"Дом наших отношений"
классный час
Цель – сплочение коллектива, помощь в строительстве добрых, дружных отношений.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dom_nashih_otnosheniy.docx | 154.33 КБ |
Предварительный просмотр:
«Дом наших отношений»
Цель: сплочение коллектива и построение эффективного командного взаимодействия
Задачи:
- Формировать нравственные качества: дружбу, взаимопонимание, коллективизм.
- Расширить знания детей друг о друге.
- Развивать навыки сотрудничества, группового взаимодействия.
Оборудование:
- Шаблон дома, выполненный из ватмана .
- Камни (нарисованные) большие для фундамента.
- Камни – кирпичики (нарисованные) по количеству участников игры.
- Нарисованные два окна, «листики» разноцветные.
- Труба с прикрепленной шелковой ленточкой серого цвета.
- Карточки (характеристики благоприятного психологического климата в коллективе).
- Карточки разного цвета для разделения детей на бригады.
Ход классного часа
- Организационный момент (Слайд )
Приветствие в кругу участников, упражнение: «Мы сегодня…» Дети по очереди заканчивают фразу, называя какое-то качество или состояние.
2. Объявление темы и цели занятия.
Тема нашего занятия - «Дом наших отношений». (Слайд )
Наша цель – сплочение коллектива, помощь в строительстве добрых, дружных отношений. Мы попробуем расширить знания друг о друге, проанализируем степень сплоченности коллектива, выявим проблемы, которые могут мешать личностному развитию, и пути их решения.
Каждый из нас представляет собой индивидуальность, личность. А все вместе мы - коллектив. В группах у вас свой коллектив, взять за основу наш детский дом – это коллектив? ( да, коллектив больших и маленьких) В школе вы учитесь в разных классах, это тоже коллектив. А что в вашем понимании «коллектив»? ( группа лиц, объединенных общей работой, общими интересами.) (Слайд )
В коллективе мы учимся общению, доверию, взаимопониманию.
Результатом нашего занятия должен стать построенный ДОМ отношений. (Слайд )
- Давайте дадим определение слову «дом» . Дом - это……..(здание, где живут люди, крепость, убежище…) (Слайд )
- Давайте вспомним известные пословицы и поговорки о доме. (Д/з)
( “В гостях хорошо, а дома лучше”, “Свой дом – не чужой: из него не уйдешь”,“ И мышь в свою норку тащит корку”,“ В родном доме и стены помогают”, «Не красна изба углами, а красна пирогами», « В каждой избушке свои погремушки», «Дом невелик, а стоять не велит» )
- Объясните значение пословицы «ДРУГ ЛУЧШЕ СТАРЫЙ, А ДОМ НОВЫЙ»
«В КАЖДОЙ ИЗБУШКЕ СВОИ ПОГРЕМУШКИ» (У каждого, в каждом доме или семье, в любом коллективе свои проблемы, свой подход к их решению, свои привычки).
Говорят, что в собственном жилище человека и стены помогают. Как вы понимаете это выражение? (У себя дома, в знакомой обстановке, легче справиться с трудностями, человек чувствует себя уверенно.) Вспомните пословицу, которая подтверждает этот смысл. (В гостях хорошо, а дома лучше) Действительно, наш дом – это не только наша крепость, но и наш внутренний мир. Дом – не только место, где человек живет, работает и отдыхает, но и место общения. И каждый человек относится к общению по-своему. Именно это мы и обсудим сегодня.
2. Основная часть
Строительство дома
Из каких материалов строят дома? Ответы детей: дерево, шлакоблоки, кирпич, прессованая солома, теплоизоляционные панели. ( Слайд – фото ).
Для строительства дома мы будем использовать вот этот макет из ватмана и разделимся на бригады. У вас на стульях прикреплены круги красного и зелёного цветов. Дети объединяются в бригаду. Один кружочек не цветной, ребятам предлагается решить, в какую бригаду пойдёт ребёнок. Для этого бригады должны сказать, как можно больше положительного в адрес этого ребёнка, последний в свою очередь, сам решает какая бригада была лучшей, в неё и идёт.
1. Фундамент
Строительство любого дома начинается с закладки фундамента. От фундамента зависит крепость строения. В жизни для фундамента используются бетон, камни, каменные блоки, а мы для строительства нашего символического дома понимания и дружбы будем использовать вот такие нарисованные камни, которые находятся у вас на столах.
Задание: Напишите на камнях , что является фундаментом наших крепких отношений в коллективе. (общие интересы, толерантность, взаимопомощь, сотрудничество, совместные дела, похожие человеческие качества) Представитель от каждой бригады закладывает камень в фундамент нашего дома.
Как вы понимаете «толерантный человек»? (уважение, принятие другого, несмотря на различия во взглядах, вероисповеданиях, национальности, интересов.) Скажите, можно ли относиться к злословиям, к плохим поступкам толерантно? (Ответы детей)
2. Стены
Молодцы, вы хорошо справились с первым заданием, теперь нам предстоит выстроить каркас нашего дома: стены, крышу.
Какую функцию выполняют Стены и Крыша в доме? (защищают от ветров, ураганов, словом, разрушения.) Что может разрушить хорошие отношения в коллективе? ( обиды, ссоры, сплетни, злословие, оскорбления, наговоры и т.д.) Каждый из вас будет принимать участие в строительстве стен. Стены строим из кирпичиков, которые лежат у вас на столах.
Задание: Вы должны выложить камни по контуру дома, называя качества характера, либо особенности поведения, которые помогут сохранить комфорт, спокойствие в коллективе. Но писать качества будете по рисункам и фотографиям. (дружелюбие, улыбка, приветствие, умение прощать, умение помнить хорошее, ум, вежливость, взаимопомощь, доброта, отзывчивость, понимание, умение слушать, терпимость, сострадание, уважение, чувство юмора, внимательность, милосердие, любовь, заботливость ….) (Слайд )
3. Крыша
А вот такая замечательная крыша будет у нашего дома (макет крыши уже заготовлен)
4. Окна
Вы прекрасно выполнили такое сложное. Посмотрите, фундамент сделали, возвели стены, но все же чего-то не хватает в доме. Отгадайте загадку: много соседей век рядом живут, а никогда не видятся. (окна.)
4
Окна – это глаза на мир. Человек смотрит на мир глазами, а глаза – зеркало души, дома смотрят на мир своими окнами.
- Бывают абсолютно одинаковые окна?
Внешне они вроде бы похожи друг на друга, но если присмотреться, можно найти что-то особенное, необычное. Так и в коллективе, хотя и есть много общего между людьми, но каждый человек - личность – индивидуальная, неповторимая. Ребята, чтобы понять других людей, чтобы они были для нас интересны, необходимо понять собственную индивидуальность, уникальность, быть самому себе интересным. И сейчас мы поговорим о том, в чём ваша неповторимость: это может быть ваше хобби, какие-то черты характера, ваши таланты и способности.
Макет окна у вас уже есть, нам нужно его украсить. У вас на столе лежат разноцветные листики, используя их, мы будем украшать наши окна.
Взяв листик и положив его на шаблон окна, необходимо назвать то качество или особенность, которая отличает вас от всех остальных, то есть проговорить, в чем вы индивидуальны, чем можете гордиться. (Каждый говорит про себя, желательно чтобы не повторились) (спокойный, добрый, отзывчивый, умный, спортивный, рассудительный, практичный, понимающий, ласковый, терпеливый, вежливый, находчивый, трудолюбивый….)
- Легко ли было говорить о своих достоинствах?
- Что значит быть в гармонии с собой? (жить в ладу с собой и окружающим миром). Человек должен стремиться к тому, чтобы изменить себя в лучшую сторону, жить в мире с собой.
Учитель: Давайте объединим два окна в одно. Послушайте маленькое стихотворение «В одно окно смотрели двое». (Слайд )
В одно окно смотрели двое:
Один увидел дождь и грязь,
Другой – листвы зелёной вязь,
Весну и небо голубое…
В одно окно смотрели двое…
- Как вы проанализируете это стихотворение?
-У каждого человека своя точка зрения на тот или иной предмет, так как все одну и ту же вещь видят и слышат по-разному.
5. Дверь
Молодцы, но ДОМ наш все еще не закончен.
Отгадайте еще одну загадку, это то, чего нам не хватает.
- Кто приходит, кто уходит –
Все ее за ручку водят.
(Дверь)
Дверь – это наши контакты. Через дверь мы входим и выходим со своими радостями и горестями. В своей жизни нам приходится общаться со многими людьми. Мы в значительной степени сам предопределяет свою судьбу, так как реализует своё поведение через хорошие или дурные привычки, которые вызывают соответствующие последствия.
Очень часто мы даже не замечаем, что являемся источником конфликта или создаем условия для его развития. Попробуем с вами разобраться в том, какие причины могут привести к конфликту.
Обсуждение ситуаций:
- Ты долго и увлечённо работал(ла) на компьютре, писал(ла) сообщение. Зазвонил телефон, ты отошёл(ла) в сторону. В это время зашёл приятель и решил поиграть на компьютере. Твои действия?
- В игре ты нечаянно сделал больно товарищу. Он тебя обозвал в ответ и дарил. Твои действия?
Обратите внимание, что нередко самое первое решение, которое приходит в голову в той или иной ситуации в состоянии порыва, не всегда бывает правильным и безопасным. Поэтому, если есть возможность, нужно думать о последствиях, прежде чем принимать решение. (Стих)
Упражнение: «Поворот» (Музыка)
Дети встают в одну шеренгу и закрывают глаза. По команде ведущего они должны повернуться в любую сторону на 90 (180 градусов).
Даётся время на подготовку, обсуждение, как это можно сделать (30 сек).
После чего воспитатель формулирует задание: «За минимум попыток повернуться всем в одну сторону. Но! Разговаривать нельзя! Поворот обязателен».
Обсуждение:
- Что было труднее всего выполнить? Почему?
- Чувствовали ли вы напряжение?
- Если бы можно было разговаривать, как бы вы поступили?
-Какой вывод вы можете сделать?
Учитель:
Мы оставим нашу дверь открытой, пусть наш дом, как и наши отношения, наполняются радостью.
7. Чердак
А теперь, ребята, обратите внимание на то пространство, которое у нас не заполнено – это место между потолком и крышей, оно называется чердак. Что в реальной жизни обычно лежит в доме на чердаке? (старые вещи) Правильно, люди держат там те вещи, которыми активно уже не пользуются, но выбросить жалко, потому, что они дороги, они хранят память, тепло и, возможно, надежду на лучшее. Эти вещи связывают людей, живущих в доме, с прошлым, настоящим и будущим. В отношениях между людьми также существуют невидимые нити – правила, которые позволяют сохранять уважительное отношение друг к другу и благоприятную атмосферу в коллективе. Задание: Я предлагаю вам положить и на наш чердак те качества (характеристики), которые создадут благоприятный микроклимат.
Характеристики (написаны на карточках):
- в коллективе преобладает бодрое, жизнерадостное настроение.
- участие в совместных делах
- сотрудничество
- взаимопомощь
- враждебность
- доброжелательность
- одобрение и поддержка
- обиды и ссоры
- в отношениях между группами внутри коллектива существует понимание, сотрудничество.
- помощь новичкам
- зависть
- злословие и оскорбления
- сплетни
- все сопереживают за неудачи.
- группа открытая – готова общаться и взаимодействовать с другими группами.
Это мы убираем на чердак, а это выбрасываем.
8. Труба
Воспитатель: Ребята, какую роль выполняет труба в доме? (Правильно, через нее выходит дым, вредный для жизни и здоровья человека). В доме есть печь, которая согревает жителей этого дома, тепло остается в помещении,
рядом с людьми, а все вредное (угарный газ) выходит наружу. В отношениях между людьми можно увидеть похожее: хорошее мы храним, бережем, а все плохое, негативное отбрасываем, забываем, прощаем.
И в доме сразу станет тепло и уютно. Недаром народная мудрость гласит: каково на дому – таково и самому.
Вывод:
Видите, какой он получился: красивый, яркий, радостный добрый, надежный, комфортный. Вот к чему мы стремились, строя наш ДОМ, вот к чему все должны стремиться в построении отношений в коллективе.
Это дом идеальных коллективных отношений. Этот процесс долговременный и сложный , требует очень больших усилий. Вы взрослеете, ваши интересы меняются, но вы должны помнить, что данные понятия неизменны. И если вам покажется, что коллектив уже создан, знайте, что потом нужно будет беречь и сохранять то, что создано с таким трудом.
Согласного стада и волк не берет.
Пословица говорит о том, что людям живущим вместе и дружно никакие враги неопасны.
В жизни каждого человека есть три основные цели: (Слайд )
- Создание своей личности
- Создание отношений с другими людьми
- Создание отношений с окружающей средой
Чтобы достичь этих целей, каждому из нас нужно приложить много сил, научиться чувствовать рядом с собой другого человека и понимать его!
- Давайте, встанем в круг и возьмёмся за руки.
Дарите тепло своей души, дорожите друг другом, чаще протягивайте руку тому, кому нужна ваша помощь.
Есть такие слова из песни Б. Окуджавы «Возьмемся за руки, друзья, чтоб не пропасть поодиночке».
Рефлексия:
- Что вы взяли для себя из данного мероприятия? (Отвечают поочереди)
- Какая часть занятия была вам интересней , а какая не очень и почему?
Давайте сейчас подарим частичку своего тепла друг другу, возьмемся за руки и пройдём к «дому» для общей фотографии.
Упражнение «Большая семейная фотография».
Звучит музыка.
В. Берестов
Петушки
Петушки распетушились,
Но подраться не решились,
Если очень петушиться,
Можно пёрышек лишиться.
Если пёрышек лишиться,
Нечем будет петушиться.
В родном доме и стены помогают.
У себя дома, в знакомой обстановке, легче справиться с трудностями, одолеть противника.
В КАЖДОЙ ИЗБУШКЕ СВОИ ПОГРЕМУШКИ (ИГРУШКИ). У каждого, в каждом доме или семье, в любом коллективе свои проблемы, свой подход к их решению, свои привычки.
ДОМ НЕ ВЕЛИК, ДА (а) ЛЕЖАТЬ НЕ ВЕЛИТ. Домашние заботы отнимают у человека очень много времени или «Под лежачий камень и вода не течет*
НЕ КРАСНА ИЗБА УГЛАМИ, А КРАСНА ПИРОГАМИ. Дом хорош не внешним видом, убранством, а хлебосольством, гостеприимством хозяев. Говорится, когда придают большее значение радушию и приветливости хозяев, чем внешнему виду жилища.
о Вашем внутреннем мире, кроме Вас самих, вряд ли кто-то позаботится. Вы должны оберегать себя, заботиться о себе и Вы должны и обязаны себя полюбить. Только в этом случае Вы будете ловить восхищенные взгляды окружающих.
Кому из нас не хочется проснуться свободным, счастливым и естественным, с любовью в глазах к себе и окружающему миру? Наслаждаться собой и всеми радостями многогранной и увлекающей в неизведанное жизни? Да, именно наслаждаться тем, что ты – единственное и неповторимое, божественное создание, достойное самого лучшего.
Изменись сам, полюби себя – и мир вокруг тебя изменится. Мы не раз слышали эти слова. Но так ли просто любить себя? И почему, слыша уничижительные реплики в свой адрес, мы соглашаемся с ними, принимая все на свой счет?
Подобные голоса «чужих бабушек», словно отзвуки прошедшего детства, на протяжении долгого времени, а порой и всей жизни, лишают нас радости быть самими собой. Срабатывает своего рода оборонительная система, защищающая чувственный мир, но лишающая радости ощущения своего «Я». Любовь к себе иногда ассоциируется с любовью к нам других людей.
Зависимость от чужого мнения и оценки – это, пожалуй, главная причина нашей нелюбви. Как же избавиться от навязываемого нам извне мнения о себе и полюбить собственное «Я»? Я хочу предложить вам некоторые советы, на мой взгляд единственно верные, как выход из тяжелой жизненной проблемы – «нелюбви к себе», чтобы вы, наконец, вспомнили о захватывающем танце жизни.
1. «Меня любят и ценят настолько, насколько я люблю и ценю себя». Эта фраза должна стать единственным правильным девизом жизни на пути любви к себе. Вы сами сможете стать источником радости и любви.
2. Никто не совершенен. Вспомните слова из фильма «В джазе только девушки»: «У каждого свои недостатки». Полюбите себя таким, какой есть. Никогда не позволяйте унижать себя.
3. Не сравнивайте себя с другими. Вы особенны и неповторимы. Любить себя – значит относиться к себе с любовью.
4. Примите свои недостатки: слабости в какой-то ситуации могут засиять ярче достоинств.
5. Совершенствуйтесь: у вас всегда есть шанс стать лучше. Любить себя – значит постоянно работать над собой.
6. Не думайте о том, что о вас подумают другие: они сами озабочены тем, что о них думаете вы. Формируйте свое позитивное мнение о себе.
7. Хвалите себя даже за самые маленькие успехи. Повторяйте себе: «Я просто прелесть!»
8. Действуйте исходя из своих внутренних побуждений. Тогда не будет ощущения, что делали что-либо не по своей воле. Уважайте свои мысли, желания и мечты.
9. Старайтесь самостоятельно принимать решения. Так сможете оценить собственную значимость и независимость.
10. Будьте самими собой: говорите и делайте то, что считаете нужным. При этом, конечно, не ущемляя интересы других.
И тогда у вас заискрится взгляд, а улыбка счастья и любви засияет на вашем лице, и вы преобразитесь прямо на глазах… Вы сами станете источником любви, радости, света и силы. Вы заживете в гармонии с собой. Вот увидите, у вас все получится! Вы станете самыми красивыми на свете. Надо просто быть в ладу с самими собой. И с собой, и с окружающим миром.
Совершенствуйтесь и ищите себя! Ведь только разобравшись в самих себе, мы сможем принять себя. Любить себя и наслаждаться радостью жизни так же естественно для человека, как полет птицы в небе. Этот мир для вас, эта жизнь для вас, а значит, и любовь – для вас!
Каждая группа получает задание – это информация, предложенная на листках. Дети читают и моделируют ситуацию, которая создает условия для конфликта (привести примеры) (Слайд )
- реакция амбиции
получив информацию, придающую вес другому лицу, человек тут же старается принизить значение этой информации, стараясь подчеркнуть собственную значимость в глазах других людей
- реакция зависти
человек достиг успеха, другой от его успеха и достижений «заболевает». Он считает, что успех другого возможен только после успеха его самого.
- реакция злорадства
Человек радуется тому, что кому – то плохо. Часто при этом не скрывает своих чувств.
- реакция агрессии
Человек использует угрозы и грубость в достижении цели. Это характерно для людей амбициозных и нечувствительных к страданиям других.
- реакция безразличия
Равнодушное отношение к физическому и душевному страданию другого человека
- Обсуждение ответов и примеров групп.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Отношение нашей семьи к школе
Выявление поля проблем, психологического настроя, желания взаимодействовать "вновь обретённых родителей"... Данная анкета помогает быстро познакомиться, найти точки соприкосновения и начать ...
Классный час "Калейдоскоп наших отношений"
Цель: повышение сплоченности учебного класса, развитие взаимоуважения....
Мастер-класс Дом наших отношений
расширение знаний детей друг о друге;активизация размышлений учащихся о значимости бесконфликтного общения в классе...
"Вода - наше богатство. О бережном отношении к воде"
Цель классного часа:Донести до сознания школьников понимание бережного отношения к воде как к жизненно важному ресурсу и драгоценному дару природы России.Задачи:o формировать у детей предс...
В нашей семье отношение к Учителю особенное.
Мне на роду было написано стать учителем: прабабушка была учителем русского языка и литературы, дед - учителем начальной военной подготовки, а мама – преподаватель иностранных языков. Моя ...
Презентация "Наше отношение к красоте родного края"
Данная презентация экологической направленности поможет сравнить "красоту" природы....
Конспект урока окружающего мира на тему "Наше отношение к миру"
Цели деятельности учителя: создание условий для формирования представлений о человеке, как части природы.Тип урока: Комбинированный.Оборудование: УМК «Школа России»; раздаточный материал....