Доклад на тему «Формирование читательской самостоятельности младших школьников»
статья
Доклад на тему
«Формирование читательской самостоятельности младших школьников»
Скачать:
Предварительный просмотр:
МБОУ «Троицкая средняя общеобразовательная школа № 2»
Доклад на тему
«Формирование читательской самостоятельности младших школьников»
Подготовила
Пересыпкина М.П.,
учитель начальных классов
2021
В России, как и во многих странах мира, наблюдается снижение уровня читательской культуры населения в целом, из года в год снижается интерес детей к чтению классической детской литературы. Недавние социологические исследования свидетельствуют о том, в нашей стране развиваются процессы «кризиса чтения». По данным социологов число постоянно читающих в нашей стране за последние 10 лет уменьшилось с 49 % до 26 %.
Сегодняшний мир – иной. Компьютер и телевизор выходят на первое место в качестве источника получения информации. Родители жалуются, что детей трудно заставить читать. Часто обращаются к педагогам за советом: как пробудить у ребёнка интерес к чтению? Данные научных исследований говорят о том, что отношение человека к книге формируется в младшем школьном возрасте. Именно тогда решается вопрос, будет ли отношение читателя к книге активным или умеренно пассивным.
В связи с этим вопрос формирования читательской самостоятельности школьников остается весьма актуальным. Особое внимание решению данной проблемы принадлежит школе и прежде всего начальной, так как именно она начинает формировать навыки чтения. Этот процесс для ребёнка длительный и нелёгкий, отнимающий у него много душевных сил и времени. Пока он не научится читать быстро и осмысленно, думать и сопереживать, чтение будет доставлять ему мало радости и удовольствия. Несформированный навык чтения, как правило, мешает успешному обучению и по другим предметам, так как чтение – навык общеучебный. Главной целью уроков литературного чтения начальных классов является формирование читательской самостоятельности. Это значит, что с самого младшего возраста у учащихся формируется интерес к книге, желание и привычка читать.
Ребенок, который приходит в школу, любит рассказы, сказки, стихи, но постепенно у него снижается интерес к чтению. Это явление может быть обусловлено во многом традиционным преподаванием чтения в школе: школа вооружает ребенка навыком чтения, формирует четыре основных качества: правильность, беглость, сознательность и выразительность. Но этого недостаточно. В конечном итоге все младшие школьники овладевают техникой чтения, все без исключения способны прочитать предложенный им текст, а детских книг без побуждения со стороны не читают.
Выделены критерии, по которым можно судить об уровне сформированности читательской самостоятельности. Это:
- уровень и устойчивость познавательного интереса к чтению; - техника чтения; - уровень восприятия произведения; - читательский кругозор.
Согласно развитости этих критериев, выделяют следующие уровни сформированности читательской самостоятельности учащихся.
Высокий уровень. Сформирован устойчивый интерес к чтению книг, техника чтения вслух более 110 слов в минуту, осознанное чтения про себя на 50 слов выше чтения вслух, самостоятельная подготовка к выразительному чтению, восприятие произведения на уровне «идеи», широкий читательский кругозор.
Уровень выше среднего. Устойчивый познавательный интерес к чтению книг, техника чтения вслух более 110 слов в минуту, осознанное чтение про себя на 20-30 слов выше чтения вслух, восприятие произведения на уровне «героя» ил на уровне «идеи», читательский кругозор может ограничиться знанием определённых жанров, тем или отдельных авторов.
Средний уровень. Интерес к чтению книг проявляет, но он неустойчив, техника чтения вслух более 90 слов в минуту, чтение про себя осознанное, но по темпу недостаточно беглое, восприятие на уровне «героя», читательский кругозор недостаточно широк.
Низкий уровень. Нет интереса к чтению книг, читает по необходимости, техника чтения вслух ниже 90 слов в минуту, темп чтения про себя такой же, слабо осознаёт прочитанное, констатирующий уровень восприятия, ограниченный читательский кругозор.
Значительный вклад в изучение проблемы в изучение проблемы чтения внесла Светловская Н. Н., которая определила этапы формирования читательской самостоятельности младших школьников. Этапы эти связаны не только с возрастом учащихся: они определяются уровнем общеязыковой и специальной читательской подготовки, которой владеют дети. Каждый из этих этапов отличается целями обучения, требованиями к учебному материалу и организацией учебной деятельности, структурой урока. Кратко охарактеризуем каждый из этих этапов.
1 этап «Подготовительный» (1 класс)
Он совпадает с периодом обучения грамоте. Его цель – развитие мотивации чтения. На этом этапе ученики учатся любить книгу методом слушания-рассматривания детских книг. Задача учителя на этом этапе – создать для детей доступное книжное окружение.
2 этап «Начальный»(2 класс)
Учитель формирует у учащихся навыки выразительного чтения и способствует расширению читательского кругозора. Выразительно читать – значит донести до слушателей, т.е. в процессе чтения выразить авторскую идею, увлечь их, заворожить ритмом чтения, тембром голоса, особыми интонациями, собственным отношением к читаемому. На уроках внеклассного чтению дети учатся применять приобретенные умения при самостоятельном чтении книг, осваивается алгоритм работы с книгой.
3 этап «Основной» (3 класс)
Этап непосредственного формирования навыков, характеризующих читающего школьника, умеющего самостоятельно и квалифицированно читать доступные книги и другой печатный материал для расширения и пополнения своих знаний, расширения читательского кругозора. Задача учителя на этом этапе – предельно расширяя для детей возможный круг чтения, обучить их приемам отбора и использования доступной литературы разных видов и жанров для самостоятельного приобретения знаний по заданной теме; приучит к систематическому самостоятельному чтению.
4 этап «Заключительный» (4 класс)
Данный этап предполагает развитие читательских предпочтений и интересов на базе полученных за годы обучения знаний о книгах и умений самостоятельно с ними действовать. На этом этапе просматриваются значительные, но закономерные качественные изменения в отношении детей к книгам и самостоятельному чтению.
Основным методом формирования читательской самостоятельности является чтение-рассматривание книги, разработанный Н.Н.Светловской. Причём этот метод видоизменяется на каждом этапе формирования. Рассмотрим этот метод.
Наиболее благоприятные условия для использования метода чтение-рассматривание создаются в первом полугодии 1 класс, когда дети еще не овладели основами техники чтения и не пользуются механическим схватыванием слов. Работа на занятиях в этот период строится в следующем порядке: чтение книги вслух (книга до чтения не показывается) – рассматривание обложки и иллюстраций (устанавливается связь с текстом) – сообщение учителем фамилии автора и краткий рассказ о том, какие книги он написал. Далее на начальном этапе эта цепочка строится в обратном порядке: автор – название – иллюстрация – содержание. На основном этапе формирования читательской самостоятельности школьников рассматривание книги полностью самостоятельное, с опорой на такие элементы книги, как фамилия автора, название, предисловие, содержание, титульный лист.
Существует большое количество различных приемов и заданий, направленных на формирование читательской самостоятельности. Вот некоторые из них:
«Книжные жмурки» Данное задание направлено на оживление интереса читателей к интересным, содержательным, полезным книгам, которые часто остаются без внимания. Ребенку предлагается взять книгу для прочтения домой из специальной подборки. Ее оборачивают бумагой, и читатель не видит, что именно он выбирает. За смелость получает приз. Когда читатель возвращает книгу, учитель интересуется, понравилась ли ученику книга, чем именно, будет ли он рекомендовать друзьям прочитать ее.
«Угадай, кто я?» Цель − актуализировать знания об изученных произведениях, научить формулировать и задавать вопросы, развить интерес к художественным произведениям. Среди учеников выбирается ведущий, и ведущий загадывает в уме героя из изученного литературного произведения. Задача учеников – задавать ведущему такие вопросы, которые предусматривают только ответы «да» или «нет». Необходимо догадаться, кого загадал ведущий.
«Создай паспорт» Цель – учить анализировать личность героя, его характер и поступки, учить давать характеристику герою произведения, повышать интерес к чтению. Детям необходимо в свободной форме охарактеризовать героя, отразив его внешность, качества характера и поступки. Затем каждый ученик представляет «паспорт» героя перед классом.
«Кадр за кадром» Цель – учить делить текст на смысловые блоки, делать раскадровку произведения, составлять рассказ, опираясь на иллюстрации, развить интерес к художественным произведениям. Учащиеся изучают произведение, делят его на смысловые блоки и иллюстрируют каждый смысловой блок. Затем, опираясь на иллюстрации, они воспроизводят сюжет произведения. После урока можно организовать выставку из рисунков, повесив их на специальный стенд. Деление произведения на смысловые блоки можно проводить на уроке, а иллюстрирование и пересказ задать в качестве домашнего задания. Задание «Кадр за кадром» уместно при изучении различных сказок, как народных, так и авторских, рассказов о животных и природе.
«Книжный аукцион», где дети представляют по одной ранее прочитанной книге так, чтобы у присутствующих появилось желание ее прочитать. Выигрывает тот, чей рассказ (или презентация) набрала больше всего голосов участников аукциона.
«Литературный пинг-понг» Учитель называет героя, а дети – его пару. Например: Волк – семеро козлят, Белоснежка – семь гномов, Иван-царевич – Василиса-Прекрасная, Рукавичка – звери, Курочка Ряба – золотое яйцо и другие.
«Знакомство с книгой» Цель – расширить читательский кругозор второклассников. Задание выполняется в виде ролевой игры. Роли между учащимися распределяются следующим образом: Докладчик – презентует книгу, рассказывает об авторе, высказывает собственное мнение о книге. Знаток – сравнивает презентуемую книгу с другими произведениями, задает докладчику вопросы. Ведущий – задает вопросы, записывает ответы, затем обобщает и представляет общее мнение остальных учащихся о книге. − Учитель – его задача заключается в расширении словарного запаса читателей, он обращает внимание читателей на незнакомые слова, предлагает антонимы, синонимы. Таким образом, докладчик представляет учащимся книгу, которую он прочитал, школьники задают ему вопросы в соответствии с выбранными ранее ролями, а ведущий проводит данное обсуждение. Учащиеся должны принять решение о том, будут ли они читать данную книгу.
«Книжные выставки» с различными видами заданий. Например: 1) рассмотреть группу книг. Самостоятельно разобравшись в книгах, учащиеся должны определить, о чём будет урок, что будем читать; 2) из группы книг учащимся необходимо выделить книгу рассказов о детях, автор которой незнаком; 3) у доски выставлены книги, задача учащихся – озаглавить выставку и решить, какой книгой её можно дополнить.
Кроме того для формирования читательской самостоятельности можно использовать следующие методы работы:
- всевозможные виды пересказов; - передача прочитанного по ролям; - инсценировка; - сочинение сказок и историй; - иллюстрирование прочитанного; - литературные игры, праздники; - состязания чтецов.
Формирование самостоятельной читательской деятельности не может быть спонтанным и сиюминутным. Это кропотливая каждодневная работа. Каждый учитель должен быть терпелив, последователен, требователен и в то же время достаточно гибок, иначе все его усилия не приведут в положительному результату.
Время не стоит на месте. И как сказано выше, роль компьютера и телевизора в получении информации, восприятия окружающего мира, с каждым днем становится все важнее. Но чтение остается одним из способов интеллектуального развития личности ребенка. Только оно даёт возможность ребенку более глубоко и точно воспринимать, понимать и принимать окружающий мир, находить своё место в нём и делать свою жизнь духовно богатой.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Авторская работа по самообразованию на тему " Формирование читательской самостоятельности младших школьников через умения и навыки работы с книгой на уроках по ФГОС"
В авторской работе размещены методические рекомендации по формированию читательской самостоятельности младших школьников....
доклад на тему "Формирование читательской самостоятельности младшего школьника на уроках и во внеурочное время"
Нельзя не согласиться с великим педагогом В.А. Сухомлинским что «чтение – это один из способов мышления и умственного развития», так как учит размышлять, думать, говорить. Если научимся читать – ...
Доклад по теме "Формирование читательской компетенции младших школьников как одна из составляющих реализации ФГОС"
Формирование читательской компетенции младших школьников как одна из составляющих реализации ФГОС...
Обобщение опыта работы по теме " Формирование читательской самостоятельности младших школьников через умения и навыки работы с книгой на уроках ФГОС"
Данный материал раскрывает методы работы по формированию читательской самостоятельности младших школьников...
Обобщение опыта работы по теме "Формирование читательской самостоятельности младших школьников через умения и навыки работы с книгой на уроках ФГОС"
Опыт обобщения педагогической деятельности по теме "Формирование читательской самостоятельности младших школьников через умения и навыка работы с книгой на уроках ФГОС"...
Обобщение педагогической деятельности по теме " Формирование читательской самостоятельности младших школьников через умения и навыки работы с книгой на уроках ФГОС"
Данный материал содержит приемы, методы работы по формированию читательской самостоятельности младших школьников через умения и навыки работы с книгой на уроках ФГОС....
Выступление на тему: "Формирование читательской самостоятельности младших школьников"
quot;Формирование читательской самостоятельности младших школьников"...