Программа внеурочной деятельности "Финансовая грамотность. История денег"
рабочая программа (4 класс)
Программа по внеурочной деятельности в начальной школе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
finansovaya_gramotnost.doc | 206.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №64»
города Чебоксары Чувашской Республики
Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа
«Финансовая грамотность. История денег»
Срок реализации –1 год Составитель:
Возраст обучающихся - 9-10 лет учитель начальных классов
Маличкина Светлана Дмитриевна
Чебоксары -2022
Содержание
- «Комплекс основных характеристик дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы»:
- Пояснительная записка………………………………………………………….3
- Цель и задачи программы ………………………………………………………4
- Планируемые результаты…………………………………………………… 5
- Содержание программы………………………………………………..……. ...8
- Учебный план…………………………………………………………..….…......8
- Содержание учебного плана……………………………………………….......10
- Формы аттестации и их периодичность………………………………………12
- «Комплекс организационно-педагогических условий»:
- Методическое обеспечение……………………………………………..….… 13
- Условия реализации программы………………………………………………14
- Календарный учебный график (Приложение № 1)………………………. …15
- Оценочные материалы…………………………………………………..….… 15
- Список литературы………………………… ……………………………… ...15
Методический кейс
Приложение № 1……………………………………………………………………………… 16
- «Комплекс основных характеристик дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы»:
- Пояснительная записка
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Финансовая грамотность» имеет социально-педагогическую направленность, является модифицированной разработана в соответствии с
- Федеральным законом от 29 декабря 2012 года №273-ФЗ «Об образования в Российской Федерации»;
- Концепцией развития дополнительного образования на 2015 – 2020 годы (от 4 сентября 2014 г. № 1726-р);
- Национального проекта «Образование», утвержденного президиумом Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и национальным проектам (протокол от 3 сентября 2018 г. № 10);
- СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей»;
- Приказом Министерства образования и науки РФ от 9 января 2014 г. № 2 «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ»;
- Письмами Министерства образования и науки РФ от 18.11.15 № 09-3242 о направлении «Методических рекомендаций по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)»;
- Письмом Минобрнауки РФ от 28.08.2015 № АК-2563/05 «О методических рекомендациях по организации образовательной деятельности с использованием сетевых форм реализации образовательных программ»;
- Письмом Минобрнауки РФ от 11.12.2006 № 06-1844 «Примерные требования к программам дополнительного образования детей»;
- Приказом Министерства Просвещения РФ от 09.11.2018 г. № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
Актуальность программы
Формирование полезных привычек, в сфере финансов, начиная с раннего возраста, поможет избежать многих ошибок по мере взросления и приобретения финансовой самостоятельности, а также заложит основу финансовой безопасности и благополучия на протяжении жизни. Освоение дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Финансовая грамотность. История денег» поможет избежать многих опасностей и ошибок в финансовой сфере, вовремя научиться обращению с деньгами, определить цели и приоритеты, сделать правильный выбор и изучить стратегии, позволяющие реализовать личные финансовые планы.
Педагогическая целесообразность программы
Обучение финансовой грамотности целесообразно начинать на начальных ступенях образовательной системы. Чем раньше дети узнают о роли денег в частной, семейной и общественной жизни, тем раньше могут быть сформированы полезные финансовые привычки. Обучающиеся в возрасте 9 – 10 лет вполне способны воспринять финансовые понятия, изложенные простым языком и на доступных примерах.
Освоение содержания опирается на межпредметные связи с курсами математики, литературы и окружающего мира. Учебные материалы и задания подобраны в соответствии с возрастными особенностями детей и включают задачи, практические задания, игры, мини-исследования и проекты. В процессе изучения формируются умения и навыки работы с текстами, таблицами, схемами, а также навыки поиска, анализа и представления информации и публичных выступлений.
- Цель программы
развитие экономического образа мышления, воспитание ответственности инравственного поведения в области экономических отношений в семье, формирование опыта применения полученных знаний и умений для решения элементарных вопросов в области экономики семьи.
Задачи программы
Обучающие:
- содействовать целостному восприятию и широкому охвату картины окружающего мира, важной составной частью которого являются экономические отношения, с помощью экономических категорий и понятий;
- формировать знания, умения, навыки, необходимые ученику в жизни;
- научить детей пользоваться экономическим инструментарием.
Развивающие:
- способствовать общему развитию школьников: развивать мышление, эмоционально-волевую сферу;
- развивать культуру экономического мышления.
Воспитательные:
- формировать нравственные качества.
Отличительные особенности программы
Основные содержательные линии программы направлены на личностное развитие обучающихся, воспитание у них интереса к различным видам экономической и предпринимательской деятельности. Программа дает возможность ребенку как можно более полно представить себе место, роль, значение и необходимость применения экономических знаний в окружающей жизни.
Программа предназначена для обучающихся начальной школы без предъявления требований к уровню подготовки. В программе предусматривается определенная последовательность прохождения тем. Занятия состоят из теоретической и практической частей. Для успешной реализации программы используются различные методические разработки и наглядные пособия.
Возраст детей, участвующих в реализации дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Финансовая грамотность. История денег» - 9 - 10 лет.
Комплектование групп осуществляется без конкурсных процедур только на основании личной заинтересованности обучающегося. Приоритетным основанием для зачисления в группу является интерес к выбранной программе.
Наполняемость групп 12 – 30 человек. В группы зачисляются дети приблизительно одного возраста.
Режим занятий
Форма обучения – очная, форма проведения занятий – беседа, выставка, обсуждение, занятие-игра, конкурс, практическое занятие, форма организация занятий – индивидуально-групповая.
Занятия проводятся в учебное и каникулярное время 1 раз в неделю по 1 академическому часу. Продолжительность занятия 40 минут. Срок освоения программы 16 занятий. Количество часов – 16 ч . Вид программы – краткосрочная.
- Планируемые результаты
Личностные результаты:
У выпускника будут сформированы:
• осознание себя как члена семьи, общества и государства;
• учебно-познавательный интерес к учебному материалу курса и способам решения элементарных финансовых задач;
• самостоятельность и осознание личной ответственности за свои поступки в области финансов;
• ориентирование в нравственном содержании как собственных поступков, так и поступков окружающих людей в области финансов;
• понимание безграничности потребностей людей и ограниченности ресурсов (денег);
• понимание различия между расходами на товары и услуги первой необходимости и расходами на дополнительные нужды;
• навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в игровых и реальных экономических ситуациях.
Выпускник получит возможность для формирования:
• понимания необходимости освоения финансовой грамотности, выраженного в преобладании учебно-познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний в этой области;
• положительной адекватной самооценки на основе критерия успешности реализации социальной роли финансово грамотного школьника;
• эмпатии как осознанного понимания чувств других людей и сопереживания им, выражающейся в поступках, направленных на помощь другим и обеспечение их благополучия.
Метапредметные результаты:
Познавательные:
Выпускник научится:
• использовать различные способы поиска, сбора, обработки, анализа и представления информации в области финансов;
• производить логические действия сравнения преимуществ и недостатков разных видов денег, сопоставления величины доходов и расходов, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей между финансовым поведением человека и его благосостоянием, построения рассуждений на финансовые темы, отнесения явлений или объектов к известным финансовым понятиям;
• использовать знаково-символические средства, в том числе модели, схемы для решения финансовых задач;
• владеть элементарными способами решения проблем творческого и поискового характера;
• оценивать свою учебную деятельность по освоению финансовой грамотности. Выпускник получит возможность научиться:
• представлять финансовую информацию с помощью ИКТ;
• осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения финансовых задач в зависимости от конкретных условий.
Регулятивные:
Выпускник научится:
• определять личные цели развития финансовой грамотности;
• ставить финансовые цели;
• составлять простые планы своих действий в соответствии с финансовой задачей и условиями её реализации;
• проявлять познавательную и творческую инициативу в применении финансовых знаний для решения элементарных вопросов в области экономики семьи;
• осуществлять пошаговый контроль своих учебных действий и итоговый контроль результата; • оценивать правильность выполнения финансовых действий и способов решения элементарных финансовых задач;
• корректировать учебное действие после его выполнения на основе оценки и учёта выявленных ошибок;
• использовать цифровую форму записи хода и результатов решения финансовой задачи;
• корректировать свои действия с учётом рекомендаций и оценочных суждений одноклассников, учителей, родителей.
Выпускник получит возможность научиться:
• преобразовывать практическую финансовую задачу в познавательную;
• проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве при выполнении учебного мини-исследования или проекта;
• самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале;
• самостоятельно оценивать правильность выполнения учебного действия и корректировать его при необходимости.
Коммуникативные:
Выпускник научится:
• осознанно и свободно строить сообщения на финансовые темы в устной и письменной форме;
• слушать собеседника, вести диалог по теме и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии;
• признавать возможность существования различных точек зрения и право на своё мнение для каждого;
• излагать своё мнение, аргументировать свою точку зрения и давать оценку финансовых действий и решений;
• договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности при выполнении учебного проекта и мини-исследования, в учебной игре;
• осуществлять самоконтроль и контроль, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
Выпускник получит возможность научиться:
• учитывать разные мнения и интересы, обосновывать собственную позицию в обсуждении финансовых целей и решений;
• формулировать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;
• оказывать в учебном сотрудничестве необходимую помощь партнёрам.
Предметные результатыизучения курса «Финансовая грамотность. История денег» 4 класс
Выпускник научится:
• правильно использовать термины (обмен, бартер, товар, услуга, продажа, покупка, деньги, виды денег, доходы семьи, по- требности, благо, расходы семьи, семейный бюджет, дефицит семейного бюджета, пособия, банк, сбережения, вклад, кредит, долги, валюта);
• объяснять причины и приводить примеры обмена товарами;
• объяснять проблемы, возникающие при обмене;
• приводить примеры товарных денег;
• объяснять на простых примерах, что деньги — средство обмена, а не благо;
• понимать, что деньги зарабатываются трудом;
• описывать виды и функции денег;
• объяснять, что такое безналичный расчёт и пластиковая карта;
• производить безналичный платёж с помощью платёжного терминала;
• называть основные источники доходов;
• приводить примеры регулярных и нерегулярных доходов семьи;
• называть основные направления расходов семьи;
• приводить примеры обязательных и необходимых расходов семьи;
• различать планируемые и непредвиденные расходы;
• считать доходы и расходы, составлять семейный бюджет на условных примерах;
• объяснять способы сокращения расходов и увеличения сбережений семьи;
• объяснять роль банков, для чего делают вклады и берут кредиты;
• называть ситуации, при которых государство выплачивает пособия, и приводить примеры пособий;
• объяснять, что такое валюта, и приводить примеры валют.
Выпускник получит возможность научиться:
• описывать свойства товарных денег;
• сравнивать и обобщать финансовую информацию, представленную в строках и столбцах несложных таблиц и диаграмм;
• понимать простейшие выражения, содержащие логические связи и слова («…и…», «если… то…», «верно / неверно);
• понимать особенности выполнения учебных проектов и мини-исследований в области финансов;
• осуществлять под руководством учителя элементарную проектную и исследовательскую деятельность в малых группах: выявлять практическую проблему, разрабатывать замысел, искать пути его реализации, воплощать его, демонстрировать готовый продукт (расчёты, бюджет, финансовый план);
• распознавать финансовую информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, диаграмма);
• планировать элементарные исследования в области семейного бюджета, собирать и представлять полученную информацию с помощью таблиц и диаграмм;
• объяснять суть финансовой информации, сравнивать и обобщать данные о финансах, полученные при проведении учебных исследований, делать выводы.
- Содержание программы
- Учебный план
№ п/п | Название раздела, темы | Количество часов | Форма контроля | ||
Всего | Теория | Практика | |||
Модуль 1. Раздел 1. Как появились деньги и какими они бывают. 8 часов. | |||||
1. | Как появились деньги | 1 | 0,5 | 0,5 | решение проектной задачи; участие в беседе |
2. | История российских денег | 1 | 0,5 | 0,5 | решение учебной задачи; анализ вопросов и заданий; анализ таблиц |
3. | Какие бывают деньги | 1 | 0,5 | 0,5 | решение учебной задачи;самооценка с помощью оценочной таблицы |
4. | Банки, банкоматы и банковские карты | 1 | 0,5 | 0,5 | решение учебной задачи; анализ таблицы |
5. | Безналичные деньги и платежи | 1 | 0,5 | 0,5 | решение учебной задачи;самооценка с помощью оценочной таблицы |
6. | Как я умею пользоваться деньгами | 1 | 0,5 | 0,5 | решение учебной задачи; вопросы рубрики « Обсудим вместе» |
7. | Что такое валюта | 1 | 0,5 | 0,5 | решение проектной задачи; анализ таблиц |
8. | Проверим, что мы узнали о том, как изменялись деньги | 1 | 0,5 | 0,5 | решение учебных заданий; заполнение схем |
Раздел 2. Из чего складываются доходы в семье. 2часа. | |||||
9. | Откуда в семье берутся деньги | 1 | 0,5 | 0,5 | решение учебной задачи; анализ таблицы |
10. | Подсчитаем все расходы семьи | 1 | 0,5 | 0,5 | |
Раздел 3. Почему семье иногда не хватает денег на жизнь и как этого избежать.2часа. | |||||
11. | На что семья тратит деньги | 1 | 0,5 | 0,5 | решение проектной задачи; участие в беседе |
12. | Подсчитаем все расходы семьи | 1 | 0,5 | 0,5 | решение учебной задачи; анализ таблиц |
Раздел 4. Деньги счёт любят, или как управлять своим кошельком, чтобы он не пустовал. 4 часа. | |||||
13. | Как планировать семейный бюджет | 1 | 0,5 | 0,5 | решение проектной задачи; заполнение диаграммы |
14. | Правила составления семейного бюджета | 1 | 0,5 | 0,5 | заполнение таблиц, решение практических задач |
15. | Учимся составлять семейный бюджет | 1 | 0,5 | 0,5 | решение игрового задания; заполнние таблиц |
16. | Итоговая проверочная работа. Презентация учебных достижений | 1 | 0 | 1 | тест |
Всего часов: | 16 | 7,5 | 8,5 |
- Содержание учебного плана.
Модуль 1. Раздел 1. Как появились деньги и какими они бывают. 8 часов.
Занятие 1. Как появились деньги
Теория. Основные понятия:обмен, бартер, товары, услуги,деньги
Практика. Решение проектной задачи.
Занятие 2. История российских денег
Теория. Основные понятия:товары, услуги, обмен, деньги, монеты
Практика. Решение учебной задачи.
Занятие 3. Какие бывают деньги
Теория. Основные понятия:купюры, банкноты, наличные деньги
Практика. Решение учебной задачи.
Занятие 4. Банки, банкоматы и банковские карты
Теория. Основные понятия:безналичные деньги, банк, банковская карта, дебетовая карта, кредитная карта
Практика. Решение учебной задачи.
Занятие 5. Безналичные деньги и платежи
Теория. Основные понятия:наличные деньги, безналичные деньги, банк, банковская карта, дебетовая карта, кредитная карта
Практика. Решение учебной задачи.
Занятие 6. Как я умею пользоваться деньгами
Теория. Основные понятия:товары, услуги, обмен, банк, банковская карта
Практика. Решение учебной задачи.
Занятие 7. Что такое валюта
Теория. Основные понятия:валюта, национальная валюта, мировая валюта, резервная валюта, рубль, доллар, евро
Практика. Решение проектной задачи.
Занятие 8. Проверим, что мы узнали о том, как изменялись деньги
Теория. Основные понятия:обмен, бартер, товары, услуги, деньги, монеты, бумажные деньги, купюры, банкноты, наличные деньги, безналичные деньги, банк, банковская карта, валюта
Практика. Решение учебной задачи.
Раздел 2. Из чего складываются доходы в семье. 2часа.
Занятие 9. Откуда в семье берутся деньги
Теория. Основные понятия:доходы семьи; виды источников доходов семьи: заработная плата, премия, пенсия, стипендия, наследство, собственность, ценные бумаги, акции, предпринимательская деятельность, бизнес
Практика. Решение учебной задачи.
Занятие 10. Подсчитаем все доходы семьи
Теория. Основные понятия:доходы семьи, расходы семьи, потребности, благо, семейный бюджет, дефицит семейного бюджета, сбережения, вклад, кредит, долги.
Практика. Решение учебной задачи.
Раздел 3. Почему семье иногда не хватает денег на жизнь и как этого избежать. 2часа.
Занятие 11. На что семья тратит деньги
Теория. Основные понятия:необходимые расходы: расходы на питание, одежду, жильё, оплату коммунальных услуг; обязательные расходы: налоги, долги, штрафы; желательные расходы
Практика. Решение проектной задачи.
Занятие 12. Подсчитаем все расходы семьи
Теория. Основные понятия:расходы, основные направления расходов, необходимые расходы (расходы на питание, одежду, жильё, оплату коммунальных услуг), обязательные расходы (налоги, долги, штрафы), желательные расходы, запланированные и непредвиденные расходы.
Практика. Решение учебной задачи.
Раздел 4. Деньги счёт любят, или как управлять своим кошельком, чтобы он не пустовал. 4 часа.
Занятие 13. Как планировать семейный бюджет
Теория. Основные понятия: семейный бюджет, структура семейного бюджета, планирование семейного бюджета, сбережения, дефицит, долги.
Практика. Решение проектной задачи.
Занятие 14 . Правила составления семейного бюджета
Теория. Основные понятия:семейный бюджет, структура семейного бюджета, планирование семейного бюджета, сбережения, дефицит, долги.
Практика. Решение учебной задачи.
Занятие 15. Учимся составлять семейный бюджет
Теория. Основные понятия:
Практика. Решение игрового задания.
Занятие 16. Итоговая проверочная работа. Презентация учебных достижений
Теория. Основные понятия: монеты, купюры, безналичные деньги, валюта, доходы семьи, пенсия, наследство, необходимые расходы, обязательные расходы, желательные расходы, семейный бюджет
Практика. Тест.
- Формы аттестации и их периодичность
Для отслеживания результативности образовательной деятельности по программе проводятся: текущий, промежуточный и итоговый контроль.
В процессе преподавания курса «Финансовая грамотность» предполагается использование учителем двух видов контроля: текущего и итогового.
Основным объектом оценкипри освоении курса «Финансовая грамотность» являются планируемые результаты освоения учащимися курса, которые в соответствии с ФГОС НОО включают личностные, метапредметные и предметные результаты на базовом уровне «выпускник научится».
Оценивание результатов освоения дополнительной образовательной программы курса предполагает комплексное оценивание образовательных достижений учащихся в области их финансовой грамотности. При этом учителю и педагогу дополнительного образования важно иметь в виду следующее:
• на первый план выходят личностные достижения учащихся как позитивно значимые изменения качеств личности, которые возникают в ходе становления финансовой грамотности младших школьников;
• способы оценивания должны быть ориентированы на создание ситуаций, приближенных к реальной жизни, где учащиеся могут продемонстрировать применение на практике знаний и умений, опыт грамотного финансового поведения;
• система оценки предусматривает уровневый подход к представлению планируемых результатов и инструментарию для оценки их достижения. За точку отсчёта принимается необходимый для продолжения образования и реально достигаемый большинством учащихся базовый уровень образовательных достижений. Оценка индивидуальных образовательных достижений ведётся «методом сложения», при котором фиксируются достижение базового уровня и его превышение.
В текущей оценочной деятельности целесообразно соотноситьрезультатыобучюащихся с оценками типа:
• «зачёт / незачёт», которые свидетельствуют об усвоении базовых понятий и знаний, правильном выполнении учебных действий в рамках круга заданных задач, построенных на опорном учебном материале;
• «хорошо», «отлично», которые говорят об усвоении базовойсистемы понятий и знаний на уровне осознанного произвольноговладения учебными действиями, а также о кругозоре, широте (илиизбирательности) интересов учащегося.
Личностные результаты учащихся начальной школы в соответствии с требованиями ФГОС НОО не подлежат итоговой оценке.
Оценка достижения этих результатов осуществляется в ходе неперсонифицированных мониторинговых исследований.
Особенности системы дополнительного образования обусловливают приоритетное использование при оценивании результатовосвоения учащимся программы «Финансовая грамотность» его самооценки и портфолио.
Оценка педагогом образовательных достижений учащихся проводится после самооценки ими своих достижений. В этом случае онастановится инструментом определения направлений корректировкии развития компетенций, в том числе самооценки учащегося.
Самооценка предполагает рефлексивную оценку учащимся(сначала с помощью учителя) меры достижения планируемых результатов и корректировку своей учебной деятельности.
Обучение процессу самооценки включает следующие этапы:
1. Совместно с педагогом и классом вырабатываются или согласовываются критерии оценки учебного задания. Важно, чтобы критерии отражали процесс и результаты деятельности по выполнению задания.
2. На основании разработанных критериев учащиеся оценивают процесс и результаты деятельности, обосновывают свою оценку.
3. Педагог оценивает процесс и результаты деятельности учащегося по тем же критериям, обосновывает свою оценку.
4. Осуществляется согласование оценок, выявляются действия,требующие корректировки.
В процессе оценки используются разнообразные методы и формы, взаимно дополняющие друг друга (стандартизированные письменные и устные работы, проекты, практические работы, творческиеработы, самоанализ и самооценка, наблюдения и т. п.).
Основное содержание оценки метапредметных результатов на уровне начального общего образования связано прежде всегос умением учиться. Оценка может проводиться в ходе различныхпроцедур: наблюдения в процессе занятий, выполнения промежуточных и итоговых проверочных работ по курсу «Финансовая грамотность. История денег», а также комплексных работ межпредметного характера. ЕБНАЯ ПРОГРАММА
- «Комплекс организационно-педагогических условий»:
- Методическое обеспечение
- материалы для обучающихся;
- методические рекомендации для учителя;
- материалы для родителей;
- учебная программа.
Формы и методы организации учебной деятельности
При организации освоения курса «Финансовая грамотность. История денег» в начальной школе целесообразно использовать следующие форм и методы занятий.
Работа над проектной задачей
Основной педагогической целью использования проектных задач является формирование у младших школьников умения конкретизировать способы действий для новых ситуаций. При этом учащиеся используют в качестве средства решения задач освоенные способы учебного сотрудничества
В ходе организации учебной деятельности обучающихся будут использоваться следующие формы занятий: лекция-беседа или диалог с аудиторией, практикум, игра, занятие – презентация учебных достижений.
Учебная экскурсия
Учебная экскурсия – это проведение занятий в финансовых организациях, пенсионном фонде, страховой компании для ознакомления с их работой.
Мини-исследование
Организация мини-исследования предполагает следующие действия.
1. Мотивирование школьников через создание проблемнойситуации, интересной для них. В рамках ситуации учащиеся выделяют проблему, требующую решения; выдвигают различные предположения относительно её решения и на их основе формулируют основную гипотезу.
2. Исследование как поиск и обоснование решения проблемыили опровержения гипотезыкаждым участником исследовательскойгруппы.
3. Представление индивидуальных результатов исследования.
4. Структурирование полученной информации.
5. Подготовка выводов (что удалось открыть, какие идеи появились, какой вывод сделали, решили ли проблему).
6. Рефлексия (что стало личным достижением).
7. Применение (каковы области использования полученногознания, применённого способа действия).
Игра
Игра – форма организации обучения, воспитания и развития личности, которая позволяет смоделировать имитационную ситуацию и обеспечить возможность приобретения реального опыта деятельности в области семейных финансов.
Цели игровых занятий заключаются в развитии практических умений вести учёт личных финансов, составлять простой семейный бюджет, личный финансовый план, определять пути достижения финансовых целей, договариваться о предпочтении того или иного финансового решения.
Игровые формы занятий обеспечивают:
• стимуляцию мотивации учебно-познавательной деятельности;
• воссоздание отношений в ситуациях, моделирующих реальные условия жизни, взаимодействия в области семейных и личных финансов;
• приближенность учебного материала к конкретным жизненным ситуациям;
• расширение и углубление процесса творческого самоопределения обучающихся.
Игровые формы занятий требуют соответствующих средств (правила, карточки, описаниеситуаций). Каждое игровое занятие проходит по определённым правилам, заранее сообщённым участникам. Правила определяют действия каждого участника игры и взаимодействие участников.
В рамках игры учащиеся выполняют:
• отыгрыш ролей;
• игровые действия, с помощью которых реализуют свои роли;
• замещение реальных вещей игровыми, условными;
• проживание реальных отношений с другими игроками;
• конкретизацию и исполнение сюжета как области действительности (область семейных и личных бюджетов), имитационно воспроизводимой в игре.
Практическое занятие
Практическое занятие предполагает выполнение обучающимися практических заданий, решение задач в индивидуальной или групповой форме.
- Условия реализации программы
Кадровое обеспечение. Педагог, работающий по данной программе, должен иметь высшее или среднее профессиональное экономическое и педагогическое образование, обладать достаточным практическим опытом, знаниями, умениями и навыками в сфере управления финансами.
Материально-техническое обеспечение.
Оборудование учебного кабинета:
- посадочные места по количеству воспитанников;
- рабочее место педагога;
- комплект учебно-наглядных пособий;
Технические средства обучения:
компьютер с лицензионным программным обеспечением;
электронная доска или мультимедиапроектор;
калькуляторы.
Для работы на занятиях обучающимся необходимы:
• простейшие школьные инструменты: ручка, цветные карандаши или фломастеры, ножницы школьные со скруглёнными концами, линейка обычная, циркуль, ластик;
• материалы, предусмотренные программным содержанием:бумага (писчая, альбомная, цветная для аппликаций и оригами),картон (обычный, цветной);
• карточки для игр (описание игровых ситуаций);
• форма отчёта по результатам экскурсий;
• план проведения мини-исследований.
- Календарный учебный график (Приложение № 1)
- Оценочные материалы
Для оценки эффективности реализации программы разработаны:
- критерии освоения образовательной программы учащимся
- Список литературы
Для педагогов:
1.КорлюговаЮ.Н.Финансоваяграмотность:методическиерекомендации для учителя. 2–4 классы. М.: ВИТА-ПРЕСС, 2016.
2.КорлюговаЮ.Н.Финансоваяграмотность:учебнаяпрограмма. 2–4 классы. М.: ВИТА-ПРЕСС, 2016.
3.Корлюгова Ю.Н. Финансовая грамотность: контрольныеизмерительные материалы. 2–4 классы. М.: ВИТА-ПРЕСС, 2016.
Для обучающихся:
1.ГловелиГ.Д. Финансовая грамотность: материалы дляучащихся. 4 класс. М.: ВИТА-ПРЕСС, 2016.
2.Корлюгова Ю.Н. Финансовая грамотность: контрольныеизмерительные материалы. 2–4 классы. М.: ВИТА-ПРЕСС, 2016.
Для родителей:
1.КорлюговаЮ.Н.Финансоваяграмотность:материалыдляродителей. 2–4 классы. М.: ВИТА-ПРЕСС, 2016.
2. Брехова Ю., Алмосов А., Завьялов Д. Финансовая грамотность: материалы для родителей. – М.: ВИТА-ПРЕСС, 2015. – 112 с.
Цифровые образовательные ресурсы
1. http://basic.economicus.ru/ – сайт «Основы экономики».
2. http://ecschool.hse. ru/ – сайт журнала «Экономика в школе».
3. http://muzey-factov.ru/ – сайт «Интересные факты обо всёмна свете. Музей фактов».
4. http://www. azbukafinansov.ru/ – портал «Азбука финансов».
5. http://www.7budget.ru – сайт журнала «Семейный бюджет».
6. http://www.mind-map.ru/ – сайт «Интеллект-карты. Тренинг эффективного мышления».
7. http://zanimatika.narod.ru/ – сайт «Методическая копилкаучителя, воспитателя, родителя».
8. http://вашифинансы.рф/ – проект Минфина «Дружи с финансами».
9. http://вашифинансы.рф/child/articles/lichnyy-i-semeynyybyudzhet/5-sekretov-finansovoy-gramotnosti-otekspertoportalamoneykids-ru/ — Пять секретов финансовой грамотности от портала«moneykids.ru».
10. http://открытыйурок.рф/ – сайт педагогической мастерской «Открытый урок».
11. http://хочумогузнаю.рф/ – сайт «Хочу Могу Знаю!».
12. https:// finagram.com – портал финансовой грамотности.
13. https://fmc.hse.ru – Федеральный методический центр пофинансовой грамотности системы общего и среднего профессио-
нального образования.
Методический кейс
Календарный учебный график
Приложение № 1
№ п/п | Месяц | Число | Форма занятия | Количество часов | Тема занятия | Место проведения | Форма контроля |
Модуль 1. Раздел 1. Как появились деньги и какими они бывают. 8 часов. | |||||||
1. | Занятие постановки проектной задачи | 1 | Как появились деньги | аудитория | решение проектной задачи; участие в беседе | ||
2. | Занятие решения проектной задачи | 1 | История российских денег | аудитория | решение учебной задачи; анализ вопросов и заданий; анализ таблиц | ||
3. | Занятие решения проектной задачи | 1 | Какие бывают деньги | аудитория | решение учебной задачи;самооценка с помощью оценочной таблицы | ||
4. | Занятие- экскурсия | 1 | Банки, банкоматы и банковские карты | аудитория | решение учебной задачи; анализ таблицы | ||
5. | Занятие решения проектной задачи | 1 | Безналичные деньги и платежи | аудитория | решение учебной задачи;самооценка с помощью оценочной таблицы | ||
6. | Занятие - игра | 1 | Как я умею пользоваться деньгами | аудитория | решение учебной задачи; вопросы рубрики « Обсудим вместе» | ||
7. | Занятие решения проектной задачи | 1 | Что такое валюта | аудитория | решение проектной задачи; анализ таблиц | ||
8. | Занятие промежуточного оценивания | 1 | Проверим, что мы узнали о том, как изменялись деньги | аудитория | решение учебных заданий; заполнение схем | ||
Из чего складываются доходы в семье. 2 часа. | |||||||
9. | Занятие решения проектной задачи | 1 | Откуда в семье берутся деньги | аудитория | решение проектной задачи; участие в беседе | ||
10. | Занятие - игра | 1 | Подсчитаем все доходы семьи | аудитория | решение учебной задачи; анализ таблиц | ||
Раздел 3. Почему семье иногда не хватает денег на жизнь и как этого избежать.2часа. | |||||||
11. | Занятие решения проектной задачи | 1 | На что семья тратит деньги | аудитория | решение проектной задачи; участие в беседе | ||
12. | Занятие – игра | 1 | Подсчитаем все расходы семьи | аудитория | решение учебной задачи; анализ таблиц | ||
Раздел 4. Деньги счёт любят, или как управлять своим кошельком, чтобы он не пустовал. 4 часа. | |||||||
13. | Занятие решения проектной задачи | 1 | Как планировать семейный бюджет | аудитория | решение проектной задачи; заполнение диаграммы | ||
14. | Занятие решения проектной задачи | 1 | Правила составления семейного бюджета | аудитория | заполнение таблиц, решение практических задач | ||
15. | Занятие – игра | 1 | Учимся составлять семейный бюджет | аудитория | решение игрового задания; заполнние таблиц | ||
16.. | Занятие итогового оценивания | 1 | Итоговая проверочная работа. Презентация учебных достижений | аудитория | тест | ||
Всего–16часов |
Критерии освоения образовательной программы учащимся
В соответствии с уровневым подходом к планируемымрезультатам, представленным в данной программе, оценка образовательных достижений осуществляется на двух уровнях — базовом и повышенном. При этом считается, что учащийся освоил программу «Финансовая грамотность», если он достиг базового уровня.
По результатам итогового оценивания может быть сделан один из трёх выводов:
• выпускник овладел базовой системой знаний и учебными действиями и способен использовать их для решения простых учебно-познавательных и учебно-практических финансовых задач (зафиксировано достижение планируемых результатов блока «уча-
щийся научится»);
• выпускник овладел базовой системой знаний на уровне осознанного произвольного выполнения учебных действий (по накопительной системе оценки зафиксировано достижение планируемых результатов по всем основным разделам учебной программы, из них не менее 50% составляют оценки «хорошо» или «отлично», а результаты выполнения итоговых работ свидетельствуют о правильном выполнении не менее 65% заданий базового уровня и получении не менее 50% от максимального балла за выполнение заданий повышенного уровня);
• выпускник показал результаты ниже базового уровня, программа не освоена.
Формы оценивания
Текущее оценивание:
• устный опрос;
• письменная самостоятельная работа;
• тестовое задание;
• решение задач;
• решение кроссворда и анаграммы;
• викторина;
• учебное мини-исследование;
• графическая работа: построение простых таблиц, схем, диаграмм;
• творческая работа: постер, компьютерная презентация, ин-
теллект-карта.
Итоговое оценивание:
• тест;
• решение задач;
• творческая работа;
• учебный проект;
• проверочная работа.
Критерии оценивания
1. Знание и понимание основных принципов экономической жизни семьи; понимание и правильное использование экономических терминов.
2. Обработка, анализ и представление информации по финансовой теме в виде простых таблиц, схем и диаграмм.
3. Сравнение, обобщение, классификация, установление аналогий и причинно-следственных связей.
4. Исследовательские навыки: определение проблемы, постановка цели, подбор источников информации по определённой финансовой теме с помощью учителя.
5. Определение позитивных и негативных последствий финансовых решений и действий.
6. Представление результатов: соответствие темы и содержания, структурированный материал, логичное и понятное изложение, использование видеоряда.
7. Творческий подход: оригинальность, разнообразие выразительных средств, качество оформления результатов выполненной работы
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
авторская программа внеурочной деятельности "Природа, история и литературное творчество донского края"
Авторская программа внеурочноой деятельности "Природа, история и литературное творчество донского края" предназначена для учащихся младших классов, способствует развитию учащихся, их социализации в ок...
Программа внеурочной деятельности «Кукольная история»
Программа кружковой работы....
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности «Финансовая грамотность. История денег»
Данная программа разработана для обучающихся 3 -4 классов.Она имеет социально- педагогическую направленность....
Методическая разработка 1 занятия кружка "Финансовая грамотность. История денег" по теме "Что такое деньги?"
Данная методическая разработка проводится в форме интерактивной беседы.Цель занятия - рассмотреть выгоды обмена, объяснить неудобства бартера и причины появления денег....
Методическая разработка занятия кружка "Финансовая грамотность.История денег" по теме "Устройство монеты"
Методическая разработка занятия по теме "Устройство монеты" знакомит с историей денег, устройством монеты....
Рабочая программа "Финансовая грамотность.История денег" 4 класс
Данная рабочая программа предназначена для обучающихся 4 класса. Это дополнительная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности....
Финансовая грамотность (История денег)
Презентация для начального ознакомления с историей денег...