Классный час, посвященный всероссийской акции памяти "Блокадный хлеб"
классный час (2 класс)

Данный материал  воспитывает у детей патриотизм и патриотические качества, любовь к своей стране.

Знакомит детей с основными событиями, происходящими во время блокады Ленинграда.

 Формирует представление второклассников о трудностях блокадного Ленинграда, учит сопереживать людям, попавшим в беду.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл blokadnyy_hleb.docx673.3 КБ

Предварительный просмотр:

Классный час на тему «Блокадный хлеб» во 2 классе.

Цель – воспитывать у детей патриотизм и патриотические качества, любовь к своей стране.

Задачи:

1) познакомить детей с основными событиями, происходящими во время блокады Ленинграда.

2) сформировать представление второклассников о трудностях блокадного Ленинграда;

3) воспитывать чувство сострадания, сопереживания людям, попавшим в беду;

4) воспитывать уважение и благодарность защитникам Отечества, гордость за свой народ, любовь к Родине.

5) воспитывать бережное отношение к хлебу, уважение к людям

Ход классного часа

Ход мероприятия:

1.Организационный момент.
- Ребята, отгадайте загадку.

Широко, а не море,
Золото, а не деньги,
Сегодня на земле,
А завтра на столе.
(Хлеб.)

Ребята, сегодня на занятии вы познакомитесь с воспоминаниями героев, переживших голод в годы ВОВ. Узнаете много нового и интересного о хлебе. 2. Введение.
2.1. Рассказ учителя.
Давно это было, во времена каменного века. Когда на землю пришёл сильный дождь и холод, человеку нечего было есть. Вот тогда-то он впервые заметил пшеничный колосок. Чтобы зёрна было удобно есть, человек смачивал их водой, а позже научился растирать зёрнышки в муку.
И вот однажды в одной из каменных пещер человек оставил горшок с пшеничной кашей у огня. Горшок не выдержал жара и лопнул. Грохот разбудил человека. Он подбежал к костру и увидел, что еда превратилась в камень. Когда же этот камень остыл, и человек очистил его, он вдруг почувствовал незнакомый запах. Отведав кусочек нового кушанья, человек зажмурился от удовольствия.
Что же попробовал человек? Так ночной костёр в пещере научил человека печь хлеб.
Слайд 2
Впервые слово “хлеб” появилось в Древней Греции.

-Посмотрите на доску. Какая дата записана? (годы Вов) Сегодня на мероприятии мы узнаем, как связан хлеб и война.

В истории ВОв много печальных, тяжёлых и просто страшных страниц. Я хочу сегодня остановиться на одной из них – блокада Ленинграда.

 Что такое Ленинград? Как этот город называется сейчас? (Санкт-Петербург)

А что значит блокада? (рассказывает подготовленный ребенок: Окружение города войсками противника в целях прекращения его связей с внешним миром и принуждения к капитуляции)

-Сегодня мы прикоснёмся к предметам, которые играли не последнюю роль в тяжёлые дни блокады.

-Итак, 22 июня 1941 года ….Мирная жизнь нашего народа была нарушена вероломным нападением фашистской Германии. Был воскресный день люди радовались лету, солнцу, жизни и вдруг… Из всех приёмников и громкоговорителей раздался голос диктора Левитана.   (Слушаем запись.)

-Немецко-фашистское командование рассчитывало захватить Ленинград к исходу третьей недели от начала войны. Перед командующим группой армии "Север" Гитлер поставил задачу штурмом завладеть городом, сровнять его с землей и сделать необитаемым. Не удалось! Тогда Гитлер сделал ставку на голод. "Ленинград выжрет самого себя", - цинично пророчествовал он.

Враг рассчитывал, что голодающие, мерзнущие, измученные люди вцепятся друг другу в горло из-за куска хлеба, из-за глотка воды, возненавидят друг друга, перестанут работать. Но этого не случилось. Фашисты ненавидели Ленинград и боялись его.

 На защиту родного города поднялись все ее жители. 

Показ кусочка хлеба.

Вот такой кусочек хлеба выдавали жителю блокадного Ленинграда на целый день (показ). И все, больше ничего — только вода, за которой ходили на Неву. Из последних сил везли воду домой, ведь там ждали те, кто уже совсем не мог ходить. Город погрузился в тишину, темноту, холод и голод. Такой крохотный кусочек хлеба в голодную военную пору человек получал на целый день! И эти крохи помогали людям выжить в то суровое время. Поэтому и сейчас они так трепетно относятся к хлебу.

В Музее Истории Санкт-Петербурга хранится чёрствый, потемневший не от времени, а тёмный с самого своего появления на свет, ломоть хлеба. Это суточная блокадная норма на одного человека: 125 грамм.

С тех пор прошло много лет, но до сих пор щемящей болью отражаются в сердце проникновенные строки Лидии Хямеляниной…     (чтение стихотворения учениками 7 и 8 классов)

Блокадный хлеб 

Я вспоминаю хлеб блокадных лет, 

Который в детском доме нам давали. 

Не из муки он был – из наших бед, 

И что в него тогда только не клали! 

Хлеб был с мякиною, макухой и ботвой, 

С корой. Колючий так, что режет десна. 

Тяжелый, горький – с хвоей, лебедой. 

На праздник, очень редко – чистый просто.

Но самый сильный голод был, когда 

Хлеб мы по два-три дня не получали. 

Мы понимали, что война – это беда. 

Но каждый день с надеждой хлеба ждали. 

Не дни мы голодали, а года. 

Хоть раз наесться досыта мечтали. 

Кто видел, не забудет никогда, 

Как с голоду детишки умирали.

Блокадный хлеб был не такой, как мы едим сейчас. Его стали выпекать с примесями ячменной, овсяной, соевой муки. Добавляли даже бумагу. Чтобы не умереть с голоду люди ели овощные очистки, которые обычно выбрасывают. Научились готовить лепешки из горчицы, суп из дрожжей, котлеты из хрена. Выгребали из-под снега коренья кормовой свеклы, кочерыжки от капусты, которые остались после сбора урожая. Но скоро и это стало роскошью.

Как только лед окреп, по Ладожскому озеру была проложена трасса. 13 ноября 1941 года по ней отправился спешно собранный конно- транспортный батальон. Лошади не кормлены, многие еле тянут даже пустые сани. Часть повозок провалилось под лед, но первые десятки тонн муки были доставлены. Автоколонны полуторок шли по льду под постоянными бомбежками, поэтому дорогу по Ладожскому озеру сначала прозвали «Дорогой смерти».

Ленинградцы не сдавались. В окруженном городе, под обстрелом, измученные голодом и холодом, они продолжали работать и учится.

Когда сошел лед, хлеб стали перевозить на баржах. В январе 1944 года наши войска перешли в наступление. 18 января 1944 года блокада была прорвана, а 27 января Ленинград был полностью освобожден от блокады.

На том месте, где было прорвано кольцо блокады, сейчас установлен памятник, который называется «Разорванное кольцо». За мужество и героизм город Ленинград получил звание «Города-героя». Подвиг ленинградцев мы никогда не забудем. На Пискаревском кладбище, где захоронены тысячи ленинградцев, погибших в годы блокады, возвышается скорбная фигура Матери — родины.

-Ребята, мы с вами сегодня узнали много нового. Мне бы хотелось, чтобы вы сейчас нарисовали, то что вам больше всего запомнилось. Мы создадим альбом из ваших рисунков.

Дети садятся рисовать под музыку «Алые закаты»

– Какие вы знаете правила обращения с хлебом? (Брать чистыми руками столько, сколько сможешь съесть; не заворачивать в газету; не класть в сумку с овощами; учиться готовить блюда из чёрствого хлеба.)
– А сколько хлеба необходимо для Вашей семьи на день? 
-Что можно приготовить из оставшегося хлеба? (Сухарики, гренки, добавить в фарш мясной, предварительно размочив.)

 -Как можно поступить с заплесневевшим хлебом? (Покормить птиц).

На этом наш классный час окончен. Спасибо за работу! Итогом которой, будет Ваше бережное отношение к хлебу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация на тему: ЛОЛ «Веснушки» при МБОУ Весеннинской ООШ – участники Всероссийской акции «Внимание, дети!».

Презентация на тему: ЛОЛ  «Веснушки» при МБОУ Весеннинской ООШ – участники Всероссийской акции «Внимание, дети!» поможет воспитателю летнего оздоровительного лагеря составить фото - отчёт о своей...

Акция "Блокадный хлеб"

Наше поколение живет в мирное время. Мы не знаем, что такое голод и война. Но рядом с нами живут люди, которые испытали все ужасы блокады. Молодое поколение не должно забывать о несгибаемой воле и сам...

Фотоотчёт о проведении социальной акции "Цените хлеб!" в региональном веб- квесте "От зёрнышка к хлебушку" 5 этап

Команда "Дружба" провели социальную акцию "Цените хлеб!" в МОУ "СОШ р.п. Озинки" для учащихся 1-х классов. Цель акции: Уважение к хлебу и людям, вырастившим хлеб. Учащиес...

Акция "Блокадный хлеб"

Цель:1.Формировать у детей знания о Великой Отечественной войне 1941-1945 гг., её защитниках и подвигах.2.Способствовать нравственно-патриотическому воспитанию.3.Воспитывать патриотические чувства,ист...

Из опыта работы участия во Всероссийской акции "Блокадный хлеб"

В рамках празднования 75-летия Великой Отечественной войны в нашем классе проведен ряд мероприятий, посвященных Всероссийская акция памяти «Блокадный хлеб», Великой Победе....

Всероссийская акция, посвященная Дню защитника Отечества, в рамках военно – патриотического направления, Сценарий видеоролика, посвященный увековечиванию памяти Детей Героев Великой Отечественной войны «Дети войны».

Сценарий видеоролика «Дети войны».Задачи:Расширить знания школьников о войне, о том, как трудно было детям пережить лихолетье;Донести до учащихся мысль о несовместимости понятий «дет...

Классный час, посвященный всероссийской акции памяти "Блокадный хлеб"

Ключевым символом Всероссийской акции памяти "Блокадный хлеб" является кусочек хлеба весом 125 граммов.  Блокадный хлеб - символ жизни и надежды. Ежегодно 27 января в России проходит эт...