Воспитательная система "шаг за шагом"
материал (1, 2, 3, 4 класс)
Предварительный просмотр:
Воспитательная система
«Шаг за шагом»
для учащихся 1-4 классов
Составитель:
Классный руководитель
Панкова Татьяна Васильевна
Воспитание - великое дело: им решается участь человека.
В.Г. Белинский
Пояснительная записка.
Воспитание - целенаправленное развитие человека, включающее освоение культуры, ценностей и норм общества. Осуществляется через образование, а также организацию жизнедеятельности определенных общностей. В воспитании взаимодействуют личность, семья, государственные и общественные институты; учебно-воспитательные заведения, средства массовой коммуникации, религиозные институты, общественные организации.
В настоящее время школы работают, опираясь на Федеральные государственные стандарты образования и воспитания учащихся. Общество требует обучения детей пониманию необходимости своего труда, а педагогика – гармоничного развития личности ребёнка.
Задача ФГОС – ориентация системы образования и воспитания на новые результаты, связанные с развитием личности ребёнка. Стандарт направлен на решение ряда задач, в том числе и на «объединения обучение и воспитание в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей». Это успешнее получается, когда в воспитании принимают участие школа, семья, социальная среда, окружение и все факторы, с которыми соприкасается личность растущего человека.
При создании данной воспитательной среды учитывались задачи, которые ставит перед учителем государство, школа с опорой на базовые человеческие ценности. Актуальными вопросами стали:
- духовно-нравственное развитие;
- ежедневное повышение уровня культуры;
- гражданско-патриотическое воспитание;
- здоровьесбережение школьника;
- трудовое, экологическое и интеллектуальное направления.
Эти вопросы актуальны всегда. И сегодня поле деятельности для творческого поиска ребенка, стоит во главе воспитания. И значит – это и есть основная задача классного руководителя.
Современное общество нуждается в способных и талантливых личностях, которые справятся с любыми житейскими трудностями и решат самые сложные задачи, смогут проявить и применить свои таланты и знания во благо, то есть во всем будут удачными. Именно успешные люди являются основой современного общества и государства
Младший школьный возраст является важнейшим периодом в развитии личности ребёнка и формировании его эмоционального опыта, который напрямую зависит от организации учебно-воспитательной работы.
Цель: создание условий для развития духовно-нравственной, гармоничной, физически здоровой личности, способной к творческой самореализации с активной гражданской позицией в единстве семьи, школы и других социумов.
Для достижения этой цели необходимо выполнить следующие задачи:
1) способствовать формированию гармонично-развитой, духовно-нравственной, творческой личности с активной гражданской позиции;
2) воспитание ребёнка как члена семьи, школьного коллектива, общества, формирование умения общаться с различными категориями граждан;
3) приобщать к здоровому образу жизни;
4) создать в классе благоприятную эмоционально-психологическую среду для успешного развития участников образовательного процесса, нацеливать их на самореализацию в обществе;
5) способствовать осуществлению воспитательного процесса учащихся в единстве семьи и школы (семья → ученик → школа → семья).
Концептуальные основы системы
При создании воспитательной системы «Шаг за шагом» были изучены различные теории, концепции, подходы, взгляды известных педагогов на воспитание детей. В.А. Сухомлинский утверждал, что «хороший учитель – это, прежде всего, человек, который любит детей, находит радость в общении с ними, верит в то, что каждый ребёнок может стать хорошим человеком, умеет дружить с детьми, принимает близко к сердцу детские радости и горести, знает душу ребёнка, никогда не забывает, что и сам был ребёнком».
Действительно, каждый ребёнок должен чувствовать, что он незаменим, любим, что его принимают таким, какой он есть, с ним хотят общаться, дружить, с ним интересно. Первыми людьми, дающими ребёнку любовь и заботу, должны быть родители. В них он видит защитников, советчиков, друзей. И вот ребёнок переступает порог школы, надеясь, что рядом с ним окажутся люди, которые смогут утешить, успокоить, научить, развеселить, помогут стать умнее, терпеливее, смелее, добрее. Учителю важно не разочаровать ребёнка, а, наоборот, превратить его школьные часы, дни, годы в радостные и счастливые мгновения, чтобы детям запомнилось не серое существование, а живая, полная смысла, переживаний, труда, увлечения, поисков и находок жизнь.
Педагог Ш.А. Амонашвили писал: «Учитель, будь солнцем, излучающим человеческое тепло, будь благодатной почвой для развития человеческих чувств и сей знания не только в памяти и сознании твоих учеников, но, в первую очередь, в их душах и сердцах».
Учения и мысли этих известных педагогов помогли мне утвердиться в выборе гуманистического принципа при разработке воспитательной системы. В своей работе я опиралась на «педагогику сотрудничества» Ш.А. Амонашвили, на концепцию, ориентированную на коллективное воспитание В.А. Караковского, на личностный подход С.Л. Соловейчика.
В основе воспитательной системы «Шаг за шагом» лежит гуманистический принцип. Суть этого принципа в том, чтобы «расположить ребёнка к воспитательному процессу, сделать его добровольным помощником в своём же воспитании» (Ш.А. Амоношвили). Основными положениями воспитательной системы стали:
- поступай с другими так, как бы ты хотел, чтобы поступали с тобой. Принимать человека надо таким, какой он есть.
- нужно учить детей радоваться успеху другого человека, огорчаться его неудачам, поддерживать в трудную минуту;
- «Воспитание – это постоянное духовное общение учителя и ученика» (В.А. Сухомлинский). Учитель должен постоянно общаться со своими учениками, не проходить мимо ребёнка, который хочет быть услышанным, замеченным;
- сотрудничество взрослых и детей. Взрослые помогают развитию ребёнка, а взамен получают положительные эмоции и снятия уровня беспокойства за детей. В совместной деятельности родителей, детей, учителя каждый вносит что-то своё и учиться чему-то у других. С первого класса работает «сменный родительский комитет», в течении 4 лет каждый родитель целый год участвует в его работе. Это снимает многие негативные эмоции.
- браться за любое дело с увлечением, развивать творческий потенциал детей, формировать активную жизненную позицию. В этом помогает проектно-ориентированный подход.
Таким образом, были определены основные направления воспитательной системы класса. Они перекликаются с социальными ролями, при выполнении которых человек приобретает качества, помогающие ему стать гармоничной личностью. В тесном сотрудничестве родителей и учителя легче передавать социальные, нравственные, культурные ценности учащимся. В мире добра надежнее оставить след в душах и сердцах воспитанников.
В воспитательной системе класса выделены следующие направления:
Духовно-нравственное (Работа по формированию духовно-нравственных качеств личности. Приобщение к общечеловеческим культурным ценностям).
- Нравственное воспитание. Общение. Досуг. Милосердие.
- Гражданско-патриотическое воспитание.
Общеинтеллектуальное (Работа по созданию условий для реализации интересов детей и их потребностей в саморазвитии).
- Воспитание культуры обучения. НОУ, предметные олимпиады, конкурсы
Общекультурное (Работа по формированию дружного, сплоченного классного коллектива. Формирование навыков общения, культуры поведения).
- Воспитание семейной культуры.
- Трудовое воспитание и профориентационная работа. Экологическое воспитание.
- Этическое и эстетическое воспитание
Спортивно-оздоровительное (Работа по приобщению к здоровому образу жизни и правильному отношению к окружающей среде).
- Физическое и валеологическое воспитание. Оздоровительные мероприятия.
Социальное.
- Профилактическое:
- Социальная защита детей и правовое воспитание. Группа риска.
- Предупреждение детского дорожно-транспортного травматизма
Модель ученика – выпускника начальной школы
(в соответствии с ФГОС)
Портрет ученика начальной школы складывается из следующих личностных характеристик:
- ученик, любящий свой народ, свой край и свою Родину;
- ученик, уважающий и принимающий ценности семьи и общества;
- ученик любознательный, активно заинтересованно познающий мир;
- ученик, владеющий основами умения учиться, способный к организации собственной деятельности;
- ученик готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьёй и обществом;
- ученик доброжелательный, умеющий слушать и слышать собеседника, обосновывать свою позицию, высказывать своё мнение, сотрудничать для достижения общих результатов;
- ученик, ориентирующийся в мире профессий, понимающий значение профессиональной деятельности для человека в интересах устойчивого развития общества и природы;
- ученик социально активный, уважающий закон и правопорядок, соизмеряющий свои поступки с нравственными ценностями;
- ученик, выполняющий правила здорового и экологически целесообразного образа жизни, безопасного для человека и окружающей его среды.
Внешние и внутренние связи
и отношения воспитательной системы класса
При разработке воспитательной системы учитывались различные факторы влияния на объект воспитания (ученика). Необходимо привести в соответствие эти взаимодействия.
Схема. Внешние и внутренние связи и отношения, входящие в воспитательную систему «Шаг за шагом»
- Важную роль в воспитании играет привлечение семьи. Только в сотрудничестве с родителями можно достичь высоких результатов в воспитании.
- Общение со сверстниками в классной среде и с учащимся других классов.
- Классный руководитель, учителя школы, завучи, директор, психолог, логопед тоже входят в область взаимодействия ученика и являются главными наставниками.
- Библиотеки, музеи, выставки, театры и кинотеатры оказывают огромную помощь в воспитании. Дети там получают новые знания и учатся трудиться и культурно себя вести.
- Друзья из ближайшего окружения, руководители кружков, секций, театральной студии и др. обогащают жизнь учащихся.
Социальное сотрудничество оказывает огромную помощь в работе классного руководителя.
Социальный партнёр | Формы совместной деятельности |
1) Школьная библиотека | Классные часы, интеллектуальные игры, беседы о сохранности книг и пользе чтения и т.д. |
2) Спортивные учреждения | Соревнования, акции, пропаганда здорового образа жизни (ЗОЖ), встречи. |
3) Театры, кинотеатры, выставки, музеи | Акции, праздники, классные часы |
4) Общественные организации | Акции, выставки, слёты, олимпиады |
Механизм функционирования воспитательной системы класса
На первой ступени работы воспитательной системы в классе вырабатываются совместные правила школьной жизни. В обсуждении принимают участие учитель, ученики, родители.
На второй и третьей ступени эта работа продолжается, правила повторяются и закрепляются в виде различных проектов.
На четвертой ступени работы планируется подведение итогов жизни учащихся по этим правилам в виде проектной деятельности.
Воспитательная работа в классе ведётся по 5 направлениям. Все они одинаково важны для детей и способствуют формированию гармоничной личности. В течении первого и второго классов дети узнали много нового об окружающем мире, о жизни в школе, об одноклассниках, о своей Родине, о своей родословной. Они пробуют себя в различных формах проектной деятельности, проверяют умения выполнять различные поручения, совершенствуют умения организовывать различные мероприятия с помощью взрослых и самостоятельно. Уровень самостоятельности возрастает с каждой ступенью воспитательной работы. Дети стараются помогать друг другу, учителю. Родители, учитель и ученики вместе хотят сделать школьную жизнь детей более содержательной и интересной.
Диагностические исследования учащихся 1 – 2 класса
В качестве предпосылок создания воспитательной системы явились результаты исследований детей и родителей класса, которые проводились совместно с психологом школы. Был сделан мониторинг личностного развития учащихся (уровень развития психических познавательных процессов, анализ эмоционально-волевой сферы, изучение психологического климата семьи, линия нравственного развития личности ребёнка). Эффективность воспитательной работы в классе можно проанализировать по следующим показателям:
- прирост основных потенциалов личностного развития ученика;
- сформированность коллективистических отношений в классе;
- удовлетворенность обучающихся и родителей жизнедеятельностью класса.
- развитие вербально-логического мышления;
- установление логических связей;
- уровень концентрации внимания;
- память, речь;
- степень произвольной регуляции поведения;
- уровень волевой готовности;
- самооценка;
- саморегуляция;
- тревожность;
- агрессия;
- психологический климат семьи.
Этапы функционирования воспитательной системы
Условно можно выделить четыре этапа функционирования воспитательной системы класса:
- проектирование (или прогнозирование);
- становление;
- успешное функционирование;
- совершенствование.
Программа рассчитана на все четыре года обучения детей в начальной школе. Однако продолжительность каждого этапа зависит от особенностей класса, возможностей и способностей детей и может совпадать или не совпадать с продолжительность учебного года.
Этап 1 «Мы теперь не просто дети, мы теперь ученики»
( 2018 – 2019 г.)
- знакомство с учениками класса, изучение личностных особенностей, обучающихся и их родителей;
- создать условия для адаптации учащихся в новом коллективе;
- определить общие цели, перспективы деятельности;
- сформировать деловые отношения в общей деятельности.
Этап 2 «Я и мои друзья»
( 2019 – 2020 г.)
- сплочение детского коллектива, укрепление межличностных отношений;
- организация совместной деятельности в детском и родительском коллективах по определению перспектив творческой деятельности;
- вовлечение каждого учащегося в коллективную творческую деятельность
- организация работы актива класса;
- формирование традиций класса.
На этом этапе формируется чувство «локтя», призыв «сделай сам – помоги другому» становится основным девизом жизнедеятельности коллектива.
Этап 3 "Жизнь дана на добрые дела"
(2020 – 2021 г.)
- обучение ребят методам анализа и самоанализа деятельности;
- активно развиваются самоуправленческие начала;
- актуальны лозунги: «делай как лучшие из нас!», «Твори добро!», «каждый день делай хоть какое-либо маленькое доброе дело»;
Данный этап предполагает стабильность и определённую целостность, благоприятную атмосферу в жизни классного коллектива.
Этап 4 «Я и большой мир»
( 2021 – 2022 г.)
- находить различные способы совершенствования коллектива, пробовать новые идеи, формы;
- обобщать лучший опыт жизнедеятельности класса и делиться им с другими классами.
«Мы теперь не просто дети, мы теперь ученики».
( 2018 – 2019 г.)
Направле- ние | Воспитательные задачи | Основные мероприятия Формы проведения |
Общеинтеллектуальное | - раскрытие творческого потенциала каждого учащегося; - формировать любознательность, интерес к знаниям. | Проект: «Расскажи нам о себе», составление калейдоскопа увлечений учащихся класса. "Мы уже писать умеем" - поздравительная открытка "Кто лучше считает?" - математический ринг поисковая деятельность |
Общекультурное | - изучить правила поведения, обязанности и права школьника - показывать разнообразие культурных и человеческих ценностей; - способствовать эстетическому самообразованию и самовоспитанию - направлять семейное воспитание на всестороннее развитие детей. | День Знаний «Здравствуй школа» «Правила поведения в школе» "Содержи в порядке книжки и тетрадки" - беседа Конкурс рисунков на асфальте. Экскурсия в природу «По тропинке осени» "Помоги братьям меньшим" - акция " "Птицам нужна помощь" - изготовление кормушек, рейды "Проверь кормушку" "Картинная галерея" - путешествие в мир творчества "Алло, мы ищем - таланты!" - час творчества |
Духовно-нравственное | - формировать нравственную культуру семьи; - формировать патриотические чувства на основе прошлого и настоящего. | конкурс «День матери» конкурс «Новогодняя открытка» "Достопримечательности нашего города" – фотовыставка Проект «История семьи в истории страны» конкурс «Зимняя сказка» "История родного края" - беседа |
Спортивно-оздорови- тельное | - воспитание у учащихся мотивации здорового образа жизни; - воспитание бережного отношения к окружающей среде; - формирование личной ответственности за состоянием здоровья; - мотивировать на посещение спортивных кружков и секций. | Спортивный праздник для детей «Веселые старты» Тематические классные часы: «Твой режим дня», «Твой безопасный маршрут в школу», «Подружись с зубной щёткой» и др "Любимая школа " – экскурсия «Здоровье - это жизнь!» - конкурс рисунков знакомство со спортивными секциями и кружками в школе "Зимние забавы" - спортивный праздник на природе |
Социальное | - создавать дружескую и творческую атмосферу, пробуждающую у детей интерес к различным видам деятельности. - воспитывать чувства уважения, внимания, сострадания, отзывчивости, чуткости к пожилым людям. | Викторины, конкурсы: «Учимся играть вместе» "День рожденья только раз в году!" - праздник "Мамы всякие важны, мамы всякие нужны" - концерт для мам и бабушек Акция «День пожилых людей» |
Ожидаемые результаты.
Реализация программы предполагает, что к концу 2 класса можно получить следующие результаты:
- социализация каждого ученика, осознание своей роли в классном коллективе;
- приобщение к здоровому образу жизни;
- раскрытие творческого потенциала каждого учащегося;
- укрепление гражданской позиции;
- стремление к самореализации.
«Я и мои друзья»
( 2019 – 2020 г.)
Направле- ние | Воспитательные задачи | Основные мероприятия Формы проведения |
Общеинтеллектуальное | - раскрытие творческого потенциала каждого учащегося; -формирование чувства «мы». | Проект: «Сочиняем сказки о дружбе». Праздник первой отметки - утренник Экскурсия в городской музей экскурсия «Дорога от дома до школы» |
Общекультурное | - приобщать учащихся к сокровищам общечеловеческой культуры | Участие в Международном конкурсе детского творчества «Красота Божьего мира». Конкурс рисунков «Мир глазами детей», «Животные лесов России», Новогодний серпантин и др. Фольклорные праздники: «Масленица» и др |
Духовно-нравственное | - воспитывать гордость за свою страну, знать её историю | Проект: «И помнит мир спасенный» (продолжение сбора материала о родственниках - участниках ВОВ). проект «Сыны Отечества» Классные часы «Выдающиеся женщины России», «День Конституции РФ», «О космосе и космонавтах», «О нашей армии» и др. Праздник «23+8». Тематические выставки рисунков. |
Спортивно-оздорови- тельное | - формировать понимание значимости здоровья в жизни; | Каждый ученик знакомит класс со своей зарядкой «Моя зарядка», «Умная перемена». «Твой безопасный маршрут в школу»- маршрутный лист |
Социальное | - учиться правильно оценивать себя и быть объективным в оценивании других | Проект: «Живём по правилам дружбы» Тематические классные часы «Умеешь ли ты дружить», «Ты и твои обязанности», «Поведение в общественных местах», «Правила поведения в школе» Участие в выставке технического творчества. |
Ожидаемые результаты
Реализация программы предполагает, что к концу 3 класса можно получить следующие результаты:
- дальнейшее укрепление гражданской позиции каждого ученика;
- стремление к самореализации, к самостоятельности;
- приобщение к ЗОЖ;
- раскрытие творческого потенциала в индивидуальной и коллективной работе;
- дальнейшая социализация каждого ученика, осознание своей роли в классном коллективе;
- дальнейшее вовлечение родителей в воспитательную работу класса.
"Жизнь дана на добрые дела"
( 2020 – 2021 г.)
Направле- ние | Воспитательные задачи | Основные мероприятия Формы проведения |
Общеинтеллектуальное | - создавать условия для реализации интересов детей и их потребностей в саморазвитии. | Экскурсии в школьную библиотеку и детскуюгородскую библиотеку. Игра-путешествие «Космические загадки» |
Общекультурное | - формирование навыков общения, культуры поведения | Экскурсия на фабрику ёлочных игрушек. Фольклорные праздники: «Масленица» и др. |
Духовно-нравственное | - формировать гражданско-патриотические качества личности, нравственных представлений о себе в обществе. - учить любить и беречь природу | Конкурс пословиц о Родине «Родина — мать, умей за нее постоять». Экскурсия в природу «Весна идет, весне дорогу!» "Птицам нужна помощь" - изготовление кормушек Классные часы, посвящённые героям войны, детям – участникам войны. «Выдающиеся женщины России», «День Конституции РФ», «О космосе и космонавтах», «О нашей армии» и др. Праздник «23+8». Тематические выставки рисунков. |
Спортивно-оздорови- тельное | - формировать необходимые знания, умения, навыки по ведению здорового образа жизни. | « День здоровья». Классные часы «Опасности тонкого льда», «Твоё любимое животное», «Твоя безопасность в школе и дома», «Как оказать первую медицинскую помощь» и др. "Полезные привычки" – викторина. "Весёлые старты" - спортивный праздник |
Социальное | - воспитывать умение делать свой правильный жизненный выбор, нести за него ответственность | "Имею право. Мои права" – игра "Жизнь дана на добрые дела" - круглый стол в кругу друзей Операция "Новый год" - изготовление игрушек на городские ёлки |
Ожидаемые результаты:
- развитие творческого потенциала учащихся и их родителей;
- совершенствование самоуправления в классе;
- привитие ЗОЖ;
- воспитание патриотизма, укрепление гражданской позиции;
- дальнейшее развитие самостоятельности и самообслуживания;
- раскрытие нравственного потенциала учеников и их родителей.
«Я и большой мир»
( 2021 –2022 г.)
Направле- ние | Воспитательные задачи | Основные мероприятия Формы проведения |
Общеинтеллектуальное | - создавать условия для реализации интересов детей и их потребностей в саморазвитии. | Литературная викторина Предметные олимпиады Цикл бесед «Жизнь замечательных людей» «Книжкины именины» -«Международный день детской книги» |
Общекультурное | Привитие любви и интереса к общечеловеческим ценностям, учить видеть прекрасное вокруг себя. | "Правила хорошего тона" - учебная игра Проводы зимы - праздник "Масленица" Цикл бесед «Государственная символики России» |
Духовно-нравственное | - обучать пониманию смысла человеческого существования - воспитывать любовь к своей семье, родным и близким, к малой родине. | "Собери ребенка в школу" - акция Конкурс фотографий «Зову тебя Россиею, единственной зову» Помоги пернатым друзьям – акция. выставка фотографий и рисунков, газет. Классные часы «Выдающиеся люди России», «День Конституции РФ», «О космосе и космонавтах», «О нашей армии» и др. Праздник «23+8». Тематические выставки рисунков. |
Спортивно-оздорови- тельное | - формировать умение анализировать и нести ответственность за своё здоровье. | "Береги здоровье смолоду" - конкурс семейных плакатов. "Скажем:"НЕТ!" вредным привычкам" - театрализация |
Социальное | Формирование у детей нравственной гражданской позиции, которую они могут отстоять. | Цикл бесед «Они отстояли победу» Операция "Новый год" - изготовление игрушек на городские ёлки |
На всех этапах применяются следующие способы реализации воспитательной системы:
- конкурсы,
- проекты,
- КТД,
- встречи,
- игры,
- концерты,
- экскурсии,
- творческие мастерские,
- психологические тренинги (тимбилдинги),
- дебаты,
- диспуты и т.д..
Ожидаемые результаты:
- коллектив класса стремится к поиску новых перспектив на основе традиций, сохраняемых и передаваемых учащимися;
- коллектив родителей также сформирован и готов поддерживать учеников в среднем звене;
- создания образа пятиклассника на основе нравственных правил, осознающего свою социальную роль в классе, семье, обществе.
Управление жизнедеятельностью классного коллектива
Детское самоуправление
Начиная с первого класса учитель воспитывает в детях навыки самоуправления: распределяет поручения, выбирает ответственных за какое-либо дело, осуществляет контроль и приучает к самоконтролю и т.д. Это очень важно для воспитательного процесса, т.к. дети учатся взаимодействовать друг с другом, решая какие-либо задачи, учатся самостоятельности, ответственности за порученное дело.
Организация классного самоуправления
Воспитательная система называется «Шаг за шагом». С первого класса мы осваиваем навыки самоуправления. Ребята делятся на группы. Работая в этих группах, дети получают различные знания, умения и навыки, которые используют в жизни. По итогам года самые активные ученики награждаются отличительными знаками: «Лучший друг природы», «Лучший книголюб», «Лучший санитар» и т.д.
Во втором классе структура самоуправления изменилась:на классном собрании выбирается староста класса. Члены групп могут организовывать и проводить для ребят класса конкурсы, викторины и другие мероприятия. За успехи самые активные учащиеся получают баллы в рейтинг учащихся класса. В конце года те учащиеся, которые набрали большее количество баллов, получают грамоты, призы. По такому же принципу строится работа в 3 и 4 классах. Командир класса и командиры отрядов составляют актив класса. Они могут переизбираться по различным причинам.
Классный руководитель совместно с активом класса корректируют систему управленческих начал, проводят усложнение индивидуальной и коллективной деятельности младших школьников, вносят изменения в систему заданий и требований к учащимся по мере их взросления.
Родительское самоуправление.
Важную роль в работе воспитательной системы играет коллектив родителей класса. Выбирается родительский комитет.
Чётко организованная работа родительского комитета способствует повышению заинтересованности родителей в жизнедеятельности класса.
Формы взаимодействия классного руководителя
с родителями учащихся:
В практической работе с родителями учащихся классный руководитель использует коллективные и индивидуальные формы взаимодействия.
Формы работы с родителями:
- родительские собрания;
- индивидуальные консультации;
- посещение на дому;
-тематические консультации;
- родительские чтения;
- проведение совместных праздников;
- общешкольные родительские собрания
Темы родительских собраний
Срок проведения | Тема собрания | Ответственные |
Подготовительный период | ||
Условия приёма детей в 1 класс. | администрация школы, учитель | |
Ознакомление родителей с образовательным маршрутом школы, класса. | администрация школы, учитель | |
1 класс | ||
«Первый раз- в первый класс». Трудности адаптации 1- классников к школе. | учитель | |
Младший школьник: особенности развития. | учитель | |
Мотивы учения младших школьников. | учитель | |
Игра и игрушка в жизни младшего школьника. | учитель, психолог | |
Поощрения и наказания детей в семье. | учитель | |
Перелистывая страницы учебного года. | учитель | |
2 класс | ||
Особенности учебников, по которым учатся дети и первые уроки школьной отметки. | учитель | |
«Агрессивные дети. Причины и последствия детской агрессии». | учитель | |
Умеете ли вы любить своего ребенка? О разумной родительской любви. | учитель | |
Как преодолеть застенчивость и неуверенность ребёнка. | учитель | |
3 класс | ||
Неуспеваемость младшего школьника: причины и способы решения проблем | учитель | |
«Здоровье наших детей в наших руках». Положение о пользовании средствами мобильной связи и другими портативными электронными устройствами | учитель, врач | |
Роль книги в интеллектуальном развитии ребенка | учитель, библиотекарь | |
Роль семьи в воспитании нравственных ценностей | учитель | |
4 класс | ||
Ваш ребёнок взрослеет. Половое воспитание в семье. | врач, учитель | |
Психологическая поддержка ребенка | учитель | |
Как научить ребёнка жить в мире людей. Уроки этики для детей и родителей. | учитель | |
Школе мы не говорим: "Прощай!", мы говорим: "До новой встречи!" | учитель |
Диагностика эффективности функционирования воспитательной системы.
С помощью диагностики можно определить «актуальный уровень развития» ребёнка, его потенциальные возможности, найти зоны «ближайшего развития», провести коррекцию в сознании и поведении, предотвратить проблемы, а также получить необходимую и достоверную информацию о сформированности классного коллектива, использовать её при планировании организации воспитательного процесса и жизнедеятельности класса.
В своей деятельности я использую различные методы изучения детей и родителей. Вот некоторые из них:
- предварительное изучение;
- анкетирование;
- наблюдение;
- мониторинг;
- метод проекта;
- тестирование;
- социометрия;
- групповая и индивидуальная оценка;
- микроисследование.
Использование различных методик и технологий
Воспитательная задача | Критерий | Методика исследования |
1)Формирование комфортного сосуществования в коллективе | Сформированность классного коллектива, уровень сплочённости | Наблюдение, анкетирование «Кого можно назвать другом», методика А.И.Шемшуриной,комплекс методик Л.Ф.Тихомировой,А.В.Басова, метод проекта и др. «Краски», «Фотография» «Солнце,тучка,дождик» |
2)Способствовать формированию нравственной личности | Сформированность нравственного потенциала | Наблюдение, рисунок «Что мне нравится в школе» ,методика А.Р.Лурия,М.Лющера. «Настроение» «Социометрия», «Аукцион» |
3)Приобщение к здоровому образу жизни | Сформированность физического потенциала | Медицинский анализ состояния здоровья детей, педагогическое наблюдение, выполнение нормативов на уроках физкультуры, статистический анализ занятости детей в спортивных секциях и др. |
4)Формировать активную жизненную позицию, способствовать раскрытию творческого потенциала | Сформированность эстетического, коммуникативного, творческого потенциала | Метод проекта, педагогическое наблюдение, методика «Памятные события класса» «10 моих Я», тесты, смотры, конкурсы, мини-сочинения, рисунки и др. |
Изучение психологического климата семьи.
Анкетирование родителей: «Удовлетворенность работой образовательного учреждения», тест-опросник: «Анализ семейной тревоги» и др.
Основным показателем эффективности, действенности воспитательной системы является комфортное существование ребёнка в школе и дома, развитие его личности, включенность его в деятельность, его личностные ценности.
Ожидаемые результаты
В конце 4 класса предполагается получить следующие результаты:
1) становление нравственных, гражданско-правовых основ, умение их применять в жизни; способности решать все проблемы с позиций добра;
2) хорошую социализацию ребёнка, умение сосуществовать в коллективе, осознание своей роли;
3) приобщение к здоровому образу жизни;
4) раскрытие творческих способностей и их демонстрации;
5) сотрудничество родителей, учащихся, учителя, укрепление и сохранение традиций класса.
Образ выпускника начальной школы.
Любовь к своему народу, истории, стране |
Признание себя, своего «я» |
Любовь и верность семье |
Стремление к совершенствованию |
Здоровый образ жизни |
Культура общения и поведения |
Духовность, нравственность, толерантность |
Уважение к труду, творчеству |
Совершать свои поступки с позиции добра |
Средства реализации воспитательной системы класса
Для работы воспитательной системы используется урочное время и внеурочная деятельность.
К традиционным внеклассным мероприятиям относятся:
- День именинника;
- День матери;
- День защитника Отечества;
- Фольклорный праздник;
- Праздник «23+8»;
- День Победы;
- Новогодний праздник;
- Концерты и т.д.
Походы в театры, в музеи, на выставки.
Акции, смотры, конкурсы, тематические классные часы, беседы, коллективные творческие дела, проекты: «Правила дружбы», «Герб класса», «Расскажи нам о себе», «Моя родословная», «Спасибо за Победу», «Мир моих увлечений», психологические тренинги
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
- Барышникова С.В. Трудный выбор классного руководителя.- СПб., 2003.
- Бондаревская Е. В. Нравственное воспитание учащихся в условиях реализации школьной реформы: Учеб. пособие./Е.В.Бондаревская – Ростов-на-Дону: РГПИ, 1986- 361с.
- Венгер А.Л., Цукерман Г.А. Психологическое обследование младших школьников.- М.: Владос-Пресс, 2001.
- Воспитательная система класса / Под ред. Е.Н.Степанова – М.: Творческий центр «Сфера», 2005
- Голованова Н.Ф. Подходы к воспитанию в современной отечественной педагогике// Педагогика. 2007.№10.-с.38-47.
- Классный руководитель в школе / научно-методический сборник.- Н.Новгород, 2007,- 120 с.
- Степанов Е.Н. «Воспитательная система класса. Теория и практика», М, 2005
- Цветкова И. В. Как создать программу воспитательной работы: Метод.пособие. – М.: Просвещение, 2006. – 207 с.
- Щуркова Е.Н. Классное руководство. Теория, методика, технология. – М., 1999.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Концепция воспитательной системы "Вместе весело шагать"
Концепция воспитательной системы "Вместе весело шагать"...
План воспитательной работы 2 класс"Шаг за шагом"
План воспитательной работы для 2 класса. В плане характеристика класса, график и темы родительских собраний, план - сетка воспитательной работы на 2013 – 2014 учебный год.Права и обязанности классного...
Программа воспитательной работы "Вместе весело шагать..."
Школа призвана посредством воспитания и обучения реализовать заложенные психобиологические задатки, трансформировать их в социально - значимые свойства человеческой личности при самом активном у...
Воспитательная система класса "Шаги к успеху"
Принимала участие в конкурсе "Классный руководитель"...
Воспитательная система класса "Вместе здорово шагать"
С этой воспитательной системой я выступала на конкурсе "Самый классный классный" в 2009 году...
Программа по воспитательной работе "Вместе весело шагать"
Программа расчитана на 4 года обучения. Программа разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного стандарта начального общего образования на основе ведущих школьных програ...