Сценарий праздника " Михайлов день"
план-конспект занятия (4 класс)

Чопик Валентина Ивановна

        Среди множества факторов, обуславливающих развитие ребёнка, наиболее мощным является культуpа. В процессе продуктивной творческой деятельности, присвоения ценностей культуры, у ребёнка появляются и развиваются творческое воображение, коммуникативные навыки, способность принимать позицию другого человека. В этом процессе ребёнок и взрослый совместными усилиями превращают исторический опыт человечества в систему открытых проблем, которые подлежат специфическому осмыслению со стороны ребёнка. Чем раньше ребёнок почувствует свои корни, «корни памяти», тем охотнее он будет обращаться к дальнейшему опыту и знаниям людей, живших в далёкие времена, научится чтить память своих предков. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа с.Лутна Клетнянского муниципального района Брянской области

Название работы: «Поговорим о важном:

Храм во имя Архангела Михаила с.Лутна Клетнянского района»

https://i.ytimg.com/vi/vYOfMVWCv1Q/maxresdefault.jpg

с.Лутна, 2022

                                 Пояснительная записка

Актуальность:  

        Среди множества факторов, обуславливающих развитие ребёнка, наиболее мощным является культуpа. В процессе продуктивной творческой деятельности, присвоения ценностей культуры, у ребёнка появляются и развиваются творческое воображение, коммуникативные навыки, способность принимать позицию другого человека. В этом процессе ребёнок и взрослый совместными усилиями превращают исторический опыт человечества в систему открытых проблем, которые подлежат специфическому осмыслению со стороны ребёнка. Чем раньше ребёнок почувствует свои корни, «корни памяти», тем охотнее он будет обращаться к дальнейшему опыту и знаниям людей, живших в далёкие времена, научится чтить память своих предков. Только на основе прошлого можно понять настоящее, предвидеть будущее. А народ, не передающий все самое ценное из поколения в поколение, - народ без будущего.

Цель:

         Способствовать воспитанию патриотов через формирование интереса и чувства любви к Отечеству, малой родине.

Задачи:

- изучить и обобщить имеющуюся литературу и документы (источники);

- расширить исследовательскую базу в ходе поиска новых исторических фактов;

- познакомить учащихся с лучшими учебно-исследовательскими работами по данной теме;

- развитие коммуникативной компетенции учащихся;

- развитие навыков творческой деятельности учащихся через подготовку выставок, презентаций, видеофильмов;

- знакомство с именами интересных людей – жителей нашего села, расширение представления о сферах деятельности;

- воспитание чувства гордости за своих земляков.

Целевая аудитория: учащиеся 4-9 классов и их родители 

Подготовительный этап:

- учащиеся под руководством учителей готовили исследовательские работы;

- изучали биографии своих земляков, историю своего села, историю храма;

- читали легенды о достопримечательностях села;

Мероприятие построено в форме устного журнала

Устный журнал — своеобразная форма библиотечного урока, работа по духовному воспитанию, которая позволяет ярко, эмоционально донести до учащихся важную информацию из области политики, науки, техники, литературы, искусства, спорта и т.д. Особенность этой формы работы в том, что проводится она непосредственно самими учащимися. Каждая «страничка» представляет собой краткое устное сообщение учащихся, которое, в зависимости от содержания, может быть проиллюстрировано рисунками, отрывками из фильма, может быть озвучена и т.п.

«Странички» размещают по степени их значимости: первая освещает наиболее важный вопрос, остальные конкретизируют его или освещают какие-то другие самостоятельные вопросы.

В данном Устном журнале 4 «страницы»:

 1. «История села Лутна и православного храма Михаила Архангела с. Лутна»

2. «Листая истории страницы. Рассказы очевидцев»

3.  «21 ноября - Собор Архистратига Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных»

4. «Престольный праздник села - Михайлов День. Традиции и обычаи»

Сценарий  мероприятия «Поговорим о главном: Храм во имя Архангела Михаила с.Лутна Клетнянского района»

Ученица:  Что за радуга на небе

Красный, синий, белый цвет.

Это флаг моей России.

И красивей флага нет!

Снизу красный – цвет Побед.

В середине – синий.

Это цвет великих рек,

Что текут в России.

Ну а сверху- белый цвет.

Это всякий знает,

Что душевной чистотой

Русь гостей встречает.

Учитель: С чего начинается Родина…большая или малая?...с простого слова «Здравствуйте»! Здравствуйте, значит, будьте здоровы!

Здравствуйте, значит, будьте богаты трудовыми успехами, новыми домами и улицами, детьми и внуками! Здравствуйте, значит, будьте счастливы, каждая семья и большая семья земляков вместе! Здравствуйте! Мы очень рады нашей с вами встрече!

С праздником вас, гости дорогие!

Учитель:  Праздники! Праздник! Какое замечательное слово! Трудно, наверное, найти того, кто не любит праздники? А бывают они разные. Новый год, День Победы, Пасха… Каждый имеет свою особенность. Для многих День рождения – любимый праздник: подарки любят все! А кто-то умеет создавать праздник для близкого человека, подарив даже капельку своего внимания, ведь дарить подарки не менее приятно, чем их получать.

       К празднику обычно готовят особенно вкусную еду. Но и это, конечно, не главное. Собираются люди для того, чтобы побыть вместе, порадоваться с ближними и друзьями праздничному событию. Особое место в жизни любого христианина занимают православные праздники. Что же это такое? Сегодня на нашей традиционной встрече «Поговорим о важном» мы и поведем разговор об одном их таких праздников. А помогут мне в этом ребята, которые получили заранее определённые задания.

 Ученик 1: Православные праздники – «это дни, посвященные торжественному церковному прославлению самых значительных с точки зрения православия религиозных событий или чествованию наиболее чтимых православием религиозных персонажей».  

  Ученик 2: По объекту прославления православные праздники подразделяются на Господни, Богородичные и в честь святых.

  Учитель: Сегодня мы с вами поговорим только про один праздник, очень тесно связанный с историей и культурой нашего села Лутна. Ведь именно здесь расположен храм во имя Архангела Михаила с.Лутна Клетнянского района. А праздник называется «Собор Архистратига Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных.»

      Наше мероприятие мы проведем в виде устного журнала. В нашем журнале будет всего четыре страницы. Для начала мы познакомимся с историей нашего села и самой церкви. Каждый день многие из нас проходят мимо нее, а в выходные и в праздничные дни входим и в само здание. И сегодня мы можем проверить, как хорошо вы знаете ее историю. А потом познакомимся и с самим праздником, его традициями и обычаями.

Итак, в ходе работы вам предстоит побывать на следующих страницах:  

1. «Из глубины веков: история села Лутна и православного храма Михаила Архангела с. Лутна» 

2. «Листая истории страницы.  Рассказы очевидцев»

3. Предводитель небесного воинства. « Собор Архистратига Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных»

4. «21 ноября. Престольный праздник села - Михайлов День. Традиции и обычаи»

Вам предстоит «прочитать» эти четыре «страницы», выполнить задания, проявив смекалку, и показать свои знания, отвечая на вопросы.  Между страницами вас ждут интересные игры, в которых обязательно поучаствуйте.  В конце работы мы подведем итоги.

Итак, в добрый путь. Отправляемся на первую страницу, которая называется:

1. Страница «Из глубины веков»

«История села Лутна и православного храма Михаила Архангела с. Лутна»

Ученик:

В белых берёзах, в весеннем разливе

Малую Родину я узнаю…

Как же не быть мне навеки счастливым

В этом Клетнянском милом краю

 
  Экскурсовод 1:
 Село Лутна, находится в лесном Клетнянском районе. Ранее село называлось Богдановкой. Возникло оно в конце первой половине 18 - го столетия. А свое имя получило от речки Лутны (или Лутенки). Есть несколько легенд, почему наше село сейчас называется так, но сердцу местных жителей наиболее полюбилась следующая…

  Экскурсовод 2: «Случилось это в старые времена, а когда, точно даже старые люди не помнят. Стояла тогда над речкой у дороги лесная изба, и жил в ней человек по имени Лута. И была у Луты дочь, ее Лутенкой звали. Такая красавица, как небо весеннее, щеки цветом в зори утренние, а голосом ее серебряным птицы лесные заслушивались. Что имела наша природа лесная, богатая – всем одарила Лутенушку. Проезжают люди проезжие и к Луте зайдут обязательно – хлеба-соли откушать, лошадей покормить да  полюбоваться на красавицу юную. Посмотрят на нее, послушают голосок ее – и сами моложе становятся, и на душе светлеет, и всю дорогу леса дремучие им тот голос звонкий передают, в пути радуют.

    Но что бедным в радость, то богатым в зависть. Приезжали однажды  купчики, посмотрели на Лутенушку и с собой насильно увезли. Сам Лута как назло где-то в отлучке был. Хватился он дочь свою, ищет – волосы на себе рвет, избу оставил, по лесу бродит, как бездомный, пока не сказали ему люди какие-то, что купцы над его дочкой надругались. А Лутёнка не могла жить с этим и бросилась в речку. Как услышал то Лута, нахмурился, темнее тучи стал, долго ходил неразговорчивым как дикарь лесной. А затем собрал себе шайку удалых молодцев да и стал всех купцов грабить да убивать, мстить за дочь свою погибшую. С тех пор в народе и прозвали речушку Лутенкой, а село, которое возникло здесь, назвали Лутной в память Луты-разбойника».

Экскурсовод 1:  В 1804 году в селе Лутна был возведен каменный храм. Он посвящен архангелу Михаилу, предводителю небесного воинства. Обычно ему посвящали на Руси храмы, построенные в память о событиях военной истории. Одновременно со строительством храма в его трапезной был устроен теплый придел во имя Святителя и Чудотворца Николая. В этом приделе находилась особо чтимая прихожанами икона Казанской Божьей  Матери. В 1855 г. в деревни Павлинках и Пестракове появилась холера. Жители этих деревень, видя в холере наказание Божье за грехи, обратились с молитвою к Заступнице. По их желанию, 8 июля в каждом доме перед иконой был отслужен молебен Божьей Матери – и холера, по рассказам старожилов, прекратилась…»

С 1934 до начала 21 века православный храм, к сожалению,  не действовал…

Учитель: Ребята, вы познакомились с интересным материалом. А сейчас давайте проверим, насколько вы были внимательны. Выполните задания 1,2. (на листе с заданиями)

ЗАДАНИЕ к странице 1.

Задание 1. Малая Родина – это место, которое нашему сердцу милее всего. Опишите наше село пятью прилагательными.

Задание 2. Блиц – опрос.

1.В каком районе находится наше село?

2. Как до современного названия, называлось наше село?

3.В каком году была построена церковь в с. Лутна?

(После выполнения  задания ребята играют в игру)

ИГРА 1 “Барыня вприсядку”

Условия: Каждому Михаилу по очереди даются “переходные” валенки; они очень большого размера и по высоте выше колена.

Тот, кто, преодолев трудности, спляшет “Барыню” тот и выиграл.

Учитель: Молодцы, хорошо справились с заданиями. Переходим ко второй странице.

Страница 2 «Листая истории страницы. Рассказы очевидцев»

Учитель: Интересно, что происходило со зданием церкви, когда она не функционировала? С дальнейшей историей познакомимся из рассказов очевидцев.

     1.  Рассказ очевидца Минина Петра Петровича об истории храма во имя Архангела Михаила с. Лутна, Клетнянского района, Брянской области.
«Началась война, пришли немцы. Один из наших попал в окружение и, чтобы его не расстреляли немцы, выдавал себя за местного жителя. Он написал новый хороший иконостас. А служил в храме в то время священник Афанасий Христофорович Туняков. Немцы его не трогали, проводилось богослужение. Затем священник уехал в Брянск и богослужения прекратились.
В 1942 году в храме засели полицаи, заложили кирпичом окна, сделали бойницы, на колокольне установили пулемет. Партизаны пытались их выбить оттуда, но безрезультатно. Так прошло два боя.
В августе 1943 года пришла Красная Армия.
9 декабря 1955 года я вернулся в родное село.
В 1963 году образовался совхоз "Россия" и его директор Давыдов Анатолий приказал сорвать с храма купол с Крестом, выделил на эти цели 135 руб. Возле храма было 4 памятника: один на могиле священника, который находился за алтарем к востоку и в 3-4-х метрах от южной стороны колокольни, где был похоронен какой-то богач Коростелев. Так этот зав. складом увез памятники для фундамента собственного дома, который он в то время строил. Могилу священника пытался раскопать, но и иму  не удалось докопаться до гроба: помешали решетки».

 2.   Рассказ очевидца  Киселева Владимира Ивановича об истории храма во имя Архангела Михаила с. Лутна, Клетнянского района Брянской области.
«Года с 1947 по 1950-52 год в здании храма находился продуктовый магазин РАЙПО. После 1952 года магазин перевели в другое здание и храм остался бесхозным, двери были открыты и доступ в храм был свободным. Хотели сделать из него клуб, но показывать фильмы помешала акустика. Когда строили новый клуб, то сняли с церковных печей облицовочный кафель, а печи разобрали на строительство клуба.
В начале 60-х годов образовался совхоз "Россия" и здание храма перешло в их пользование. Они сделали из него склад. Там хранились стройматериалы, в колокольне стояли холодильники, где хранили мясо, рыбу и т.п.
В 1962 или 63 году директор совхоза Давыдов приказал сорвать с храма купол с Крестом. Подогнали трактор С-100, зацепили тросами, стали тащить, но не смогли, вызвали еще один С-100 и сорвали купол с Крестом. Затем на  его месте соорудили 2 скатную крышу, покрыли шифером. После строительства новых складов, стройматериалы перевезли туда, а в храме стали хранить ядохимикаты и удобрения.
В начале 80-х годов здание опять было заброшено, двери были открыты, окна повыбиты, крыша прохудилась и стали пропадать полы, сыпаться стены, здание пришло в плачевное состояние.
В 2002 году приехал иеромонах Рафаил и начал вычищать помещение храма от мусора и ядохимикатов, сделал новую крышу на трапезной части храма, покрыл шифером, подшил потолки, нашел старые церковные рамы, застеклил и установил их, отремонтировал полы, сделал кирпичную печь, перекрыл колокольню оцинкованными железом.
В трапезной храма началось богослужение.
Затем он уехал. За храмом присматривала администрация. У них были ключи от храма»  

В 2001 г в селе была вновь образована Православная община. Ведутся работы по восстановлению храма и в настоящее время, возобновились Богослужения.

Учитель: Ребята, я надеюсь, что вам была интересна и эта страница.

Выполняем задание к странице 2.

Отгадайте загадки:

1. Храм на три части разделен.

Сначала входим мы в………

2. Затем пройдем в другую часть.

Народ здесь молится, крестясь.

И хорошо известно нам,

Что это собственно есть……..

3.Божие святое место,
Неизменно, как и встарь,
Возвышается во храме,
Называется……..

   

3. Между второй и третьей частью

Стоит высокая стена.

Она украшена прекрасно –

На ней и крест, и образа.

Ответьте громко мне сейчас:

Эта стена - ………        

5. Невидимый, но не воздух,

с крыльями, но не птица

6. Как близки нам эти лики:

Божья Матерь и Спаситель.

Всех святых мы видим взоры

С образов или с ………..              

Учитель: Справились?  А сейчас давайте немного отдохнем.

 Физминутка «Ангел». 

Я буду зачитывать слова и показывать движения, а вы повторяйте за мной.
Где-то в облачке пушистом (Рисую перед собой форму облака)
Ароматном и душистом  (Подношу руки к лицу, вдыхаю через нос)

Ангелочек мой живет (Взмахиваю руками, как крыльями) 
Ночью песни мне поет,  (Имитирую позу сна)
Днем меня он охраняет  (Обнимаю себя руками)
И за мною наблюдает.  (Показываю подзорную трубу двумя руками)
Ангел крылышком взмахнул, (Взмахиваю руками, как крыльями) 
К нам в оконце заглянул.  (Наклоняюсь вперед, поворачиваю голову вправо, влево)
Ангелочку улыбнемся,  (Улыбаюсь)
И помашем мы рукой,  (Машу одной рукой)
И конечно же другой.   (Машу другой рукой)

Учитель: Молодцы ребята, хорошо справились.  Отправляемся дальше в наше путешествие. Нас ждет третья страница.

  Все вместе мы народ непобедимый-
Земная Русь и Воинства Небес.
И шестикрылые над нами серафимы,
И Тот, Кто был распят и в третий день воскрес.
Святая Русь, Расеюшка, Расея,
Ты многих воинов не ведаешь имен,
Тебя Господь в своей земле рассеял,
Но ты не бросишь под ноги знамен,
Ведь слово русское уже звучит набатом,
И храмы белые, как стражники, стоят.
И пусть лукавые умоются пилаты,
И пусть иуда спрячет подлый взгляд.
Мы вместе, и в единстве наша сила,
Пусть мы не выбираем времена,
Но знаем мы, что прежде с нами было,
И, значит, нам победа суждена!

3 Страница. Предводитель небесных сил. « Собор Архистратига Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных»

Ученик 1: Наша церковь получила свое название в честь Архангела Михаила. Поэтому одним из самых любимых православных праздников это Михайлов день. Давайте познакомимся с его историей.

       В начале IV века Церковь установила празднование в честь небесных сил – существ духовного мира, не имеющих плоти, которые являются вестниками и исполнителями воли Божией. Их предводитель – Архистратиг Михаил.

     Экскурсовод: Дата празднования – 21 ноября (8 ноября по старому стилю) – выбрана не случайно. В былые времена новый год начинался в марте, и ноябрь был девятым по счету месяцем. А каждый месяц года соответствовал одному из девяти ангельских чинов. Восьмое число месяца символизирует Собор всех небесных сил, который должен состояться в день Страшного Суда. Страшный Суд церковные служители называли «днем восьмым».

     Согласно учениям Церкви, ангельские силы подразделяются на девять чинов, объединенных в три разряда. Это херувимы, серафимы, силы, господства, власти, начала, ангелы и архангелы. Нашим предкам, да и современникам более всего известны херувимы, серафимы, архангелы и ангелы.

     Учитель: Давайте немного вспомним кто же это такие:

    1.  Ангелы – несметное «воинство небесное», посредники между Господом и всеми обитателями мира, сотворенного Им. К каждому человеку со времени нахождения его в материнской утробе приставлен свой ангел-хранитель.

    2.  Серафимы (в переводе с еврейского языка «пламенеющие, огненные») ‒ самые приближенные к Господу. Обычно их изображают с шестью крылами.

   3.   Херувимы (евр., «стражи») охраняют священные предметы. На Руси с херувимами связалось представление об «ангельском пении» во время церковной службы, когда церковный хор подобен ангельскому хору.

    1.  Архангел – «высший ангел», начальствующий над другими небесными чинами. Из семи архангелов самыми почитаемыми у верующих людей стали Гавриил и Михаил. Последнего ещё называют Архистратигом, т.е. вождем небесных сил. Он возглавляет все ангельские чины.

     2.  Архангела Михаила считают воителем, защитником света и добра. С ним связывается представление о страшном суде. Именно Михаил должен возвестить «трубным гласом» о наступлении этого дня и выступить в роли грозного судьи.

     3.  Как же узнать Михаила по изображению? Архангел Михаил на фресках и иконах часто изображается в ратном облачении ярко-красного цвета, с широко распростертыми за спиной крыльями и с грозным выражением лица; в правой руке он держит пламенный меч с крестом или копьё, а в левой – финиковую ветвь, ногами он попирает дьявола.

Учитель: Ребята, Михаил являлся к людям в тяжёлые моменты, дабы ободрить верующих, помогал нуждающимся, защищая их от несправедливости, оберегал от болезней и эпидемий. Хочу вам привести пример:

В VI веке Рим охватила неутихающая эпидемия чумы, унесшая сотни жизней. Папа Римский просил Бога о прекращении страшной напасти, и вот во время торжественного шествия на мавзолее Адриана показался Архистратиг Михаил, вкладывая знаменитый меч в ножны. Это событие ознаменовало спад болезни, а на вершине мавзолея по приказу Папы была возведена каменная скульптура Михаила.

- А сейчас ребята, выполните задания на своих листках. А затем немного отвлечёмся и поиграем.

Задание 3.  Соотнеси термин  с определением.

  1. Серафимы 2. Херувимы 3.Архангел 

А. «Высший ангел», начальствующий над другими небесными чинами. Из семи архангелов самыми почитаемыми у верующих людей стали Гавриил и Михаил. Последнего ещё называют Архистратигом, т.е. вождем небесных сил. Он возглавляет все ангельские чины.

Б. В переводе с еврейского языка «пламенеющие, огненные». Самые приближенные к Господу. Обычно их изображают с шестью крылами.

В. Стражи, охраняют священные предметы. На Руси с херувимами связалось представление об «ангельском пении» во время церковной службы, когда церковный хор подобен ангельскому хору.

А

Б

В

Игра 2 «Заря». Дети встают в круг, руки держат за спиной, а один из играющих – «заря» - ходит сзади с лентой и говорит: Заря-Зареница – Красная девица по полю ходила, ключи обронила, ключи золотые, ленты голубые. Раз, два – не воронь, беги, как огонь! С последними словами водящий осторожно кладет ленту на плечо одному из играющих, который, заметив это, быстро берет ленту, и они оба бегут в разные стороны по кругу. Тот, кто останется без места, становится «зарей». Игра повторяется. Бегущие не должны пересекать круг. Играющие не поворачиваются, пока водящий выбирает, кому положить на плечо ленту.

Учитель: Я, надеюсь, ребята, что вы поиграли, отдохнули. Сейчас я приглашаю вас на нашу четвертую, последнюю страницу. Любой праздник, наполнен всегда своими обычаями. Именно о них мы и поговорим.

4 страница «Престольный праздник села - Михайлов День. Традиции и обычаи»

Ученик 1: Праздник православный,

Зовется он Михайлов день,

Он светлый, чистый, очень славный,

Да не найдет на небо тень,

Чтоб мы могли повеселиться,

Коль уж работать нам нельзя,

Пусть только лучшее случится

В сей светлый праздник ноября.

      Ученик 2: Обычно в день архангела Михаила бывает потепление. Наши предки эту дату прозвали михайловскими оттепелями или михайловскими грязями.

      В южных областях с этого дня домашнюю скотину загоняли в закрытые помещения и переводили на зимний корм.

    Ученик 3:  Михайлов день был сытным и веселым праздником. Хлеба и других припасов еды ещё вдоволь, основные работы завершаются или вовсе подошли к концу, выручены деньги за овёс, лён и коноплю. В честь праздника крестьяне устраивали настоящие пиры. В каждой избе были гости, столы ломились от угощения. Сначала подавали кашу, за ней говядину или свинину, потом лапшу и в конце чай с пирогами или баранками. В конце вечера гости пили чай из семи трав с пирогами, в одном из которых была спрятана монетка. Если монетка попадалась незамужней девушке – в следующем году она сыграет свадьбу, женатой женщине – в предстоящем году стоит ждать пополнения, женатому мужчине – богатство. Детей угощали сладостями и фруктами.

     Ученик 1: Всю неделю, на которую выпадал Михайлов день, разрешалось употреблять молочные продукты. К празднику варили свиные головы, с которыми организовывали подобие спортивной игры, чтобы проверить парней на сноровку. Толпа молодых людей подходила к дому, а хозяин кидал им наваренные свиные головы. Кто больше поймает, тот и самый ловкий. Главное гуляние происходило на следующий день, в четыре утра. На третий день должны были приехать гости из соседних деревень. Обидным считалось, если родственные не приезжали, такой поступок не прощался.

       Ученик 2:  Предки верили, что там, где появляется Архангел Михаил пропадает вся нечистая сила, уходят страхи и тревоги. Нечисть начинает прятаться, где потом проваливается под землю, откуда нет выхода. Однако во время застолья вспоминали еще об одном защитнике – Домовом-батюшке. Угощали его вкусностями, на ночь оставляли кашу и большой кусок хлеба.

    Ученик 3 : В этот день в некоторых местах «ублажали» дворового (младшего брата домового): величали, оставляли ему угощения, проводили во дворе дегтярную полосу, чтобы дух двора не покинул свой пост. Люди верили, что если дворового до Михайлова дня не ублажить, то он уйдёт со двора и пришлёт лихого.

    Ученик 1: В этот православный праздник верующие люди молятся о прибавлении сил, об исцелении от душевных и физических недугов, об избавлении от бед и скорбей.

     Ученик 2: Люди, родившиеся 21 ноября – искусные травники. В качестве талисмана им подходит гранат.

Ученик 3: Михайлов день пришел к вам в дом,

Пусть мир, достаток будет в нём,

Пусть солнце светит вам с небес,

Вы ждите в этот день чудес!

Желаем благ всех и добра,

А в семьях радости, тепла.

Пусть Бог всегда вас бережёт,

Пусть праздник счастье принесёт!

Учитель: Очень интересный и красивый праздник!

 Выполните, пожалуйста, задание к четвёртой странице.

Страница 4.

Архангела Михаила считают воителем, защитником света и добра. Подчеркните только слова связанные с понятием «Добро».

Добро, любовь, хамство, терпение, уважение, злоба, забота, сострадание, неприязнь, добродетель, послушание, грубость, честность, непослушание, благодарность, милосердие, лживость, взаимопомощь, жестокость, прилежание, жадность, щедрость, трудолюбие, корысть, спокойствие, лень, скромность, развязность, тактичность

А теперь, ребята,  еще поиграем.

Игра 3 «Красочки»

Выбираются водящий — «монах» и ведущий — «продавец». Все остальные — играющие загадывают цвета красок, которые не должны повторяться. 

Водящий говорит: «Я, монах в синих штанах, пришел к вам за красочкой».

Продавец: «За какой?». 

Монах называет любой цвет краски, например, голубой. Если такой краски нет, то продавец говорит: «Иди по голубой дорожке, найдешь голубые сапожки, поноси да назад принеси!».

Игра начинается сначала. Если этот цвет есть, то он убегает, а водящий догоняет. Если он догнал, то игроки меняются местами.

Учитель:  Вот и «прочитана» последняя страница нашего устного журнала. Осталось нам совсем немного: проверить ваши рабочие листы.

(Проверка листков-заданий). Подведение итогов. Награждение.

Учитель: Молодцы, хорошо справились. Скажите, понравился ли вам наше занятие? Что было самым интересным? Что вызвало трудности?

Рефлексия 

Учитель: Я прошу вас выйти в центр, встать по кругу и высказать свое мнение о нашем мероприятии, использовав фразу, начало которой написано на листке.

Каждый ученик по очереди и высказывает свое мнение, продолжая фразы:

- Хочу отметить...

- Мне было интересно...

- Меня удивило...

- Мне удалось...

-  Хочу похвалить...

-  Показалось странным...

- Для себя сделал выводы... (И так по кругу.)

 

Задание для индивидуального выполнения: изобразить Архангела Михаила.

Заключительное слово

  Ребята, сегодня мы с вами совершили небольшое путешествие в историю нашего села. Каждый день мы ходим по знакомым улочкам нашего малой Родины, спешим по делам. Часто не замечаем вещи, которые нам кажутся обыденными, а на самом деле они таят в себе огромную культурную и историческую ценность. Узнать об историческом прошлом своего народа мы можем из книг, по истории, кинофильмов, рассказов старших и учителей. А ещё об историческом прошлом нам многое могут рассказать памятники культуры, которые есть и в нашем селе. Памятники культуры, как и люди, имеют свою судьбу. Народная молва гласит: «Не зная прошлого, нельзя жить в настоящем». Сегодня вы узнали историю нашей Церкви – храма Архистратига Михаила. Я надеюсь, что сегодняшний рассказ, вызвал у вас интерес к изучению истории и культуры своего народа, вы осознали необходимость ценностного отношения к духовному, историческому и культурному наследию предков. Мне бы очень хотелось, чтобы вы всегда помнили, что вы - граждане великой страны, имеющей богатую и славную историю, гордились своей страной.

Ученик : В центре России и в сердце России

Край мой родной, – ты словно звезда.

Край благодатный, в тебе наша сила!

Мы не изменим тебе никогда!

Спасибо за внимание!

Список используемой литературы:

https://rusbereza.ru/pomoch/hramu/22

Лист с заданиями.

Страница 1.

Задание 1. Малая Родина – это место, которое нашему сердцу милее всего. Опишите наше село пятью прилагательными.

Задание 2. Блиц – опрос.

1.В каком районе находится наше село?

2. Как до современного названия, называлось наше село?

3.В каком году была построена церковь в с. Лутна?

4. Кому посвящена наша церковь?

5. Какая особо чтимая икона хранилась   в храме с. Лутна?

Страница 2.

Отгадайте загадки:

1. Храм на три части разделен.

Сначала входим мы в………

2. Затем пройдем в другую часть.

Народ здесь молится, крестясь.

И хорошо известно нам,

Что это собственно есть……..

3.Божие святое место,
Неизменно, как и встарь,
Возвышается во храме,
Называется……..

   

3. Между второй и третьей частью

Стоит высокая стена.

Она украшена прекрасно –

На ней и крест, и образа.

Ответьте громко мне сейчас:

Эта стена - ………        

5. Невидимый, но не воздух,

с крыльями, но не птица

6. Как близки нам эти лики:

Божья Матерь и Спаситель.

Всех святых мы видим взоры

С образов или с ………..              

 Страница 3

Соотнеси термин  с определением.

  1. Серафимы 2. Херувимы 3.Архангел 

А. «Высший ангел», начальствующий над другими небесными чинами. Из семи архангелов самыми почитаемыми у верующих людей стали Гавриил и Михаил. Последнего ещё называют Архистратигом, т.е. вождем небесных сил. Он возглавляет все ангельские чины.

Б. В переводе с еврейского языка «пламенеющие, огненные». Самые приближенные к Господу. Обычно их изображают с шестью крылами.

В. Стражи, охраняют священные предметы. На Руси с херувимами связалось представление об «ангельском пении» во время церковной службы, когда церковный хор подобен ангельскому хору.

А

Б

В

Страница 4.

Архангела Михаила считают воителем, защитником света и добра. Подчеркните только слова связанные с понятием «Добро».

Добро, любовь, хамство, терпение, уважение, злоба, забота, сострадание, неприязнь, добродетель, послушание, грубость, честность, непослушание, благодарность, милосердие, лживость, взаимопомощь, жестокость, прилежание, жадность, щедрость, трудолюбие, корысть, спокойствие, лень, скромность, развязность, тактичность.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий праздника "Мамин день".

Цели: Определение правил жизни в классном коллективе, сплочение родительского и детского коллективов.Задачи: формировать у детей понятие о любимой маме; воспитывать чувство  сплочённости в коллек...

Сценарий праздника « Женский день – 8 Марта»

Праздник посвящен мамам, бабушкам и девочкам. В  сценарии предложены стихотворения, инсценировки, частушки, шуточный танец....

Сценарий праздника "Никитин день"

Сценарий весенного праздника для старшей, подготовительной группы....

Сценарий праздника "Мамин день"

Сценарий праздника "Мамин день" для учащихся 1 класса. Материал представляет собой подбор стихотворений, песен, частушек, конкурсов....

Сценарий православного праздника «Михайлов день».

Задачи: - познакомить детей с обычаями и традициями на Михайлов день; - познакомить детей с приметами на Михайлов день; - познакомить с играми деревенских детей; - развивать умение общаться в колле...