Я гражданин России
классный час (1 класс)

Юлия Сергеевна Курочка

Классный час "Я - гражданин России"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ya_grazhdanin_rossii.doc55 КБ

Предварительный просмотр:

Цель: определить отношение каждого ученика к позиции «быть гражданином»; Затронуть сокровенные чувства в сердцах ребят, высветлить в их душевном мире искреннее гуманное отношение к святым понятиям «Родина», «Отечество».

               

  • А что такое гражданин? Отечества достойный сын. А. Некрасов.
  • Гражданин – это человек, мысли и поступки которого направлены на благо Отечества, на благо своего народа.
  • Каждому человеку в жизни предстоит выбор. Или он становится «винтиком», обладающим своим «отверстием». Или он – Гражданин, влияющий на свою судьбу Отечества разумными и полезными действиями.
  • Государственная символика РФ:

         1.  Текст Гимна России.

              2.  Герб.

              3.  Флаг.

             

          

В одном из рассказов писателя Василия Шукшина выведен образ деревенского парня Пашки. Все знали о его несерьёзном характере. Иначе как «балаболкой» и не называли.

Но вот на автостоянке загорелся бензовоз. Минута – и рванет. Все кинулись врассыпную. А Пашка – за руль полыхающего чудовища и к реке. Едва успел прыгнуть с подножки. А бензовоз прямо с обрыва.

В больнице, с головы до ног закованный гипс, Павел опять балагурит: мол, в космос запускали, пришлось прыгать, а парашют не раскрылся….

Не затейливая история, рассказанная писателем – выдающимся Гражданином. Она повествует о людях, в чьих сердцах живет любовь к человеку, к своему дому, краю, Родине.

Как вы думаете, почему в тексте слово «Гражданин» начинается с большой буквы? 

Что означает слово «Гражданин»? (Лицо, принадлежащее к постоянному населению данного государства, пользующееся его защитой и наделенное совокупностью прав и обязанностей. С.И. Ожегов, Н.Ю.Шведова, толковый словарь русского языка)

 В чем разница между значением этого словаи понятием «гражданин по рождению»?

 Каждый гражданин любой страны должен знать и с чувством относиться к национальной символике.

Проводиться анкетирование.

 

     1.Государственные символы РФ.

     2.Когда принят закон о гербе?

     3.Что собой представляет флаг РФ?

     4.Что означает каждый цвет?

     5.Назовите день флага РФ.

     6.Назовите авторов музыки и слов гимна России.

Какие понятия включают в себя слово «гражданин»? (Ответы учащихся выписываются на доске)

  • Патриотизм
  • Боль за родную природу
  • Высокая нравственность
  • Любовь к родной природе, земле, близким, к своей Родине

 

Но что такое Родина?

 Звучит песня с чего начинается Родина? (Муз. В. Баснера, сл. М.Матусовского)

 Далее ученик читает стихотворение М. Пляцковского «Родина».

«Родина» - мы произносим тихо,

И в глазах задумчивых у нас

Медленно качается гречиха

И дымится луч в рассветный час.

Речка вспоминается, наверное,

Чистая прозрачная до дна,

И сережки светятся на вербе,

И в траве тропинка не видна.

Родина! Отечество святое!

Перелески. Рощи. Берега.

Поле, от пшеницы золотое,

Голубые от луны стога.

Сладкий запах скошенного сена,

Разговор в деревне нараспев,

Где звезда на ставенку присела,

До земли чуть – чуть не долетев.

Я думаю, что вы получили исчерпывающий ответ на заданный вопрос. Сейчас для нашей страны наступили не самые легкие времена. И не мало людей в разговоре о России использует слова: «В этой стране…» Смысл таков: разве может быть « в этой стране» что – нибудь хорошее?! Тут и пренебрежение, и высокомерие. И чувство собственного величия и достоинства. Ведь произнося эти слова, человек намекает, что в другой – то стране он бы …мол , я такой выдающийся, а вот страна подкачала…

 

На протяжении тысячелетия истории России большинство людей, проживавших в «этой стране» и в смутные, и в хорошие времена, гордились своей принадлежностью к ней.

Российский человек мог обладать самыми скромными способностями и дарованиями. Но в определенных обстоятельствах проявлялись его особые свойства, которые свидетельствовали о том, что это Гражданин.

Приведите примеры высокой гражданственности, которую в трудные для страны минуты показывали миллионы россиян.

Россия лучшим своим гражданам ставит памятки. В Москве на Красной площади памятник Минину и Пожарскому с надписью «Благодарная Россия – Гражданину Минину и Пожарскому»

Как вы думаете, ощущать себя гражданином необходимо по заказу или это потребность души, веление сердца?

Школьник – это гражданин?

В каких практических делах выражается ваша позиция гражданина?

«Быть гражданином» - это не просто запись в паспорте, это состояние души и потребность в реализации своих возможностей и способностей на благо любимой Родине и на ее процветанее.

Ученик читает стихотворение Е. Евтушенко «Гражданственность

Ты, гражданственность – флаг, а не флюгер.

Флюгер слишком усердно скрепит.

Тот, кто Родину подлинно любит,

Тот в любви никогда не криклив.

Стань, гражданственность, строже и чище –

Ведь прохожих нелепо хватать.

И, бия себя в грудь кулачищем,

Им орать: « Я люблю твою мать!»

Ты , гражданственность, - Пушкин, Некрасов –

Не бумаринствующей врали,

И замешана ты не на квасе,

И заквашена на крове,

Боль гражданства – не в собственной боли.

Тот, кто истинный гражданин,

Защищает собой все поля,

Даже если он в поле один.

Все мы порознь, как в чаще тропинка,

И дорога, когда мы одно.

 Все мы порознь как в поле травинка,

Ну а вместе -  Бородино.

Показанной героизм – криводушие.

Вы, не чувствуя собственных ран,

Защищайте Россию, как Пушкин,

Незаменимый ее капитан.

Защищайте ее от двуличных

Подхалимов и клеветников

И от «умников» заграничных,

И отечественных дураков.

Защищайте леса и озера,

Прикрывая их грудью своей,

От губительного разора…

Не забудьте защиту людей!

Защищайте, как наши высоты,

Нашей совести рубежи,

Наших женщин – от хамства чьего-то

И детей – от безверья и лжи.

Крикуны исчезают бесследно,

Но, как совести внутренний глас,

На защиту России – бессмертно

Поднимает гражданственность нас.

                                                              Работа в группах

Задание. Гражданские качества человека проявляются в его поступках. В течении нескольких минут (указать) подготовьте небольшой рассказ о настоящем гражданском поступке ( может вспомните свой поступок).

Главное – объяснить, в чем гражданственность этого поступка, чем он отличается от обычных поступков. ( Выслушиваются рассказы групп и задаются вопросы ).

Подводя итоги очень серьезного и нужного, на мой взгляд, разговора, я предлагаю послушать стихотворение тольяттинского поэта Б. Скотневского (читает ученик):

У каждого заботой

Своей

Глаза полны,

Наша родина не что-то,

Она - сегодня мы.

У каждого дорога

Своя или тропа,

Но пусть нас очень много,

Мы все ее судьба.

Она не позабудет

Ни света и ни тьмы,

Она такою будет,

Какими будем мы.

И ей, одной – единой,

В любые времена

Не спрячешься за спины

Хоть широка страна.

    Да, ребята , «она такою будет», какими будете вы. Дай – то Бог, чтобы наше будущее было в надежных руках. Смею надеяться – ваших.

Задумайтесь, пожалуйста, и сделайте правильный вывод. Будущее можно улучшить активным вмешательством в настоящее. Растите достойными людьми.

Звучит песня «Любите Россию» (сл. В Милявского, муз. С. Туликова).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Я - гражданин России. Государственные символы.

Урок с применением ИКТ о Государственных символах: гимне, гербе, флаге....

Родительское собрание "Я гражданин России"

          В современных социальных условиях одной из важнейших проблем можно назвать проблему гражданского самосознания человека. Современный молодой человек нашей страны должен быть социально активно...

Классный час "Я - маленький гражданин России"

Цель: познакомиться с понятиями: государство, гражданин, конституция; государственные символы страны, герб, флаг, гимн; развивать интерес к истории России; воспитывать чувство ...

Урок гражданственности по теме: "Россия – родина моя. Я – гражданин России."

Классный час расширяющий знания о  Государственной символике Российской федерации для 2 класса. Содержит познавательную информацию, конкурсы, творческое задание....

Курс "Молодой гражданин России" Разработка урока "Кто управляет Россией. Выборы президента класса"

  Важнейшая задача гражданского воспитания на ступени обучения в начальной школе - расширение кругозора учащихся, развитие их активности, творческих способностей, воображения и формировани...

Открытое мероприятие Учусь быть гражданином!!! «Я гражданин России»

Цели: формирование у воспитанников патриотизма и гражданственности; популяризация государственных символов РФ – Герба, Флага, Гимна; расширение исторических знаний и представлений...

Занятие в группе продлённого дня "Я - гражданин России" (Государственные символы России)

На занятии ребята знакомятся с государственными символами России (флаг, герб, гимн)....