Конспект классного часа "Уважай старших"
классный час

Хайретдинова Юлия Ураловна

Конспект классного часа

«Уважай старших»

Цели:

-формирование уважения к старшим

-формирование внимательности к окружающим

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                                     Министерство образования и науки Челябинской области

государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

«Челябинский педагогический колледж № 1»

Конспект классного часа

«Уважай старших»

Цели:

-формирование уважения к старшим

-формирование внимательности к окружающим

Выполнили: Хайретдинова Юлия, Кокшарова Ирина, Соколова Мария, Ешниязова Милана

студентки 26 группы

Методист: Ульянова Т.А.

Отметка:

Челябинск, 2020

Дата проведения мероприятия:

ФИО учителя: Гришкевич В.В.

Класс:4 «А»

Ход классного часа:

Этап

Время

Содержание

Примечание

1. Организационный

5 мин

Здравствуйте, товарищи кадеты.

2. Основной

20 мин

 - Ребята, сегодня мы с вами поговорим об уважении к старшим, о чуткости и отзывчивости. Тема классного часа «Уважай старших»

- Как вы понимаете смысл выражения «Уважай старших»? 

(Здороваться со старшими, уступить место, помочь в чём-либо и т.д.)

А теперь давайте послушаем сказку-притчу.

Сказка-притча :

В далекие времена, а может и не очень далекие жил-был старый человек. Ему было много лет. За эти годы глаза его стали плохо видеть, колени дрожали, он больше не слышал окружающего мира. Жил он вместе с сыном и его женой да маленьким сыном. Вот и осталось ему, что поговорить с сыном да невесткой.

– Сынок расскажи-ка мне, что в газетах пишут, что люди говорят.
– Некогда мне, отец, с тобой говорить, – отвечает сын. – Надо поле засевать, скотину кормить, лежишь на печи, ну и лежи. Вот лучше с невесткой поговори.
– Нет у меня времени беседы праздные вести. Надо хлеб месить, пироги печь. Вот с внуком своим поговори. Ему делать нечего.

Лежит старик, текут слезы по его щекам. Вспоминает он свою жизнь. Как воевал, каким храбрым солдатом был, как свободу своим детям и внуку добывал.

Прошло немного времени. Совсем старик обессилел.

– Послушай, муж, – говорит невестка. Отец-то всю еду на пол роняет, только успеваю крошки убирать. Хватит ему с нами за столом сидеть, пусть за печкой ест. А я ему деревянную ложку и миску куплю, чтоб хорошую посуду не бил.

С тех пор старик всё время сидел за печкой один. Ел из деревянной миски и деревянной ложки. И суп его был соленым-соленым, потому что состоял наполовину из его горьких слез.

Однажды мать увидела, что её маленький сын принес из сарая деревянную чурочку и начал ножиком что-то из неё вырезать. Целый день сидел. Решила мать спросить у своего сына о том, что он так усердно делает.

– Расскажи, сынок мой дорогой, что ты такое хорошее мастеришь?
– Ложки деревянные да миски, – отвечает сын. – Когда вы старыми станете, из каких мисок я вас кормить буду? А эти, глядишь, не разобьёте и не уроните, когда я вам за печку еду приносить буду.

Только тогда сын с невесткой поняли, что они натворили. Посадили они дедушку за стол, стали его пирогами да киселями угощать, совета спрашивать, заботами своими делиться. Поняли они, что натворили. Слава богу, вовремя спохватились.

Беседа по содержанию.

-Ребята, о чем шла речь в этой сказке?

 (Об отношениях между стариками и их детьми. Об уважительном отношении младших к старшему поколению.)

- Правильно. Очень отрадно, что дети этого старика вовремя осознали свою ошибку. Но встречаются в жизни и такие ситуации, когда родные дети забывают своих родителей, не навещают их, если они рядом, не пишут писем, если они далеко. Это горько и страшно. К сожалению, герои рассказа Валентины Осеевой “Бабка”, о которых мы будем говорить сегодня, спохватились слишком поздно. Мы с вами прочитаем отрывки из этого рассказа, сделаем выводы, как необходимо относиться к старшим.

Чтение рассказа В. Осеевой «Бабка».

Бабка была тучная, широкая, с мягким, певучим голосом. В старой вязаной кофте, расхаживала она по комнатам, неожиданно появляясь перед глазами, как большая тень.

- Всю квартиру собой заполнила - ворчал Борькин отец. А мать робко возражала ему:

- Старый человек, куда ж ей деться?

- Зажилась на свете, - вздыхал отец... В инвалидном доме ей место, вот где!

Все в доме, не исключая и Борьки, смотрели на бабку как на совершенно лишнего человека. Бабка спала на сундуке. Всю ночь она тяжело ворочалась с боку на бок, а утром вставала раньше всех и гремела на кухне посудой. Потом будила зятя и дочь:

-Самовар поспел, вставайте! Попейте горяченького-то на дорожку. Подходила к Борьке:

- Вставай, батюшка мой, в школу пора.

- Зачем? - сонным голосом спрашивал Борька.

- В школу. Темный человек глух и нем - вот зачем! Борька прятал голову под одеяло:

- Иди ты, бабка.

- Я-то пойду, да мне не к спеху, а вот тебе к спеху.

- Боря, вставай! - стучал в стену отец. - А вы, мать, отойдите от него, не надоедайте с утра.

Но бабка не уходила. Она натягивала на Борьку брюки, рубашку.

Когда все уходили, она начинала хозяйничать. Чистила, мыла, варила; потом вынимала из сундука спицы и вязала. Спицы двигались в бабкиных руках то быстро, то медленно - по ходу ее мыслей. Иногда совсем останавливались, падали на колени, и бабка качала головой:

- Так-то, голубчики мои! Не просто, не просто жить на свете!

***

Приходил из школы Борька, сбрасывал на руки бабке пальто, шапку и, швыряя на стол сумку с книгами, кричал:

- Бабка, поесть!

Бабка прятала вязание, торопливо накрывала на стол, скрестив руки на животе, следила, как Борька ест.

В эти часы как-то невольно Борька рассказывал ей об уроках, товарищах. Бабка слушала его любовно, с большим вниманием, приговаривала:

- Все хорошо, Борюшка: и плохое, и хорошее,- хорошо. От плохого человек крепче делается, от хорошего душа зацветает. Наевшись, Борька отодвигал от себя тарелку:

- Вкусный кисель сегодня! Ты ела, бабка?

- Ела, ела - кивала головой бабка. - Не заботься обо мне, Борюшка, я, спасибо, сыта и здорова.

Потом вдруг, глядя на Борьку выцветшими глазами, долго жевала она беззубым ртом какие-то слова. Щеки ее покрывались рябью, и голос понижался до шепота:

- Вырастешь, Борюшка, не бросай мать, заботься о матери. Старое, что малое, в старину говаривали: трудней всего три вещи в жизни: богу молиться, долги платить, да родителей кормить.

- Я мать не брошу. Это в старину, может, такие люди были, а я не такой!

- Вот и хорошо, Борюшка. Будешь поить-кормить, да подавать с лаской, а уж бабка твоя на это с того света радоваться будет.

Со двора доносится визг ребят. К Боре пришел друг.

- Идем, идем! Можешь с ней не здороваться. Она у нас старая старушенция.
Бабка отдернула кофту, поправила платок и тихо пошевелила губами:

- Обидеть, что ударить, приласкать - надо слово искать. А в соседней комнате товарищ говорил Борьке:

- А с нашей бабушкой всегда здороваются. И свои и чужие. Она у нас главная.

- Как это - главная? - заинтересовался Борька.

- Она старенъкая, всех вырастила. Ее нельзя обижать. А что же ты со своей так? Смотри, отец, взгреет!

- Не взгреет! - нахмурился Борька. - Он сам с ней не здоровается.

Товарищ покачал головой:

- Чудно! Теперь старых все уважают.

- Да мы свою бабку не обижаем, - покраснел Борька. – Она у нас сыта и здорова.

Прощаясь с товарищем, Борька задержал его у дверей.

- Бабка, - нетерпеливо крикнул он, - иди сюда!

- Иду, иду, - заковыляла из кухни бабка.

- Вот, - сказал товарищу Борька, - попрощайся с моей бабушкой.

После этого разговора Борька часто ни с того ни с сего спрашивал бабку:

- Обижаем мы тебя? А родителям говорил:

- Наша бабка всех лучше, а живет хуже всех, никто о ней не заботится.

Мать удивлялась, а отец сердился:

- Кто это тебя научил родителей осуждать? Смотри у меня - мал еще.

И разволновавшись, набрасывался на бабку:

- Вы, что ли, мамаша, ребенка учите? Если недовольны нами, могли сами сказать.

Бабка мягко улыбаясь, качала головой:

- Не я учу - жизнь учит. А вам бы, глупые, радоваться надо. Для вас сын растет. Я свое отжила на свете, а ваша старость впереди.

Перед праздником возилась бабка до полуночи на кухне. Гладила, чистила, пекла. Утром поздравляла домашних, подавала чистое глаженое белье, дарила носки, шарфы, платочки.

Отец, примеривая новые носки, кряхтел от удовольствия:

- Угодили вы мне, мамаша! Очень хорошо, спасибо вам! Борька удивлялся:

-Когда это ты навязала, бабка? Ведь у тебя глаза старые, ещё ослепнешь!

Около носа у нее была большая бородавка. Борьку эта бородавка забавляла.

- Какой петух тебя клюнул? - смеялся он.

- Да вот выросла, что поделаешь!

Борьку вообще интересовало бабкино лицо. Были на этом лице разные морщины: глубокие, мелкие, как ниточки и широкие, вырытые.

- Чего это ты такая разрисованная? Старая очень? - спрашивал он. Бабка задумывалась.

- По морщинам, голубчик, жизнь человеческую, как по книге можно читать.

- Как это? Маршрут, что ли?

- Какой маршрут! Просто горе и нужда здесь расписались. Детей хоронила, плакала - ложились на лицо морщины. Нужду терпела, билась - опять морщины. Мужа на войне убили, много слез было - много морщин осталось. Большой дождь и то в земле ямочки роет.

Беседа по прочитанному произведению.

- Как бабушка относилась ко всем в доме? ( Что она делала для отца Бори? Что она делала по хозяйству? Что она делала для Бори?)

- Какой же была бабушка?

- Как в доме относились к ней? Как её называли?

- Чему она учила Борю?

- Как к ней относился Боря?

- Чему научил товарищ Борьку?

Народные пословицы об уважительном уважении к старшим.

Пословица — один из важнейших источников, раскрывающих отношение к старикам. Русская пословица подчеркивает житейский опыт и мудрость старого человека: Старик, да лучше семерых молодых. Молодой работает, старый ум дает. Глубокое уважение к возрасту испытывают и финны: Молодой красив, старый умен.

В русской традиции большую роль играла преемственность - накопление опыта и передача его следующим поколениям. Русский крестьянин традиционно ссылался на опыт дедов и прадедов. Старики были главными авторитетами в хранении нравственно-эстетических традиций, знатоками фольклора и хранителями исторического знания, поэтому нормой русской крестьянской этики было уважение к старику, его возрасту и опыту.

Народы всех континентов единодушно требуют уважения к старшим: «Спелое пробуй, старших слушай», - учат буряты и монголы; «Старших уважай, младших воспитывай», - говорят, тувинцы; «Учись мудрости у того, кто прежде тебя износил рубашку», - услышишь от узбека; «От совета старых людей голова не болит», - говорит русская пословица; «Слушай, что говорят старики», - скажет японец; «Кто старшего не послушался, в большую яму упал», - считают чеченцы.

Просмотр мультфильма «Алёшины сказки».

 

3. Заключительный

5 мин

 Ребята, понравился ли вам классный час?

(ответы детей)

Что нового мы сегодня узнали?

(Ответы детей)

-Ребята, прислушивайтесь к взрослым, уважайте старших. Растите добрыми, чуткими и отзывчивыми, умеющими разделить и горе, и радость близких вам людей, особенно пожилых.

Всем спасибо, вы большие молодцы!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия в старшей группе Лепка сюжетная Лукоморье

Консект занятия в старшей группе Лепка сюжета Лукоморье...

Конспект для детей старшего дошкольного возраста

Конспект для детей старшего дошкольного возраста...

Конспект НОД в старшей группе по теме "Ознакомление со свойствами света"

Совместная опытно - исследовательская деятельность по знакомству детей старшего дошкольного возраста со свойствами света. ...

Конспект НОД в старшей группе на тему "Грибы"

1.     Тип занятия: комбинированное2.     Форма занятия: фронтальная3.     Продолжительность: 25 минут4.     Участники: ...

Конспект занятия в старшей группе Тема: «Лекарственные растения».

Цели.  Познакомить детей с лекарственными растениями; правилами сбора, применения и охраны растений; научить различать самые обычные цветущие травы: тысячелистник, чистотел, одуванчик, цикорий и ...

Конспект классного часа в 1- 2 классах на тему «Уважай старших»

Конспект классного часа в 1-2 классах на тему «Уважай старших».Цели: воспитывать уважение к старшим; повторить правила вежливости; развивать стремление быть внимательным к окружающим людям...

Конспект классного часа. Тема: "Отношение к старшим" 1 класс

Конспект классного часа  Цели: формирование знаний об отношении к старшим, разъяснение содержания и необходимости моральных норм уважения к старшим....