Музыкально – патриотическая композиция «Символы России» (классный час для обучающихся 1-4 классов)
классный час (1, 2, 3, 4 класс)
Музыкально – патриотическая композиция «Символы России»
(классный час для обучающихся 1-4 классов)
Цель: способствовать становлению у обучающихся гражданского самосознания
Задачи:
- познакомить учащихся с символами Российской Федерации, с их назначением и ролью в жизни гражданина страны;
- способствовать развитию навыков аналитического мышления, речи и памяти учащихся;
- воспитание чувства гражданства, формирование уважительного отношения к государству и государственной символике.
Оборудование: музыкальное сопровождение – 22 минуты.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
stsenariy.docx | 33.89 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Музыкально – патриотическая композиция «Символы России»
(классный час для обучающихся 1-4 классов)
Цель: способствовать становлению у обучающихся гражданского самосознания
Задачи:
- познакомить учащихся с символами Российской Федерации, с их назначением и ролью в жизни гражданина страны;
- способствовать развитию навыков аналитического мышления, речи и памяти учащихся;
- воспитание чувства гражданства, формирование уважительного отношения к государству и государственной символике.
Оборудование: музыкальное сопровождение – 22 минуты.
Ход занятия
Слайд 1.
Ведущий: Здравствуйте, ребята!
Тема нашей беседы достаточно распространенная, но очень важная. Отгадайте загадку:
Здесь родился, живешь,
Уезжаешь — скучаешь,
Как зовут это место, знаешь?
Дети: Родина
Ведущий: А как вы понимаете слово «Родина»? Что для вас значит это слово – Родина?
(ответы учеников)
Слайд 2.
- Посмотрите, какие определения слова Родина, я нашла в словарях.
Толковый словарь Ожегова:
1.Отечество, родная страна. Любовь к родине. Защита родины.
2. Место рождения, происхождения кого-нибудь, чего-нибудь, возникновения чего-нибудь
3. Вторая родина - место, давшее кому-н. приют, ставшее родным.
Толковый словарь Даля
РОДИНА – родить, родня
Слайд 3.
- У Михаила Матусовского есть хорошие слова: С чего начинается Родина? На этот вопрос каждый ответит по своему, у каждого свои представления о Родине. Но одно ясно, что Родина – это самое дорогое, что есть у человека.
Ведущий: Родина - это и великая страна с великой историей.
(видеоролик *1 – 2,24 мин)
- Родина - это и тот клочок земли, где ты родился и рос.
- Тот клочок земли, где находятся могилы твоих предков.
- Где ты познал первые радости и неудачи.
Слайд 4.
Ведущий: У нашей Родины есть красивое название – Россия.
Ведущий: Россия – это государство с большой историей, огромной территорией, многочисленным богатством природных ресурсов, многонациональным народом, великой культурой, а самое главное – самой красивой природой. Да, ребята, мы живем в большой, доброй, сильной и очень красивой стране.
Слайд 5.
Ведущий: Как же образовалось наше государство?
(видеоролик *2 -2,31 мин)
Россия -
- это 1/9 площади всей суши
- это самая большая страна в мире
- это более 100 наций и народностей
- это страна, победившая во 2-ой мировой войне
- это ракеты, автомат Калашникова, истребители СУ-27 пилотажной группы «Русские витязи»
- это самые большие запасы газа и нефти в мире
- это первый полет в космос (Ю.А.Гагарин)
- это Пушкин и Толстой
- это Гжель, Жостово, Хохлома, Вологодское кружево и Городецкая роспись
- это русский балет и фигурное катание
- это самовары и русская печка, это русские матрешки, балалайки и гармошки, частушки и «Калинка-малинка»
- это царь-колокол и царь-пушка, оружейная палата, алмазный фонд и янтарная комната и многое-многое другое.
- Россия – это самая великая страна, на территории которой проживает самая великая нация, говорящая на самом великом РУССКОМ языке! Россия – моя Родина, я горжусь ею!
Слайд 6.
(видеоролик *3 -0,46 мин)
Ведущий: Что вы узнали из данного отрывка?
(Ответы детей)
Слайд 7.
- Ребята, назовите тему нашего классного часа.
Дети: Символы России.
Слайд 8.
Ведущий: Сегодня мы познакомимся с самыми важными для любого государства атрибутами. Назовите их.
Герб, флаг, гимн…
Ведущий: Государственная символика – это важная общечеловеческая, государственная ценность. Символика - понятие сложное, но и очень богатое. Как уже отмечалось, оно объединяет знания о символах, принятых государством, организациями, партиями, объединениями людей.
- Символы возникли и существуют с древнейших времен, и будут существовать вечно.
- Каждое государство имеет свои символы и эмблемы. Государственные символы основаны на исторической преемственности и исторических традициях; любое надругательство над ними наказуемо.
Слайд 9. Государственный флаг.
- Наш флаг имеет прямоугольную форму и состоит из трех горизонтальных полос.
Кто из вас знает, как иначе называют флаг?
Знамя
- Эти слова означают одно и то же, только слово знамя – славянское, а флаг – голландское. Раньше на Руси знамя еще называли стягом. Знамена появились еще в древности – они были у многих древних народов. Раньше в битвах знамена имели большое значение, поскольку указывали местонахождение военачальников и отдельных отрядов.
- Какие цвета вы видите на нашем флаге?
Белый. Синий. Красный
- Эти цвета не случайно появились на нашем флаге. Об истории их возникновения расскажет нам этот фильм.
(видеоролик *4 -3,11 мин)
- Когда же поднимают флаг?
Под флагом солдаты идут в бой, чтобы защитить свою Родину. Флаг поднимают во время спортивных соревнований в случае победы наших спортсменов. Его вывешивают на улицах и зданиях во время торжественных праздников.
- Какова же трактовка значений цветов флага России?
Белый цвет означает мир, чистоту, непорочность, совершенство; синий - цвет веры и верности, постоянства; красный цвет символизирует энергию, силу, кровь, пролитую за Отечество.
- Мы гордимся нашим флагом, которому уже более трехсот лет.
Слайд 10. Государственный герб.
- У всякого государства и почти у всякого города есть свой отличительный знак. Такой знак мы называем «герб».
У России величавой
На гербе орёл двуглавый,
Чтоб на запад и восток
Он смотреть бы сразу мог.
Сильный, мудрый он и гордый.
Он России дух свободный.
Герб есть и у нашей родины – России.
- Посмотрите на герб и скажите, очертание какого старинного вооружения напоминает герб?
Щит
- В поле красного щита расположен золотой двуглавый орел. В лапах орла-скипетр и держава. Скипетр – это жезл, символ власти. Он украшен резьбой и драгоценными камнями. Держава – это золотой шар с крестом наверху. Корона, скипетр и держава когда-то служили знаками царской власти. Теперь у нас царя нет. Сегодня они напоминают нам о прошлом нашей страны и символизируют независимость России от других государств. На груди орла красный щит с изображением святого Георгия, колющего змия. Наш современный герб очень древний. Ему уже более пятисот лет.
(видеоролик *5 -1,57)
- Где мы можем увидеть изображение герба?
Слайд 11:
На пограничных столбах, символизируя, что тут начинается территория нашего государства. Его мы видим на монетах. Печатью с изображением герба скрепляются все важные документы.
Слайд 12: Государственный гимн.
- О каком символе России мы еще не поговорили?
Гимн.
- А вы знаете, что такое гимн?
Гимн – это торжественная песня или просто мелодия. Она исполняется в особых, торжественных случаях.
- Мы уже говорили, что гимн исполняется в случае победы наших спортсменов на международных соревнованиях.
- Зачем же это делают?
Тем самым выражается уважение к стране, из которой происходит спортсмен.
- Гимн мы слышим в дни торжественных праздников, собраний, когда производятся парады. Когда исполняется гимн, люди встают, мужчины должны снять головные уборы.
Наш гимн величествен, в его словах прославляется наша родина – Россия. Наш гимн значительно моложе флага и герба, однако и он имеет свою историю. Музыке гимна уже более 50 лет.
Слайд 13: (аудио 1а -0,41 мин)
- Россия некоторое время вообще обходилась без государственного гимна. Тогда церемонии принятия заморских послов и прочие события государственного характера проводились под те или иные церковные песнопения. Все это продолжалось вплоть до конца 1780-х годов. Временем, когда взяла свое начало история русского гимна, можно считать конец правления императора Петра I. Именно тогда самодержец издал приказ исполнять ораторию «Преображенский марш Петра Великого» на всех официальных государственных мероприятиях. Это сделало Преображенский марш самым главным и значимым в стране музыкальным произведением.
Слайд 14: (аудио 2а -0,48 мин)
«Боже, царя храни!» - первый гимн России. История его создания берет свое начало после окончания Отечественной войны в 1812-м году. Другое название этого гимна – «Молитва русских». Слова к этому произведению написал известный русский поэт Василий Андреевич Жуковский. Самое первое его исполнение пришлось на празднование годовщины со дня открытия Царскосельского лицея. Кроме того, самым знаменательным событием для российского гимна того времени было прикосновение к нему Солнца русской поэзии – Александра Пушкина. В 1833 году во время празднования годовщины победы русской армии над Наполеоном история развития и формирования гимна России получила свое неожиданное продолжение. Теперь музыкальное произведение «Боже, царя храни!» приобрело статус официального гимна. Слова были переписаны князем Львовым. Этот гимн звучал вплоть до отречения от престола императора Николая II в 1917-м году.
Слайд 15: (аудио 3а -1,16 мин)
Вождь мирового пролетариата В.И. Ленин не вдохновился данным музыкальным произведением. В результате был издан указ о замене этого гимна на «Интернационал». Ему было суждено просуществовать недолго. Уже на III съезде Советов он был отменен.
Слайд 16: (аудио 4а -1,12 мин)
История современного гимна России, его развития взяла свое начало в военное время: 1 января 1944 года. Именно тогда по радио прозвучало музыкальное произведение Михалкова и Эль-Регистана под названием «Союз нерушимый республик свободных». Именно этот гимн стал официально исполняться на тех или иных государственных церемониях и торжественных мероприятиях с 15 марта 1944 года по 11 декабря 1993 года.
Слайд 17:
После перестройки автор этого гимна Сергей Михалков переписал его слова на музыку Александрова. В конце концов, гимн Российской Федерации был официально утвержден с 24 марта 2001 года после подписания соответствующего указа президентом В.В. Путиным.
(видеоролик *6 -3,42 мин)
Слайд 18:
В России существуют и другие исторические символы, имеющие государственное значение. Это столица России – город Москва.
Москва – это Красная площадь.
Москва – это башни Кремля.
Москва – это сердце России,
Которое, любит тебя.
(видеоролик *7 -2,00 мин)
Слайд 19:
- Почти вся территория планеты (за исключением южного и северного полюса) разделена на государства. У каждого государства есть свои оригинальные эмблемы или символы, по которым эту страну отличают от остальных. У каждого государства есть правительство и глава государства, в том числе и у России.
Кто является главой нашего государства? (Президент)
Глава Российского государства – президент Владимир Владимирович Путин. Инаугурация президента – принесение присяги.
(видеоролик *8 -0,58)
Слайд 20:
Рефлексия.
- Вспомните тему нашего классного часа.
- Какие символы России знаете?
Все люди должны знать символы России, ведь мы её граждане. Мы должны с уважением относиться к символам родины, любить свою страну и все делать для ее процветания.
- В начале урока вы сказали, что для вас означает слово Родина. А можете ли вы сейчас сказать, что для вас значит слово Россия?
Ответы детей
Россия – это наша страна, наша Родина. Мы - будущее нашей страны, от нас зависит будущее страны. Мы любимой Родины молодые граждане, школьники и школьницы – дружная семья. Мы должны защищать нашу страну, охранять ее природу, приумножать ее богатства. Только человек, который любит свою страну, свой народ сможет для нее сделать многое.
- Закончить наш урок я хочу стихотворением В. Гудимова «Моя Россия»
Нет края на свете красивей,
Нет Родины в мире светлей!
Россия, Россия, Россия, –
Что может быть сердцу милей?
Кто был тебе равен по силе?
Терпел пораженья любой!
Россия, Россия, Россия, –
Мы в горе и счастье – с тобой!
Россия! Как Синюю птицу,
Тебя бережём мы и чтим,
А если нарушат границу,
Мы грудью тебя защитим!
И если бы нас вдруг спросили:
"А чем дорога вам страна?"
– Да тем, что для всех нас Россия,
Как мама родная, – одна!
Приложение: (если осталось время)
- Мы сегодня совершили с вами небольшое путешествие в прошлое нашей Родины. Все хорошо работали, и я надеюсь, многое запомнили и сможете рассказать дома своим папам и мамам.
В заключение занятия давайте вспомним некоторые пословицы о Родине.
«Нет ничего краше, чем Родина наша»
«Смело иди в бой - Родина за тобой»
«С родной земли - умри не сходи»
«Кто на нашу землю с мечом придет, тот от него и погибнет. Так было, так есть и так будет!»
- Мы с вами поговорили о символах нашей Родины России. Я надеюсь, наше путешествие было для вас интересным и познавательным. И теперь я предлагаю вам разгадать кроссворд.
Кроссворд.
Кроссворд «Государственные символы России»
Если в колонки по горизонтали будут правильно вписаны слова, то по вертикали получится ключевое слово - Фамилия автора музыки российского гимна.
1. Полотнище, являющиеся символом государства, выражающее идею его единства, независимости и суверенитета.
2. Символ власти российских монархов.
3. Автор стихов государственного гимна России.
4. Хвалебная песня, прославляющая красоту родной земли, ее богатства, подвиги предков во имя Отечества
5. Эмблема государства, города, рода.
6. Символ царской власти, введенный в обиход самодержцем Борисом Годуновым
7. Птица - древнейший символ власти, верховенства, силы и мудрости.
ОТВЕТЫ: 1. флаг. 2.скипетр. 3.Михалков 4.гимн. 5держава,6. герб 7.орел 8.Александров.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Символы России. Классный час
Данная работа, классный час на тему "Символы России", предназначена для учащихся начальных классов. Классный час ставит перед собой задачудать общее представление о понятиях «гимн», «герб», «флаг». Ра...
Литературно-музыкальная композиция "Любовь в духовном и светском представлении" (3-4 класс)
Духовно-нравственное воспитание детей одна из важнейших составляющих ФГОС. Мы должны воспитывать в детях чувство ответственности, доброжелательного отношения друг к другу, умение дружить и отвечать за...
Методическая разработка мероприятия по патриотическому воспитанию учащихся. Музыкально-литературная композиция "Женщина и война" учителя музыки ГБОУ гимназия №209 Центрального района Санкт-Петербурга "Павловская гимназия" Н.А. Ягудиной
Необходимость таких мероприятий очень нужна и важна! Мы должны воспитывать в детях патриотическое созание, чувство гордости за свою страну, уважение к старшему поколению, уважение к подвигу ЧЕЛО...
Литературно-музыкальная композиция для обучающихся 3-4 классов «Незабвенный милой образ» посвященная Дню матери
Литературно-музыкальная композиция целью которой является воспевание образа женщины-матери....
Музыкально-поэтическая композиция, посвящённая Дню Победы в ВОв (для 3-4 классов) «Через года – ПОМНИТЕ !».
Цели: познакомить с историей нашей страны в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.; развивать речь , способность выразительно переда...
"Символы России" классный час
quot;Символы России и Репьевского района" классный час...
Символы России для обучающихся 1–2 классов по теме «КАКИЕ В НАШЕЙ СТРАНЕ ЕСТЬ СИМВОЛЫ?»
Цель: воспитывать у обучающихся уважение к символам государства (герб, флаг, гимн),знакомство с гербом, правилами его составления.Формирующиеся ценности: историческая память и преемственность поколени...