Воспитательная система "шаг за шагом"
материал (1, 2, 3, 4 класс)

панкова татьяна васильевна

Система воспитательной работы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл система воспитательной работы83.52 КБ

Предварительный просмотр:

           Воспитательная система

   «Шаг за шагом»

   

       для учащихся 1-4 классов

                                       Составитель:

                                                            Классный руководитель

                                                            Панкова Татьяна Васильевна

             

             

                                                          Воспитание - великое дело: им решается участь человека.
                                                                                                                               В.Г. Белинский 

                                      Пояснительная записка.

Воспитание - целенаправленное развитие человека, включающее освоение культуры, ценностей и норм общества. Осуществляется через образование, а также организацию жизнедеятельности определенных общностей. В воспитании взаимодействуют личность, семья, государственные и общественные институты; учебно-воспитательные заведения, средства массовой коммуникации, религиозные институты, общественные организации.

В настоящее время школы работают, опираясь на Федеральные государственные стандарты образования и воспитания учащихся. Общество требует обучения детей пониманию необходимости своего труда, а педагогика – гармоничного развития личности ребёнка.

Задача ФГОС – ориентация системы образования и воспитания на новые результаты, связанные с развитием личности ребёнка. Стандарт направлен на решение ряда задач, в том числе и на «объединения обучение и воспитание в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей». Это успешнее получается, когда в воспитании принимают участие школа, семья, социальная среда, окружение и все факторы, с которыми соприкасается личность растущего человека.

При создании данной воспитательной среды учитывались задачи, которые ставит перед учителем государство, школа с опорой на базовые человеческие ценности. Актуальными вопросами стали:

- духовно-нравственное развитие;

- ежедневное повышение уровня культуры;

- гражданско-патриотическое воспитание;

- здоровьесбережение школьника;

- трудовое, экологическое и интеллектуальное направления.

Эти вопросы актуальны всегда. И сегодня поле деятельности для творческого поиска ребенка, стоит во главе воспитания. И значит – это и есть основная задача классного руководителя.

Современное общество нуждается в способных и талантливых личностях, которые справятся с любыми житейскими трудностями и решат самые сложные задачи, смогут проявить и применить свои таланты и знания во благо, то есть во всем будут удачными. Именно успешные люди являются основой современного общества и государства

Младший школьный возраст является важнейшим периодом в развитии личности ребёнка и формировании его эмоционального опыта, который напрямую зависит от организации учебно-воспитательной работы.

Цель: создание условий для развития духовно-нравственной, гармоничной, физически здоровой личности, способной к творческой самореализации с активной гражданской позицией в единстве семьи, школы и других социумов.

Для достижения этой цели необходимо выполнить следующие задачи:

1)        способствовать формированию гармонично-развитой, духовно-нравственной, творческой личности с активной гражданской позиции;

2)        воспитание ребёнка как члена семьи, школьного коллектива, общества, формирование умения общаться с различными категориями граждан;

3)        приобщать к здоровому образу жизни;

4)        создать в классе благоприятную эмоционально-психологическую среду для успешного развития участников образовательного процесса, нацеливать их на самореализацию в обществе;

5)        способствовать осуществлению воспитательного процесса учащихся в единстве семьи и школы (семья → ученик → школа → семья).

Концептуальные основы системы

При создании воспитательной системы «Шаг за шагом» были изучены различные теории, концепции, подходы, взгляды известных педагогов на воспитание детей. В.А. Сухомлинский утверждал, что «хороший учитель – это, прежде всего, человек, который любит детей, находит радость в общении с ними, верит в то, что каждый ребёнок может стать хорошим человеком, умеет дружить с детьми, принимает близко к сердцу детские радости и горести, знает душу ребёнка, никогда не забывает, что и сам был ребёнком».

Действительно, каждый ребёнок должен чувствовать, что он незаменим, любим, что его принимают таким, какой он есть, с ним хотят общаться, дружить, с ним интересно. Первыми людьми, дающими ребёнку любовь и заботу, должны быть родители. В них он видит защитников, советчиков, друзей. И вот ребёнок переступает порог школы, надеясь, что рядом с ним окажутся люди, которые смогут утешить, успокоить, научить, развеселить, помогут стать умнее, терпеливее, смелее, добрее. Учителю важно не разочаровать ребёнка, а, наоборот, превратить его школьные часы, дни, годы в радостные и счастливые мгновения, чтобы детям запомнилось не серое существование, а живая, полная смысла, переживаний, труда, увлечения, поисков и находок жизнь.

Педагог Ш.А. Амонашвили писал: «Учитель, будь солнцем, излучающим человеческое тепло, будь благодатной почвой для развития человеческих чувств и сей знания не только в памяти и сознании твоих учеников, но, в первую очередь, в их душах и сердцах».

Учения и мысли этих известных педагогов помогли мне утвердиться в выборе гуманистического принципа при разработке воспитательной системы. В своей работе я опиралась на «педагогику сотрудничества» Ш.А. Амонашвили, на концепцию, ориентированную на коллективное воспитание В.А. Караковского, на личностный подход С.Л. Соловейчика.

В основе воспитательной системы «Шаг за шагом» лежит гуманистический принцип. Суть этого принципа в том, чтобы «расположить ребёнка к воспитательному процессу, сделать его добровольным помощником в своём же воспитании» (Ш.А. Амоношвили). Основными положениями воспитательной системы стали:

- поступай с другими так, как бы ты хотел, чтобы поступали с тобой. Принимать человека надо таким, какой он есть.

- нужно учить детей радоваться успеху другого человека, огорчаться его неудачам, поддерживать в трудную минуту;

- «Воспитание – это постоянное духовное общение учителя и ученика» (В.А. Сухомлинский). Учитель должен постоянно общаться со своими учениками, не проходить мимо ребёнка, который хочет быть услышанным, замеченным;

- сотрудничество взрослых и детей. Взрослые помогают развитию ребёнка, а взамен получают положительные эмоции и снятия уровня беспокойства за детей. В совместной деятельности родителей, детей, учителя каждый вносит что-то своё и учиться чему-то у других. С первого класса работает «сменный родительский комитет», в течении 4 лет каждый родитель целый год участвует в его работе. Это снимает многие негативные эмоции.

- браться за любое дело с увлечением, развивать творческий потенциал детей, формировать активную жизненную позицию. В этом помогает проектно-ориентированный подход.

Таким образом, были определены основные направления воспитательной системы класса. Они перекликаются с социальными ролями, при выполнении которых человек приобретает качества, помогающие ему стать гармоничной личностью. В тесном сотрудничестве родителей и учителя легче передавать социальные, нравственные, культурные ценности учащимся. В мире добра надежнее оставить след в душах и сердцах воспитанников.

В воспитательной системе класса выделены следующие направления: 

Духовно-нравственное (Работа по формированию духовно-нравственных качеств личности. Приобщение к общечеловеческим культурным ценностям).

  • Нравственное воспитание. Общение. Досуг. Милосердие.
  • Гражданско-патриотическое воспитание.

Общеинтеллектуальное (Работа по созданию условий для реализации интересов детей и их потребностей в саморазвитии).

  • Воспитание культуры обучения. НОУ, предметные олимпиады, конкурсы

Общекультурное (Работа по формированию дружного, сплоченного классного коллектива. Формирование навыков общения, культуры поведения).

  • Воспитание семейной культуры.
  • Трудовое воспитание и профориентационная работа. Экологическое воспитание.
  • Этическое и эстетическое воспитание

Спортивно-оздоровительное (Работа по приобщению к здоровому образу жизни и правильному отношению к окружающей среде).

  • Физическое и валеологическое воспитание. Оздоровительные мероприятия.

Социальное.

  • Профилактическое:

- Социальная защита детей и правовое воспитание. Группа риска.  

- Предупреждение детского дорожно-транспортного травматизма

 

Модель ученика – выпускника начальной школы

(в соответствии с ФГОС)

Портрет ученика начальной школы складывается из следующих личностных характеристик:

  • ученик, любящий свой народ, свой край и свою Родину;
  • ученик, уважающий и принимающий ценности семьи и общества;
  • ученик любознательный, активно заинтересованно познающий мир;
  • ученик, владеющий основами умения учиться, способный к организации собственной деятельности;
  • ученик готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьёй и обществом;
  • ученик доброжелательный, умеющий слушать и слышать собеседника, обосновывать свою позицию, высказывать своё мнение, сотрудничать для достижения общих результатов;
  • ученик, ориентирующийся в мире профессий, понимающий значение профессиональной деятельности для человека в интересах устойчивого развития общества и природы;
  • ученик социально активный, уважающий закон и правопорядок, соизмеряющий свои поступки с нравственными ценностями;
  • ученик, выполняющий правила здорового и экологически целесообразного образа жизни, безопасного для человека и окружающей его среды.

Внешние и внутренние связи

и отношения воспитательной системы класса

При разработке воспитательной системы учитывались различные факторы влияния на объект воспитания (ученика). Необходимо привести в соответствие эти взаимодействия.

Схема. Внешние и внутренние связи и отношения, входящие в воспитательную систему «Шаг за шагом»

  • Важную роль в воспитании играет привлечение семьи. Только в сотрудничестве с родителями можно достичь высоких результатов в воспитании.
  • Общение со сверстниками в классной среде и с учащимся других классов.
  • Классный руководитель, учителя школы, завучи, директор, психолог, логопед тоже входят в область взаимодействия ученика и являются главными наставниками.
  • Библиотеки, музеи, выставки, театры и кинотеатры оказывают огромную помощь в воспитании. Дети там получают новые знания и учатся трудиться и культурно себя вести.
  • Друзья из ближайшего окружения, руководители кружков, секций, театральной студии и др. обогащают жизнь учащихся.

Социальное сотрудничество оказывает огромную помощь в работе                классного руководителя.

Социальный партнёр

Формы совместной деятельности

1) Школьная библиотека

Классные часы, интеллектуальные игры, беседы о сохранности книг и пользе чтения и т.д.

2) Спортивные учреждения

Соревнования, акции, пропаганда здорового образа жизни (ЗОЖ), встречи.

3) Театры, кинотеатры, выставки, музеи

Акции, праздники, классные часы

4) Общественные организации

Акции, выставки, слёты, олимпиады

Механизм функционирования воспитательной системы класса

На первой ступени работы воспитательной системы в классе вырабатываются совместные правила школьной жизни. В обсуждении принимают участие учитель, ученики, родители.

На второй и третьей ступени эта работа продолжается, правила повторяются и закрепляются в виде различных проектов.

 На четвертой ступени работы планируется подведение итогов жизни учащихся по этим правилам в виде проектной деятельности.

Воспитательная работа в классе ведётся по 5 направлениям. Все они одинаково важны для детей и способствуют формированию гармоничной личности. В течении первого и второго классов дети узнали много нового об окружающем мире, о жизни в школе, об одноклассниках, о своей Родине, о своей родословной. Они пробуют себя в различных формах проектной деятельности, проверяют умения выполнять различные поручения, совершенствуют умения организовывать различные мероприятия с помощью взрослых и самостоятельно. Уровень самостоятельности возрастает с каждой ступенью воспитательной работы. Дети стараются помогать друг другу, учителю. Родители, учитель и ученики вместе хотят сделать школьную жизнь детей более содержательной и интересной.

Диагностические исследования учащихся 1 – 2 класса

В качестве предпосылок создания воспитательной системы явились результаты исследований детей и родителей класса, которые проводились совместно с психологом школы. Был сделан мониторинг личностного развития учащихся (уровень развития психических познавательных процессов, анализ эмоционально-волевой сферы, изучение психологического климата семьи, линия нравственного развития личности ребёнка). Эффективность воспитательной работы в классе можно проанализировать по следующим показателям:

- прирост основных потенциалов личностного развития ученика;

- сформированность коллективистических отношений в классе;

- удовлетворенность обучающихся и родителей жизнедеятельностью класса.

- развитие вербально-логического мышления;

- установление логических связей;

- уровень концентрации внимания;

- память, речь;

- степень произвольной регуляции поведения;

- уровень волевой готовности;

- самооценка;

- саморегуляция;

- тревожность;

- агрессия;

- психологический климат семьи.

Этапы функционирования воспитательной системы

Условно можно выделить четыре этапа функционирования воспитательной системы класса:

  1. проектирование (или прогнозирование);
  2. становление;
  3. успешное функционирование;
  4. совершенствование. 

Программа рассчитана на все четыре года обучения детей в начальной школе. Однако продолжительность каждого этапа зависит от особенностей класса, возможностей и способностей детей и может совпадать или не совпадать с продолжительность учебного года.

Этап 1 «Мы теперь не просто дети, мы теперь ученики»

( 2018 – 2019 г.)

- знакомство с учениками класса, изучение личностных особенностей, обучающихся и их родителей;

- создать условия для адаптации учащихся в новом коллективе;

- определить общие цели, перспективы деятельности;

- сформировать деловые отношения в общей деятельности.

Этап 2 «Я и мои друзья»

( 2019 –  2020 г.)

- сплочение детского коллектива, укрепление межличностных отношений;

- организация совместной деятельности в детском и родительском коллективах по определению перспектив творческой деятельности;

- вовлечение каждого учащегося в коллективную творческую деятельность

- организация работы актива класса;

- формирование традиций класса.

На этом этапе формируется чувство «локтя», призыв «сделай сам – помоги другому» становится основным девизом жизнедеятельности коллектива.

Этап 3 "Жизнь дана на добрые дела"

(2020 – 2021 г.)

- обучение ребят методам анализа и самоанализа деятельности;

 - активно развиваются самоуправленческие начала;

 - актуальны лозунги: «делай как лучшие из нас!», «Твори добро!», «каждый день делай хоть какое-либо маленькое доброе дело»;

Данный этап предполагает стабильность и определённую целостность, благоприятную атмосферу в жизни классного коллектива.

Этап 4 «Я и большой мир»

( 2021 – 2022 г.)

 - находить различные способы совершенствования коллектива, пробовать новые идеи, формы;

 - обобщать лучший опыт жизнедеятельности класса и делиться им с другими классами.

«Мы теперь не просто дети, мы теперь ученики».

( 2018 –  2019 г.)

Направле-

ние

Воспитательные задачи

Основные мероприятия

Формы проведения

 Общеинтеллектуальное

- раскрытие творческого потенциала каждого учащегося;

- формировать любознательность, интерес к знаниям.

Проект: «Расскажи нам о себе», составление калейдоскопа увлечений учащихся класса.

"Мы уже писать умеем" - поздравительная открытка

"Кто лучше считает?" - математический ринг

 поисковая деятельность

 Общекультурное

- изучить правила поведения, обязанности и права школьника

- показывать разнообразие культурных и человеческих ценностей;

 - способствовать эстетическому самообразованию и самовоспитанию

- направлять семейное воспитание на всестороннее развитие детей.

День Знаний «Здравствуй школа»

«Правила поведения в школе»

"Содержи в порядке книжки и тетрадки" - беседа

Конкурс рисунков на асфальте.

Экскурсия в природу «По тропинке осени»

"Помоги братьям меньшим" - акция "

"Птицам нужна помощь" - изготовление кормушек, рейды "Проверь кормушку"

"Картинная галерея" - путешествие в мир творчества

"Алло, мы ищем - таланты!" - час творчества

 Духовно-нравственное

- формировать нравственную культуру семьи;

- формировать патриотические чувства на основе прошлого и настоящего.

 конкурс «День матери»

 конкурс «Новогодняя открытка»  

"Достопримечательности нашего города" – фотовыставка

Проект «История семьи в истории страны»

 конкурс «Зимняя сказка»

"История родного края" - беседа

Спортивно-оздорови-

тельное

- воспитание у учащихся мотивации здорового образа жизни;

- воспитание бережного отношения к окружающей среде;

- формирование личной ответственности за состоянием здоровья;

- мотивировать на посещение спортивных кружков и секций.

Спортивный праздник для детей «Веселые старты»

Тематические классные часы: «Твой режим дня», «Твой безопасный маршрут в школу», «Подружись с зубной щёткой» и др

"Любимая школа " – экскурсия

«Здоровье - это жизнь!» - конкурс рисунков

знакомство со спортивными секциями и кружками в школе

"Зимние забавы" - спортивный праздник на природе

Социальное

- создавать дружескую и творческую атмосферу, пробуждающую у детей интерес к различным видам деятельности.

- воспитывать   чувства уважения, внимания, сострадания, отзывчивости, чуткости к пожилым людям.

Викторины, конкурсы: «Учимся играть вместе»

"День рожденья только раз в году!" - праздник

"Мамы всякие важны, мамы всякие нужны" - концерт для мам и бабушек

Акция «День пожилых людей»

 

Ожидаемые результаты.

Реализация программы предполагает, что к концу 2 класса  можно получить следующие результаты:

  1. социализация каждого ученика, осознание своей роли в классном коллективе;
  2. приобщение к здоровому образу жизни;
  3. раскрытие творческого потенциала каждого учащегося;
  4. укрепление гражданской позиции;
  5. стремление к самореализации.

«Я и мои друзья»

( 2019 – 2020 г.)

Направле-

ние

Воспитательные задачи

Основные мероприятия

Формы проведения

 Общеинтеллектуальное

- раскрытие творческого потенциала каждого учащегося;

-формирование чувства «мы».

Проект: «Сочиняем сказки о дружбе».

Праздник первой отметки - утренник

Экскурсия в городской музей

 экскурсия «Дорога от дома до школы»

 Общекультурное

- приобщать учащихся к сокровищам общечеловеческой  культуры

 Участие в Международном конкурсе детского творчества «Красота Божьего мира».

Конкурс рисунков «Мир глазами детей», «Животные лесов России», Новогодний серпантин и др.

Фольклорные праздники: «Масленица» и др

 Духовно-нравственное

- воспитывать гордость за свою страну, знать её историю

Проект: «И помнит мир спасенный» (продолжение сбора материала о родственниках - участниках ВОВ).

 проект «Сыны Отечества»  

Классные часы «Выдающиеся женщины России», «День Конституции РФ», «О космосе и космонавтах», «О нашей армии» и др. Праздник «23+8». Тематические выставки рисунков.

Спортивно-оздорови-

тельное

- формировать понимание значимости здоровья в жизни;

Каждый ученик знакомит класс со своей зарядкой «Моя зарядка», «Умная перемена».

«Твой безопасный маршрут в школу»- маршрутный лист

Социальное

- учиться правильно оценивать себя и быть объективным в оценивании других

Проект: «Живём по правилам дружбы»

Тематические классные часы «Умеешь ли ты дружить», «Ты и твои обязанности», «Поведение в общественных местах», «Правила поведения в школе»  Участие в выставке технического творчества.

Ожидаемые результаты

Реализация программы предполагает, что к концу 3 класса можно получить следующие результаты:

  1. дальнейшее укрепление гражданской позиции каждого ученика;
  2. стремление к самореализации, к самостоятельности;
  3.  приобщение к ЗОЖ;
  4. раскрытие творческого потенциала в индивидуальной и коллективной работе;
  5. дальнейшая социализация каждого ученика, осознание своей роли в классном коллективе;
  6. дальнейшее вовлечение родителей в воспитательную работу класса.

"Жизнь дана на добрые дела"  

( 2020 – 2021 г.)

Направле-

ние

Воспитательные задачи

Основные мероприятия

Формы проведения

 Общеинтеллектуальное

- создавать условия для реализации интересов детей и их потребностей в саморазвитии.

Экскурсии в школьную библиотеку и детскуюгородскую библиотеку.

Игра-путешествие «Космические загадки»

 Общекультурное

- формирование навыков общения, культуры поведения

Экскурсия на фабрику ёлочных игрушек. Фольклорные праздники: «Масленица» и др.

 Духовно-нравственное

- формировать гражданско-патриотические качества личности, нравственных представлений о себе в обществе.

- учить любить и беречь природу

Конкурс пословиц о Родине «Родина — мать, умей за нее постоять».

Экскурсия в природу «Весна идет, весне дорогу!»

"Птицам нужна помощь" - изготовление кормушек

Классные часы, посвящённые героям войны, детям – участникам войны.   «Выдающиеся женщины России», «День Конституции РФ», «О космосе и космонавтах», «О нашей армии» и др. Праздник «23+8». Тематические выставки рисунков.

Спортивно-оздорови-

тельное

- формировать необходимые знания, умения, навыки по ведению здорового образа жизни.

« День здоровья».

Классные часы «Опасности тонкого льда», «Твоё любимое животное», «Твоя безопасность в школе и дома», «Как оказать первую медицинскую помощь» и др.

"Полезные привычки" – викторина.

"Весёлые старты" - спортивный праздник

Социальное

- воспитывать умение делать свой правильный жизненный выбор, нести за него ответственность

"Имею право. Мои права" – игра

"Жизнь дана на добрые дела" - круглый стол в кругу друзей

Операция "Новый год" - изготовление игрушек на городские ёлки

Ожидаемые результаты:

  1. развитие творческого потенциала учащихся и их родителей;
  2. совершенствование самоуправления в классе;
  3. привитие ЗОЖ;
  4. воспитание патриотизма, укрепление гражданской позиции;
  5. дальнейшее развитие самостоятельности и самообслуживания;
  6. раскрытие нравственного потенциала учеников и их родителей.

«Я и большой мир»

( 2021 –2022 г.)

Направле-

ние

Воспитательные задачи

Основные мероприятия

Формы проведения

 Общеинтеллектуальное

- создавать условия для реализации интересов детей и их потребностей в саморазвитии.

Литературная викторина

Предметные олимпиады

Цикл бесед «Жизнь замечательных людей»

«Книжкины именины» -«Международный день детской книги»

 Общекультурное

Привитие любви и интереса к общечеловеческим ценностям, учить видеть прекрасное вокруг себя.

"Правила хорошего тона" - учебная игра

Проводы зимы - праздник "Масленица"

Цикл бесед «Государственная символики России»

 Духовно-нравственное

- обучать пониманию смысла человеческого существования

- воспитывать любовь к своей семье, родным и близким, к малой родине.

"Собери ребенка в школу" -  акция

Конкурс фотографий «Зову тебя Россиею, единственной зову»

Помоги пернатым друзьям – акция.

 выставка фотографий и рисунков, газет.

Классные часы «Выдающиеся люди России», «День Конституции РФ», «О космосе и космонавтах», «О нашей армии» и др. Праздник «23+8». Тематические выставки рисунков.

Спортивно-оздорови-

тельное

- формировать умение анализировать и нести ответственность за своё здоровье.

"Береги здоровье смолоду" - конкурс семейных плакатов.

"Скажем:"НЕТ!" вредным привычкам" - театрализация

Социальное

Формирование у детей нравственной гражданской позиции, которую они могут отстоять.

Цикл бесед «Они отстояли победу»

Операция "Новый год" - изготовление игрушек на городские ёлки

На всех этапах применяются следующие способы реализации воспитательной системы:

- конкурсы,

- проекты,

- КТД,

- встречи,

- игры,

- концерты,

- экскурсии,

- творческие мастерские,

- психологические тренинги (тимбилдинги),

- дебаты,

- диспуты и т.д..

Ожидаемые результаты:

  1. коллектив класса стремится к поиску новых перспектив на основе традиций, сохраняемых и передаваемых учащимися;
  2. коллектив родителей также сформирован и готов поддерживать учеников в среднем звене;
  3. создания образа пятиклассника на основе нравственных правил, осознающего свою социальную роль в классе, семье, обществе.

Управление жизнедеятельностью классного коллектива

Детское самоуправление

Начиная с первого класса учитель воспитывает в детях навыки самоуправления: распределяет поручения, выбирает ответственных за какое-либо дело, осуществляет контроль и приучает к самоконтролю и т.д. Это очень важно для воспитательного процесса, т.к. дети учатся взаимодействовать друг с другом, решая какие-либо задачи, учатся самостоятельности, ответственности за порученное дело.

Организация классного самоуправления

Воспитательная система называется «Шаг за шагом».  С первого класса мы осваиваем навыки самоуправления. Ребята делятся на группы. Работая в этих группах, дети получают различные знания, умения и навыки, которые используют в жизни. По итогам года самые активные ученики награждаются отличительными знаками: «Лучший друг природы», «Лучший книголюб», «Лучший санитар» и т.д.

Во втором классе структура самоуправления изменилась:на классном собрании выбирается староста класса. Члены групп могут организовывать и проводить для ребят класса конкурсы, викторины и другие мероприятия. За успехи самые активные учащиеся получают баллы в рейтинг учащихся класса. В конце года те учащиеся, которые набрали большее количество баллов, получают грамоты, призы. По такому же принципу строится работа в 3 и 4 классах. Командир класса и командиры отрядов составляют актив класса. Они могут переизбираться по различным причинам.

Классный руководитель совместно с активом класса корректируют систему управленческих начал, проводят усложнение индивидуальной и коллективной деятельности младших школьников, вносят изменения в систему заданий и требований к учащимся по мере их взросления.

Родительское самоуправление.

Важную роль в работе воспитательной системы играет коллектив родителей класса. Выбирается родительский комитет.

Чётко организованная работа родительского комитета способствует повышению заинтересованности родителей в жизнедеятельности класса.

Формы взаимодействия классного руководителя

с родителями учащихся:

         В практической работе с родителями учащихся классный руководитель использует коллективные и индивидуальные формы взаимодействия. 

Формы    работы с родителями:

        - родительские собрания;

        - индивидуальные консультации;

        - посещение на дому;

         -тематические консультации;

        - родительские чтения;

        - проведение совместных праздников;

       - общешкольные родительские собрания  

Темы родительских собраний

Срок проведения

Тема собрания

Ответственные

Подготовительный период

Условия приёма детей в 1 класс.

администрация школы, учитель

Ознакомление родителей с образовательным маршрутом школы, класса.

администрация школы, учитель

1 класс

 «Первый раз- в первый класс». Трудности адаптации 1- классников к школе.

учитель

 Младший школьник: особенности развития.

учитель

 Мотивы учения младших школьников.

учитель

 Игра и игрушка в жизни младшего школьника.

учитель, психолог

Поощрения и наказания детей в семье.

учитель

Перелистывая страницы учебного года.

учитель

2 класс

Особенности учебников, по которым учатся дети и первые уроки школьной отметки.

учитель

«Агрессивные дети. Причины и последствия детской агрессии».

учитель

 Умеете ли вы любить своего ребенка? О разумной родительской любви.

учитель

 Как преодолеть застенчивость и неуверенность ребёнка.

учитель

3 класс

Неуспеваемость младшего школьника: причины и способы решения проблем

учитель

«Здоровье наших детей в наших руках». Положение о пользовании средствами мобильной связи и другими портативными электронными устройствами

учитель, врач

Роль книги в интеллектуальном развитии ребенка

учитель, библиотекарь

Роль семьи в воспитании нравственных ценностей

учитель

4 класс

Ваш ребёнок взрослеет. Половое воспитание в семье.

врач, учитель

Психологическая поддержка ребенка

учитель

Как научить ребёнка жить в мире людей. Уроки этики для детей и родителей.

учитель

Школе мы не говорим: "Прощай!", мы говорим: "До новой встречи!"

учитель

Диагностика эффективности функционирования воспитательной системы.

       С помощью диагностики можно определить «актуальный уровень развития» ребёнка, его потенциальные возможности, найти зоны «ближайшего развития», провести коррекцию в сознании и поведении, предотвратить проблемы, а также получить необходимую и достоверную информацию о сформированности классного коллектива, использовать её при планировании организации воспитательного процесса и жизнедеятельности класса.

В своей деятельности я использую различные методы изучения детей и родителей. Вот некоторые из них:

- предварительное изучение;

- анкетирование;

- наблюдение;

- мониторинг;

- метод проекта;

- тестирование;

- социометрия;

- групповая и индивидуальная оценка;

- микроисследование.

Использование различных методик и технологий

Воспитательная задача

Критерий

Методика исследования

1)Формирование комфортного сосуществования в коллективе

Сформированность классного коллектива, уровень сплочённости

Наблюдение, анкетирование «Кого можно назвать другом», методика А.И.Шемшуриной,комплекс методик Л.Ф.Тихомировой,А.В.Басова, метод проекта и др.

«Краски», «Фотография» «Солнце,тучка,дождик»

2)Способствовать формированию нравственной личности

Сформированность нравственного потенциала

Наблюдение, рисунок «Что мне нравится в школе» ,методика А.Р.Лурия,М.Лющера.

«Настроение» «Социометрия», «Аукцион»

3)Приобщение к здоровому образу жизни

Сформированность физического потенциала

Медицинский анализ состояния здоровья детей, педагогическое наблюдение, выполнение нормативов на уроках физкультуры, статистический анализ занятости детей в спортивных секциях и др.

4)Формировать активную жизненную позицию, способствовать раскрытию творческого потенциала

Сформированность эстетического, коммуникативного, творческого потенциала

Метод проекта, педагогическое наблюдение, методика «Памятные события класса» «10 моих Я», тесты, смотры, конкурсы, мини-сочинения, рисунки и др.

Изучение психологического климата семьи.

Анкетирование родителей: «Удовлетворенность работой образовательного учреждения», тест-опросник: «Анализ семейной тревоги» и др.

Основным показателем эффективности, действенности воспитательной системы является комфортное существование ребёнка в школе и дома, развитие его личности, включенность его в деятельность, его личностные ценности.

Ожидаемые результаты

В конце 4 класса  предполагается  получить следующие результаты:

1) становление нравственных, гражданско-правовых основ, умение их применять в жизни; способности решать все проблемы с позиций добра;

2) хорошую социализацию ребёнка, умение сосуществовать в коллективе, осознание своей роли;

3) приобщение к здоровому образу жизни;

4) раскрытие творческих способностей и их демонстрации;

5) сотрудничество родителей, учащихся, учителя, укрепление и сохранение традиций класса.

Образ выпускника начальной школы.

Любовь к своему народу, истории, стране

Признание себя, своего «я»

Любовь и верность семье

Стремление к совершенствованию

Здоровый образ жизни

Культура общения и поведения

Духовность, нравственность,

толерантность

Уважение к труду, творчеству

Совершать свои поступки с позиции добра

Средства реализации воспитательной системы класса

Для работы воспитательной системы используется урочное время и внеурочная деятельность.

К традиционным внеклассным мероприятиям относятся:

- День именинника;

- День матери;

- День защитника Отечества;

- Фольклорный праздник;

- Праздник «23+8»;

- День Победы;

- Новогодний праздник;

- Концерты и т.д.

Походы в театры, в музеи, на выставки.

Акции, смотры, конкурсы, тематические классные часы, беседы, коллективные творческие дела, проекты: «Правила дружбы», «Герб класса», «Расскажи нам о себе», «Моя родословная», «Спасибо за Победу», «Мир моих увлечений», психологические тренинги

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Барышникова С.В. Трудный выбор классного руководителя.- СПб., 2003.
  2. Бондаревская  Е.  В.  Нравственное  воспитание  учащихся  в  условиях  реализации  школьной  реформы: Учеб. пособие./Е.В.Бондаревская – Ростов-на-Дону: РГПИ, 1986- 361с.
  3. Венгер А.Л., Цукерман Г.А. Психологическое обследование младших школьников.- М.: Владос-Пресс, 2001.
  4. Воспитательная система класса / Под ред. Е.Н.Степанова – М.: Творческий центр «Сфера», 2005
  5. Голованова Н.Ф. Подходы к воспитанию в современной отечественной педагогике// Педагогика. 2007.№10.-с.38-47.
  6. Классный руководитель в школе / научно-методический  сборник.- Н.Новгород, 2007,- 120 с.
  7. Степанов Е.Н. «Воспитательная система класса. Теория и практика», М, 2005
  8. Цветкова И. В. Как создать программу воспитательной работы: Метод.пособие. – М.: Просвещение, 2006. – 207 с.
  9. Щуркова Е.Н. Классное руководство. Теория, методика, технология. – М., 1999.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Концепция воспитательной системы "Вместе весело шагать"

Концепция воспитательной системы "Вместе весело шагать"...

План воспитательной работы 2 класс"Шаг за шагом"

План воспитательной работы для 2 класса. В плане характеристика класса, график и темы родительских собраний, план - сетка воспитательной работы на 2013 – 2014 учебный год.Права и обязанности классного...

Программа воспитательной работы "Вместе весело шагать..."

Школа призвана посредством воспитания и обучения реализовать заложенные психобиологические задатки, трансформировать их в социально - значимые свойства человеческой личности при самом активном у...

Воспитательная система класса "Шаги к успеху"

Принимала участие в конкурсе "Классный руководитель"...

Воспитательная система класса "Вместе здорово шагать"

С этой воспитательной системой я выступала на конкурсе "Самый классный классный" в 2009 году...

Программа по воспитательной работе "Вместе весело шагать"

Программа расчитана на 4 года обучения. Программа разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного стандарта начального общего образования на основе ведущих школьных програ...