Классный час: "Пётр I - Пётр Великий"
методическая разработка (4 класс)
Классный час, посвящённый 350-летию со дня рождения Петра I.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
mbou_beloyarskaya_ssh_klassnyy_chas_petr_velikiy.docx | 33.48 КБ |
Предварительный просмотр:
Классный час для учащихся 4-го класса
«Пётр I – Пётр Великий»
Классный час, посвященный 350-летию со дня рождения Петра I .
Цели:
- способствовать воспитанию молодого поколения на примере жизни великих людей России;
- способствовать формированию целостности коллектива в классе через ЗОЖ.
Задачи:
Образовательные:
- познакомить с жизнью Петра Великого, способствовать формированию представления о времени правления Петра Ι, его реформах;
- Дать представление о мотивах и лучших изменениях в стране, определить основные направления деятельности Петра I.
Развивающие:
- способствовать развитию познавательных интересов учащихся к духовно-нравственным ценностям народов Российской Федерации, историческим и национально-культурным традициям;
- самостоятельности мышления, развитие умений работать с источниками информации, умение ориентироваться в тексте, развитие речи, мышления, воображения;
- способствовать развитию нравственных и патриотических качеств личности.
Воспитательные:
- способствовать воспитанию правильного отношения к общечеловеческим ценностям;
- способствовать формированию чувства гордости за нашу Родину, умение общаться друг с другом, слушать и понимать речь других, доказывать свою точку зрения.
Оборудование: Портрет Петра I, гимн Российской Федерации.
- Вступление
Кл. руководитель: (Вступительное слово)
Россия – священная наша держава,
Россия – могучая наша страна.
Могучая воля, великая слава –
Твоё достоянье на все времена…
- Ребята, что вы чувствуете, когда звучит гимн Российской Федерации?
(ответы детей)
(Звучит гимн РФ)
Кл. руководитель: Когда слышишь слова гимна России, сердце переполняет чувство гордости, чувство любви к своей стране, к своему народу. Чувствуешь себя частичкой этой великой и могучей державы, имя которой Россия.
-Сегодня мы путешествуем по страницам истории нашей страны. И начнем мы с разминки.
- Интеллектуальная разминка
-Сегодня будем говорить о династии Романовых, о каком царе, попробуйте догадаться сами.
-Прочитайте строчки А. С. Пушкина.
То академик, то герой,
То мореплаватель, то плотник,
Он всеобъемлющей душой
На троне вечный был работник.
- О ком же будем говорить сегодня?
(Ответы детей: О Петре -1, Великом)
- Правильно, молодцы!
- Как вы догадались? Какие слова вам помогли?
(Ответы детей: Мореплаватель, вечный работник)
-Это был единственный царь, который всё делал сам. Никогда не сидел без дела. Ему было всё интересно.
- Что бы вы хотели узнать о Петре Первом?
(ответы детей: - Хотелось бы узнать о детстве Петра.
- Почему Петр Первый получил прозвание “Великий”?
- Каким правителем был Петр Первый?
- Что нового внёс Петр Первый в жизнь страны? В жизнь русского народа?)
Кл. руководитель: - Итак, попытаемся ответить на данные вопросы.
-Работать будете по группам. Перед вами листочки. У каждой группы своё задание. Прочитайте сведения на листочках.
(1 группа знакомится с предсказанием)
Предсказание:
- Появление на свет Петра было связано с таинственным предсказанием. Два монаха, по звездам предсказали царю Алексею, что у него родится сын Петр и что именно он из детей наследует его престол и станет таким героем, с которым не сравнится никто из современников. И вот в ночь на 30 мая 1672 года над Москвой на темном небе ярко засияла большая звезда. В этот момент вторая жена Алексея Михайловича – Наталья Кирилловна, родила ему сына. Наутро люди говорили, что царский сын будет великим человеком, ибо Бог приветствует его появление на свет новой звездой. Маленького царевича назвали Петром. В честь святого Петра. (В этот день был праздник святого Петра.)
Удары колоколов кремлевских соборов нарушили утреннюю тишину столицы. Веселый перезвон продолжался весь день. Так по традиции отмечалось прибавление семейства в царском роду.
(2 группа знакомится с жизнью маленького Петра)
Жизнь маленького Петра:
Когда Петру исполнилось 4 года, умер царь Алексей Михайлович. Царицу Наталью с маленьким Петром сослали в село Преображенское. С 5 лет его начали обучать письму и чтению. Пётр был любознательным и деятельным мальчиком. Он проявлял большой интерес к религии и наукам, с особенным увлечением обучался военной премудрости. В селе Преображенском Пётр устраивал военные игры или ещё их называли "потешные" (от слова "потеха", т.е. игра). Из своих сверстников он образовал "потешные" полки, все они были одеты в настоящую военную форму, а со временем детская забава Петра переросла в серьёзное увлечение военными науками.
Однажды Петр в усадьбе обнаружил брошенную лодку, вовсе не похожую на те, какие делались в России. Это был английский бот, предназначенный для плавания в море. Любопытный царь заставил отремонтировать для него этот ботик и спустил его в реку Яузу. Плавание на боте пробудили в нем страстную любовь к мореплаванию.
Кл. руководитель: - Итак, проверим. Начнем с 1 группы, о каком предсказании вы прочитали?
-2 группа что интересного и необычного вы узнали из жизни маленького Петра?
(3 группа знакомится с царствованием Петра)
Годы царствования Петра:
Пётр был 14 ребенком у царя Алексея. 13 детей было от первого брака. Первая жена умирает, Алексей сильно переживает. Но Алексей встречает 19 –летнюю Наталью-влюбляется в нее. Она вернула его к жизни. А от второго брака Пётр был первым. И всю жизнь он был Первым!!!!!
Когда умирает Алексей. Петру было 4 года. На тот момент от 14 детей у Алексея осталось только 4; 3 от первого брака и один – Петр от второго. Остальные умерли. На место Алексея встал старший сын - Федор. Очень умный, образованный. У него были прекрасные энциклопедические знания, знал несколько языков. У него было всё кроме здоровья. На троне он был 6 лет.
После смерти Фёдора остается 16 летний брат Иван, но он болен и физически и духовно, был умственно-отсталым и совершеннолетняя сестра Софья, 10-летний Пётр. Кому править? Женщинам в то время править было нельзя. Петр подавал большие надежды, но был несовершеннолетним. И всё же его провозглашают царем. Это не понравилось Софье. Она добилась, чтобы и Ивана провозгласили царем. Поэтому для 2-х братьев сделали двойной трон, а Софья стояла сзади и подсказывала, что им нужно было говорить.
Итак, когда Петру исполнилось 17 лет. Он хочет править Россией, но Софья не хотела отдавать власть. Подговорила она стрельцов - царево войско - и пока Петр был в Голландии и осваивал западные науки, устроили бунт.
Рассвирепел Петр. Примчался в Россию и казнил заговорщиков. А Софью заточил в монастырь, где она и провела остаток дней. Все поняли: в России появился новый царь, настоящий царь!
Итак, Пётр у власти. Много сделали его отец, дед, брат после смуты для страны. Но Пётр видел её по – другому.
Россия в то время переживала трудный момент в своей истории: она очень сильно отстала в своём развитии от стран Европы. В России почти не было инженеров и учёных, армия была плохо вооружена и обучена, военного флота вовсе не было.
С юных лет Пётр проявлял интерес к наукам и заграничному образу жизни. Пётр первым из русских царей совершил длительное путешествие в страны Западной Европы. Там он увидел то, какой он хочет видеть свою страну. По возвращении из Европы, в 1698 году, Пётр развернул масштабные реформы российского государства и общественного уклада. Поднял Россию на дыбы!
Молодой царь хорошо понимал, что для решения реформ России нужны были образованные люди. «Я в учении нуждаюсь и в учителях», - вырезал Пётр на своей личной печати. Он постоянно учился сам и заставлял учиться других. Он приглашал учителей из Европы, отправлял наших в Европу учиться.
Во время путешествия в Европу молодой Пётр трудился плотником на верфях Голландии и Англии, чтобы самому постичь все премудрости корабельного дела. Царь – простой мастеровой – это было в диковинку, и толпы зевак сходились, чтобы посмотреть на него.
Кл. руководитель: - Итак, следующий вопрос. Что же нового внес в жизнь страны Пётр-1?
Реформы (преобразования):
Кл. руководитель: - Какие реформы(преобразования) были в стране благодаря Петру? Скажите, а может быть вам знакомы какие-то преобразования Петра?
(Предполагаемые ответы: отмечать новый год первого января, отсчет лет вести от Рождества Христова, наряжать ёлку на новый год, Морской флот, мощная армия, стриг бороды, одежда как в Европе)
Кл. руководитель: - Их было много. Они коснулись всех сфер. До сих пор в России не было такого правителя, который так много сделал для своей страны. Всю свою жизнь царь неустанно заботился о своём Отечестве.
- Посмотрите:
- Военная реформа - мощная армия и флот;
- Экономические преобразования - расширение торговли;
- Церковная реформа - подчинение церкви государству;
- Реформа в области государственного управления;
- Государственная служба;
- Реформы в области культуры и быта;
- Санкт – Петербург.
16 мая 1703 года Пётр заложил на берегах Невы крепость, которую назвал Санкт-Петербургом, что означает «Святого Петра крепость». Царь назвал город не в свою честь. Город носит имя ангела-хранителя царя – святого апостола Петра. Город строили тысячи мужчин, которых сгоняли со всей России, а ещё пленные шведы. Места здесь были болотистые, сырые. Люди порой работали, стоя по пояс в воде. Они умирали сотнями и тысячами, здесь их и хоронили. Царь Пётр работал вместе со всеми. Для него важно было только благо и польза народа.
(ученик читает стихотворение)
Среди болот, дорог и вьюг,
Как исполин из сказки,
Явился миру Петербург,
Волной любви обласкан!
Его скульптуры и дворцы,
Фонтаны, скверы, парки,
Его ограды и мосты,
Кораблик на Фонтанке,
Его кресты, его гранит –
Веков узор так прочен! –
Все восхищает и пленит
В сиянье белой ночи.
Он царя Петра творенье,
Город славы, город-сад.
Кораблей заморских флаги,
Вдоль Невы дворцов парад.
Почему назвали Великим?
-Одним из главных достижений Петра стало значительное расширение территорий России в Прибалтийском регионе после победы в Великой Северной войне (которая длилась 21 год). Победа в этой войне дала России выход к Балтийскому морю, открыла путь в Европу (Прорубил окно в Европу). В 1721 году Сенат за эту победу и выдающиеся заслуги присвоил царю титул Петра Великого, Отца Отечества и Императора Всероссийского. Россия была провозглашена империей – так называли большие и сильные государства.
Кл. руководитель: -Поработаем в группах. 1 группа на листочках напишет какой человек был Пётр?
Динамическая пауза («Сено-солома»)
В свое время, чтобы солдаты могли различать где право, а где лево Петр I приказал примотать им на левую ногу сено, а на правую — солому. Фельдфебель при занятиях строевой подготовкой отдавал команды: «сено — солома, сено – солома», тогда рота печатала шаг. Между тем у многих европейских народов еще три столетия назад понятия «правый» и «левый» различали только образованные люди. Крестьяне этого не умели.
Кл. руководитель: - Я буду давать команды, как Петр первый, а вы выполняйте. «Сено!», «Солома!»
2 группа - Какой царь?
3 группа - Какие преобразования сделал Петр I в России?
Кл. руководитель: - Проверим. (Выступление представителей от каждой группы)
Кл. руководитель: - Какие бы вы хотели взять качества от Петра? (ответы детей)
Кл. руководитель: - Давайте, ребята подведем итог нашего классного часа и в группах заполним синквейн на тему: « Петр I»
Пример: Петр I.
Великий, известный.
Обучался, правил, издавал.
Открыл окно в Европу.
Реформатор.
Кл. руководитель: - И хочется мне закончить наше занятие следующими словами:
Жизнь моя, любовь моя, Россия,
Я твоей судьбой горжусь.
Славлю путь твой благородный,
Твой неповторимый путь.
Вечно будь, страна моя, свободной.
И счастливой вечно будь!
Кл. руководитель: - Спасибо за совместную работу! На этом наш классный час посвященный Петру Великому окончен!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок окружающего мира. История.Пётр Великий
Урок окружающего мира. 4 класс История.Пётр Великий. Презентация...
урок окружающего мира, 4 класс. Пётр Великий.
Урок оружающего мира по программе "Школа России", соконспект урока, раздаточный материал....
Конспект урока "Пётр Великий"
Конспект по окружающему миру "Пётр Великий" 4 класс...
Призентация к уроку "Мы и окружающий мир"Пётр Великий как просветитель России"
Материал презентации подобран так, чтобы показать Петра Великого как прогрессивного общественного деятеля, распространителя передовых идей и знаний. Материал способствует развитию у ...
Урок-презентация на тему "Пётр Великий".
Урок-презентация по окружающему миру в 4 классе на тему "Пётр Великий"....
Урок по окружающему миру "Пётр Великий"
Формирование представления учащихся о времени правления Петра....
презентация "Пётр Великий"
презентация к окружающему миру Плешаков 4 класс. "Петр Великий"....