Доклад на тему: "Формирование коммуникативной компетенции школьников во внеурочное время"
методическая разработка (1 класс)
Статья рассматривает вопрос формирования у детей коммуникативных компетенций во внеурочное время. Какая работа проводится по развитию речевого общения в школе.
Дети с ограниченными возможностями здоровья не имеют широкого круга общения. они "закрыты" в своем обществе.
Невозможность наладить диалог с обычными детьми, насмешек с их стороны,заставляет их закрыться в себе.
Наша задача научить таких детей не бояться выходить за рамки своего закрытого пространства.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Доклад | 17.33 КБ |
Предварительный просмотр:
ГБОУ «СПЕЦИАЛЬНАЯ КОРРЕКЦИОННАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА - ИНТЕРНАТ V ВИДА»
Доклад
Тема: «Формирование коммуникативной компетенции школьников во внеурочное время»
Подготовила:
воспитатель: Арданова Д.Г.
2018- 2019 уч.г.
Интерес педагогики к формированию коммуникативной компетенции возрос в последнее десятилетие, что обусловлено многими факторами, например, динамично расширяющимся коммуникативным пространством, повышенному вниманию Федерального государственного образовательного стандарта к проблеме формирования коммуникативной компетенции и т.д.
Для формирования коммуникативных универсальных учебных действий, приведенных во ФГОС, необходимы процедуры, отличающиеся от освоения предметных знаний. Задачи коммуникативного развития успешно решаются в ходе реализации внеурочной деятельности.
Именно внеурочная деятельность дает ребенку возможность развиваться в соответствии с его индивидуальными способностями и интересами. Очевидно, что личностный рост и развитие ученика неразрывно связаны с развитием речи и речевых навыков, формированием речевых средств, в том числе обогащением словарного запаса, использованием речевых навыков в ситуациях различного коммуникативного поведения.
Ведь именно в свободное от учебы время ребенок наиболее уязвим перед какими-либо влияющими на него негативными факторами. С другой стороны, именно во внеурочное время процесс воспитания школьников осуществляется гораздо продуктивнее, растет их творческий потенциал, улучшаются коммуникативные навыки, формируется духовно-нравственный потенциал. Но происходит это только при правильно организованной внеурочной деятельности учеников.
Внеурочная деятельность является неотъемлемой частью образовательного процесса и входит в новую структуру учебного плана. Согласно ФГОС «Основная образовательная программа основного общего образования реализуется образовательным учреждением через урочную и внеурочную деятельность с соблюдением требований государственных санитарно- эпидемиологических правил и нормативов». Внеурочная деятельность «является неотъемлемой частью образовательного процесса в школе, направленной на решение задач воспитания и социализации»
Главной особенностью детей с ограниченными возможностями здоровья является нарушение их связи с миром, в ограниченной мобильности, бедности контактов со сверстниками и взрослыми, в ограниченности общения с природой, доступа к культурным ценностям. Чтобы ребенку было легче адаптироваться в наш подчас сложный, даже для здорового человека, мир — необходимо привить ему навыки коммуникативной культуры.
Именно во внеурочное время ребенок имеет возможность развиваться в соответствии с его индивидуальными способностями и интересами. Если внеурочное время организовано правильно, и дети с удовольствием посещают занятия и кружки, у них планомерно развиваются творческие способности, формируются коммуникативные навыки, повышается интерес к изучению школьных предметов, они становятся более активными и социализированными. Во время внеурочной деятельности школьники достигают трех уровней воспитательных результатов. Во-первых, они приобретают различные социальные знания, узнают о нормах поведения и порядке в современном обществе. Во-вторых, учатся ценностному отношению к социальной реальности в целом. И в-третьих, приобретают опыт самостоятельного общественного действия.
Организовывая досуг обучающихся во внеурочное время, стараюсь восполнить дефицит общения, представить широкий спектр педагогических услуг по различным направлениям деятельности. Сотрудничество носит комплексный характер, включает в себя ряд взаимосвязанных тем. Одной из задач своей педагогической деятельности, считаю — не только развитие потенциала ребенка, но и сохранение, и укрепление психологического здоровья.
При организации внеурочных воспитательных занятий в первую очередь учитываю индивидуальные умственные способности детей. Именно от этого принципа зависит содержание, уровень доступности. Также очень важно грамотно сочетать на занятиях индивидуальные и коллективные формы работы, предоставляя возможность школьникам проявить себя и научиться работать в команде. Какой-либо теоретический материал, должен быть доступен и понятен школьникам, а также иметь связь с практической деятельностью.
При проведении воспитательных мероприятий моделируются социальные отношения, возможные ситуации (в том числе и проблемные), отражающие отношение ребенка. В результате дети получают представления, которые затем закрепляются в реальной жизни, усваивают социальный опыт.
Формы работы во внеурочное время подразделяются на три вида: массовые, групповые и индивидуальные. Массовые формы работы проходят при проведении общешкольных мероприятий. Групповые, при выполнении конкурсов, соревнованиях, в трудовых поручениях, на прогулке-экскурсии. А к индивидуальным формам - подготовка докладов, самоподготовка, заучивание стихов и песен и др.
Во внеурочное время коммуникативные компетенции проявляются через различные виды деятельности такие как:
игровая деятельность;
познавательная деятельность;
проблемно-ценностное общение;
досугово - развлекательная деятельность (досуговое общение);
художественное творчество;
трудовая деятельность;
спортивно-оздоровительная деятельность;
туристско-краеведческая деятельность.
Во время познавательной деятельности на тематических занятиях школьники учатся выражать и отстаивать свое мнение, уметь слушать собеседников и анализировать их позиции. В данных навыках проявляется коммуникативная компетенция школьников.
Досугово-развлекательная деятельность обычно улучшает межличностное общение школьников, ребята набираются опыта совместного социально-приемлемого поведения в свободное время.
Игровая деятельность, по моему мнению, является одной из наиболее важных и интересных видов общения школьников. Ведь процесс игры очень расширяет сферу педагогической деятельности и считается мощным воспитательным средством. Во время ролевых игр ученики приобретают социальные знания, формируется у школьников позитивное отношение к социальной реальности в целом. А опыт самостоятельного общественного действия школьники могут получить во время социально-моделирующей игры, спортивной. Воспроизводятся действия с речевым сопровождением из полученных знаний окружающего мира.
Очень важным коммуникативным компонентом внеурочной деятельности является также трудовая (производственная) деятельность. У школьников формируется понимание культуры труда, растет самостоятельность учеников. Они осознают свою причастность к миру взрослых. Трудовая деятельность развивает у школьников умение анализировать, прогнозировать свою деятельность, и, конечно, дисциплинирует учеников. При выполнении трудовых поручений постоянно сопутствующий речевой материал. Это и названия предметов для работы, и выполняемые действия, и места для работы.
Общая работа учащихся со сверстниками и воспитателем во внеурочное
время содействует порождению мысли, создавая речевое утверждение.
Развивает, формируется, подталкивает необходимость заявлять, расширяет
лексический словарь.
Происходит процесс овладения коммуникативными умениями (спросить,
сообщить, попросить и т.д.). Возникает стремление и способность
контролировать качество и точность своей речевой деятельности.
В современном мире ребенок подвержен многим негативным факторам, влияющим на его здоровье. Именно поэтому так важно сформировать у учащихся активистскую культуру здоровья, которая естественным образом связана со спортом. Во внеурочное время развивается у детей интерес к спорту и оздоровлению, ученики знают правила ведения здорового образа жизни, способы самозащиты, умеют ориентироваться на местности и т.д.
Tаким образом, речь, как специфически человеческий вид деятельности, необходима для общения и в личной жизни, и в ходе профессиональной деятельности. Умение общаться, в том числе и с помощью речи, важно для человека, чтобы эффективно жить и реализовывать себя. Если умения и навыки речевого общения не удалось полностью сформировать в школьном возрасте, есть возможность развить их и в старшем возрасте. Основное условие — желание человека научиться общаться.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Доклад на тему "Формирование самооценки у младших школьников в учебно-воспитательном процессе".
В докладе описаны методы формирования самооценки у детей 4 класса, нахождение путей влияния на обучающихся классного руководителя в различных ситуациях....
Доклад на тему: ФОРМИРОВАНИЕ КЛЮЧЕВЫХ КОМПЕТЕНТНОСТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ
Доклад на тему: Формирование ключевых компетентностей младшего школьника в процессе обучения...
Презентация к докладу на тему "Формирование информационной культуры младших школьников посредством метода проектов".
Данная презентация относится к теме "Формирование иформационной культуры младших школьников посредством метода проектов"....
Доклад по теме: «Формирование УУД у младших школьников в условиях ФГОС второго поколения»
Данный доклад был озвучен на заседании Методического Объединения Школы Самарец А.Е., учителем начальных классов...
доклад на тему "Формирование читательской самостоятельности младшего школьника на уроках и во внеурочное время"
Нельзя не согласиться с великим педагогом В.А. Сухомлинским что «чтение – это один из способов мышления и умственного развития», так как учит размышлять, думать, говорить. Если научимся читать – ...
Доклад на тему: Формирование гражданской идентичности младших школьников средствами краеведения.
Доклад на тему: Формирование гражданской идентичности младших школьников средствами краеведения....
Доклад на тему «Формирование читательской самостоятельности младших школьников»
Доклад на тему«Формирование читательской самостоятельности младших школьников»...