечественная война в письмах.
Цель: Создание условий обеспечивающих воспитание патриотических и нравственных чувств у детей младшего школьного возраста.
Задачи:
- Углубить исторические знания Великой Отечественной войне.
- Сформировать чувство сопричастности к Российской истории.
- Актуализировать интерес к сохранению живой памяти поколений.
- Приобщить к духовным, гражданским, нравственным ценностям.
- Воспитывать гордость за причисление себя к гражданам страны.
Интеграция областей:
Физическое развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно — эстетическое развитие, социально-коммуникативное развитие.
Форма проведения: классный час с элементами физкультурно-оздоровительной деятельности и декоративно-прикладного творчества.
Материалы: походный рюкзак, военная медаль, письмо-треугольник, простой карандаш, пилотка с красной звёздочкой, расшитый кисет, котелок, железная кружка, ложка, фляжка, письма-треугольники ( не оригиналы), фотографии, цветные карандаши, прямоугольные листы бумаги на каждого ребёнка, канат, кольцеброс, листы формата А-4 на каждого ребёнка по 2шт, стена-памяти, звукозаписи: песня на слова В.Лебедева — Кумача, музыка А.В.Александрова. «Священная война»; песня композитора Яна Френкеля на стихи Расула Гамзатова, в исполнении Марка Бернеса «Журавли».
Ход мероприятия:
Учитель вносит в класс походный рюкзак, раскрывает его и начинает, с интересом рассматривать предметы, которые в нём лежат. Обучающиеся подходят к педагогу и присоединяются к разглядыванию вещей.
Учитель, показывая детям медаль, письмо-треугольник, простой карандаш, пилотку с красной звёздочкой, солдатский ремень, расшитый кисет, котелок, железную кружку, ложку, фляжку, выясняет вместе с обучающимися, как эти предметы называются и для чего они нужны человеку.
Учитель: Ребята, подумайте и скажите, кому эти вещи принадлежат?
Дети: Солдату.
Учитель: Да, ребята, такие предметы были у бойцов Красной Армии, которые защищали нашу, необъятную Родину, от фашистов.
Учитель: Утром, 22 июня 1941 года, накануне, в субботу в большинстве школ состоялись выпускные вечера. Счастливые выпускники под утро расходились по домам. По дороге пели, смеялись строили планы на будущее. Они не знали, что их мечтам не суждено будет сбыться — война уже началась!
Перед рассветом пограничники, несущие свою боевую вахту, заметили на западе возникшую вдруг будто из-под земли огромную чёрную тучу. Послышался гул сотен и сотен тяжёлых самолётов. И вот они рядом, распластав свои крылья с чёрными крестами, понеслись бомбить мирно спавшие города России. Так, без объявления войны, германские войска напали на нашу страну, атаковали наши границы во многих местах и подвергли бомбёжке нашу Родину. Это было невиданное вероломство в истории цивилизованных народов.
Звучит песня на слова В.Лебедева — Кумача, музыка А.В.Александрова. «Священная война».
Учитель: Стеной встал русский народ на защиту Родины, на защиту своей свободы от иноземных поработителей, как один человек — с одной волей, с одним сердцем, с одним умом...
Прощайте товарищи,
Вас провожая,
Мы не будем плакать и рыдать.
Идите родные,
Любимые братья,
Страну от врага защищать.
Далее педагог приглашает детей за круглый стол, на котором лежат письма — треугольники с фронта (не оригиналы).
Учитель: Вдали от дома грустили солдаты по родному очагу, крепко скучали по жене и детям. Счастливой была минута, когда выпадало счастье, получить письмо. Бесконечно дороги были фронтовикам такие письма.
Педагог читает детям некоторые фрагменты из них:
« Привет Коля! Горжусь тобой смелый лётчик! Я также привёл свою боевую машину в полный порядок.
Я полон ненависти к врагу. Чувство долга перед Родиной влечёт меня в поле боя. Когда я получу боевой приказ, мы с тобой не подкачаем, мой братыш. Мы победим!».
А вот это письмо — завещание написано на листке, вырванном из блокнота, его нашли в солдатском медальоне:
«Товарищи, бойцы, командиры! Идя в атаку, я обязуюсь до последнего вздоха биться за честь и независимость своей матери — Родины. Смерть и презрение фашистам!».
Это, письмо - завещание сыну:
«Мой дорогой сын Гарик!
Когда ты будешь читать это письмо, пройдёт много лет, отгремит война и на освобождённой земле зацветёт снова счастливая и радостная жизнь, какая была до войны. Ты долго ждал меня и не дождался, я как и сотни других отцов, погиб в борьбе с заклятым врагом — фашистами, которые напали на нашу страну, нарушили мирную жизнь, принесли много горя нам.
Но я умираю, и глубоко верю, что ты, мой любимый сыночек, будешь жить в свободной, цветущей стране. И ты, мой сыночек, не покраснеешь за меня, за своего отца, а сможешь гордо сказать: «Мой отец погиб в борьбе за будущее счастье, верный присяге и Отечеству».
Ты шагай вперёд, борись за лучшую жизнь, а если твоему любимому Отечеству станет угрожать враг, будь достоин меня, своего отца. Не пожалей жизни за свою Родину.
Целую тебя мой сыночек, на всю жизнь крепко, крепко.
Твой отец».
Учитель: Ребята, какие чувства вы испытываете, слушая эти письма?
Дети: Чувство грусти, печали, злости к врагу, уважения к солдатам, гордости за их смелость и отвагу.
Учитель: Эти письма разные и очень похожие. Почему?
Дети: Письма адресованы разным людям, но все они призывают любить и защищать свою Родину, сражаться за честь, свободу и достоинство.
Учитель: Бойцы с нетерпение ждали весточку из дома, единственной связующей ниточкой стала почтовая связь. Письма на фронт приходили быстрее, чем с фронта. Отлично работали почтовые вагоны, почтовые самолёты, автомобили и мотоциклы. Даже трудились почтовые голуби, для уничтожения которых, фашисты вывели породу ястребов, которые перехватывали наших голубей, но наши учёные запустили в жизнь, породу ночных голубей и полевая почта доходила до своего адресата быстрее, чем с фронта на малую родину бойца. (Показ фотографий об условиях доставки почты).
Учитель: Ребята, а вы любите Родину? Если на нашу Родину обрушится беда, мы её спасём?
Дети: Да! Любим! Спасём Отечество! Защитим Родину!
Учитель: А какой он, защитник Родины?
Дети: Сильный, ловкий, меткий, смелый, спортивный!
Учитель: Я предлагаю вам устроить троеборье под названием
« Я защитник Отечества!»
Задание №1. «Конкурс силачей»: две команды перетягивают канат, каждая на свою сторону, побеждает та команда, которая перетянет канат, на свою сторону.
Задание №2. «Меткий стрелок»: две команды бросают кольца на кольцеброс, у которой команды больше колец на кольцебросе, та и побеждает.
Задание №3. «Топкое болото»: Каждому игроку команды дают по две картонки величиной А-4. По сигналу ведущего, игрок наклоняется, кладёт картонку перед собой и становится на неё, затем кладёт другую впереди себя, перебирается на неё, берёт оставшуюся и кладёт впереди себя и т. д. Важно добраться до цели как можно быстрее, не провалившись в болото.
Учитель: Ребята в каждой семье есть своя история о герое Великой Отечественной войны. Ваши прадеды, деды защищали нашу землю от чёрной орды. В честь памяти о героях Великой Отечественной войны, я предлагаю вспомнить о них Минутой молчания.
Учитель:
А письма
В треугольничках солдатских!
Они для нас,
До сей поры полны
И мужества, и доброты, и ласки,
И грозного дыхания войны.
Учитель: Ребята, а сейчас пришло время нарисовать и сделать открытки от потомков, посвящённых нашим дедам и прадедам, прославляющие Победу, мир, весну и свернём их в письмо-треугольник. Этими рисунками и открытками мы оформим стену — памяти в нашем классе, почтив память о героях Великой Отечественной войны.
Под звуки песни композитора Яна Френкеля на стихи Расула Гамзатова, в исполнении Марка Бернеса «Журавли», дети выполняют работу, после чего вывешивают рисунки и поделки на стену памяти в классе.
Список литературы:
- Великая Отечественная война в письмах [ Текст]: / В.Г.Гришин. -Политиздат, 1980г.
- Как устроить детям праздник [Текст] : / И.В. Мирошниченко. -ООО ТД «Издательство», 2005г.
- Летопись Великой Отечественной 1941-1945 краткая иллюстративная история для юношества[Текст] : / Н.М. Афанасьев. - Издательство «Молодая гвардия», 2000г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Письма солдату Великой Отечественной войны
письма-благодарности от учеников третьего класса к солдатам, которые в годы Великой Отечественной войны приближали Великую Победу и победили....
«Великая Победа: наследие и наследники. 75-летию Победы в Великой Отечественной войне посвящается» Юные защитники Отечества». Устный ЖУРНАЛ « Маленькие герои большой войны»
Создание устного журнала "Маленькие герои большой войны " о пионерах героях , о детях войны....
План проведения дистанционного занятия Письмо ветерану Великой Отечественной войны Рыжковой Н.Н. ГБОУ СОШ №414
В материале можно познакомиться с планом проведения дистанционного занятия в сообществе "Оригами, дизайн и другое творчество" в период дистанционного обучения объединения "Юные дизайнер...
Конспект урока окружающего мира. Тема "Великая война и великая Победа. Начало Великой Отечественной войны" (УМК "Школа России", 4 класс)
КОНСПЕКТ УРОКА ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ Тема: «Великая война и великая Победа. Начало Великой Отечественной войны». Цели деятельности учителя: формировать представление о Великой Отечестве...
Тезисы к докладу на тему «Великая Победа: наследие и наследники», Социальный школьный проект, посвящённый 75-летию Победы в Великой Отечественной войне. «Письма в прошлое»
Система воспитательной работы в начальной школе строится на тесных взаимоотношениях с семьями учащихся. И формируя первоначальные представления об истории страны мы опираемся на историю семьи. И...
«Письмо прапрадедушке Бирюкову Ивану Петровичу, участнику Великой Отечественной войны»
Здравствуй, дорогой мой прапрадедушкя Ваня![[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"28273146","attributes":{"alt":"","class":"media-image"}}]]Пишет тебе твоя праправнучка Ксения из 202...