Особенности казачьего быта
методическая разработка (4 класс)
Обобщение знаний учащихся о жизни казаков на Кубани
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konkurs_metod.razrabotka_osobennosti_kazachego_byta.docx | 26.07 КБ |
Предварительный просмотр:
III Всероссийский дистанционный конкурс
среди классных руководителей на лучшие методические
разработки воспитательных мероприятий
Приобщение к культурному наследию
« Особенности казачьего быта»
Автор: Пильникова Галина Степановна, учитель начальных классов,
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 2 имени И.И.Тарасенко станицы Выселки муниципального образования Выселковский район
(в соответствии с Уставом)
2022 год
Тема: «Особенности казачьего быта»
Цель:
- Обобщить знания учащихся о жизни казаков на Кубани;
- закрепить знания об особенностях быта, традициях, культуре кубанского казачества;
- развитие речи учащихся; активизация словесно-логического мышления; формирование абстрактного мышления, устойчивости внимания;
- воспитание товарищества, взаимопомощи; уважение к своей Родине.
Задачи:
1. Создание образа жизни, культуры, традиций людей, живших на территории нашего края в период 19-20 в. , называемых казаками.
2. Расширение знаний об истории родного края, народных традициях, быте и культуре.
3. Развитие воображения, речи, "обогащение словарного запаса", развитие ассоциативного мышления, формирование потребности учащихся в обогащении нравственными, культурными и духовными ценностями.
Тип урока: изучение нового
Предметные: -формировать у учащихся представление о своей станице, о символике, о её жителях
Метапредметные: -формировать умение формулировать тему урока;
-ставить учебную задачу и удерживать ее;
-строить высказывания, понятные собеседнику;
-анализировать информацию и делать выводы;
-формировать начала предметной рефлексии;
-формировать ИКТ-компетентность;
-формировать умение работать с учебником.
Личностные: – формировать патриотизм, гордость за свою Малую Родину
- формировать навыки взаимодействия в коллективе (умение сотрудничать),
-развивать мотивы учебной деятельности,
-формировать активную жизненную позицию.
Оборудование: Мультимедийные слайды и фотографии по теме "Казачий быт", казачьи поговорки, гимн.
Ход урока
1.Организационный момент
Приветствие.
- Поговорим?
- О чем?
- О разном и о прочем.
О том, что хорошо и хорошо не очень.
О чем-то знаешь ты,
А что-то мне известно
Поговорим! Нам будет интересно!
- Проверьте вашу готовность на уроке, сядьте правильно.
- Теперь давайте сделаем разминку, я буду задавать вопросы , а вы будете отвечать. Готовы?
Разминка
-Уточним наш адрес. (наша планета)
-Страна.
-Столица нашего государства.
-Край.
-Краевой центр.
-Район.
-Районный центр.
-Школа.
-Класс.
- Ребята, а кто такие казаки?
2.Сообщение темы и цели урока.
1.Чтение эпиграфа
- К нашему уроку я подобрала следующий эпиграф:
Кружит ли ветер снежный, дороги заметая,
Смеются ли ромашки под солнечным дождём-
В любое время года прекрасна ты, родная
Земля, где мы родились, земля, где мы живём.
- Как вы его понимаете? (Земля, на которой мы живём, всегда будет для нас самой родной и дорогой, ведь мы граждане своей страны.)
- Ребята, сегодня мы вновь отправимся в прошлое, которое является частью нашего настоящего. Давайте вместе попробуем разгадать, о чём же пойдёт речь на уроке? Я читаю вам вопрос, а вы отвечаете мне на них
- Кому Екатерина 2 отписала Кубанские земли? (Казакам)
- Кто охранял границы
России? (Казаки)
- Так как вы думаете, о чём сегодня пойдёт речь? (О казаках)
- Сегодня на уроке мы вспомним, как жили, какие традиции были в старину у кубанских казаков. И для этого мы совершим экскурсию в прошлое, чтобы узнать о быте казаков: их жилище, утвари, одежде, традициях.
- А почему вы должны это знать и почему это нужно знать каждому жителю Кубани?
( Потому что это часть нашей Малой Родины, это наша часть и мы должны гордиться тем, что у нас были великие предки, благодаря которым есть наше настоящее)
- Так с чего же начинается Родина для каждого из нас?
(С родного города, села. С весёлого шума деревьев на улицах нашего детства. С золотого моря пшеницы на бескрайних кубанских полях. С задорной казачьей песни. С рассказов дедушки-ветерана Великой Отечественной войны. Всё это ваше, самое близкое и дорогое. Здесь ваши корни. Родина начинается здесь.)
3.Актуализация знаний.
Вступительное слово учащегося.
Ученик: В ковылях средь серебряной рани,
В цветущей душистой степи
Казаки себе стан выбирали
У извилистой тихой реки.
Ученик :Первым делом коней напоили,
На треноги повесив казан.
О минувших сраженьях судили
И весёлый сидел атаман.
4.Изучение нового материала
- Ребята, а как вы думаете, с чего мы должны начать наше путешествие? (С дома казака)
-Домостроение. Что же это такое?
Домостроение - важный элемент традиционной народной культуры.
В нём обычно принимали участие, если не все, то большая часть жителей станицы.
Беседа по теме «Казачий быт» (первая группа)
- Ребята, вы разделились на команды.
- Первая команда, что вы можете сказать, о том как казаки строили себе хаты? (Для жилья казаки строили себе хаты – мазанки, низкие, с маленькими окошками, крытые соломой. Полы были глинобитные, т.е. помазанные глиной и посыпанные соломой или душистой травой. Крыши под камышом и соломой. Пол здесь обмазывался глиною. Хату огораживали вот таким плетнём.)
- Ребята, а вы знаете почему курень внутри и снаружи обязательно белился именно белым цветом?
Белый цвет – это символ чистоты и опрятности.
- Какие вы знаете специальные обряды при закладке дома?
"На место строительства бросали клочки шерсти домашних животных, перья - "чтобы всё водилось.""
- Обряд при строительстве жилья.
"В передний угол, в стену вмуровывали деревянный крест, призывая этим Божье благословение на обитателей дома. После окончания строительных работ хозяева устраивали угощение вместо платы (её не полагалось брать за помощь).
- Ребята ,вы знаете как выглядит внутреннее убранство казачьей хаты?
- на сколько частей делилась хата казака?
Интерьер кубанского жилища был одинаков для всех районов Кубани. В доме было две комнаты: великая (вылыка) и малая хата. В малой хате находились печь, длинные деревянные лавки, стол (сырно). В великой хате стояла мебель: шкаф для посуды, комод для белья, сундуки и т.д.
Центральным местом в доме был "Красный угол"-"божница". "Божница" оформлялась в форме большого киота, состоящего из одной или нескольких икон, украшенных рушниками.
Часто иконы и рушники украшались бумажными цветами. В "божнице" сохраняли предметы, имеющие священное или обрядовое значение, венчальные свечи, молитвы, поминальные книжки.
Иконы из святого угла по давнему обычаю снимали для благословения молодого воина на службу, для встречи его после окончания службы. Благодарили Бога за спасение сына.
Рушники-традиционный элемент украшения кубанского жилища. Их делали из тканей домашнего производства, обшивали кружевами и вишивали крестом или гладью. На вышивке преобладал растительный орнамент.
Демонстрация слайдов и фотографий.
Наши предки верили, что вышитые полотенца и скатерти в доме ограждают дом от всякого зла, а вышивка на одежде хранит того, кто её носит. Когда казаки уходили на войну, женщины им дарили вышитые своими руками рубашки, полотенца, чтобы вдали от дома те охраняли их и напоминали о родных.
5.Физкультминутка
6.Продолжение работы по теме урока.
Беседа по теме « Обряды и традиции» (вторая группа)
- Ребята, какие обряды вы знаете ?
На Кубани бытовали различные обряды: свадебный, родильный, имянаречение, крестины, проводы на службу, похороны.
Свадьба-сложный и длительный обряд, со своими строгими правилами. Строго соблюдался запрет устраивать свадьбы в посты. Самым предпочтительным временем года для свадеб считались осень и зима, когда не было полевых работ. Так же запрещалось выдавать замуж девушку в другие станицы, если в своей было много холостяков или вдовцов. Решающее слово в выборе жениха и невесты оставалось за родителями. Сваты могли явиться без жениха, а только с его шапкой, поэтому девушка вплоть до свадьбы не видела своего суженого.
Беседа по теме « Основные занятия казаков» (третья группа)
-Ребята, какие основные занятия были у казаков?
Любимыми изначальными занятиями была охота, которую называли гульбою, и рыбная ловля.
Коренные жители станицы – казаки – занимались земледелием и скотоводством. Повсеместно встречались кузнецы, сапожники, овчинники (выделывали овечьи шкуры), портные. Из собственного сырья ткали холсты, шили рукавицы, одежду, изготовляли орудия земледельческого труда (деревянные и железные).
Земледелие- выращивали также просо, рожь, горох, чечевицу, гречиху. Но они считались менее важными, второстепенными культурами.
Убирали хлеб косами и серпами.
Скотоводство- быки, овцы, коровы, лошади. Скот, в частности бык, являлся основной тягловой силой.
Промысел- это мелкое производство.
Ремесло- профессиональное занятие, изделие ручным способом.
Художественная обработка дерева;
- Гончарное ремесло;
- Лозоплетение;
- Ковань;
- Обработка кожи, изготовление поясов, обуви, сёдел;
- Ткачество и вышивка.
Игра «Собери поговорку»
- Казаки умели хорошо ловить рыбу, охотиться, воевать, скакать на коне, веселиться и отдыхать. Всем известны казачьи поговорки. (Учитель называет начало поговорки, учащиеся продолжают.)
- Казака в степи только пуля догонит.
-Всякий свистнет, да не по-казацки.
- Где казак - там и слава.
- С доброй песней и путь короче, и жизнь слаще, и смерть легче.
- Казака даже чёрт боится.
- Не всяк тот казак, что фуражку набекрень носит.
- Казак без коня - сирота.
- Кровь казачья - не водица.
7.Рефлексия
Сделаем, какими же были казаки? (Трудолюбивыми, честными, порядочными, воспитанным и почитали обычаи своего народа)
-Чем же занимались казаки? ( гончарством, лозоплетением, вышивкой, ткачеством)
- Ребята , попробуйте нарисовать рисунок по теме : «Казачий быт»
Закрепление изученного
- Какие впечатления у вас остались о казачестве?
- Что больше всего запомнилось?
- Скажите, а вам бы хотелось быть казаком?
Итог урока.
-Мы с вами являемся наследниками богатой истории нашей Родины. И только мы можем её обогатить и защитить.
Молодцы, вы были хорошими слушателями сегодня на уроке.
- Урок окончен, всем спасибо!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Особенности труда и быта, традиции родного края»
Привитие любви к родному краю, труду, традициям кубанского народа. Воспитание патриотических чувств....
: «Особенности учебно-воспитательного процесса в классах и группах казачьей направленности». «Внеурочная деятельность школьников в классах и группах казачьей направленности».
Изменения в общественной жизни, процессы реабилитации казачества, возрождения и перевода казачьих формирований на государственную службу обусловили создание и все большее распространение в...
«Особенности учебно-воспитательного процесса в классах и группах казачьей направленности». «Внеурочная деятельность школьников в классах и группах казачьей направленности».
Изменения в общественной жизни, процессы реабилитации казачества, возрождения и перевода казачьих формирований на государственную службу обусловили создание и все большее распространение в...
ОКРУЖАЮЩИЙ МИР 4 класс РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ по курсу, направленному на реализацию казачьего компонента с учетом региональных особенностей.
В тетради предлагаются задания, разработанные в соответствии с содержанием рабочей программы и внесенными в нее изменениями в связи с введением краеведческого, кадетского и казачьего компонента....
Рабочая программа учебного курса «Окружающий мир. 4 класс», направленная на реализацию казачьего компонента, с учетом региональных особенностей
Отличительной особенностью программы курса «Окружающий мир. 4 класс» является то, что материал содержания казачьего компонента включен в процесс изучения предмета с учетом логики учебного ...
Образовательная программа учебного курса (модуля), направленная на реализацию казачьего компонента с учетом региональных особенностей «Образ защитника Отечества на страницах детских книг»
Возрождение казачества, неразрывно связанное с возрождением России и православной веры, - непростой исторический процесс.Сделано немало, и многое ещепредстоит совершить длядальнейшего развития самобыт...
Конспект внеурочного занятия "Особенности казачьего быта"
Конспект внеурочного занятия в 4 классе "Особенности казачьего быта"...