Внеурочная деятельность. "Занимательная грамматика" рабочая программа
рабочая программа

Ланкина Юлия Владимировна

Успешное овладение знаниями в начальных классах общеобразовательной школы невозможно без интереса детей к учебе. Основной формой обучения в школе является урок. Строгие рамки урока и насыщенность программы не всегда позволяют ответить на вопросы детей, показать им богатство русского языка, раскрыть многие его “тайны”. В этом случае на помощь приходят внеурочные занятия  “Занимательная грамматика”, являющиеся закономерным продолжением урока, его дополнением. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл moya_programma_zanimat_grammatika_peredel.docx33.22 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение

Новобурейская средняя общеобразовательная школа №3

«Рассмотренно»        «Согласовано»          «Утверждено»

на заседании методического        Заместитель директора        Директор МОБУ

совета протокол №1        по воспитательной работ                            Новобурейской СОШ №3

от  29.08.2021года

        ___________Е.В.Изместьева                 ______________Д.Н.Туманов

                                     Приказ от 31.08.2021 №2

Рабочая  программа по                                                                              внеурочной деятельности

«Занимательная  грамматика »

( общеинтеллектуальное направление)

Возраст обучающихся 7-11 лет

Срок реализации 4 года

D:\КАРТИНКИ ГРАМОТЫ\КАРТИНКИ ШКОЛА\Read-a-Book.gif

Составитель:

Учитель нач.классов

Первой категории

Ланкина Юлия Владимировна

П.Новобурейский

2020-2021 уч. год.

Планируемые результаты освоения  курса «Занимательная грамматика»

Требования к личностным, метапредметным и предметным результатам освоения курса «Занимательная грамматика»

В результате изучения данного курса в первом классе обучающиеся получат возможность формирования

Личностных результатов:

  • определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы);
  • в предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, при поддержке других участников группы и педагога, делать выбор, как поступить, опираясь на этические нормы.

Метапредметные результаты:

Регулятивные УДД:

  • определять и формулировать цель деятельности с помощью педагога;
  • проговаривать последовательность действий;
  • учиться высказывать свое предположение (версию);
  • учиться работать по предложенному педагогом плану;
  • учиться отличать верно выполненное задание от неверного;
  • учиться совместно с педагогом и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности товарищей.

Познавательные УДД:

  • ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью педагога;
  • учиться добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт, информацию, полученную от педагога, и используя учебную литературу;
  • учиться распознавать литературные жанры.

Коммуникативные УДД:

  • учиться выражать свои мысли;
  • учиться объяснять свое несогласие и пытаться договориться;
  • овладевать навыками сотрудничества в группе в совместном решении учебной задачи.

Предметными результатами являются формирование следующих умений:

  • сравнивать слова по написанию и произношению;
  • определять разницу между звуком и буквой;
  • устанавливать общие признаки жанров;
  • находить языковые закономерности ;
  • определять последовательность работы над словом.

Содержание курса внеурочной деятельности

   

Программа 1 класс. 1 час в неделю. (34 часа)

Раздел. На что похожа буква.. (11 часов)

Знакомство детей с разницей между буквой и звуком. Игры: «Буква потерялась», кроссворды, «Веселые стихи» Заходера. Создание «маленького словарика» для слов, начинающихся на одну букву.

Раздел. Народное творчество. (8 часов)

Знакомить детей с жанрами устного народного творчества. Рисование загадок, частушек, инсценировка известных русских пословиц, поговорок. Простые русские игры.

Раздел. Игра со словами. (10 часов)

Знакомство с минимальной единицей языка(слогом, словом) Предлагаемые игры: «Слово в слове», «Слоговое лото», «Рифмуем слова», «Слоговой аукцион». Использование сборника «Занимательная грамматика».

Раздел. Разное. (6 часов)

Программа 2 класс. 1 час в неделю. (34 часа)

Раздел. Историческая страничка. (4 часа)

Знакомство с устной, письменной речью. Когда и как появилась речь? Как появился алфавит? Алфавиты разных языков.

Раздел. Русский язык – какой он. (3 часа)

Чтение русских народных сказок. Язык сказок, художественные средства языка сказок. Сочинение сказки (бытовой, приключенческой, на школьную тему).

Раздел. Язык и речь. (6 часов)

Потребность в речи.  Язык «костра» у древних племен, язык «свиста», рисуночное письмо.  Общепринятые символы.

Раздел. Главное правило. (5 часов)

Фонемы. Игры с фонемами. Инсценировка стихотворения Б. Заходера «Кит и кот».

Раздел. Из чего строятся слова?(7 часов)

Родственные слова. Многозначность слова. Слова-палиндромы.

Разное. (9 часов)

     Знакомство с анаграммами, омонимами, омографами, омофонами, фразеологизмами.

Программа 3 класс. 1 час в неделю. (34 часа)

Раздел. Историческая страничка. (3 часа)

Знакомство с историческими событиями о возникновении письменности, о первых книгопечатниках.

Раздел. Мир слов. (7 часов)

Знакомство с историзмами, архаизмами, неологизмами.

Раздел. Литературная страничка. (5 часов)

В гости приходят литературные герои.

Раздел. Развитие речи. (7 часов)

Редактирование текста.

Раздел. Словари.(6 часов)

Словари: орфографический, фразеологический, толковый, этимологический, синонимов.

Разное. (6 часов)

   

Программа 4 класс. 1 час в неделю. (34 часа)

Раздел. Порядок. (7 часов)

Части речи в игре. Удивительное имя существительное. Замечательное имя прилагательное. Братцы-глаголы.

Раздел. Разное. (16 часов)

Рифмовка слов. Написание стихов. Театрализованные представления.

Раздел. Типы текстов. (3 часа)

Типы текстов: описание, повествование, рассуждение.

Раздел. Поиграем. (6 часов)

Игры: КВНы, викторины, чайнворды, ребусы, анаграммы, кроссворды.

Раздел. Историческая страничка.(2 часа)

Даль. Ожегов. Биографии.

 

Тематическое планирование. 1 класс. 1 час в неделю.

Занятие

Тема

Кол.час

Число

1.

Введение в курс

1 ч.

2-12

На что похожа буква?

- Фонетическая зарядка.

- Кто внимательней? (выделение звука)

- Сказка про буквы.

- Кто больше?

- Любопытный (сказка на одну букву).

- Доскажи словечко (отгадки на одну букву).

- Буква потерялась.

- Кроссворды из слов, начинающихся с одной буквы.

- Анаграммы.

- Ребусы.

- Веселые стихи.

- «Маленький» словарик (крылатые слова, выражения, происхождение слов)

11 ч.

13 -20

Народное творчество

- Загадки. Рисование загадок.

- Чистоговорки.

- Скороговорки.

- Пословицы, поговорки на определенные темы.

- Инсценировка пословиц, поговорок.

- Считалки. Игра «Поиграем в прятки».

- Детские потешки.

-Школьные частушки.

8 ч.

21-30

Игра со словами.

- Превращение слов.

- Словесная лесенка.

- Из одного слова – несколько.

- Слоговой аукцион.

- Закончи предложение (словом на определенную букву)

- Волшебная цепочка

- Слоговое лото

- Дополните слово

- Найди слово в слове

10 ч.

31

Соревнование телефонистов.

1 ч.

32.

Рифмуем слова.

1 ч.

33.

Послушай сказку, дружок.

1 ч.

34.

Итоговое занятие.

1 ч.

       

                                 Тематическое планирование 2 класс. 1 час в неделю

Занятие

                  Тема

Колич. часов

Число

1

Повторение за 1 класс.

1 ч.

2-5

Историческая страничка.

  - Появление устной и письменной речи.

  - Как появился алфавит.

  - Появление букв ять, ижица.

  - Древние письмена.

4 ч.

6-8

Русский язык – какой он?

 - Жили-были или тридесятое царство.

 - Попробуем написать сказку.

 - Какие слова нам больше нужны?

3 ч.

9-14

Язык и речь.

 - Нарисуй мне письмо.

 - Какая бывает речь?

 - Где рождается речь?

 - Откуда разные языки?

 - Языки живые и мертвые.

 - Кто такой полиглот?

6 ч.

15-19

Главное правило.

 - Ошибкоопасные места.

 - Тайна фонемы.

 - Опасные согласные.

 - На сцене гласные.

 - Фонемы повелевают буквами.

5 ч.

20-26

Из чего строятся слова?

 - Строительная работа морфем.

 - Где хранятся слова?

 - Жизнь слова.

 - Палиндромы - слова.

 - Слова – «родственники».

 - Не лезьте за словом в карман.

7 ч.

27

Анаграммы. Из нарицательных в собственные.

1 ч.

28

Омонимы.

1 ч.

29

Омофоны.

1 ч.

30

Омоформы.

1 ч.

31

Синонимы.

1 ч.

32

Антонимы.

1 ч.

33

Фразеологический зверинец.

1 ч.

34

Итоговое занятие

1 ч.

Тематическое планирование 3 класс. 1 час в неделю

Занятие

                  Тема

Колич. часов

Число

1

Повторение за 2 класс.

1 ч.

2-4

Историческая страничка.

  - Появление устной и письменной речи.

  - Первые книгопечатники.

  - Первые книги.

 

3 ч.

5-11

Мир слов.

 - Историзмы.

 - Слова – архаизмы

- Слова - неологизмы

 - Нахождение слов в тексте.

- Еще слова.

- Найди сам.

- Помог словарик.

7 ч.

12-16

Литературная страничка.

 - В гости к русским сказкам.

- В гости в Скандинавию.

- Африканские сказки.

- Сказки народов Камчатки

- Сказки народов мира.

5 ч.

17-23

Развитие речи.

 - Продолжи текст.

 - Вставь слово.

 - Найди правильное слово.

 - Редактирование текста.

 - Начни текст.

- Что пропущено?

- Повторы.

7 ч.

24-29

Словари.

 - Орфографический словарь

- Фразеологический словарь.

- Толковый словарь.

- Этимологический словарь.

- Словарь синонимов.

- Словарь ударений.

6 ч.

30

Тесты Айзенка

1 ч.

31.

Ребусы

1 ч.

32

Кроссворды

1 ч.

33.

Анаграммы

1 ч.

34.

Итоговое занятие.

1 ч.

Тематическое планирование 4 класс. 1 час в неделю

Занятие

                  Тема

Колич. часов

Число

1

Повторение за 3 класс.

1 ч.

2-8

Порядок (части речи).

  - Как навести порядок.

  - Части разные нужны, части разные важны.

  - Как получше рассказать?

  - Прилагательное – друг существительного.

 - Как привести все в движение?

 - Все происходит в разное время.

- Зачем речи наречия?

 

7 ч.

9.

10.

11.

12.

13.

14.

15.

16.

17.

18.

19.

20.

 «Глокая куздра»

 - Точка, точка, запятая.

 - Что можно строить из абзацев?

- Что важно в тексте?

 - Автор, текст, читатель.

- Учимся писать стихи.

- Рифмованные точки.

- Учимся писать сказки.

- Что такое театр.

- Спектакль.

- Мы артисты.

- Представление.

1 ч.

1 ч.

1 ч.

1 ч.

1 ч.

1 ч.

1 ч.

1 ч.

1 ч.

1 ч.

1 ч.

1 ч.

21-23

Типы текстов.

 - Текст-описание.

- Текст – повествование.

- Текст – рассуждение.

3 ч.

24-29

Поиграем!

 - КВН.

 - Литературная викторина.

 - Чайнворд.

 - Литературные герои в ребусах.

 - Угадай меня.

- Объясни, кто я?

6 ч.

30-31

Историческая страничка.

 - В. Даль.

- Ожегов.

2 ч.

32.

Живая страничка.

Волк, медведь, заяц(происхождение слов)

1 ч.

33.

Игра «Умники, умницы»

1 ч.

34

Итоговое занятие.

1 ч.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ МАТЕМАТИКА"

Программа кружка «Занимательная математика» рассматривается в рамках реализации ФГОС НОО и направлена на общеинтеллектуальное развитие обучающихся.Развитие интеллекта – это целенаправленный и ор...

Программа внеурочной деятельности .Занимательный русский язык.1-4 класс

Программа внеурочной деятельности предназначена для работы в 1-4 классах, с целью развития интереса к русскому языку....

Программа внеурочной деятельности "Занимательный русский язык"

Программа внеурочной деятельности "Занимательный русский язык" для 1-4 классов. Все занятия проводятся в игровой форме, с динамическими моментами....

Программа по внеурочной деятельности "Занимательная грамматика"

Содержание программы  "Занимательная грамматика"и примерное тематическое планирование по внеурочной деятельности в 1  классе....

Рабочая программа внеурочной деятельности "Занимательная математика". 1-4 класс. Аннотация к рабочей программе.

Рабочая программа внеурочной деятельности  "Занимательная математика"  для учащихся  1-4 классов включает: пояснительную записку, общую характеристику курса, принципы построения ...

Внеурочная деятельность «Занимательная математика»: программа 1-4 2022г, олимпиады и занимательный материал

Внеурочная деятельность «Занимательная математика»: программа 1-4  2022г, олимпиады и занимательный материал...