Использование «зеленых аксиом» на занятиях в начальной школе
учебно-методическое пособие
Экологическое образование –
это не часть образования,
а новый смысл и
цель современного образовательного процесса
– уникального средства сохранения и
развития человечества
и продолжения человеческой цивилизации…
Академик Г.Я. Ягодин
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
krupskaya_ispolzovanie_zelenyh_aksiom_na_zanyatiyah_v_nachalnoy_shkole_red.pptx | 2.76 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Экологическое образование – это не часть образования, а новый смысл и цель современного образовательного процесса – уникального средства сохранения и развития человечества и продолжения человеческой цивилизации… Академик Г.Я. Ягодин
Нормативно-правовая база, регламентирующая экологическое воспитание - Федеральный закон от 10.01.2002 N 7-ФЗ (ред. от 31.12.2017 ) «Об охране окружающей среды», « Основы государственной политики в области экологического развития России до 2030 г.» (утв. Президентом РФ от 30 апреля 2012 г .), распоряжение Правительства РФ №2423-р «План действий по реализации «Основ государственной политики в области экологического развития России до 2030 г.» (18.12.2012 г .), Указ Президента РФ от 31.12.2015 N 683 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации»
Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. № 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года" Правительству РФ: в соответствии с национальными целями… разработать (скорректировать) совместно с органами государственной власти субъектов РФ и представить до 1 октября 2018 г. национальные проекты /программы по 12 направлениям, в том числе по образованию… в 2024 году необходимо … обеспечение глобальной конкурентоспособности российского образования, вхождение Российской Федерации в число 10 ведущих стран мира по качеству общего образования
Национальный проект «Образование» – это инициатива, направленная на достижение двух ключевых задач . Первая – обеспечение глобальной конкурентоспособности российского образования и вхождение Российской Федерации в число 10 ведущих стран мира по качеству общего образования. Вторая – воспитание гармонично развитой и социально ответственной личности на основе духовно-нравственных ценностей народов Российской Федерации, исторических и национально-культурных традиций.
Стратегия развития воспитания в РФ на период до 2025 года Распоряжение Правительства РФ от 29.05.2015 N 996-р Направления воспитания 1. Гражданское воспитание. 2. Патриотическое воспитание и формирование российской идентичности. 3. Духовное и нравственное воспитание детей на основе российских традиционных ценностей. 4. Приобщение детей к культурному наследию. 5. Популяризация научных знаний среди детей. 6 . Трудовое воспитание. 7. Экологическое воспитание .
Заседание Государственного совета Российской Федерации по вопросу «Об экологическом развитии Российской Федерации в интересах будущих поколений» (Пр-140ГС от 24 января 2017 года) Правительству РФ поручено: а) предусмотреть на 2017–2025 годы в качестве одной из основных стратегических целей развития страны переход России к модели экологически устойчивого развития, позволяющей обеспечить в долгосрочной перспективе эффективное использование природного капитала страны при одновременном устранении влияния экологических угроз на здоровье человека; б) представить предложения о включении в ФГОСы требований к освоению базовых знаний в области охраны окружающей среды и устойчивого развития … на период до 2030.
1.2.1. Формирование УУД Личностные универсальные учебные действия основы экологической культуры : принятие ценности природного мира, готовность следовать в своей деятельности нормам природоохранного, нерасточительного, здоровьесберегающего поведения 2.4. Программа формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни Программа направлена на развитие мотивации и готовности обучающихся повышать свою экологическую грамотность , действовать предусмотрительно, осознанно придерживаться здорового и экологически безопасного образа жизни, вести работу по экологическому просвещению , ценить природу как источник духовного развития, информации, красоты, здоровья, материального благополучия. ПООП НОО http://fgosreestr.ru/
Чему учили и чему научили на этих уроках?
Чему учили и чему научили на этих уроках?
«Зеленая аксиома» - форма предъявления экологического императива ; метафорический образ экологического императива. Елена Николаевна Дзятковская , в.н.с . ИСРО РАО, профессор, член-корр . РАЕ , д.б.н .
«Зеленые аксиомы»
Формы предъявления « зеленой аксиомы»: Сказка Пословица, поговорка Мультфильм Фрагмент художественного произведения Художественное полотно
Предмет. Темы уроков Формируемые умения «Зелёная аксиома» Русский язык Для уроков русского языка тщательно подбираются упражнения, которые позволяют решать не только обучающие задачи, задачи по экологическому образованию но и задачи сохранения здоровья учеников. Обращается внимание детей на содержание текстов и предложений, которые напоминают о пользе чистого воздуха, правильного питания и крепкого сна, указывают на то, что человеку необходимо соблюдать режим дня, заниматься спортом, как можно больше общаться с природой, чтобы сохранить и укрепить собственное здоровье. Прививать ученикам навыки бережного отношения к здоровью помогают пословицы, соответствующие данной теме, которые постоянно используются работе (на этапах – чистописание, работа над словами из словаря и т.д.). Использование текстов природоведческого характера (для написания диктантов, списывания), а также обращение внимания на то содержание литературного произведения, которое могло бы стать ключевым в формировании экологической ориентации школьников. Выжить на планете – значит сохранить её биоразнообразие и научиться у природы саморегуляции
Литературное чтение С самых первых уроков «Литературное чтение» - человек, природа и общество рассматриваются в их неразрывном, органичном единстве. Это позволяет уже на самом раннем этапе школьного обучения начать формирование у детей целостного представления об окружающем мире, о месте в нём человека. Неоценимую помощь в этом может оказать устное народное творчество (сказки, притчи и др.), на основе которого происходит формирование метафорического мышления, позволяющего переносить освоенные экологические законы («зеленые аксиомы») из одной предметной области в другую. Важнейшим представляется включение экологически ориентированного материала в процесс филологического образования школьников. Уроки литературного чтения, на которых изучается материал, связанный с природой, строю так, чтобы художественное слово, картина и музыкальное произведение составляли единое целое с живой природой. Сочиняем сказки на экологическую тематику. Например урок по теме: Гласная буква я. Россия –Родина моя. – текст «Земля», с. 114 «Азбука» Считать и экономить ресурсы, искать смыслы жизни не в потребительстве . Выжить на планете – значит сохранить её биоразнообразие и научиться у природы саморегуляции . Не раскачивать лодку конфликтами, уважать культурное разнообразие Считаться с тем, что есть граница дозволенного природой Не делать резких движений в условиях неустойчивого мира, действовать предосторожно .
Математика На уроках математики прививаются ученикам навыки здорового и безопасного образа жизни, экологическая культура через решение текстовых задач. Их содержание позволяет говорить о целебных свойствах мёда, овощей и фруктов, орехов и ягод; о животных. Текстовые задачи также дают возможность сообщать детям о положительном воздействии физических упражнений на здоровье каждого человека. Решая задачи №5, №6 на странице 74 из учебника «Математика. 1 класс» (М. И. Моро), рассказываются ученикам о том, что прыжки в длину и через скакалку укрепляют мышцы ног и рук, спины и брюшного пресса, тренируют сердечную мышцу, повышают выносливость организма и общую работоспособность человека. Во время работы над задачей №4 на странице 89 того же учебника, с детьми вспоминаем свои прогулки и экскурсии в лес (парк) и говорим о том, какую пользу они приносят. Задачи №,№5, 6, 7 стр. 100 и №3 стр.102 выше названного учебника позволяют напомнить первоклассникам о том, что утренняя зарядка, спортивные игры и состязания необходимы для того, чтобы мы были крепкими, сильными, выносливыми и красивыми. Выжить на планете – значит сохранить её биоразнообразие и научиться у природы саморегуляции
Окружающий мир Что такое Родина? понимание себя наследником ценностей многонационального российского общества, том числе на основе формирования первоначального понятия «Наследие моей малой Родины», которое затем позволяет перейти к освоению понятия «Всемирное природное и культурное наследие». Аксиома сохранения природного и культурного наследия Что мы знаем о народах России? Что мы знаем о Москве? Проект «Моя малая Родина» Что у нас под ногами? Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы на основе построения и сопоставления картины мира с точки зрения эколога. Аксиома меры изменения среды, за пределами которой начинаются стихийные бедствия Аксиома сохранения природного и культурного наследия Что общего у разных растений? Как живут растения? Кто такие насекомые? Умение считать и экономить природные ресурсы, искать смыслы жизни не в потребительстве . Уметь подчиняться разным правилам и социальным нормам – есть правила природы, которые ни при каких обстоятельствах нельзя нарушать. Красная книга. Черная книга. Аксиома границы дозволенного природой Кто такие рыбы? Кто такие птицы? Кто такие звери?
На уроках окружающего мира тему каждого урока стараюсь связать с охраной окружающей среды
Природа – это самая лучшая из книг, написанная особым языком. Этот язык надо изучать. Н.Г. Гарин-Михайловский Человек, схвативший кошку за хвост, знает о ней намного больше, чем тот, который читал о ней все. Марк Твен
Темы занятий Формируемые умения «Зелёная аксиома» Я ГРАЖДАНИН Мой школьный дом Экскурсия по школьной территории Ценностно-смысловые установки – видеть и понимать окружающий мир, осознавать свою роль и предназначение в окружающем мире Аксиома сохранения природного и культурного наследия
Дары природы. Конкурс поделок из природного материала Знать основные правила поведения в природе и обществе и ориентация на их выполнение Аксиома сохранения природного и культурного наследия Аксиома границы дозволенного природой
Экскурсия по селу Знать основные правила поведения в природе и обществе и ориентация на их выполнение Аксиома границы дозволенного природой Аксиома сохранения природного и культурного наследия
Инсценировка сказки на экологическую тему. Умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам – есть правила природы, которые ни при каких обстоятельствах нельзя нарушать Аксиома сохранения природного и культурного наследия
Всемирный день защиты животных. Ценностно-смысловые установки – видеть и понимать окружающий мир, осознавать свою роль и предназначение в окружающем мире Аксиома общей среды
Всемирный урок «Экология и энергосбережение» Считать и экономить ресурсы, искать смыслы жизни не в потребительстве Аксиома границы дозволенного природой
День образования Всемирного общества охраны природы. 29 ноября 1948 года был основан МСОП/UICN – Всемирный Союз Охраны Природы Ценностно-смысловые установки – видеть и понимать окружающий мир, осознавать свою роль и предназначение в окружающем мире Аксиома сохранения природного и культурного наследия Акция «Покормите птиц зимой» Знать основные правила поведения в природе и обществе и ориентация на их выполнение
Экологический императив Зеленые аксиомы Принципы, правила действий Вероятность конфликта социального и природного как отражение ключевого противоречия современности. Запрет на конфликт между социальным управлением и природной саморегуляцией . Аксиома объективно существующих границ дозволенной природой хозяйственной деятельности человека. Считаться с тем, что есть граница дозволенного природой. Если мы не сможем заставить себя соблюдать табу природы, мы сами украдем у себя счастливое будущее.
Экологический императив «Зеленые аксиомы» Принципы, правила действий Экосистемная организация природного и социального. Запрет на игнорирование взаимосвязей природного и социального в любой деятельности. Табу вмешательства в дикую природу, соблюдение закона общей для всех среды. Аксиома общей для всего живого (для природы и общества) окружающей социоприродной среды. Не делай резких движений в условиях неустойчивого мира, действуй предосторожно . Если я не уверен, безопасно ли то, что я хочу сделать для природы, для людей, для меня самого – я лучше совсем откажусь от этого.
Наши координаты: МБОУ «Новолуговская средняя школа №57» http://sch57nlug.edusite.ru/ Телефон/факс: 8(383) 2-938-677 е- mail: school57@edunor.ru Использование «зеленых аксиом» на занятиях в начальной школе Крупская Ольга Серафимовна, учитель начальных классов МБОУ Новосибирского района Новосибирской области « Новолуговская средняя школа №57»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование ИКТ-технологий на уроках и внеклассных занятиях в начальной школе
В статье освещается важность и необходимость применения ИКТ-технологий на уроках и внеклассных занятиях в начальной школе...
Использование нетрадиционной техники рисования в организации внеурочных занятий в начальной школе в условиях введения ФГОС.
Знакомство и применение различных нетрадиционных техник рисования в начальной школе. "Истоки способностей и дарования детей ...
Республиканский семинар на базе МБОУ «НОШ» с.Хову-Аксы «Внеурочная деятельность учащихся начальной школы в ключе новых программ начального общего образования», согласно Плана – ПРОСПЕКТА – 2013 года ГАОУ ДПО (ПК)
В 2013-2014 учебном году 18 декабря 2013 годаучитель начальных классов руководитель внеурочной деятельности Дазырбан Чойган Васильевна провела мастер – класс по теме: «Техника рисования ви...
Использование ИКТ на занятиях в начальной школе с детьми с ОВЗ
Работа в классах с ОВЗ...
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ОНЛАЙН-СЕРВИСА LEARNINGAPPS.ORG В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ НА ВНЕУРОЧНЫХ ЗАНЯТИЯХ
Статья посвящена использованию интерактивных модулей онлайн - сервиса LearningApps.org в начальной школе для учащихся со 2 по 4 классы на внеурочных занятиях по «Компьютерной грамотности»....
Статья "Использование здоровьесберегающих технологий на логопедических занятиях в начальной школе с детьми ОВЗ"
Логопедическая практика показывает, что с каждым годом увеличивается количество детей с дизартрией, стертой формой дизартрии, моторной, сенсорной алалией, заиканием, ринолалией. Известно, что младший ...
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ «ЗЕЛЕНЫХ АКСИОМ» НА ЗАНЯТИЯХ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ «ЗЕЛЕНЫХ АКСИОМ» НА ЗАНЯТИЯХ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ...