Статья "Да здравствует Дисциплина!?"
статья (1, 2, 3, 4 класс)
Статья приглашает родителей подумать о пользе дисциплины и решить для себя, на что опираться при воспитании своих детей на дисциплину или мотивацию.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
distsiplina_statya.doc | 38 КБ |
Предварительный просмотр:
Да здравствует Дисциплина!?
Одно из определений дисциплины гласит: дисципли́на — правила поведения личности, соответствующие принятым в обществе нормам или требованиям правил распорядка. Строгое и точное выполнение правил, принятых человеком к выполнению (Википедия).
Уже не первый год ко мне на индивидуальные приемы приходят родители с жалобами на своих детей по – поводу отсутствия мотивации к учебе. Если это дети младшего школьного возраста, то я с родителями беседую о том, как формируется школьная мотивация, кто участвует (кроме детей) в ее формировании и на чем она может собственно формироваться. И я все больше и больше убеждаюсь в том, что у родителей мотивация – это какое-то «волшебное» нечто, которое каким-то «чудесным» образом что-то делает с детьми и они «сами» без какого-либо воздействия взрослых участвуют в какой-либо деятельности (учебной, спортивной, творческой и тд.). Я сама долгое время верила в движущую силу МОТИВАЦИИ, а теперь я все больше и больше склоняюсь к тому, что ДИСЦИПЛИНА важнее и она является залогом продуктивной деятельности. Занимаясь поиском материала для этой статьи (в Интернете) я нашла, то что созвучно с моими представлениями, как то, что дисциплина – это не только средство воспитания, но и результат его. Родители, которые сами дисциплинированы скорее вырастят дисциплинированных детей, чем те, кто более халатно относятся к своим обязанностям или не доделывают начатое до конца.
О дисциплине достаточно много пословиц и поговорок, вот некоторые них:
- Дисциплина — против беспорядка плотина.
- Дисциплину держать — значит побеждать.
- Без дисциплины жить — добру не быть.
Вряд ли есть родители, которые были бы против дисциплины, а ведь ребенок не рождается с ней, он ее от природы не получает! Дисциплина есть продукт воспитания, это результат воздействия взрослого человека на свое чадо каждый день совместной жизни. Это часто тяжелый, требующий терпения и принятия индивидуальности своего ребенка труд. И в результате – награда - взращенная САМОДИСЦИПЛИНА. А это уже «соломка», подстеленная под фундамент школьной жизни. Самодисциплина это психическое образование не подвластное настроению, состоянию, «хочу - не хочу. Это то, что помогает справляться с разными трудными задачами и заданиями не только в школе, но в дальнейшем обучении и на работе и в повседневной жизни.
Хочу привести цитату известного немецкого философа Георга Вильгельма Фридриха Гегеля: «Дети должны быть послушны не ради послушания, а ради дисциплины, чтобы они, развиваясь, обрели свободную самостоятельность. Дисциплина внедряется авторитетом; возможность делать то, что надлежит, зависит еще от воли других, тем самым цель приходит к детям как нечто вне их наличное и происходит подчинение чужой воле. Кто не научился послушанию, не сможет и повелевать. Подчинение является, прежде всего, средством быть свободным человеком».
Конечно гораздо проще приучать ребенка к: «горшку», «чистить зубы», «мыть руки» , …. «к дисциплине» когда дитя «поперек лавки лежит», то есть с самого раннего возраста.
Вот несколько простых рекомендаций по формированию у ребенка дисциплины:
- Будьте образцом для подражания. Делайте то, что правильно, и ведите себя так, как хотите, чтобы ребенок действовал.
- Конкретно говорить ребенку только то, что необходимо сделать.
- Поощряете ребенка за правильно сделанное поручение, за хорошее поведение, за помощь вам, не только давая материальное вознаграждение (сладкое, разные подарки), но и говоря ему приятные слова (похвала, поддержка), обращая его внимание на чувство удовлетворения или гордости от сделанного.
- В семье должны быть простые и понятные правила и последствия, если правила не соблюдаются. При этом правил не должно быть много.
- Когда ребенок отказывается делать так, как его просили или капризничает, дайте ему время остыть. Предоставьте ребенку возможность успокоиться, побыть одному в своей комнате, среди любимых игрушек. Как только ребенок успокоится, поговорите с ним о том, почему он не должен вести себя подобным образом
- Эффективным способом дисциплинирования ребенка является использование логических последствий, которые работают, если они происходят естественно и могут быть объяснены. Как правило, логическое последствие непосредственно связано с плохим поведением, которое не должно повторяться и которое необходимо исправить.
Последствия должны быть значимы и соответствовать их возрасту. Например, если ребенок отказывается ложиться спать вовремя, позвольте ему поступить, как он желает. На следующий день, когда он будет чувствовать себя ворчливым, раздражительным и сонным, вы можете объяснить, что он так чувствует себя, потому что предыдущей ночью не лёг спать вовремя.
Здесь, вы просто используете естественные последствия, чтобы помочь ребёнку учиться на своих ошибках.
- Когда вы просто говорите «нет», ребенок, как правило, становится упрямым. Никакие логические рассуждения не будут работать, когда ребенок пытается выразить свою независимость с помощью своих действий. Не настаивайте на чем-то одном, придумайте альтернативы и это поможет им сотрудничать с вами.
Когда вы даете ребенку выбор, у него не будет возможности сказать «нет!». Тем не менее, дайте ребенку только два простых варианта, таких, что всё, что он выбирает, будет правильный выбор.
Например: ваш ребенок в магазине требует, чтобы ему купили кока-колу, вы можете сказать: «Я принесу тебе яблочный сок или апельсиновый сок». И теперь ему ясно, что только эти два варианта у него есть. Если он отказывается и скандалит, не теряйте своего спокойствия и непоколебимости. Постарайтесь спокойно повторять варианты, пока ваш ребенок не согласиться и не выберет один из них.
Если вы многое уже делали, но проблемы с дисциплиной у ребенка все-же существуют, приходите в наш Центр наши специалисты помогут вам их разрешить!
С уважением педагог-психолог ГБУ ДО ЦППМСП Московского района города Санкт-Петербурга Татьяна Комарова
февраль 2022 года
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Здравствуй, здравствуй Новый Год.
Сценарий новогодней елки на чувашском языке....
"Здравствуй, здравствуй, Новый год!"
Сценарий новогоднего праздника в начальной школе....
Здравствуй, здравствуй, Новый год"
Методическая разработка праздника....
СЦЕНАРИЙ ИГРОВОЙ ПРОГРАММЫ «ЗДРАВСТВУЙ, ГОРОД РАСЧУДЕСНЫЙ! ЗДРАВСТВУЙ, ГОРОД ЛИП!»
Данный материал можно использовать при проведении внеклассного мероприятия в школе....
Родительское собрание. Тема: «Воспитание сознательной дисциплины». Родительское собрание. Разработка на тему "Воспитание сознательной дисциплины"Презентация к родительскому собранию "Воспитание сознательной дисциплины"
Родительское собрагние-разработка. Презентация создана к собранию "Воспитание сознательной дисциплины" Содержание: название темы родительского собрания; кластер (графическая организа...
Сценарий праздника "Здравствуй школа! Здравствуй Страна знаний!"
Сценарий первого урока в День знаний для первоклассников. Форма проведения- урок - праздник с элементами беседы " В здоровой семье - здоровые дети!"...