Сотрудничество с центром туризма
статья
Школьный туризм и краеведение как форма активного отдыха и дополнительного образования полезны каждому ребенку. Они необходимы каждой развивающейся личности. Поэтому социальное партнерство с учреждениями дополнительного образования предоставляющими спектр услуг по организации туристско-краеведческой работы просто необходимо.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Статья Сотрудничество с центром туризма | 16.94 КБ |
Предварительный просмотр:
СОТРУДНИЧЕСТВО С ЦЕНТРОМ ДЕТСКОГО И ЮНОШЕСКОГО ТУРИЗМА И ЭКСКУРСИЙ КАК ЭФФЕКТИВНОЕ СРЕДСТВО КОМПЛЕКСНОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ НА ФОРМИРОВАНИЕ ЛИЧНОСТИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА
Во-первых, такое сотрудничество довольно успешно (по сравнению с другими видами деятельности) связывает учащихся с учебной деятельностью. Это позволяет учителю использовать предлагаемые мероприятия как средство расширения кругозора и накопления знаний, формирования интереса к учебе в целом. Совместная работа способствует лучшему пониманию изучаемых в школе предметов.
Так при обучении детей правилам безопасного поведения на дорогах и формирования культуры этого поведения, а также с целью профилактики детского дорожно-транспортного травматизма воспользовались разработанной ГОУ дополнительного образования детей «Белгородский областной Центр детского и юношеского туризма и экскурсий» совместно с отделом ГИБДД УВД по г. Белгороду экскурсионно-образовательной программой для младших школьников «Зелёный свет юным белгородцам», которая позволила на практике изучить правила дорожного движения и сформировать законопослушное поведение детей на дороге. Учащиеся в ходе экскурсии под руководством инспектора отдела ГИБДД УВД по г. Белгороду, познакомились не только с элементами дороги (подземным и надземным переходами), техническими средствами регулирования дорожного движения (светофоры, дорожные знаки, разметка и т.д.), но и посетили музей УВД.
А при изучении темы «Истоки декоративно-прикладного искусства и его роль в жизни человека» центром была предложена экскурсия «Борисовка – слобода воинов, гончаров, иконописцев», во время которой учащиеся познакомились с процессом производства керамических изделий. Затаив дыхание, они наблюдали за работой мастеров, работающих в ручную гончарным способом, за работой художников, чьи умелые руки творили чудеса.
Как рассказать современным детям о том, что такое война. Как познакомить с этой трагической страницей истории. Какие слова подобрать? Ведь война - это не только модели танков и самолетов, не только подвиги и награды, но, в первую очередь - вдовы и сироты, сгоревшие дома и лежащие в чужой земле наши солдаты, это концлагеря, ужас бомбежек, который пожилые люди вспоминают до сих пор. Решить эту проблему можно сотрудничая с центром туризма, где разработаны учебно-тематические экскурсии патриотической направленности с учетом возрастных особенностей. Во время экскурсии «Белгород, опаленный войной» учащиеся не только узнали о Белгороде в годы войны, о событиях, происходящих на территории Белгородской области, о мужестве советского народа, но и посетили музей – диораму «Курская битва. Белгородское направление», где смогли познакомиться с предметами, фотографиями, документами, рассказывающими о событиях Курской битвы и ее участниках. Неизгладимое впечатление оставило у ребят полотно диорамы, где эффект присутствия усиливается фонограммой и световым оформлением.
Таким образом, совместная работа с центром туризма усиливает восприятие учащимися того краеведческого материала, который по известным причинам не может быть раскрыт в учебном кабинете. Активизация восприятия достигается за счет зримости, «жизненности» объектов, в результате чего происходит, с одной стороны, конкретизация знаний, усвоенных в школе, а с другой, идет обогащение новыми знаниями и закрепление их на практике.
Во - вторых, сотрудничество помогает в организации исследовательской деятельности. Любому обществу нужны одарённые люди. Задача учителя состоит в том, чтобы вовремя увидеть, разглядеть способности ребёнка и подготовить почву для того, чтобы эти способности были реализованы. Урок не позволяет каждому до конца себя реализовать, провести диагностику потенциальных возможностей и выявить одаренных детей. А Н. Колмагоров говорил: «Не существует сколько-нибудь достоверных тестов на одарённость, кроме тех, которые проявляются в результате активного участия хотя бы в самой маленькой исследовательской работе». Исследования необходимы. Это залог развития и для ученика, и для учителя. Путешествия, экскурсионные поездки по родному краю, знакомство с достопримечательностями, различными учреждениями культуры и сферы обслуживания, промышленными объектами, живописными местами, целебными источниками и пр. – это важный шаг для того, чтобы одаренность, прежде всего, увидеть и определиться в том, что, прежде всего, необходимо самому ребенку. Каждое такое путешествие для ребёнка оказывается маленьким открытием, в ходе которого, дети учатся наблюдать, узнавать, искать ответы на вопросы. У них развивается познавательный интерес. А у педагога возможность увидеть чему ребенок отдает предпочтение: истории, знакомству с объектами культурного наследия, духовному наследию, народным традициям, изучению окружающего мира и пр. Это можно проследить во время посещения музеев, выставок. Где задерживает свой пытливый взгляд ребенок, что ему интересно?
Так возникли направления исследовательской деятельности: «Памятники воинской славы» («Ничто не забыто. Памятник воинской славы», «Мы помним их, не пожалевших жизни. Вечный огонь», «Память о прошлом. Аллея героев»; «Достопримечательности города»; «Мир вокруг» («Пожарная часть города Строитель», «От отправителя до адресата. Как работает почта», «Откуда пришло тепло в дома»); «Духовное наследие» («Сретенский храм г. Строитель», «Православный центр», «Часовня Георгия Победоносца»).
В - третьих, туристско-краеведческая деятельность позволяет создать сопространство, возникающее между руководителем (учителем) и учениками, экскурсоводом и учениками. В нем не только происходит передача информации, но и разворачивается процесс стихийного неосознанного усвоения культурных норм, стереотипов поведения. Дети внимательно наблюдают за поведением взрослых людей. Этим естественным стремлением необходимо воспользоваться во время экскурсионных поездок для того, чтобы привить ребенку нравственные ценности, привычку делать что-то полезное, доброе. Вообще такие совместные мероприятия позволяют глубоко изучить личность каждого воспитанника. Во время экскурсий, как на рентгене, ребенок виден насквозь - интеллектуальные процессы, эмоциональность - все раскрывается в живом общении. Ребенок не только сам вступает в сложную систему взаимоотношений с окружающими людьми, но и приобретают опыт общественного поведения, основанного на уважении и доброжелательности с использованием соответствующего словарного запаса и норм общения.
В – четвертых, сотрудничество с центром туризма способствует и формированию профессиональных навыков. Так, например, отправившись на Белгородский хладокомбинат, дети узнали не только как изготавливают вкусное и всеми любимое лакомство, но и какие профессии необходимы на производстве. Возможно, чье-то детское воспоминание в дальнейшем поможет в выборе профессии.
В – пятых, во время экскурсионных поездок происходит непосредственное общение учащихся, создаются оптимальные условия для сплочения детского коллектива. Создается единый коллектив: учитель, родители, ученики, что во многом содействует усилению воспитывающего воздействия на учащихся, улучшению целенаправленности педагогического воздействия.
Нельзя не отметить, что во время автобусных экскурсий происходит и воспитание культурно-гигиенических навыков – опрятности, аккуратности, навыков самообслуживания.
Кроме того, туристско-краеведческая деятельность, имеет огромный оздоровительный (снятие нервных перегрузок и стрессов, физиологическое укрепление организма) потенциал.
Одной из форм сотрудничества с центром – проведение итоговых мероприятий по результатам участия в учебно-тематических экскурсиях, которые способствуют повторению и закреплению полученных знаний. Учащиеся создают с помощью родителей презентации, рисунки, стихи, творческие работы, участвуют в викторинах, напрямую касающихся деталей путешествий. Выполнение таких заданий требует от юных путешественников собственных размышлений, самостоятельного поиска материала, творчества и выдумки.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Занимательные вопросы по туризму и краеведению.
Готовимся к олимпиаде по краеведению....
Уральское самоцветие московского музея.Статья опубликована в журнале "Туризм в школе" №5 (спецвыпуск), 2010г.
Статья о рождении музея "Сказы Павла Петровича Бажова".Посвящена 60-й годовщине памяти Мастера. Создание музея - творчество учителя, коллективный исследовательский проект учащи...
Рабочая программа внеурочной деятельности "Начало туризма и краеведения"
Рабочая программа внеурочной деятельности "Начало туризма и краеведения"...
«Центр симметрии. Точки, симметрично расположенные относительно центра».
Реализации проекта позволила сформировать понятие симметрии, умение определелять симметричные фигуры, повысить уровень знаний и мышления учащихся с ОВЗ. Проект способствовал развитию...
ПОРЯДОК РАБОТЫ. Центра психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи (Центра ППМС-помощи) МБОУ «СОШ №3»
Порядок работы центра - ППМС в целях повышения повышения качества исполнения и доступности государственной услуги...
ПРОГРАММА РЕСУРСНОГО МЕТОДИЧЕСКОГО ЦЕНТРА (ФОРСАЙТ-ЦЕНТРА) «Музыка», «Изобразительное искусство»
Являясь важной и социально востребованной составляющей образовательного пространства, образование детей требует сегодня к себе особого внимания, поиска новых форм и методов художественно-эстетического...
Конспект экскурсии в"Центр ремёсел и туризма" в Арзамасском районе.
Разработка хода экскурсии.В помощь педагогу....