Помните, через века, через года
план-конспект занятия (4 класс)

Классный час

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pomnite_cherez_veka_cherez_goda.docx46.47 КБ

Предварительный просмотр:

Классный час ко Дню Победы 9 мая, 4 класс

Помните, через века, через года

Цель: способствовать воспитанию патриотизма, уважительного отношения к исторической памяти своего народа, к ветеранам Великой Отечественной войны, традициям своей страны.

Подготовительная работа:  4 ученика готовят информационные сообщения (по материалам сценария) и 10 выразительное чтение стихотворений.

Оборудование: иллюстрации военной тематики, рисунки на тему «Мы не хотим войны».

I. Вступительная беседа

Классный руководитель. Скоро праздник, который чтит и помнит каждый человек нашей страны. Это день великой радости и большой скорби. 9 мая 1945 г. кончилась война... страшная, жестокая, злая. Она не жалела никого: воевали взрослые и дети, женщины и мужчины, юноши и девушки. Сегодня мы вспомним о тех, кто, не жалея себя, боролся с врагом.

II. Информационный блок

Классный руководитель. Война - это годы холода и голода, редкие письма из дома и госпиталя, встречи и прощания. Война - это страх за себя, за своих родных, за товарищей, которые рядом с тобой в землянке.

22 июня 1941 г. тишину летнего воскресного утра нарушил рев самолетов. На всем протяжении западной государственной границы СССР разорвались тысячи бомб и снарядов. Без объявления войны фашистская Германия напала на нашу страну, неся смерть и разрушения.

Ученица 1 (читает стихотворение С. Калашникова).

Не забудет Россия безусые лица

Защищавших восход васильковой весны.

Нам уже никогда ничего не приснится,

Так смотрите за нас наши юные сны.

Мы ни разу свои ордена не наденем

И в парадном строю вдоль трибун не пройдем.

Мы погибли, но мы и погибшие верим:

Не забудет история наших имен.

Мы вернемся домой, чтоб навек там остаться,

Нам последнюю песню в церквях пропоют.

Ведь российский солдат не умеет сдаваться,

Если он защищает Отчизну свою.

Ученик 2. План войны против СССР фашистские военачальники назвали именем свирепого германского императора Фридриха I Барбароссы.

Барбаросса жил в XVII в., командовал рыцарским войском и пролил немало человеческой крови. Название «План "Барбароссы"» определяло характер войны как жестокой, истребительной и разрушительной.

3 июля по радио выступил Председатель Государственного Комитета Обороны Иосиф Виссарионович Сталин. В выступлении Сталина прозвучало: «Красная армия, Красный флот и все граждане Советского Союза должны отстаивать каждую пядь советской земли, драться до последней капли крови за наши города и села, проявлять смелость, инициативу и смекалку, свойственные нашему народу».

Фашистская Германия, сумевшая захватить к лету 1941 г. половину стран Европы (Польша, Дания, Голландия, Бельгия, Франция), не ожидала такого мощного сопротивления со стороны Советского Союза. Все люди поднялись на защиту Отечества, уходили на фронт семьями.

Одной из первых приняла на себя удар вражеских войск Брестская крепость. Оборона крепости - это подвиг советских воинов, ценой своей жизни задержавших наступление врага.

Ученик 3 (читает стихотворение Ф. Гермоненко «Брестская крепость»).

Разбитая крепость над Бугом стоит,

В ней камни, омытые кровью.

Но мы не сдаемся, стоим как гранит,

Под стать легендарным героям.

Расскажут лишь камни об этих боях,

Как насмерть герои стояли.

Здесь русский, бурят, армянин и казах

За Родину жизнь отдавали.

Прощайте, товарищи, Родина-мать,

Прощайте друзья и невесты...

Мы с верой в победу идем умирать

В последнем сраженье под Брестом.

Ученик 4. Эти строки были написаны кровью на клочке бумаги. Стихи заложены в гильзу и найдены через 20 лет при раскопках на территории крепости. Внизу подпись: Федор Гермоненко.

У вас на столах  кроссворды. Ваша задача разгадать его как можно быстрее. Обратите внимание, в выделенных клетках у вас получится ключевое слово.

Много героических подвигов совершил советский народ во время войны. Не боясь смерти, ранений, люди сражались за свое Отечество, все делали, чтобы победить врага.

Ученик 1. Одним из таких героев был летчик Николай Францевич Гастелло. Самолет, на котором сражался капитан Гастелло, был подбит. Далеко внизу тоже шел бой. У Николая Францевича была возможность надеть парашют и покинуть горящую машину, но перспектива попасть в плен врагу остановила его. Тогда он принял решение направить самолет на вражескую танковую колонну. Огонь уже подкрадывался к летчику, но он, собрав все силы, вел свою машину к технике врагов... И вскоре раздался оглушительный взрыв. Фашистам был нанесен большой урон.

Сегодня я хотела бы поговорить с вами о Героях нашей республики.

Но я хочу остановиться на человеке, которого Гитлер назвал своим личным врагом. Это великий, легендарный лётчик Девятаев Михаил Петрович.

Девятаев Михаил Петрович - Военный лётчик

В воздушных боях сбил 9 вражеских самолётов.

. С тяжёлыми ожогами захвачен в плен.

В январе 1945 года, когда фронт подошёл к Висле, Девятаев вместе с друзьями  начал готовить побег. Был разработан план угона самолёта с аэродрома, находившегося рядом с лагерем..
Побег был назначен на 8 февраля 1945 года.

Особисты не поверили, что заключённые концлагеря могли угнать самолёт.
Награждён орденом Ленина, 2 орденами Красного Знамени, орденами Отечественной войны 1-й и 2-й степеней, медалями. Почётный гражданин Республики Мордовия, городов Казани (Россия), Вольгаста и Циновичи (Германия).

Классный руководитель. В сентябре 1941 г. немецко- фашистские войска, несмотря на отчаянное сопротивление нашей армии, вышли на подступы к Ленинграду. Отдавать город было нельзя.

По мнению командующего Ленинградским фронтом маршала Георгия Константиновича Жукова, при сдаче Ленинграда враг незамедлительно пошел бы на Москву. Началась 900-дневная блокада Ленинграда. Такого всенародного мужества и героизма не мог предвидеть Гитлер. Несмотря на яростные атаки фашистских войск, на жестокий голод и холод, болезни и смерть, ленинградцы выстояли и победили.

Большой бедой была нехватка продуктов питания, люди умирали от голода. Из чего только не выпекали ленинградцы хлеб! Добавляли к ржаной муке муку овсяную, соевую, кукурузную. Ели жмых - льняной, хлопковый. Использовали отруби, проросшее зерно, мельничную пыль, рисовую шелуху. По десять раз перетряхивали мешки из-под муки. Хлеб был на вкус кисловато-горьковатым, травянистым. Вначале получали по 300 г хлеба, затем по 250 г - это была норма взрослого человека на целый день. Ребенку давали по 125 г, этот прозрачный кусочек хлеба был размером примерно с осиновый листик. Изнемогая от голода и усталости, стояли у станка мальчишки и девчонки, изготавливая снаряды, мины и взрывчатку для фронта, для победы.

Ученик 2 (читает стихотворение М. Кульчинского «Песня юных защитников Ленинграда»).

В далеком суровом военном году

Под гром батарей, у страны на виду

Стояли со взрослыми рядом

Мальчишки у стен Ленинграда.

Но были они - ленинградцы!

Им было всего лишь тринадцать,

И мы никогда не забудем с тобой,

Как наши ровесники приняли бой.

Ученик 3. В блокаду дети посещали школы-интернаты, где продолжали учиться и работали наравне со взрослыми. На завтрак ученики получали по 25 г хлеба и по кружке горячей воды с солью. Ребята, у которых еще были силы, разбирали на дрова разрушенные деревянные дома. На обед давали по 50 г хлеба, крохотный кусочек масла, немного супа из мороженой свеклы и ложку каши. Многие дети часть супа и каши прятали в банки. А после обеда, сжимая в руках стакан или баночку с едой, несли домой для матери, брата, сестры.

Фашисты подступали к Москве. К концу ноября был взят Клин. 5-6 декабря началось контрнаступление советских войск. На помощь измотанным в боях войскам подошли сибирские дивизии. Удалось превзойти врага и по числу самолетов. На 159-200 км от столицы были отброшены вражеские войска. Битва за Москву завершилась в апреле 1942 г. Враг потерял свыше полумиллиона человек, бессчетное количество танков и самолетов.

Ученик 4 (читает стихотворение М. Матусовского «Партизанка»),

Убили партизанку на рассвете.

Две ночи длились пытки и допрос.

Прощаясь, трогал подмосковный ветер

На лбу девичью прядь волос.

Исколотую вражьими штыками,

В разрушенном селенье - на краю –

Мы подняли солдатскими руками,

Россия, дочь любимую твою.

В снежинках всю ее мы положили

В избе просторной русского села.

Еще о ней мы песен не сложили,

А жизнь ее - вся песнею была.

- А сейчас вам нужно побывать в роли партизан и разгадать зашифрованное письмо .

Ученик 1. Война продолжалась, число погибших росло. В ходе Великой Отечественной войны фашисты захватили огромные территории нашей страны. На этих землях они пытались ввести свой порядок. С захваченной территории немцы вывозили все: продовольствие, полезные ископаемые, памятники искусства.

Страшный итог германской оккупации: 1700 уничтоженных городов, 70 000 сел и деревень, 32 000 предприятий, 27 миллионов наших соотечественников погибли в войну. Дети принимали активное участие в военных действиях, они втайне от родителей уходили на фронт.

Ученик 2. Имя Лары Михеенко бессмертно. Это была 14-летняя девочка-партизанка, она доставляла сведения о том, сколько у врага пушек, танков, снарядов. Однажды при выполнении очередного задания девочку схватили фашисты. Она мужественно терпела побои и пытки, но не проронила ни слова, не выдала бойцов. Лару расстреляли холодным октябрьским утром 1943 г. Посмертно Лариса Михеенко награждена орденом Отечественной войны 1 -й степени и медалью «Партизану Отечественной войны».

Маша и

Артём

Ученик 3 (читает стихотворение Ю. Друниной).

- Знаешь, Юлька, я против грусти,

Но сегодня она не в счет.

Дома, в яблочном захолустье,

Мама, мамка моя живет.

У тебя есть друзья, любимый,

У меня - лишь одна она.

Пахнет в хате квашней и дымом,

За порогом бурлит весна.

Старой кажется: каждый кустик

Беспокойную дочку ждет...

- Знаешь, Юлька, я против грусти,

Но сегодня она не в счет.

Отогрелись мы еле-еле.

Вдруг приказ: «Выступать вперед!»

Снова рядом, в сырой шинели

Светлокосый солдат идет.

С каждым днем становилось горше.

Шли без митингов и знамен.

В окруженье попал под Оршей

Наш потрепанный батальон.

Зинка нас повела в атаку,

Мы пробились по черной ржи,

По воронкам и буеракам

Через смертные рубежи.

Мы не ждали посмертной славы.

Мы хотели со славой жить.

... Почему же в бинтах кровавых

Светлокосый солдат лежит?

Ее тело своей шинелью

Укрывала я, зубы сжав...

Белорусские ветры пели

О рязанских глухих садах.

- Знаешь, Зинка, я против грусти,

Но сегодня она не в счет,

Где-то, в яблочном захолустье,

Мама, мамка твоя живет.

У меня есть друзья, любимый,

У нее ты была одна.

Пахнет в хате квашней и дымом,

За порогом стоит весна.

И старушка в цветастом платье

У иконы свечу зажгла.

Я не знаю, как написать ей,

Чтоб тебя она не ждала.

Ученик 4. Другая девочка, Таня Морозова, - ей было всего 12 лет, тоже была партизанкой. За смелость и отвагу была награждена орденом Красной Звезды. Таня прошла всю войну. Была тяжело ранена, но осталась жива, встретила Победу со слезами на глазах.

-Ребята, на войне было место не только слезам и горю, но и радости, и любви.  Люди выражали свои чувства в песнях.

Сейчас мы предлагаем вам мелодию, а вы должны отгадать какая эта песня. Если вы не знаете название, то можно напеть строки из песни. За каждую угаданную песню вы получаете один балл. Если команда не угадала, право ответить переходит другой команде.

Классный руководитель. Сейчас вы прослушаете стихотворение о четверых солдатах, которые перед боем фотографировались; возможно, они хотели эти снимки отправить своим родителям или любимым девушкам, но жизнь распорядилась иначе.

Ученик 1 (читает стихотворение Р. Казаковой).

На фотографии в газете

нечетко изображены

бойцы, еще почти что дети,

герои мировой войны.

Они снимались перед боем –

в обнимку, четверо у рва.

И было небо голубое,

была зеленая трава.

Никто не знает их фамилий,

о них ни песен нет, ни книг.

Здесь чей-то сын, и чей-то милый,

и чей-то первый ученик.

Они легли на поле боя, -

жить начинавшие едва.

И было небо голубое,

была зеленая трава.

Забыть тот горький год неблизкий

мы никогда бы не смогли.

По всей России обелиски,

как души, рвутся из земли.

Они прикрыли жизнь собою, -

жить начинавшие едва,

чтоб было небо голубое,

была зеленая трава.

-Ребята, свидетелями войны являются не только ПАМЯТНИКИ, люди, но и письма, фотографии. Сейчас я  хочу вам рассказать историю маленькой шестилетней девочки Ады. Он написала письмо в газету «Омская правда», в которое вложила все свои сбережения.

(Просьба почитать кого-нибудь из детей)

« Я , Ада Занегина. Мне шесть лет. Пишу по печатному. Гитлер выгнал меня из города Сычёвка Смоленской области. Я хочу домой. Я собрала на куклу 122 рубля 25 копеек. А теперь отдаю их на танк. Дорогой дядя редактор! Напишите всем детям, чтобы они тоже свои деньги отдали на танк. И назовем его «Малютка». Когда наш танк разобьёт Гитлера, мы поедем домой» 

-Письмо было опубликовано в газете, и в редакцию посыпались конверты, написанные неровным детским почерком. Деньги поступали ежедневно - рубли, даже мелочь, что была в ребячьих копилках. Каждый из них расстался не просто с деньгами, а с мечтой о желанной игрушке. 
На детские деньги был выпущен лёгкий танк Т-60. 

Осенью 1943 войска освободили город Ады и она вернулась домой. Отец девочки погиб в бою. Не суждено было сбыться мечте Ады о том, чтобы он воевал на МАЛЮТКЕ. В хронике Сталинградской битвы есть кадры, запечатлевшие сдачу в плен генерала-фельдмаршала Паулюса. Среди растянувшихся танковых колонн, стоит легкий Т-60 с надписью МАЛЮТКА. 

-Ребята, как вы думаете, Ада и другие дети поступили правильно? (да, правильно). Почему? (Потому что на эти деньги был выпущен танк, который потом помог захватить немцев). Вы чувствуете гордость за своих маленьких соотечественников?

 (В течение всего занятия на доске висит изображение Георгиевской ленточки)

-Посмотрите, пожалуйста, на доску. Что это такое? (Ленточка) Какая? (Георгиевская).  Кто из вас знает, что она обозначает? (Символ памяти и дань уважения победителям). А что обозначают цвета ленты? (чёрный цвет означает дым, оранжевый — пламя.)

-Вы видите, что над ней написаны слова «Спасибо за…». За что бы вы хотели сказать спасибо ветеранам? Сейчас мы вам предлагаем выйти и написать слова благодарности.

Классный руководитель. В пригороде Берлина Карлхорст представители германского верховного командования 8 мая 1945 г. подписали акт безоговорочной капитуляции. Великая Отечественная война закончилась. Вечером 9 мая небо над Москвой озарилось вспышками небывалого салюта - залпами из тысячи орудий. С тех пор каждый год в этот день вся наша страна отмечает один из самых торжественных своих праздников - День Победы.

Мы должны помнить о тех, кто так и не узнал, чем кончилась война, не увидел свою Родину свободной.

Вечная память тем, кто поднимался в атаку, грудью закрывал амбразуру, шел на воздушный таран, бросался с гранатами под танки, кто топил вражеские корабли, пускал под откос эшелоны, кто стоял насмерть на поле боя, кого не сломили ни пытки, ни фашистские лагеря. Слава героям, павшим в боях за свободу и независимость нашей Родины! Мы у них в вечном долгу.

(Минута молчания.)

Ученик 2 (читает отрывок из стихотворения Р. Рождественского «Реквием»).

Помните!Через века,через года, -помните!О тех,кто уже не придет

никогда, -помните!Не плачьте!В горле сдержите стоны,горькие стоны.

Памяти павших будьте достойны!Вечно достойны!Хлебом и песней,

Мечтой и стихами,жизнью просторной,каждой секундой,

каждым дыханьем будьте достойны! Люди!Покуда сердца стучатся, - помните!

Какою ценой завоевано счастье, -пожалуйста, помните! Песню свою

отправляя в полет, -помните! О тех,кто уже никогда

не споет, -помните! Детям своим расскажите о них,чтоб запомнили!

Детям Детей расскажите о них, чтобы тоже запомнили! Во все времена

Бессмертной Земли помните! К мерцающим звездам ведя корабли, -

о погибших помните! Встречайте трепетную весну,

люди Земли. Убейте войну, прокляните войну,люди Земли!

Мечту пронесите через года и жизнью наполните!..

Но о тех, кто уже не придет никогда, - заклинаю, - помните!

III. Заключительное слово

Классный руководитель. .

(Читает стихотворение А. Твардовского.)

Прошла война, прошла страда,

Но боль взывает к людям:

Давайте, люди, никогда

Об этом не забудем.

Пусть память верную о ней

Хранят, об этой муке,

И дети нынешних детей,

И наших внуков внуки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Литературно-музыкальная композиция "Через года, через века, помните!"

Сценарий композиции, посвященный Дню победы....

Музыкально-поэтическая композиция «Через века, через года помните …»

Музыкально-поэтическая композиция «Через века, через года помните …»...

Классный час, посвященный Дню Победы "Помните! Через века, через года,- помните!»

Классный час разработан к празднику, посвященному Дню Победы. Классный час создавался и проводился с участием детей начальной школы. На слайдах отражены события военных лет с начала войны и до победы....

Сценарий вечера памяти и скорби, посвящённого 75-й годовщине со дня начала Великой Отечественной войны "Помните! Через года, через века..."

Открытое мероприятие, посвящённое 75-й годовщине со дня начала Великой Отечественной войны. Для всех воспитанников школьного возраста....

Конкурс чтецов «Вспомним через века, через года, о тех, кто уже не придёт никогда»

Конкурс чтецов посвящён Дню Победы в Великой Отечественной войне. Цель конкурса : знакомство с военно-патриотической литературой. Задачи: 1. Привлечь учащихся к чтению военно-патриотической литературы...

Онлайн-конференция "Помните! Через года, через века!"

Сценарий онлайн конференции, которая проходила накануне Дня победы. Здесь рассказывается о героических подвигах Советского народа в годы ВОВ. Участвуют все. В конце обязательно проходит минута молчани...

Классный час «Помните! Через века, через года!»

Классный час, посвященный Победе в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов....