Большая игра "Экспедиция"
учебно-методический материал (1 класс)

Любимова Елена Львовна

Ребята путешествуют по играм, выполняя задания, которые также включают в себя уже пройденный учебный материал. В большую игру входят несколько маленьких игр, которые можно ситуативно использовать отдельно или в комплексе с одной-двумя любыми другими играми. 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл bolshaya_igra_ekspeditsiya.docx22.49 КБ

Предварительный просмотр:

Большая игра «Экспедиция»

В большую игру входят несколько маленьких игр, которые можно ситуативно использовать отдельно или в комплексе с одной-двумя любыми другими играми.

Цели и задачи большой игры: развитие воображения, умения принимать игровую ситуацию и правила, социально взаимодействовать с игроками, понимать переносный смысл пословиц и фразеологизмов; активизация и расширение словарного запаса; закрепление и развитие звуко-буквенного анализа.

Инструкция

Учитель. Ребята, мы отправляемся с вами в неведомую страну, в которой нас ждут приключения, испытания и открытия. Чтобы пройти успешно весь путь и не потеряться, чтобы добыть клад и справиться с трудностями, нужно быть внимательными, наблюдательными и смелыми.

  1. Испытание «Стражи ворот». В волшебную страну войдут только те, кто сможет разгадать и прочитать полезные советы, составленные стражей для странников. Советы перепутаны предыдущими путниками: начало на одном листке, продолжение на другом. Без полезных советов и правил можно заблудиться в волшебной стране.

Дети получают конверт, в котором в беспорядке находятся разрезанные на части пословицы и фразеологизмы. Они восстанавливают фразы и объясняют их значение.

Семь раз отмерь...

Найдешь за семью...

Иди семимильными...

Лук...

Семеро одного...

Будь семи пядей...

Сам погибай...

Работай до седьмого...

Знай: семь бед...

Не доверяй седьмой воде...

Не заговаривай...

За двумя зайцами погонишься...

...не ждут

...на киселе

...а товарища выручай

...пота

...ни одного не поймаешь

...от семи недуг

...зубы друзьям

...во лбу

...шагами

...один отрежь

...печатями

...один ответ

 

Испытание «Быстрый ответ», или «Во власти буквы М». Мы попали во власть буквы М (можно работать с любой часто употребимой буквой – к, р, н, т и пр.). Нужно быстро отгадать, какие деревья, цветы, ягоды, овощи растут здесь, какие летают птицы, бегают звери, какая река течет и какой стоит город.

На доске или листе бумаги:

 Зверь

 Птица

 Река

 Дерево

 Город

 Овощ

 Цветок

 Ягода

Дети придумывают:

  1. М

  2. мышка

  3. малиновка

  4. Москва

  5. манго

  6. Мадрид

  7. морковь

  8. маргаритка

  9. малина

  1. К

  2. кошка

  3. кукушка

  4. Каменка

  5. клен

  6. Клин

  7. кабачок

  8. календула

  9. клубника

  1. О

  2. осел

  3. орел

  4. Ока

  5. осина

  6. Омск

  7. огурец

  8. одуванчик

  9. облепиха

Выигрывает та команда, которая придумала больше названий. Взрослый может помогать в затруднительных случаях. В одной игре участвует только одна буква.

Испытание «Переправа» («Слово за слово»). Мы находимся перед широкой, глубокой и стремительной рекой. Переплыть ее нет никакой возможности, нет ни лодки, ни сил. Но мы можем построить мост. Материалом нам послужат слова. Они должны быть достаточно длинными, обозначать предметы или явления. Последний слог каждого слова должен быть первым слогом следующего слова.

Дети составляют цепочку слов. Например: море – река – карта – тарелка – каша – шапка и т.д., и так переправляются через опасную реку. Дети, придумавшие больше слов, отмечаются педагогом.

Испытание «Разведчики»  («Назови целое»). Мы находимся в необычном лесу. В нем среди деревьев видны только непонятные части каких-то предметов. Что это? Если вы, как разведчики, отгадаете по части целый предмет, мы сможем отправиться дальше.

Детям показывают картинки или просто называют слова:

– крыло (птица, бабочка), ветка (дерево, куст), лапа (зверь, насекомое);

– лепесток (цветок), рука (человек, ребенок), окно (дом, сарай, изба);

– лист (куст, книга, тетрадь), карман (платье, пальто), ухо (зверь, человек);

– колесо (телега, машина), корень (дерево, цветок), ножка (стол, стул ).

Дети отгадывают, и команда отправляется дальше. Самые активные отмечаются педагогом.

Испытание «Восхождение» («Кто больше»). Перед нами высокая гора. Нам обязательно нужно взобраться на ее вершину. Мы построим лестницу из слов. Ступеньками послужат слова из трех букв. Чем больше будет ступенек, тем легче подниматься. Начинаются все слова со звука /р/, оканчиваются на парный согласный (сначала берутся слова с глухим, затем со звонким согласным), а в середине – гласный звук.

Дети придумывают слова, записывают их, объясняя правописание. Например: рот, рок, рис, риф, рос, рак, раб, раз, раж, рад, ряд, ров, рог, род, рев, режь и т.д.

Испытание «Клад» («Зашифрованные слова»). Теперь мы находимся на вершине горы. Здесь среди корней деревьев и камней мы видим сундучки (коробочки), наверное с сокровищами. Открыть их можно, только отгадав зашифрованные слова.

Дети отгадывают пароли, состоящие из трех согласных, которые можно переставлять местами, добавлять к ним любые гласные и удваивать, если нужно, согласные. Сундучки открываются, а там могут быть разные привлекательные вещи (картинки с нужными вещами, что-то вкусное, наклейки для стимуляции детской активности и прочее – по усмотрению педагога).

  1. Примерный набор шифров

С, М, Л

солома, масло, салями, смола

 Д, Р, Н

 народ, донор, родина, рондо

К, Р, Л

коралл, крыло, король

март, мотор, метро

Испытание «Алфавитный завтрак». Мы уже давно путешествуем, пора перекусить. Но на нашей остановке все блюда могут быть съедены только в алфавитном порядке, так как мы на поляне Алфавитии. У нас на столе продукты. Назовите их в алфавитном порядке. (Можно завтрак заменить, например, зоопарком: анаконда, броненосец, варан, гепард, дикобраз, еж …)

Выигрывает ребенок, назвавший последнее слово.

Испытание «Приключение». На этой остановке нам предстоит придумать фантастический рассказ о приключениях в волшебной стране придуманных героев. Помогут в этом помощники-вопросы. Отвечая на них, мы можем придумать веселую и интересную историю.

На доске:

1. Кто да кто?

2. Где?

3. Когда?

4. Что делали?

5. Зачем?

6. Кто помогал?

7. Что из этого вышло?

8. Что теперь делать?

9. Какой из всего этого можно сделать вывод?

Дети пишут ответы на вопросы по очереди на одном листе бумаги, но так, чтобы их ответов не видели другие игроки. Затем лист разворачивается, и учитель читает весь рассказ о приключении.

Окончание экспедиции. Игра «Угадай слово». Наша экспедиция подходит к концу. Мы стоим перед воротами волшебной страны. Для того чтобы выйти в ворота и вернуться в обычную жизнь, нужно отгадать слово, спрятанное в гирлянде над воротами.

В первый флажок впишите букву м.

В третий слева флажок впишите букву, стоящую перед буквой м.

В последний флажок – первую букву алфавита.

В пятый с начала ( он же пятый с конца) впишите д.

Во второй с конца – букву, стоящую в алфавите после первой буквы этого слова.

В предыдущую – букву и.

Между буквами д и и впишите букву, обозначающую всегда мягкий согласный звук.

(Ответ: молодчина.)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Большому кораблю - большое плавание"(из опыта работы)

Процесс учения и воспитания в начальных классах сродни плаванию на парусном корабле. Учитель-капитан, и ему нужно так организовать учебную и воспитательную работу, чтобы курс был правильным, а р...

"Родина - слово большое, большое!"

Урок гражданственности...

Родина - слово большое, большое

Родина - слово большое большое!...

Презентация "Родина - слово большое большое"

Презентация к уроку гражданственности "Родина - слово большое большое!...

Демонстрационный материал по теме "Решение задач "больше на....больше в..."

Демонстрационный материал по теме "Решение задач "больше на....больше в..."...

Карточка с задачами по теме "На.. больше (меньше). В... раз больше (меньше)" 3 класс

Карточка с задачами по теме "На.. больше (меньше). В... раз больше (меньше)" 3 класс...

Технологическая карта урока литературного чтения. Тема:"Т.Бокова "Родина слово большое, большое...""(3 класс, УМК "Школа России").

Тип урока: “открытие” нового знания. Цель урока: формирование читательской компетенции при чтении и анализе произведения Т.Бокова “Родина слово большое, большое...”.Задачи...