Я гражданин России
классный час (1 класс)
Предварительный просмотр:
Цель: определить отношение каждого ученика к позиции «быть гражданином»; Затронуть сокровенные чувства в сердцах ребят, высветлить в их душевном мире искреннее гуманное отношение к святым понятиям «Родина», «Отечество».
- А что такое гражданин? Отечества достойный сын. А. Некрасов.
- Гражданин – это человек, мысли и поступки которого направлены на благо Отечества, на благо своего народа.
- Каждому человеку в жизни предстоит выбор. Или он становится «винтиком», обладающим своим «отверстием». Или он – Гражданин, влияющий на свою судьбу Отечества разумными и полезными действиями.
- Государственная символика РФ:
1. Текст Гимна России.
2. Герб.
3. Флаг.
В одном из рассказов писателя Василия Шукшина выведен образ деревенского парня Пашки. Все знали о его несерьёзном характере. Иначе как «балаболкой» и не называли.
Но вот на автостоянке загорелся бензовоз. Минута – и рванет. Все кинулись врассыпную. А Пашка – за руль полыхающего чудовища и к реке. Едва успел прыгнуть с подножки. А бензовоз прямо с обрыва.
В больнице, с головы до ног закованный гипс, Павел опять балагурит: мол, в космос запускали, пришлось прыгать, а парашют не раскрылся….
Не затейливая история, рассказанная писателем – выдающимся Гражданином. Она повествует о людях, в чьих сердцах живет любовь к человеку, к своему дому, краю, Родине.
Как вы думаете, почему в тексте слово «Гражданин» начинается с большой буквы?
Что означает слово «Гражданин»? (Лицо, принадлежащее к постоянному населению данного государства, пользующееся его защитой и наделенное совокупностью прав и обязанностей. С.И. Ожегов, Н.Ю.Шведова, толковый словарь русского языка)
В чем разница между значением этого словаи понятием «гражданин по рождению»?
Каждый гражданин любой страны должен знать и с чувством относиться к национальной символике.
Проводиться анкетирование.
1.Государственные символы РФ.
2.Когда принят закон о гербе?
3.Что собой представляет флаг РФ?
4.Что означает каждый цвет?
5.Назовите день флага РФ.
6.Назовите авторов музыки и слов гимна России.
Какие понятия включают в себя слово «гражданин»? (Ответы учащихся выписываются на доске)
- Патриотизм
- Боль за родную природу
- Высокая нравственность
- Любовь к родной природе, земле, близким, к своей Родине
Но что такое Родина?
Звучит песня с чего начинается Родина? (Муз. В. Баснера, сл. М.Матусовского)
Далее ученик читает стихотворение М. Пляцковского «Родина».
«Родина» - мы произносим тихо,
И в глазах задумчивых у нас
Медленно качается гречиха
И дымится луч в рассветный час.
Речка вспоминается, наверное,
Чистая прозрачная до дна,
И сережки светятся на вербе,
И в траве тропинка не видна.
Родина! Отечество святое!
Перелески. Рощи. Берега.
Поле, от пшеницы золотое,
Голубые от луны стога.
Сладкий запах скошенного сена,
Разговор в деревне нараспев,
Где звезда на ставенку присела,
До земли чуть – чуть не долетев.
Я думаю, что вы получили исчерпывающий ответ на заданный вопрос. Сейчас для нашей страны наступили не самые легкие времена. И не мало людей в разговоре о России использует слова: «В этой стране…» Смысл таков: разве может быть « в этой стране» что – нибудь хорошее?! Тут и пренебрежение, и высокомерие. И чувство собственного величия и достоинства. Ведь произнося эти слова, человек намекает, что в другой – то стране он бы …мол , я такой выдающийся, а вот страна подкачала…
На протяжении тысячелетия истории России большинство людей, проживавших в «этой стране» и в смутные, и в хорошие времена, гордились своей принадлежностью к ней.
Российский человек мог обладать самыми скромными способностями и дарованиями. Но в определенных обстоятельствах проявлялись его особые свойства, которые свидетельствовали о том, что это Гражданин.
Приведите примеры высокой гражданственности, которую в трудные для страны минуты показывали миллионы россиян.
Россия лучшим своим гражданам ставит памятки. В Москве на Красной площади памятник Минину и Пожарскому с надписью «Благодарная Россия – Гражданину Минину и Пожарскому»
Как вы думаете, ощущать себя гражданином необходимо по заказу или это потребность души, веление сердца?
Школьник – это гражданин?
В каких практических делах выражается ваша позиция гражданина?
«Быть гражданином» - это не просто запись в паспорте, это состояние души и потребность в реализации своих возможностей и способностей на благо любимой Родине и на ее процветанее.
Ученик читает стихотворение Е. Евтушенко «Гражданственность
Ты, гражданственность – флаг, а не флюгер.
Флюгер слишком усердно скрепит.
Тот, кто Родину подлинно любит,
Тот в любви никогда не криклив.
Стань, гражданственность, строже и чище –
Ведь прохожих нелепо хватать.
И, бия себя в грудь кулачищем,
Им орать: « Я люблю твою мать!»
Ты , гражданственность, - Пушкин, Некрасов –
Не бумаринствующей врали,
И замешана ты не на квасе,
И заквашена на крове,
Боль гражданства – не в собственной боли.
Тот, кто истинный гражданин,
Защищает собой все поля,
Даже если он в поле один.
Все мы порознь, как в чаще тропинка,
И дорога, когда мы одно.
Все мы порознь как в поле травинка,
Ну а вместе - Бородино.
Показанной героизм – криводушие.
Вы, не чувствуя собственных ран,
Защищайте Россию, как Пушкин,
Незаменимый ее капитан.
Защищайте ее от двуличных
Подхалимов и клеветников
И от «умников» заграничных,
И отечественных дураков.
Защищайте леса и озера,
Прикрывая их грудью своей,
От губительного разора…
Не забудьте защиту людей!
Защищайте, как наши высоты,
Нашей совести рубежи,
Наших женщин – от хамства чьего-то
И детей – от безверья и лжи.
Крикуны исчезают бесследно,
Но, как совести внутренний глас,
На защиту России – бессмертно
Поднимает гражданственность нас.
Работа в группах
Задание. Гражданские качества человека проявляются в его поступках. В течении нескольких минут (указать) подготовьте небольшой рассказ о настоящем гражданском поступке ( может вспомните свой поступок).
Главное – объяснить, в чем гражданственность этого поступка, чем он отличается от обычных поступков. ( Выслушиваются рассказы групп и задаются вопросы ).
Подводя итоги очень серьезного и нужного, на мой взгляд, разговора, я предлагаю послушать стихотворение тольяттинского поэта Б. Скотневского (читает ученик):
У каждого заботой
Своей
Глаза полны,
Наша родина не что-то,
Она - сегодня мы.
У каждого дорога
Своя или тропа,
Но пусть нас очень много,
Мы все ее судьба.
Она не позабудет
Ни света и ни тьмы,
Она такою будет,
Какими будем мы.
И ей, одной – единой,
В любые времена
Не спрячешься за спины
Хоть широка страна.
Да, ребята , «она такою будет», какими будете вы. Дай – то Бог, чтобы наше будущее было в надежных руках. Смею надеяться – ваших.
Задумайтесь, пожалуйста, и сделайте правильный вывод. Будущее можно улучшить активным вмешательством в настоящее. Растите достойными людьми.
Звучит песня «Любите Россию» (сл. В Милявского, муз. С. Туликова).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Я - гражданин России. Государственные символы.
Урок с применением ИКТ о Государственных символах: гимне, гербе, флаге....
Родительское собрание "Я гражданин России"
В современных социальных условиях одной из важнейших проблем можно назвать проблему гражданского самосознания человека. Современный молодой человек нашей страны должен быть социально активно...
Классный час "Я - маленький гражданин России"
Цель: познакомиться с понятиями: государство, гражданин, конституция; государственные символы страны, герб, флаг, гимн; развивать интерес к истории России; воспитывать чувство ...
Урок гражданственности по теме: "Россия – родина моя. Я – гражданин России."
Классный час расширяющий знания о Государственной символике Российской федерации для 2 класса. Содержит познавательную информацию, конкурсы, творческое задание....
Курс "Молодой гражданин России" Разработка урока "Кто управляет Россией. Выборы президента класса"
Важнейшая задача гражданского воспитания на ступени обучения в начальной школе - расширение кругозора учащихся, развитие их активности, творческих способностей, воображения и формировани...
Открытое мероприятие Учусь быть гражданином!!! «Я гражданин России»
Цели: формирование у воспитанников патриотизма и гражданственности; популяризация государственных символов РФ – Герба, Флага, Гимна; расширение исторических знаний и представлений...
Занятие в группе продлённого дня "Я - гражданин России" (Государственные символы России)
На занятии ребята знакомятся с государственными символами России (флаг, герб, гимн)....