Патриотические качества младшего школьника
статья
Формирование и развитие чувства патриотизма идет через ряд этапов, зарожденных из любви к своей малой родине – дому, деревне, городу, школе, классу, трудовому коллективу, созревая до общегосударственного, общенародного, патриотического самосознания, до осознанной любви и преданности всей нашей огромной многонациональной стране.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
patrioticheskie_kachestva_mladshego_shkolnika.docx | 19.2 КБ |
Предварительный просмотр:
Патриотические качества младшего школьника
В ходе теоретического анализа психолого-педагогической литературы мы пришли к выводу, что патриотическое воспитание – это комплекс последовательных взаимодействий учителя и коллектива, направленных на достижение качества педагогической деятельности в процессе формирования патриотических качеств личности ребенка (Лутовинов, 1997, 53).
По мнению В.Г. Белинского, формирование патриотических качеств личности – это целенаправленный, специально организуемый процесс. Патриотические качества – это качества личности, характеризующие ее способность к активному проявлению гражданской позиции. Формирование их возможно лишь через вовлечение ребенка в специфическую патриотическую деятельность (Белинский, 1954, 433).
Патриотические качества включают в себя:
- осознание своих корней;
- приверженность к российским традициям;
- чувство причастности к настоящему и прошлому своей страны, края, к событиям происходящим в мире;
- активную жизненную позицию (участие в делах класса, школы, городских мероприятиях).
Для воспитания таких качеств используются эмоциональный, когнитивный и поведенческий компоненты патриотизма.
Рассмотрим каждый из компонентов отдельно.
Эмоциональный компонент патриотизма. Этот компонент, состоящий из формирования у учащихся патриотических взглядов и убеждений.
Устойчивость и зрелость морального сознания в вопросе патриотизма достигается только при условии, если знания учащихся приобретают характер взглядов и убеждений и выступают в качестве мотивов и установок поведения. Для воспитания патриотических взглядов и убеждений важно, чтобы знания о сущности и способах проявления этих качеств были не просто усвоены учащимися, а приобрели личностный смысл, прошли через эмоциональные переживания и превратились в руководящие принципы их деятельности и поведения. Воспитательная работа в этом случае должна не только носить красочный и романтически приподнятый характер, но и отличаться глубиной и убедительностью фактического материала, быть насыщенной яркими примерами проявления патриотизма. Большое значение имеет в данном компоненте патриотизма создание педагогических ситуаций, которые включали бы в себя элементы дискуссий, определенную борьбу мнений, отстаивание учащимися своих суждений, в результате чего у них начинает складываться своя внутренняя позиция.
Н.К. Беспятова считает, что качества патриота и гражданина формируются на ярких, эмоционально-насыщенных примерах прежней и современной боевой и трудовой славы нашего народа, доступных для понимания детей. В первую очередь следует использовать семейную историю и впечатления ребенка от непосредственно его окружающего: прогулки в городе и за городом; рассказы об истории места, где живет семья; рассказы о предках, участвовавших, например, в революционных движениях, трудовых и ратных событиях народа в разные периоды истории; о жизни и делах дедов и отцов, ближайших родственников, друзей и товарищей семьи.
Когнитивный компонент патриотизма. Этот компонент, включающий в себя углубленное осмысление сущности патриотизма и способов его проявления в различных видах человеческой деятельности. В этом плане широко используются возможности учебных занятий по всем предметам обучения, особенно по окружающему миру, литературному чтению, русскому языку. Немало возможностей для этого имеется во внеклассной работе: беседы, доклады на патриотические темы, короткие рассказы, воспоминания родителей, рассматривание семейных фотографий, реликвий (наград, газетных и других статей, личных вещей), посещение музеев, выставок, памятников героев; чтение стихов и произведений на военно-патриотическую тему; посещение спектаклей. Детей следует знакомить с военной символикой: знаменами, орденами и медалями, почетным оружием, элементами военной формы – сравнивая и комментируя предметы разного времени. Такая работа способствует осознанию учащимися конкретных патриотических проявлений и качеств личности (Беспятова, 2006).
Поведенческий компонент патриотизма – это формирование у учащихся способности к волевым проявлениям в области патриотизма и культуры межнациональных отношений. Основным средством для решения этой важной и сложной задачи является включение учащихся в разнообразные виды практической деятельности и формирование у них навыков и привычек, опыта патриотического поведения. Сюда входят различные виды трудовой, спортивной и общественно полезной деятельности, туристско-краеведческая работа, историко-этнографические экспедиции, празднование историко-юбилейных дат, связи с воинскими частями, встречи с ветеранами.
В.И. Лутовинов утверждает, что воспитание нравственно-волевых качеств младших школьников как составной части патриотического воспитания заключается в формировании умений и навыков поступать целеустремленно, самостоятельно, проявляя выдержку и дисциплинированность, инициативу и смелость, преодолевать свою нерешительность и лень. Этой задачи можно достичь, приучая детей к обязательному выполнению домашних и учебных заданий, общественных поручений, которые даются учителем (школой), поощряя их активное участие в общешкольных и классных мероприятиях, экскурсиях и спортивных соревнованиях, особенно в играх типа «Зарница».
Эмоциональный, когнитивный и поведенческий компоненты в единстве формируют патриота – знающего, чувствующего и действующего. Причем, именно в деятельности субъекта выстраивается смысловой ряд личностно значимых ценностей, происходит осознание своей значимости, полезности в обществе и самореализация.
Перечисленные выше компоненты могут проявляться на разных уровнях и в различных сочетаниях (Лутовинов, 1997).
Также в научной литературе встречается понятие «патриотические чувства», которое рассматривается с точки зрения компонента психологии и с точки зрения нравственности.
С точки зрения психологии под патриотическими чувствами понимают эмоционально окрашенное отношение к своему Отечеству, имеющее практическую направленность и выступающее в качестве внутреннего побудителя активности человека, относящееся к высшим духовным ценностям.
В свою очередь с позиции нравственности дается такое определение: патриотические чувства – это главное связующее звено между человеком и государством. Наличие патриотизма у человека свидетельствует о его отношении к стране, с которой у него есть гражданская связь.
Патриотические чувства включают в себя:
- выражение субъективной значимости идентификации личностью себя с определенной страной, народом, культурой, природой на основе происхождения и похожести;
- эмоционально окрашенные представления (образы политических, этнокультурных, пейзажных явлений и предметов, собственных действий по отношению к Отечеству);
- переживания, которые ориентируют субъекта на действия, приносящие благо Отчеству, на защиту совей Родины;
- регуляторы конкретных действий в жизнедеятельности личности (Немов, 2003, 426).
Об успехах в формировании патриотизма можно говорить только при условии, если у школьников воспитаны соответствующие навыки и привычки поведения, т. е. собственный опыт этих отношений. Всякий опыт, как известно, вырабатывается путем продолжительных упражнений или иных видов деятельности поведения. Вот почему учителю необходимо вовлекать учащихся в разнообразные виды практической деятельности, связанной с проявлением патриотизма.
Таким образом, мы можем сделать вывод о том, что для воспитания патриотических качеств личности младшего школьника должны использоваться три компонента патриотизма – когнитивный, эмоциональный и поведенческий. Применение которых, позволит сформировать патриотические качества младших школьников на самом высоком уровне.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование патриотических качеств младших школьников в рамках воспитательной системы класса
Обобщение опыта работы учителя начальных классов...
«Система воспитательной работы по формированию гражданско-патриотических и эстетических качеств младших школьников на примере учащихся специализированного хореографического класса МОБУ СОШ № 27 города Якутска»
Младший школьный возраст наиболее благоприятен для формирования мировоззрения личности. Чувства любви к родному краю, гордости за свою родину, чувство красоты природы, произведени...
Формирование толерантности и нравственно-патриотических качеств младших школьников через урочную и внеурочную систему в рамках ФГОС.
Защита опыта работы...
Формирование гражданско-патриотических качеств личности школьника. Воспитание любви к родному краю
Из опыта работы учителя по формированию гражданско-патриотических качеств у младших школьников...
Воспитание патриотических качеств младших школьников
В данной статье рассказывается о формирование патриотических качеств младших школьников .Важнейшей целью современного образования и одной из приоритетных задач общества и государства является воспитан...
Организация учебно-воспитательного процесса по формированию патриотических качеств младших школьников
Направления и формы патриотического воспитания....
Роль уроков русского языка в формировании нравственно-патриотических качеств младшего школьника
Гражданско-патриотическое воспитание всегда было одним из важнейших направлений в работе педагога начальных классов....