Поэзия войны священной
классный час (1, 2, 3, 4 класс)

Подгузова Оксана Александровна

Формирование патриотического сознания обучающихся на основе героических событий истории своей страны средствами литературного образования; показать особенности военной лирики; актуализировать и углубить знания учащихся о ВОВ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 4_poeziya_voyny_svyashchennoy_stsenariy.doc147.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение гимназия

им. П.И. Чалова станицы Темиргоевской

Литературная гостиная

«Поэзия войны священной»

                                      Подготовила

                                                               учитель начальных классов

                                            О.А. Подгузова

Цели: формирование патриотического сознания учащихся на основе героических событий истории своей страны средствами литературного образования; показать особенности военной лирики; актуализировать и углубить знания учащихся о ВОВ.

Оборудование: мультимедиа, презентация «Поэзия войны священной», книжная выставка «Поэзия фронтовых лет», видеоматериалы, свечи.

Ход мероприятия:

Слайд 1

Ведущий: Сегодня мы прикоснемся к тому далекому от нас времени, когда от каждого человека зависело будущее не только нашего государства, но и всего мира.      

1418 дней и ночей длилась война.  С первых минут вражеского нашествия весь наш народ по зову Матери-Родины встал на смертный бой.  В числе добровольцев были писатели и поэты. В качестве военных корреспондентов многие из них прошли всю войну.  Среди них – Александр Твардовский, Константин Симонов, Булат Окуджава и многие другие.    

Слайд 2                                                                                                  

Говорят, когда грохочут пушки, музы молчат. Поэзия надела военную шинель с первых же дней войны. От первого до последнего дня войны не умолкал голос поэтов. И пушечная канонада не могла заглушить его. Никогда к голосу поэтов так не прислушивались читатели. 

Поэты поднимали боевой дух солдат, звали на бой с фашистами.

  Ученик 1: Уже 24 июня 1941 г. в газетах «Красная Звезда» и «Известия» было опубликовано стихотворение В.И. Лебедева-Кумача «Священная война».

Слайд 3

Стихи этой песни выражают всю гамму чувств людей, переживших шок от внезапно начавшейся войны, боль, горе, тревогу, надежду.

         Главный редактор «Красной Звезды» Дмитрий Ортенберг так описывает историю появления этого стихотворения: «Вызвал к себе литературного сотрудника Льва Соловейчика и сказал ему:

- Давайте срочно стихи в номер! Получив задание, он стал звонить поэтам.

Случайно «наскочил» на Лебедева-Кумача:

- Василий Иванович, газете нужны стихи.

- Когда?

- Сегодня воскресенье. Газета выходит во вторник. Стихи непременно должны быть завтра.

- Будут…

 На следующий день Лебедев-Кумач, как и обещал, принес в редакцию стихотворение. Начиналось оно так:

         Вставай, страна огромная,

         Вставай на смертный бой

         С фашистской силой темною,

         С проклятою ордой.

         Вскоре композитор Александров написал музыку на эти стихи. А 27 июня ансамбль Красной Армии впервые исполнил песню на Белорусском вокзале столицы перед бойцами, отправлявшимися на фронт.

 

Звучит песня «Священная война», кадры кинохроники.

Ведущий: В годы войны эта песня звучала повсеместно. Под ее звуки шли первые эшелоны на фронт, она сопровождала солдат на марше, в военной страде и тяжелой жизни тыла.

        За время войны было написано большое количество стихотворений, поэм, баллад. Все они отражали чувства, настроения народа, бойцов.

  Слайд 4      

Ученик 2: Константин Симонов с началом войны призван в армию, работал в газете «Боевое знамя». Большая часть его военных корреспонденций публиковалась в «Красной звезде». Как военный корреспондент побывал на всех фронтах, прошёл по землям Румынии, Болгарии, Югославии, Польши и Германии, был свидетелем последних боёв за Берлин.

          Есть одно стихотворение необычайной судьбы.  Это стихотворение К.Симонова «Жди меня». Немудреные, казалось бы, строчки в один день узнала вся страна.  Они потрясли всех.

Когда его просили рассказать об истории этого стихотворения, он был   немногословен.  Из  письма Константина Михайловича Симонова  читателю, 1969 год: "У стихотворения "Жди меня” нет никакой особой истории. Просто я уехал на войну, а женщина, которую я любил, была в тылу. И я написал ей письмо в стихах…"

В беседе с Василием Песковым  на вопрос о "Жди меня" устало ответил: "Если б не написал я, написал бы кто-то другой".     Он считал, что просто так совпало: любовь, война, разлука, да чудом выпавшие несколько часов одиночества. К тому же стихи были его работой.    Вот и проступили стихи сквозь бумагу. Так проступает кровь сквозь бинты.

       Ученик 3:   Чтение стихотворения Константина Симонова «Жди меня»

Жди меня, и я вернусь.

Только очень жди.

Жди, когда наводят грусть

Желтые дожди.

Жди, когда снега метут,

Жди, когда жара,

Жди, когда других не ждут,

Позабыв вчера.

Жди, когда из дальних мест

Писем не придет,

Жди, когда уж надоест

Всем, кто вместе ждет.

Жди меня, и я вернусь,

Не жалей добра

Всем, кто знает наизусть,

Что забыть пора.

Пусть поверят сын и мать

В то, что нет меня,

Пусть друзья устанут ждать,

Сядут у огня,

Выпьют горькое вино

На помин души…

Жди. И с ними заодно

Выпить не спеши.

Жди меня, и я вернусь

Всем смертям назло.

Кто не ждал меня, тот пусть

Скажет: «Повезло».

Не понять не ждавшим им,

Как среди огня

Ожиданием своим

Ты спасла меня.

Как я выжил, будем знать

Только мы с тобой,-

Просто ты умела ждать,

Как никто другой.

 Ведущий:      

   Слова многих стихотворений были положены на музыку.  Так появлялись песни.  Стихотворения и песни были главным «оперативным оружием» в военное время.

Слайд 5  

Ученик 4: Алексей Сурков – автор всем известной песни «Землянка».  Это лирическое стихотворение, положенное на музыку К.Листовым, выполняло функции боевой, воодушевляющей песни. Оно написано в ноябре 1941 года под Москвой, в землянке. Алексей Сурков не писал специально песню.  Он написал жене письмо в стихах, в котором рассказал, где находится, о чем думает, какая погода в тех местах, какая обстановка…

«Возникло стихотворение, из которого родилась эта песня, случайно, - вспоминал поэт.— Оно не собиралось быть песней. И даже не претендовало стать печатаемым стихотворением. Это были шестнадцать «домашних» строк из письма жене, Софье Антоновне». Но это стихотворение стало песней, которая вошла в народную память как неотъемлемый спутник Великой Отечественной войны.

Исполнение песни «В землянке».

Слайд 6  

      Ученик 5:     С первых дней и до конца войны был на фронте Александр Трифонович Твардовский. Стихотворения и поэмы Твардовского занимают в поэзии о войне особое место. Поэма «Василий Теркин» - это энциклопедия Великой Отечественной войны. Тут и страшное лицо войны, и обыкновенный немудреный быт, тут сама жизнь, где рядом и героические подвиги, и обыденные поступки, тут и раздумья поэта, где переплелись и народная мудрость, и лукавая прибаутка, и глубокая мысль. Тут, наконец, рядом, казалось бы, несовместимое – кровь и слезы, шутка и смех.  И все это написано простым и при этом ярким, образным языком.

          Ученик 6:  Чтение отрывка из поэмы А.Твардовского «Василий Теркин»

Уминая снег зернистый,

Впеременку – пляс не пляс –

Возле танка два танкиста

Греют ноги про запас.

- вот беда: во всей колонне

Завялящей нет гармони,

А мороз – ни стать, ни сесть…

Снял перчатки, трет ладони,

Слышит вдруг:

- гармонь-то есть.

- У кого гармонь, ребята?

- да она-то здесь, браток… -

Оглянулся виновато

На водителя стрелок.

- Так сыграть бы на дорожку?

- да сыграть – оно не вред.

- В чем же дело? Чья гармошка?

- Чья была, того, брат, нет…

Поясняет осторожно.

Чтоб на том покончить речь:

- Я считал, сыграть-то можно,

Думал, что ж ее беречь…

Слайд 7 

Ученик 7: Один из оригинальнейших русских поэтов 20 века, признанный основоположник авторской песни Булат Окуджава тоже прошел через огонь войны. Он вспоминал: «Я закончил девятый класс, когда началась война. Как и многие сверстники, отчаянно рвался на фронт. Вместе с другом мы каждый день наведывались в военкомат. Нам вручали повестки и говорили: «Разнесите по домам, а завтра мы вас отправим». Длилось так полгода. Наконец, сломленный нашим упорством, капитан не выдержал и сказал: «Пишите повестки сами. У меня рука не подымается это сделать» Мы заполнили бланки и отнесли их домой: он- ко мне, я- к нему.»

В 1942 г. девятиклассник Окуджава добровольцем ушел на фронт, где был минометчиком, пулеметчиком, после ранения — радистом. Участвовал в обороне Крыма. После войны окончил филологический факультет Тбилисского университета, по окончании которого работал учителем русского языка и литературы в школах Калуги и Калужской области, сотрудничал в областных газетах.

Ученик 8: Стихотоврение «До свидания, мальчики».

Ах, война, что ж ты сделала, подлая:

стали тихими наши дворы,

наши мальчики головы подняли -

повзрослели они до поры,

на пороге едва помаячили

и ушли, за солдатом - солдат...

До свидания, мальчики!

 Мальчики,

постарайтесь вернуться назад.

Нет, не прячьтесь вы, будьте высокими,

не жалейте ни пуль, ни гранат

и себя не щадите,

 и все-таки

постарайтесь вернуться назад.

 

Ах, война, что ж ты, подлая, сделала:

вместо свадеб - разлуки и дым,

наши девочки платьица белые

раздарили сестренкам своим.

Сапоги - ну куда от них денешься?

Да зеленые крылья погон...

Вы наплюйте на сплетников, девочки.

Мы сведем с ними счеты потом.

Пусть болтают, что верить вам не во что,

что идете войной наугад...

До свидания, девочки!

Девочки, постарайтесь вернуться назад.

             

Ведущий: Поэты находили заветные слова правды и веры, которые умножали нравственные силы, чувства, которые помогали воину разить врага, а в тылу переносить неимоверные тяготы.
Только бы женщина выдержала.
Только бы встала нерушимо на просторе огромной страны в заводском цехе, на ржаном поле, у детской колыбели...
И фронт не дрогнет!

Женщина на войне - это самое невероятное, несочетаемое сочетание явлений. А наши женщины шли на фронт и воевали на передовой рядом с мужчинами. Они стали солдатами. Они не только спасали, но и стреляли, бомбили, подрывали мосты, ходили в разведку, брали «языков». Они убивали врага, обрушившегося с невиданной жестокостью на ее землю, на ее дом, на ее детей. Но и погибали сами.


Слайд 8

Библиотекарь: Римма Казакова

Римма Фёдоровна Казакова— советская и российская поэтесса, переводчик, автор многих популярных песен советского периода.

Раннее детство Римма Казакова провела в Белоруссии, школьные годы прошли в Ленинграде. Во время войны была в эвакуации в Глазове Удмуртии. Затем снова вернулась в Ленинград. В 1954 году окончила исторический факультет Ленинградского государственного университета.

Казакова активный участник литературно-общественной жизни страны и деятельности Союза Писателей.


Ученик 10: Стихотворение «На фотографии в газете»

Ученик 11:  Город-герой Ленинград. Только величайшее мужество и стойкость помогла всем жителям выдержать жесточайшие 900 дней и ночей блокады. Сколько стихов посвящено этим событиям.

Слайд 9  

В сентябре 1941 года во время первой массированной бомбежки Ленинграда сгорели продовольственные склады, и в осажденном городе начался голод. Ахматова в это время была в Ленинграде. По состоянию здоровья она была эвакуирована сначала в Москву, а затем в Чистополь. Оттуда с семьей Корнея Чуковского через Казань она переехала в Ташкент. 

Анна Ахматова находится в тылу. В 1942 году пишет о неизбежной нашей победе. Это стихотворение она написала в Ленинграде в июле 1941 г.


Ученик 12: «Клятва» Анна Ахматова

И та, что сегодня прощается с милым –

Пусть боль свою в силу она переправит.

Мы детям клянемся, клянемся могилам,

Что нас покориться никто не заставит!

Слайд №10

Ученик 13:

Ольга Федоровна Берггольц (1910-1975) во время войны пережила все 900 дней блокады Ленинграда, вела на радио передачи, своим словом призывая земляков к мужеству.

Ольга Берггольц вспоминает «Я думаю, что никогда больше не будут люди слушать стихи так, как слушали стихи ленинградских поэтов в ту зиму голодные, опухшие ленинградцы. Мы знаем это потому, что они находили в себе даже силы об этом писать, даже приходить сюда за тем или иным понравившимся им стихотворением, это были разные люди: студенты, домохозяйки, военные».


Ученик 14:  Ольга Берггольц «Я буду сегодня с тобой говорить»

Я буду сегодня с тобой говорить,

Товарищ и друг ленинградец,

О свете, который над нами горит,

О нашей последней отраде.

Товарищ, нам горькие выпали дни,

Грозят небывалые беды,

Но мы не забыты с тобой, не одни, -

И это уже победа.

Смотри – материнской тоскою полна,

За дымной грядою осада,

Не сводит очей воспаленных страна

С защитников Ленинграда…

Мы знаем – нам горькие выпали дни,

Грозят небывалые беды,

Но Родина с нами, и мы не одни,

И нашею будет победа.

Ведущий:  Звучат и будут звучать стихотворения и песни военных лет, запечатлевшие и трагические и счастливые страницы героических лет, сохранивших для грядущих поколений легендарную храбрость и душевное мужество, оптимизм и великую человечность Русского Солдата!

Ведущий: У нас в гостях Николай Владимирович Гудошин, который служил в морской авиации, бывший директор Дома Культуры, большое внимание в своей работе уделял культурному просвещению молодежи станицы, в настоящее время является Ветераном культпросветработы, является активным участником всех мероприятий, проводимых Советом ветеранов. Николай Вдамирович говорит о себе: «Стихи, басни, сценарии, рассказы, песни живут в сердце».

(Выступление гостя).

Слайд 11

Ведущий: Более тысячи писателей и поэтов ушли на фронт, свыше 400-х сот не вернулись назад.

Обзор литературы «Поэзия фронтовых лет». 

Произведения о войне по прошествии лет обладают силой исторического документа. Читая их сейчас, мы приобщаемся к подвигу нашего народа. Мир, за который было отдано столько миллионов человеческих жизней, должен помнить и чтить своих защитников.

В память о тех, кто не пришел с войны, кто не дожил до сегодняшних дней, звучит эта песня, которая была написана позже войны.

      Видеофрагмент  песни на стихи Р.Гамзатова «Журавли».

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Войны священные страницы навеки в памяти людской»

Цель мероприятия - воспитание патриотизма у детей младшего школьного возраста. Дети знакомятся с историей своей Родины в тяжелые годы войны. Самостоятельно ищут ответы на вопросы: «Почему спустя...

"Войны священные страницы..."

Литературно-музыкальная композиция...

Классный час "Войны священные страницы навеки в памяти людской"

Цель классного часа: нравственно-патриотическое воспитание подрастающего поколения....

Исследовательский проект "Война народная, священная война"

Данный проект был проведен с учащимися 2 класса в период подготовки 70-летия Победы.  Но подобный проект можно провести и с более старшими классами. Одна из  тем проекта – Великая Отеч...

Методическая разработка устного журнала "Войны священные страницы"

Данная методическая разработка содержит готовые страницы журнала:1. "Жди меня, и я вернусь"2."ДЕТИ ВОЕННОЙ ПОРЫ"3. "В память о сьрашных и героических днях"4. "Никто не забыт, ничто не забыто"Разработк...

ВОЙНЫ СВЯЩЕННЫЕ СТРАНИЦЫ НАВЕКИ В ПАМЯТИ ЛЮДСКОЙ.

сценарий праздника "День победы"...

Классный час "ВОЙНА - СВЯЩЕННОЕ ДЕЛО"

Комплекс материалов для проведения классного часа-беседы, посвященного блокадному Ленинграду. Материал включает историю-воспоминание  протоиерея Бориса Глебова, комплект фото Сергея Ларенков...