Анализ воспитательной работы 2021-2022 учебный год
материал (1 класс)

Коляда Светлана Валерьевна

Проанализирован опыт внеклассной и внешкольной воспитательной работы с обучающимися и их родителями.

Определены перспективные цели, ведущие задачи и приоритетные направления воспитательной работы в новом  2022 - 2023 учебном году.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл analiz_1_-_b_po_vr.docx35.37 КБ

Предварительный просмотр:

Анализ воспитательной работы

за 2021– 2022 учебный год

классного руководителя 1 «Б» класса МБОУ – СОШ № 19

Коляда Светланы Валерьевны

1. Анализ целеполагания и планирования

«Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования» указывает, что портрет выпускника начальной школы включает в себя такие личностные характеристики:

- любящий свой народ, свой край и свою Родину;
 - уважающий и принимающий ценности семьи и общества;
 - любознательный, активно и заинтересованно познающий мир;
  - владеющий основами умения учиться, способный к организации собственной деятельности;
  - готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и обществом;
  - доброжелательный, умеющий слушать и слышать собеседника, обосновывать свою позицию,  высказывать свое мнение;
  - выполняющий правила здорового и безопасного для себя и окружающих образа жизни.

        В 2020-2021 учебном году началась работа, направленная на формирование «модели» выпускника начальной школы, а также создания и сплочения детского коллектива; большое внимание уделялось патриотическому воспитанию обучающихся.

Целями воспитательной работы в 2020-2021 учебном году были:

- формирование навыков самостоятельной деятельности, положительной мотивации и интереса к учению, социальной ответственности, способности сопереживать, понимать себя и другого человека;

- воспитание у учащихся чувства патриотизма: развитие и углубление знаний об истории и культуре России и родного края; гордость за свой народ, ощущение своей неразрывности совсем окружающим и желание сохранять, приумножать богатства своей страны.        

Приоритетными воспитательными задачами прошедшего учебного года (и в перспективе) стали:

- развитие уровня эмоционального самоконтроля в коммуникативной деятельности;

- активизация познавательных процессов, формирование позитивной мотивации к учебе;

- формирование уверенности в своих силах, коммуникативных навыков, позитивной моральной позиции;

- воспитание чувства коллективизма;

- воспитание толерантности, нравственности и развития эстетических чувств;

- воспитание патриотов своей Родины.

Считаю, что поставленные задачи соответствуют актуальным направлениям формирования личности.

Для достижения целей и решения воспитательных задач была организована работа в сотрудничестве классного руководителя, учащихся и родителей.

Для реализации поставленных задач были определены приоритетные направления, через которые и осуществлялась воспитательная работа.

     

Направления воспитательной работы, по которым проводилась работа: «Духовно-нравственное», «Спортивно–оздоровительное», «Художественно – эстетическое», «Гражданско-патриотическое».

В работе использовала разнообразные формы:

 классные часы

 формирование портфолио учащихся и класса

 участие в праздниках и общешкольных мероприятиях

 проведение открытых мероприятий

 экскурсии

 родительские собрания

 индивидуальные беседы

 создание проектных мини-работ

Таким образом, можно сделать вывод, что перспективные задачи частично были решены. Дети стали дружнее, научились некоторым приемам работы в коллективе, получили опыт публичного выступления всем классом, учились выходить их конфликтных ситуаций мирным путем, частично освоили общественную работу (поручения).

2. Анализ развития коллектива класса

       Количество обучающихся в 1 классе «Б» на конец года – 29 человек:

14 мальчиков и 15 девочек.  

По социальному составу семьи:

  • проживают в полных семьях  - 25 человек.
  • многодетных семей – 1
  • неполные семьи - 4:

Физическое развитие детей соответствует возрасту.

По социальному составу – дети служащих и рабочих. Дети растут в благополучных семьях, материально обеспечены.

Интересы учащихся в классе различны. Ведущими видами деятельности в классе являются: познавательный, художественный, спортивный, общественный. 

95 % ребят заняты внешкольной деятельностью в системе дополнительного образования: посещают музыкальную школу, ДДЮТ, ЦДТ, спортивные секции. Об этом свидетельствуют многочисленные награды и грамоты, завоеванные и полученные учащимися класса на различных уровнях.  

        Интеллектуальный уровень средний, работоспособность хорошая. Дисциплина на уроках к концу учебного года, в основном, хорошая. Дети усвоили правила поведения в школе: на переменах, уроках, в столовой, библиотеке, но не всегда соблюдают. Учащиеся на уроки не опаздывают, уроки без причины не пропускают.

       В коллективе первоклассников выделилось организующее ядро класса Литвинова Полина, Лантратов Дмитрий, Завадская Ангелина, Полякова Алиса.  Эти ученики самостоятельны и настойчивы, требовательны к себе и другим, имеют авторитет внутри коллектива, т.к. проявляют хорошие организаторские способности и заботятся об отдельных товарищах, которые в силу возраста, слабой адаптации к школьной жизни, несформированности навыков самостоятельности, самообслуживания нуждаются в помощи.

В течение учебного года необходимо было корректировать, а иногда предотвращать поступки Симонова Сергея, Эккарт Эмиля, Енина Александра т.к. имели место случаи негативного поведения. Чаще всего эти дети плохо ведут себя и на переменах. С данными детьми и их родителями проводились неоднократно беседы, разъяснения, убеждения. Работа над умением правильно себя вести будет продолжена.

          В коллективе большую роль играет общественное мнение, дети требовательны и имеют самокритику, также прислушиваются к критике учителя. Все дети имеют сменные поручения, в классе развита взаимопомощь, дружелюбие, чуткость и взаимопонимание, но имеют место отдельные случаи недоброжелательности.

В течение всего учебного года велась работа по формированию и сплоченности коллектива класса. По мнению учащихся, учителей и родителей в классе сложился удовлетворительный психологический микроклимат. Большинство ребят стараются быть доброжелательными, самостоятельными, активными.

Учащиеся класса обладают разным интеллектуальным потенциалом. В  2021-2022 учебном году главной задачей было то, чтобы нацелить детей на успешность и уверенность в своих силах, формирование мотивов обучения, создание чувства комфортности и защищённости. Большинство учащихся проявляли активность в прохождении онлайн – олимпиад на образовательных платформах таких как Учи.ру, ИНФОУРОК, ЯндексУчебник.

       В классе зародилась замечательная традиция: поздравление именинников в виде добрых пожеланий. Так дети учатся делать комплименты, видеть положительные качества именинника и быть раскрепощенными в своих высказываниях.

Ученики относятся с уважением друг к другу и к учителям школы. Я постоянно обращаю внимание на необходимость здороваться со взрослыми, замечать не только своего учителя, но и других учителей школы, родителей учащихся и т.д. Это дает свои положительные результаты.

       В классе доминирует доброжелательное, внимательное отношение между учителем и одноклассниками.

      Степень вовлечения учащихся в жизнедеятельность класса, уровень их включенности в процесс планирования, организации и анализ совместной деятельности соответствует их возрасту. Большинство ребят проявляют активность в проведении мероприятий разного уровня.

       Использование различных форм и методов в воспитательной работе дают свои определенные результаты. Тематика мероприятий была разнообразна, направлена на всестороннее развитие и воспитание личности. Каждый ребенок мог найти ту тему, в которой смог бы проявить свои лучшие качества, применить свои знания по силам. Это создавало доброжелательную обстановку в классе, ситуацию успеха для участников.  

          Все ребята  класса  старались    участвовать  в  различных  конкурсах,  играх, выставках,  соревнованиях.  Самыми активными участниками являются Зырянов В., Полякова А, Абакумова М., Давиденко Д.

3 Анализ организации и эффективности воспитательного процесса в классе

Духовно-нравственная, гражданско-патриотическое работа

      Воспитание патриотических чувств, любовь к Отечеству, гордость за свою страну проходит тонкой нитью через каждое воспитательное мероприятие, классный час, урок и т.д. Это направление в воспитательной работе класса имеет огромное значение, т.к. развитие нравственных начал в ребёнке играет важную роль в становлении личности. В своей работе уделяю большое внимание формированию уважительного отношения к старшим и пожилым людям. Проводимые мероприятия, беседы в рамках духовно-нравственного направления формируют, развивают и распространяют идеи добра, сострадания в детской среде. Учу своих учеников уважать чувства других людей, всегда думать о том, как их поступки скажутся на окружающих, не быть равнодушными к тому, что люди испытывают, поступать так, чтобы доставить другим и себе радость.

С 2019 года школа работает по реализации проекта «Имя героя». Мы с ребятами в течение года занимались сбором материала о жизни Героя Советского Союза, генерал-майора авиации Федотова Александра Васильевича. В 2022-2023 учебном году ребята вышли с предложением к администрации школы о присвоении его имени нашему классу.

Воспитанию сознательной любви к Родине, уважения к историческому прошлому своего народа на примере подвигов, совершённых в годы Великой Отечественной войны, способствовало проведение следующих бесед, классных часов, мероприятий:

- Классный час, посвященный международному Дню мира

- Игра –викторина «Моя страна Россия»

-Классный час о толерантности «Мы такие разные, но мы вместе».

-Проведение уроков мужества: День народного единства, День государственного герба России», День образования Краснодарского края

-Викторина «Буду Родину любить, буду Родине служить».

-Библиотечные уроки «Я читаю о войне», проводимый библиотекой им. Лунина

-Участие в конкурсе патриотической песни акциях «Подарок солдату», Всероссийской акции «Помним! Гордимся! Наследуем!»

- Гагаринский урок «Космос и мы»

-Защита проектов «С чего начинается Родина»
В канун празднования Дня Победы мы с ребятами участвовали:
-в акциях «Георгиевская ленточка»,  «Бессмертный полк», «Дорога памяти», «Письмо солдату», «Окна победы»
- в конкурсах рисунков, поделок, посвященных Дню Победы;
      Провела с детьми цикл мероприятий к памятным датам Великой Отечественной войны:
-  классные часы « Дети блокадного Ленинграда» посвященные снятию блокады Ленинграда;

- классный час «Битва за Сталинград», посвященный Сталинградской битве;

- урок мужества «День неизвестного солдата»;

- виртуальные туры: «Музей войны – территория мира», «Мемориальный комплекс Брестская крепость – герой», «Мамаев курган».        
- внеклассное мероприятие, посвящённое Дню Победы «Не забудем это никогда»;        
- музыкальный урок «Песни опалённые войной»;        
- урок мира «Вспомним всех поимённо»;

- киноурок, с просмотром и обсуждением художественного фильма «Садись рядом, Мишка».
           Из анализа результатов работы наблюдается, что у учащихся формируется любовь к Родине, родному краю и интерес к историческому прошлому своего народа, своей семьи. Этому способствовали мероприятия, проводимые ко Дню Победы, а также уроки мужества.

       Спортивно – оздоровительная деятельность

       Одной из задач воспитательного процесса является здоровье-сберегающее образование. С этой целью проводились различные физминутки, подвижные игры на свежем воздухе, классные часы. В рамках безопасности жизнедеятельности были проведены инструктажи, закреплялись знания детей о безопасности на дорогах.    

Таким образом, на протяжении всего учебного года велась работа по формированию здорового образа жизни. Много бесед было проведено о ПДД, ПБ, проводились инструктажи по ТБ:

-Инструктаж по ПДД. Акция «Мой безопасный маршрут в школу».

-Акция «Куда можно обратиться, если у тебя беда».  

-Игра «Грамотный пешеход», «У светофора каникул нет».

-Классный час-инструктаж «Как вести себя на водоёмах в зимний период».  

-Спортивное мероприятие «Весёлые старты»

        Систематически проводились уроки здоровья: «Что такое здоровье», «Дружи с водой», «Как сделать сон полезным?» «Как следует питаться?»

Художественно – эстетическая деятельность

       В этом направлении была проведена большая работа во внеурочное время. Ребята активно участвовали в школьных  конкурсах рисунков, поделок.

Конкурс рисунков «Безопасность, экология, природа и мы», «Дорожная азбука», «Твой дом – Земля», «Дети рисуют войну». Приняли участие в конкурсе патриотической песни «Пени, опаленные войной», где заняли первое место.

4. Анализ работы органов самоуправления:

Ученическое самоуправление в классе находится в стадии становления и развития. Во втором полугодии в классе обозначился лидер – Лантратов Дмитрий, которого дети единогласно выбрали командиром.

Также оформились группы по интересам, которые помогали классному руководителю в организации учебного процесса и во внеурочной деятельности.  Работа по организации ученического самоуправления в классе будет продолжаться в течение всего периода обучения.

5 Анализ участия учащихся класса в жизнедеятельности школы

      Ученики класса с большим энтузиазмом участвовали в общешкольных мероприятиях, проводимых в школе (в конкурсе поделок «Осенний калейдоскоп», в конкурсе рисунков «Милой мамочке», в новогоднем конкурсе поделок, в конкурсах рисунков и плакатов, посвящённом 77-ой годовщине Победы, «Безопасная дорога глазами детей»,  «Твой дом – Земля», «Мы не забудем как это было..» практически всегда занимая призовые места. Надо отдать должное ребятам, соревнуются они с удовольствием, проявляя и во время подготовки, и в процессе конкурсов творческие способности.

     Наиболее активными участниками мероприятий разного уровня были  Лантратов Д, Зырянов В., Абакумова М, Тихонов М, Шведов И., Кирносова А., Бибко К., Курбаналиева Д.

6. Анализ педагогического взаимодействия с семьей:

   Работа с родителями проводилась с целью: привлечь родителей стать активными участниками учебно-воспитательного процесса.

         Постоянно ведётся работа по укреплению связи с родителями обучающихся на основе дифференцированного подхода к семье.

 В         основу работы были положены принципы: сотрудничество родителей и классного руководителя; ответственность родителей и классного руководителя за результаты воспитания детей; взаимного доверия.

Планируя работу с родителями, учитывалась не только их заинтересованность, но и социально-психологическая совместимость.

Это предусматривает следующие направления деятельности:

- изучение семей учащихся;

- педагогическое просвещение родителей;

- обеспечение участия родителей в подготовке и проведении коллективных дел в классе;

- педагогическое руководство деятельностью родительского совета класса;

- индивидуальная работа с родителями;

- информирование родителей о ходе и результатах обучения, воспитания и развития учащихся.

И эта работа дает результаты. Родители активно участвуют в классных собраниях, педагогических лекториях. Следует отметить, что активность проявляют большинство родителей учащихся. Хорошо, когда в школе с детьми   рядом не только классный руководитель, но и родители.

В течение года было проведено 5 родительских собраний, консультации для родителей: «Давайте познакомимся», «Трудности адаптационного периода первоклассников», «Режим дня первоклассника», «Родителям о внимании и внимательности», «Вот и стали мы на год взрослей»

           В течение учебного года посещались семьи учащихся.

 Родители активно участвовали в классных и школьных мероприятиях:

  1.Поздравительная программа ко Дню рождения класса, Дню матери

  2. Помогали детям готовить проекты по кубановедению.

  4. Организация новогоднего утренника.

  5. Помощь в подготовке и участии в конкурсов.

  6. Активно принимали участие в родительском патруле.

В течение учебного года проводились индивидуальные беседы по проблемам поведения и учёбы.

Родители оказывали посильную помощь в благоустройстве класса. Самым активным и неравнодушным родителям вручены благодарственные письма.

7. Выводы

       В целом, воспитательная работа в 1 классе была многоплановой и разносторонней. Анализ внеклассной и внешкольной воспитательной работы в классе показал, что в течение учебного года был накоплен положительный опыт в организации внеклассных мероприятий с учащимися, работе с родителями. Педагогическими удачами и находками можно считать воспитание толерантности, интереса к учебе и любознательности.  Считаю, что участие ребят в классных и общешкольных мероприятиях способствовало сплочению и формированию классного коллектива.

Перспективные цели, ведущие задачи и приоритетные направления воспитательной работы в новом учебном году:

- патриотическое воспитание обучающихся – одно из основных направлений воспитательной деятельности;

- развитие личностных структур сознания – ценностей, смыслов, отношений, способностей к выбору, рефлексии, саморегуляции;

- работа с коллективом учащихся – направление коллективного воздействия на детей, опора на ведущие виды деятельности: познавательную, игровую, общественно-полезную, коррекция форм общения, поведения, формирование культуры поведения, культуры чувств;

- активизация участия детей в конкурсах, исследовательских работах, презентациях, фестивалях и т.д.

- оказание педагогической помощи родителям; их детям – учебной помощи;

- вовлечение родителей в учебно-воспитательную работу класса и школы.

Помнить и способствовать тому, что «Воспитанник начальной школы - творческая, жизнелюбивая, нравственная личность».

Классный руководитель:                                              Коляда С.В.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПЛАН ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ 2021-2022 УЧЕБНЫЙ ГОД 3 КЛАСС

Практическая реализация цели и задач воспитания осуществляется в рамках следующих направлений воспитательной работы класса. Каждое из них представлено в соответствующем модуле....

План воспитательной работы 2021-2022

В соответствии с программой воспитания МБОУСОШ п. Зеленоборск в центре воспитательного процесса находится личностное развитие обучающихся, формирование у них системных знаний о различных аспектах разв...

Мониторинг воспитательной работы 2021-2022

Всестороннего развития личности школьника в условиях реализации«Программы воспитания и социализации обучающихся»...

План воспитательной работы 2021-2022

В воспитании детей младшего школьного возраста целевым приоритетом является создание благоприятных условий для усвоения школьниками социально значимых знаний – знаний основных норм и традиций то...

Мониторинг воспитательной работы 2021-2022

Всестороннего развития личности школьникав условиях реализации"Программы воспитания и социализации обучающихся"...

План воспитательной работы 2021-2022

План воспитательной работы 2021-2022...

План воспитательной работы 2021-2022

План воспитательной работы 2021-2022...