Картины прошлого нашей страны. Славяне.
план-конспект занятия (4 класс)
Сценарий учебно-воспитательного занятия
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Сценарий учебно-воспитательного занятия | 13.05 КБ |
Предварительный просмотр:
Воспитатель ГПД: Казьмина Валерия Вадимовна
Класс: 4
Дата: 19 апреля
Тема занятия: Картины прошлого нашей страны. Славяне.
Цель занятия: пробудить у детей интерес к изучению истории и чувство гордости за историческое прошлое своего народа.
Дидактические средства: изображения богов древних славян, картины, фрагменты учебных фильмов.
Музыкальные произведения: М. Мусогорский «Рассвет на Москве-реке», Н. Римский-Корсаков «Сеча при Керженце», С. Прокофьев «Вставайте, люди русские».
Ход занятия
I. Беседа.
Нашими предками были многочисленные славянские племена, жившие на Восточно-Европейской равнине, по берегам таких рек, как Днепр, Днестр, Волхов, Ока, Западная Двина и т.д.. Каждое племя называлось по своему.
- Кто из вас может вспомнить названия племён древних славян? (Ответы детей)
Вот некоторые из названий: поляне, древляне, вятичи, кривичи, родимичи, волыняне и другие.
- Как вы думаете, природные условия, в которых жили наши предки, сохранились до настоящего времени или изменились? (Ответы детей)
Восточно-Европейская равнина по своим природным условиям в далёком прошлом отличалась от современности. Климат был иной — летом теплее, а зимой холоднее; лесов было больше и они были гуще, деревья были крупнее и леса простирались дальше на север и дальше на юг, чем в наши дни; сохранившиеся доныне реки были значительнее полноводнее, а в нынешних многих руслах пересыхаюших летом весенних ручейков тогда текли исчезнувшие ныне настояшие реки. Такой природный ландшафт почти не нёс на себе следов деятельности человека, так как славяне проживали компактными группами-общинами, более удалёнными друг от друга чем, например, в Средиземноморье. В те времена восточные племена селились преимущественно по берегам рек в посёлках, которые укрепляли валами, рвами и частоколом из крепких брёвен.
- Кто догадался, почему древние славяне селились именно по берегам рек? (Ответы детей)
Действительно, река — это вода, а вода — это жизнь.Перемещаться по такой огромной территории летом на большие расстояния, когда много десятков километров разделяли места поселений славян, можно было только по рекам, переходя из одной водной системы в другую через волоки; зимой же самые замерзшие реки могли быть «автострадами» для санных и конных. Число же сухопутных путей, круглогодично связывающих удалённые регионы друг с другом, было минимально. Лесные звериные тропы были, конечно, повсеместно, поскольку они — часть биоценозов, но всё же это не дороги, хотя пеший и конный в сплошных лесных массивах мог перемешаться по ним на сотни километров, конечно, если умел ориентироваться по местоположению на пространствах Восточно-Европейской равнины.
- Подумайте и ответьте, почему для укрепления своих жилищ славяне использовали частокол, а не камень или другой строительный материал? (Ответы детей)
Сама природно-географическая среда на этой территории была мощнейшей фортификационной системой, опираясь на которую, местное население было хорошо защищено от набегов агрессоров извне. Продуктивность же естественных биоценозов была многократно выше нынешней: рыбы было больше и она была крупнее; грибы, ягоды, орехи, мёд — дары леса; плюс к этому охота, земледелие, на заливных пойменных лугах — выпас домашнего скота и заготовка сена, - всё это гарантировало при хорошо организованном общинном труде достаточно высокий уровень «продовольственной безопасности» славян. Да и внутренние систематические конфликты с целью захвата добычи, произведённой соседями, в этой природной среде были малоэффективны по сравнению с трудовой деятельностью вследствие высоких затрат на транспорт для их осуществления, что было неявным стимулом для организации именно труда, а не войны; а при низкой численности населения внутренние конфликты по поводу контроля над теми или иными конкретными территориями были просто безсмысленны, как и массовый захват пленников с целью обращения их в рабство. В подтверждение этому: частоколы из брёвен, окружавшие древние городища, - это всё же в большей степени защита от животных, нежели фортификационные сооружения, предназначенные для обороны от людей.
- Чем же занимались восточные славяне? (Ответы детей)
Занимались они подсечным земледелием и скотоводством. Чем отличается подсечное земледелие? Выбирался участок леса, на нём выжигалось всё дотла. Труд был очень тяжёлым: сначала нужно было рубить лес по берегам рек, корчевать пни, пахать землю. И только потом участок засевался. На протядении нескольких лет урожаи зерновых на удобренной золой земле были высокими, к тому же пал уничтожал семена сорняков, яйца и личинки насекомых-вредителей. Когда урожаи начинали падать, то прежний участок оставляли о он снова зарастал лесом, и создавали новый участок под пахоту.
В быту славяне использовали глиняную посуду, изделия из кожи, дерева и металла. Труд гончаров, кузнецов и других ремесленников был у славян в почёте. Женщины шили одежду, изготавливали обувь, пекли хлеб. Мужчины, помимо земледелия, ловили рыбу, охотились и занимались пчеловодством.
А теперь поговорим о жилище восточных славян. Жили они в хижинах, которые были углублены на метр в землю. Стены жилищ делали из тонких стволов деревьев, очищенных от веток и коры (жердей). В углу хижины стояла каменная печь. Она топилась по-чёрному: дым шёл прямо в избу и выходил через маленькое окошко наружу. Почти всё место в хижине занимали стол и деревянные лавки. Спали на полу, на охапках сена, покрытых звериными шкурами.
- Кто из вас может вспомнить имена богов, которым поклонялись славяне? (Ответы детей)
Природа порой не позволяла собирать богатый урожай, огонь сжигал места поселений. Славяне не умели бороться со стихией, поэтому обращались за помощью и защитой ко многим богам. Старшим считался бог Сварог, - отец других богов. Особо почитались бог грома Перун, бог ветра Стрибог, бог леса Святобор, бог плодородия Ярило. От них, считали славяне, зависела жизнь посёлка, особенно урожаи.
II. Игра
Сегодня мы поиграем в древних славян. Образуем несколько племён. Каждое племя должно придумать себе название, но так, чтобы соседнее племя не узнало его. Это одно из условий игры. Второе условие: племя — это одна команда, работает дружно. Если в племени возникает спор, ведущий может племя изгнать, то есть, распределить его членов в другие племена. Но при этом они становятся изгнанниками и не имеют права голоса при решении каких-либо вопросов.
(Дети делятся на племена, каждое племя получает набор фломастеров и лист ватмана. Выбирают старейшину племени. Он получает от ведущего задание, написанное на листке, и организует работу. Все задания выполняют на ватмане. Следующее задание можно получить только тогда, когда выполнено предыдущее.
Ведущий не объясняет, дети должны сами догадаться, как на ватмане обозначить лес, хижины, реку, пни и т.д.. Мудрее окажутся те, кто для более быстрой работы будет обозначать символами или словами.)
Задания
1. Выбрать на берегу реки в берёзовом (сосновом, дубовом, осиновом или др.) лесу поляну, срубить 10 деревьев, выкорчевать пни и построить 3 хижины.
2. Проложить тропинку к реке и сделать удобный подход. Сделать неводы для ловли рыбы.
3. Найти вторую поляну рядом с первой и вспахать её под пшеничное поле.
4. Сделать вал вокруг посёлка.
5. Найти месторождение глины и построить гончарную мастерскую.
6. Построить кузницу.
7. Поставить идолов для поклонения богам.
8. Собрать к зиме урожай ягод, грибов и орехов.
9. Построить ещё три хижины.
10. Определиться, чем занимаются и что изготавливают ваши женщины и мужчины.
11. Обнести посёлок частоколом.
12. На вас нападают кочевники. Создать дружину воинов.
13. Познакомиться с ближайшим племенем и пригласить его представителей к себе в гости.
14. Создать обмен между племенами товаром, который вы изготавливаете.
III. Подведение итогов.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Путешествие в прошлое нашего города
Презентация. Цель: изучение исторического прошлого города Тольятти...
Путешествие в прошлое нашего города
Научная статья. Цель: узнать историческое прошлое города Тольятти....
"Героическое прошлое нашей Родины в произведениях музыки и изобразительного искусства"
Презентация и конспект интегрированного урока - музыка и ИЗО !Героическое прошлое нашей Родины в произведениях музыки и изобразительного искусства" Цели урока: образовательны...
Игра "Поле чудес" "Из прошлого нашей Родины"
Внеклассное мероприятие к 23 февраля....
Как жили наши предки славяне
Тема занятия: «Как жили наши предки». Форма: Викторина Цель: знакомство с особенностями жизни славян, воспитание интереса к прошлому своих предков, гордости за свой народ....
Конспект урока-исследования по предмету Литературное чтение 4 класс УМК "Гармония". тема: "Картины прошлого России. А.П.Чехов "Ванька".
Урок построен с использованием проектно-исследовательской технологии....
Наши предки славяне
На уроке истории четвероклассники узнают о расселении древних славян, их занятиях, жилищах, орудиях труда, верованиях. В презентации даются понятия "племя", "князь", "дружина...