Как воспитателю группы продленного дня строить работу с родителями
статья (1, 2, 3, 4 класс)

Казанцева Любовь Алексеевна

Статья " Как воспитателю ГПД строить работу с родителями"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_kak_vospitatelyu_gruppy_prodlennogo_dnya.docx23.29 КБ

Предварительный просмотр:

Как воспитателю группы продленного дня

правильно строить работу

с родителями (законными представителями) воспитанников


Работа воспитателя должна строиться поэтапно.

I этап: Знакомство

На начало работы воспитатель предлагает ответить на вопросы анкеты:

Фамилия, имя, отчество родителей (законных представителей) и других членов семьи. Возраст, образование. Домашний адрес. Место работы, занимаемая должность, режим работы, рабочий телефон. Жилищные условия, домашний телефон. Сколько в семье детей, их возраст, учатся дети или работают? Чем семья  занимается в свободное время? В какие игры любит играть? Почему ребёнок нервничает, как Вы его успокаиваете? Какие трудности испытываете в общении с ребенком? Чем больше всего увлекается ребенок? В какие игры любит играть? Чем увлечь ребёнка? Что вызывает трудности в воспитании с ребенком? Что вызывает гордость в Вашем ребенке? Хотели бы Вы вместе со своим ребёнком участвовать в мероприятиях? Вы можете оказать помощь воспитателю ГПД? (организовать экскурсию на предприятии, где работаете, провести беседу, оказать помощь в оформлении ГПД и т. д.)

С целью определения характера ребенка (с позиции (оптимистической, негативной, нейтральной) можно провести анкетирование с родителями.

Анкета

Какие положительные качества характера личности особенно ярко проявляются у Вашего ребенка? Какие чувства у ребенка вызывает у Вас вызывают опасения. Почему? Как Вы устраняете недостатки в поведения Вашего ребенка? Что или кто помогает Вам в воспитании (педагогическая литература, классные родительские собрания, индивидуальные беседы с воспитателем, психологом, педагогом, кино, художественная литература, радиопередачи, советы близких, знакомых). Есть ли способности у вашего ребёнка? Какая помощь необходима Вам в воспитании детей?

II этап: Изучение семьи

Общих сведений о семье недостаточно, чтобы правильно организовать работу с родителями (законными представителями). Необходимо изучить культурный уровень, особенности внутрисемейных отношений, воспитательный потенциал, отношение семьи к обществу. С этой целью  необходима целенаправленная работа.

Очень важно побывать в каждой семье. Посещение семьи происходит с разрешения родителей. Для изучения семьи применяется метод наблюдения. Помощь в этом оказывают сами дети. В беседах, разговоре ребята рассказывают много интересного о своей семье. Можно организовывать конкурсы рисунков: “Моя семья”, “Моя комната”, “Мой домашний любимец”.

Изучение семьи – очень важный процесс в воспитательной работе. Всё это позволяет:

использовать индивидуальный подход к родителям (законным представителям) и детям;

продуктивно организовывать взаимодействие с семьями. Разнообразить формы и виды внеклассной работы.

Анкетирование позволит лучше узнать семью:

“Родители о своей воспитательной позиции”:

1. Чем в воспитании руководствуетесь чаще всего: убеждение, требование, наказание, поощрение?

2. Соблюдается ли в Вашей семье единство требований к ребенку?

3. Как Вы поощряете ребёнка: словесная похвала, одобрение хорошего поступка семьей, покупка книги, вещи, денежное вознаграждение?

4. Наказываете ли Вы ребенка физически?

5. Делится ли ребёнком сокровенным?

Следующая анкета предлагается узнать о себе как о воспитателе:

  1. Следите ли Вы за информацией по проблемам воспитания, обучения? Назовите интересные книги, статьи, теле - и радиопередачи, которые Вы читали, смотрели, слушали в последнее время.
  2. Чем Вы руководствуетесь в воспитании детей.
  3.  Из чего складывается авторитет родителей?
  4. Что вы использовали из опыта семьи родителей в своей собственной семье, а от чего вынуждены отказаться?
  5. Как вы понимаете выражение: Родители воспитывают детей, дети – родителей?
  6. Хотели бы Вы, чтобы Вас как об отце/матери узнали Ваши коллеги по работе?

Детям педагог предлагает анкету “Ты и родители”:

Хотел бы ты быть похожим на своих родителей? На кого больше? Почему? Что тебе нравится в родителях больше всего? Что тебя огорчает в родителях? Что бы ты хотел им посоветовать? Самым большим достоинством мамы ты считаешь… За что ты ценишь в папе…

III этап: Изучение рисунков детей

Совместно с психологом можно провести конкурсы рисунков, что позволит обнаружить некоторые закономерности, отражающие особенности личности и межличностных отношений.

Тест “Нарисуй свою семью”.

Дети выполняют рисунок по данной теме. После окончания работы проводится анализ, включающий в себя ответы на вопросы:

1. Какие цвета использовал ребенок – яркие или мрачные?

2. Какие размеры членов семьи?

3. Какое расстояние между членами семьи?

4. Как расположены персонажи относительно друг друга?

5. Изображены все члены семьи или кто-то пропущен?

При анализе работ используются рекомендации психологов:

- Отсутствие одного из членов семьи означает:

1. Наличие негативных бессознательных чувств.

2. Полное отсутствие эмоционального контакта к этим членам семьи.

- Размер изображаемого предмета или персонажа выражает его субъективную значимость для ребенка, т. е. большую или незначительную.

- Высоко расположенный персонаж обладает для ребенка наибольшей властью в семье.

- Расстояние между персонажами обозначает психологическую дистанцию между людьми.

- Персонажи, которые непосредственно соприкасаются друг с другом, находятся в тесном психологическом контакте.

- Персонажи или предметы, вызывающие наибольшую тревогу, изображаются с усиленным нажимом или с обведенным контуром.

- Искажения, идущие по правой стороне изображенного человека, отражают проблемы взаимоотношений ребенка с миром социальных норм и теми людьми, которые их выражают для него.

- Искажения по левой стороне отражают проблемы отношений ребенка с наиболее близкими людьми в эмоциональной сфере.

- Большие уши и тревожные глаза означают, что ребенок беспокоен, нуждается в защите, хочет узнать, что о нем говорят.

- Большой или заштрихованный рот персонажа воспринимается как источник угрозы, связанный с осуждением и словесным воздействием на ребенка.

Эта методика позволяет изучить представления детей о семейных отношениях, значимых для ребенка людях, эмоциональных привязанностях.

Рисуночные тесты помогают через образы, цветовые изображения определить состояние ребенка, настроение, отношения в семье.

IV этап: Взаимодействие

Вся предварительная работа позволяет правильно организовать работу с родителями. В зависимости от воспитательных возможностей можно разделить родителей на группы:

  1. Активные помощники воспитателя.
  2. Потенциальные помощники воспитателя, но им не хватает  терпения.
  3. Пассивно относящиеся к воспитанию, а порой и самоустраняющиеся.

С первой группой строятся взаимоотношения активно, быстро налаживается активный, заинтересованный диалог. Это актив родительского комитета.

В работе со второй группой требуется приложить больше усилий. Эта группа составляет большинство родителей, у них возникают трудности в воспитании из-за недостатка знаний в области педагогики и психологии. Воспитатель должен им помочь  в овладении умением понимать детей, учитывать их возможности и особенности, в овладении приёмами родительского контроля и самоконтроля за развитием и воспитанием детей. С этими родителями необходимо  проводить беседы, дискуссии, обсуждение ситуаций, побуждающих к поиску вариантов их решения.

С третьей группой родителей очень трудно достичь успеха, т. к. они не только не умеют, но и не хотят заниматься собственными детьми и принимать участие в жизни группы продлённого дня.

Групповая работа с родителями (законными представителями) будет успешной, если при организации работы с детьми соблюдать условия:

Продуманный, корректный подбор участников. Создание комфортной обстановки. Основная форма общения – диалог. Стимулирование активности каждого родителя (законного представителя). Использование разнообразных форм общения: игр, тестирования, конференций, обсуждения наиболее интересных педагогических ситуаций, статей, телепередач.

В работе с группой родителей педагог должен ориентироваться на следующие позиции:

- “здесь и сейчас” – важно только то, что происходит в этой группе сейчас;

- “высказывание персональное” – каждое суждение должно быть персональным, т. е. я говорю о себе, за себя;

- “активность” – каждый из родителей (законных представителей) должен участвовать в решении возникающих проблем;

- “конфиденциальность” – сохранение в тайне всего того, что происходило в группе.

Памятка педагогу по организации бесед с родителями (законными представителями):

Готовь себя к беседе, консультациям, старайся проявлять  заинтересованность, такт, уважение, доброжелательность, исключи повышенный тон, раздражение. Общение не начинайте  с указания на отрицательные примеры, факты, события, связанные с поведением или учебой ребенка, а подчеркивай положительные моменты в его развитии. Старайся учитывать возрастные и индивидуальные особенности родителей (законных представителей), их образование, пол, состояние, в котором они находятся на данный момент. По возможности выслушивай все сомнения, жалобы, пожелания родителей, акцентрируй внимание на позитивных усилиях в воспитании ребенка. Спокойно указывай на ошибки, давай обоснованные рекомендации. Замечания родителям (законным представителям) обосновывай. Укрепляй, а не разрушать веру родителей в способности и возможности ребенка. Старайся привлечь родителей ко всем делам, повысить активность в работе в ГПД. Следи за своими словами в разговоре. Ведь одно слово, выражение может сказать о разном (с улыбкой или натянуто), т. е. очень важно думать  о смысле сказанного. Избегай гнева и зла во взаимоотношениях с родителями, ведь это ведет к конфликту. Гнев не эффективен, потому что люди не изменятся так, как бы нам хотелось.

Необходимо всегда стараться сочувствовать родителям, которые испытывают дискомфорт, неловкость в разговоре с воспитателем из-за плохих поступков детей. 

 ЗАКОН: не беседуй с родителями (законными представителями) о серьезных делах “на ходу”, не спеши говорить обо всем, чем ты недоволен, ведь  в этом случае не может высказать свою недовольную точку зрения другая сторона. Не сравнивай одного ребенка с другим, а тем более родителей. Это порождает злобу, раздражение, отрицательно сказывается на сплочении родительского коллектива.

Телефонную связь используйте для разговора с родителями о чем-то хорошем, положительном. Всегда говори по телефону доброжелательно, с добротой, тактично, с уважением, оптимистично, откровенно. Ни в коем случае не проявляйте бестактность, нетерпимость, непонимание в работе с родителями и детьми. Родители должны осознавать свою гражданскую и личную ответственность за развитие, воспитание и обучение детей. Поэтому только совместными усилиями, дополняя и поддерживая друг друга, семья и школа могут достичь желаемых результатов.

Памятка родителю (законному представителю):

Относитесь к воспитателю уважительно, особенно в присутствии своих детей, не говорите резко об ошибках воспитателя. Цените желание воспитателя ГПД сообщить Вам что-то новое и важное о ребенке. Не забывайте, что 95% воспитателей – женщины, к ним надо относиться деликатно, сдержанно. Старайтесь увидеть в воспитателе ГПД своего союзника, разделяйте степень ответственности, которую воспитатель несет. Выслушивайте воспитателя терпеливо, задавайте вопросы так, чтобы избежать неясностей и недомолвок. Не сердитесь, если в речи воспитателя уловите поучительный тон: все это для Вашего же блага. Старайтесь не избегать общения с воспитателем, проявляйте инициативу в установлении контакта. Спокойно принимайте критику: в ней есть моменты, которые обязательно нужно принять к сведению. Не давайте воли эмоциям. Если у Вас возникли трудности в воспитании ребенка, поделитесь ими с воспитателем: вместе будет легче в них разобраться. Если Вы считаете, что педагог Вас не понимает, задумайтесь, почему это происходит, и как Вы можете изменить ситуацию? Посещайте родительские собрания, проявляйте активность, оказывайте помощь воспитателю. Это повысит Ваш авторитет не только в школе, но и в глазах Вашего ребенка.


На родительском собрании необходимо:

познакомить родителей (законных представителей) с режимом дня ГПД, с требованиями к родителям и детям, с планом работы на предстоящий период; выбрать родительский совет ГПД, который будет помогать в организации любого дела.

Формы проведения родительских собраний могут быть разными: 

комбинированная форма, конференция, диспут, тематические собрания, собрания по плану классного всеобуча родителей, собрания–практикумы и т. д.

Спектр обсуждаемых вопросов разнообразен:

“Воспитание начинается в семье”, “Трудовое воспитание в семье”, “Воспитываем волю у детей”, “Как научить детей самосохранению жизни”, “Прививаем навыки личной гигиены детей”, “Вредные привычки и борьба с ними”, “Проведём каникулы с пользой ”, “ Правила полезного питания”, “Как вести себя на воде”, “Правила пожарной безопасности” и т. д.

Очень важно, чтобы начатый на родительском собрании разговор продолжался и дома. Родителям необходимо дать не только советы по определенные вопросы, но и разработать памятки, которые можно будет ещё раз перечитать дома вместе с детьми, закрепить в семье необходимую информацию. Например, “Советы капельки ”, “Как беречь зрение”, “Если вы носите очки”, “Как  сберечь органы слуха?”, “Как ухаживать за собой”, “Правила ухода за кожей”, “Правила правильного питания”, “Как формировать правильную осанку”, “Режим для младшего школьника”, “Радиационная безопасность в семье”, “Что должно насторожить родителей в поведении детей”, “Правила дорожного движения”, “Безопасность во дворе”, “Влияние компьютера” и т. д.

В группе продлённого дня можно проводить “Дни открытых дверей”. Это праздник, на который приглашаются все члены семьи. Можно проводить открытые мероприятия, выставки работ детей и родителей, совместные коллективные творческие дела. Необходимо заранее оформить  приглашения, определив дату, составив программу праздника.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Работа воспитателя группы продленного дня совместно с родителями в развитии ребенка в условиях введения ФГОС НОО

     Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования предусматривает реализацию основной образовательной программы начального общего образовани...

План воспитательной работы 2 класс для воспитателей групп продленного дня , воспитатель Платунова М.А.

План воспитательной работы 2 класс для воспитателей групп продленного дня , воспитатель Платунова М.А....

Совместная работа воспитателя группы продленного дня с родителями в развитии ребенка в условиях ФГОС

ФГОС представляет собой совокупность обязательных требований к начальному образованию.Федеральный образовательный стандарт начальногшо общего образования предусматривает реализацию основной образовате...

Организация работы воспитателя группы продленного дня с родителями.

Необходимой составной частью образовательно - воспитательного процесса в группе продленного дня является установление тесной связи взрослых и детей. Для того чтобы наладить взаимодействие с семьёй, на...

Методическая разработка. Презентация воспитателя группы продленного дня: "Игровые технологии и практики работы воспитателя ГПД".

Методическая разработка. Презентация воспитателя группы продленного дня: "Игровые технологии и практики работы воспитателя ГПД"....

Организация работы воспитателя группы продленного дня с родителями

Выбирая школу, родители нередко интересуются, есть ли в школе группа продленного дня. Это связано с тем, что занятость взрослых не позволяет забирать школьника младшего возраста сразу после уроков....