Внеурочная деятельность. "Занимательная грамматика" рабочая программа
рабочая программа
Успешное овладение знаниями в начальных классах общеобразовательной школы невозможно без интереса детей к учебе. Основной формой обучения в школе является урок. Строгие рамки урока и насыщенность программы не всегда позволяют ответить на вопросы детей, показать им богатство русского языка, раскрыть многие его “тайны”. В этом случае на помощь приходят внеурочные занятия “Занимательная грамматика”, являющиеся закономерным продолжением урока, его дополнением.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
moya_programma_zanimat_grammatika_peredel.docx | 33.22 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение
Новобурейская средняя общеобразовательная школа №3
«Рассмотренно» «Согласовано» «Утверждено»
на заседании методического Заместитель директора Директор МОБУ
совета протокол №1 по воспитательной работ Новобурейской СОШ №3
от 29.08.2021года
___________Е.В.Изместьева ______________Д.Н.Туманов
Приказ от 31.08.2021 №2
Рабочая программа по внеурочной деятельности
«Занимательная грамматика »
( общеинтеллектуальное направление)
Возраст обучающихся 7-11 лет
Срок реализации 4 года
Составитель:
Учитель нач.классов
Первой категории
Ланкина Юлия Владимировна
П.Новобурейский
2020-2021 уч. год.
Планируемые результаты освоения курса «Занимательная грамматика»
Требования к личностным, метапредметным и предметным результатам освоения курса «Занимательная грамматика»
В результате изучения данного курса в первом классе обучающиеся получат возможность формирования
Личностных результатов:
- определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы);
- в предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, при поддержке других участников группы и педагога, делать выбор, как поступить, опираясь на этические нормы.
Метапредметные результаты:
Регулятивные УДД:
- определять и формулировать цель деятельности с помощью педагога;
- проговаривать последовательность действий;
- учиться высказывать свое предположение (версию);
- учиться работать по предложенному педагогом плану;
- учиться отличать верно выполненное задание от неверного;
- учиться совместно с педагогом и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности товарищей.
Познавательные УДД:
- ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью педагога;
- учиться добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт, информацию, полученную от педагога, и используя учебную литературу;
- учиться распознавать литературные жанры.
Коммуникативные УДД:
- учиться выражать свои мысли;
- учиться объяснять свое несогласие и пытаться договориться;
- овладевать навыками сотрудничества в группе в совместном решении учебной задачи.
Предметными результатами являются формирование следующих умений:
- сравнивать слова по написанию и произношению;
- определять разницу между звуком и буквой;
- устанавливать общие признаки жанров;
- находить языковые закономерности ;
- определять последовательность работы над словом.
Содержание курса внеурочной деятельности
Программа 1 класс. 1 час в неделю. (34 часа)
Раздел. На что похожа буква.. (11 часов)
Знакомство детей с разницей между буквой и звуком. Игры: «Буква потерялась», кроссворды, «Веселые стихи» Заходера. Создание «маленького словарика» для слов, начинающихся на одну букву.
Раздел. Народное творчество. (8 часов)
Знакомить детей с жанрами устного народного творчества. Рисование загадок, частушек, инсценировка известных русских пословиц, поговорок. Простые русские игры.
Раздел. Игра со словами. (10 часов)
Знакомство с минимальной единицей языка(слогом, словом) Предлагаемые игры: «Слово в слове», «Слоговое лото», «Рифмуем слова», «Слоговой аукцион». Использование сборника «Занимательная грамматика».
Раздел. Разное. (6 часов)
Программа 2 класс. 1 час в неделю. (34 часа)
Раздел. Историческая страничка. (4 часа)
Знакомство с устной, письменной речью. Когда и как появилась речь? Как появился алфавит? Алфавиты разных языков.
Раздел. Русский язык – какой он. (3 часа)
Чтение русских народных сказок. Язык сказок, художественные средства языка сказок. Сочинение сказки (бытовой, приключенческой, на школьную тему).
Раздел. Язык и речь. (6 часов)
Потребность в речи. Язык «костра» у древних племен, язык «свиста», рисуночное письмо. Общепринятые символы.
Раздел. Главное правило. (5 часов)
Фонемы. Игры с фонемами. Инсценировка стихотворения Б. Заходера «Кит и кот».
Раздел. Из чего строятся слова?(7 часов)
Родственные слова. Многозначность слова. Слова-палиндромы.
Разное. (9 часов)
Знакомство с анаграммами, омонимами, омографами, омофонами, фразеологизмами.
Программа 3 класс. 1 час в неделю. (34 часа)
Раздел. Историческая страничка. (3 часа)
Знакомство с историческими событиями о возникновении письменности, о первых книгопечатниках.
Раздел. Мир слов. (7 часов)
Знакомство с историзмами, архаизмами, неологизмами.
Раздел. Литературная страничка. (5 часов)
В гости приходят литературные герои.
Раздел. Развитие речи. (7 часов)
Редактирование текста.
Раздел. Словари.(6 часов)
Словари: орфографический, фразеологический, толковый, этимологический, синонимов.
Разное. (6 часов)
Программа 4 класс. 1 час в неделю. (34 часа)
Раздел. Порядок. (7 часов)
Части речи в игре. Удивительное имя существительное. Замечательное имя прилагательное. Братцы-глаголы.
Раздел. Разное. (16 часов)
Рифмовка слов. Написание стихов. Театрализованные представления.
Раздел. Типы текстов. (3 часа)
Типы текстов: описание, повествование, рассуждение.
Раздел. Поиграем. (6 часов)
Игры: КВНы, викторины, чайнворды, ребусы, анаграммы, кроссворды.
Раздел. Историческая страничка.(2 часа)
Даль. Ожегов. Биографии.
Тематическое планирование. 1 класс. 1 час в неделю.
Занятие | Тема | Кол.час | Число |
1. | Введение в курс | 1 ч. | |
2-12 | На что похожа буква? - Фонетическая зарядка. - Кто внимательней? (выделение звука) - Сказка про буквы. - Кто больше? - Любопытный (сказка на одну букву). - Доскажи словечко (отгадки на одну букву). - Буква потерялась. - Кроссворды из слов, начинающихся с одной буквы. - Анаграммы. - Ребусы. - Веселые стихи. - «Маленький» словарик (крылатые слова, выражения, происхождение слов) | 11 ч. | |
13 -20 | Народное творчество - Загадки. Рисование загадок. - Чистоговорки. - Скороговорки. - Пословицы, поговорки на определенные темы. - Инсценировка пословиц, поговорок. - Считалки. Игра «Поиграем в прятки». - Детские потешки. -Школьные частушки. | 8 ч. | |
21-30 | Игра со словами. - Превращение слов. - Словесная лесенка. - Из одного слова – несколько. - Слоговой аукцион. - Закончи предложение (словом на определенную букву) - Волшебная цепочка - Слоговое лото - Дополните слово - Найди слово в слове | 10 ч. | |
31 | Соревнование телефонистов. | 1 ч. | |
32. | Рифмуем слова. | 1 ч. | |
33. | Послушай сказку, дружок. | 1 ч. | |
34. | Итоговое занятие. | 1 ч. |
Тематическое планирование 2 класс. 1 час в неделю
Занятие | Тема | Колич. часов | Число |
1 | Повторение за 1 класс. | 1 ч. | |
2-5 | Историческая страничка. - Появление устной и письменной речи. - Как появился алфавит. - Появление букв ять, ижица. - Древние письмена. | 4 ч. | |
6-8 | Русский язык – какой он? - Жили-были или тридесятое царство. - Попробуем написать сказку. - Какие слова нам больше нужны? | 3 ч. | |
9-14 | Язык и речь. - Нарисуй мне письмо. - Какая бывает речь? - Где рождается речь? - Откуда разные языки? - Языки живые и мертвые. - Кто такой полиглот? | 6 ч. | |
15-19 | Главное правило. - Ошибкоопасные места. - Тайна фонемы. - Опасные согласные. - На сцене гласные. - Фонемы повелевают буквами. | 5 ч. | |
20-26 | Из чего строятся слова? - Строительная работа морфем. - Где хранятся слова? - Жизнь слова. - Палиндромы - слова. - Слова – «родственники». - Не лезьте за словом в карман. | 7 ч. | |
27 | Анаграммы. Из нарицательных в собственные. | 1 ч. | |
28 | Омонимы. | 1 ч. | |
29 | Омофоны. | 1 ч. | |
30 | Омоформы. | 1 ч. | |
31 | Синонимы. | 1 ч. | |
32 | Антонимы. | 1 ч. | |
33 | Фразеологический зверинец. | 1 ч. | |
34 | Итоговое занятие | 1 ч. |
Тематическое планирование 3 класс. 1 час в неделю
Занятие | Тема | Колич. часов | Число |
1 | Повторение за 2 класс. | 1 ч. | |
2-4 | Историческая страничка. - Появление устной и письменной речи. - Первые книгопечатники. - Первые книги.
| 3 ч. | |
5-11 | Мир слов. - Историзмы. - Слова – архаизмы - Слова - неологизмы - Нахождение слов в тексте. - Еще слова. - Найди сам. - Помог словарик. | 7 ч. | |
12-16 | Литературная страничка. - В гости к русским сказкам. - В гости в Скандинавию. - Африканские сказки. - Сказки народов Камчатки - Сказки народов мира. | 5 ч. | |
17-23 | Развитие речи. - Продолжи текст. - Вставь слово. - Найди правильное слово. - Редактирование текста. - Начни текст. - Что пропущено? - Повторы. | 7 ч. | |
24-29 | Словари. - Орфографический словарь - Фразеологический словарь. - Толковый словарь. - Этимологический словарь. - Словарь синонимов. - Словарь ударений. | 6 ч. | |
30 | Тесты Айзенка | 1 ч. | |
31. | Ребусы | 1 ч. | |
32 | Кроссворды | 1 ч. | |
33. | Анаграммы | 1 ч. | |
34. | Итоговое занятие. | 1 ч. |
Тематическое планирование 4 класс. 1 час в неделю
Занятие | Тема | Колич. часов | Число |
1 | Повторение за 3 класс. | 1 ч. | |
2-8 | Порядок (части речи). - Как навести порядок. - Части разные нужны, части разные важны. - Как получше рассказать? - Прилагательное – друг существительного. - Как привести все в движение? - Все происходит в разное время. - Зачем речи наречия?
| 7 ч. | |
9. 10. 11. 12. 13. 14. 15. 16. 17. 18. 19. 20. | «Глокая куздра» - Точка, точка, запятая. - Что можно строить из абзацев? - Что важно в тексте? - Автор, текст, читатель. - Учимся писать стихи. - Рифмованные точки. - Учимся писать сказки. - Что такое театр. - Спектакль. - Мы артисты. - Представление. | 1 ч. 1 ч. 1 ч. 1 ч. 1 ч. 1 ч. 1 ч. 1 ч. 1 ч. 1 ч. 1 ч. 1 ч. | |
21-23 | Типы текстов. - Текст-описание. - Текст – повествование. - Текст – рассуждение. | 3 ч. | |
24-29 | Поиграем! - КВН. - Литературная викторина. - Чайнворд. - Литературные герои в ребусах. - Угадай меня. - Объясни, кто я? | 6 ч. | |
30-31 | Историческая страничка. - В. Даль. - Ожегов. | 2 ч. | |
32. | Живая страничка. Волк, медведь, заяц(происхождение слов) | 1 ч. | |
33. | Игра «Умники, умницы» | 1 ч. | |
34 | Итоговое занятие. | 1 ч. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа внеурочной деятельности"Занимательная математика" 1-4 кл.
Программа внеурочной деятельности...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ МАТЕМАТИКА"
Программа кружка «Занимательная математика» рассматривается в рамках реализации ФГОС НОО и направлена на общеинтеллектуальное развитие обучающихся.Развитие интеллекта – это целенаправленный и ор...
Программа внеурочной деятельности .Занимательный русский язык.1-4 класс
Программа внеурочной деятельности предназначена для работы в 1-4 классах, с целью развития интереса к русскому языку....
Программа внеурочной деятельности "Занимательный русский язык"
Программа внеурочной деятельности "Занимательный русский язык" для 1-4 классов. Все занятия проводятся в игровой форме, с динамическими моментами....
Программа по внеурочной деятельности "Занимательная грамматика"
Содержание программы "Занимательная грамматика"и примерное тематическое планирование по внеурочной деятельности в 1 классе....
Рабочая программа внеурочной деятельности "Занимательная математика". 1-4 класс. Аннотация к рабочей программе.
Рабочая программа внеурочной деятельности "Занимательная математика" для учащихся 1-4 классов включает: пояснительную записку, общую характеристику курса, принципы построения ...
Внеурочная деятельность «Занимательная математика»: программа 1-4 2022г, олимпиады и занимательный материал
Внеурочная деятельность «Занимательная математика»: программа 1-4 2022г, олимпиады и занимательный материал...