Человек и малая родина
методическая разработка (4 класс)

Романова Ольга Альбертовна

Народные промыслы – это история страны, города, семьи, моей малой родины и нельзя забывать истоки народных промыслов и труд народных мастеров. С каждым годом в моем городе становится  все больше мастеров-промысловиков, которые своими работами продолжают традиции Романова - Борисоглебска, украшают  и прославляют  наш край. Каждый народ имеет свои традиции и культуру, которая складывалась на протяжении многих веков. Народное декоративно – прикладное искусство – результат творчества многих поколений мастеров. В каждом слове, в каждой песне, в каждом предмете – растворенная         в тысячелетиях память народа, не писанная, но сохраненная его история жизни и труда. Сегодня художественные изделия, выполненные народными мастерами из различных материалов, служат непременной частью повседневной жизни человека. Поэтому очень важно сохранять все, то прекрасное, что хранилось веками – народные промыслы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл chelovek_i_malaya_rodina.docx776.68 КБ

Предварительный просмотр:

Человек и малая родина

                                                                                                        Какие города на Верхней Волге!

Здесь старины и нови дивный сплав.

Вот Углич,  Рыбинск,  храмы древней Толги

Серебряный красавец Ярославль.

Средь волжских городов хвалы достойных,

Еще Романово-Борисоглебск

С парадом чудных колоколен стройных,

Весь в зелени березовой, как лес.

   Родной край – это страна где, ты родился, вырос и живёшь. С ним связана вся моя ещё совсем недолгая жизнь. Я очень люблю свою малую родину. Например, я очень горжусь своими знаменитыми земляками: адмиралом Ф. Ф. Ушаковым, маршалом Ф. И. Толбухиным, летчиком-космонавтом В. В. Терешковой

                  Тутаев, что неподалеку от областного центра Ярославля - древний Романов-Борисоглебск - город с неповторимым обликом. Это один             из самых поэтических и запоминающихся заповедных уголков России. Волга разделяет Тутаев на две части, долгое время считавшиеся разными городами. Древнейший из них – Романов - основан в середине XIII века по указу угличского князя Романа Владимировича как небольшая крепость.                                    http://tmr-mo-biblioteka.narod.ru/images/clip_image001.jpg

           На противоположном берегу находилась Борисоглебская слобода, которая в 1777 году получила статус города. В 1822 году оба города были объединены в один - Романов-Борисоглебск. В 1918 году город Романов-Борисоглебск был переименован в Тутаев, в память о красноармейце Илье Павловиче Тутаеве, погибшем              в период Ярославского мятежа.

          Город Тутаев  стоит на семи зеленых холмах,             на обоих высоких волжских берегах, его по праву можно назвать «русским чудом», маршрут «Золотого кольца» России проходит через наш город, и недаром он именуется «Жемчужиной на Волге». Романов-Борисоглебск – это город-реликвия, своеобразный музей под открытым небом, памятник национальной культуры, древний славный город                 на волжских холмах, сохранивший на протяжении веков свой прекрасный облик. Невозможно не любоваться тихими улочками, нарядными деревянными домам                  с великолепной, затейливой резьбой, величественным  старинными  памятниками, дворянскими и купеческими каменными домами и особняками. Не зря мой город пользовался большой популярностью        у художников, например, его, обожал Борис Кустодиев, запечатлевший нашу красоту на своих полотнах «Гуляние на Волге», «Провинция» и других картинах. http://www.artscroll.ru/Images/2008/k/Kustodiev%20Boris%20Mihaylovich/000111.jpg

Визитной карточкой города и маршрута «Золотое кольцо» России являются наши http://photo.russian-church.ru/bd/54/15/8a/c4/1000-865-56e586276139c34c17c1b8cb14d1.jpghttp://www.magput.ru/pics/large/110377.jpg

храмы и церкви. Поистине великолепен Воскресенский собор, который дважды посетил, провел богослужение и назвал его «величественным и благолепным» Патриарх Алексий II.     В сентябре 2010г. Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл, находящийся                 с Первосвятительским визитом в Ярославской и Ростовской епархии, заезжал из Рыбинска       в город Тутаев. Не менее значимая и Казанская Преображенская церковь, церковь Вознесения Господня и другие, красоту и величие, которых невозможно передать, их нужно видеть            и посетить.

                  В этом городе я живу. Но мало любить и любоваться красотами своего края,              я уверена, что нужно знать и изучать его историю и людей, своим трудом, прославляющих родной край.

      Главными  достопримечательностями города Тутаева являются древние храмы        и музеи. Музеи моего города имеют свой собственный шарм и стиль. По их экспонатам  можно судить о Романове - Борисоглебске издревле  славном не только величием храмов, церквей, творениями русского зодчества,  талантливыми и трудолюбивыми людьми, сохранившими для потомков многие уникальные явления и вещи, за которыми закрепилось название «Романовские», по имени города, но и народными промыслами и ремеслами.              

                   Я задумалась, а  много ли мы знаем о промыслах и ремеслах своего города и людях,  создававших и продолжающих сейчас творить,  и создавать все то, чем славен мой край, моя малая Родина, и  интересует ли это моих сверстников.

Считаю, что моя тема актуальна в современном обществе,              так как народные промыслы – это история страны, города, семьи, моей малой родины и нельзя забывать истоки народных промыслов и труд народных мастеров. Я заметила,    что с каждым годом в моем городе становится  все больше мастеров-промысловиков, которые своими работами продолжают традиции Романова - Борисоглебска, украшают  и прославляют  наш край. Каждый народ имеет свои традиции и культуру, которая складывалась на протяжении многих веков. Народное декоративно – прикладное искусство – результат творчества многих поколений мастеров. В каждом слове, в каждой песне, в каждом предмете – растворенная         в тысячелетиях память народа, не писанная, но сохраненная его история жизни и труда. Сегодня художественные изделия, выполненные народными мастерами из различных материалов, служат непременной частью повседневной жизни человека. Поэтому очень важно сохранять все, то прекрасное, что хранилось веками – народные промыслы.

  1. Народные промыслы Романова-Борисоглебска

Романовский гвоздь

Одним из главных промыслов города Романова было изготовление гвоздей. Из сказаний о Борисоглебской слободе я узнал, что кузнечный промысел достиг наивысшего расцвета в период правления императора Петра I. Царь строил флот, поэтому гвозди ему требовались в большом количестве. Петр I побывав в Романове-Борисоглебске, посетил железные заводы Ивана Боргина. Увидев гвозди, которые делают местные     чудо-кузнецы, повелел делать гвоздей столько, сколько будет надобно. Корабли, построенные теми гвоздями, удались         на славу, приняли участие в азовском походе, и выход России к Черному морю был открыт. Так, небольшой городок средней России, занимаясь изготовлением гвоздей, сделал свой вклад в становление Российского флота. Хозяева, содержащие здешние кузницы, Брылины, Дружинины, Дехтяревы участвовали в строительстве железных и медных заводов                 для производства гвоздей в Романове-Борисоглебске.  Прошли века, и кованые изделия романовских мастеров стали исчезать под толстым слоем земли. Теперь их находят                  и, как реликвию, сохраняют, передают в музей, используют для украшения жилища. Легенды и мифы о них живут и передаются из поколения  в поколение.  Значит, борисоглебские кузнечных дел мастера оставили о себе хорошую память, ведь потомки их изделий по сей день служат людям, и не зря наш древний город  называли городом гвоздей.                                                            http://autotravel.ru/phalbum/90241/136.jpg

                Суда Романовки

Изучая свой край, хочется заметить,                 что парусные суда в Романове строили еще  за столетия до Петра I, которому очень пригодились наши гвозди. Волга испокон веков зовется «Волга-матушка», «Волга-красавица», но для людей,  живущих на берегах реки, она была «Волгой-кормилицей». С древних времен была Волга путем-дорогою «из варяг  в греки». Огромное значение имела она и для Романов-Борисоглебска. Здесь шел торговый путь вниз                     на Ярославль вплоть до Астрахани и Каспия. Вверх – на Рыбинск, Тверь, Белозерск. Без Волги  невозможно представить развитие и процветание города, развитие торговли и местного производства и ремесленичества. Современники о романовцах не зря писали, что они              «в ремесле и торговле трудолюбивы». Для перевозки людей, товаров и прочих грузов              по Волге необходимы были речные суда, и романовцы научились их строить. Называли эти суда по названию города «романовками». На «романовки»  так же обратил внимание Петр Великий, отмечая не малые их положительные качества. Своими Указами ПетрI обязывал судовладельцев заменить суда «старого манира» новыми «романовками». Строили «романовки»  на стапелях, устраиваемые прямо на левом волжском берегу. Строили быстро     и много, благо корабельного лесу в те времена хватало.http://www.gradromanov.ru/images/5_1.jpg

Романовские баранки 

Но не только гвозди ковать и суда строить умели романовцы, и поесть вкусно и красиво любили. В губернии и далеко за ее пределами пользовались известностью           и популярностью изобретения местных умельцев-пекарей особого рода баранки – романовские. Они представляли собой пшеничный хлебец из заварного теста в виде удлиненного кольца. Баранки обычно пеклись из лучшей муки. Хозяева пекарен, конкурируя друг с другом, старались выпекать баранки отличного качества и формой позатейливей. В настоящее время тутаевские хлебопеки продолжают традиции своих предков, технология тогдашней выпечки сейчас успешно восстанавливается, и, как знать, может быть, современный Тутаев  вернет себе славу «бараночного городка». Диву даешься, увидев, что могут сотворить пекари-умельцы. Тут бараночные изделия в форме монеток, гвоздей, романовких барашков и овечек, даже целый  парусник из теста. Все они съедобные, но чтобы избежать соблазна попробовать и для долгого хранения, изделия покрывают специальным лаком. Хотя рассказывают,            что один посетитель музея, не в силах видеть это съедобное великолепие, откусил носок           у «ботика Петра Великого». Но местным умельцам не составляет особого труда все поправить                  и создавать все новые и неповторимые шедевры бараночного ремесла.  http://www.mikk-travel.ru/travels/2012-gold-ring/2012-gold-ring-foto173.jpg

               Романовское кружево 

Романовское кружево представляет собой ценное историко-культурное наследие            в области народных промыслов Романов - Борисоглебского края и Ярославской губернии в целом. Романовское кружево — самый таинственный и легендарный представитель своего жанра в истории русского искусства. Тончайший, непостижимый по сложности узор — молитва, запечатленная    в ювелирном плетении. Существовало это ремесло, начиная      с XVII века и было единственным женским промыслом            в Романове — Борисоглебске. Коклюшечное кружево, бытовавшее в городе Романове и Борисоглебской слободе Ярославской губернии в XVIII -XX вв., отличается от других кружев своими художественными особенностями и приемами плетения. В плетении использовались только льняные и хлопчатобумажные ткани. У романовского кружева есть свои особенности – оно белое, из тонких нитей, мерное, отделочное. Несмотря на красоту и самобытность романовского кружевоплетения, это искусство по ряду причин все же пришло в упадок            и затем полностью исчезло приблизительно в середине прошлого века. До недавнего времени о нем почти никто не знал, но около 15-ти лет назад восстановлением Романовского коклюшечного кружева и старинного кружевного промысла занялись учителя технологии средней общеобразовательной школы №6 г.Тутаева Елена Александровна Родинская               и Любовь Николаевна Денежкина. Тонкости мастерства они восстанавливали по крупицам, собирая старинные экземпляры по соседним деревням и изучая архивные материалы. Оказалось,       что  Е.А.Родинская  родная племянница старца, легендарного архимандрита  Павла (Груздева), который был собирателем феноменальной коллекции романовского кружева, ведь испокон веку люди несли в храм и в подарок священнику все лучшее                  и любимое. Обладая от Бога безошибочным художественным вкусом, отец Павел смог сохранить все самое лучшее,  грамотно сформировать настоящую коллекцию, хранительницей которой является Елена Александровна Родинская.http://www.ulizza.ru/upload/iblock/b5e/b5efb88c6b465bbbd1473ddd7b1bd851.jpg

          Колокольное ремесло

Ярославская губерния – край некогда славный колокольными традициями. Здесь   200 лет существовал знаменитый завод, принадлежавший купеческой династии Оловянишниковых.  Но в конце двадцатых годов  XX столетия были уничтожены все колокольные ансамбли, уникальные тяжелые  и сверхтяжелые ярославские колокола, некогда созданные народными творцами. В конце девяностых годов в нашем городе колокольное ремесло по старинной технологии и литье колоколов стал восстанавливать Н.А.Шувалов. Колокольное ремесло Шувалова единственное в стране, где все этапы создания колокола стоят на ручном труде и на тех же природных материалах, что и в прежние времена.    А колокола здесь льют от самых маленьких до огромных шестнадцати пудовых экземпляров. Украшаются они орнаментами и иконами в традиционном русском стиле, а гармоничное звучание каждый колокол имеет свое.

Изучая данную тему,  я узнала,  что в моем родном  городе много  самобытных мастеров, создающих своими руками удивительные произведения искусства.  С большим интересом посещаю выставки народных промыслов и ремесел и вижу уникальные работы романовских кружевниц, мастеров кистевой росписи, лозоплетения, рукоделия, аппликации, работы с кожей, выжигания и резьбы по дереву и многие другие, достойные восхищения.                  

Наши предки, жившие давно и недавно, оставили нам в наследство бесценный дар – это свой богатый опыт, искусное мастерство народных умельцев. Но не только народным промыслом славен наш край. Однажды, волей случая, Великий русский художник Борис Михайлович Кустодиев  оказался  в Романове-Борисоглебске, который  для него стал  тем же, чем Плёс для Исаака Левитана.  

Во время изучения творчества художников, на занятиях по истории искусств, в художественной школе я остановилась на Борисе Михайловиче Кустодиеве. Он работал в разных жанрах: пейзаж, портрет, натюрморт, делал эскизы декораций к спектаклям, шаржи, иллюстрации к книгам и т.д. Его работы очень яркие, насыщенные, наполненные жизнью. Он любил изображать праздники, народные гулянья, массовые сцены. Смотря на даты написания картин, а это начало 20 века, в т.ч. 17-27 года никогда не подумаешь, что это были очень тяжелые годы для страны. По его картинам можно изучать традиции, моду, привычки, уклад жизни того времени русского человека.

Этого художника еще при жизни высоко оценили и признали современники - Репин и Нестеров, Шаляпин и Горький. И мы спустя многие десятилетия с восхищением рассматриваем его полотна, - широкая панорама жизни старой Руси, мастерски запечатленная, встает перед нами.

Кустодиев в Романове

Сотню лет назад великорусский Романов-Борисоглебск весь был исполнен провинциальной благодати. В начале прошлого века (в 1906 году) город открыл для себя художник Борис Кустодиев. Многие восхищаются праздничным великолепием верхневолжской провинции, которое он  блестяще  передал на своих полотнах.

Борис Михайлович Кустодиев родился 23 февраля (7 марта) 1878 году в Астрахани, умер 26 мая 1927года в Ленинграде)  - художник, запечатлевший на своих ярких и жизнерадостных полотнах сцены русских будней и праздников.

Особенности творчества художника Бориса Кустодиева: любил жанр портрета-картины, когда характер героя раскрывается через окружающий его пейзаж, интерьер или даже служащую фоном жанровую сцену; не жалел для бытовых сцен декоративности и зрелищности; с большой симпатией писал жизнь провинции.

Известно, что художник черпал свое вдохновение в ярославской земле. Его «Русская Венера», «Купчиха», «Девушка на Волге» вообще считаются чуть не символами особенной, сильной, демонической северной красоты.

Город просто очаровал тогда еще молодого и пышущего здоровьем живописца. Романов-Борисоглебск был крепким купеческим поселением, в котором, по выражению путешественника XIX века И. Троицкого:«процветали художества здешних жителей: шубное, набойчатое, крашенинное, портное, кузнечное, хлебное, сбитенное и квасное». Город прославили купеческие фамилии Блиновых, Коровайниковых, Кайдаловых, Надежиных, Алаевых, Неопихаловых, Трутневых, прилагавших всяческие усилия к украшению родного края, а так же наполнявшие окружающий пейзаж пошлостями, которые мы, потомки, называем теперь «колоритом русской провинции».

Множество церквей, широченная Торговая площадь, великолепная набережная, по которой по вечерам прогуливались мещане, купеческие жены и прочие представительницы прекрасного пола, стараясь перещеголять друг друга в одеяниях. Женщины одеваются по большей части в юбки парчовые, шелковые, штофные, гарнитуровые, тафтяные и прочие, также телогрейки и шубки… Прочие же женщины, по обыкновению предков своих, ходят в сарафанах штофных, гарнитуровых, тафтяных, кумачных и китайских разных цветов. На голове молодые женщины носят всегда кокошники, вынизанные узором по фольге жемчугом и обложенные золотым позументом.

Отношение между собою и приезжими иногородними они имеют хотя и простое, но несколько грубое и неприятное, уповательно по врожденной закоснелости здесь раскольнической секты, так что и ныне из жителей сего города в церковь для служения Божественной Литургии, даже в самые двунадесятые праздники, ходят весьма редкие, а более молятся в домах своих.

Но ведь известно, что наиболее успешные купеческие фамилии в России вышли именно из раскольничьих кругов. Романов-Борисоглебск здесь не исключение.

В городе был свой «Эрмитаж». Не музей, конечно, а гостиница, в которой художник Кустодиев останавливался. Здесь он создал картину «Провинция», принесшая ему широкую известность.

Многие из современников, правда, ругали Кустодиева — за лубочнось, вычурность, безвкусицу. Но эстетам было невдомек, что художник ничего не придумывал, он просто фиксировал то, что видел. Он приехал в Романов-Борисоглебск на следующий год, и еще через год, и еще… написал здесь полотна «Гуляние на Волге», «Купание», «На Волге». А потом его внезапно настигла страшная болезнь, туберкулез позвоночника.

Жизнь Кустодиева была непроста. Родился он тоже на Волге, в Астрахани. Рано остался без отца, закончил Духовную семинарию, но мечта о карьере художника привела его в столицу, Петербург. Здесь его приметил сам Репин и взял в подмастерье в написании титанического полотна «Заседание государственного совета». У молодого человека были все предпосылки для того, чтобы стать «паркетным» живописцем, но он выбрал другую стезю. Он вернулся к своим истокам, к матушке-Волге.

Кустодиев купил землю близ города Кинешмы, построил дом, но с маниакальным постоянством он все равно возвращался в Романов-Борисоглебск, и писал, писал.  В последний раз он жил в Романове в 1909 году, это был страшный для него год: Кустодиева настигла болезнь, сделавшая его недвижимым. Во время одной из операций к жене Кустодиева вышел хирург и сказал: «Возможно, придется перерезать нервы, чтобы добраться до опухоли. Нужно решать, что оставлять: руки или ноги?». «Оставьте руки, — умоляла жена. — Без них художник жить не может».

Даже когда он лечился в Швейцарии, его продолжали преследовать образы купеческого городка, которые он воспроизводил по памяти в картинах «Купчихи», «Девушка на Волге», «Красавица». В этих полотнах Кустодиев сосредоточился на загадке красоты русской женщины, он пытался постичь тайну женского очарования, но них легко узнаются очертания берегов и церквей Романова-Борисоглебска.

Этот волжский городок он продолжает писать и после, по памяти. В 1923 Кустодиев, будучи глубоко больным человеком, пишет картину «Летний праздник», в которой использует такой прием: он пишет самого себя в толпе, причем здорового, веселого, каким он был когда-то. Он мирно прогуливается с собакой.

В 1926 году Кустодиев пишет «Русскую Венеру». Первой натурщицей для «Венеры» была дочь Ирина, но после Кустодиев встретил Леличку Николаеву. Всем была хороша девушка, но, как выразился Борис Михайлович «несколько постновата». Дал он ей денег и отправил на Юг, чтобы «набирала форму». Вернулась она, показалась художнику, и вздохнул он: «Плакали мои денежки». Мешал загар и белые пятна от купальника. Пришлось ждать, когда все тело побелеет. Зато потом родился всемирно известный шедевр, один из авторских списков которого, кстати, имеется в коллекции императора Японии.

Знатокам творчества Кустодиева известно, что к своей «Венере» художник подбирался издалека, делая в Романове-Борисоглебске многочисленные этюды женских купален. Через год после написания своей «Венеры» художник умер. Говорят, это творение находилось с ним до самого конца. Рядом на тумбочке стояла любимая икона Бориса и Глеба.

«Не знаю, — писал Кустодиев, — удалось ли мне сделать и выразить в моих вещах то, что я хотел, любовь к жизни, радость и бодрость, любовь к своему русскому — это было всегда единственным «сюжетом» моих картин…»

Может быть и стоило забыть историю взаимоотношений художника и мерянского города, ну, мало ли на Волге городков, которые знамениты поболе и тоже питали вдохновение великорусских гениев!

Но штука в том, что в Тутаеве не забыли Кустодиева. Пускай гостиницы «Эрмитаж» уже нет, она сгорела, зато набережную на Романовской стороне, ту самую, которая как раз была изображена в «Гулянии на Волге», назвали Кустодиевским бульваром.

И однажды в году Кустодиевский бульвар вдруг как бы «ныряет» на сотню лет назад. Манерные дамы в платьях по той моде, с ридикюлями и в чепчиках, неспешно прогуливаются вдоль Волги. За столом гуляет купечество, по видимому, проедаются деньги, которые могли бы пойти на помощь бедным. Играет духовой оркестр, парочки танцуют, дымят самовары, звенят колокола церквей…

Как приятно в очередной раз убедиться в том, что «кустодиевские» красавицы, которых даже не надо посылать на Юг “набирать форму”, здесь еще не перевелись. Порой кажется, женская красота — единственный наш неисчерпаемый капитал…

А на Борисоглебской стороне, в Воскресенском соборе спит чудотворная икона Спаса Всемилостивого, самая большая икона всего православного мира. Спас поразил когда-то и Кустодиева, уже будучи больным, он воспроизводил его по памяти. По сию пору раз в год Всемилостивый Спас отправляется в большое путешествие. Он «идет» в гости на левый берег, в Романов. Крестный ход занимает целый день, ведь Спаситель должен благословить каждую церковь Романовской стороны, которых насчитывается шесть. Могло бы быть и восемь, но две в свое время разрушили.

Есть своя святыня и на Романовской стороне. В Покровской церкви находится икона с удивительным названием «Прибавление ума». Как гласит легенда, когда-то очень давно (дата написания образа неизвестна) один иконописец помешался умом и ему во сне явилась Богородица, которая настояла, чтобы он написал ее образ. Иконописец, сотворив икону, исцелился и после того как икона была помещена в храм, от нее стали исцеляться люди, страдающие различными умственными заболеваниями. Помогает «Прибавление ума» и молодежи, когда они не успевают в учебе или не могут сдать экзамен

У каждого города есть свой облик, своя биография. Одной из удивительных страниц этой биографии являются ремесло и народные промыслы и люди их создающие.

Время неумолимо. Его воздействие отражается буквально на всем окружающем            и, конечно, более сильно последствия времени сказываются на  истории развития ремесел          и народных промыслов.  Поэтому первостепенной задачей видится изучение и сохранение истории и культуры, которые представляют собой неиссякаемый источник обогащения духовной жизни человека. Без знания минувшего трудно понять и правильно осмыслить происходящее. Раскрывая прошлое, изучая  свой край, расширяется наш кругозор. Наши предки, жившие давно и недавно, оставили нам в наследство бесценный дар – это свой богатый опыт, искусное мастерство народных умельцев и трудолюбие.

Изучение данной темы позволило мне узнать не только о промыслах и ремеслах дореволюционного Романова-Борисоглебска и современного г. Тутаева, но и о людях, которые владеют ими, совершенствуют и прославляют наш край.

Мною проделана следующая работа: собран материал о ремеслах Романова-Борисоглебска, о народных промыслах  г. Тутаева и представлен материал  в теоретической части работы, где познакомился с технологией изготовления колоколов. Встретился                  с мастерами  г. Тутаева, владеющими ремеслами. Рассказал о судьбе Великого русского художника Б.М.Кустодьева. Для себя определила значимость сохранения традиций ремесел нашего края для моих сверстников. Создал  «Ремесла родного края».

Подводя итоги проделанной работы, сделал следующие выводы,  что данная работа позволила мне расширить свои знания об истории развития ремесел и  о людях оставивших след  в истории  и о человеке,  возродившем колокололитейное производство в нашем крае.    Я провел параллель между династией  семьи Оловянишниковых, которые развивали производство колоколов  и достигли в своем мастерстве небывалых высот, и семьей Шуваловых. Сама Судьба распорядилась так, что уральские литейщики оказались                    на Ярославской земле, чтоб вернуть утраченное дело династии  Оловянишниковых. Совпадение и ли нет, но в 1913 году Оловянишниковы получают особо почетный заказ.           В Северной столице возводился храм-памятник 300-летию царствующего Дома Романовых,     а в 2013 г к 400-летию воцарения Михаила Федоровича - первого царя из династии Романовых был отлит на заводе Николая Шувалова тысячепудовый колокол для Новоспасского монастыря по предложению потомка семьи Романовых великой княгини Ольги Куликовской-Романовой.

         А закончить свое исследование хотелось бы такими словами: «…мало гордиться искусством своего народа в прошлом, надо быть достойным преемником лучших традиций».

Приложение

«Жизнь и творчество Бориса Михайловича Кустодиева».

Борис Михайлович Кустодиев родился 23 февраля (7 марта) 1878 году в Астрахани, умер 26 мая 1927года в Ленинграде)  - художник, запечатлевший на своих ярких и жизнерадостных полотнах сцены русских будней и праздников.

Особенности творчества художника Бориса Кустодиева: любил жанр портрета-картины, когда характер героя раскрывается через окружающий его пейзаж, интерьер или даже служащую фоном жанровую сцену; не жалел для бытовых сцен декоративности и зрелищности; с большой симпатией писал жизнь провинции.

Известные картины Бориса Кустодиева: «Масленица», «Купчиха за чаем», «Русская Венера», «Вербный торг у Спасских ворот», «Портрет Фёдора Шаляпина».

Судьба не была излишне благосклонна к художнику Борису Кустодиеву. Он пережил по-настоящему голодные смутные дни - две революции, гражданскую войну. Ему довелось хоронить годовалого сына. Сам Кустодиев долго и тяжело болел, в последние годы он практически утратил способность ходить. Его не всегда понимали и не всегда принимали, случалось, критики называли картины Бориса Кустодиева «малограмотными лубками». 

Но даже в самые беспросветные времена полотна Кустодиева лучились здоровьем, радостью и любовью к жизни. Сахарные сугробы и плавящиеся под солнцем купола. Полыхающие арбузы и красавицы, не уступающие арбузам ни интенсивностью румянца, ни гладкой округлостью форм. Все то, что историк искусства Александр Бенуа назвал однажды «варварской дракой красок», — этот праздник был с ним всегда.

Когда Борису Кустодиеву было одиннадцать, старшая сестра — Катерина - взяла его на выставку передвижников. Картины 
ВаснецоваСероваПоленова и Шишкина оглушили юношу — ничего подобного ему прежде видеть не приходилось. Именно тогда Кустодиев твердо решил, что станет художником. 

Впрочем, для начала ему пришлось окончить духовное училище, а затем поступить в Астраханскую духовную семинарию — мать Екатерина Прохоровна рассчитывала, что Борис продолжит семейную династию и станет священником вслед за покойным отцом и многочисленными дядьями. 

Первым учителем Кустодиева был выпускник Санкт-Петербургской Академии художеств Павел Власов. Этот громогласный, героических пропорций человек, организовал в Астрахани кружок «любителей живописи и рисования», где Кустодиев учился азам ремесла. Власов оказался проницательным педагогом. Именно он помог Кустодиеву поверить в свои силы и (что, пожалуй, важнее) убедил его мать в том, что юноше необходимо продолжить учиться в столице. 

В Московское училище живописи Борис Кустодиев не прошел по возрасту — ему к тому времени уже исполнилось 18. Впрочем, его приняли в Академию художеств в Санкт-Петербурге, где он учился в мастерской самого Репина

В те годы в преподавании в Академии наметился определенный застой. Борис Кустодиев вспоминал, что менторы нередко ограничивались рекомендациями вроде «тут надобно позолотистее», а один из них пользовался определением «чемоданисто!» — студентам так и не удалось понять, было это похвалой или претензией. 

Незадолго до поступления Кустодиева, Александр III задумал реформу художественного образования, которою сформулировал просто: «Выгнать всех, передвижников позвать!». И Репину отводилась роль эдакого «прожектора перестройки». Под его началом Борис Кустодиев быстро растет — в первую очередь, как портретист. Он с гордостью телеграфирует в Астрахань, что «начал зарабатывать искусством» — эскиз «В мастерской художника», выставленный в помещении Общества поощрения художеств, принес ему целых 16 рублей. Домашние рады его успехам, впрочем, Екатерина Прохоровна предостерегает сына, чтобы тот «не слишком восхищался натурщицами». 

В 1901-м портрет Ивана Билибина кисти Бориса Михайловича Кустодиева удостаивается малой золотой медали на Международной выставке в Мюнхене. Илья Репин, получивший заказ на эпическое полотно «Торжественное заседание Государственного совета», привлекает к работе двух своих лучших учеников — Кустодиева и Ивана Куликова. Позднее в письме Корнею Чуковскому Репин напишет: «Куликов и Кустодиев — выросли на этой картине — сразу — в больших мастеров». 

Популярность художника растет, о нем все чаще пишут в прессе. И все же жизнь в Петербурге его тяготит. В письме матери он пишет: «Скоро Великий пост, весна, а Питер как будто не думает о ней. Он так же по-прежнему холоден, неприветлив, у него все такая же вылизанная физиономия чиновника, та же манера держаться по-солдатски, по швам. Сегодня пошел было погулять на острова, подальше за окраины… и раскаялся: фабрики, трубы, черные заборы, трактиры, и все покрыто снегом, все мертво, деревья какой-то черной стеной стоят, скучные, голые: просто одурь взяла…». Кустодиев тоскует по провинции, ему отчаянно недостает ее безыскусности, сочных красок, «реки с зелеными берегами и крыльями парусов». Всякую возможность он использует, чтобы вырваться из гранитных объятий Санкт-Петербурга. Во время одного из таких «побегов» — в поместье Высоково в Костромской губернии — он знакомится со своей будущей женой Юлией Прошинской.

Здесь, в усадьбе, которую в семье Кустодиевых называли «теремом», художник чувствует, что он дома. Впрочем, дома ему удается побыть нечасто: Кустодиев, безоглядно преданный российской глубинке, тем не менее, хочет посмотреть мир и показать миру себя.

В 1902 году Борис Михайлович Кустодиев написал картину «Базар в деревне» (она не сохранилась), за которую получил золотую медаль Академии с правом годичной «пенсионерской» поездки за границу, и некоторое время спустя отправился с семьей во Францию.

Это было время первых побед и больших надежд: у художника родился сын, ему выплатили гонорар в 3,5 тысячи за работу над «Торжественным заседанием Государственного совета», все границы были перед ним открыты. Неудивительно, что от Парижа он пришел в восторг. Здесь он без устали впитывает в себя европейскую культуру и много рисует сам. Искусствоведы отмечают, что в парижский период палитра картин художника Кустодиева заметно светлеет. Из Франции мастер едет в Испанию, которая вызывает у него двойственные чувства. С одной стороны Прадо: Веласкес, Гойя, Мурильо, чьи полотна произвели на Кустодиева неизгладимое впечатление. С другой — бой быков («Как все это странно и дико: убийства с кровью — ужасно и безжалостно!») и Музей современного искусства («Что-то ужасное по своему безобразию и бездарности!»).

По возвращению домой, Борис Михайлович плодотворно работает в «тереме», упиваясь красотой родных мест. Дела идут хорошо: картины художника Кустодиева охотно покупают музеи, о нем благожелательно пишут в иностранной прессе. Над Петербургом, тем временем, сгущаются тучи: страну охватывает революционная лихорадка. 

Из-за волнений в студенческой среде Академия художеств была закрыта — занятия в ней возобновились только в 1906-м году. Кустодиев редко высказывал свои политические воззрения. Но антиправительственным настроениям, завладевшим рабочими, студенчеством и радикально настроенной интеллигенцией, он определенно сочувствовал. Когда старый приятель — Иван Билибин — предложил художнику войти в редколлегию сатирического журнала «Жупел», тот согласился с энтузиазмом. Темой своего первого рисунка «Вступление» он выбрал подавление восстания на Красной Пресне. Журнал вскоре закрыли, Билибин был арестован. Однако, за «Жупелом» последовал журнал «Адская почта», в котором Борис Михайлович Кустодиев отличился шаржами на графа Игнатьева, обер-прокурора Синода Победоносцева и многих других героев репинской картины «Торжественное заседание Государственного совета». «Адскую почту» постигла участь «Жупела»: тираж был конфискован, а журнал закрыт. 

Что касается Кустодиева, власти закрыли глаза на его «оппозиционные шалости»: слишком уж очевиден и ценен был его талант. В том же 1906-м Борис Михайлович получил госзаказ: к 100-летию Финляндского полка художнику было поручено написать портреты его основателя Александра I, а также Николая II. И, кроме того, картину, изображающую сцену первого представления полку их шефа, цесаревича Алексея. Художник сомневался недолго: речь шла о славе русского оружия, к тому же тот, кто пишет государя и членов царской семьи, всегда востребован именитыми заказчиками. Так, начав год с провокационных карикатур, Кустодиев окончил его в статусе придворного портретиста.

Разумеется, Борису Михайловичу Кустодиеву приходилось сталкиваться не только с восхищением критиков и признанием публики. Как водится, одни критиковали его ровно за то, за что другие превозносили. Но ни яростная критика, ни геополитические катаклизмы, ни тяжелый недуг не могли умерить творческой жажды Кустодиева. 

Восторженно встретив революцию 1917 года, он вскоре разуверился в большевиках. Но остался на родине и продолжал исступленно работать. Его болезнь, впервые заявившая о себе еще в 1907-м, прогрессирует. С тех пор, как врачи диагностировали у Кустодиева опухоль в спинномозговом канале, операции следовали одна за другой, но приносили лишь временное облегчение. В ходе одной из них стало ясно, что придется перерезать нервы и выбирать, что сохранить — подвижность ног или рук. Жена Кустодиева Юлия (сам художник был под наркозом) решила: «Руки оставьте, руки! Художник — без рук! Он жить не сможет». 

Борис Михайлович не сдался и, будучи прикованным к инвалидному креслу. Более того, в этот период он создал едва ли не самые свои светлые и жизнеутверждающие картины. Он до последнего сохранял мужество,  любовь к жизни, чувство юмора. Когда навещавшие его друзья тактично намекали, что ему пора отдохнуть, он уговаривал их не расходиться так рано. А когда те все же везли его в кресле в спальню, шутил: «Не расшибите, я же стеклянный!». 

В 1927 году советское правительство выделило деньги на лечение художника в Германии, но Кустодиев не дожил до поездки считанных дней. По словам его дочери Ирины, перед смертью этот наотрез отказывавшийся стареть человек читал «Портрет Дориана Грея».

Яркое и самобытное творчество Бориса Михайловича Кустодиева — увлекательная страница в истории русской живописи. Художник глубоко национальный, чье искусство неразрывно связано с жизнью русского народа, с традициями народного творчества, Борис Кустодиев начал свой путь живописца еще на рубеже 19 и 20 веков. 
Как человек Кустодиев был привлекателен, но сложен, загадочен и противоречив. Он воссоединил в искусстве общее и частное, вечное и мгновенное; он мастер психологического портрета и автор монументальных, символических полотен. Его влекло уходящее прошлое, и вместе с тем он живо откликался на события сегодняшнего дня: мировая война, народные волнения, две революции...

Кустодиев с воодушевлением работал в самых разных жанрах и видах изобразительного искусства: писал портреты, бытовые сцены, пейзажи, натюрморты. Занимался живописью, рисунками, выполнял декорации к спектаклям, иллюстрации к книгам, даже создавал гравюры.

Кустодиев - верный продолжатель традиций русских реалистов. Он очень увлекался русским народным лубком, под который и стилизовал многие свои произведения. Он любил изображать колоритные сцены из жизни купечества, мещанства, из народной жизни. С большой любовью писал купчих, народные праздники, гулянья, русскую природу. За "лубочность" его картин многие на выставках ругали художника, а потом долго не могли отойти от его полотен, тихо восхищаясь.

Борис Кустодиев - член Союза русских художников (с 1907г.), «Мира искусства» (с 1911г.), АХРР (с 1923 года). С 1906 Борис Кустодиев выступал с сериями картин на темы праздничного крестьянского и провинциального мещанско-купеческого быта («Ярмарки», «Масленицы», «Балаганы», «Деревенские праздники»); для этих работ характерны развёрнутая повествовательность, яркая многоцветность, жизненная достоверность в деталях и сближающие Кустодиева с практикой «модерна» линейно-плоскостное, декоративное решение композиции, игра разномасштабными фигурами и планами. В дальнейшем, идя по пути большей стилизации, Кустодиев превращает свои бытовые сцены в театрализованные картины-зрелища, а своих персонажей — в собирательные образы-типы, олицетворение сытой купеческой России.  Любуясь  материально-телесным изобилием, пёстрым узорочьем изображаемого мира, иногда идеализируя его, Кустодиев в то же время относится к нему иронически («Купчихи», «Красавица», «Купчиха за чаем»). С начала 1900-х гг. Кустодиев разрабатывал жанр портрета-картины, связывая модель с интерьером или пейзажем. Наряду с внешне эффектными, частосалонными портретами он создавал портреты интимно-лирического склада («Утро»), а также сходные по общей концепции и манере исполнения с его бытовым жанром, в которых портретируемый, сохраняя свою индивидуальность, приобретает обобщённые национальные черты (автопортрет, портреты А. И. Анисимова, Ф. И. Шаляпина). Много работая для театра, Кустодиев переносил на сцену свои тематические и стилистические увлечения.

Кустодиев оставил огромное наследие. Произведения его восхищают праздничностью, щедростью заложенного в них оптимизма, любовью ко всему русскому, национальному.

Список использованных источников

  1. http://culttourism.ru/yaroslavskaya/tutaev/muzey_romanovskogo_gvozdya.html 
  2. http://www.medn.ru/statyi/Istoriyagvozdya.html
  3. http://www.gradromanov.ru/01_6_romanovka.htm 
  4. http://yar-odnt.ru/%D1%80%D0%B5%D0%B5%D1%81%D1%82%D1%80-%D0%BE%D0%BD%D0%BA%D0%BD-%D1%8F%D0%BE/%D1%82%D0%B5%D1%85%D0%BD%D0%B8%D0%BA%D0%B8-%D0%B8-%D1%82%D0%B5%D1%85%D0%BD%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B3%D0%B8%D0%B8/
  5. http://www.italmas.com/ 
  6. http://miloserd.org/blagotvoriteli/item/386-dinastiya-olovyanishnikovykh 
  7. http://www.kolokola.com/archives/3389 
  8. Власов А. Легенда о Черной горе//Романов-Борисоглебская старина.-2008.-№3(7) С.34-35.
  9.  Головщиков К. Д. Город Романов-Борнсоглебск (Ярославской губернии) и его историческое прошлое. — Ярославль, 1890. — С. 2—3, 25, 30-32.
  10. Гл. ред. Горкин А.П. География России: энциклопедический словарь. М.: Большая Российская энциклопедия, 1998. стр. 601
  11. Гл. ред. Лаппо Г.М. Города России: энциклопедия. М.: Большая Российская энциклопедия, 1994. стр. 483-484
  12. Илья Комов: «Искусство помогает мне понять себя и окружающий мир». Интервью для интернет-портала «Психологический навигатор». 2009-2011.
  13. Конюшев К.В. Тутаев (Романов-Борисоглебск): записки краеведа.- Тутаев, 1993.   С. 68-69.
  14. Нефедьева Н.П. Гордость романовцев// Угличе поле.- 2013.- №17.- С. 94-96
  15. Нефедьева Н.П. Романов-Борисоглебск. Два города у одной реки.- Ярославль: Цитата Плюс, 2013.-С. 164.
  16. Поспелов Е.М. Географические названия мира: Топонимический словарь: Около 5000 единиц. М.: Русские словари, ООО "Изд-во Астрель", ООО "Изд-во АСТ", 2001.      стр. 426
  17. Ссылка на сайт  мастеров по дереву  сайт :  http://www.rezbaderevo.ru/
  18. Ссылка на сайт в контакте Резьба по дереву. Русский  стиль. Г. Ярославль. https://vk.com/club88523159
  19. Стародубов Ю. Где закалялась сталь: из истории кузнечного дела в Романове// Угличе поле.-2013.- №17.-С. 106-107.
  20. Страница  Буракова П.  http://www.rezbaderevo.ru/kazanskaya-cerkov-gtutaev-romanov-borisoglebsk
  21. Субботин А. П. « Волга и волгари » (Путевые очерки). СПб. 1894 г. Т.1, с. 92-93.
  22. Фотографии и картинки:

http://profilib.com/reader/01/11/b41101/040.jpg

http://www.fotoyar.ru/files/17/files/p0000012-2.jpg

http://yargid.ru/uploads/images/lsgallery/2014/12/07/1518b39233.jpg

http://www.auction-imperia.ru/i/booklot/_DSC7718-37.jpg

http://www.antiquebooks.ru/pic/1/1000/108439_9.jpg

http://www.wco.ru/biblio/books/gorokhov1/img/053-2.jpg

http://rybeparhia.ru/data/share/news_706_big.jpg

http://daypic.ru/pars/20130506/20130506_6680/10.jpg

http://yarnovosti.com/gallery/news1/44878/319a9348.jpg

https://content.foto.my.mail.ru/mail/inage_/_blogs/i-11818.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Творческий проект для младших школьников по краеведению "Моя малая родина-город Нурлат"

Данный проект имеет большое значение в деле формирования личности учащихся, воспитания Гражданина и Патриота. Проект – объединяет единой целью не только основных участников образовательного процесса у...

Презентация К проектной работе «Моя малая родина» (Судьба и родина едины)

Проект «Судьба и Родина едины».Классный  час: « Моя малая Родина».Цель:-  формировать представления о родном  крае, о своей станице;- вызвать  интерес к истории родной станицы;- пр...

Классный час "Моя малая Родина". Проект "Судьба и Родина едины".

Классный час "Моя малая Родина". Проект "Судьба и Родина едины"....

Урок русского языка в 1 классе по теме: "Место рождения (малая родина); страна, в которой родился (Родина). Перенос, звуковой анализ"

На данном уроке дети продолжат знакомиться с правилами записи адреса на конверте; наблюдать за многозначными словами (без введения термина) и правилами их записи (с прописной или строчной буквы); уточ...

Классный час по теме: «Нет в мире краше Родины нашей. Моя малая Родина».

Актуальность: воспитание гордости за свою Родину, малую Родину – город, в котором ты родился или живёшь , понимание неповторимости и богатства культурных ценностей и традиций, что  играет огромну...

Моя малая родина Название работы: Малые реки: река Рудня

Моя малая родина Название работы: Малые реки: река Рудня...